Инновационная образовательная программа проект 2: индивидуальная траектория обучения и качество образования




НазваниеИнновационная образовательная программа проект 2: индивидуальная траектория обучения и качество образования
страница1/14
Дата публикации15.08.2013
Размер2.34 Mb.
ТипОбразовательная программа
uchebilka.ru > Право > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


Проект 2: индивидуальная траектория обучения
и качество образования
Цель: ориентированное на требования рынка

образовательных услуг улучшение качества
подготовки и переподготовки специалистов


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

Владимирский государственный университет

^ А.Г. СЕРГЕЕВ


ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ
ОБРАЗОВАНИЯ


Учебное пособие


Владимир 2008


УДК 378.01
ББК 74.58
С 32

Рецензенты:

Кандидат технических наук, доцент
начальник отдела информации и документооборота
Владимирского государственного университета

^ О.А. Назарова

Зам. директора ФГУ «Владимирский центр стандартизации,
метрологии и сертификации»

С.И. Смирнов

Печатается по решению редакционного совета
Владимирского государственного университета


Сергеев, А. Г. Документирование процессов и деятельности в
С 32 управлении качеством образования : учеб. пособие / А. Г. Сергеев ;
Владим. гос. ун-т. - Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2008. -
150 с. - 18БК 978-5-89368-815-3.
Обобщены принципы документирования системы менеджмента качества (СМК)
в вузе. На основе структурирования документации, используемой в вузе, обоснованы
правила, виды и задачи документирования процессов и деятельности в образователь-
ном учреждении. Подробно рассмотрены документы концептуального и производст-
венного характера и управления документацией на примере шести обязательных доку-
ментированных процедур. Приведены типичные ошибки при документировании и ме-
тодика документальной оценки зрелости вуза.

Предназначено для студентов специальностей «Управление качеством», «Мет-
рология и метрологическое обеспечение», «Стандартизация и сертификация», а также
для широкого круга работников, связанных с вопросами обеспечения качества продук-
ции и услуг (работ).

Табл. 25. Ил. 13. Библиогр.: 16 назв.

УДК 378.01
ББК 74.58

18БК 978-5-89368-815-3 © Владимирский государственный

университет, 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
^ КАЧЕСТВА (СМК) ОБРАЗОВАНИЯ 6

  1. Модель СМК вуза 6

  2. Факторы, влияющие на качество образовательного

процесса 8

Глава 2. СТРУКТУРА ДОКУМЕНТАЦИИ В СИСТЕМЕ КАЧЕСТВА
^ ОБРАЗОВАНИЯ ВУЗА 11

  1. Основные правила при документировании СМК 11

  2. Требования к документации и задачи документирования
    процессов СМК 14

  3. Виды и назначение документации, используемой в СМК

вуза 22

^ Глава 3. ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ СМК ОБРАЗОВАНИЯ 26

3.1. Внутренние концептуальные руководящие документы

вуза 26

  1. Доктрина 26

  2. Политика 28

  3. Цели 31

  4. Стратегия 32

  5. Видение 36

  6. Миссия 37

  7. Ценности 39

  8. Взаимосвязь концептуальных документов

и ответственность за их исполнение 41

  1. Руководство по качеству 44

  2. Планирование системы качества 52

  3. Документирование процессов и деятельности СК вуза 60




  1. Спецификация процессов 60

  2. Информационная карта процесса 62

  3. Документированные процедуры и записи 69

  4. Нерегламентируемые и дополнительные документы

и методики по качеству 74
^ Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ 80

  1. Общие требования к управлению документацией 80

  2. Стандарты организации 84

  1. Управление документацией через документированные
    процедуры 86

  1. Управление записями 94

  2. Внутренние аудиты 104

  3. Управление несоответствующей продукцией 111

  1. Документирование корректирующих и предупреждающих
    действий 116

  2. Типичные ошибки и управление пересмотром и хранением
    документации 124

Глава 5. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЗРЕЛОСТИ ВУЗА 128

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137

ПРИЛОЖЕНИЯ 141

^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 149
Русскому народу есть только
один выход и одно спасение -
возвращение к качеству и его
культуре.

И.А. Ильин «Спасение
в качестве», 1928 г.

Сначала думай - потом пиши.
Написал - прочитай.
Прочитал - сократи на четверть.
Хороший документ - краткий
документ.

