Анализ состояния и научно-методического обеспечения преподавания в начальной школе в 2011-2012 учебном год




Скачать 141.84 Kb.
НазваниеАнализ состояния и научно-методического обеспечения преподавания в начальной школе в 2011-2012 учебном год
Дата публикации23.04.2013
Размер141.84 Kb.
ТипАнализ
uchebilka.ru > Право > Анализ
Анализ состояния и научно-методического обеспечения преподавания в начальной школе в 2011–2012 учебном году

Л.И. Душенко
В настоящее время отечественная система начального образования переживает период модернизации. Компетентностный подход в школьном начальном образовании способствует реализации принципов гуманизации и демократизации, направленных на личностное развитие младших школьников, формирование у них основных компетентностей. В этих условиях приоритетами становятся качество и эффективность образовательного процесса, его практическая направленность.

Научно-методическая работа, осуществляемая в институтах последипломного педагогического образования, является важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей начальных классов.

Для организации эффективной методической работы учителей начальных классов был проведён анализ кадрового состава.

Обучение и воспитание учащихся в школах I ступени города в 2011–2012 учебном году осуществляли 666 учителей. Образовательный уровень учителей начальных классов достаточно высокий: 82% (545 человек) имеют высшее образование (см. таблицу 1).

Таблица 1
^

Сведения о кадровом составе учителей начальных классов



Всего

учителей

Высшее

образование

Незаконченное

высшее

Среднее

специальное

666

545

16

105

% от

общего

числа

82%

2%

16%


Анализируя кадровый состав учителей начальных классов, можно сделать вывод: продолжает расти число учителей начальных классов с высшим образованием – с 74% в 2004 г. до 82% в 2011 г.

Кадровый потенциал школы I ступени характеризуется высоким профессиональным уровнем учителей: 181 человек имеет высшую категорию, 86 – звание «Старший учитель», 50 – «Учитель-методист» (см. таблицу 2).

Таблица 2
^
Количественный анализ уровня квалификации учителей начальных классов




^ Категория, звание

Количество педагогов

% от общего числа

Учитель-методист

50

7,5%

Старший учитель

86

13%

Учитель высшей категории

181

27%


Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене школы, внедрение современных педагогических технологий, реализация модели личностно ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Одной из форм обновления обучения и повышения своего профессионального мастерства учителя начальных классов видят в курсовой подготовке, где хорошо прослеживается сравнительный уровень своего труда с передовыми педагогами города. Формы курсов повышения квалификации очень разнообразны, что положительно сказывается на результатах труда учителей.

В 2011–2012 учебном году по заявкам школ 120 учителей начальных классов прошли обучение в ИПО на комплексных курсах повышения квалификации. Основополагающими подходами в сложном процессе профессионального совершенствования педагогических кадров во время курсовой подготовки являлись:

– практическая направленность обучения слушателей;

– опережающий характер повышения квалификации с учётом профессиональных потребностей педагогических кадров в овладении новым содержанием образования;

– углубление процессов дифференциации и персонификации в работе со слушателями.

Результативность курсовой подготовки прошлого учебного года отслеживалась на семинарах, открытых мероприятиях, в ходе аттестации.

В 2011–2012 учебном году на уровне городской комиссии аттестацию проходили 35 учителей начальных классов (см. таблицу 3).

Таблица 3

^ Результаты аттестации учителей начальных классов школ города


Квалификационные категории, педагогические звания

Количество учителей

звание «Старший учитель»

5

звание «Учитель-методист»

3

специалист высшей категории

13


Экспертной группой было посещено 70 уроков аттестующихся учителей. Большинство из них продемонстрировали знания основных требований к уроку, глубокое знание методики. Профессиональная зоркость, создание благоприятного психологического климата на уроке при личностно ориентированном обучении, педагогическая интуиция позволили учителям провести уроки на высоком уровне.

Высокое педагогическое мастерство показали на своих уроках учителя: Абибулаева А.Э. (ОШ № 59), Евсеева Е.М. (гимн. № 5), Мамонова В.В. (гимн. № 5), Злотникова Н.М. (гимн. № 5), Литвищенко Л.А. (ОШ № 15), Коток Т.П. (ОШ № 52), Кузьминых Н.В. («Таврида»), Василенко Н.В. (ОШ № 54), Носенко Н.И. (ОШ № 39), Мирошник М.А. (СШ № 43), Черныш Т.М. («Хабад»).

