Методическое пособие характерные ошибки при издании распорядительных документов содержание: Введение Стр. 2




Скачать 164.65 Kb.
НазваниеМетодическое пособие характерные ошибки при издании распорядительных документов содержание: Введение Стр. 2
Дата публикации01.05.2013
Размер164.65 Kb.
ТипМетодическое пособие
uchebilka.ru > Право > Методическое пособие
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЮСТИЦИИ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ

В АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Методическое пособие

ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ

ПРИ ИЗДАНИИ

РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
СОДЕРЖАНИЕ:



  1. Введение………..………………...................................Стр. 2

  2. Характерные ошибки при издании распорядительных документов ………………………………………Стр. 3-14


Введение.
Юридическая служба органа исполнительной власти в соответствии с пп. 3 п. 10 Общего положения о юридической службе министерства, иного органа исполнительной власти, государственного предприятия, учреждения, организации, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.11.2008 г. № 1040, проверяет соответствие законодательству и международным договорам Украины проекты приказов и иных актов, которые подаются на подпись руководителя органа исполнительной власти, согласовывает (визирует) их при наличии виз руководителей заинтересованных структурных подразделений.

Аналогичные функции определены и для юридической службы государственного предприятия (пп. 3 п. 11 указанного Общего положения о юридической службе).

В ходе проверок состояния правовой работы органов исполнительной власти, государственных предприятий, учреждений, организаций устанавливается немало замечаний по оформлению изданных распорядительных документов. Обобщив основные недостатки в этом направлении Главное управление юстиции считает необходимым обратить внимание работников юридических служб (юрисконсультов) на характерные ошибки, допускаемые при подготовке проектов распорядительных документов. С этой целью подготовлено данное методическое пособие, которое содержит извлечения из справок по результатам проверок состояния правовой работы.

Надеемся, что предложенный обзор ошибок поможет специалистам юридических служб обеспечить правильное оформление распорядительных документов, а работникам территориальных управлений юстиции более тщательно проверять данное направление деятельности в ходе проведения проверок состояния правовой работы.

При подготовке пособия использовано законодательство Украины по состоянию на 31.05.2011 г.
Отдел международного сотрудничества,

правовой работы, правового образования

и правового обеспечения ГУ юстиции

гл. специалист Ремига Т.А. 31.05.2011 г.

Характерные ошибки

при издании распорядительных документов.
Деятельность юридической службы по обеспечению правильного применения законодательства при издании распорядительных документов (приказов, распоряжений) осуществляется, но требует совершенствования, поскольку еще имеются некоторые недостатки, которые требуют устранения.
Допускаются случаи, когда виза работника юридической службы проставлена в приказе (распоряжении) в середине виз руководителей иных структурных подразделений.

В то же время согласно подпункта 3 п. 10 Общего положения о юридической службе министерства, иного органа исполнительной власти, государственного предприятия, учреждения, организации, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.11.2008 г. № 1040, юридическая служба органа исполнительной власти проверяет соответствие законодательству и международным договорам Украины проектов приказов и иных актов, которые подаются на подпись руководителя органа исполнительной власти, согласовывает (визирует) их при наличии виз руководителей заинтересованных структурных подразделений.
При регистрации приказов в пределах групп по направлениям деятельности (приказы по основной деятельности; приказы по личному составу и другим направлениям деятельности), в соответствии с требованиями п. 3.3.5 Примерной Инструкции по делопроизводству в министерствах, иных центральных органах исполнительной власти, Совете министров АР Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины № 1153 от 17.10.1997 г. иногда допускаются следующие замечания.

Регистрационный индекс, который присваивается приказам, состоит только из порядкового номера, без индекса по вопросам деятельности или других обозначений, что предусмотрено п. 3.3.6 указанной Примерной инструкции по делопроизводству.
Так, согласно данной норме, во время регистрации документа присваивается условное обозначение – регистрационный индекс, который состоит из порядкового номера в пределах групп документов, которые регистрируется, и дополняется индексами по номенклатуре дел, вопросам деятельности, корреспондентам и др.

