Скачать 176.16 Kb.
|
Институт президента в зарубежных странах. Президент является самым распространенным в современный период видом главы государства. Главная черта правового статуса президента – он избирается на определенный срок. Однако порядок избрания, объем и характер полномочий, порядок взаимоотношений главы государства, могут существенно различаться в разных странах. Главным фактором, влияющим на статус президента является форма республики – если в парламентарной республике президент это лишь формальная должность, то в случае президентской республики, президент естественно наделен значительными полномочиями и является реальным главой государства. Порядок избрания президента, может быть различным: В президентских республиках применяется только непосредственное избрание гражданами (исключение - США). В парламентарных республиках возможно использование различных способов, чаще всего используются следующие способы:
^ В соответствии с Конституцией исполнительная власть принадлежит Президенту США. Такое положение, определяющее место президента в системе органов государственной власти, является традиционным для республик президентского типа. Требования к кандидату в президенты:
Срок полномочий – 4 года. Одно и то же лицо не может быть избрано президентом более двух сроков подряд. Избрание Президента США осуществляется нетипичным для этой формы республики способом – путем косвенных выборов. Выборы являются двухступенчатыми: на первом этапе, граждане страны избирают специальную коллегию выборщиков, затем эта коллегия избирает президента (необходимо абсолютное большинство голосов). Полномочия Президента как это и характерно для президентских республик достаточно широки (хотя до белорусского президента здесь далеко!) – президент, таким образом, является «сильным». Все полномочия можно подразделить на несколько групп:
Ответственность: политической нет (избирается гражданами, а, следовательно, перед парламентом не ответственен). Юридическая ответственность – в форме импичмента. Прекращение полномочий: основания традиционные – отстранение от должности (импичмент), отставка, освобождение по состоянию здоровья. ГЕРМАНИЯ Федеральный президент является по Конституции главой государства. Как и характерно, для парламентарной республики, должность президента во многом формальна, реальные полномочия по управлению государством сосредоточены у главы правительства (федерального канцлера). Правовой статус президента регулируется разд. V, ст. 54 – 61 Основного закона. Место президента в системе органов государства конституция специально не определяет (первая статья сразу начинается с порядка избрания и требований к кандидату). Однако, как отмечалось выше оно вполне обычно.
![]() Полномочия президента, можно подразделить на 3 группы:
Нормативно-правовые акты федерального президента, требуют контрасигнатуры главы правительства (федерального канцлера) Ответственность президента – политической нет (не имеет смысла при данной форме республики, поскольку президент реально все равно не управляет государством). Юридическая есть – за совершение преступлений. ФРАНЦИЯ По Конституции 1958 г., президент является центральным должностным лицом в системе органов государственной власти (и не только исполнительной). Президент вместе с правительством возглавляет систему органов исполнительной власти государства. Такая формулировка, закрепленная в Конституции Франции, выражает дуализм исполнительной власти: она принадлежит Президенту и Правительству совместно – Правительство может заседать под руководством Президента (Совет министров) или Премьер-министра (кабинет). В этой модели организации исполнительной власти, наиболее явно проявляется сущность смешанной республики. Следует отметить, что президент благодаря значительным полномочиям может влиять и на другие ветви государственной власти (и прежде всего законодательную). Статус президента определен разд. II, ст. 5 – 19 Конституции 1958 г. Место президента в системе органов власти определено через его функции: Функции Президента Франции ![]() ![]() ![]() ![]()
