Правоведение




НазваниеПравоведение
страница1/9
Дата публикации23.02.2013
Размер1.22 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
uchebilka.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ


ПРАВОВЕДЕНИЕ



Учебно-методическое пособие
Блок 1
Государство и право

ТУЛА, 2006

Разработано преподавателем ТФ МАКБ Кушнаревой Н.В.

Одобрено методическим советом МАКБ

Дисциплина: Правоведение
Блок 1. Государство и право

Блок 2. Гражданские правоотношения и их участники

Блок 3. Правонарушение и юридическая ответственность

БЛОК 1
Изучаются основные понятия теории государства и права, типы государств, характерные для разных эпох, функции государства, формы и система права, рассматриваются взаимосвязь между государством и правом, виды правовых норм и их структура, характеризуется толкование норм права и его виды, раскрываются правила действия нормативно-правовых актов во времени , пространстве и по кругу лиц.

(С) ТФ МАКБ, 2006

Блок 1


Государство и право

^
Содержание блока


Понятие и признаки государства. Типы государств, характерные для разных эпох. Понятие и структура формы государства. Правовое государство. Функции современного государства.

Понятие и формы права. Право и государство. Понятие и структура нормы права. Виды правовых норм и основания их классификации. Понятие и виды толкования норм права. Правотворчество и его виды. Источники права. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Система права и система законодательства.

Литература


  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года

  2. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонст­рациях, шествиях и пикетированиях» // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485.

  3. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

  4. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. nj 1-ФКЗ «О Конституци­онном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2004. №24. Ст. 2334.

  5. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и всту­пления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Со­брания» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1994. N 1 Ст. 801; 1999. N43. Ст. 5124

  6. Головастикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права: вопросы и ответы. М., 2003.

  7. Демин А.В. Теория государства и права. Курс лекций. М., 2002.

  8. Кривачев А.А. Теория права и государства. Лекции в тезисах, определениях и блок-схемах: Учеб.-метод. пособие. М., 2001.

  9. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. М., 2003.

  10. Мухаев Р.Т. Основы государства и права. М., 2000.

  11. Проблемы теории государства и права: Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2001.

  12. Соиуро Л.В. Неофициальное толкование норм права. М., 2000.

  13. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. М., 2004.

  14. Теория государства и права. Хрестоматия: В 2 т. / Авт.-сост. Лазарев В.В., Ли-пень С.В. М., 2001.


^

Курсовое задание



Задание к практическому занятию:

    1. Составьте логическую схему базы знаний по содержанию блока.

    2. Составьте терминологический словарь и перечень персоналий.

    3. Выполните все пункты, перечисленные в разделе подготовительного этапа практического занятия.


^ Практическое занятие (деловая игра)

Тема: Взаимодействие государства и права.

Цель: Выявить взаимосвязь между государством и правом.

Время: 160 минут.

Участники: 5 бригад студентов.
^ I. Подготовительный этап (домашняя работа):

  1. Определите, какие внутренние и внешние функции выполняет государство.

  2. Составьте перечень оснований по которым можно проклассифицировать нормы права.

  3. Составьте перечень отраслей современного российского права.

  4. Сделайте соответствующие записи в рабочую тетрадь по п.п. 1 – 3.

  5. Разрешите, приведенные ниже ситуации:


Ситуация 1

Перечисляя признаки государства, студентка Кудрявцева назвала:

1) нормотворческую деятельность;

2) государственный суверенитет;

3) гарантированность прав и свобод граждан;

4) территорию;

5) налоги.

В чем ошиблась Кудрявцева?
Ситуация 2

Рассказывая о функциях государства, студентка Зайцева сказала что к внешним функциям относятся обеспечение мира на земле, же политическая и экономическая деятельность государства.

Студентка Ревунова, отвечая на тот же вопрос, добавила, что кроме внешних функций государства существуют и внутренние функции, такие как социальные, культурные и сотрудничество с другими государствами.

Какие ошибки допустили Зайцева и Ревунова?
Ситуация 3

Между студентами Ветровым и Климовым возник спор. Ветров утверждал, что диспозицией является элемент нормы права, определяющий условия, при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза, по его мнению, это элемент нормы права, предусматривающими меру ответственности за совершенное правонарушение.

Климов ему возражал, объясняя при этом, что гипотеза устанавливает условия, при которых норма права вступает в действие, диспозиция указывает на правило поведения, а санкция предусматривает меры ответственности, которая будет применена к нарушителю этого правила.