^ Журнал «Стандарты и качество»
В В Е Д Е Н И Е
При реализации систем менеджмента качества (СМК) на любом
предприятии, в том числе и в вузе сотрудники сталкиваются с понятиями
документооборота, делопроизводства и документирования. Эти понятия
нельзя смешивать.

Различие между ними состоит в том, что системы делопроизводства
обеспечивают работу с документами и реквизитами регистрационно-
контрольных форм в соответствии с принятыми правилами и стандартами
делопроизводства.

Системы документооборота обеспечивают строго регламентирован-
ное и формально контролируемое движение документов внутри и вне ор-
ганизации на основе информационных и коммуникационных технологий.

Если основным назначением систем делопроизводства является до-
кументальная регистрация тех или иных свершившихся действий и собы-
тий (например, «документ принят к исполнению», «документ передан для
исполнения конкретному сотруднику», «на документ дан ответ») в соот-
ветствии с принятыми правилами, то системы документооборота не только
регистрируют действия и события, но и поддерживают сами процессы ра-
боты над документами.

Одна из целей международных стандартов качества ИСО серии 9000
состоит в сокращении документооборота в СМК. Для этого в п. 4.2 ГОСТ Р
ИСО 9001-2001 введены требования к документации, определена ее но-
менклатура и приведены принципы управления документацией. Все эти
работы относятся к сфере документирования разрабатываемой и дейст-
вующей СМК.
Международный стандарт 180 8402 : 1994 определяет содержание совре-
менного менеджмента качества как метод управления организацией, осно-
ванный на сотрудничестве всех ее работников, ориентированный на каче-
ство и обеспечивающий удовлетворение запросов потребителей.

Система менеджмента качества - это часть системы внутреннего
управления. Она позволяет контролировать и координировать процессы
планирования, обеспечения и улучшения качества. Основной мотив для
внедрения СМК - стремление повысить эффективность операцией и до-
биться улучшения качества результатов деятельности. Система управления
качеством представляет собой совокупность управленческих органов и
объектов управления процессами, мероприятиями, методами и средствами,
направленными на установление, обеспечение и поддержание высокого
уровня качества продукции (работ, услуг) [1].

СМК в вузе - это не контроль качества работы каждого студента,
преподавателя и сотрудника, а исключение ошибок в их работе, которые
могли бы привести к появлению брака в подготовке специалиста. Для это-
го нужна подробная детализация СМК образования, доведенная до каждо-
го студента, которая осуществляется через документирование процедур и
действий, принятых в вузе.

Совершенно очевидно, что и достижение необходимого качества
продукции (услуги, работы), и менеджмент качества осуществляются на
базе определенных технологических процедур, которые должны быть за-
документированы. Эти вопросы и подлежат решению при документирова-
нии процессов и деятельности в управлении качеством образования.

^ ГЛАВА 1. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМЕ
МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК) ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Модель СМК вуза
Стремление вузов создать СМК образовательной деятельности -
процесс естественный и объективный. Поэтому из множества моделей
СМК, используемых в различных сферах экономики, необходимо выбрать
наиболее подходящую для образовательной деятельности. В качестве ти-
повой на сегодня признана модель, использующая различные фрагменты
существующих и реализованных схем построения СМК [3, 4].
Квалифици-
рованный
специалист

Такая модель СМК вуза приведена на рис. 1.

Условные обозначения:

деятельность, добавляющая ценность;


поток информации; ГОС - государственные образовательные
стандарты
^ Рис. 1. Модель СМК вуза

Продукция вуза весьма разнообразна: бакалавры, специалисты, ма-
гистры, кадры высшей квалификации (кандидаты и доктора наук, доценты
и профессора). Вузы осуществляют большой объем научной работы (науч-
ные открытия, научные школы, научные труды, монографии, обучение
студентов основам научных исследований). То есть вузы разрабатывают и
издают учебно-методическую и научную литературу, создают научно-
техническую продукцию и даже отдельные виды промышленной продук-
ции. Вузы предоставляют консультационные, информационные и допол-
нительные образовательные услуги.

Как правило, вуз является центром культурно-просветительной дея-
тельности в своем регионе и осуществляет функции патриотического вос-
питания молодежи. Тем не менее основная продукция вуза - квалифициро-
ванный специалист, которого готовит вуз из «сырья», поставляемого «по-


ставщиками» - школами, лицеями и колледжами. В процессе обучения по
конкретной специальности (по ходу технологического процесса) это «сы-
рье», став студентом («полупродуктом»), постепенно приобретает знания,
умения, навыки и, наконец, становится квалифицированным специали-
стом, то есть постепенно превращается в «конечную продукцию».

