Скачать 77.43 Kb.
|
Надруковано: Слободяник, Ю. Б. Актуальные проблемы контроля государственных финансов на современном этапе [Текст] / Ю. Б. Слободяник // Соколовские чтения в Житомире: наследие и развитие идей великого ученого: сборник тезисов научной интернет-конференции, посвященной памяти Заслуженного профессора Житомирского государственного технологического университета Я.В. Соколова. – Житомир : ЖГТУ, 2011. – С. 133–136. Ю. Б. Слободяник к.э.н., доцент доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита ГВУЗ «Украинская академия банковского дела НБУ» Актуальные проблемы контроля государственных финансов на современном этапе Способность государства обеспечивать социально-экономическое развитие непосредственно зависит от целенаправленного применения экономической политики, включающей финансово-бюджетную, денежно-кредитную, инвестиционную, инновационную, социальную, научно-технологическую и другие составляющие. В условиях развития демократии, становления гражданского общества эффективная деятельность государства в интересах общества приобретает особое значение. Залогом сбалансированности и эффективности государственного управления, результативности проводимых экономических реформ становится контроль законности, целесообразности и эффективности формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, аккумулируемых в бюджетах различных уровней и внебюджетных фондах для обеспечения коллективных потребностей. В правовом государстве не должно быть зон, закрытых для общественного контроля, а власть должна быть подотчетна гражданам страны, её избирающим. Идея осуществления гражданского контроля целевого и эффективного использования государственных ресурсов не нова. Как отмечает профессор Соколов Я. В., еще в Афинах отчетность носила публичный характер, где отчеты государственных учреждений и храмов записывались на специальных досках и выставлялись в общественных местах [1]. Между тем, развитие контроля государственных финансов непосредственно зависит от существующего государственного строя. Так, командно-административная система требовала достаточно жёсткого контроля, проводившегося в форме ревизий и проверок, направленных на выявление нарушений законодательства и привлечение виновных к ответственности. Рыночная экономика основана, прежде всего, на партнёрских взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов. Именно поэтому государство постепенно должно перейти к нефискальным формам контроля, основной целью которых является предотвращение нарушений и повышение эффективности управления в государственном секторе экономики. Изменения в экономике требуют новых подходов к организации контроля государственных финансов, так как от системы контроля зависит уже не только поддержание законности в системе государственной власти, но и обеспечение реализации стратегии социально-экономического развития, направленного на повышение качества жизни населения. В Украине система контроля государственных финансов находится на стадии становления. Существующая система несовершенна, так как характеризуется значительными объемами нецелевого использования денежных средств, малоэффективным управлением и отчуждением государственной собственности, функционированием большого количества контролирующих органов различной подчиненности, отсутствием четкой регламентации их функций и полномочий. Всё это привело к парадоксальной, на наш взгляд, ситуации, когда результативность контрольных мероприятий по данным контролирующих органов из года в год повышается, но при этом ухудшаются показатели устранения выявленных нарушений и реагирования на них. Так, например, по данным Главной финансовой инспекции Украины (бывшего Главного контрольно-ревизионного управления) в 2010 году были проведены проверки более 14,3 тыс. предприятий, учреждений и организаций. Нарушения были выявлены на 13,5 тыс. объектов (что составляет 94 %) на общую сумму более 93,3 млрд. грн. [2]. Эти результаты лишь подтверждают наш вывод о том, что действующая система контроля не достигает своей основной цели – обеспечения законного, экономного, эффективного и прозрачного управления государственными финансами. Считаем, что основные проблемы становления современной системы контроля государственных финансов связаны с отсутствием научной концепции, положенной в основу её формирования и развития. Существовавшая во времена СССР система государственного финансового контроля после обретения Украиной независимости перестала выполнять возложенные на неё функции, в том числе в связи с ограничением полномочий государственных контролёров. Ситуацию не изменило и появление независимого аудиторского контроля, призванного повысить качество предоставляемой субъектами хозяйствования информации, её достоверность и прозрачность. Как отмечает профессор Бутынец Ф. Ф., сотни предприятий и банков ушли в небытие, подвергаясь при этом независимому аудиторскому контролю [3]. Безусловно, эффективный контроль государственных финансов должен учитывать традиционные, устоявшиеся в обществе принципы, нормы и стандарты, а также качественно новые общественные и хозяйственные отношения и процессы. К сожалению, сегодня пока не произошло становление отечественной системы контроля государственных финансов, которая отвечала бы требованиям современного этапа развития нашего государства. Проводимые до сих пор реформы в этой сфере носят отрывочный характер, а поэтому и не имеют должного результата. В практике многих развитых стран система