Скачать 3.65 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Владимира Даля Балахнин Г.С., Сумцов В.Г., Филиппова И.Г. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ Учебное пособие Луганськ 2005 УДК 331.52 (075.8) ББК 65.9 (4Укр) 240я73 Рекомендовано Міністерством освіти і науки України як навчальний посібник Р е ц е н з е н т и: Ткаченко В.Г., доктор економічних наук, професор, ректор Луганського національного аграрного університету Кліяненко Б.Т., доктор економічних наук, професор Луганського філіалу Інституту економіко–правових досліджень НАН України ^ Б 201 Державне регулювання зайнятості: навчальний посібник. –– Луганськ: вид. СНУ ім.. В. Даля, 2004. –– 256 с. ISBN 966–590–540–6 У посібнику розглядаються методологія державного регулювання зайнятості, його інформаційно-наукове і фінансове забезпечення, міжнародний досвід регулювання зайнятості. Наведено структуру і зміст діяльності державної служби зайнятості, виявлені основні напрями державної політики зайнятості, механізми і методи соціально-економічного захисту населення і зниження негативних наслідків безробіття. Посібник підготовлено для слухачів перепідготовки управлінських кадрів, студентів, які навчаються за напрямком „Економіка і підприємництво”, аспірантів економічних спеціальностей. УДК 331.52 (075.8) ББК 65.9 (4Укр) 240я73 ISBN 966–590–540–6 © Балахнін Г.С., Сумцов В.Г., Филиппова И.Г. © Східноукраїнський національний університет ім. Володимира Даля, 2005 ВВЕДЕНИЕ Важнейшей обязанностью государства, которое строит управляемую социально-ориентированную рыночную экономику, является социально-экономическая поддержка и защита интересов своих граждан. Сложность этой задачи объясняется целым рядом субъективных и объективных факторов, среди которых к наиболее существенным следует отнести полярную противоположность интересов различных слоев населения, недооценку приоритетности государственного вмешательства в разрешение проблем регулирования социально-трудовых отношений вообще и проблем полноценной занятости трудоактивного населения в особенности. Такая недооценка и различие интересов часто приводят к тому, что предприниматели и руководители предприятий решают свои кадровые и связанные с ними задачи, руководствуясь личными соображениями, весьма далекими от общенациональных интересов. Результаты подобного рода действий проявляются в нерациональном распределении и использовании трудовых ресурсов страны, в снижении ее экономического потенциала, в возникновении социальной напряженности в обществе и трудноразрешимых конфликтов между работодателями и наемными работниками. В этой связи со всей очевидностью проявляется актуальная необходимость государственной политики по разрешению проблем безработицы и трудовых конфликтов, что в свою очередь, требует подготовки соответствующих управленческих кадров, способных строить и осуществлять такую политику, вооруженных современными знаниями в области государственного регулирования занятости и социально-трудовых отношений. Серьезным препятствием в получении таких знаний является крайняя недостаточность соответствующей учебной литературы. Неудивительно поэтому, что при значительном количестве отечественной и зарубежной литературы по экономическим, организационным, управленческим и другим вопросам очень трудно найти пригодную для учебного процесса литературу по государственному регулированию занятости. Восполнить этот пробел и предпринимают попытку авторы настоящего учебного пособия. Предметом внимания пособия является система социально-экономических отношений в стране в части реализации прав граждан на занятость. Основная цель учебного пособия состоит в том, чтобы предоставить читателям материал, необходимый для получения системных знаний по теории и практике государственного регулирования занятости в условиях социально-ориентированной рыночной экономики. Для достижения этой цели авторы направляют свои усилия на разрешение следующих задач:
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Типовой программой дисциплины «Государственное регулирование занятости» и предназначено для студентов, изучающих эту дисциплину. Оно может быть также полезно для специалистов, интересующихся вопросами регулирования занятости, работникам служб занятости, преподавателям и аспирантам. Поскольку настоящее пособие является одной из первых попыток системного изложения проблем государственного регулирования занятости, авторы понимают, что оно несвободно от недостатков, и с благодарностью примут все замечания и рекомендации читателей. ^ 1.1. Государственная политика занятости как важная составляющая социально-экономической политики. 1.2. Современное понимание занятости населения. 1.3. Концептуальное разделение понятий занятости. 1.4. Основные виды и формы занятости. 