Скачать 93.66 Kb.
|
О.Киприан (Ященко). Лекции по педагогике на 5 курсе МДС, прочитаны в 2005-06 гг. Литература:
А вообще пособий много, ок.двух десятков, но мне вас жалко, хоть бы в эти заглянули. Наш предмет собственно охватывает даже три предмета - педагогика, психология и христианская антропология. Раздел педагогики включает ок.20 направлений, но наша цель – чтобы те педагогич.законы, крые существуют, те знания и опыт, крый выработало человечество, с ними соприкоснуться в теоретич.и практич.плане, чтобы остался некий след, от крого была бы польза при практич.деятельности. Деятельность священника – чем она похожа на педагогику? Главным педагогич.средством является сам педагог – его внеш.вид, речь, поведение, реакция на провокации и искушения, реакция в беде. Так же и священник – смотрят на его поведение и его жизнь. Либо приход притягивается к этому священнику, либо же возникает стена, крую надо будет годами преодолевать. Проблема установления доверия между священником и прихожанами, между детьми и педагогом. Что же это за магнитик, который притягивает людей? Это такая расположенность, внимание. Батюшку любят за 1) хорошую проповедь, 2) хорошую исповедь. Надо выслушать человека и сказать что-то такое, что бы его поддержало, стало бы для него опорой. И потом он сам будет вам помогать. Одна из первых задач, желаете ли вы того или нет – прихожане пойдут к вам с чисто педагогич.проблемами. Одна из них – например, ребенок кричит, или как вообще обращаться с детьми, с юношами, подростками. Это и есть раздел возрастной педагогики – какие особенности детей в разном возрасте. Есть такой термин – «ведущая деятельность». Напр., в дошкольном возрасте – это игра. Если вы будете иметь 2-3 игры в арсенале и зайдете и поиграете с ребенком – то всё, он ваш. Нельзя детям этого возраста, напр., рассказывать проповедь о празднике, т.к.они не будут слушать больше 10 минут. С ними надо побеседовать, задать вопросы, дать порисовать, сыграть в игру – им нужна подвижность, смена деятельности. Они не готовы к монологич.восприятию. Я вам для начала загадаю загадку. Мне пришлось быть в Сербии, мы путешествовали недели две по разным монастырям. Мы приехали в один городок, и я увидел необыч.картину – закончилась служба, и батюшка вышел и у него воскресная школа начала работу, и я увидел детей 300 или 400 – огромное количество, и все пришли на занятия, и всем интересно. Я ему говорю – как ты смог собрать такое количество детей. Он говорит – нас не учили педагогике, а я закончил в Белграде богосл.факультет, и мне все время хотелось создать воскр.школу, общаться с детьми. Когда я общаюсь с детьми, мне легче. (О.Иоанн Вавилов – когда мне плохо, я иду к детям, с ними общаюсь, и мне становится лучше.) И он говорит – я первым делом повесил объявление – объявляется запись детей в воскр.школу, и пришло много, ок.150, я приготовился, им так все интересно рассказал, но на след.раз пришло детей поменьше, человек 100. Я понял, что я несовершенен, еще лучше подготовился, но на следующий раз – еще меньше, человек 70. Я опять неделю сидел за книгами – потом еще меньше, 30, 20, а через пару месяцев – 2 человека. Но он не отступился, а в горе пошел к своему другу и все ему рассказал, и друг дал ему один совет, после крого у него пошло в обратной прогрессии, и он опять собрал всех детей со всей округи. И вот вам загадка – что сказал ему друг, какой совет он ему дал? У большинства из вас будет своя семья, малая церковь, и тоже возникнет проблема воспитания детей, и возрастная педагогика вам тоже пригодится. В педагогике есть два осн.раздела – 1) теория воспитания и 2) теория обучения или дидактика. Есть еще также теория организации обучения (в рамках района, какой-то территории – страны, например). Т.