Аттестуемые учителя-методисты предоставили собственные методические разработки, которые были одобрены и рекомендованы к внедрению. Особенно интересны и актуальны методические материалы, которые разработали учителя: Кузьминых Н.В. («Таврида»), Гуреева М.Н. (гимн. № 8), Выдыш В.Н. (СШ № 58).

Кабинет начального образования ИПО СГГУ целенаправленно работает над формированием и повышением профессионального и методического уровня учителей начальных классов и в межкурсовой период. В текущем учебном году дифференцированный подход к повышению квалификации учителей начальных классов осуществлялся через различные формы методической работы как традиционные, так и инновационные: проблемно-тематические курсы, семинары-практикумы, конференции, творческие группы, школа молодого специалиста, методический фестиваль, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы, конкурсы, творческие отчёты учителей, заседания районных МО учителей начальных классов.

Наиболее активными участниками городских методических мероприятий были учителя начальных классов гимн. № 2, 5, 8, 10, СШ № 3, 35, 43, 57, 58, ОШ № 6, 14, 15, 22, 23, 25, 32, 33, 37, 38, 39, 41, 49, 50, 54, 60, 61, УВК-1.

С целью ознакомления с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями МОНМС Украины, подготовкой к проведению городских мероприятий в течение года было проведено 5 инструктивно-методических совещаний для учителей начальных классов:

– «Организационно-методическое обеспечение УВП в 2011–2012 уч.г.»;

– «Аттестация педагогических работников в 2011–2012 уч.г.»;

– «Организация и проведение городской интеллектуальной олимпиады младших школьников»;

– «Об окончании учебного года и проведении государственной итоговой аттестации в 4-х классах»;

– «О внедрении нового Государственного стандарта начального образования в учебно-воспитательный процесс».

В 2011–2012 учебном году содержание и формы методической работы кабинета начального образования ИПО СГГУ определялись проблемной темой «Обновление начального образования через внедрение новых образовательных технологий». Повышению профессионального мастерства педагогов способствовали городские семинары-практикумы. Наряду с изучением трудных разделов программы на семинарах рассматривались итоги работы по внедрению инноваций и экспериментов с широким показом новых форм и методов работы учителей через открытые уроки, внеклассные мероприятия. Всё это в конечном итоге способствует повышению профессионального мастерства учителей и становлению молодых специалистов. Следует отметить хороший уровень подготовки и проведения семинаров-практикумов, в чём большая заслуга администрации и педагогов СШ № 43, 57, ОШ № 6, 33, 39, 50, гимназии № 5.

Вопросам инновационных технологий здоровьесберегающего обучения в начальной школе был посвящён городской семинар-практикум в СШ № 57. Директор школы Гузанова Г.П. поделилась опытом по внедрению здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Педагоги школы Караваева Л.Б., Хромченко Е.А., Игольницына Н.Н., Павлова Н.П. продемонстрировали применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеклассной работе. На уроке сольфеджио и занятии хора Козак О.Н. и Тищенко М.Н. познакомили учителей со звукотерапией, которая снимает стресс, пробуждает эмоции и способствует обучению. Музыка увлекает и оказывает успокаивающее действие на импульсивных, гиперактивных и невнимательных детей.

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к уроку, является дидактическая игра. Цель игры – пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Учителя начальных классов ОШ № 33 (директор Емелин В.В.) Лозицкая Н.Б., Щепцова О.Н., Боброва Т.В., Попова М.С. успешно применяют дидактическую игру на уроках письма для снятия напряжения у детей, на уроках математики – для формирования вычислительных навыков, выполняя однотипные упражнения. На уроках русского языка и чтения отрабатывают скорость чтения, слоговой состав слова, развивают орфографическую зоркость. В процессе игры у детей формируют общеучебные умения и навыки, в частности умения контроля и самоконтроля, формируют такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность и честность. Своими наработками они делились с учителями на городском семинаре «Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся».

