Положение о дистанционном обучении в Тернопольском государственном медицинском университете имени И. Я. Горбачевского Общие положения




Скачать 167.13 Kb.
НазваниеПоложение о дистанционном обучении в Тернопольском государственном медицинском университете имени И. Я. Горбачевского Общие положения
Дата публикации19.05.2013
Размер167.13 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы
Положение
о дистанционном обучении в Тернопольском государственном медицинском университете имени И.Я.Горбачевского



  1. Общие положения:


1.1. Положение о дистанционном обучении (далее - Положение) Тернопольского государственного медицинского университета (далее - Университет, ТГМУ) является нормативным документом, который регламентирует организацию процесса дистанционного обучения в Университете.

1.2. Данное Положение разработано согласно Положению о дистанционном обучении, утвержденном приказом Министерства образования и науки Украины N 40 от 21.01.2004.
1.3. Дистанционное обучение в Университете реализуется через Центр дистанционного обучения (ЦДО). ЦДО является структурным разделом ТГМУ с нормативно-правовой базой, организационно оформленной структурой, кадровым, материально-техническим и финансовым обеспечениям. Основная задача ЦДО - реализация дистанционного обучения на уровне высшего и последипломного образования.
1.4. Под дистанционным обучением имеется в виду процесс передачи и усвоения знаний, который происходит при взаимодействии отдаленных друг от друга участников обучения и создан на принципе работы современных технологий.


В процессе дистанционного обучения используются дистанционные курсы- информационные продукты, которые являются достаточными для обучения за отдельными учебными дисциплинами.

2. Структура и функции Центра дистанционного обучения (ЦДО):
2.1. ЦДО ТГМУ поддерживает банк аттестованных дистанционных курсов, которые объединены между собой специализированной информационно-коммуникационной сетью.

2.2. Центр дистанционного обучения обеспечивает:

  • текущую координацию работ по развитию дистанционного обучения, в частности из разработки нормативных документов относительно деятельности ЦДО, научных принципов дистанционного обучения, в том числе технологий дистанционного обучения и его научно-методического, системотехнического, кадрового и материально-технического обеспечения, а также разработка критериев, средств и систем контроля качества дистанционного обучения;

  • разработку дистанционных курсов и участие в создании банка аттестованных дистанционных курсов;

  • осуществление образовательной деятельности за технологиями дистанционного обучения, включая проведение итогового контроля лиц, которые учатся дистанционно, в том числе по направлениям и специальностям, для которых дистанционные курсы разработаны разными учебными заведениями;

  • переподготовку и повышение квалификации кадров с технологий дистанционного обучения на региональном уровне;

  • участие в международном сотрудничестве в сфере дистанционного обучения;

  • апробацию новых дистанционных курсов в условиях реального учебного процесса;

  • объединение усилий учебных заведений региона для обеспечения развития дистанционного обучения по всем направлениям и образовательным уровням;

  • сотрудничество с органами местного самоуправления с целью удовлетворения региональных нужд в подготовке, переподготовке и расширении профиля (повышении квалификации) кадров;

  • разработка дидактического и методического обеспечения дистанционных курсов, а также создание этих курсов по определенным направлениям подготовки.


2.3. Банк аттестованных дистанционных курсов ЦДО (далее - БАНК) есть распределенным информационным ресурсом, который может быть расположенный на сервере ЦДО с централизованной системой виртуального управления им и защиты от несанкционированного доступа и копирования информации. Аттестация дистанционных курсов осуществляется экспертной комиссией при Координационной раде по развитию дистанционного обучения при Министерстве образования и науки Украины (далее - Координационный совет) в порядке, который определяется Министерством образования и науки, по представлению авторов дистанционных курсов или лиц, которые репрезентуют их интересы.
3. Управление системой дистанционного обучения:
3.1. Управление ЦДО осуществляется ректором Университета и непосредственно директором Центра, которые:

  • принимают решение относительно вхождения университета в состав системы дистанционного обучения Украине и обеспечивают проведение необходимых мероприятий, которые дают право университету вести дистанционное обучение по избранным направлениям (специальностям);

  • обеспечивают подготовку персонала для внедрения дистанционной формы обучения;

  • обеспечивают представление на аттестацию разрабатываемых в университете дистанционных курсов;

  • обеспечивают научно-методическую, системотехническую и материально-техническую поддержку дистанционного обучения;

  • осуществляют контроль по качеству дистанционного обучения.



