Сумский государственный университет сборник




НазваниеСумский государственный университет сборник
страница1/5
Дата публикации10.05.2013
Размер1.25 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

СУМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


СБОРНИК

текстов и упражнений

по развитию связной речи

для студентов-иностранцев 3-го курса

медицинского института СумГУ

Сумы

Сумский государственный университет

2011

Сборник текстов и упражнений по развитию связной речи сост.: О. П. Конек, С. В. Кузнецов. – Сумы: Сумский государственный университет, 2011. – 76 с.

Содержание


Вступле́ние………………………………………………….…

5


Часть 1. Нау́чно-популя́рный стиль





Тема 1 Внуше́ние…………………………………………….

6

Тема 2 Изуче́ние жи́зни……………………………………...

11

Тема 3 Арахноидит, не проверя́йте го́лову на про́чность …

14

Тема 4 Зака́ливание органи́зма…………………………….

19

Тема 5 Невро́зы……………………………………...…….

22

Тема 6 Серде́чные бо́ли при невро́зах……………………..

26


Часть 2. Публицисти́ческий стиль





Как появи́лась газе́та…………………………………………

32

Где расту́т зубны́е щётки…………………………………….

34

Фи́тнес для мужчи́н…………………………………………..

37

Одна́ ночь из жи́зни реанима́ции…………………………....

40

Но́вый ка́мпус для полите́ха………………………………...

45

Средиземномо́рье на Днепре́………………………………..

47

Больша́я игра́…………………………………………………

54

Ве́чером поодино́чке не ходи́те……………………………..

59

Сетево́й синдро́м……………………………………………..

61


Часть 3. Литерату́рный стиль





^ Михаи́л Зо́щенко. Опера́ция…………………..…....………..

65

Никола́й Амо́сов. Мы́сли и се́рдце (отры́вок)…….…….…..

67

^ Викто́рия То́карева. Оди́н ку́бик наде́жды………..……..…

70


Авторы сборника выражают благодарность студентам медицинского института:

Джулиан Огункойа Номин-Эрдэнэ Даваасурен

Ойинлола Обисесан Сонор Зоригтбаатар

Самуэль Обиора Эпуна Хуссейн Аль-Атар

Рут Лавал Абдулрахман Абдулла

Мерси Оладжумоке Огундеджи Адель Дарвиш

Виктор Овага Амир Алакиди

Коллинз Орлувосу Окву Синан Худхур

Мустафа Аба Осама Юсиф

Эрол Озтюрк Тайф Мохамед

Илкнур Йозбатиран Элиф Ахмед Абдулабус

Барака Магинга Абед Мисак

Омар Али Омер Абас

Дургун Алпер Ахмед Мохамед

Махмуд Али Ахмед Рашид

и всем тем, кто активно работал с материалами данного издания.

ВСТУПЛЕНИЕ
Сборник текстов и упражнений представляет собой тематические группы текстов научно-популярного, публицистического и литературного стилей для студентов-иностранцев третьего курса медицинского профиля.

Объём и сложность текстов обусловлены уровнем подготовленности студентов. Задания составлены в соответствии с типовой программой по русскоиму языку и с учётом требований, предъявляемых к студентам третьего курса.

В процессе обучения будут решаться следующие задачи:

- в области аудирования – развитие у студентов умений и навыков воспринимать и осмысливать информацию устного сообщения, предъявляемого в нормальном темпе с последующей передачей её содержания с разной степенью сжатости;

- в области говорения – совершенствование умений воспроизводить прочитанный или прослушанный текст с заданной степенью сжатости, выделять необходимую информацию и излагать её в определённой форме и последовательности; создавать собственный текст, определяя замысел и программу высказывания, соблюдая логическую последовательность, используя адекватные языковые средства;

- в области чтения – дальнейшее развитие и совершенствование навыков и умений в ознакомительном, просмотровом видах чтения;

- в области письменной речи – научить студентов составлять тезисные, сложные назывные планы, рефераты, аннотации, резюме в пределах указанной тематики на основе полученной информации, собственных знаний и т.д.
Часть 1

^ НАУ́ЧНО-ПОПУЛЯ́РНЫЙ СТИЛЬ
Тема 1

Внуше́ние
Психи́ческие боле́зни, или расстро́йства психической де́ятельности человека, всегда обусло́влены наруше́ниями работы головно́го мо́зга. Но не всякое нарушение приво́дит к психическим заболева́ниям. Известно, например, что при не́которых не́рвных заболеваниях психических расстро́йств может и не быть.

