Этноітлфическія и историко-литературныя




НазваниеЭтноітлфическія и историко-литературныя
страница1/8
Дата публикации13.09.2013
Размер1.65 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

^Ізвѣстія и замѣтци (исторически, этноітлфическія и историко-литературныя).

^ КІЕВО-ВЫДУБИЦКІЙ ПЕРЕВОЗЪ НА ДНЬПРЬ И ЕГО НЕЖДАННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ.

Съ самых ъ отдален ныхъ времепъ гдавпый перевозъ черезъ Днѣнръ подъ Кіевомъ сѵществовалъ пе на мѣстѣ теперетнихъ мо- стовъ, а ниже ихъ, именно нротивъ устья р. Лыбеди. Еще въ на­чальной лѣтониси упоминается, что въ 1097 г. „приде Василко (Ростиславович!) въ 4-е ноября и перевезсся на Выдобичь, иде по- клонитися къ святому Михаилу въ манастырь“. Съ половины XVII в. перевозъ этотъ находился въ рукахъ честныхъ отцевъ выдубицкаго монастыря, которые содержали два парома и построили за Дпѣ- промъ мостъ „у Толбина^.' Тогдашній выдубицкій игумепъ Кли- мснтій Старуптячъ былъ практическаго ума человѣкъ и усердный радѣте.ть объ умноженііг монастырских^ доходовъ. На устьѣ Лы­беди, у самаго перевоза, онъ построилъ мельницу, а при пей корчму съ продажею „горелки, пипа м меду“. Такую-лге корчму онъ но- ставилъ и на другомъ концѣ перевоза, въ с. Осокоркахъ, принад- .іежавгаемъ тогда видубяцкому монастырю; а третья корчма нахо­дилась на Звѣринцѣ, который также ложалъ въ чсртѣ владѣній того-же монастыря. Наконецъ тотъ-же смѣтливый игуменъ по­строилъ „на фу торѣ выдубицкомъ винницу горѣлчапую“, т. е. ви­нокуренный заводъ. Все это—и перевозъ, и винокурню, и три корчмы, Старушичъ сталъ отдавать въ аренду кіевскимъ мѣщанамъ, и не простакамъ какимъ-либо, а все „славетнымъ дукамъ и бога- тырямъ“: райцамъ, лавпикамъ и другнмъ урядникамъ ратуша кіев- скаго. И платили „славетные мѣщане н купци* кіевекіе хорошую арендную плату инокамъ выдубицкимъ: въ 1653 г. она равнялась

  1. злотыхъ польскихъ, сверхъ того арендаторъ обязался „на кождый рокъ на потребу монастырскую" отпускать „горелки до­брой 500 кварть справедливыхъ“, пять каменей воску, двѣ мажи соли и пакопецъ—даромъ перевозить братіш и челядь монастыр­скую. За то арендаторъ получалъ право брать со всякаго за пере­возъ пввѣстпую плату — деньгами или товаромъ, кромѣ того ему дозволено было вы биране соли отъ коломыйцовъ и цриходъ отъ глины гончарской на Зверинцу". Завидно стало инокамъ печер- скимъ, что выдублянс имѣютъ богатый доходъ съ перевозу, и вотъ они въ 1656 г. затѣяли съ ними процессъ о незаконномъ якобы присвоеиіи печерскихъ моііастырскихъ земель па устьѣ р. Лыбеди и права содержать перевозъ на Днѣпрѣ. Для разслѣдованія этого дѣла гетманъ Б. Хмелънпцкій наяначилъ комиссію изъ генераль- наго войскового судьи Антона Ждановича и пана Ѳедора Выгов- скаго. Печерскій архимандритъ Иинокентій Гизель, въ подтвержде- ніе своихъ претензій, сослался лишь на свидѣтельство мѣстныхъ старожиловъ, ноказавшпхъ, будто въ старину лыбедскій перевозъ цринадлежалъ печерскому монастырю; относительно-же докумен- тальныхъ доказательствъ онъ заявилъ, что такіе документы были, да погибли: одпи сгорѣли въ 1649 г. въ „вежѣ васильковской“, другіе еще раньше панъ Про коп ъ Верещака съ собою на Волынь завезъ. За то противная сторона, Старулшчт. и его братія, кромѣ такпхъ-же свидѣтельствъ старихъ людей, представила еще цѣлый рядъ письменныхъ доказательствъ въ пользу того, что лыбедскій перевозъ издавна прннадлежалъ выдубицкому монастырю, и прежде всего сослались на вышеприведенное лѣтониспое свидѣхельство о перевозѣ Василька Ростиславовича, „беручи“ этотъ „доводъ ІГе- сторомъ, кройпикаромъ або лятописцомъ печарскимъ, киевскимъ, за фундамкнтъ справы своея“. Въ коіщѣ концовъ войсковый судъ, въ виду непреложности этихъ архаическихъ свидѣтельствъ, склонился на сторону выдубицкихъ иноковъ и рѣшилъ дѣло въ ихъ пользу. Съ тѣхъ поръ лыбедско-днѣпровскій перевозъ, съ прилегавшими къ нему землями и угодьями, падолго оставался во владѣніи выдубиц­каго монастыря и каждый годъ обогаіцалъ его казну громадными доходами, на зависть братіи еосѣдней печорской обители.