4. Стандарты в дистанционном обучении:
4.1. Дистанционная форма обучения базируется на государственных стандартах высшего образования и технологиях дистанционного обучения.

4.2. Стандарты технологии дистанционного обучения и рекомендации относительно их внедрения разрабатываются комиссией по вопросам системотехнического обеспечения и стандартизации дистанционного обучения при Координационной раде МОН Украины.
4.3. Требования к структуре и формату учебных курсов и управления ими формируются на основе международных стандартов дистанционных курсов сформулированных в SCORM (Sharable Courseware Object Reference Model).
5. Организационные принципы системы дистанционного обучения:
5.1. ЦДО может иметь разветвленную структуру и включать к своему составу не только подразделения (лаборатории) университета, но и другие учебные заведения, в том числе за границей, на основании соответствующих соглашений согласно действующему законодательству.
5.2. Создание, наполнение и пользование информационными ресурсами банка аттестованных дистанционных курсов Университета осуществляются как юридическими, так и физическими лицами на договорных началах. Все дистанционные курсы, которые принимаются в банк аттестованных дистанционных курсов, предварительно проходят обязательную процедуру аттестации в порядке, который определяется Министерством образования и науки. Функционирование банка аттестованных дистанционных курсов осуществляется при полном сохранении авторских и имущественных прав на дистанционные курсы и обеспечении авторского надзора за их использованием.
5.3. ЦДО с целью апробации дистанционной формы обучения или разрабатываемых дистанционных курсов может самостоятельно организовывать дистанционное учение по каким-либо учебным дисциплинам после рассмотрения и одобрения материалов курсов методическими комиссиями факультетов и университета.
5.4. ЦДО обеспечивает гарантированное качество дистанционного обучения за счет:

  • использование в учебном процессе аттестованных дистанционных курсов;

  • проведение периодического мониторинга качества дистанционного обучения.


6. Особенности организации учебного процесса по дистанционной форме обучения.
6.1. Участники учебного процесса.
6.1.1. Участниками учебного процесса, который происходит по дистанционной форме обучения, есть:


  • работники Университета, которые обеспечивают учебный процесс, в том числе научно-педагогические работники (далее по тексту- преподаватели), а также административно-управленческий, инженерно-технический и вспомогательный персонал (системные администраторы, программисты и прочие)

  • специалисты по информационным технологиям, администраторы дистанционного обучения, инженерно-технические работники, методисты, лаборанты и т.п., дальше по тексту- персонал);

  • лица, которые учатся (студенты, слушатели и т.п., дальше по тексту- студенты).


6.1.2. Взаимоотношения между участниками учебного процесса по дистанционной форме обучения регулируются соответствующими договорами.
В случае возникновения споров между участниками дистанционного обучения относительно качества или организации учебного процесса все вопросы относительно сущности споров решаются Координационным советом.


Если стороны не пришли к соглашению после рассмотрения спорных вопросов в Координационной раде, то они имеют право отстаивать свои интересы в судебных инстанциях согласно действующему законодательству.
6.1.3. Работники Университета, которые обеспечивают учебный процесс по дистанционной форме обучения, должны иметь необходимый квалификационный уровень с технологий дистанционного обучения и соответствующие документы, что это подтверждают.