При психических заболеваниях преиму́щественно наруша́ется правильное отраже́ние действи́тельности. Так, если человек не узнаёт привы́чной обстано́вки, принима́ет её за не́что друго́е, а окружа́ющих его людей рассма́тривает как злоумы́шленников или враго́в, если этот человек испы́тывает зри́тельные и слуховые галлюцина́ции, а также если его охва́тывает без причи́ны страх или состоя́ние безуде́ржного весе́лья, то налицо́ искажённое отраже́ние реа́льного мира и, соотве́тственно этому, неправильное поведе́ние. Это пример вы́раженного психического заболевания, при кото́ром нару́шена спосо́бность правильной оценки того́, что происхо́дит вокру́г больно́го и с ним сами́м.

Но психические заболевания многообра́зны как по своим фо́рмам, так и по степени их вы́раженности. Наряду со слу́чаем, когда психи́ческий больно́й не сознаёт свое́й болезни, могут быть вариа́нты, когда крити́ческая самооце́нка утра́чивается лишь части́чно, или когда наблюда́ется дво́йственное отноше́ние к свое́му страда́нию («я бо́лен, но в то же время я и здоро́в»), или когда́ при нали́чии доста́точной критики человек обнару́живает неправильные формы поведе́ния.

Совреме́нная психиатрия располага́ет больши́м арсена́лом средств диагно́стики, испо́льзуя для оце́нки состоя́ния больно́го ме́тоды физиоло́гии, биохи́мии, психоло́гии, гене́тики и других наук. Значи́тельно расши́рились возмо́жности лече́ния душе́вных расстро́йств.

В ча́стности, применя́ются так называ́емые психофармакологи́ческие сре́дства, де́йствующие непосре́дственно на проце́ссы, происходя́щие в центра́льной не́рвной систе́ме. Одни́м из эффекти́вных психологических ме́тодов явля́ется внуше́ние.

Внуше́ние – это форма психического возде́йствия врача́ на больно́го или группу больны́х в лече́бных це́лях. Внуше́ние явля́ется одни́м из ви́дов психотерапи́и, т.е. лече́ния с по́мощью психологи́ческих ме́тодов.

Обяза́тельным усло́вием для лече́ния внуше́нием явля́ется хоро́шее зна́ние больно́го, осо́бенностей его хара́ктера, исто́рии боле́зни. Внуша́емость больны́х разли́чна и зави́сит от осо́бенностей вы́сшей не́рвной де́ятельности. Повы́шенная внуша́емость наблюда́ется у люде́й эмоциона́льно неусто́йчивых, очень впечатли́тельных или осла́бленных, переутомлённых. Для реализа́ции внуше́ния большо́е значе́ние име́ет гото́вность больно́го к нему или положи́тельное отноше́ние к внуша́ющему.

Различа́ют внуше́ние прямо́е – путём непосре́дственного слове́сного возде́йствия и ко́свенное – указа́нием на положи́тельное де́йствие какого-либо лека́рства, процеду́ры и т.д., так как де́йствие лека́рства в определённой сте́пени зави́сит от отноше́ния к нему больно́го. С другой стороны́, когда больно́й сле́дует нау́чно не обосно́ванным рекоменда́циям, например, «бег от инфа́ркта» разли́чным псевдонау́чным дие́там, мо́гут создава́ться впечатле́ния улучше́ния состоя́ния больного. Ли́ца истери́ческого хара́ктера мо́гут чу́вствовать облегче́ние состоя́ния даже под возде́йствием за́говоров, зна́харских сна́добий и т.п.

