Развитое гражданское общество как признак демократического правового государства




Скачать 296.71 Kb.
НазваниеРазвитое гражданское общество как признак демократического правового государства
страница1/2
Дата публикации05.09.2013
Размер296.71 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы
  1   2


Приложение
Развитое гражданское общество как признак демократического правового государства
Понятие «гражданское общество», его основные черты и признаки.

Проблема определения понятия «гражданское общество» (англ. civil society) является объектом обсуждения не только в политологии, но и в философии, социологии, юриспруденции, а также других науках, ведь оно имеет долгую и сложную историю. Следует отличать понятие «общество» и «гражданское общество», «государство» и «общество».

Государство выделилось из общества на известной ступени его зрелости и зависит от развитости общества. Какое общество, такое и государство. По мере развития общества, перехода его от низшей степени к высшей, меняется и государство. С совершенствованием общества государство становится демократическим (в ней осуществляются народовластие, экономическая свобода, свобода личности), а с формированием гражданского общества государство становится правовым.

Обществом можно назвать сообщество людей, которое создается на принципах взаимных интересов, взаимного сотрудничества. Это система взаимодействия людей, связанных между собой интересами в сфере производства, обмена, потребления жизненных благ и устанавливают границы поведения с помощью социальных норм (в том числе - юридических).

В любом обществе есть своя система отношений:

- экономических (формы собственности, производство, распределение, обмен и др.);

- социальных (отношения между различными группами населения);

- политических (отношение групп населения к политической власти, участие граждан и их объединений в политике);

- идеологических или духовных (культура, характер мировоззрения).

Каждое общество имеет свои субъекты социального общения: лицо, семья, состояние, класс, группа, нация, государство и др. Общество - сложная динамическая система взаимосвязей людей, объединенных узами родства, групповыми, сословными, классовыми, национальными отношениями. Основными элементами, определяющими общество, есть собственность, труд, семья.

В свою очередь гражданское общество - это система взаимодействия в рамках права свободных и равноправных граждан государства, их объединений, которые добровольно сформировались и находятся в отношениях конкуренции и солидарности, вне непосредственного вмешательства государства, призванной создавать условия для их свободного развития.

Не каждое общество можно назвать гражданским обществом, т.е. обществом с достаточно развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами; независимым от государства, но взаимодействующим с ней.
Исторические аспекты становления гражданского общества

Начало формирования гражданского общества в странах Европы и Америки приходится на XVI-XVII в.в.

Можно выделить три этапа становления гражданского общества, каждый из которых сопровождался существенными изменениями экономических отношений, общественного и государственного строя, развитием сознания индивида и общества, культуры народа и нации, преобразования общественной идеологии:

1. XVI-XVII в.в. Процесс вызревания предпосылок (экономических, политических, идеологических) развития буржуазного общества, устранения юридического неравенства, ограничения политической власти правом.

2. Конец XVII - конец XIX в.в. Формирование гражданского общества в наиболее развитых буржуазных странах на принципах общего юридического равенства, свободного предпринимательства и частной инициативы. Формальное равенство открывает возможности для проявления индивидуальности: появляется гражданин как самостоятельный субъект, который осознает себя индивидуальным членом общества. Он конституционно наделен определенным комплексом прав, свобод и одновременно несет ответственность перед обществом. Государство все больше отдаляется от выполнения функций собственника. Развиваются правовые механизмы, сдерживающие политическую власть, подчиняют его закону. Происходит становление представительной демократии - постоянно действующих представительных общенациональных учреждений парламентского типа со строго обозначенными полномочиями утверждать налоги и принимать законы.

3. Рубеж XIX - XX в.в. Развитие постиндустриального общества с машинным производством, фабричной организацией труда, общенациональным рынком; отделение власти от собственности; переход управления общественными делами практически в руки ученых-специалистов (менеджеров) с сохранением институтов традиционной демократии и политического плюрализма. Расширение и углубление равноправия людей.

Сформировались три подхода к соотношению гражданского общества и государства:

1) государство и гражданское общество - совпадающие социальные системы;

2) государство и гражданское общество - разные социальные системы, первичной (ведущей) является государство, контролирующее гражданское общество;

3) государство и гражданское общество - разные социальные системы, государство выполняет служебную (подчиненную) роль отношении гражданского общества.