6.1.4. Штатная численность работников, которые обеспечивают учебный процесс, объем времени, которое отведено преподавателю для проведения учебных занятий каждого вида, определяются соответствующими нормативами, которые утверждаются Министерством образования и науки.
6.1.5. Рабочее время педагогических и научно-педагогических работников, которые обеспечивают дистанционное обучение, для выполнения учебных, методических, научных, организационных и других работ в текущем учебном годе не должен превышать годовое рабочее время, которое определено Кодексом законов Украины о работе.
Учитывая повышенную сложность подготовки методического и дидактического обеспечения дистанционных курсов в сравнении с подготовкой методических материалов для других форм обучения, руководству Университета разрешается перераспределять рабочее время между методическими и учебными роботами в бок уменьшения последних в порядке, который определяется Министерством образования и науки.
6.1.6. Учится в университете по дистанционной форме обучения или за дистанционной, что объединенная с другими формами, имеют право граждани Украины, иностранные граждани и лица без гражданства согласно действующему законодательству и международных соглашений. Условия приема на обучение по дистанционной форме определяются Министерством образования и науки Украины.
6.1.7. Срок обучения по дистанционной форме определяется государственными стандартами образования или индивидуальными учебными планами, которые разрабатываются Университетом с учетом реальных возможностей выполнения учебных, учебно-производственных и образовательно-профессиональных программ в определенные сроки.
6.1.8. Выпускникам Университета, которые успешно закончили полный курс обучения за дистанционной или связанной с дистанционной формой обучения и прошли государственную аттестацию, выдаются соответствующие документы государственного образца об образовании. Студенты, которые успешно закончили обучение за отдельными дистанционными курсами, получают квалификационный документ (сертификат) Университета.
6.1.9. Перечень направлений, специальностей и учебных дисциплин, по которым допускается подготовка по дистанционной форме обучения, устанавливается Министерством образования и науки.
6.1.10. Перечень учебных дисциплин и форм организации обучения, по которым может быть обеспеченное дистанционное обучение или использования его элементов, определяет Университет.
6.2. Особенности организации учебного процесса дистанционного образования.
6.2.1. Учебный процесс дистанционного обучения в Университете организовывается на основании учебных планов, которые разработаны на основе стандартов высшего образования, при условии выполнения требований ко всем элементам технологий дистанционного обучения.

6.2.2. Учебный процесс по дистанционной форме в Университете осуществляется в таких формах: учебные занятия; выполнение проектных задач; практическая подготовка; контрольные меры.
6.2.3. Основными видами учебных занятий при дистанционном обучении в Университете есть: самостоятельное изучение учебного материала дистанционного курса, лекция, консультация, семинар, дискуссия, практическое занятие, лабораторное занятие.


6.2.4. Самостоятельное изучение предусматривает использование учебных материалов дистанционных курсов, которые студенты получают через Интернет (Интранет, корпоративную сеть) и / или на переносном носителе информации (CD-ROM, DVD-ROM и т.п.). Требования относительно самостоятельного изучения учебного материала конкретной дисциплины определяются учебной программой дисциплины, методическими указаниями, инструкциями и задачами, которые содержатся в дистанционном курсе.
6.2.5. Лекция - один из видов учебного занятия в дистанционном обучении, на котором студенты получают информацию лекционного материала через средства телекоммуникационной связи одним из образов:

- аудиовизуальная информация лекционного материала в синхронном режиме, когда студенты могут получать информацию от лектора и задавать ему вопрос в реальном измерении времени;

- асинхронный режим, когда студенты получают аудиовизуальную запись лекционного материала;
- режим дистанционной мультимедийной лекции, когда студент получает доступ к материалам для подготовки студентов из лекции, которые включают полнотекстовый материал, схемы, фото, видеофрагменты и непосредственную презентацию лекции.

6.2.6. Консультация - это элемент учебного процесса, по которому студенты дистанционно получают ответы от преподавателя на конкретные вопросы или объяснение определенных теоретических положений или аспектов их практического применения.
6.2.7. Семинар - это учебное занятие, которое запланировано программой обучения, во время которого происходит обсуждения изученной темы, к которому студенты готовят тезисы выступлений на основании выполненных задач.