Всякій годъ доставлялъ выдубицкимъ перевозчикамъ не мало работы, но послѣдняя четверть ХѴП столѣтія дала имъ особенно много дѣла. То была для Малороссіи своего рода эпоха великаго нереселенія народовъ. Въ печальную пору ,,руинывъ гетмаігство Дор ошейка и послѣ него, населеніе правобережной Украины, ра­зоряемое и истребляемое со стороны разгулинавшихъ по краю ту- рецкихъ полчшцъ, татарскихъ ордъ и польскихъ жолперовъ, вы­нуждено было бросать землю своихъ отцевъ п искать убѣжшца въ лѣвобережиой Малороссіи; кто не рѣпіался на это добровольно, тѣхъ силой сгоняли козагси гетмана Самойловича, для котораго эта насильственная колон изація подвластна го ему края была весьма па руку, потому что она лучше всего мосла содѣйствовать его со- ціалшо-политическимъ видамъ—образования въ Малороссіи класса крупныхъ землевладѣльцевъ и подчинения имъ массы посполитаго народонаселения. Сотнями тысячъ перешли эти несчастные пересе­лении на лѣвый берегъ Днѣпра и, конечно, немалая часть ихъ нрослѣдовала черезъ Кіевъ и была перевезена монастырскими па­ромами. Но съ 1680-хъ годовъ начинается обратное движеніе. Около того времени правобережная Малороссия была очищепа отъ иаше- ствія иноплемеиниковъ, а тогдашній польскій король Ялгь Собѣскій, задумавшій грандіозмый плаиъ войны съ турками для освобождснія осажденной ими Вѣіш, нуждался въ военпыхъ людяхъ и нредпри- нялъ проэктъ возстановленія въ Украйнѣ козачестоа. Въ этихъ видахъ онъ хотѣлъ прежде всего вызвать въ опустѣлин край на- родонаселепіе и въ 1684 г. издалъ ушіверсалъ, которымъ уступила козакаыъ для поселенія земли между Тясминомъ, Тыкичемъ и гра­ницами кіевскаго Полѣсья. Мѣра Собѣскаго имѣла громадный ус- пѣхъ. Въ короткое время въ кіевской Украйнѣ одно за другимъ возникли села и мѣстечкн, образовались козацкіе сотни и даже полки, а во главѣ ихъ появились такіе талантливые вожди, какъ знаменитый Ссменъ ІІалій, нолковникъ бѣлоцерковскій, Самусь— богуславскій, Захарій Искра—корсунскій и др. Между тѣмъ въ лѣвобережной Малороссін, вслѣдствіе искусственно созданной гу­стоты паселенія, народу приходилось иопеволѣ вступать вх обяза­тельный отношенія къ помѣщикамъ-землевладѣльцамъ и вообще жи­лось плохо. Можно представить, поэтому, съ какою охотою онъ бросился къ возвращенію на свои старыя пепелища, гдѣ йаводи*