По мнению многих современных исследователей, гражданское общество характеризуется тремя определяющими особенностями:

- в гражданском обществе имеется бесчисленное количество ассоциаций или, в более общем плане, центров общественной власти;

- центры общественной власти в обществе являются независимыми и в силу своей способности к самоорганизации опираются контролю со стороны государства;

- гражданское общество невозможно без чувства гражданской ответственности, а также без общественной активности.

Признаки (черты) гражданского общества в его соотношении с государством:

1) не существует до государства и вне государства;

2) не включает государство, развивается самостоятельно без прямого вмешательства государства;

3) состоит из субъектов - свободных и равноправных граждан и объединений, которые добровольно сформировались и находятся в отношениях конкуренции и солидарности;

4) имеет определенный приоритет перед государством, однако заинтересован в благосостоянии государства и способствует его развитию;

5) оказывает влияние на создание и функционирование государственных органов в собственных интересах;

6) имеет право требовать от государства защиты жизни, здоровья, безопасности граждан, не допуская его вмешательство в их частные интересы;

7) формирует право, формулируется государством в законах и других нормативно-правовых актах, гарантирует и защищает его от нарушений со стороны любого. Все потребности гражданского общества реализуются посредством воли государства, выраженной в форме правового акта;

8) развивается и взаимодействует с государством в рамках права, которое выступает как равный и справедливый масштаб свободы и справедливости, а не как способ навязывания политической воли.

Государство способно содействовать развитию общества или препятствовать ему. В функционировании гражданского общества роль цивилизованного государства должно выражаться в том, что оно:

- служит формой, которая организует гражданское общество и создает условия для его развития;

- является относительно самостоятельным в отношении гражданского общества и осуществляет солидарные публичные интересы всех членов общества;

- устанавливает «правила игры», которым должны следовать граждане и их объединения, создает благоприятные условия для их существования и развития;

- не вмешивается в частную сферу семьи, быта, культуры (первый уровень гражданского общества), такое вмешательство может происходить только в целях обеспечения личной или общественной безопасности;

- предоставляет необходимую защиту гражданскому обществу, которое функционирует в пределах ее территории, в том, что относится к социальной безопасности граждан;

- выступает орудием социального компромисса гражданского общества, смягчает социальные противоречия между различными социальными группами;

- юридически обеспечивает возможности гражданина быть собственником, создавать общественные объединения, коммерческие корпорации, активно участвовать в политической жизни общества;

- имеет пределы регулирования отношений в обществе, которые определяются конституцией государства, стандартами в области прав и свобод человека, закрепленными в международных актах.

И гражданское общество, и государство функционируют для удовлетворения потребностей и интересов человека. Гражданским обществом можно назвать такое общество, в котором главным действующим лицом является гражданин как автономное лицо:

- субъект, который осознает себя свободным членом общества;

- свободным экономически имеет право выбора форм и видов трудовой деятельности, в том числе предпринимательской; свободным идеологически и политически;

- субъект, наделенный правами и свободами, в том числе правом частной собственности («субъект-владелец»);

- субъект, который осознает ответственность перед обществом;

- субъект, защищен законом от прямого вмешательства и произвольных ограничений со стороны государства.

Гражданское общество основывается на многообразии форм и видов собственности. Каждая из них призвана обеспечить благосостояние всех, а также открыть экономическое пространство для увеличения собственности на основе большей интенсивности труда, способностей, творческой инициативы и предприимчивости. Соотношение труда и различных форм собственности в гражданском обществе должно быть таким, чтобы труд позволял создать для каждого достойный общественному прогрессу стандарт жизни. Преобладание в государстве так называемого «среднего класса» - один из показателей сформированного в ней гражданского общества.

Современная концепция гражданского общества исходит из того, что оно является предпосылкой социального правового государства. Взаимоотношения гражданского общества и государства являются сложными и противоречивыми, поскольку между ними происходит своеобразное разделение организационно-управленческого труда. Гражданское общество как система, сама развивается, всегда испытывает давление со стороны государственной власти. В свою очередь, государство не может развиваться без свободного развития гражданского общества, которое контролирует действия политической власти. Слабость гражданского общества толкает государство к узурпации его прав, в результате чего происходит перераспределение функций государства и гражданского общества. В таком случае государство, кроме собственных функций, присваивает еще и функции гражданского общества, заставляет его выполнять исключительно государственные решения. Государство и общество существуют в виде противоречивого непрерывного взаимодействия и взаимовлияния, характер и направленность которых в значительной степени зависят от уровня развитости гражданского общества и его институтов.
Главные направления развития гражданского общества

Процесс становления гражданского общества сложен и противоречив. Зарождение и развитие гражданского общества происходит в течении длительного периода эволюции современной цивилизации. Этот процесс имеет много закономерностей, общих для многих стран. Но каждое государство, развивая гражданское общество, вносило нечто особенное, характерное именно для него.

