Словарь церковных терминов. Sharon, Massachusetts




НазваниеСловарь церковных терминов. Sharon, Massachusetts
страница1/11
Дата публикации23.08.2013
Размер1.24 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Дмитрий Покровский - Словарь церковных терминов (без иллюстраций!!!)
IZOGRAPH STUDIO 2002

Д.Покровский Словарь церковных терминов. — Sharon, Massachusetts:

"Izograph Studio",2002.— 166 с.
Это интернетное издание книги по счету второе. В первом издании книга вызвала большой интерес не только у людей верующих, но и у многих, кто интересуется таинством Русской православной церкви. Словарь знакомит со строением церковных служб, облачением священослужите-лей. Первое издание почти сразу после выпуска стало библиографической редкостью.
© Izograph Studio, Интернетное издание на русском языке, 2002

© Е. Макарова, рисунки, 1995

© Л. Рабичев, В. Ножницкий, оформление, 1995







Дмитрий Львович Покровский 13.08.1968-7.11.2001

От издателя.

Первое и единственное издание предлагаемого Словаря вышло в Москве в 1995 г. тиражом 20000. Оно давно уже раскуплено и стало библиографической редкостью. Между тем нужда в книжках такого рода, видимо, еще не скоро иссякнет. Автор Словаря, Дмитрий Львович Покровский (ниже именуемый просто Дима), наш возлюбленный сын, безвременно скончался от скоротечного рака в возрасте 33 лет. Это семейное интернетное издание - дань его светлой памяти.

Идея такой книжки появилась где-то в середине 80-х годов. Наш знакомый, тогда еще православный священник, имени которого мы не хотим открывать, получил от своих друзей католиков в Литве пожелание составить такой словарь, чтобы они имели возможность ближе познакомиться с Православием. Этот наш знакомый как человек занятый, предложил Диме участвовать в этом проекте. Дима (ему было тогда 16-17 лет) как человек Божией милостию творческий горячо воспринял эту идею, к которой он и сам к тому времени пришел. С нашим знакомым позже у Димы возникли разногласия по поводу стиля и характера этой работы. В итоге наш знакомый целиком отстранился, и Дима продолжал работу самостоятельно, на свой страх и риск. Он сам составил словник, сам заполнил его содержанием и сам довел, превозмогая большие трудности, Словарь до издания. Уже в самом начале этой работы Дима осознал, что она нужна не столько католикам, сколько своим же собратьям (и сестрам) русским, ищущим или только что нашедшим дорогу к Храму.

Дима был при Храме всю свою короткую жизнь. Очень рано, еще мальчиком, он стал чтецом в церкви. Будучи от природы человеком последовательным и педантичным, он вникал во все детали, что и когда, и почему следует читать. Очень трудно быть родителями такому ребенку. Постоянно он явно или неявно упрекал нас в НЕ следовании и удивлялся, почему, зная как надо (для вечного спасения - ни много, ни мало!), мы уклоняемся от точного соблюдения. Позднее, наученный жизнью, он стал более понимающим и терпимым.

Диме досталось жить в трудное время. Страна на распутье. Он остро переживал эпоху и был участником всех политических событий. По складу характера он был архивистом и работал несколько лет в этом качестве в ЦГАЛИ (Центральном Государственном Архиве Литературы и Искусства). Он учился в двух институтах: Историко-Ар-хивном и в Богословском Св. Тихоновском институте, но ни один не кончил. Тем не менее, его познания в области общечеловеческой истории, истории Церкви, литургики и канонического церковного права были просто феноменальны. Казалось, что нет такого вопроса в этих областях, на который у него не было бы ответа. Особой его стра-стию была история древнего Египта. Почему ? - для меня это так и останется загадкой. Возможно потому, что темы жизни и смерти, и ... воскресения были всегда важны для него так же, как для древних египтян.

В 1995 году Дима с семьей переселился в США. Он этого не очень хотел, но врачи в России считали, что это единственный способ для его жены благополучно разрешиться от третьей беременности, без угрозы для жизни, ее и ребенка, - сделать это на Западе. Это определило их решение.

Другой его страстию были книги. За много лет в России он собрал значительную, в несколько тысяч, библиотеку по истории, искусству, истории Церкви, богословию, русской и переводной литературе. Она включает много уникальных изданий. Всюбиблиотеку он привез в США и завещал передать ее в фонд библиотеки Св. Тихоновской семинарии в Пенсильвании, где обучаются студенты также и из России.