лись старые козацкіе порядки, гдѣ не было (по крайней мѣрѣ на. первое время) помѣщиковъ и гдѣ дѣйствовалъ и всѣмъ управлялъ его любимецъ—ІІалій. Но такая змиграція въ копецъ разрушала планы гетмана Мазепы, еще болѣе яраго поборника піляхетско- крѣ л о с т н іпіе с ких ъ норядковъ, чѣмъ былъ его предпіествеппикъ, ц потому онъ задумалъ силой удержать на своихъ мѣстахъ бѣжавшее паселеше. Въ этихъ вндахъ онъ разставилъ нотги вдоль всего днѣ- провскаго берега охочіе коз&цкіе полки н строго приказалъ имъ не пропускать бѣглецовь за границу. Но трудно было сиравиться ему съ массовым'* движепіемъ взволнованная моря народпаго: бѣ- глецы или уходили черезъ южиую, степную траншу Малороссін, или силою прорывались сквозь расставленную береговую цѣиь страж- никовъ, или прибѣгали къ мѣрамъ обмана и хитрости, ііъ родѣ тѣхъ, о которыхъ говорится въ приводимомъ ниже документѣ. Главиое внимапіе гетмана естественно было обращено на существо­вавши въ то время серенравы черезъ Днѣпръ. Но лица, содержав- шія эти переправы, болѣе склонны были заботиться о пріумноже- ліи собетвенныхъ выгодъ и доходовъ отъ перевозов*, чѣмъ о госу- дарственныхъ интересахъ, и потому неохотно подчинялись гетман- скимъ универсаламъ, запрещавпшмъ перевозить переселенцем.. Осо­бенно слабо исполнялись эти запрегценія въ Кіевѣ, куда, вѣроятно, направлялась главная струя переселенческаго движепія. Оба здѣіи- піе перевоза, городской и монастырскій, конкуррируя одинъ съ другимъ, депь и ночь перевозили „прочанъ1’ и клали въ карманы хорочііе барыши. Этимъ и было вызвано въ 1702 г. лижеслѣдую- щее письмо гетмана Мазепы къ тогдашнему игумену выдубицкаго монастыря Варлааму Страховскому.

Преиелебный въ Богу мосцѣ отче ігумеие мовастира кіево* іііодубицкого, мой ьелце ласігонііі господине, отче и пріятелЕо!