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Этой проблеме был посвящен семинар-практикум «Формирование навыка чтения в процессе обучения основам наук», который провела для учителей города ОШ № 39 (директор Репеченко А.Ф.). Учителя Галась Н.А., Носенко Н.И., Смерницкая Е.А. на уроках чтения и обучения грамоте показали разнообразные упражнения по совершенствованию навыка чтения. Носенко Н.И. поделилась с коллегами своим опытом по формированию навыка чтения у младших школьников.

14 декабря 2011 г. в СШ № 43 (директор Сафроняк Г.А.) прошёл семинар-практикум «Развитие творческих способностей ребёнка на основе современных образовательных технологий». Главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу полученных знаний на практике. Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Всё это мы увидели на уроках учителей: Никитко М.А., Ряскиной О.А., Дышлюк Т.Н., Сугак Т.Н.

Высокую оценку учителей города получили семинары в ОШ № 6 (директор Терещенко Н.А.) «Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе», ОШ № 50 (директор Ермакова Н.Г.) «Практические аспекты экологического образования в начальной школе».

На высоком методическом уровне провели уроки и внеклассные мероприятия на городских семинарах учителя: Померанцева А.А. (ОШ № 6), Федорец Е.П. (ОШ № 6), Бочарова С.В. (ОШ № 6), Курабцева М.П. (ОШ № 6), Яковлева Т.И. (ОШ № 50), Бритова М.Б. (ОШ № 60), Полякова И.А. (ОШ № 60).

Блестяще был проведен городской семинар «Использование программных средств в работе учителя начальной школы» в гимназии № 5 (директор Вороной В.И.).

Целенаправленный процесс обучения педагогов осуществлялся в течение года на проблемно-тематических курсах: «Содержание и методика историко-краеведческой работы в начальной школе» (Алтабаева Е.Б.), «Разработка и внедрение инновационных технологий: психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников» (Гасникова Е.И.), «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении» (Гладких И. Ю.), «Основы ИКТ» (Заторская С.В.), «Образовательная среда «1 ученик – 1 компьютер» (Климчук Н.С.), «Семейное воспитание» (Грезе Е.В.).

Работа творческих групп «Внедрение программы «Росток» в УВП начальной школы», «Историческое краеведение в начальной школе», «Информационно-коммуникационные технологии обучения на уроках в начальной школе» в этом учебном году была направлена на внедрение новых технологий обучения.

В последнее время в связи с информатизацией образования пристальное внимание педагогов обращается на материально-техническую базу педагогического процесса. Сегодня стало очевидным, что задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все его сферы. Использование ИКТ даёт толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведёт к их обучению на более высоком уровне. Поэтому в рамках реализации региональной программы «Школа–2015» учителя начальных классов школ города проходят обучение на курсах по изучению и внедрению ИКТ в учебный процесс. Уверенно овладев навыками пользования ПК, мультимедийным проектором, учителя начальных классов СШ № 43, 45, гимн. № 2, 5, 8,10, 24, ОШ № 23, 31, 37 используют педагогические программные средства при подготовке и проведении уроков в начальной школе. Своими наработками в использовании мультимедийных проектов поделились учителя начальных классов на семинарах, при аттестации, на методическом фестивале.

В 2011–2012 уч.г. 99 учителей начальных классов 20 школ I ступени принимали участие в научно-педагогическом проекте «Росток». Участники творческой группы «Внедрение программы «Росток» в УВП начальной школы» ставят перед собой задачу переориентации учебного процесса на личность ученика, создание благоприятных условий для достижения каждым учеником соответствующего уровня знаний.

С целью развития готовности учителей начальных классов к внедрению проекта и осуществлению интегрированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию детей была введена система семинаров-практикумов для учителей начальных классов.

В целях обмена опытом учителя начальных классов Донцова Т.В,. Кравченко О.А. (гимн. № 10), Копаенко С.В, Третяк А.Н. (гимн. № 2) приняли участие в работе Всеукраинского научно-практического семинара по проекту «Росток» в г. Коблево Николаевской области.