1.1. Государственная политика занятости как важная составляющая социально-экономической политики В условиях рыночной системы хозяйствования неизбежно возникает множество проблем, связанных с формированием и реализацией трудового потенциала, обеспечением занятости трудоспособного населения, обострением безработицы. Социальная направленность и глобальный характер этих проблем объективно требуют разработки государственной политики занятости как важнейшей составной части социально-экономической политики страны. Государственная политика занятости – это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Эта политика посредством корректировки механизмов государственного воздействия призвана обеспечить условия для воспроизводства рабочей силы и рабочих мест, их первичного соединения и повторного воссоединения, должна базироваться на критериях экономической эффективности и социальной справедливости. Воздействуя на решение задач в области занятости и социально-трудовых отношений, государство системой взаимосвязанных мер участвует в создании и поддержании необходимого для экономического развития социально-политического климата. Всё что требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованную динамику рабочей силы и рабочих мест. Комплексный подход может быть обеспечен на основе взаимодействий органов исполнительной власти, в той или иной степени (непосредственно или опосредованно) участвующих в проведении государственной политики занятости. Таким образом, цель государственной политики занятости следует рассматривать в двух взаимосвязанных аспектах: экономическом и социальном. Экономический аспект означает минимизацию на социально-допустимом уровне безработицы на основе сокращения спада производства, его стабилизации и последующего подъёма. Социальный аспект предполагает создания условий для полного осуществления гражданами права на труд в соответствии с Конституцией Украины. Достижение этой цели реализуется путём решения следующих задач: - проведение инвестиционной и налоговой политики, направленной на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудящихся, создание новых технологий, поощрения предпринимательства, формирование малых предприятий и применение гибких режимов труда и труда на дому, использование других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест; - обеспечение прав и интересов работников, создание благоприятных условий на производстве, совершенствование законодательства о занятости населения и труде; - проведение аналитических и научных исследований структуры экономики и прогнозирования, предстоящих изменений качества и распределения рабочей силы; - регулирование внешнеэкономической деятельности в части привлечения и использования иностранной рабочей силы в Украине на основе квотирования или лицензирования; содействие, в случае необходимости, созданию дополнительных рабочих мест предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, а также улучшению условий труда в общественном производстве; - организация профессиональной ориентации населения. Государственная политика занятости населения основывается на следующих принципах:
Во-первых, каждый трудоспособный гражданин должен иметь право самостоятельно решить вопрос: принимать ли участие в общественном труде. При этом легализованная добровольная незанятость исключает любые угрозы против данного вида свободы, если источник существования неработающего гражданина является законным. Во-вторых, добровольность занятости предусматривает самостоятельный выбор работником меры труда, то есть наиболее благоприятного для него (с учетом реальных возможностей) режима занятости. Речь идет о разнообразии форм организации рабочего дня, недели, всего периода трудовой жизни человека. Третий важный элемент добровольного трудового образа жизни связан с предоставлением права свободного выбора географического места прикладывания труда. Это положение наиболее сложно осуществить сегодня в Украине из-за необходимости правовой отработки вопроса о свободе перемещения, сложностей паспортно- правовой системы и в обеспеченности жильём на территории государства. В-четвертых, добровольный трудовой образ жизни предусматривает неограниченное право выбора работником сферы труда в любом секторе экономики независимо от форм собственности и других признаков Политика занятости строится в соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ), регламентируется и направляется соответствующими нормативными и законодательными актами. Законодательством Украины определены три основные сферы занятости:
^ Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая им доход в денежной или иной форме. Занятость населения, проживающего на территории Украины, обеспечивается государством посредством проведения активной социально-экономической политики, направленной на удовлетворение его потребностей в добровольном выборе вида деятельности, стимулирования создания новых рабочих мест и развития предпринимательства. В Украине к занятому населению относятся граждане, проживающие на территории республики на законных основаниях:
Законодательством Украины могут предусматриваться и иные категории занятого населения. В содержательной стороне занятости следует выделить три важных аспекта: экономический, социальный, демографический. Экономическая сущность занятости заключается в осуществлении деятельности трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода. С этой стороны полезность занятости проявляется в её решающем влиянии на экономический потенциал общества, уровень и качество жизни населения, благосостояния отдельных граждан и может быть оценена конкретными экономическими параметрами. Социальная сторона занятости (социальная занятость) предполагает выполнение таких видов деятельности, которые в большинстве случаев не оказывают непосредственного (прямого) влияния на экономический потенциал общества и полезность которых может быть оценена лишь на социально-качественном уровне степенью их значительности для нормального функционирования государства. К таким видам деятельности можно, например, отнести обучение в общеобразовательных школах и других дневных учебных заведениях, службу в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и людьми преклонного возраста, участие в работе общественных организаций. Демографический аспект состоит в обеспечении занятости с учётом соответствующих демографических признаков: половозрастных, образовательных, территориальных, национальных, расовых, состава семьи, уровня доходов и т.п. Совершенно очевидно, что три содержательных аспекта занятости неразрывно связаны между собой и по существу представляют собой единое, целостное понятие – занятость населения. И это понятно, ибо занятость, как социально-экономическая категория, синтезирует совокупность отношений по участию людей в общественном производстве, связана с обеспечением масштабов, условий и форм включения людей в общественно полезную работу, с процессами формирования и использования трудовых ресурсов. Занятость показывает, насколько трудоспособность населения обеспечена рабочими местами, каков уровень социальной защиты в реализации права на труд. Учитывая весь спектр отношений, которые проявляются и пересекаются в содержании понятия «занятость», его можно определить как совокупность экономических, правовых, социальных, национальных и других отношений, связанных с обеспечением трудоспособного населения рабочими местами и его участием в общественно полезной деятельности. ^ Для теории и практики формирования политики занятости важное значение имеет концептуальное разделение понятий занятости. Собственно, принципы, на которых должна строиться политика занятости, и определяют такое разделение. Концептуально можно выделить следующие виды занятости: полная, глобальная, принудительная, добровольная. Понятие полной занятости трудоспособного населения следует рассматривать в контексте занятости всех видов ресурсов. Как известно, общество стремится использовать свои ограниченные ресурсы максимально эффективно, то есть обеспечить их полную занятость, а значит и полный объем производства. Под полной занятостью понимают использование всех пригодных для производства ресурсов. Это означает, что каждый, кто хочет и может работать, должен быть обеспечен работой. Не должны пустовать пахотные земли, простаивать оснащение и машины, и т.п. Но использоваться должны не все, а только пригодные ресурсы, например, невозможно использовать детский труд, труд инвалидов и т.п.. А полный объем производства означает эффективное распределение ресурсов, использование ресурсов с максимальной отдачей. В свою очередь, качественному (интенсивному) аспекту отвечает эффективная занятость, означающая такое распределение трудовых ресурсов в территориальном и отраслевом разрезах, в сферах использования труда и видах деятельности, которое дает возможность в каждый момент времени получить наибольший прирост материальных и духовных благ и обеспечивает эффективное использование в трудовом процессе каждого занятого. При полной и эффективной занятости решаются две задачи: создается достаточное количество рабочих мест, и обеспечиваются необходимым количеством рабочей силы предприятия и организации. Первая задача отвечает интересам населения, которое проживает на определенной территории, вторая – интересам области, предприятия. Достижение эффективной занятости — задача хозяйственных единиц, а полной — функция государства. Оптимальное соотношение полной и эффективной занятости дает возможность определить рациональную занятость. Полная занятость населения отвечает количественному (экстенсивному) аспекту занятости, ее следует рассматривать как занятость, при которой предложение рабочей силы соответствует спросу на нее со стороны общественного производства. Полная занятость населения связана с созданием таких материально-технических и социально-экономических условий, при которых любому, кто желает работать, предоставляется такая возможность. Таким образом, полная занятость трудоспособного населения, как концепция, предусматривает максимальное использование рабочей силы для достижения полного объема общественного производства. Она на протяжении длительного времени использовалась многими странами. В частности, в мировой экономике концепция полной занятости господствовала до середины 70-х годов и базировалась на стимулировании государством