Весьма специфический опыт его построения имела Украина. Ведь феодальный строй долго носил уродливые формы крепостничества, которое граничило с рабством. Это обусловило и характерное развитие общества, наложило определенный отпечаток на взаимоотношения между слоями населения, на их психологию. При таких условиях основой социально-экономического строя становится сельская община, которая, с одной стороны, способствовала единению и взаимопомощи крестьян, с другой - культивировала дух покорности. В течении всего периода общественного развития все чаще интересы коллектива доминировали над интересами личности. В таких условиях осознание себя как гражданина, как полноправной личности не могло произойти. Вся история идеи гражданского общества - это история превращения самой коллективности, организованной по законам общежития в развитие человека, вышедшего из естественного состояния неограниченной свободы, у гражданина этого общества.

Каждое государство должно быть заинтересовано в создании, всестороннем расширении и углублении гражданского общества, если оно стремится к удовлетворению потребностей граждан, к своей адаптации в общечеловеческий цивилизованный процесс. Для государства становится жизненно необходимым развитие всех элементов гражданского общества. Соответствует ли такое общество достигнутому уровню мировой цивилизации, должен засвидетельствовать уровень удовлетворения интересов и потребностей, гражданский мир на основе действия принятых государством законов.

В современных условиях одним из требований гражданского общества выступает фактор социальной ответственности во всех сферах общественной жизни (экономической, политической, социальной, экологической, национальной), на всех уровнях общественных организаций (социальной группы, общественной организации, государства, мирового сообщества), связанных с выдвижением на первый план общечеловеческих ценностей. Ведь социальная ориентация может утверждаться в качестве принципа общественных отношений только тогда, когда удовлетворены все необходимые потребности и создаются условия для реализации системы исторически обусловленных интересов членов общества.

Важное место в этом процессе принадлежит государству. Оно должно стать арбитром в разрешении конфликтных вопросов. Это объясняется, прежде всего тем, что на сегодняшний день государство имеет в своих руках преимущественное право применения принуждения, различного рода санкций, выступая владельцем материальных благ, оно может, если пожелает, направлять свои усилия на улучшение социально-экономического положения человека, удовлетворять интересы и потребности определенных социальных групп (работники бюджетных организаций, базовых отраслей промышленности, студенты, пенсионеры и т.п.). Но, к сожалению, переформированная государственная машина не всегда готова взять на себя такую задачу. Должен сработать механизм взаимодействия гражданского общества и государства, который находит свое проявление в сотрудничестве через партии, выборы, представительные органы власти.

В странах Запада существует целая система представительства интересов. Основные её участники со стороны гражданского общества - это группы и объединения по интересам, со стороны государства - органы исполнительной власти. Кроме упомянутых сформировались специфические представительства - консультативные комитеты и комиссии, которые существуют при министерствах, ведомствах, правительстве, в работе которых принимают участие группы и объединения по интересам. Такие институты занимаются выработкой рекомендаций и соответствующих государственных решений, некоторые из них выполняют управленческие функции, другие действуют на «негосударственной» основе.

В Западной Европе дискуссия о том, является ли государство функцией общества или общество по мере развития государства должна превратиться в контролирующую им функцию, активно велась в XVIII в. Однако, теоретические аспекты дискуссии сводились к определению судьбы власти, функций и полномочий, которые гражданское общество поручает государству на том или ином этапе своего развития. Соответственно определялась роль государства в развитии общества.

Во взаимодействии гражданского общества и государства могут существовать два направления. Во-первых, государство является и остается функцией гражданского общества. Среди представителей этого направления являются теории преобладающей роли государства («государственники»), равного партнерства («общественный договор»), его пассивной роли («ночной сторож»). Во-вторых, государство носит временный характер. Утверждение в теории постулата о скором отмирании государства с постепенной заменой его общественным самоуправлением привело бы к полному уничтожению гражданского общества.

