Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на 2005-2010 годы. Проект Миссионерский отдел Московского патриархата 2005 г




Скачать 403.29 Kb.
НазваниеКонцепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на 2005-2010 годы. Проект Миссионерский отдел Московского патриархата 2005 г
страница1/4
Дата публикации17.05.2013
Размер403.29 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы
  1   2   3   4




Концепция миссионерской деятельности

Русской Православной Церкви на 2005—2010 годы.

Проект Миссионерский отдел Московского патриархата 2005 г.

ПРЕАМБУЛА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ МИССИИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОЙ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ МИРЯН

МИССИОНЕРСКОЕ ПОРУЧЕНИЕ

МИССИОНЕРСКИЙ ПРИХОД

МИССИОНЕРСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ МИССИОНЕРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

МИССИЯ НА ТРАНСПОРТЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ МИССИОНЕРСКИХ СТАНОВ

^ МИССИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

МИССИЯ СРЕДИ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО МИССИОНЕРА И ЕГО КАЧЕСТВА

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МИССИОНЕРСКОГО СЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ

^ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

СОВРЕМЕННОЕ МИССИОНЕРСКОЕ ПОЛЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

  1. Демографические угрозы

  2. Состояние религиозного сознания

  3. ^ ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ПРЕАМБУЛА

Миссия Православной Церкви — спасение каждого человека, поэтому в сферу ее свидетельства входит все, чем живет современное человечество. В 1995 году на Заседании Священного Синода Русской Православной Церкви была принята «Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», призывающая всех верных чад нашей Церкви встать на путь православного свидетельства, Миссионеры Русской Православной Церкви глубоко осознают, что их деятельность имеет большое значение для Православной Церкви и судеб человечества, для православных и неправославных людей, которые сосуществуют в одном неразделимом многополярном мире. Миссионерская деятельность вытекает из самой природы Православной Церкви, из самораскрытия любящего всех и вся Бога в историческом развитии мира, из соучастия людей в делах и любви Божьих, из активного неприятия зла, насилия, лжи, несправедливости, нарушения прав и свобод всякой личности, ибо каждый человек создан по образу Бога.
Известно, что Православная Церковь — не политическая организация и не может слишком сближаться для того, чтобы не произошло отождествлёние её с таковыми, даже если они православно ориентированы. Православная Церковь — не партия, не земной институт, а Богочеловеческий организм, посредством которого достигается Царство Божие, спасение от смерти («Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится к вам» (Мф.6.33.)). Однако Царство Божие для православия находится не где-то в утопическом далеком будущем, а вблизи, и, даже, внутри нас (Мк.1.15; Мф.4.17; Лк.17.21.). Оно уже достигло нас. В нем нынешнее православное миссионерство смыкается с будущим и прошлым, обретает эсхатологический характер.

Каждый православный в свою меру лично отвечает перед Богом, Вселенской Православной Церковью и своей совестью за то, чтобы все народы услышали и увидели Благую весть. Нам дано и вверено Богом миссионерское делание: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12.47—48.). Поэтому данная Концепция — как послание Православной Церкви ко всем верным её чадам, должна быть принята с ответственностью каждым членом Церкви для исполнения её во славу Божию с надеждой на дальнейшее расширение православного миссионерского делания по всем направлениям.

Настоящая Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (далее — Концепция), рассчитанная на период с 2005 по 2010 годы, учитывает миссионерский опыт, накопленный за истекшие десять лет, и отражает современное состояние развития православной миссии в ее богословских, канонических, социальных и иных аспектах. Она указывает стратегические направления — миссионерского служения Православной Церкви на нынешнем историческом этапе и призвана помочь миссионерам всех уровней в более эффективной организации их деятельности. В своей основе Концепция содержит рекомендации и постановления предшествующих (в том числе и дореволюционных) Всецерковных Миссионерских съездов, Поместного Собора 1917—18 годов, Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, докладов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, касающихся вопросов современного миссионерского служения, а также «0снов социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 г.). Особо актуальное практическое и теоретическое значение имеют «Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (1995 г.) и итоговые документы Миссионерских съездов 1996, 1999 и 2002 годов. При подготовке Концепции использовались также материалы конференции «Современная молодежь в Церкви: проблемы и пути их решения», организованной Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи совместно с Отделом по делам молодежи Московского Патриархата и Всероссийским православным молодежным движением в 2005 году.