спроса на рабочую силу. Но, как оказалась, существенная структурная перестройка производства и беспрерывное обновление материальной базы, а также снижение темпов роста производства при условиях господства концепции полной занятости, сделали необратимым процесс вытеснения живого труда и обострили проблему безработицы. Это обусловило потребность в новом подходе к решению проблем занятости. В соответствии с определением МОТ, этот новый подход назван концепцией глобальной занятости, которая учитывает все виды экономической и социально полезной деятельности, формулируется как привлечение всех лиц трудоспособного возраста в расширенную сферу экономики и социально полезной трудовой деятельности с жестким нормированием каждому объема работы и установлением минимального универсального дохода. Фундаментом концепции глобальной занятости стал широкий подход к сфере прикладывания труда, то есть учет всех видов полезной деятельности как в общественном производстве, так и вне его. Учитываются все виды деятельности: временная занятость, работа домохозяек и пенсионеров у себя дома или в подсобном хозяйстве и т.п. Концепция глобальной занятости исходит из потребностей в трудовой деятельности всего взрослого населения, предусматривая формирование совокупного объема работ и перераспределение его между всеми желающими трудоустроиться. В соответствии с широким подходом концепция глобальной занятости предусматривает ослабление связи трудовой деятельности с традиционными методами оплаты труда. Поэтому минимум оплаты (точка отсчета) должен вытесняться понятием гарантированного минимального дохода, который не может регулироваться условиями найма. Для реализации указанных методов концепция глобальной занятости требует массовой индивидуализации форм найма, режимов занятости, самой структуры жизнедеятельности человека, а именно: более равномерного распределения обучения, трудовой нагрузки и досуга на весь жизненный цикл. Последнее связано с использованием большого разнообразия форм занятости в особенности в молодом и преклонном возрасте, периодическим прерыванием активной трудовой деятельности с целью обучения и т.п.. Таким образом, концепция глобальной занятости предусматривает;
Принудительная занятость населения встречалась в историческом плане в разных странах с разными способами производства. Одним из примеров ее применения были бывшие социалистические страны, в которых конституционно было закреплено не только право, но и обязанность трудиться. Более того, каждый трудоспособный гражданин должен был трудиться постоянно, во-первых "от звонка до звонка" на протяжении рабочего дня и недели, и, во-вторых, с ранней молодости до пенсионного возраста. Под правом на труд понималась гарантия предоставления каждому человеку оплачиваемой работы при одновременной его обязанности трудиться в выбранной им области общественно полезной деятельности. Принудительность труда сочеталась также с системой определённых стимулов. Так сформировалась цепочка: обязанность трудиться — непрерывность труда — стимулы непрерывного труда (очередь на квартиру, машину, дачу, мебель, детские садики, ясли путевки и т.п.). Теперь право на труд существенно дополнено необходимостью предоставления каждому человеку соответствующей для него работы с одновременным исключением любых форм принуждения к труду, так как свободно выбранная занятость несовместима с ее обязательностью. Каждый гражданин имеет право распоряжаться своей способностью труду. Это право дополняется правом осуществлять или не осуществлять любую, не запрещенную законом деятельность, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы. При этом допускается добровольная занятость граждан, которая не может служить основой для их привлечения к административной, уголовной и другой ответственности. Но для тех, кто готов и ищет возможность трудиться, государство должно предоставить соответствующую работу. Характерно, что непрерывный труд есть благо как для предпринимателей, так и для трудящихся. Но при условиях использования новой концепции занятость не должна стать противоречием между добровольностью и непрерывностью труда. Этого можно достичь, если стимулом будет только заработная плата и надбавки. Только потребность в гарантированных доходах должна принудить людей входить в сферу трудовой деятельности. При условиях добровольной занятости человек имеет право выбрать даже такие виды деятельности: уход за больным членом семьи или родственником, воспитание детей в семье, ремонт квартиры, строительство собственного дома, оснащение дачного участка, продолжительное путешествие, улучшение здоровья, саморазвитие личности и т.п.. ^ Виды занятости характеризуют распределение активной части трудовых ресурсов в сферах использования труда, профессии, специальности и т.п.. С таких позиций классификацию видов занятости можно провести по следующим признаками: По характеру деятельности:
По социальной принадлежности:
По отраслевой принадлежности:
По территориальным признакам: занятые в отдельных регионах, экономических районах, административно-хозяйственных единицах. По уровню урбанизации: занятые в городской и сельской местности. По профессионально-квалификационным признакам. По половозрастным признакам:
По видам собственности: занятые на предприятиях и в организациях, которые относятся к разным видам собственности: государственной, частной или смешанной. В рамках любой из приведенных выше видов занятости организация труда людей может отличаться разными организационно-правовыми формами и нормами регулирования продолжительности и режимов рабочего дня, а именно: регулярностью и стабильностью трудовой деятельности; местом выполнения работы; статусом деятельности. С этой точки зрения выделяют формы занятости, которые классифицируются по определенным признакам: Полная занятость (по формам организации рабочего времени различают полную и неполную занятость) — это занятость на протяжении полного рабочего дня (недели, сезона, года), которая приносит доход в нормальных для данного региона размерах. Неполная занятость — это занятость определенного лица или на протяжении неполного рабочего времени, или с неполной оплатой, или с неполной эффективностью. Выделяют видимую и невидимую неполную занятость. Видимая неполная занятость — это преимущественно статистическое понятие, которое можно непосредственно измерять с помощью данных о заработной плате, отработанном времени или путем специальных выборочных обследований. Невидимая неполная занятость — преимущественно аналитическое понятие, которое отображает фундаментальное нарушение равновесия между рабочей силой и другими производственными факторами. Характерными признаками невидимой (скрытой) неполной занятости могут быть низкие доходы, неполное использование профессиональной компетентности или низкая производительность труда работников. С учетом причин занятости на режимах неполного рабочего времени можно выделить "вынужденную" и "добровольную" неполную занятость. Вынужденной называется неполная занятость, вызванная экономическими причинами: сокращением объемов производства, реконструкцией предприятия, циклическим характером развития рыночной экономики. Международной Организацией Труда вынужденная неполная занятость с одновременным снижением заработной платы определяется как сокращенное рабочее время или частичная безработица. А продолжительность рабочей недели, значительно ниже нормальной (если при этом режиме работают на постоянной и добровольной основе) считается неполной рабочей неделей. Общий подход к определению вынужденной неполной занятости и частичной безработицы основывается на положениях 44-й, 166-й и 168-й конвенций МОТ. В указанных конвенциях, в частности, отмечается: "В случае частичной безработицы возмещения или помощь выплачивается лицам, занятость которых сокращена в границах, установленных законодательством страны" (Конвенция 44). "Если считается, что временное сокращение нормальной продолжительности рабочего времени может предотвратить увольнения в связи с временной экономической трудностью или свести их количество к минимуму, то необходимо рассмотреть возможность частичной компенсации потерь в заработной плате за неотработанные нормальные часы рабочего времени, которое финансируется в соответствии с национальным законодательством и практикой" (Конвенция 166). В Конвенции 168 указывается на необходимость разработки приоритетной политики на рынке труда, которая будет оказывать содействие достижению всяческими средствами полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Конвенция содержит перечень правовых норм, социальных гарантий на случай безработицы, что необходимо учитывать и на которые следует ориентироваться государствам при разработке законодательства. В частности, система предоставления помощи по безработице может охватывать и лиц, которые работают неполное рабочее время, но фактически ищут работу на полный рабочий день. В Украине вынужденная неполная занятость пока что не регламентирована законом и потому объективно и неминуемо, это приводит к нарушению международных норм. Так, в Законе Украины "О занятости населения", работающие в условиях полного и неполного рабочего времени отнесены к одной категории занятого заселения. В Законе отсутствует понятие "частичная безработица". Отсутствуют законодательные нормы, признающие безработными таких лиц, которые требуют социальной защиты и фактически являются безработными, но в то же время находятся в трудовых отношениях со своими предприятиями. Урегулирование этой проблемы требует: внесения соответствующих изменений в национальное законодательство, установления норматива рабочего времени и законодательного признания категории частично безработных соответственно международным нормам; предоставления государством и предприятиями помощи частично безработным; внедрения страхования на случай частичной безработицы. Неполная занятость в Украине приобрела угрожающие размеры. По данным социологических исследований в 1998 году нормальная занятость работников в связи с вынужденными невыходами на работу или вынужденными отпусками по причине отсутствия