Такие функции, в общем, обычны для республик с «сильными президентами» (и президентских и смешанных республик). Глава государства здесь, условно говоря «возвышается» над иными ветвями государственной власти, своим арбитражем обеспечивая их нормальное функционирование, разрешая конфликты между ними. Такое положение, однако, не означает особого положения президента, принцип разделения властей естественно сохраняется и функционирует – глава государства не превращается в диктатора, сосредотачивающего в своих руках всю власть. Деятельность президента осуществляется строго в рамках закона. Порядок избрания: президента обычен для данной формы республик. Президент избирается путем прямых выборов населением страны, по мажоритарной системе смешанного типа. Порядок выборов, а общих чертах определен ст.7 конституции: ^ Применяется мажоритарная система абсолютного большинства. Поскольку в этом случае избрать президента в один тур сложно, второй тур почти обязателен (все французские президенты избирались во 2 туре). ^ Здесь используется мажоритарная система относительного большинства. Во втором туре участвуют два кандидата набравшие наибольшее количество голосов в первом. ![]() ![]() ![]() Правовой статус президента Франции вполне обычен:
Полномочия Президента – как и свойственно республике смешанного типа, объем полномочий достаточно велик. Все их можно подразделить на 2 группы:
Ответственность: как и во всех президентских республиках, политической ответственности перед Парламентом нет. Юридическая ответственность – традиционно в форме импичмента. Специфическая черта импичмента во Франции - для его осуществления есть особый орган политической юстиции – Высокий суд правосудия. ИТАЛИЯ Италия - парламентарная республика, что и определяет основные черты правового статуса президента. Согласно конституции (ст.87) президент «является главой государства и представляет национальное единство». Исполнительной властью президент, как и следует для данной формы республики, не наделен (она принадлежит правительству). Однако роль президента в Италии большая, чем в других парламентарных республиках (напр. в соседней Германии). Это обусловлено с одной стороны спецификой партийного состава итальянского парламента (которая в свою очередь – следствие партийной системы страны), с другой – наличием особых полномочий не свойственных главам других парламентарных республик. Полномочия президента определены ст.87 конституции, их немного и большинство требуют контрасигнатуры. Таким образом, здесь обычная для республик такого типа ситуация («слабый президент»):
Подводя итоги, можно отметить следующие черты статуса президента Италии:
В остальном положение президента Италии традиционно для парламентарных республик и характеризуется следующими чертами:
Ответственность главы государства, также базируется на привычных принципах. Политической ответственности нет, вследствие контрасигнатуры – ст. 90 прямо указывает на это «^ ». Поскольку важнейшие государственные решения принимаются только с одобрения их главой правительства, он и отвечает за них. В случае же совершения преступления (на что указывает последняя часть нормы) наступает обычная уголовная ответственность (от нее не освобожден никто). В этом случае президент «предается суду Парламентом на совместном заседании палат абсолютным большинством голосов его членов». БРАЗИЛИЯ Как и во всех президентских республиках, президент и правительство образуют единое понятие «исполнительная власть». Ведущую роль здесь, однако, играет все же президент (в отличие от республик смешанного типа, где президент и правительство почти равны по статусу – см. тему «Франция»), министры (правительство) подчинены ему и выполняют его распоряжения. Вообще статус президента Бразилии в общих чертах сходен со статусом президента США (в конце концов, тип республики тот же – президентская) – большинство полномочий аналогичны. Сходен и порядок взаимодействия с другими органами власти (Национальным Конгрессом и др.). Есть, однако, и свои особенности, рассмотренные ниже. Место президента определено ст. 76 Конституции Бразилии «исполнительная власть осуществляется Президентом Республики, которому помогают государственные министры». Таким образом, президент – глава исполнительной власти в стране. Избрание президента осуществляется обычным для данной формы республики путем – прямыми выборами населением страны. Выборы проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства (в два тура, поскольку в первом избрать президента удается редко, во втором достаточно относительного большинства). Вместе с президентом избирается и традиционный для президентских республик вице-президент (на голосование эти кандидаты идут вместе). Особенность правового статуса президента (и вице-президента) вытекает из положения ст.77 конституции – кандидат должен быть зарегистрированным какой-либо политической партией – то есть беспартийные кандидаты не могут выдвигаться на должность президента2. Требования к кандидату на должность президента обычны:
Срок полномочий президента – обычен и составляет 4 года. Одно лицо может переизбираться на должность без ограничений (хотя до 1998 г. устанавливался запрет даже на повторный срок, в настоящее время он снят). Полномочия президента – как и свойственно республикам президентского типа, объем полномочий достаточно велик и разнообразен, особенно с учетом региональных черт (в странах Латинской Америки президенты особенно «сильны» - обычное положение): ^ В сфере отношений с судебной властью Полномочия Президента Бразилии ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() В сфере внешней политики В сфере обороны и безопасности В сфере отношений с парламентом ИНДИЯ Правовое положение президента Индии, определяется парламентарной формой республики. Однако конституционное закрепление его правового статуса, отличается от фактического места занимаемого им в системе органов власти. В соответствии со ст. 53 Конституции Индии «исполнительная власть в Союзе принадлежит Президенту и осуществляется им либо непосредственно, либо через должностных лиц, подчиненных ему в соответствии с настоящей Конституцией». Таким образом, конституция определяет президента как главу исполнительной власти, однако в действительности она ему не принадлежит (ее осуществляет правительство). Статус индийского президента, характеризуется двумя чертами:
Следовательно, статус президента в Индии, обычен для парламентарных республик («слабый» президент, действующий под контролем главы правительства), хотя в Конституции такой порядок завуалирован и замаскирован. Избрание президента производится косвенным путем, как и свойственно парламентарным республикам. Президент избирается особой коллегией: Коллегия по выборам президента
![]() ![]() ![]() Президент Индии Срок полномочий президента – 5 лет. Возможно повторное переизбрание без ограничений. Требования к кандидату – вполне обычны:
Должность президента несовместна с любой другой государственной (или вообще оплачиваемой) должностью. Полномочия Президента, по Конституции 1950 г. очень значительны (более похожи на полномочия главы государства в президентских республиках!), однако в действительности, все они формальны – реализуются только «по совету» Премьер-министра (т.е. фактически правительством, а персонально – его главой): ^ ![]() ![]() ![]() ![]()
Ответственность президента – политической нет, только юридическая (при совершении преступлений – нарушении конституции, злоупотребление служебными полномочиями и т.п.). Юридическая ответственность – в форме импичмента (не типичный институт для парламентарных республик). Несмотря на парламентарную форму республики, Конституция 1950 г., предусматривает не характерную для нее должность Вице-президента (уникальный случай – такая должность существует обычно только в президентских республиках). Правовое положение вице-президента, в целом такое же, как и у президента. Однако и здесь есть особенность – отличающийся порядок избрания (обычно он одинаков для обоих должностных лиц, которые участвуют в выборах парой) – вице-президент избирается парламентом без участия представителей штатов. Главная функция – возглавляет по должности Совет Штатов. Иных полномочий, пока президент в должности не выполняет. 1 Правда в настоящее время, когда соперничество идет между двумя партийными блоками (фактически двухпартийная система), эта черта статуса президента Италии, почти утратила свое значение. 2 Можно отметить, что в Беларуси существует почти противоположное положение – политические партии вообще не имеют права выдвигать кандидатов в президенты, тогда как в развитых демократических государствах мира беспартийные президенты – исключение из правила. |
![]() | Компетенции президента РФ. Полномочия главы государства в сфере осуществления законодательной, исполнительной и судебной | ![]() | Гражданская правосубъектность государства как публично-правового образования |
![]() | Общие и специфические черты правового положения главы государства в зарубежных странах 8 | ![]() | Эндотрахеальный наркоз является самым распространенным в мире видом анестезии. Т. к этот вид обезболивания имеет явные преимущества... |
![]() | Кроме того, Президент России является представителем народа в международных отношениях, определяя основные направления внешней и... | ![]() | |
![]() | Рак молочной железы крайне редко диагностируется у женщин в возрасте младше 20 лет, но с увеличением их возраста повышается количество... | ![]() | Абхазскую асср и бывшую Юго-Осетинскую автономную область, и Актом о восстановлении государственной независимости Грузии от 9 апреля... |
![]() | Украина и Сербия начинают процедуру по созданию зоны свободной торговли между двумя странами, заявил президент Украины Виктор Януковичсообщается... | ![]() | Президент Украины Виктор Янукович обещает отбить чиновникам руки за злоупотребления с ндс. Об этом он заявил сегодня на пресс-конференции,... |