контроля государственных финансов состоит из внутреннего (правительственного) и внешнего (парламентского) контроля. Цели внутреннего и внешнего контроля принципиально различаются, что влияет на его организацию, методику проведения и результаты. Так, например, внутренний контроль направлен на обеспечение самоконтроля органов исполнительной власти – проверку законности, целевого и эффективного использования выделенных бюджетных ресурсов. Внешний контроль обеспечивает контроль общества за состоянием государственного управления, соответствует принципам независимости и объективности, поэтому не может быть подчинен органам исполнительной власти, непосредственно управляющим общественными ресурсами. В последние годы разделение внутреннего и внешнего государственного контроля в Украине стало более очевидным в связи с принятием ряда нормативных актов [4, 5]. Сегодня в Украине вне сферы действия полноценного государственного контроля остались доходная часть государственного бюджета, местные бюджеты, существенная часть природных ресурсов и многое другое. Несмотря на значительные разногласия, существующие между Счетной палатой и Главной финансовой инспекцией, их представители едины во мнении о том, что сегодня эти органы, представляющие парламентский и правительственный контроль, не справляются с задачами, поставленными перед системой контроля государственных финансов. Причин этому много – и отсутствие концепции единой системы государственного контроля, и бессистемное принятие законодательных актов, регулирующих эту сферу, и необоснованное прямое копирование зарубежного опыта без учета национальных особенностей, и проблемы кадрового обеспечения. Кроме того, специалисты отмечают сознательное противодействие отдельных представителей депутатского корпуса принятию важнейших основополагающих законодательных актов в сфере государственного контроля. Причины, по нашему мнению, очевидны. Считаем, что трансформация и развитие системы контроля государственных финансов должны происходить на основе системного подхода, глубокого исследования отечественного и зарубежного опыта и достижений современной практики. В процессе решения проблем теоретического, методологического и организационно-правового характера необходимо достичь следующих результатов:
Кроме этого, на наш взгляд, неразрешенной продолжает оставаться проблема формирования общественного понимания необходимости и значимости государственного контроля, поднятая профессором Бутынцом Ф. Ф. Ведь вопросы формирования правильного представления о системе и формах контроля, принципах и особенностях его функционирования, о лицах, его осуществляющих, актуальны как никогда [3]. Таким образом, критический анализ истории развития государственного контроля, опыта зарубежных стран, соблюдение принципов системности и комплексности позволит сформировать современную систему контроля государственных финансов в Украине, обеспечивающую независимую, объективную и публичную оценку результатов социально-экономического развития в стране. Литература: 1. Соколов, Я. В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней [Текст] : учебн. пособие для вузов. – М. : Аудит, ЮНИТИ, 1996. – 638 с. – ISBN 5-85177-017-1. 2. Отчет о результатах деятельности органов Государственной контрольно-ревизионной службы за 2010 год [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://www.dkrs.gov.ua/kru/uk/publish/article/71532. 3. Бутынец, Ф. Ф. О чести и престиже ревизорской профессии: неопубликованный архив [Текст] / Ф. Ф. Бутынец. – Житомир : ЖГТУ, 2008. – 76 с. – ISBN 978-966-683-164-7. 4. Бюджетний кодекс України від 08 липня 2010 року № 2456-ІV [Текст] // Відомості Верховної Ради України. – 2010. – № 50. – ст. 1778.Конституція України від 28.06.1996 № 254к/96-ВР [Електронний ресурс] / Режим доступу : http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=254%EA%2F96-%E2%F0. 5. Концепція розвитку державного внутрішнього фінансового контролю на період до 2015 року : розпорядження Кабінету Міністрів України від 22 жовтня 2008 р. № 1347-р // Офіційний вісник України від 07.11.2008. – 2008. – № 82. – ст. 2767. |
![]() | Сборник тезисов докладов конференции будет состоять из тезисов на русском языке объемом не более одной страницы | ![]() | Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию профессора Л. Т. Гиляровской : в 2-х частях / Воронежский государственный... |
![]() | Приглашаем Вас принять участие в международной научной конференции «ii бахчисарайские научные чтения памяти Е. В. Веймарна», посвященной... | ![]() | Донецком национальном техническом университете проводится Международная научная конференция «творческое наследие в. И. Вернадского... |
![]() | Украине [Электронный ресурс] / Ю. Б. Слободяник // Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции,... | ![]() | В период с 31 мая по 1 июня 2013 проводила свою работу 2 Всеукраинская научно-практическая конференция "Компьютерное моделирование... |
![]() | Приглашаем Вас принять участие в работе ii-й Всероссийской научной конференции с международным участием «Карпология и репродуктивная... | ![]() | Сборник научных статей по итогам IX всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Артемовские чтения» (16-17... |
![]() | Приглашаем вас принять участие в работе международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика... | ![]() | В житомире, назначен директором Житомирского регионального отделения Beeline, входящего в состав Хмельницкого филиала объединенной... |