Каждая из этих теорий имеет свои преимущества и недостатки. Однако противопоставление государства гражданскому обществу приводит к возникновению негативных факторов, которые находят свое обнаружение в том, что государство и гражданское общество находятся в постоянном процессе борьбы.

Специфика современной ситуации в Украине сводится к тому, что происходит двуединый процесс формирования и гражданского общества, и правового государства, где гражданские права человека подчиняются нормам международного права. Это означает:

- исключение любой дискриминации по национально-этническим, политическим, религиозным, половозрастным признакам;

- надежную законодательную защиту личности и достоинства гражданина, неприкосновенность его жилища и имущества, свобода выбора проживания, выезда или въезда в страну, тайна переписки и телефонных разговоров, свобода слова, прессы, информации;

- человеку дано право свободно проявлять свое мировоззрение и духовные интересы;

- всестороннюю защиту гражданских прав со стороны судебных органов и общественных организаций.

Предварительное развитие нашей страны освидетельствует практику отождествления реального положения дел с программными установками. Имело место несоответствие между реальным и формальным обобщением производства. Таким образом, углублялось противоречие между существующими общественными отношениями и декларируемыми в документах лозунгами. Это противоречие стало важным фактором деформации правовой системы, системы интересов и ценностей. Необходимо, чтобы строительство нашего законодательства происходило целенаправленно, постепенно. Законодательство не может создаваться само собой, в высших сферах политики, а жизнь развиваться сама по себе, в обратном направлении. Такая ситуация существует лишь тогда, когда нет гражданского общества. Нормы права рождаются не сверху, а в самом гражданском обществе, в процессе совместного действия людей при постоянном столкновении их интересов, правила, отмеряют «зону свободы» этих интересов. Эти правила и являются нормой права как мера свободы. Норма права только в том случае будет действовать, если есть механизм ее реализации.

В нашем государстве еще существуют противоречия между законом и действительностью, что ведет к умножению конфликтов в обществе. Выход из такого положения - в формировании реалистичного характера законодательства, способного учитывать конкретные ситуации, необходимые для формирования гражданского общества. На современном этапе развития принято говорить о новом общественном устройстве, процесс становления которого происходит во многих странах, как об обществе смешанного типа, проходит разные этапы на пути к обществу социального согласия.

Результатом и внутренним источником развития систем нового типа является социальная ориентация на реализацию потенциала человеческой личности, обеспечение выгодных условий и жизнедеятельности. Условия для построения общества социального согласия создаются и в нашем государстве. Это, прежде всего реформирование отношений собственности, начало системы политической демократии. Обе задачи неразрывно связаны между собой, но изменения в экономической и политической сферах часто имеют разную направленность.

Движение к гражданскому обществу и правовому государству является одним из основных направлений развития мирового сообщества, поскольку гражданское общество выступает своеобразным основателем правового демократического государства.

Становление и развитие гражданского общества неразрывно связаны с новыми политическими и экономическими условиями жизни страны. Это остается одним из актуальных вопросов на протяжении всего постсоветского периода истории Украины. Оно является не столько целью проводимых реформ в нашем государстве, сколько непременным условием их успешной реализации.

Опыт развитых государств свидетельствует о том, что конституционно-правовая регламентация и регулирование в странах с демократическим государственным (политическим) устройством направлены на поддержку гражданского общества, а также о том, что становление и развитие гражданского общества в негосударственной сфере общественных отношений не означают его изолированности от государственно-правовых институтов, а допускают или предусматривают устойчивую и интенсивную взаимосвязь гражданского общества и государства.

Действующая Конституция Украины не использует понятие «гражданское общество», хотя в свое время, а именно - в проекте Конституции Украины в редакции от 1 июля 1992 третий раздел назывался: «Гражданское общество и государство». Зато Украина провозгласила цель построения правового демократического государства, где гражданское общество выступает в качестве обязательного элемента.

Особенно важной проблемой в развитии гражданского общества в Украине, которая требует немедленного решения и постоянного внимания, является концептуальное обоснование и практическая нормативная регламентация взаимодействия гражданского общества с государством. Разграничения их полномочий, которое имеет место в любом обществе, не означает их противостояния, противоборства или антагонизма, хотя такое часто случается даже в демократических государствах. Взаимодействие указанных субъектов очерчивает различные способы организации человеческого сосуществования, основанного на столкновении, согласовании и гармонизации интересов индивидов.