Иногда заголовок к приказам указан неконкретно: «по личному составу».

Согласно п. 4.2.4 Примерной инструкции по делопроизводству в министерствах, иных центральных органах исполнительной власти, Совете министров АР Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины № 1153 от 17.10.1997 г., заголовок к тексту документа должен содержать краткое содержание документа. Он должен быть максимально кратким, емким, точно передавать содержание текста.

В приказах о приеме на работу не указывается о прохождении работником вступительного инструктажа по охране труда, что предусмотрено п. 6.3 Типового положения о порядке проведения обучения проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденного приказом Госкомитета Украины по надзору по охране труда от 26.01.2005 г. № 15 (зарегистрировано в Минюсте 15.02.2005 г. № 231/10511).

При оформлении и издании приказов о присвоении очередного ранга в основаниях не имеется ссылки на представление (ходатайство) непосредственного руководителя, например, руководителя структурного подразделения о присвоении очередного ранга.

Например, в приказе о присвоении очередного ранга гос. служащего Ф.И.О. в основаниях указана только статья 26 Закона Украины «О государственной службе».

В то же время согласно статье 26 Закона Украины «О государственной службе» для присвоения очередного ранга в пределах соответствующей категории должности государственный служащий должен успешно отработать на занимаемой должности два года.

Согласно п. 1 Положения о рангах государственных служащих, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины № 658 от 19.06.1996 г., ранги присваиваются государственным служащим в индивидуальном порядке в соответствии с занимаемой должностью, уровнем профессиональной квалификации и результатами работы.

Согласно п. 4 указанного Положения о рангах государственных служащих через два года после присвоения государственному служащему соответствующего ранга руководитель государственного органа по представлению непосредственного руководителя рассматривает вопрос относительно возможности присвоения ему очередного ранга. Позитивное решение принимается при условии успешной работы государственного служащего.

В ходатайстве о присвоении ранга должны быть изложены мотивы присвоения ранга, указание о добросовестном труде работника, об отсутствии у него дисциплинарных взысканий, поскольку присвоение очередного ранга является правом, а не обязанностью руководителя, и руководитель структурного подразделения, в котором работает работник, доводит до сведения руководства о наличии мотивов к присвоению очередного ранга.

Как правило, такое представление оформляется и при решении вопроса о присвоении определенных видов надбавок, например, за высокие достижения в труде.
Надбавки за выслугу лет и очередные ранги назначаются работникам организации приказом на будущее время, что является неверным и противоречащим теории права, поскольку еще не наступило оснований (юридического факта) для принятия решения о присвоении ранга или надбавки, и к моменту наступления права на надбавку работник может, например, уволиться, совершить дисциплинарный проступок, а присвоение очередного ранга может быть задержано по основаниям, предусмотренным в ст. 14 Закона Украины «О Государственной службе».

Так, приказом от 19.05.2009 г. присвоен очередной ранг государственного служащего Ф.И.О. с 01.06.2009 г. Аналогично: приказом от 10.03.2009 г. присвоен очередной ранг Ф.И.О. с 14.03.2009 г. Приказом от 09.02.2009 г. установлена надбавка Ф.И.О. с 14.02.2009 г.

Издавать приказ следует с момента наступления права на такую надбавку или с момента права на присвоение очередного ранга.

Так, согласно п. 4 Положения о рангах государственных служащих, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины № 658 от 19.06.1996 г. через два года после присвоения государственному служащему соответствующего ранга руководитель государственного органа по предоставлению непосредственного руководителя рассматривает вопрос относительно возможности присвоения ему очередного ранга. Позитивное решение принимается при условии успешной работы государственного служащего.

Согласно п. 11 Положения о рангах государственных служащих, утвержденного постановления Кабинета Министров Украины от 19.06.1996 г. № 658, надбавка за ранг осуществляется со дня его присвоения.