В медицинской практике хорошо известно и самовнуше́ние, которое иногда может быть исто́чником боле́зненных ощуще́ний, осо́бенно при истери́ческом невро́зе. Самовнуше́ние может испо́льзоваться и в лече́бных це́лях для поддержа́ния хорошего самочу́вствия, ве́ры в свои возмо́жности, в свои силы.

Внуше́ние может проводи́ться как в состоя́нии бо́дрствования, так и в состоя́нии гипноти́ческого сна. Гипно́з – это внуша́емый сон. Гипноти́ческое состоя́ние вызыва́ют повторе́нием слов и фраз, в которых врач, проводя́щий гипно́з, воспроизво́дит карти́ну засыпа́ния (например, в рука́х и нога́х, на ве́ках поя́вляется чу́вство тя́жести, нараста́ют о́бщая вя́лость, поко́й и т.д.)

Слове́сное внуше́ние, произноси́мое моното́нным го́лосом, мо́жет сопровожда́ться ритми́чными, сла́быми, однообра́зными физи́ческим раздраже́ниями слу́ха, зре́ния или ося́зания: погла́живанием, мига́нием синего света, равноме́рным посту́киванием метроно́ма, имита́ции шу́ма дождя́ и т.п. При этом в коре́ головно́го мо́зга гипнотизи́руемого развива́ется части́чное торможе́ние, но остаю́тся отде́льные акти́вные бо́дрствующие о́бласти, через которые осуществля́ется связь проводя́щего гипно́з врача́ с больны́м и внуше́ние больно́му.

Физиологи́ческая приро́да внуше́ния иссле́довалась акаде́миком Па́вловым, кото́рый объясня́л фено́мен внуше́ния нали́чием очага́ концентри́рованного возбужде́ния в коре́ головно́го мо́зга, психологи́ческая его природа изуча́лась психиа́тром Бе́хтеревым, широко́ применя́вшим гипно́з и внуше́ние при лече́нии алкоголи́зма.

Внуше́ние применя́ется при лече́нии невро́зов, алкоголи́зма и наркомани́и, а также не́которых заболева́ний, свя́занных с наруше́нием не́рвной регуля́ции вну́тренних о́рганов.
^ Слова и словосочетания
психические болезни (расстройства)

обусловлен(ный)

преиму́щественно отраже́ние

(не)привы́чная обстано́вка не́что (другое)

злоумы́шленник враг

зри́тельные и слуховы́е галлюцина́ции

охва́тывать – охвати́ть

безуде́ржное весе́лие искажённое отражение

(о)сознава́ть – (о)созна́ть

утра́чивать – утра́тить страда́ние

арсена́л впечатли́тельный

осла́бленный (пере)утомлённый

положи́тельное отноше́ние к (кому? чему?)

заговор знахарские сна́добья

самовнуше́ние бо́дрствование

произноси́мый посту́кивание

погла́живание мига́ние

имита́ция оча́г
^ ЗАДАНИЯ
1 Напишите глаголы, от которых образованы данные существительные:
болезнь – болеть страдание –

внушение – бодрствование –

постукивание – поглаживание –

мигание – имитация –
2 Подберите:

а) синонимы: преимущественно – в основном

утратить – арсенал –

очаг –

б) антонимы: болен – здоров

враг – слабый –

веселие – бодрствование –
^ 3 Замените причастный оборот словосочетанием со словом который.
Средства, действующие на процессы, – средства, которые действуют на процессы
Врач, проводящий гипноз, – … .

Процессы, происходящие в центральной нервной системе, – … .

Психиатр, применяющий гипноз, – … .

Заболевания, связанные с нарушением, – … .

Внушение, произносимое голосом, – … .
4 Ответьте на вопросы. Запишите ответы.


  • Чем обусловлены психические расстройства?

  • Что нарушается при психических заболеваниях?

  • В чём выражается искажённое отражение реального мира?

  • Какие средства применяются для лечения душевных рас-стройств?

  • Что называют внушением?

  • Какое обязательное условие для лечения внушением?

  • У каких людей наблюдается повышенная внушаемость?

  • Какие различают виды внушения?

  • От чего зависит действие лекарства на больного?

  • Что может быть источником болезненных ощущений?

  • Что называют гипнозом?

  • Чем вызывают гипнотическое состояние?