^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ МИССИИ


Православная миссия (в дальнейшем — миссия), в ее богословском понимании, есть проекция взаимоотношений Лиц Пресвятой Троицы на все творение. Откровением стало для нас то, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Эго откровение дано нам в Сыне Божьем. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Бог сделал Возлюбленного Сына Своего Посланником Божественной любви. «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1Ин.4:9). Именно дарение Жизни, основанной на Божественной любви, и является миссией Христа и смыслом его Апостольства.

Дело посланничества Христова продолжается в его учениках до сего дня, Это есть свидетельство Божественной любви. Те, кто услышал о Христе и уверовал в него, не может не ответить на Его любовь взаимностью потому что «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Познавший Бога обретает любовь Его в себе и жаждет открыть ее тем, кто чуждается в ней. Это откровение Божественной любви открывается в таинстве Евхаристии, где Христос являет себя Посланником, пришедшим к конкретному человеку, так, что причастный Церкви как Телу Христову, ставший живой частицей в церковном организме, может наравне с апостолом сказать: «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» (1Ин.4:14).

Миссия призвана исполнить повеление Великого призвания: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15), а это значит освящение не только человека, но в нем и всего космоса, всех сфер жизни.

Конечной и глобальной целью Миссии является осуществление изначального замысла Божия — теосис (обожение) всего творения. В реальной миссионерской практике обычно ставятся конкретные и близкие локальные цели. В отличие от абсолютной цели, эти цели являются относительными и должны ей подчиняться. Их можно обобщить в одном постулате — ближайшая цель миссионерства состоит в созидании евхаристических общин по примеру первоапостольской, созданной Самим Христом, «до края земли».

Необходимо отметить основные задачи, позволяющие Благовестию войти в сердцевину народной жизни:

— Использование принципа церковной рецепции культуры просвещаемого народа, посредством живой проповеди — пробуждение веры в Благовестие и желания спасения во Христе.
— Проповедание Евангелия и совершение Богослужения на языке, который понятен, и, в то же время, не принижает и не искажает смыслового контекста литургической традиции.
— Подготовка клира и миссионеров из местного населения.

— Вовлечение новообращенных в жизнь прихода для достижения реального единства общины.
— Акцентирование внимания на значении Таинств, и особенно на центральном значении Евхаристии как пищи жизни вечной, приобщающей нас к божественной благодати.
— Созидание евхаристической общины как активной носительницы миссионерского свидетельства.
— Воцерковление, привлечение детей и молодежи, а также всех крещенных, но не просвещенных людей, к самостоятельной духовной жизни, ответственному молитвенному предстоянию пред Богом.


^ ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОЙ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Опираясь на «Концепцию возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» можно выделить, четыре основные формы:

^ 1. Информационная миссия. Это свидетельство самым широким слоям населения средствами масс-медиа, а также через организацию приходских библиотек и издание специальной миссионерской литературы. Для продуктивной работы информационной миссии необходимо:

- придать деятельности Православной Церкви в информационном пространстве упреждающий характер, а не реагировать с опозданием на происходящие в обществе события, использовать все многообразие новейших информационных технологий;

- выявлять и обнародовать факты информационной антиправославной деятельности и вытеснения православных программ из светских СМИ;

- создать, ввиду разрозненности усилий и отсутствия согласованной деятельности православных СМИ, единый банк данных, доступный для любого православного миссионера;

- продолжить выпуск православных библиотек на всех видах информационных носителей;

- активно осваивать электронные виды средств массовой информации — радиовещание, телевидение, Интернет.

В сфере издания православной литературы необходимы:

- более активное просвещение современных людей сокровищами святоотеческой мысли, так как творения Святых Отцов, к сожалению, остаются или непонятными или же воспринимаются с примитивной буквальностью;

- широкое издание миссионерской литературы, предназначенной для катехизации и формирования целостного представления о Церкви;

- продолжение выпуска серий книг для новоначальных по вопросам веры, христианского образа жизни и церковного отношения к насущным проблемам современного человека и общества.

^ 2. Апологетическая миссия.

Это свидетельство истины Православия в сравнении с еретическими и сектантскими лжеучениями, которые имеют широкое распространение в России и других странах СНГ. Апологетическая миссия направлена также на противостояние прозелитической работе со стороны неправославных миссионерских объединений, отдельных евангелизаторов. За последние десять-двенадцать лет в России наблюдается резкое увеличение их количества. Для противодействия религиозным деструктивным объединениям необходимо:

- актуализировать апологетическую и реабилитационную деятельность миссионерских учреждений;

- обращать больнее внимание на проблемы апологетики в миссионерской деятельности;

- активизировать просветительскую деятельность каждого прихода для предотвращения появления сект и расколов.