Согласно п. 3 Положения о рангах государственных служащих, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины № 658 от 19.06.1996 г., государственным служащим, у которых на протяжении календарного месяца возникло право на повышение надбавки за выслугу лет, размер надбавки изменяется со дня приобретения права на повышение.
Как нарушение к приказам по личному составу в номенклатурном деле приложены оригиналы заявлений работников – государственных служащих о приеме на работу, об увольнении, о переводе, что является нарушением Порядка ведения личных дел государственных служащих в органах исполнительной власти, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины № 731 от 25.05.1998 г. (п. 12 ч. 2 раздела 2 Порядка).

В то же время согласно Порядку ведения личных дел государственных служащих в органах исполнительной власти, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины № 731 от 25.05.1998 г. (п. 12 ч. 2 раздела 2 Порядка) в личном деле работника должно содержаться заявление о приеме на работу, о переводе на соответствующую должность, о продлении срока пребывания на государственной службе, увольнении с должности, а также приказы, распоряжения к ним; иные документы, которые содержат сведения о прохождении государственной службы.

В номенклатурном деле могут оформляться только заявления о предоставлении отпусков, о предоставлении материальной помощи и др., не связанные с приемом на работу, увольнением, переводом, присвоением рангов.

Представление непосредственного руководителя о присвоении очередного ранга государственному служащему тоже рекомендуется оформлять в личном деле работника, поскольку является документом, содержащим сведения о прохождении гос. службы и одним из оснований присвоения очередного ранга.

Эти же требования следует соблюдать и при оформлении личных дел тех работников, которые не являются государственными служащими. В этом случае следует руководствоваться по аналогии требованиями п. 6.9 Инструкции о порядке принятия, перевода, увольнении и учету кадров на предприятиях, в организациях, учреждениях потребительской кооперации Украины, утвержденной Президиумом ЦК профсоюза работников потребительской кооперации Украины № П-10/р-9 от 01.04.2003 г., а также п. 12 ч. 2 раздела 2 Порядка ведения личных дел государственных служащих в органах исполнительной власти, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины № 731 от 25.05.1998 г., согласно которым в личном деле работника должно содержаться заявление о приеме на работу, о переводе на соответствующую должность, а также приказы, распоряжения к ним.
В содержании приказов иногда при указании правовых оснований (КЗоТ Украины) не указывается конкретная норма (статья кодекса), что является замечанием. Например, в приказе о переводе Ф.И.О. в основаниях указано заявление Ф.И.О. и КЗоТ Украины без указания конкретной статьи.
При оформлении текста приказа рекомендуется избегать оформления в тексте приказа таблиц, рекомендуется оформлять их в виде приложений к приказу.


Иногда регистрационный номер присваивается не изданному (подписанному руководителем) приказу, а его проекту, что не соответствует требованиям делопроизводства, определенных в п. 3.3.1 Инструкции по делопроизводству в Государственном департаменте по вопросам связи и информатизации Министерства транспорта и связи Украины, утвержденной приказом Министерства транспорта и связи от 01.06.2007 г. № 166, а также в п. 3.3.1, 3.3.4 Примерной Инструкции по делопроизводству в министерствах, иных центральных органах исполнительной власти, Совете министров АР Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины № 1153 от 17.10.1997 г.

Согласно указанным требованиям регистрация документа – это фиксирование факта создания или поступления документа путем проставления на нем условного обозначения – регистрационного индекса с дальнейшей записью в регистрационных формах необходимых сведений о документе. Каждый документ регистрируется в данном учреждении в день подписания или утверждения.
Однако при регистрации приказов в журнале регистрации распорядительных документов (приказов, распоряжений) по основной деятельности зачастую за одним номером зарегистрировано два приказа с добавление литера «а».

Например, приказ № от 10.01.2009 г. о переименовании и постановке на баланс объектов в то время, когда уже имеется приказ за № 6 от 10.01.2009 г. о выполнении требований руководящих документов на службе ГСМ за 2009 г.
При регистрации приказов в указанном журнале допускаются исправления посредством штриха, что является недопустимым. Исправления следует производить путем зачеркивания ошибочно внесенных записей одной чертой, ниже проставить верные записи, исправления оговорить и заверить подписью лица, их производящим.

Также как замечание в приказах допускаются исправления путем зачеркивания или применения штриха, что является неверным.