Его семья поселилась в городке с библейским названием Шарон, близ Бостона. Очень скоро Дима и его старшие дети стали активным прихожанами нашего прихода в Троицком Соборе в Бостоне (Американская Православная Церковь) с замечательным священником - о. Робертом Аридой.

В течение своей болезни, даже после кардинальной тяжелейшей операции, когда его доктор уверял нас, что опасность для жизни позади, Дима каким-то, таинственным образом знал, ощущал, что жизни у него впереди нет. Тем не менее он любил жизнь и был благодарен за нее.

Во время болезни и в особенности за две недели до своей кончины, когда он получил свой окончательный медицинский приговор, наш дом стал местом паломничества. Много людей - прихожан и просто друзей - приходили каждый день выразить ему (и нам) свою любовь и поддержку. Кто не мог приехать из-за расстояния слали нам письма. Пользуясь случаем, я хочу выразить всем им нашу глубокую благодарность.

Дима родил троих замечательных детей и сердце его было всегда в них и с ними. Он чувствовал остро свою ответственность за них, успел очень много в них вложить и ради них хотел жить. Господь судил иначе. Дима принял смерть мужественно и с большим смирением, окруженный любовию, приняв последний раз Святые Дары за несколько часов перед своим последним дыханием.

Тело Дмитрия Покровского нашло упокоение на кладбище Свято-Тихоновского монастыря, что в Южном Ханаане, в Пенсильвании, в США (South Canaan, Pennsylvania, USA).

Лев Покровский, ИздательПредисловие к первому изданию:

^ Уважаемый читатель Перед Вами словарь церковных терминов. Это одно из первых изданий такого рода в нашей стране. Его цель - дать основные представления о богослужении, совершаемом в православном храме. Статьи словаря знакомят со строением церковных служб, системой богослужебного года и праздников, облачением священнослужителей, литургическими принадлежностями, структурой церковной иерархии.

^ В словаре рассматривается практика преимущественно Русской православной церкви. (Практика других православных поместных церквей имеет свои особенности.) При необходимости в статьях даются исторические пояснения, которые помогают понять место того или иного явления в богослужебной жизни.

При написании словаря автор опирался не только на сведения, почерпнутые из книг, но и на свой богослужебный опыт - опыт храмового чтеца.

Термины, которым посвящены отдельные статьи, выделены в тексте курсивом.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ Авв. - книга пророка Аввакума букв. - буквально Втор. - Второзаконие греч. - греческий Дан. - книга пророка Даниила Деян. - Деяния святых Апостолов евр. - еврейский Еф. - послание ап. Павла к Ефесянам Иак. - послание ап. Иакова

Ин. - Евангелие от Иоанна

Ион. - книга пророка Ионы

Ис. - книга пророка Исаии

Исх. - Исход

2 Кор. - второе послание ап. Павла к коринфянам

лат. - латинский

Лев. - Левит

Лк. - Евангелие от Луки

Мк. - Евангелие от Марка

Мф. - Евангелие от Матфея

Пресв. - Пресвятая

пс. - псалом

св. - святой, святая

свв. - святые

сев. - северный

слав. - славянский

Цар. - книга Царств

Чис. - Числа

  • - библейские книги Ветхого Завета

* - библейские книги Нового Завета
АГНЕЦ (слав. ягненок) - литургический хлеб, употребляемый в православной церкви для совершения таинства евхаристии. Согласно учению церкви, литургические хлеб и вино преосуществляются в тело и кровь Христа. Преосуществленными хлебом и вином причащаются духовенство и верующие. Агнец приготовляется священником (или архиереем) во время проскомидии. С произнесением особых молитв священник вырезает копием часть просфоры в форме куба. Оставшиеся части просфоры называются антидором. Такой способ приготовления литургического хлеба возник, по-видимому, в IХ-Х вв.: с этого времени он начинает упоминаться в богослужебной литературе. Агнцем символически называют Иисуса Христа: подобно ветхозаветным агнцам, принесенным в жертву ради избавления еврейского народа из египетского плена, Он отдал себя в жертву ради избавления человеческого рода от власти греха.