Реализацию индивидуальных исследовательских потребностей учителя города уже на протяжении нескольких лет могут осуществлять на заседаниях творческой группы «Историческое краеведение в начальной школе» (руководитель Алтабаева Е.Б.). Результатом их экспериментальной работы явилось создание и внедрение в учебный процесс в новом учебном году учебных тетрадей по «Севастополеведению». Курс «Севастополеведения» создаёт условия, способствующие возрождению и сохранению культурно-исторического потенциала региона и формированию у учащихся эмоционально-ценностного отношения к художественно-эстетическим памятникам малой родины.

Одной из базовых организационных форм методической работы, благодаря которой реализуется максимум определённого содержания, является Школа молодого специалиста. Данная форма создаётся для профессиональной адаптации учителей с опытом работы до 3-х лет. Молодой специалист за время учёбы должен не только адаптироваться к профессии, но и получить серьёзную подготовку. Поэтому в течение учебного года работа Школы молодого специалиста была направлена на:

– углубление научно-теоретической подготовки по предметам и методике преподавания;

– изучение перспективного педагогического опыта, обозначение путей его творческого применения;

– повышение методического уровня молодых учителей.

В школах I ступени города в 2011–2012 учебном году работали 97 молодых специалистов. Тематическое планирование Школы молодого специалиста осуществлялось с учётом уровня профессиональной подготовленности учителей начальных классов, а также выявленных затруднений в их повседневной педагогической деятельности. В течение года для этой категории учителей было проведено 6 теоретических занятий, на которых своим опытом работы делились учителя высшей категории: Павленко В.Я. (СШ № 3) по теме «Современный урок обучения грамоте», Цапко Л.В. (СШ № 3) «Работа с родителями»; Кирсанова Е.Г. (СШ № 3) – «Формирование произвольного и непроизвольного внимания у младшего школьника».

Эффективной формой оказания методической помощи учителям начальных классов было индивидуальное и групповое консультирование методистом ИПО СГГУ по следующим вопросам:

– планирование учебного материала в начальной школе;

– работа с документацией в начальной школе;

– проведение государственной итоговой аттестации в начальной школе;

– проведение городского конкурса педагогов-новаторов «Инновации в учебно-воспитательном процессе»;

– внедрение Государственного стандарта начального образования в УВП начальной школы.

Действенным исполнительным органом в методической работе был совет кабинета начального образования. В его состав вошли высококвалифицированные учителя города: Дворянская Л.К. (ОШ № 38), Дыкань Е.И. (ОШ № 23), Богданова И.М. (ОШ № 30), Павленко В.Я. (СШ № 3), Выдыш В.Н. (СШ № 58), Кривцова А.Р. (ОШ № 25), Антипенко Т.В. (ОШ № 29), Городченко Т.Л. (ОШ № 41). Члены совета кабинета участвовали в изучении профессионального уровня аттестующихся учителей, в организации, подготовке и проведении городских мероприятий, в т.ч. городской интеллектуальной олимпиады младших школьников, методическом фестивале.

В соответствии с планом работы кабинета начального образования ИПО СГГУ и с целью интеллектуального развития учащихся, создания необходимых условий для развития одарённых детей, повышения интереса младших школьников к знаниям, развитию их способностей в 2011–2012 учебном году состоялась VII городская интеллектуальная олимпиада младших школьников. Её участниками стали учащиеся из 41 школы города. В соответствии с Положением об олимпиаде соревнования были проведены по четырём учебным предметам: математике, русскому языку, украинскому языку и природоведению. Призёрами олимпиады стали учащиеся следующих школ (см. таблицу 4). В отмеченных школах была проведена целенаправленная работа по подготовке учащихся к предметным олимпиадам. Формы занятий, используемые учителями, были разнообразными:

– индивидуальные занятия-консультации с учащимися;

– индивидуальные задания на уроках и домашние задания повышенной трудности;

– проработка олимпиадных заданий прошлых лет;

– использование Интернет-ресурсов.

^ Таблица 4

Результаты

городской интеллектуальной олимпиады


младших школьников в 2011-2012 уч. г.




Предмет

I место

II место

III место

1.

Математика

Гимн. № 2,

СШ № 35.

ОШ № 29, 57

Гимн. № 5.

СШ № 19, 45

ОШ № 38, 49

«Мариамполь»


ОШ № 14, 32

Школа развития

2.