6.2.8. Дискуссия - это учебное занятие, проведение которого определяется преподавателем в связи с необходимостью решения текущей проблемы, которая возникла у студентов в ходе обучения, путем обсуждения ее студентами с преподавателем и между собой.
6.2.9. Семинар и дискуссия проводятся дистанционно в синхронном режиме (в реальном времени) с использованием телекоммуникационной сети.
6.2.10. Практическое занятие - это учебное занятие, во время которого происходит детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формируются умения и привычки их практического применения путем индивидуального выполнения ими задач, которые сформулированы в дистанционном курсе. Для каждого практического занятия студенты используют мультимедийные материалы для проведения практических занятий, размещенные на сервере дистанционного обучения, которые включают: полнотекстовый материал (с выделением особенно важных вопросов для усвоения), схемы, фотографии, видео. Практические занятия выполняются дистанционно, результаты присылаются преподавателю по электронной почте.
6.2.11. Лабораторное занятие - форма учебного занятия, которое предусматривает, что студенты лично проводят натурные или имитационные эксперименты или опыты с целью практического подтверждения отдельных теоретических положений конкретной учебной дисциплины, приобретают практические привычки работы с лабораторным оборудованием, измерительной аппаратурой, вычислительной техникой, методикой экспериментальных исследований в конкретной предметной области.
6.2.12. Лабораторные занятия в зависимости от направления (специальности) подготовки, уровня материально-технической оснащенности реальных лабораторий, возможностей создания и использование виртуальных лабораторий могут вестись в форме одного из таких вариантов: очно в специально оборудованных учебных лабораториях; дистанционно с использованием соответствующих моделированных программ (эмуляторов), виртуальных лабораторий; по смешанной форме (часть - за первым, а часть - за вторым вариантами).
6.2.13. Перечень дисциплин, по которым не допускается дистанционное выполнение лабораторных работ, определяет Университет.

6.2.14. Практическая подготовка студентов осуществляется в форме реальной профессиональной деятельности под организационно-методическим руководством Университета.

6.2.15. Студенты дистанционной формы обучения, которые работают за избранной специальностью, освобождаются от прохождения практической подготовки.


6.2.16. Контрольные меры у студентов дистанционной формы обучения предусматривают самоконтроль, входной, текущий, рубежный и итоговый контроль.
6.2.17. Самоконтроль является первичной формой контроля знаний студентов, который обязательно обеспечивается структурой и организацией любого дистанционного курса.

6.2.18. Основной формой входного, текущего и рубежного контроля есть тестирования. Кроме того, текущий контроль осуществляется во время проведения практических, лабораторных, семинарских занятий и дискуссий.
6.2.19. Оценивание результатов тестирования, практических и лабораторных работ происходит дистанционно в двух режимах: автоматизировано и непосредственно преподавателем.

6.2.20. Испытания и зачеты составляются студентами в период экзаменационных сессий или по индивидуальному графику, который утверждается Университетом.
6.2.21. К разработке и внедрению механизма гарантированной идентификации участников процесса дистанционного обучения испытания и зачеты составляются очно или дистанционно в присутствии ответственного лица или комиссии, которые будут иметь полномочие относительно идентификации лица студента.

6.2.22. Результаты текущего и семестрового контроля (испытаний и дифференцированных зачетов) оцениваются в порядке, который определяется Министерством образования и науки, и в соответствии с действующим Положением о экзаменационной сессии.
6.2.23. Результаты семестрового контроля хранятся в электронном виде и дублируются на бумажных носителях (экзаменационных и зачетных сведениях, книгах и зачетных книжках деканата).
7. Обеспечение дистанционного обучения

7.1. Обеспечение дистанционного обучения включает такие составные: научно-методическое обеспечение; кадровое обеспечение; системотехническое обеспечение; материально-техническое обеспечение.
7.2. Научно-методическое обеспечение дистанционного обучения разрабатывают преподаватели Университета. Научно-методическое обеспечение включает:

  • научные основы дистанционного обучения для всех образовательных уровней и направлений подготовки, переподготовки и расширение профиля (повышение квалификации);

  • критерии, средства и системы контроля качества дистанционного обучения;

  • единые требования к учебным планам, программам и нормативам дистанционного обучения, которые отвечают государственным стандартам образования;

  • дидактическое и методическое обеспечения дистанционных курсов;

  • методики разработки, апробации и внедрение дистанционных курсов;

  • научно-методические основы функционирования банка аттестованных дистанционных курсов.