  • Что развивается в коре головного мозга при гипнозе?

  • Какие учёные исследовали природу внушения?

  • При лечении каких заболеваний применяют внушение?



Тема 2

^ ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНИ
Учёный Гре́гор Ме́ндель, роди́вшийся в Австрии, хоте́л вы́яснить, как отде́льные при́знаки расте́ний (высота́ и фо́рма) передаю́тся по насле́дству. Ме́ндель та́кже выяснил, что одни́ при́знаки передаю́тся лу́чше, а други́е ху́же. При́знаки, вероя́тность насле́дования кото́рых равна́ трём из четырёх, он назва́л преоблада́ющими. А те, вероя́тность иссле́дования кото́рых равна́ оди́н из четырёх, исчеза́ющими.

Учёный откры́л, что ка́ждый при́знак контроли́рует па́ра части́ц – ге́нов, по одному́ от ка́ждого роди́теля. Это пе́рвый зако́н Ме́нделя. Его́ иссле́дования, опублико́ванные в 1866 году́, легли́ в осно́ву совреме́нной гене́тики – нау́ки о насле́дственности.

Учёный Мо́рган продолжи́л иде́и Ме́нделя. Он захоте́л вы́яснить, характе́рны ли откры́тые Ме́нделем измене́ния у расте́ний та́кже и для живо́тных. В 1908 году Морган стал изуча́ть му́шек. Глаза́ у э́тих му́шек бы́ли кра́сные. Учёный подсади́л к таки́м му́шкам самца́ с бе́лыми глаза́ми. Морган и его колле́ги смогли́ вы́делить ген, обусло́вливающий бе́лые глаза́ у му́шек, подтверди́в тео́рию Ме́нделя.

Ге́ны слу́жат хими́ческим ко́дом, несу́щим информа́цию о вне́шнем ви́де и строе́нии расте́ний и живо́тных. Молекуля́рная биоло́гия изуча́ет строе́ние моле́кул, из кото́рых состоя́т все живы́е органи́змы, и пыта́ется объясни́ть, как роди́тели передаю́т пото́мству информа́цию.

В нача́ле ХХ ве́ка учёные откры́ли, что кле́тки расте́ний и живо́тных соде́ржат осо́бое вещество́ – дезокси-рибонуклеи́новую кислоту́ (ДНК). В 1950 году́ бы́ло устано́влено, что моле́кулы ДНК слу́жат ко́дом, отве́тственным за насле́дственность.

В 1953 г. учёные со́здали моде́ль ДНК. Её фо́рма – двойна́я переплета́ющаяся спира́ль. Моде́ль показа́ла, как происхо́дит деле́ние моле́кул ДНК и образова́ние но́вых её ко́пий.

Ка́ждая кле́тка расте́ний и живо́тных при размноже́нии де́лится на́двое. При этом вся́кий раз копи́руется и поэ́тому при деле́нии кле́тки ка́ждая из но́вых кле́ток получа́ет свою́ «ко́пию» насле́дственной информа́ции. Так при́знаки роди́телей передаю́тся их пото́мству.
^ Слова и словосочетания
вы́яснить find out. Syn: обнаружить, расследовать, узнать. Ant: скрыть, спрятать

расте́ние plant, vegetabаle

по насле́дству by right of succession

вероя́тность expectancy, likelihood, probability

преобла́дающий predominant, prevalent

иссле́дование analysis, research, study

исчеза́ющий disappearing, vanishing

ге́н(ы) gene(s)

осно́ва basis прям. и перен. foundation; base

характе́рный typical (типичный), characteristic (отличительный); distinctive (своеобразный)

саме́ц и са́мка breeding pair

обусло́вливающий conditional, conditioned, conventional, due, given; caused by, resulting from

подтверди́ть affirm; confirm; corroborate

внешний ви́́д (outward) appearance

пыта́ться attempt, try

пото́мство posterity; descendants

осо́бый special, particular; peculiar, different

отве́тственный responsible, crucial

переплета́ющаяся interlace, intertwine; become / get entangled

деле́ние dividing; division

размноже́ние reproduction; propagation

при́знак sign, character; factor

^ ЗАДАНИЯ
1 Напишите словосочетания прил. + сущ., которые подходят по значению, согласовав род и число.
Образец: отдельные признаки (мн.ч., вопрос КАКИЕ?)


