Состояние системы социального партнерства в современной украине




Скачать 77.55 Kb.
НазваниеСостояние системы социального партнерства в современной украине
Дата публикации31.05.2013
Размер77.55 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы
Глазкова Оксана Владимировна,

студентка 5 курса социологического факультета Харьковского Национального университета им.В.Н.Каразина.

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ

Стаття присвячена проблемі становлення системи соціального партнерства в сучасних умовах в Україні.

Взаємодія основних субєктів трудових відносин – роботодавців та найманих робітників, сьогодні характеризується високим рівнем соціальної напруги, конфліктності. В умовах двоякості своїх функцій держава не може виступати обєктивним арбітром між основними сторонами системи соціального партнерства, тому що сама є головним роботодавцем і повина піклуватися як про свої інтереси, так і про інтереси найманих робітників. Не відпрацьованість відповідних механізмів вирішення соціально-трудових кофліктів у соціальній практиці приводить до ескалації останніх .

^ The problem of social partnership system in modern ukrainian conditions is considered this paper.

In conditions of growing intensity the problem is shown by the con tradiction between needs of the able-bodied population and ways of effective regulation of the relations in sphere of labor activity. In the labor market there are contradictions among its basic subjects, such as employers, Hired workers, Bodies of state authority, Unperfection of the appropriate mechanisms in social practice is discussion focus of the article.

Изменения, происходящие в украинском обществе, имеют глубинный характер, они трансформируют все сферы общественной жизни, и, в первую очередь, его основу – социально-трудовые отношения. Трансформация является результатом взаимодействия множества разновекторных факторов – экономических, политических, социальных, что порождает не только позитивные, но и негативные явления. В со­циально-трудовой сфере – это спад объемов производства, массовая безработица, падение жизненного уровня экономически активного населения. Изменения отношений собственности и власти, перестройка механизмов стратификации привели к глубокому расслоению населения, массовому расширению бедности, маргинализации общества. Более 90% населения Украины оказались за чертой бедности. Такое положение является прямым следствием глубокого экономического кризиса, явной и скрытой безработицы, когда значительное число занятых на производстве лишь числятся работающими, получают, да и то нерегулярно, мизерную зарплату.

Государство оказалось не в состоянии обеспечить эффективное управление процессами социально-экономической трансформации, регулировать отношения между трудом и капиталом. Социальные механизмы командно-административной системы, рассчитанные на стабильные экономические отношения, не могут разрешить противоречий трансформирующегося общества. Экономическое реформирование, осуществляемое без необходимых подстраховочных механизмов поддержки населения, привело к обвальному падению уровня социальной защищенности людей, существенному росту социальной напряженности в обществе, резкому увеличению конфликтности между обществом и государством, недоверию населения к любым мероприятиям, проводимым властными структурами [1, с.34].

В таких условиях обостряется противоречие между потребностью общества, в первую очередь, экономически активного населения, в наличии эффективных легитимных механизмов снятия социальной напряженности, разрешения конфликтов, и реально существующей практикой, ведущей к их эскалации.

Принципы социального партнерства обеспечивают равенство сторон при разрешении конфликтных ситуаций, трудовых споров, доступ к ресурсам, социальнуюсправедливость при их распределении.

Социальное партнерство как система отношений, может возникнуть лишь в том случае, если стороны рассматривают друг друга в качестве желательных потенциальных или реальных партнеров и готовы к сотрудничеству на основе распределения полномочий и ответственности.

Поскольку социальное партнерство основывается на принципах равноправия, доверия, социальной справедливости и взаимной ответственности сторон, оно может обеспечить решение социальных противоречий легитимным, цивилизованным путем. В процессе социально-партнерского взаимодействия происходит, во-первых, обмен мнениями; во-вторых, передача социально-значимой информации друг другу; в-третьих, достижение взаимопонимания между сторонами, нахождение общих точек соприкосновения.

Механизм обеспечения эффективности функционирования системы социального партнерства предполагает соблюдение следующих принципов:

– равноправия сторон на переговорах и при принятии решений, недопустимости ущемления законных прав и интересов трудящихся и работодателей;

– полномочности представителей сторон на ведение переговоров, заключение соглашений и их реализацию;

– свободы выбора вопросов, составляющих содержание переговоров и заключаемых соглашений;

– обязательности исполнения договоренностей, равной для всех сторон соглашений;

– обязательной и равной ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.