По ареможному его царского пресвѣтлого величества указу, не поедногсроть чрезь монаршіи грамоти выразне до насъ писа­ному, яііы нихто з тутешыихъ малоросеійскихъ жителей з сее стороны Днѣпра, з Богомъ хранимой его великого государи дер­жавы, па тамтуЕО сторону и заграничній край на жите не Оылъ аропуіцанъ, не разъ уже по всѣхъ рей менту наш о го полкахъ, а особяо по надбережнихъ днѣпровыхъ городахъ (яко и в самій Кіевъ), срокгіи и еуровіи посидалисмо унѣверсали, пилно и грозно дрпкаауючи, аби на неревозахъ и перепрааахъ на сегобочныхъ людей, в прочку заграницу утекомъ идучихъ, пилаая была сто­рожа ы жадного чоловйва на тамтуго сторону Днѣпра жадными мѣрами не нрішущано, але жебы кождого такого утѣкача гамо- ваво п назадъ завертано. А теперь допесдосл намъ нѣдати, же въ Кіевѣ на перевозахь мѣскихъ и монастирскихъ, на Диѣпрѣ будучихъ, прочане перевоз ятсіі н безъ жадного удержаня а сеет» стороны на тамтую сторону Днішра переездить ы тапъ загра- виціо на жите перебираются. Що ико дѣется иротипко премож- ного монарх» натого указу и противно захованюся благопотреб- поіі отчизнѣ пашоп народа полности, кгдижъ чрезъ таковый про- чапомъ волнііі переездъ малороссійского народу умаленіе чинит­ся и в городахъ н селахъзначное жителей показуетсн оскудѣніе, такъ чері’3 сеіі листъ нашъ пнлно вашу превелебность упомн- наемъ, а тимъ-же моиарпліиъ указомъ и горливостю о цѣлостн и добру посполптоыь обовязуемъ, абысь ваша превелебвоеть на перевозахъ своихъ мопастирскихъ сурово приказалъ тымъ, ко- торіи ихъ дозырають, жебы сегобочпш люде, в прочку на там­тую сторону Диѣпра уходячіи, жадиимъ способомъ черезъ Диѣпръ не были іірооуіцаиы, але овшемт. задержу паны и назадь заворо- чуваны. А того аплио нехай постере га ютъ и доглядуются, жебы в ыажахъ и возах ь іюдъ шкурами жонъ и дѣтей своихь нмѣсто товаровъ якихъ не вывозили и на перевозахъ такимъ способомъ тыя утѣкачѣ утбчки сиоеи не утаили, бо такъ они людей ошу- кявати звыкли, Абы теды на перевозахъ вашое превелебности монастырскихъ о црочанахъ неоплошная была инлності. и осто- долашость, жебы жадниыи мѣрами черезъ Двѣиръ не мѣли пе­реезду, и повторе вашое превелебности пилное о тое жадаемъ и упомияаеы'ц кгдыжъ еслибы на которого з
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Этноітлфическія и историко-литературныя iconИсторико-литературныя, этнографическія и историческія
На территоріи нынѣшняго Елисаветграда греки начали се­литься одновременно съ ноявленіемъ крѣпости св. Елисаветы; слухи

Этноітлфическія и историко-литературныя iconИсторико-литературныя, этнографическія и историчесшя
Не чумаковавшіе крестьяне съ сло- вомъ чумачество соединяютъ нынѣ представленіе о прошедшемъ безвозвратно золотомъ вѣкѣ рыбной торговли,...

Этноітлфическія и историко-литературныя iconИсторико-литературныя, этнографическія и историческія
Съ этимъ замѣчательнымъ этюдомъ мы надѣемся позна­комить читателей «Кіевской Старины». Двѣ-три статьи меныпаго значенія, трактующія...

Этноітлфическія и историко-литературныя iconМетодические рекомендации для работников историко-культурных заповедников...
Подхода должностными лицами Республиканского комитета Автономной Республики Крым по охране культурного наследия, администраций историко-культурных...

Этноітлфическія и историко-литературныя icon«Проблемы противодействия преступности: историко-правовой аспект»
Сообщаем Вам, что традиционная XVІІІ международная историко-правовая конференция состоится 6-10 сентября 2007 г в г. Симферополе...

Этноітлфическія и историко-литературныя iconПоложение о конкурсе историко-стендового моделизма «микро мир»
Популяризация историко-стендового моделизма, как вида технического творчества и досуга

Этноітлфическія и историко-литературныя iconПоложение о конкурсе историко-стендового моделизма «микро мир» Днепропетровск, 09-10. 04. 2011
Популяризация историко-стендового моделизма, как вида технического творчества и досуга

Этноітлфическія и историко-литературныя iconМ. А. Шенкао Основы философской
В монографии исследуются формы проявления смерти как феномена ментальности. Историко-культурный, этно-рели-гиозный и историко-философские...

Этноітлфическія и историко-литературныя iconКосмос как философская и физико-математическая про блема 1
Целью настоящей статьи является исследование особенностей взаимовлияния философского и физико-математического знания в процессе изучения...

Этноітлфическія и историко-литературныя iconХерсонесский историко-археологический заповедник
Историко-археологический заповедник Херсонес Таврический известен не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. В 1996 г...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<