образом, зачем священнику педагогика – 1) чтобы нормально ориентироваться в семейных проблемах своих прихожан, 2) для своей семьи. Это тоже общецерковная проблема, что дети священников чаще всего очень сильно заброшены, педагогически запущены. Антон Семенович Макаренко говорил: для того, чтобы пробовать вино, не обязательно все время держать его во рту. И чтобы воспитывать ребенка, не обязательно постоянно над ним стоять, а надо только правильно один раз организовать жизнь семьи. 3) миссионерская педагогич.деятельность в институтах, школах, колледжах, детских садах. К детям идти – надо уже что-то соображать, а не как с прихожанами. Если детям не можете объяснить простым языком богословскую истину – значит, вы ее плохо знаете, не можете объяснить ее сущность. Надо спуститься до их уровня, не пугать их терминологией, и на простом языке рассказать сущность истины. И при этом дети – это очень тонкие и глубокие богословы. И они могут поставить в оч.тяжелое положение, и не знаешь, как ответить. Педагогика отвечает на 5 главных вопросов: 1) чему учить или чему воспитывать, или что преподавать. Это фундаментальная проблема человечества – проблема содержания образования. 2) как учить, как воспитывать. В научной терминологии это проблема методов. Какими средствами преподавать, в какой форме, как это сделать. 3) кто учит, кто воспитывает. Кроме преподавателя, есть еще родители, книги, интернет. 4) кто учится, кто воспитывается – проблема объекта, проблема личности, ее развития. 5) где учить, где воспитывать. Проблема места и организации. Классно-урочная система. Наш курс состоит из следующих элементов: 1) лекционный курс, 2) пробный зачетный урок в соседней школе, подготовить план-конспект, можете сами составить свою тему и дать мне заявку. Желательно темы не чисто вероучительного и церковного плана, т.к.это светские дети. 3) 3-5 вопросов в конце лекции по тому, что я излагаю. Пропуск 2 уроков ^ (как предмет на культурологической основе, а не вероучительный предмет) Как ввести в сетку часов в школе наш предмет, и как его сформулировать? Закон Божий? – но это было возможно до революции, когда все дети были воцерковлены, а сейчас дети еще не решили вопрос, верить или не верить, есть Бог или нет. Кто делал революцию, расстреливали священников, взрывали храмы – все они имели по закону Божьему пятерки и четверки. Расцвет преподавания закона Божьего приходился на время перед революцией, и пользы никакой не произошло, а итог получился обратный. Т.е.православное мировоззрение у детей может сформироваться, а может и нет, т.е.м.быть и обратный результат, если будем навязывать, м.озлобить детей. Нам предлагали вводить этот предмет сразу в федеральный компонент - Закон Божий в 70 тысячах школах России - нельзя, т.к.священников к этому не подпустят, а будут преподавать светские учителя (рус.язык, литература), и по каким учебникам, их же еще нет. И в Греции признали, что преподавание такого обязательного предмета в школах отрицательно влияет на религиозное мировоззр.детей. И поэтому такой предмет оч.легко быстро дискредитировать, т.к.его сразу же быстро из школы выкинут. В правовом отношении – никакое международное право правосл.культура не нарушает. Наоборот, каждый школьник имеет право свободно выбирать религию и изучать ее. Российское право – то же самое. Цели предмета: Воцерковление, член Церкви, благочестивый христианин, культурологическое образование, совестливый труженик, семьянин, патриот. Галина Ивановна Журавлева, методист 22й школы, о плане-конспекте урока: Обычно священники проводят не столько урок, сколько проповедь, а это недостаток. Урок должен быть уроком. К нему надо тщательно подготовиться. Подумать, какой жизненный опыт уже есть у этих детей. Спросить у детей – кто из вас постоянно посещает храм, поднимите