АКАФИСТ (греч неседальное [пение]) - форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам. Акафист посвящен прославлению Богородицы, Иисуса Христа, к.-л. праздника или святого. Состоит из двадцати пяти строф, каждые две из к.-рых, кроме последней, образуют смысловое звено. Первая строфа звена, называемая кондаком иболее краткая, служит вступлением (кроме начального кондака акафиста остальные завершаются возгласом "Аллилуйя"). Вторая строфа звена, называемая икосом и более пространная, содержит двенадцать приветствий, начинающихся со слова "радуйся". Последняя, двадцать пятая строфа акафиста является молитвенным обращением к прославляемому. Первый акафист, называемый Великим акафистом, посвященный Богородице ("Взбран-ной Воеводе..."), был составлен в нач. VII в. в память избавления Константинополя от нашествия персов. В VШ-Х вв. акафист как жанр вытесняется каноном. Множество акафистов было составлено в XVIII-XIX в. в России, однако по большей части они являются слабым подражанием Великому акафисту. По уставу в богослужение входит только Великий акафист, к.-рый читается на утрене в субботу пятой недели Великого поста. Акафисты могут читаться также в составе молебна и некоторых других богослужений.

АКСИОС (греч. достойный) - возглас, произносимый архиереем, совершающим рукоположение новопоставленного дьякона, священника или епископа. Произносится при облачении поставляемого в каждую новую богослужебную одежду и затем троекратно повторяется хором. В древности пением "аксиос" народ выражал согласие с достоинством рукоположенного.

АЛЛИЛУЙЯ (греч. - от евр. "хвалите Бога") - словосочетание, часто встречающееся в еврейских богослужебных текстах (напр., в псалмах). Вошло в христианское богослужение без перевода.

АЛЛИЛУАРИЙ - краткое изменяемое мо-литвословие из трех стихов. Первый стих -троекратное "аллилуйя"; второй и третий -стихи псалмов. Аллилуарий произносится после чтения Апостола и предваряет чтение Евангелия. Стихи возглашаются чтецом, после каждого стиха хор поет троекратное "аллилуйя". Аллилуарий был введен в пасхальное богослужение Римской церкви в IV в. папою Дамасом; впоследствии распространился на богослужение других дней и вошел в богослужебную практику Востока.

АЛТАРЬ (лат. altare - высокий жертвенник) (рис. 1) - восточная, главнная часть храма, в к.-рой находится престол. Изначально алтарем назывался собственно престол, впоследствии, когда восточная часть храмa стала обособляться и отделяться иконостасом, название алтарь распространилось на всю отделенную иконостасом часть храма. В алтаре находятся престол, жертвенник, епископскаяили священническая кафедра Пространство за престолом называется горним местом. В

Рис. 1. Алтарь алтаре обычно находится ризница. По древней традиции в алтаре разрешается присутствовать только мужчинам.

АМВОН (греч. - восходить) (рис. 19к) - часть солеи. выдающаяся полукружием в центр храма напротив царских врат. Служит для произнесения проповедей, ектений, чтения Евангелия и т.п. Архиерейским амвоном называется четырехугольноевозвышение в центре храма, на которое во время богослужения ставится архиерейская кафедра.

АМИНЬ (греч. от евр. истина) -слово,

в еврейском языке означающее подтверждение и согласие. Вошло в христианское богослужение без перевода.

АНАЛАВ (греч. avdikafioc, от

- воспринимать) - принадлежность облачениямонаха великой схимы (см. схимонах) - то же.что параман монаха малой схимы.

АНАЛОЙ (греч. ) (рис. 25в) - высокая подставка с покатым верхом, на которую кладутся богослужебные книги или иконы.

АНТИДОР (греч. - вместо дара)

- части просфоры, оставшиеся после вырезания агнца. Раздаются после литургии непри-чащавшимся мирянам, чтобы не оставить ихбез евхаристического участия в литургии.

АНТИМИНС (греч от греч own - вместо и лат. mensa - престол) (рис. 21д) - плат с зашитыми частицами мощей, на к.-ром совершается литургия. Антиминс освящается архиереем по особому чину. Обычно антиминс четырехугольный, из шелковой илильняной материи. На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста и четыре евангелиста. Антиминс находится на престоле; когда не совершается литургия, заворачивается в илитон. Антиминс берет начало от возникшего в раннехристианские времена обычая совершать литургию на гробницах мучеников. Впоследствии, при увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей. На рубеже VIII-IX вв. частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола.

АНТИПАСХА (греч. - напротив Пасхи) - первое восресение после Пасхи. Иначе называется "Фомина неделя", т.к. в этот день вспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение Фомы (см. Ин. 20; 24-29).