Распоряжением № 84-р от 12.08.2010 г. объявлен выговор Ф.И.О., как указано в распоряжении, за систематическое нарушение трудовой дисциплины, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.


Однако в распоряжении не приведены надлежаще основания для привлечения к дисциплинарной ответственности: не раскрыта суть проступка, не указана дата совершения проступка, что лишает возможности проверить обоснованность привлечения к ответственности и сроки применения дисциплинарного взыскания, установленные в ст. 148 КЗоТ Украины; не приведены доказательства допущенных нарушений, не дана оценка (на предмет уважительности) причин допущенных нарушений, которые указал в объяснении работник.

При решении вопроса о привлечении лица к дисциплинарной ответственности следует соблюдать требования статей 148-149 КЗоТ Украины.
В распоряжении о привлечении к дисциплинарной ответственности Ф.И.О. не содержится сведений о наличии объяснений работника по поводу допущенных нарушений, дисциплинарного проступка.

В то же время согласно статье 149 КЗоТ Украины до применения дисциплинарного взыскания собственник или уполномоченный им орган должен затребовать от нарушителя трудовой дисциплины письменные объяснения.
В приказах по личному составу зачастую не имеется ссылки на конкретную норму закона. Например, в приказе «о дисциплинарном взыскании» в отношении Ф.И.О. не содержится ссылки на КЗоТ Украины и при необходимости на иные нормативно-правовые акты. Имеется ссылка только на Инструкцию по делопроизводству.

В случае привлечения лица к дисциплинарной ответственности следует делать ссылки на ст. ст. 147-149 КЗоТ Украины, а в случае применения мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных в ст. 14 Закона Украины «О Государственной службе», также на данную норму Закона.
В случае отсутствия юрисконсульта на работе (отпуск, болезнь, командировка) и вследствие этого издания приказа без предварительной оценки его проекта юрисконсультом, рекомендуется проверять изданные приказы юрисконсультом после выхода на работу, но не проставлять визы прошедшим числом, а оформлять по проверенным приказам сводное обобщение, в котором перечислить проверенные приказы, изданные за период отсутствия, и указать имеются ли нарушения законодательства при издании приказа, если имеются - внести свои предложения по их устранению.
В приказе о поощрении работников организации в п. 1 определено: объявить благодарность и выдать денежную премию в размере 170 грв. каждому сотруднику организации согласно прилагаемого списка.

Рекомендуется в будущем при издании приказов указывать в тексте приказа о наличии приложения.

Например, в указанном приказе следовало бы указать следующую формулировку: «объявить благодарность и выдать денежную премию в размере 170 грв. каждому сотруднику организации, согласно списку, указанному в приложении». Если приложений к одному приказу несколько, то следует уточнить его номер: «…согласно списку, указанному в приложении № 1)».

Так, согласно п. 4.11.2 Примерной Инструкции по делопроизводству в министерствах, иных центральных органах исполнительной власти, Совете министров АР Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины № 1153 от 17.10.1997 г., в распорядительном документе сведения о наличии приложений указываются в тексте, например: «Разработать и подать на утверждение график комплексного плана научной организации труда (НОП) в учреждении по форме, указанной в приложении 1».

В связи с отсутствием в организации юридической службы или должности юрисконсульта, проверка проектов приказов на соответствие действующему законодательству не осуществляется. Внутреннее согласование проектов приказов иными работниками организации не практикуется.
В то же время, согласно п. 4.5.1. Примерной Инструкции по делопроизводству в министерствах, иных центральных органах исполнительной власти, Совете министров АР Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины № 1153 от 17.10.1997 г., в случае необходимости в оценке целесообразности, его обоснованности и установлении соответствия законодательству осуществляется согласование проекта документа.

Внутренне согласование может осуществляться структурными подразделениями, должностными лицами, которые в соответствии с их компетенцией занимаются вопросами, возбужденными в проекте документа.

Согласно п. 4.5.1. указанной Примерной Инструкции по делопроизводству внутреннее согласование оформляется визированием проекта документа должностным лицом.