Гражданское общество как общество граждан, которые равны в своих правах, общество, которое не зависит от государства, но взаимодействует с ним ради общего блага, является базисом государства, где государство, в свою очередь, защищает демократические принципы самоуправления всех негосударственных организаций, непосредственно формируют гражданское общество. Для цивилизованного развития обоих феноменов необходимо создать надежный, эффективный и гармоничный механизм их взаимодействия и взаимообогащения.

При рассмотрении вопроса становления в Украине гражданского общества и правового государства в аспекте обеспечения конституционных прав человека и гражданина, главной задачей государства является, прежде всего, реализация прав и свобод личности. Но, анализируя этот аспект конституционного права в современной Украине, есть все основания утверждать, что права и свободы личности, несмотря на основательное их закрепление и детальную регламентацию в Конституции Украины, пока не стали действительно высшей социальной ценностью для государства (статья 3 Конституции Украины), что, во-первых, обусловлено прежней историей нашего государства, которая на протяжении длительного времени была тоталитарной, а, во-вторых - нынешними сложными политическими и социальными проблемами.

В украинском обществе права человека являются важным ценностным эталоном, который, к сожалению, имеет очень декларативное наполнение: хотя они и закреплены в Конституции Украины, но их пока трудно воплотить в жизнь, поскольку государство и общество не в состоянии наработать эффективные правовые механизмы их признания, легализации, реализации, гарантирования, охраны и защиты. И причина здесь не только в исторических традициях украинского общества, где права человека не занимали достойного места ни в общественном сознании, ни в практике деятельности государства, а в нестабильной ситуации переходного периода, ненадлежащего правосознания граждан, их правовом нигилизме и инфантилизме.

В Украине, которая уже имеет развитое индустриальное общество, проблема построения гражданского общества совпадает по времени с процессом развития государства, поэтому основным инструментом построения нового общества может быть демократическое государство, поскольку именно деятельность государства является центром организации и трансформации социума в гражданское общество.

Сегодня первостепенной становится также задачи эффективного творческого взаимодействия всех самоуправляемых элементов организации общества в целом - и государства, и местного самоуправления и гражданского общества.

Однако в современной Украине недостаточно развиты как рыночный социализм, так и социально ориентированная экономика. В этих условиях реализация социальных функций современного украинского государства при его экономической несостоятельности сохраняет доминирующую роль государства в обеспечении социальных гарантий, которые в основном имеют характер, свойственный для бывшего социалистического государства, ведет к ограничению абсолютных прав собственника, усиливает вмешательство государства в жизнь человека, гражданского общества и его институтов.

Поэтому правомерным будет говорить, что конституционная характеристика Украины как демократического, правового, социального государства имеет скорее упреждающий и перспективно-телеологический (в качестве будущей цели) характер. В таком же плане следует оценивать и украинский вариант современного местного самоуправления, которое должно выступать в качестве непременного и важного института гражданского общества. Сегодня можно говорить лишь о первых организационных результатах этой непростой работы в сфере нормативной регламентации местного самоуправления, которое должно привлечь широкие слои населения к управлению государством на разных уровнях функционирования социума.

Необходимо решить вопросы разграничения собственности, полномочий органов и территорий соответствующих территориальных общин, четко определить налоговые источники формирования местных бюджетов, создать необходимые механизмы межбюджетных отношений между субъектами местного самоуправления. В этом процессе важно не допустить «профанации» муниципальной реформы.

При этом, безусловно, необходимо учитывать тот факт, что местное самоуправление является важной функциональной составляющей гражданского общества. Именно через органы местного самоуправления берет начало реализация всего того, что относится к понятию местной (локальной) демократии, а местная демократия является основой демократии в целом. От уровня ее развития и практической реализации в соответствующих территориальных общинах села, поселка, города зависит и уровень реализации важных демократических процессов, происходящих в государстве.

Следует иметь в виду, что переходная стадия к правовому, социальному государству во времени может занять не одно десятилетие. Поэтому современным задачам конституционного и муниципального права является объективная оценка реальных возможностей государства, местного самоуправления и гражданского общества, объединенных общей задачей - построения правового демократического государства, основанного на правовой и социальной справедливости.