Социальное партнерство можно определить как систему отношений между социальными партнерами: наемными работниками, работодателями и государством, направленную на сотрудничество, поиск компромиссов в решении проблемы оплаты труда, его условий и т.п.

В мировой практике социального партнерства сложились различные модели социального партнерства, которые призваны регулировать социально-трудовые отношения и решать трудовые конфликты. Среди них можно выделить: по роли и месту властных структур в партнерских отношениях – трехстороннее сотрудничество, в котором государство, работодатели и профсоюзы (как представители наемных работников) равноправны; двустороннее сотрудничество в урегулировании конфликтов работодателей и наемных работников в лице их представительных органов (государство выступает в роли арбитра трудовых споров, законодательно регулируя отношения); диалог и сотрудничество в конфликтах работодателей и работников без какого-либо вмешательства со стороны государства. По механизму договорного процесса выделяются две модели: модель социального партнерства, в которой договоры и соглашения предусматривают обязанности и ответственность сторон, определен механизм реализации достигнутых договоренностей; модель, в которой не определена степень ответственности сторон, не продуман или практически отсутствует механизм реализации соглашений. По уровню участия работников в управлении предприятием и представительству их интересов сложились три модели: профсоюзное представительство; “чистое представительство” наемных работников в советах и комитетах предприятий; “смешанное представительство” – на предприятиях формируются сове­ты (комитеты), в состав которых избираются трудовым коллективом представители наемных работников и назначаются администрацией представители работодателя [2, с.45].

Социальное партнерство как система взаимодействия властных структур, объединений работников, их представительских структур и организаций работодателей выступает важнейшим условием демократизации отношений в социально-трудовой сфере, снижения социальной напряженности, достижения экономической и политической стабильности, обеспечения социального мира в обществе.

Утверждение механизма социального партнерства является общецивилизационной закономерностью, проявление которой зависит от конкретных условий каждой страны. Данный механизм начал формироваться около двухсот лет назад, а с начала двадцатого века стал существенным фактором жизни стран Европейского, Североамериканского и других континентов. На Западе системы социального партнерства создавались в основном для разрешения экономических конфликтов в условиях относительной стабильности общественной системы.

Взаимодействие основных субъектов трудовых отношений – работодателей и наемных работников сегодня в Украине характеризуется высоким уровнем социальной напряженности, конфликтности. В силу двойственности своих функций государство не в состоянии выступать объективным арбитром между основными сторонами системы социального партнерства, поскольку оно является собственником средств производства, и его интересы совпадают с интересами работодателей, и в то же время оно должно обеспечивать удовлетворение интересов наемных работников как гарант их социальной защиты.

Наемные работники еще не осознали общности своих интересов, необходимости иметь представительские органы, которые бы защищали бы их интересы на рынке труда и на уровне предприятий, фирм и т.п.

В современных условиях в силу объективных и субъективных причин профсоюзы во многом утрачивают свои позиции, сокращается численность их членов, увеличивается количество предприятий без профсоюзов. Освобождаемая профсоюзами ниша постепенно заполняется альтернативными формами рабочего представительства на предприятиях (договорные комиссии, например). Однако эти структуры слабы. Не найдена оптимальная организационная форма, позволяющая в полной мере удовлетворить потребности работников в социальной защите, обеспечить их участие в управлении предприятиям [3, с.56].