При необходимости внутреннего согласования документа работниками организации рекомендуется оформлять согласование визированием с соблюдением требований раздела 4.5 указанной Примерной Инструкции по делопроизводству, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины № 1153 от 17.10.1997 г.
Однако визирование проектов приказов осуществляется без соблюдения всех требований п. 4.5.2, 5.5.4 Примерной Инструкции по делопроизводству в министерствах, иных центральных органах исполнительной власти, Совете министров АР Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины № 1153 от 17.10.1997 г.

В частности зачастую не указывается дата визирования проекта документа, что является недостатком.

При оформлении приказов об увольнении следует указывать формулировку об увольнении без предлога «с», как это имеет место, например, в приказе об увольнении Ф.И.О.: «уволить с 16 ноября 2009 г.».

Согласно п. 2.26 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, (утвержденной приказом Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства социальной защиты населения Украины № 58 от 29.07.1993 г., зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины № 110 от 17.08.1993 г.) день увольнения является рабочим днем.
Приказом № 06/01-10 от 29.01.2010 г. утвержден график отпусков работников организации. Однако на самом графике гриф утверждения проставлен неверно: указано как приложение к приказу.

Приказом № 13/01-10 от 05.02.2009 г. утвержден список государственных служащих, подлежащих оценке за 2008 год. К приказу приложен этот список гос. служащих, но на самом списке нет никакого грифа.

В то же время согласно п. 4.6.13 Примерной Инструкцией по делопроизводству в министерствах, иных центральных органах исполнительной власти, Совете министров Автономной Республики Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 17.10.1997 г. № 1153, во время утверждения документа распорядительным актом на документе указывается гриф по такой форме:
УТВЕРЖДЕНО

Приказ (название организации

в именительном падеже)

29.01.2010 № 06/01-10.

При подписании документа (приказа) об ознакомлении следует руководствоваться требованиями п. 4.3.3, 4.3.4. Примерной Инструкции по делопроизводству в министерствах, иных центральных органах исполнительной власти, Совете министров АР Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины № 1153 от 17.10.1997 г., Приказа Государственного комитета статистики Украины № 489 от 5.12.2008 г. «Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда», а также п. 4 п.п. б действующего постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам № 213 от 20.07.1984 г. «Об утверждении типовых правил внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций».

Так, согласно действующему постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам № 213 от 20.07.1984 г. «Об утверждении типовых правил внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций» (п. 4 п.п. б) прием на работу оформляется приказом (распоряжением) администрации предприятия, учреждения, организации, который объявляется работнику под расписку.
В нормативно-правовых актах по вопросам делопроизводства специально не оговорено необходимости и порядка прошивки, скрепления журналов. Вместе с тем, рекомендуется журналы прошивать, листы в нем нумеровать, отметки о количестве прошитых листов скреплять подписью руководителя (заместителя) и печатью организации (можно печатью общего отдела).

Распоряжения о снятии дисциплинарного взыскания оформляются не в полном соответствии с требованиями законодательства. Так, распоряжением снято ранее наложенное взыскание (выговор) с Ф.И.О., главного специалиста службы по делам детей и молодежи райгосадминистрации. Но в распоряжении не содержится сведений о ранее наложенном взыскании: дата и номер распоряжения, которым наложено взыскание. Нет ссылки на правовые снования для снятия дисциплинарного взыскания: ст. 151 КЗоТ Украины и оснований, которые приводятся в этой норме: отсутствие нового нарушения трудовой дисциплины и добросовестное исполнение своих должностных обязанностей. Одной ссылки только на наличие представления начальника службы по делам детей и молодежи райгосадминистрации без указания содержания этого представления является недостаточным.



Распоряжением об исполнении обязанностей начальника отдела экономики райгосадминистрации возложены обязанности начальника отдела экономики, предусмотренных должностной инструкцией на Ф.И.О. главного специалиста отдела экономики райгосадминистрации. Как недостаток в заголовке распоряжения не указана фамилия и инициалы лица, на кого возложены обязанности, и в тексте приказа не указано, с какого числа возложены обязанности.
Иногда заголовки к распорядительным документам (приказам) оформляются неверно. В заголовке не указывается фамилия и инициалы лица, которое привлечено к ответственности. Например, в заголовке распоряжения об изменении фамилии не указана фамилия и инициалы лица, чья фамилия изменяется.