^ 3. Воспитательная миссия (воцерковление). Это работа с готовящимися ко Святому Крещению и с теми, кто, будучи крещёнными, не получили соответствующего научения в основах веры и не являются активными членами Церкви. Цель такой миссии — включение крещёного человека в церковную жизнь в полной мере, формирование православного уклада жизни. Воцерковление должно осуществляться по схеме: «Оглашение — Крещение — научение». Оглашение предполагает предварительные катехизаторские беседы об основах вероучения. В настоящий момент сложилась ситуация, которую невозможно считать приемлемой, когда человек крестится, не зная веры и церковных традиций. Такой человек, как правило, появляется в храме лишь для отправления обрядов и удовлетворения частных религиозных потребностей и очень часто лишается правильного восприятия Таинств Церкви. Современная церковная жизнь требует возрождения института оглашения.
Катехизация должна строиться на четких постулатах:

— Христоцентричность проповеди и деятельности;

- признание Боговдохновенности Священного Писания и приоритета его в жизни православного христианина;

- принятие Священного Предания Православной Церкви в целом;

- восприятие Церкви как Тела Христова, частью которого является каждый член общины (1 Кор.12:27), а единым Главой — Господь Иисус Христос;

- свидетельство о Церкви как о радости жизни во Христе;

- признание того, что центром всей жизни православного христианина является Евхаристия;

- осознание того, что личность не растворяется в Церкви, но ею охраняется, и человек, вступая в Церковь, получает возможность раскрыть себя как личност во всей полноте.

Необходимо подчеркнуть каноническую недопустимость (за исключением особых случаев) Крещения без предварительной катехизации. Крещение без оглашения запрещается 78 правилом VI Вселенского Собора и 46 правилом Лаодикийского Собора. Конечно, мы не должны накладывать на людей «бремена неудобоносимые» (Лк. 15: 28), однако того, кто не хочет потрудиться ради осознанного вступления в Церковь, крестить не следует, ведь язычник будет судим по закону совести, а давший обеты Крещения — по данным им обетам (Рим. 2:14).

Восприемниками следует избирать людей воцерковленных, способных активно содействовать семье в христианском воспитании ребенка. С крестившимися необходима систематическая работа по введению в богослужебную и внебогослужебную жизнь прихода. Она может состоять из следующих аспектов:
- усиление миссионерской направленности жизни приходов с помощью специальных миссионерских служб, на которых Богослужение сочетается с катехизацией и более доступно пониманию;
- укрепление внутрицерковного пространства, социокультурной среды, содействующей воцерковлению;
- оказание помощи катехизаторами приходов в дальнейшем воцерковлении их подопечных;
- предоставление новокрещеным возможности вести активную разнообразную созидательную деятельность, в том числе организация при приходах кружков и студий как для детей и молодёжи, так и для взрослых или всей семьи в целом;
- обязательное принятие клиром прихода непосредственного участия в процессе воцерковления новых членов общины, привлечение к этому также активных мирян и катехизаторов;
- организация при крупных приходах, благочиниях или епархиальных управлениях специализированных центров духовного развития детей и молодёжи, которые принимали бы непосредственное участие в катехизаторской, просветительской работе, обладали возможностью правильно организовать процесс катехизации и содействовать духовному развитию верующих.


^ 4. «Внешняя» миссия. Это свидетельство истины Православия среди народов, не имеющих христианских основ национальной традиции и культуры. Особенно это важно в отношении эмигрантов из стран, не имеющих традиционной христианской культуры. В настоящее время территория Во-сточной Сибири и Дальнего Востока интенсивно заселяется переселенцами, в основном, из Китая, и Кореи. Они несут с собой свою культуру, а любая культура, как известно, имеет своим сущностным ядром определенный культ, религию. В этой связи необходимо отметить, что миссия, несомненно, становится важнейшей духовной обязанностью православных христиан этого обширного региона. Миссионерам, находящимся и свидетельствующим на этой территории, необходимо обратить внимание на следующее:

- переселенцы несут с собой определенное религиозное мировосприятие, от влияния и соблазнов которого необходимо оградить православных, возможно еще не до конца утвержденных в вере Христовой;

- необходимо направить усилия миссии на изучение традиций и мировоззренческого базиса, дабы евангелизация данной этнической группы проходила в соответствии с принципом инкультурации.