Чей ответ является правильным?

Ситуация 4

Обсуждая вопрос о правилах действия нормативных правовых актов, студентка Алферова сказала, что они действуют во времени и в пространстве. Студент Седов ей возразил. По его мнению, нормативно-правовые акты действуют в пространстве и по кругу лиц.

Какие ошибки допустили Алферова и Седов?
Ситуация 5

Отвечая на вопрос «из чего состоит система права?», Гаврикова сказала, что в нее входят отрасль права и нормы права.

Права ли Гаврикова?
Ситуация 6

Найдите гипотезу, диспозицию и санкцию в ст. 9.8. КоАП РФ.

«Нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, могущее вызвать или вызвавшее перерыв в обеспе­чении потребителей электрической энергией, — влечет наложение ад­министративного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти ми­нимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда».
Ситуация 7

Найдите гипотезу, диспозицию и санкцию в ст. 266 Таможенного ко­декса РФ:

«Непринятие мер по обеспечению выпуска или получения в рас­поряжение в соответствии с таможенным режимом товаров и транс­портных средств, срок нахождения которых на складе временного хра­нения превысил установленные предельные сроки хранения, — влечет конфискацию товаров и транспортных средств, являющихся непо­средственными объектами правонарушения».
Ситуация 8

При изучении темы «Источники права» студентка Киселева по­яснила, что нормативным правовым актом является обычай, санк­ционированный государством, который обладает общеобязательной силой. По мнению студентки Травкиной, нормативный правовой акт — это решение суда по какому-либо конкретному делу, которое также обладает общеобязательной силой. Студентка Ларионова с ними не согласилась. Она считала, что нормативный правовой акт — это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы. Чье мнение является правильным?
Ситуация 9

Назовите законы и подзаконные нормативные правовые акты:

  1. Указ Президента РФ;

  2. Гражданский кодекс РФ;

  3. постановление Правительства г. Москвы;

  4. Конституция РФ.


Ситуация 10

Перечисляя признаки правового государства, студентка Маслова назвала:

1) господство права;

2) разделение властей и осуществление публичной власти;

3) преобладание в экономике государственной собственности;

4) реальность прав и свобод граждан;

5) взаимную ответственность гражданина и государства.

В чем ошиблась Маслова?
Ситуация 11

Найдите гипотезу, диспозицию и санкцию в ст. 17 Основ законода­тельства РФ о нотариате:

«Нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно раз­гласивший сведения о совершенном нотариальном действии или со­вершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству Российской Федерации, обязан по решению суда возместить при­чиненный вследствие этого ущерб».
Ситуация 12

Найдите гипотезу, диспозицию и санкцию в ст. 146 УК РФ:

«Незаконное использование объектов авторского права или смеж­ных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб, — наказываются штрафом в размере от двухсот до че­тырехсот минимальных размеров оплаты труда...».
Ситуация 13

К каким институтам права (институту ответственности за наруше­ние жилищного законодательства, институту преступлений против во­енной службы, институту алиментных обязательств членов семьи, ин­ституту специальных налоговых режимов, институту исполнения на­казания в виде ареста) относятся следующие отрасли права:

1) финансовое право;

2) жилищное право;

3) уголовное право;

4) уголовно-исполнительное право;

5) семейное право.
Ситуация 14

Определите, к каким отраслям права относятся следующие инсти­туты права:

1) гарантии и компенсации;

2) исполнение наказания в виде лишения свободы;

3) обязательственное право;

4) разрешение жилищных споров;

5) наказание.
Ситуация 15

При проведении семинарского занятия мнения студентов раздели­лись: студентка Пчелкина утверждала, что к нормативным правовым актам относятся законы, правовые обычаи, судебные и юридические прецеденты, решения.

Студент Пуговкин с ней горячо спорил. По его мнению, к норма­тивным правовым актам относятся законы и подзаконные норматив­ные акты — указы, постановления, инструкции, договоры и т.д.

Чье мнение является правильным?
Ситуация 16

Студентке Перепелкиной преподаватель предложил ответить на вопрос: какие законы и подзаконные нормативные правовые акты действуют на территории РФ. Подумав, она сказала, что к законам от­носятся: Конституция РФ, законы субъектов Федерации, норматив­ные ведомственные акты органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ. К подзаконным нормативным правовым актам, по ее мне­нию, — указы Президента РФ, различные постановления, договоры.