руки. Кто начинает день с молитвы. Потом спросить – кто из вас крещен. И сказать – как же, вы крестились, а есть ли у вас молитвослов. Спросить – у кого из вас родители верующие, кто посещает храм. А те, кто посещает, спросить – а есть ли у вас духовный отец? Знаете ли свой день ангела? Затем – сказать – тема нашей беседы – и обязательно написать ее на доске. Если есть наглядные пособия, обязательно принести с собой. Составить план урока: Тема. Цель – ознакомить детей, напр., с сотворением мира. Что Божий день – как 1000 лет, а может быть, и миллионы. Также цель – познакомить детей с кн.Библией. И тут же спросить – у кого дома есть Библия, или кто читал. Оснащенность урока - очень хорошо, если приходить с иконами или репродукциями картин. Обязательно написать на доске понятия – напр.Библия, один день – как 1000 лет, Адам, Ева. Ход урока: 1) вопросы классу (см.в начале), или: а кто из вас знает, как был сотворен мир? Не надо комментировать, а сказать: дети, есть разные представления, ученые спорят. Но сейчас уже многие ученые склонны к тому, что мир был сотворен Богом. 2) изложение темы урока. Обязательно свой монолог прерывать вопросами через 5-6 минут: а что вы об этом знаете, слышали? И – как вы поняли мое объяснение? Как тебя зовут? – Таня. – Как ты поняла, что я объяснил? - Т.е.материал излагается по темам урока, и задавать после такой маленькой темы 1-2 вопроса, чтобы отвлечь детей, т.к.их внимание – только 10 минут. И после изложения всей темы – вопросы на закрепление, обязательно основного смысла. И в конце – домашнее задание. Например, найти молитвослов, узнать свой день ангела. План-конспект заканчивается списком литературы и списком наглядных пособий. Тема: ^ (т.к.у вас скоро будут уроки с детьми этого возраста) Это 11-14 лет, «возраст бури и натиска», возраст полового созревания, переходный возраст – от детства к взрослой жизни. Понятно, что в разных условиях подростковый возраст приходит в разное время. ^ в этом возрасте связано с тем, что начинается половое созревание, меняется конституция тела, появляется сильное половое влечение, появляются новые ощущения. Это половое влечение является у подростком влечением номер один. Кн.: В.Зеньковский. На пороге зрелости. Ребенок еще не м.быть взрослым, но уже не желает быть ребенком. Для него оч.оскорбительно, если его называют ребенком, «дети», интонации сверху вниз и т.д. Они требуют отношения на равных, как среди равных. Можно сказать: «ты же уже взрослый», «я тебе доверяю», «как ты считаешь, каково твое мнение?». Но при этом надо понимать, что взрослым долго быть не может, час-два от силы, потом опять начинает прыгать, скакать и т.д. ^ . И самый большой авторитет для него – это сверстники. Другие авторитеты (родители, учителя) низвергаются. Но бывают и исключения. Если волю ребенка родители подавляют, а все авторитеты – среди сверстников – то может произойти побег. Есть в этом возрасте такой феномен, как «значимый взрослый», или кумир. Т.е.это идол, крому подросток поклоняется. ^ – происходят изменения. Говорят – мне скучно в храме, не хочу туда идти. Главное теперь – это общение со сверстниками. Т.е.главное новообразование в психике – это чувство взрослости. Педагогич.мудрость в том, чтобы создать такие ситуации, чтобы ему реализовать это чувство взрослости – трудиться, соображать умом – и при этом подчеркивать всячески, что ты взрослый. Тема: ^ , 6-10 лет Самое главное событие в этом возрасте – школа, он гордо себя называет «ученик». До этого он был просто ребенок, без никакого дела, был в полном послушании родителям, от него ничего не требовалось, он мог и играть, а мог не играть. И вот он теперь приобретает новый статус. Школа представляется как храм науки, знания, перед которым ребенок трепещет. ^ , учеба. Здесь развивается вся психика ребенка, внимание, память, речь, эмоции, воля – все личностные качества. ^ – быстрый рост организма, и из-за этого – большая потребность двигаться. Время наибольшей гибкости организма. Урок д.