Русский язык

Гимн № 2, 7,

СШ № 43,

ОШ № 22, 25, 29, 30, 41

«Школа развития»

Гимн. № 8, 10,

СШ № 3, 58,

ОШ № 13,14, 26, 38, 54,

Гимн. № 5,

СШ № 19,35,45,

ОШ № 6, 32, 60, 39,

49, 59, 61, 57

«Мариамполь»

3.

Украинский язык

Гимн. № 7, 8,

ОШ № 38, 60

Гимн. № 2, 5, 10,

СШ № 3, 19, 35, 43, 45, 58, ОШ № 9, 11, 18, 22, 23, 25, 29, 39, 41, 57,

«Школа развития»

УВК-1

ОШ № 13, 26, 30, 37, 44, 49, 54, 61,

«Мариамполь»

4.

Природоведение

Гимн. № 8,

СШ № 58

ОШ № 13, 14, 18


Гимн. №10

СШ № 3,

ОШ № 6, 39, 50,

УВК-1

Гимн. № 2, 7,

СШ № 19, 35, 43,

ОШ № 44, 54,

«Мариамполь»



В 2012–2013 учебном году кабинет начального образования ИПО СГГУ ставит перед собой следующие основные задачи:

– научно-методическое обеспечение внедрения нового Государственного стандарта начального образования в систему работы учителя начальных классов;

– обеспечение качественного начального образования посредством научно-методического обеспечения внедрения современных технологий начальной школы: программы «Росток», «1 ученик – 1 компьютер»;

– изучение, обобщение, пропаганда и распространение опыта работы учителей начальных классов по всем направлениям учебно-воспитательной работы;

– формирование базы данных об учителях начальных классов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ состояния и научно-методического обеспечения преподавания в начальной школе в 2011-2012 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения преподавания математики в 2011 2012 учебном год
Повышение эффективности методической работы с педагогическими кадрами в новом учебном году

Анализ состояния и научно-методического обеспечения преподавания в начальной школе в 2011-2012 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения преподавания в начальной...
Чтобы достойно жить в современном обществе, личность должна быть компетентной в разных сферах деятельности. Школа должна создать...

Анализ состояния и научно-методического обеспечения преподавания в начальной школе в 2011-2012 учебном год iconАнализ состояния и научно-методического обеспечения преподавания...
Повышение эффективности методической работы в 2013–2014 учебном году: проблемы, перспективы

Анализ состояния и научно-методического обеспечения преподавания в начальной школе в 2011-2012 учебном год iconАнализ состояния и учебно-методического обеспечения преподавания химии в 2012-2013 учебном год
В 2012–2013 учебном году было отмечено повышение теоретического и методического мастерства учителя: 86% педагогов города в своей...

Анализ состояния и научно-методического обеспечения преподавания в начальной школе в 2011-2012 учебном год iconАнализ состояния преподавания физической культуры, внеклассной спортивно-массовой,...
Организация методического обеспечения этого процесса в 2012–2013 учебном году и задачи на 2013–2014 учебный год

Анализ состояния и научно-методического обеспечения преподавания в начальной школе в 2011-2012 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения преподавания основ экономики...
Содержание экономического образования соответствует современному состоянию мировой экономической науки и вместе с тем отличается...

Анализ состояния и научно-методического обеспечения преподавания в начальной школе в 2011-2012 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения работы библиотек общеобразовательных...
Анализ состояния и методического обеспечения работы библиотек общеобразовательных учреждений в 2011–2012 учебном году

Анализ состояния и научно-методического обеспечения преподавания в начальной школе в 2011-2012 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения преподавания математики в 2012-2013 учебном год
Повышение эффективности методической работы с педагогическими кадрами в новом учебном году. Организационно-методическое обеспечение...

Анализ состояния и научно-методического обеспечения преподавания в начальной школе в 2011-2012 учебном год iconАнализ состояния методического обеспечения и преподавания русского...
Нацеливают словесников на выполнение этой задачи нормативные документы Министерства образования и науки, молодёжи и спорта Украины,...

Анализ состояния и научно-методического обеспечения преподавания в начальной школе в 2011-2012 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения преподавания информатики в 2012-2013 учебном год
Активизировать работу учителей информатики г. Севастополя в виртуальных сообществах

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<