Какие ошибки допустила Перепелкина?
Ситуация 17

Студент Гвоздиков, отвечая на вопрос «какие виды толкования, норм права он знает?», назвал два вида: официальное и неофициальное. К первому виду он отнес нормативное, легальное и научное, ко второму — казуальное, житейское и аутентическое.

В чем ошибся Гвоздиков?
Ситуация 18

Студенту Свистунову было дано задание — расположить норма­тивные правовые акты по степени юридической силы:

1) закон о гражданстве РФ;

2) инструкция Минтруда России;

3) постановление Совета Федерации;

4) Конституция РФ.

Как следует поступить Свистунову?

Ситуация 19

К каким отраслям права (гражданскому праву, гражданскому про­цессуальному праву, семейному праву, трудовому праву, уголовному пра­ву) относятся следующие институты права:

1) социальное партнерство в сфере труда;

2) право собственности и другие вещные права;

3) принудительные меры медицинского характера;

4) права и обязанности супругов;

5) пересмотр вступивших в законную силу судебных постановле­ний.
Ситуация 20

Студентка Малинина в реферате на тему «Виды правовых норм» в качестве примера привела следующие нормы:

1) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юри­дического лица в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 58 ГК РФ);

2) стороны имеют право продлить действие коллективного догово­ра на срок не более трех лет (ч. 2 ст. 43 ТК РФ);

3) продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не мо­жет быть менее 42 часов (ст. 110 ТК РФ).

Определите, к каким видам правовых норм (разрешающим, запрещаю­щим, представительно-обязывающим) относятся указанные нормы права?
II. Порядок проведения практического занятия:

  1. Организация занятия (проверка присутствующих и готовности к занятиям, объявление темы и цели занятия).

  2. Уточнение состава учебных групп.

  3. Разбивка учебной группы на 5 бригад.

  4. Обсуждение бригадами п.п. 1 - 3 подготовительного этапа с целью выработки общих позиций.

  5. Подведение итогов работы бригад – участников и выявление команды, которая максимально правильно ответила на п.п. 1 – 3 подготовительного этапа.

  6. Решение бригадами предложенных правовых ситуаций с целью выявления основных направлений взаимодействия государства и права.

  7. Рассуждения бригад по поводу предложенных ситуаций.

  8. Подведение итогов занятия и объявление оценок участников практического занятия.


Вопросы к семинарскому занятию
Тема: Понятие и сущность права.

  1. Понятие и признаки права, его сущность.

  2. Правопонимание: прошлое и настоящее.

  3. Соотношение государства и права.

  4. Понятие правового регулирования.

  5. Понятие формы (источника) права.

  6. Виды нормативно-правовых актов.

  7. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

  8. Понятие, виды и принципы правотворчества.

  9. Понятие и структура правовой нормы.

  10. Понятие системы права.

  11. Система права и система законодательства.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правоведение iconКонспект лекций по курсу «Правоведение» по теме: «Основы учения о...
Опорный конспект лекций по курсу «Правоведение» по теме: «Основы учения о происхождении и сущности государства и права» рассмотрен...

Правоведение iconКонтрольная работа по дисциплине: «Правоведение»

Правоведение iconКонтрольная работа по дисциплине: «Правоведение»

Правоведение iconРеферат По курсу: Правоведение Тема: Содержание трудового договораРаботу

Правоведение iconРеферат по курсу «Правоведение» на тему: «Понятие договора, его предмет и принципы»

Правоведение iconБ рагин Олег Сергеевич
Запорожский Коммерческий Техникум, специальность правоведение, окончил с отличием

Правоведение iconДнепропетровск Воробьев Игорь Стоимость обучения в вузах выросла:...
Воробьев Игорь Стоимость обучения в вузах выросла: правоведение подорожало на 700 гривен, ветеринария на 900// Комсомольская правда...

Правоведение iconСологуб Сергей Петрович
Винницкий техникум мясной и молочной промышленности по специальности «Правоведение», квалификация юрист

Правоведение iconБиография Лебедева Вячеслава Михайловича
...

Правоведение iconТур Виктор Григорьевич Дата рождения: Гражданство
Квалификация и навыки: историк, преподаватель истории и обществоведения, юрист (правоведение), религиоведение

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<