Украина переживает глубокий системный кризис. В этой связи украинская модель социального партнерства должна учитывать как специфику переходного периода, так и социокультурные детерминанты, национальный менталитет и др. Соответственно в условиях обострения кризисных ситуаций необходима активизация деятельности государства в регулировании социально-трудовых отношений. Участие государства в системе социального партнерства предполагает расширение его регулятивных функций. Самоустранение государства от выполнения регулятивных функций не целесообразно. В условиях усиливающегося неравенства, необходим поиск эффективных форм координации действий властных структур, общественных объединений трудящихся и работодателей. Это предполагает оптимизацию правового обеспечения функционирования системы социального партнерства.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что в украинском обществе сложились некоторые объективные и субъективные факторы, мешающие становлению, развитию и функционированию системы социального партнерства. В их числе: Это недостаточность правовой базы системы социального партнерства, несформированность институтов гражданского общества, демократических принципов управления; низкий уровень социальной зрелости социальных групп, которая проявляется в недостаточном понимании общности коренных интересов своей социальной группы, как наемных работников, так и работодателей, в непонимании необходимости объединения, создания организационных структур, которые представляли и защищали бы их интересы (профсоюзы, переговорные комиссии, ассоциации промышленников и предпринимателей), а также незаинтересованность государства в реализации своих социальных функций, в частности, защиты интересов как наемных работников, так и работодателей.

Учитывая специфику сложившейся ситуации, наиболее приемлемой для украинского трансформирующегося общества может быть модель, построенная на принципах трипартизма и многоуровнего сотрудничества при довольно активной ролигосударства, которая будет представлять равноправных партнеров, и включать в себя санкции в случае уклонения от выполнения принятых договоров.

К тому же следует выделить такие правовые принципы социального партнерства как: равноправие сторон и доверие в отношениях; уважение и учет интересов участников переговоров; соблюдение норм законодательства; добровольность принятия обязательств; полная ответственность за выполнение принятых обязательств; содействие государства укреплению и развитию системы социального партнерства; полномочность социальных партнеров и их представителей и полнота представительства; невмешательство в дела друг друга; свобода выбора и обсуждение вопросов, входящих в сферу социального партнерства. Они позволяют эффективно функционировать системе социального партнерства, обеспечивают оптимальное развитие этой системы и позволяют решить многочисленные проблемы внутри нее.
Литература: 1. Грошилін Г. Нові функції i роль держави в регулюванні соціально-трудових відносин в Україні // Україна: аспекти праціі.– 1996.– №5.–С.ЗЗ-39.

2. Сахань 1.Я. Ситуація на ринку праці та в соціальному секторі економики України // Україна: аспекти пращ. – 1999. – № 4, с.45. 3. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. – М., 1996.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Состояние системы социального партнерства в современной украине iconЗакон украины
Закон направлен на повышение роли организаций работодателей и их объединений в социально-трудовых отношениях и на реализацию экономической...

Состояние системы социального партнерства в современной украине iconПлан. Введение. Банки, их сущность функции и структура банковской...
Неотложные меры по ускорению реформ в Украине и вывод Украины с кри-зисного состояния основные вопросы дальнейшего развития и усовершенство-вания...

Состояние системы социального партнерства в современной украине iconВ. А. Витушко основы представлений о взаимодействии (партнерстве) государства и бизнеса
В настоящее время в Беларуси и в других странах СНГ активно обсуждается состояние и перспективы развития партнерства государства...

Состояние системы социального партнерства в современной украине iconНа рельсах социального партнерства
Почетный знак «За развитие социального диалога». Первым на Южной этой престижной награды удостоен начальник дороги Александр Филатов....

Состояние системы социального партнерства в современной украине iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России

Состояние системы социального партнерства в современной украине iconКонференция Коммуникационная группа esg федерация металлургов Украины...
Владимир Ступак, директор департамента социального партнерства и обязательного государственного социального страхования, Министерство...

Состояние системы социального партнерства в современной украине iconПрограмма развития и интеграции Крыма является совместной инициативой...
«Принципы социального партнерства, эффективной коммуникации и общественного планирования как основа местного развития»

Состояние системы социального партнерства в современной украине iconМероприятия по реализации Программы экономического и социального...
Приоритет 1: Развитие автотранспортного комплекса, создание современной системы автодорог общего пользования

Состояние системы социального партнерства в современной украине iconПервое информационное письмо IV международная конференция рка "коммуникация...
Коммуникация в современной парадигме социального и гуманитарного знания" ("Коммуникация-2008")

Состояние системы социального партнерства в современной украине iconФедерация профсоюзов луганской области
Система социального диалога в Украине. Анализ состояния социального диалога в свете норм и требований Закона Украины о социальном...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<