материалов, сырья и объема работ уменьшилась на 3,4 млн. человеко-дней с соответствующим уменьшением заработка. Поскольку в этом показателе учтены работники, которые были вынуждены работать от нескольких дней до нескольких месяцев, то в перерасчете общее количество частично безработных на протяжении календарного месяца составляло 1,6 млн. человек. Наибольший удельный вес вынужденных невыходов на работу по названным причинам приходилась на промышленность (61,8% их общего объема), транспорт (11,3%), строительство (10,9%) и сельское хозяйство (10,5%). В промышленной сфере наиболее высокий объем вынужденных невыходов на работу (в среднем на одного работника) наблюдается в легкой промышленности (9,7 дня), в цветной металлургии (4,88 дня), пищевой и нефтеперерабатывающей промышленности (соответственно 4, 41 и 4, 1дня). С тех пор такое положение практически не изменилось. Добровольной называется неполная занятость, обусловленная социальными причинами; необходимостью повышения квалификации, обретением профессии, состоянием здоровья, воспитанием детей, необходимостью изменения профессии и другими социальными потребностями. Неполная занятость имеет два существенных признака: во-первых, занятость может относиться только к лицам наёмного труда. Во-вторых, не полностью занятыми считаются лица, которые регулярно заняты на протяжении только некоторого количества часов каждого месяца. Именно поэтому к не полностью занятым относятся временные, сезонные и случайные работники, хотя они, как правило, работают меньше нормативной продолжительности рабочего времени. Исключение составляют временные работники на предприятиях Японии. Объяснение состоит в том, что такие работники в статусе "временных" на японских предприятиях могут работать всю свою трудовую жизнь. Поэтому такие работники, если продолжительность рабочего периода ниже нормативной, относятся к не полностью занятым. По статусу деятельности различают:
По стабильности трудовой деятельности можно выделить:
По характеру организации рабочих мест и рабочего времени различают:
Альтернативные формы занятости раскрывают дополнительные возможности более полного и результативного использования трудовых ресурсов, привлечения к работе тех групп населения, для которых традиционные формы занятости неприемлемы или неудобны. Нестандартные формы занятости, разнообразие которых постоянно увеличивается, пересекаются со стандартной занятостью. Но даже при широком распространении этих форм стандартная занятость все равно остается основной. Не подлежит сомнению, что потребность производства во временных и частично занятых работниках будет заметно уступать потребностям в тех, кто работает постоянно и полное рабочее время. Прогнозы позволяют ориентировочно предположить, что насыщенность потребностей экономики и населения в разных формах занятости будет иметь место при соотношении приблизительно 75 и 15 и 10: 75% — постоянно и полностью занятые, 15% — временные работники и 10% — частично занятые. ^ различают: регламентированную (легальную) занятость; нерегламентированную (нелегальную) занятость (дикий рынок труда). Регламентированная – это, как правило, продуктивная и эффективная занятость. ^ такая занятость населения, которая за счет высокопроизводительной работы создает необходимые для развития общества ресурсы и дает каждому работнику доход, не меньший, чем нужно для воспроизведения его физических, интеллектуальных и профессиональных качеств, то есть, как минимум, для простого воспроизведения рабочей силы. В условиях продуктивной занятости за счет производительности в сфере материального производства обеспечивается заработок каждому члену общества на равном или превышающем законодательно установленный уровень минимального потребительского бюджета (в том числе пенсионерам, детям, инвалидам, безработным, работающим в непроизводственных областях, военнослужащим, студентам, ученикам), а также разные необходимые государственные затраты для нормального, всестороннего развития общества (расходы на содержание армии, развитие науки, культуры, здравоохранения, решение чрезвычайных ситуаций и т. п.). ^ – это занятость, обеспечивающая получение максимального положительного результата для всего общества. Нелегальная занятость не регламентируется никакими государственными документами и, по сути дела, исключена из сферы социально-трудовых норм и отношений. Такая деятельность осуществляется без заключения трудового договора, не учитывается государственной статистикой, нередко находится на границе криминальной деятельности, без уплаты налогов. Нерегламентированная занятость может быть в виде самозанятости и занятости наёмного труда. На занятых наёмным трудом не распространяются требования Кодекса законов о труде, они, как правило, получают меньшую заработную плату, чем на аналогичной работе работники в условиях регламентированной занятости. Нелегальная занятость наёмным трудом всегда является дискриминационной по отношению к работнику и не ограничивается возрастом. Контрольные вопросы и индивидуальные занятия:
|