В то же время согласно п. 4.2.4 Примерной инструкции по делопроизводству в министерствах, иных центральных органах исполнительной власти, Совете министров АР Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины № 1153 от 17.10.1997 г., заголовок к тексту документа должен содержать краткое содержание документа. Он должен быть максимально кратким, емким, точно передавать содержание текста.
В распоряжении указано: изменить Ф.И.О. специалисту 1 категории отдела охраны детства, опеки и попечительства службы по делам детей райгосадминистрации фамилию во всех учетных данных на «Ф.И.О.» в связи с регистрацией брака и переходом на фамилию мужа.

Рекомендуется уточнять формулировку, заменив слова «и переходом на фамилию мужа» на слова «и изменением фамилии».
В приказе об изменении фамилии (не указано в заголовке кого) основанием для изменения фамилии во всех учетных документах указан факт вступления в брак: «В связи с вступлением в брак Ф.И.О. – главного специалиста отдела…, изменить фамилию во всех учетных документах на «Фамилия».

Рекомендуется дополнять текст приказа: «В связи с вступлением в брак Ф.И.О. – главного специалиста отдела и изменением фамилии на «…… (фамилия)», изменить фамилию «……» во всех учетных документах на «……».
________________




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие характерные ошибки при издании распорядительных документов содержание: Введение Стр. 2 iconМетодическое пособие понятие и назначение коллективного договора. Содержание
Коллективный договор – один из основополагающих документов, регулирующих трудовые отношения

Методическое пособие характерные ошибки при издании распорядительных документов содержание: Введение Стр. 2 iconМетодическое пособие понятие и назначение коллективного договора. Содержание
В целях повышения квалификации специалистов юридических служб, уровня правовых знаний иных работников предприятий, учреждений, организаций...

Методическое пособие характерные ошибки при издании распорядительных документов содержание: Введение Стр. 2 icon"Наркомания болезнь века"|Ученик: | ||Класс: | ||Преподаватель:|...

Методическое пособие характерные ошибки при издании распорядительных документов содержание: Введение Стр. 2 iconИнструкция о порядке оформления распорядительных документов форма «Единого Наряда»
Предлагаемый Вариант Инструкция о порядке оформления распорядительных документов

Методическое пособие характерные ошибки при издании распорядительных документов содержание: Введение Стр. 2 iconРеферат по дисциплине «Русский язык и культура речи» На тему : «Язык...
Язык и стиль распорядительных документов: язык и стиль коммерческой кореспонденции, язык и стиль инструктивно-методических документов....

Методическое пособие характерные ошибки при издании распорядительных документов содержание: Введение Стр. 2 iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Германия. Кулинарные традиции...

Методическое пособие характерные ошибки при издании распорядительных документов содержание: Введение Стр. 2 iconПсихические вирусы ивц «Маркетинг» Москва 2002 Содержание кризис разума 4 смена парадигмы 5
Б 17 Ричард Броди. Психические вирусы. Методическое пособие для слушателей курса. «Современные психотехнологии». Москва, 2002, 192...

Методическое пособие характерные ошибки при издании распорядительных документов содержание: Введение Стр. 2 iconЭкология и здоровье человека. Содержание:|Введение. Глобальные экологические...

Методическое пособие характерные ошибки при издании распорядительных документов содержание: Введение Стр. 2 iconМетодическое пособие
Методическое пособие по решению задач по теоретической электротехнике. Часть I / Под общей редакцией доц. А. В. Корощенко. – Донецк:...

Методическое пособие характерные ошибки при издании распорядительных документов содержание: Введение Стр. 2 iconМетодическое пособие
Методическое пособие по решению задач по теоретической электротехнике. Часть I / Под общей редакцией доц. А. В. Корощенко. – Донецк:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<