Конкурентоспособность любого вуза определяет его образователь-
ную деятельность - способность и умение готовить квалифицированных
специалистов («производить продукцию»), качество которых не только
удовлетворяет требованиям потребителей и всех заинтересованных сторон,
но и превосходит их ожидания.

Основная задача вуза - обеспечение необходимых управляемых ус-
ловий для реализации всех процессов жизненного цикла своей основной
продукции. Следовательно, ключевые процессы любого вуза: планирова-
ние, разработка, обеспечение и поддержка жизненного цикла его основно-
го вида продукции - квалифицированного специалиста. Здесь под жизнен-
ным циклом понимается совокупность процессов, осуществляемых выпу-
скником вуза, начиная от изучения им рынка образовательных услуг и вы-
бора вуза до защиты дипломного проекта (работы), трудоустройства и по-
следующей возможной обратной связи с вузом. Эти процессы формируют,
а следовательно, и определяют качество специалиста. Поэтому именно эти
процессы - объект сосредоточения всех знаний, умений и навыков руково-
дства и персонала вуза.

Следовательно, вуз, как и любое предприятие экономики и промыш-
ленности, - это совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих, ди-
намичных процессов, т. е. система. Организационная структура вуза пред-
назначена для обеспечения реализации процессов жизненного цикла про-
дукции, процессов их поддержки и управления.
^ 1.2. Факторы, влияющие на качество
образовательного процесса

Задача руководства вуза - установить четкие взаимодействия про-
цессов, в ходе выполнения которых рождается новое качество, не прису-
щее ни одному из них в отдельности. Решить эту задачу поможет только
эффективная система менеджмента, которая позволит всему персоналу ву-
за почувствовать себя командой единомышленников, стремящейся к дос-
тижению общих целей. При этом процессный подход, положенный в осно-
ву создания такой системы, обеспечит возможность целенаправленно
улучшать отдельные процессы и деятельность вуза в целом на основе со-
гласованных усилий всех участников процессов.

При этом очень важно установить факторы, влияющие на качество
образовательного процесса. Укрупненно можно выделить четыре гло-
бальных фактора: преподавательский состав, методы обучения, учебно-
методическое обеспечение и инфраструктура вуза.

Качество образовательного процесса


Фактор

Показатель качества

I. Преподавательский
состав

1. Квалификация в области преподаваемой дисциплины.

2. Педагогическое мастерство.

3. Научная деятельность в области преподаваемой
дисциплины.

4. Новаторство.

5. Личностные качества

II. Методы обучения

1. Связь обучения с практикой.

2. Связь с предыдущими дисциплинами.

3. Деловые игры (работа в команде).

4. Индивидуализация обучения.

5. Современные методы контроля знаний

III. Учебно-методическое
обеспечение

1. Наличие ГОСов.

2. Учебные планы.

3. Программы дисциплины.

4. Методические указания.

5. Учебники и учебные пособия.

6. Стандарты по изучаемым дисциплинами.

7. Комплект материалов для самостоятельной работы
студентов

IV. Инфраструктура

1. Лабораторная база.

2. Аудиторный фонд.

3. Библиотечный фонд.

4. Компьютерные и мультимедийные классы.

5. Читальные залы.

6. Спортивный комплекс.

7. Базы отдыха (в том числе летние спортивные лагеря).

8. Комбинат питания.

9. Общежития

Таблица 1

В качестве критериев уровня этих факторов могут выступать показа-
тели, приведенные в табл. 1.
Конечно, самая главная роль в улучшении всех процессов и видов
деятельности принадлежит персоналу вуза, поскольку ключевая фигура
образовательного процесса - преподаватель. Качество квалифицированных
специалистов напрямую зависит от компетентности и педагогического
мастерства преподавателей. Их интеллект, профессионализм, научный по-
тенциал, педагогическое мастерство (умение заинтересовать, установить
контакт, найти оптимальную меру взаимоотношений со студентами) во
многом определяют и мотивацию студентов к обучению. Профессора и
преподаватели вуза - носители не только знаний, но и общей культуры.