АНТИФОН (греч. - звучащий в ответ) - песнопение, к.-рое попеременно по-стишно поется двумя хорами. Антифонное пение, по-видимому, стало употребляться в церкви с II в. Антифоны в настоящее время поются на праздничной вечерне, праздничной или воскресной утрене, на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (а также на изобразительных). На вечерне антифономслужат стихи из 1, 2 и 3 псалмов. На утрене поются так называемые степенные антифоны, темой к.-рым послужили степенные псалмы 119-133. Степенные антифоны были написаны в IX в. в Студийском монастыре в Константинополе. На литургии антифонами являются: в будние дни: стихи 9, 92, 94 псалмов, в воскресные и праздничные дни так называемые изобразительные антифоны - 102, 145 псалмы и блаженны, а в праздничные дни, посвященные Иисусу Христу - особые, праздничные антифоны. В настоящее время антифонное пение обычно не соблюдается.

АПОСТОЛ (греч. посланник) 1. Ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. Иисус Христос дважды избирал апостолов. Первый раз двенадцать: Симона Петра, Андрея, Иоанна и Иакова Зеведеевых, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Симона Канани-та-Зилота, Иуду Иаковлева (или Фаддея) и Иуду Искариота (см. Мк. 3; 13-19; Лк. 6; 12-16). После предательства и гибели Иуды Искариота, по вознесении Иисуса Христа апостолы избрали Матфия, чтобы восполнить свое число до двенадцати (см. Деян. 2; 15-26). Второй раз Иисус Христос избрал семьдесят апостолов, в Новом Завете по имени не названных (см. Лк. 10; 1-16). Список семидесятиапостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V-VI вв. и малодостоверен. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку. Апостолом также называют Павла, к.-рый во времена земной жизни Иисуса Христа не принадлежал к числу Его учеников. Так церковь признает исключительные заслуги апостола Павла в распространении христианства в Римской империи. Название апостола иногда применятся и в отношении других святых, распространявших христианство среди язычников, напр.: св. Григорий Просветитель, апостол Армении, св. Стефан, апостол Перми и др. В богослужебной литературе такие святые называются равноапостольными. 2. Богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета - Деяния и Послания св. апостолов. В книге также приведено годовое богослужебное расписание новозаветных чтений с указанием прокимнов и аллилуариев. Текст Деяний и Посланий св. апостолов разделен на зачала.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Словарь церковных терминов. Sharon, Massachusetts iconСловарь специфических терминов
Это издание осуществлено при участии Министерства иностранных дел Франции и французского посольства в Москве словарь специфических...

Словарь церковных терминов. Sharon, Massachusetts iconСаентология Словарь Технических Терминов Словарь состоит из двух частей
Словарь составлен на основе всех материалов, которые удалось найти, обобщить и откорректировать к

Словарь церковных терминов. Sharon, Massachusetts iconС. П. Кутьмин Краткий словарь театральных терминов для студентов режиссерской специализации
Краткий словарь театральных терминов для студентов режиссерской специализации / Кутьмин С. П.;Тгиик; Каф реж и акт мастерства. Тюмень,...

Словарь церковных терминов. Sharon, Massachusetts iconРусский Словарь Кинологических Терминов : English-Russian Dictionary...
Англо-Русский Словарь Кинологических Терминов : English-Russian Dictionary of Dog Terms

Словарь церковных терминов. Sharon, Massachusetts iconСловарь терминов а | б | в | г | д | е | ж | з | и | к | л | м |...
А | б | в | г | д | е | ж | з | и | к | л | м | н | о | п | р | с | т | у | ф | Х | ц | ч | ш | щ | э | ю | Я

Словарь церковных терминов. Sharon, Massachusetts iconСловарь терминов по стилистике английского языка
Словарь будет полезным студентам при подготовке к экзамену по стилистике, а также всем, кто интересуется вопросами стилистики, стилистического...

Словарь церковных терминов. Sharon, Massachusetts iconАнгло-русский словарь терминов фотошоп

Словарь церковных терминов. Sharon, Massachusetts iconСправочник по огнеупорам (Толкователь терминов). В. Н. Олейник
Англо-русский словарь-справочник по огнеупорам (Толкователь терминов). В. Н. Олейник. Под ред докт техн наук проф. И. Д. Кащеева....

Словарь церковных терминов. Sharon, Massachusetts iconКопировальные машины xerox англо-русский словарь технических терминов

Словарь церковных терминов. Sharon, Massachusetts iconВладимир Васильевич Гриценко Словарь дрессировщика Всё о собаках...
В словаре представлено 370 терминов и определений, касающихся вопросов научения и формирования поведения собак, мотиваций потребностей,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<