Все четыре вида миссионерского служения, выделенные условно, для удобства формирования миссионерской работы, применимы на всех уровнях церковной жизни:

риходском, епархиальном, общецерковном.


Рассмотрим подробнее основные направления миссионерского служения.

^ МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ МИРЯН


Для проникновения миссии во все сферы жизнедеятельности общества необходимо:
- привлекать мирян к активной церковной работе посредством выполнения определенных миссионерских поручений;
- использовать сеть существующих библиотек для создания в них миссионерских просветительских центров и организации тематических выставок, посвященных важным событиям церковной жизни, при обязательном заключении договоров с администрациями библиотек;
- помогать в комплектовании школьных и публичных библиотек церковными книгами миссионерского содержания;
- ориентировать приходы на миссионерскую деятельность для церковного присутствия в интернет-пространстве;
- поощрять общение людей за пределами богослужения, в частности, через проведение собраний и совместных трапез прихожан после совершения Божественной литургии с целью общения и обсуждения приходских вопросов;
- находить точки соприкосновения с различными возрастными слоями посредством организации общедоступных мероприятий по интересам: клубов и лагерей, походов, а также с группами социального риска: наркозависимыми, ВИЧ-инфицированными, беспризорниками и иными;

- осуществлять катехизаторскую, богословскую подготовку светских преподавателей, врачей, психологов, военнослужащих для расширения поля миссионерской деятельности в условиях секулярного общества.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на 2005-2010 годы. Проект Миссионерский отдел Московского патриархата 2005 г iconРусская Православная Церковь Миссионерский отдел Московского Патриархата...
Миссия (свидетельство) – проповедь для пробуждения веры – присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви1 и заключается...

Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на 2005-2010 годы. Проект Миссионерский отдел Московского патриархата 2005 г iconОсвященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви
Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции

Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на 2005-2010 годы. Проект Миссионерский отдел Московского патриархата 2005 г iconКонцепция комплексного развития теплового хозяйства г. Донецка 2005...
Концепция прошла рецензирование специалистов и одобрена на заседании научно-технического совета по энергосбережению при исполнительном...

Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на 2005-2010 годы. Проект Миссионерский отдел Московского патриархата 2005 г iconУкраинская Православная Церковь (упц) является составной частью Московского...
Это позволяет автокефалистам проводить крайне агрессивную политику в отношении канонического Православия и препятствовать нормальному...

Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на 2005-2010 годы. Проект Миссионерский отдел Московского патриархата 2005 г iconЗадачи, формы и структуры катехизации в русской православной церкви...
Святейший Патриарх Алексий II неоднократно подчеркивал, что важнейшей задачей Русской Православной Церкви на современном этапе ее...

Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на 2005-2010 годы. Проект Миссионерский отдел Московского патриархата 2005 г iconВ древней православной церкви
Почему не признаётся крещение Киевского патриархата, если оно совершается в точном соответствии с установлениями Православной Церкви?...

Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на 2005-2010 годы. Проект Миссионерский отдел Московского патриархата 2005 г iconХристовы заповеди в рпц уже не действуют?
Отдел по взаимоотно­ше­­ниям Церкви и общества, доходчиво объяснил, зачем Русской православной церкви нужна рос­кошь и почему священнослужители...

Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на 2005-2010 годы. Проект Миссионерский отдел Московского патриархата 2005 г iconК вопросу о допущении к Таинствам в Православной Церкви членов Армянской Апостольской Церкви
Еской территории Русской Православной Церкви. Для более широкого освещения данной проблемы автор освещает некоторые эпизоды армянской...

Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на 2005-2010 годы. Проект Миссионерский отдел Московского патриархата 2005 г iconВместе с 27 тысячами приходов Русской Православной Церкви Рождество...
Русской Православной Церкви Рождество в ночь с 6 на 7 января встречают Иерусалимская, Сербская и Грузинская Православная Церкви,...

Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на 2005-2010 годы. Проект Миссионерский отдел Московского патриархата 2005 г iconУ истоков рождения упц
Мои воспоминания это мой личный взгляд изнутри на события, приведшие к расколу в украинском Православии. Иначе они могли бы называться...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<