Уровни управления вузом, влияющие на результативность СМК, это:

руководящий - ученый совет вуза;

стратегический - ректорат;

тактический - кафедры;

оперативный - преподаватели и сотрудники.

Между всеми этими уровнями в вузах устанавливаются тесные взаи-
мосвязи путем документирования как деятельности по управлению качест-
вом образования, так и процессов по реализации качества образования в
принятой (разработанной) СМК.

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9004-2001 документация, связанная с
процессами, способствует:

- определению и доведению до сведения персонала характеристик
процессов;

  • подготовке по вопросам функционирования процессов;

  • обмену знаниями и опытом в командах и рабочих группах;

  • проведению измерений и аудита процессов;

- анализу, пересмотру и улучшению процессов.
Поэтому документированию в СМК подлежат:

  • планирование качества;

  • управление качеством;

  • обеспечение качества;

  • улучшение качества;

  • оценка качества.

Планирование основных процессов вуза ведется на основе стратегии
развития СК с использованием менеджмента качества.

Результаты планирования процессов фиксируются и вносятся в со-
ответствующую документацию. Документированные значения целевых
показателей имеют статус требований к процессу.
^ Управление процессом при выполнении установленных для него
требований осуществляется руководителем процесса без вмешательства со
стороны высшего руководства.

^ Обеспечение качества процесса осуществляется в соответствии с
требованиями к процессу, содержащимися в информационной карте про-
цесса. Здесь же присутствует и информация о мероприятиях и проектах по
улучшению качества процесса. Обеспечение качества распространяется
на все, что делает качество видимым и ощущаемым (существующим), а
управление качеством связано часто с мероприятиями по его контролю и
сопутствующими контролю действиями (изъятие негодной продукции, ре-
монт, корректирование и т.п.). Обеспечение качества означает все меро-
приятия, связанные с тем, чтобы сделать качество реальным. Обеспечение
качества процесса осуществляется в соответствии с требованиями к про-
цессу, изложенными в информационной карте. Это методы и виды дея-
тельности вуза, направленные на создание уверенности в том, что требова-
ния к качеству будут выполнены.

^ Оценка качества процесса осуществляется в виде различных форм
подтверждения выполнения требований к процессу (самооценка, внешняя
оценка, оценка уровня зрелости).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновационная образовательная программа проект 2: индивидуальная траектория обучения и качество образования iconВсеукраинский конкурс «Творчий учитель обдарований учень» Конкурсная...
Конкурсная работа «Индивидуальная образовательная траектория по русскому языку и литературе»

Инновационная образовательная программа проект 2: индивидуальная траектория обучения и качество образования iconПрограмма социализации обучающихся на ступени основного общего образования...
За основу деятельности по обеспечению социализации учащихся использована программа социализации обучающихся, проект фгос, авторский...

Инновационная образовательная программа проект 2: индивидуальная траектория обучения и качество образования iconПрограмма учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени...
За основу деятельности использована программа учебно-исследовательской деятельности, проект фгос, авторский коллектив инновационная...

Инновационная образовательная программа проект 2: индивидуальная траектория обучения и качество образования iconОсновная образовательная программа образовательного учреждения Начальная школа
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...

Инновационная образовательная программа проект 2: индивидуальная траектория обучения и качество образования iconОбразовательная программа дополнительного образования по обучению технике изонити
Данная образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста носит художественную направленность

Инновационная образовательная программа проект 2: индивидуальная траектория обучения и качество образования iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Детская телестудия «Абвгдейка»
Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Она составлена в соответствии с примерной основной...

Инновационная образовательная программа проект 2: индивидуальная траектория обучения и качество образования iconОсновная образовательная программа начальной ступени
Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного...

Инновационная образовательная программа проект 2: индивидуальная траектория обучения и качество образования iconПрограмма формирования и развития икт компетентности обучающихся...
Деятельность по формированию икт-компетентности предполагается осуществлять на основе примерной программы формирования и развития...

Инновационная образовательная программа проект 2: индивидуальная траектория обучения и качество образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Образовательная программа начальной ступени является нормативно-управленческим документом муниципального общеобразовательного учреждения...

Инновационная образовательная программа проект 2: индивидуальная траектория обучения и качество образования iconО системе высшего образования и оценке её качества
Во всяком случае, строгих количественных теорий, связывающих качество образования с факторами, влияющими на это качество, пока нет...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<