Гармоничное взаимодействие существующих в единственном социуме государства, местного самоуправления и гражданского общества необходимо также и для укрепления общегуманистических идеалов, возрождения у индивидов и их объединения веры в справедливость государственных институтов. В современных условиях для обеспечения успешного продвижения Украины путем становления и эффективного функционирования гражданского общества является необходимость научного изучения его природы и общественного назначения как целостного социально-философского и политико-правового феномена, а также отдельных его институтов в различных социальных и исторических условиях, осмысление генезиса гражданского общества в различных странах. Следует отметить, что в определенных кругах украинского общества (политическая элита, интеллигенция, малое и среднее предпринимательство и т.д.) постепенно зреет понимание того, что становление институтов гражданского общества имеет решающее значение не только для положительных последствий политической модернизации в Украине, но и для решительных преобразований в экономической сфере, а главное - для создания условий функционирования социальной, а затем и правового демократического государства. При этом доминантным здесь является формирование в общественном сознании понимание того, что основные функции гражданского общества проявляют себя через интеграцию социума, введение возможных социальных конфликтов в цивилизованные рамки, создание среды, в которой формируется общественно активный индивид.

Среди важных задач формирования правового демократического государства и гражданского общества в Украине является сохранение гражданского согласия и организация надлежащего исполнения и применения законов. Решающая роль в выполнении правовых актов принадлежит самим гражданам, которые хотят быть гражданами правового демократического государства, а в сфере применения законов такая роль принадлежит государственным институтам.

21 ноября 2007 года Распоряжением Кабинета Министров Украины была одобрена Концепция содействия органами исполнительной власти развитию гражданского общества.

Концепцией определено, что содействие развитию гражданского общества является одним из важнейших условий становления Украины как демократического, правового и социального государства. Это, прежде всего, предполагает налаживание эффективного взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества, которая должна базироваться на партнерстве, взаимозаинтересованности в достижении целей, связанных с процессом демократизации всех сфер государственного управления и общественной жизни, социально-экономическим и духовным прогрессом, всесторонним обеспечением защиты прав и свобод человека и гражданина.

К институтам гражданского общества этот документ относит общественные организации, профессиональные и творческие союзы, организации работодателей, благотворительные организации, религиозные организации, негосударственные средства массовой информации и другие непредпринимательские общества и учреждения.

Концепция определяет основные принципы деятельности органов исполнительной власти, направленной на создание благоприятных условий для развития гражданского общества и укрепления демократии в Украине.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитое гражданское общество как признак демократического правового государства iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политический режим и гражданское...

Развитое гражданское общество как признак демократического правового государства iconЗадачи, система и функции органов юстиции Российской Федерации
Несмотря на известную шутку о том, что Россия имеет самое развитое гражданское общество в мире, так как ее граждане научились жить,...

Развитое гражданское общество как признак демократического правового государства iconПрограмма правового образования населения Автономной Республики Крым на 2006-2010 годы
Становление Украины как демократического, правового государства, формирование основ гражданского общества предопределяют необходимость...

Развитое гражданское общество как признак демократического правового государства iconВопросы правового статуса государства как субъекта гражданского права
Гражданская правосубъектность государства как публично-правового образования

Развитое гражданское общество как признак демократического правового государства icon1. Обзор законодательства о правах и обязанностях детей 6
Рф цель построения демократического, правового, социального государства обусловила необходимость принципиальных изменений в семейном...

Развитое гражданское общество как признак демократического правового государства iconВ середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые,...
Все прочнее в нашу жизнь входят такие понятия, как гуманизм, демократия, правовое государство, гражданское общество и многие другие....

Развитое гражданское общество как признак демократического правового государства iconВоронежский Государственный Университет Кафедра теории и истории...

Развитое гражданское общество как признак демократического правового государства iconНепоколебимой волей которых является утверждение демократического...
Абхазскую асср и бывшую Юго-Осетинскую автономную область, и Актом о восстановлении государственной независимости Грузии от 9 апреля...

Развитое гражданское общество как признак демократического правового государства iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Гражданское общество п л а н. «Гражданское общество»

Развитое гражданское общество как признак демократического правового государства iconМатериалы семинара выборы как механизм демократического обновления власти
Особенность политического развития современной украинской нации заключается в том, что оба фундаментальных процесса – построение...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<