строиться на постоянной смене видов деятельности, по 4-5 минут. То есть, чтобы писать, слушать, рисовать, отвечать – чтобы все органы чувств работали, все анализаторы максимально участвовали. И чтобы все было очень эмоционально, ярко. Также дети ориентированы на правильное поведение – и м.быть развито такое фарисейство, или ябедничество – почему др.нарушают. Опытные учителя – дают четкие команды: сели ровненько, открыли тетради, взяли ручки. А неопытные – пропускают эти команды, говорят: запишите в тетради – а они еще ручки не взяли. Одно из главных качеств в этом возрасте – желание быть хорошим, быть лучшим. Это желание осталось с дошкольного возраста, где была непосредственная связь с Богом. Очень важны оценки – все воспринимается через оценки. Оценка может порой занимать роль некоего идола. Важно, чтобы не было тщеславия. С другой стороны – оценка все-таки является хорошим стимулом, а если сделал совсем плохо – можно ничего не ставить, сказать: давай на следующий раз я поставлю тебе хорошую оценку, а ты потрудишься. И он потом очень радуется этой пятерке. Еще одна из особенностей этого возраста – появляется такое качество, как критичность, умение вставать на точку зрения другого, разделять точки зрения разных лиц. Т.е.у ребенка возникает большой уровень рефлексии. Если в дошк.возрасте ребенок был непосредственным, говорил все, что думает – то здесь уже м.быть тайны, секреты, он выражает не все, что думает. Мир усложняется. Важно то, что в этом возрасте закладываются основные учебные навыки – читать, писать, развивается речь. Если не научен читать и писать, то всю жизнь потом трудно научить – особенно читать. ^ – происходят значительные духовные события – первая исповедь. Ребенок впервые подходит к священнику на исповедь. Здесь важны наводящие вопросы – слушаешься ли родителей, как учишься. Если не слушается – спросить: а ты знаешь, какая пятая заповедь? А если не слушаешься, Бог может наказать? – Да. – А как? Можешь жить меньше? Скоро внезапно умереть. А ты знаешь такие случаи, когда дети внезапно умирают? Или в несчастье попадают. Хочешь несчастной жизни? Ну что, договариваемся, будем слушать родителей? Дети хорошо усваивают в этом возрасте Св.Писание, это можно хорошо использовать. Хорошо молятся – важно только не переусердствовать. Могут просить в молитве велосипед, мороженое и т.д. |
![]() | Материалы лекции рекомендованы кафедрой ”Криптгографии” икси к использованию в курсе “История криптографии” | ![]() | Материалы лекции рекомендованы кафедрой ”Криптгографии” икси к использованию в курсе “История криптографии” |
![]() | ![]() | Л 25 Лекции по истории русского литературного языка (Х-середина XVIII в.)- учебник для филолог, специальностей ун-тов и пед ин-тов.... | |
![]() | Необходимо выбрать по 2 приоритета внутри каждой пары. Более подробную информацию о каждом курсе силлабус (описание содержания каждой... | ![]() | Творческого объединения «Чистые пруды», автор многочисленных трудов по православной педагогике, писатель, поэт. О своём мировоззрении,... |
![]() | Аксиомы Саентологии, главы из книги Л. Рона Хаббарда "Лекции в Фениксе" (лекции, прочитанные в 1954 году в городе Феникс, штат Аризона,... | ![]() | Аксиомы Саентологии, главы из книги Л. Рона Хаббарда «Лекции в Фениксе» (лекции, прочитанные в 1954 году в городе Феникс, штат Аризона,... |
![]() | С изменениями, внесенными в соответствии с Законами n 2508-iv от 05. 04. 2005, ввр, 2005, n 20, ст. 277; n 2663-iv от 16. 06. 2005,... | ![]() | «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений» |