7.3. Кадровое обеспечение дистанционного обучения реализуется постоянно действующей системой переподготовки и повышения квалификации кадров с технологий дистанционного обучения таким категориям специалистов:

  • педагогических и научно-педагогических работников Университета;

  • специалистов по информационно-коммуникационным технологиям - инженеров, программистов, системных администраторов дистанционного обучения;

  • менеджеров дистанционного обучения;

  • методистов дистанционного обучения;

  • экспертов дистанционного обучения.


Все специалисты, которые обеспечивают дистанционное обучение, должны быть аттестованными и иметь соответствующие документы, которые подтверждают их квалификационный уровень с дистанционного обучения.
Университет обеспечивает повышение квалификации своих работников, которые задействованы в дистанционном обучении, не реже раз на три года.
7.4. Системотехническое обеспечение включает в себя: аппаратное обеспечение; телекоммуникационное обеспечение; программное обеспечение; информационное обеспечение.
7.4.1. К аппаратному обеспечению принадлежат: серверы для размещения дистанционных курсов, Web- Сайтов и соответствующих сервисных служб; рабочие станции для преподавателей и персонала, которые обеспечивают процесс дистанционного обучения, а также студентов и учеников, которые учатся дистанционно; сетевое оборудование для объединения серверов и рабочих станций в единую локальную систему и их подключения к Интернет (Интранет).
7.4.2. Телекоммуникационное обеспечение составляется с: телекоммуникационного оборудования, которое обеспечивает объединение сетей, которые задействованы в дистанционном обучении; телекоммуникационного оборудования, которое обеспечивает необходимое качество и пропускную способность каналов связи для интерактивного взаимодействия участников учебного процесса и их доступа к информационным ресурсам, которые есть как в пределах Системы дистанционного обучения Украине, так и в других информационных источниках, в том числе сети Интернет.
7.4.3. Программное обеспечение включает: системное программное обеспечение для поддержки работы серверов и рабочих станций; прикладное программное обеспечение для поддержки Web- Сайтов и информационных ресурсов; прикладное программное обеспечение для поддержки функций дистанционного обучения, которые обеспечивают общую поддержку и администрирование процесса дистанционного обучения; прикладное программное обеспечение для преподавателей, студентов и учеников, с помощью которого реализуются конкретные решения организации и ведение учебного процесса в дистанционной форме; прикладное программное обеспечение для создания учебных материалов дистанционных курсов (редактора текста, графики, видео, звука, анимационные пакеты и т.п.); другое программное обеспечение, которое рекомендуется или распространяется Университетом для его использования лицами, которые учатся по дистанционной форме обучения.
7.4.4. К информационному обеспечению принадлежат информационные ресурсы, которые используются в процессе дистанционного обучения: отдельные дистанционные курсы, электронные библиотеки, БАДК, нормативно-правовая база, которая касается дистанционного обучения, другие базы и банки данных, в том числе и те, что есть в сети Интернет.
7.4. К материально-техническому обеспечению принадлежат материальные объекты и оборудования, которые обеспечивают процесс дистанционного обучения. Требования к материально-техническому обеспечению Университета определяются соответствующими строительными и санитарно-гигиеническими нормами.
8. Финансовые отношения в сфере дистанционного обучения

8.1. Финансирование в системе дистанционного обучения осуществляется за счет средств: государственного бюджета; физических и юридических лиц, которые вносят плату за обучения; выполнение хозяйственных договоров; полученных грантов; добровольных взносов и пожертвований; других поступлений, которые не запрещены действующим законодательством.
8.2. Финансовые отношения между Университетом, организациями и учреждениями в сфере дистанционного обучения осуществляются согласно двухсторонним или многосторонним договорам.
9. Международное сотрудничество в сфере дистанционного обучения

9.1. Главными направлениями международного сотрудничества в сфере дистанционного обучения для Университета есть:

  • участие в проектах и программах, которые направлены на вхождения системы дистанционного обучения Украины в мировую образовательную систему с учетом национальных интересов и достижений отечественного образования, в частности создания международных виртуальных университетов, в состав которых входят учебные заведения разных стран;

  • участие в проектах и программах интегрирования национальных телекоммуникационных сетей, которые задействованы в дистанционном обучении, в европейские и мировые научно-образовательные телекоммуникационные сети;

  • проведение общих научных исследований относительно развития технологий дистанционного обучения;

  • участие в разработке международных стандартов на технологии дистанционного обучения;

  • предоставление услуг, связанных с получением образования за технологиями дистанционного обучения, иностранным гражданам;

  • командировка за границу педагогических, научно-педагогических работников и других специалистов с целью повышения квалификации дистанционного обучения согласно международным договорам Украины, а также прямых договоров учебных заведений с иностранными партнерами.


9.2. Университет имеет право осуществлять международное сотрудничество в сфере дистанционного обучения, заключать соответствующие договора, устанавливать прямые связи с учебными заведениями иностранных государств, международными организациями, фондами и т.п. согласно действующему законодательству.

Первый проректор
по научно-педагогической работе проф. И.Р. Мисула





Проректор с научно-педагогической работы
по внедрению новых технологий проф. В.П.Марценюк

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Положение о дистанционном обучении в Тернопольском государственном медицинском университете имени И. Я. Горбачевского Общие положения iconО дистанционном обучении в мбоу «Гимназия» I. Общие положения
Дистанционное обучение способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных...

Положение о дистанционном обучении в Тернопольском государственном медицинском университете имени И. Я. Горбачевского Общие положения iconМинистерство здравоохранения украины национальный медицинский университет имени А. А. Богомольца
Национальном медицинском университете имени А. А. Богомольца состоится Международная научно-практическая конференция ко Всемирному...

Положение о дистанционном обучении в Тернопольском государственном медицинском университете имени И. Я. Горбачевского Общие положения iconК. Э. Фабри и зоопсихология в Московском государственном университете имени

Положение о дистанционном обучении в Тернопольском государственном медицинском университете имени И. Я. Горбачевского Общие положения iconИнструкция №10 по охране труда для мойщика посуды Общие положения
Днаоп 00 03-93 «Порядок разработан и утверждения собственником нормативных актов об охране труда, действующих на предприятии», днаоп...

Положение о дистанционном обучении в Тернопольском государственном медицинском университете имени И. Я. Горбачевского Общие положения iconИнструкция по охране труда №9 для повара Общие положения Действие...
Днаоп 00 15-98 «Положение о разработке инструкций по охране труда», днлоп 00 12- 99 «Типовое положение об обучении по вопросам охраны...

Положение о дистанционном обучении в Тернопольском государственном медицинском университете имени И. Я. Горбачевского Общие положения iconКонференция состоится 18 ноября в 2010 г в Уманском государственном...

Положение о дистанционном обучении в Тернопольском государственном медицинском университете имени И. Я. Горбачевского Общие положения iconКонцепция обучения экономике окружающей среды подсолонко В. А. Общие положения
Совместного Европейского проекта №10304/97 “Экономика окружающей среды на Юге Украины. (Формирование специализации экономики окружающей...

Положение о дистанционном обучении в Тернопольском государственном медицинском университете имени И. Я. Горбачевского Общие положения iconМинистерство здравоохранения украины запорожский государственный медицинский университет
Вас принять участие в I международной интернет-конференции молодых ученых и студентов «Современные достижения медицинской и фармацевтической...

Положение о дистанционном обучении в Тернопольском государственном медицинском университете имени И. Я. Горбачевского Общие положения iconПоложение о сборе за осуществление некоторых видов предпринимательской...
Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", на основании статьи 10 раздела I«Общие положения», статьи 267 раздела xii«Местные...

Положение о дистанционном обучении в Тернопольском государственном медицинском университете имени И. Я. Горбачевского Общие положения iconУважаемые коллеги!
Актуальные проблемы развития экономики Украины”, какая состоится 17 ноября 2010 года в Уманском государственном педагогическом университете...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<