живо́й

биоло́гия

молекуля́рный

ко́пия

осо́бый

органи́змы

но́вый

глаза́

кра́сный

вещество́


^ 2 Образуйте существительные от данных прилагательных.
Образец: наследственный – наследство.
медици́нский –

зако́нный –

основно́й –

теорети́ческий –

молекуля́рный –
^ 3 Соедините левую и правую части фраз.


1 Ге́ны слу́жат …

А. моде́ль ДНК

2 Кле́тки соде́ржат …

Б. пото́мству

3 Учёные со́здали …

В. в осно́ву гене́тики

4 При́знаки роди́телей передаю́тся …

Г. осо́бое вещество́

5 Иссле́дования легли́ …

Д. хими́ческим ко́дом


4 Напишите глаголы, от которых образованы данные причастия.
Образец: роди́вшийся – роди́ться
Преоблада́ющий

Исчеза́ющий

Подтверди́вший

Переплета́ющаяся –

5 Замените причастный оборот конструкцией со словом который.
Учёный, роди́вшийся в Австрии. – Учёный, кото́рый роди́лся в Австрии.
Ген, обусло́вливающий бе́лые глаза́ – … .

Код, отвеча́ющий за насле́дственность – … .
6 Ответьте на вопросы:


  • Что хоте́л вы́яснить учёный Ме́ндель?

  • Каки́е при́знаки называ́ют преоблада́ющими? А исчеза́ющими?

  • О чём говори́т пе́рвый зако́н Ме́нделя?

  • Како́й ген смогли́ вы́делить Мо́рган и его́ колле́ги?

  • Чем слу́жат гены?

  • Что изуча́ет молекуля́рная биология?

  • Како́е вещество́ откры́ли учёные в нача́ле ХХ ве́ка?

  • Какая фо́рма моде́ли ДНК?

  • Как де́лятся кле́тки при размноже́нии?


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сумский государственный университет сборник iconСумский государственный университет 3555
Учебные материалы «Русский язык в диалогах» / сост. О. П. Конек, И. М. Шевченко. – Сумы : Сумский государственный университет, 2013....

Сумский государственный университет сборник iconМолодежи и спорта украины сумский государственный университет
Тестовые задания по русскому языку / cост.: В. А. Завгородний, О. П. Конек, А. В. Роденко, Н. А. Тубол. – Сумы : Сумский государственный...

Сумский государственный университет сборник iconКонспект лекций Сумы Сумский государственный университет 2013 министерство...
Тема 1 основы финансов предприятий. Организация финансовой работы на предприятии 9

Сумский государственный университет сборник iconСумский государственный университет 3287 иностранцы в украине
Иностранцы в Украине : учебно-методические материалы / сост.: А. В. Роденко, Н. А. Тубол. – Сумы : Сумский государственный университет,...

Сумский государственный университет сборник iconМолодёжи и спорта украины сумский государственный университет
Сборник тестовых вопросов по социальной медицине, организации и экономике здравоохранения для подготовки к лицензионному экзамену...

Сумский государственный университет сборник iconМолодёжи и спорта украины сумский государственный университет
Сборник тестовых вопросов по социальной медицине, организации и экономике здравоохранения для подготовки к лицензионному экзамену...

Сумский государственный университет сборник iconИнформационное письмо
Сумский государственный педагогический университет имени А. С. Макаренко и Сумский отдел Украинского географического общества готовят...

Сумский государственный университет сборник icon?№ ?, ?????(5cc) (2013) Vol. ?
Сумский государственный университет, ул. Римского-Корсакова, 2, 40007, Сумы, Украина

Сумский государственный университет сборник iconТ. А. Лозовая Сумский государственный университет
Этиопатогенетические механизмы фибрилляции предсердий у больных с сердечной недостаточностью

Сумский государственный университет сборник iconСумский государственный университет
Методические указания и задания на расчетно-графическую работу с элементами тестирования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<