Скачать 3.87 Mb.
|
Административное право - одна из ведущих отраслей права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти. Понятие административного права употребляется в трёх смыслах: как отрасль, наука, учебная дисциплина.Наука административного права - это совокупность взглядов, суждений, представлений о действующем административном праве с его институтами.Отрасль административного права - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере управления. ^ - систематическое изложение материала, в соответствии с учебным планом. Существует много отраслей права, они различаются по предмету и методу правового регулирования. Административное право регулирует самый широкий круг общественных отношений. Административным правом регулируются управленческие отношения, трудовые, земельные, финансовые, гражданские и др. Ранее регулировались и уголовные отношения, до момента принятия нового уголовного кодекса. Классификация административных отношений: В зависимости от субъектов административных отношений: 1. Отношения между вышестоящими и нижестоящими органами 2. Различными органами неподчинёнными друг другу. 3. Отношения между государственными и негосударственными органами. 4. Органами государственного управления и гражданами В зависимости от характера отношений: 1. Отношения связанные с непосредственным управлением. 2. Отношения не связанные с непосредственным управлением. По областям деятельности: 1. В сфере управления народным хозяйством. 2. В сфере социально-культурного строительства. 3. В сфере административно-политического строительства. Предмет административного права - это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти. Поскольку они неразрывно связаны с государственно-управленческой деятельностью их обычно характеризуют в качестве управленческих отношений. В этих отношениях: (структура) 1. опосредуются связи между управляющими (субъект управления) и управляемыми (объект управления), в основе которых целенаправленное и упорядочивающее воздействие на поведение людей и их объединений; 2. находят свое непосредственное выражение публично-правовые интересы и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи; 3. реализуется государственная политика соблюдения и защиты прав и свобод граждан, их объединений, а также регулирования в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни государства и общества; 4. получает наглядное выражение одна из ветвей государственной власти, а именно механизм реализации исполнительной власти. ^ - это совокупность способов и средств воздействия на волю и поведение участников общественных отношений: 1. распоряжение (повеление) - возложение на участников общественных отношений юридической обязанности действовать в полном соответствии с требованиями правовой нормы (метод прямого распорядительства-предписания); 2. запрет - предписание иного юридического содержания, смысл которого состоит в том, что норма права возлагает на их адресатов прямую юридическую обязанность воздержаться от совершения определенных юридически значимых действий в условиях, предусмотренных данной нормой; 3. дозволение - разрешение совершать те или иные юридически значимые действие в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержание от их осуществления по своему усмотрению. Большая часть норм административного права носит повелительный (императивный) характер. Нормы в виде распоряжений выражают государственную волю, побуждают и принуждают участников управленческих отношений к определенному виду действий или формам правомерного поведения. Предписание, исходящее от органа исполнительной власти и выражающее его односторонне-властное волеизъявление, обязательно для других участников общественных отношений, регулируемых административным правом. Система административного права делится на Общую и Особенную части. Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а Особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных отраслей и сфер деятельности исполнительной власти. ^ • устанавливающие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права) и негосударственных организаций; • регулирующие организацию и деятельность исполнительной власти (аппарата государственного управления), в том числе государственно-служебные отношения; • обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти; • регламентирующие административное принуждение и административную ответственность. ^ • организационно-хозяйственную деятельность; • социально-культурную деятельность; Административное право регулятивное действие осуществляет путем реализации следующих функций: а) правоисполнительной; б) правоустановительной; в) правоохранительной; г) организационной; д) координационной. Свою служебную роль, выражающуюся в его функциях, административное право выполняет, руководствуясь принципами, положенными в основу практической реализации исполнительной власти. В их числе приоритетность интересов личности, разделение властей, законность, федерализм, ответственность. ^ • создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти; • обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связанно с функционированием исполнительной власти; • защита граждан и общества от административного произвола.
Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность, составляют принципы административного права, которые: • определяют юридическую природу административного права; •закрепляются в административно-правовых нормах; • являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного права; • выступают средством ликвидации пробелов в административном праве; • обусловлены уровнем развития общества и государства. К принципам административного права относятся следующие. 1. ^ Он находит свое проявление в сфере правотворчества и правореализации. В правотворческой деятельности он проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права. В правореализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного контроля. 2. ^ Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ. 3. ^ Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности. 4. ^ Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения .5. ^ Заключается в юридическом признании приоритета общeственных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений. 6. ^ Требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями 7. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Можно назвать два способа закрепления принципов административного права в законодательстве: текстуальный, который закреплен в конкретной статье нормативного правового акта, и смысловой – вычленяется из анализа содержания нормативного правового акта. ^ подзаконное нормотворчество. Правоисполнительная, Правоохранительная, организационная, координационная. Функции классифицируются на общие (кадровое обеспечение, информация, прогнозировании, планирование, организаторская работа, согласование, направление, руководство, координация, учёт, контроль, надзор) и специальные. Система административного права – это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные институты. Система административного права как отрасли права : Общая часть, предмет, формы и методы, субъекты административного права, ответственность по административному праву, административный процесс, Особенная часть, экономическая сфера, социально-культурная сфера, административно-политическая сфера.
Административное право не только представляет собой одну из ведущих отраслей российского права, но также является одной из центральных отраслей российской правовой науки. Административное право как наука - это система взглядов, представлений, теорий, концепций и позиций по вопросам возникновения, реализации, развития административного права как отрасли права и составляющих ее предмет общественных отношений. Основной задачей административно-правовой науки является выявление проблем и сложностей в функционировании отрасли права, а также разработка оптимальных вариантов решения данных проблем и вопросов. Результаты научных исследований используются также при толковании норм административного права, а также в ходе правотворческой работы в части использования универсальной правовой терминологии, способствующей единообразному применению норм административного права. Наука административного права находится на стыке юридических наук и особой науки об управлении являющейся частью блока общественных гуманитарных наук, имеющих своим предметом закономерности развития различных общественных институтов и явлений. Кроме того, в инструментарии административно-правовой науки используются результаты и методы научных разработок таких наук, как социология, политология, психология управления, менеджмент, модернизация управления и т.д. Общетеоретические правовые науки, такие как теория государства и права, история государства и права, история правовых учений, являются источником для формирования базовой терминологии науки административного права, а также составляют основу ее методологии, обусловливая осуществление основных теоретических обобщений о природе и признаках регулируемых отраслью права отношений, структуре норм административного права, в целом - системе отрасли и ее источников. Отраслевые юридические науки, имеющие самостоятельное научное значение (гражданское, конституционное, уголовное, трудовое право) снабжают административное право разработанной в рамках указанных научных дисциплин терминологией, а также позволяют использовать в целях исследования отдeльные общеправовые конструкции, как, например, конструкцию юридической ответственности, в административном праве построенную на принципах, выработанных наукой уголовного права, или конструкцию правосубъектности, заимствованную из гражданского права. В отношении многих юридических наук административное право выступает в качестве донора теоретических представлений и концепций, предоставляя возможность поставить на самостоятельную теоретическую основу многие новые, комплексные отрасли российской юридической науки (финансовое право, земельное право, экологическое, таможенное и т.п.). Наука об управлении сходна с административным правом по объекту изучения. И та, и другая науки сосредоточены на протекающих в обществе процессах публичного (в частности, государственного) управления. Однако если административное право имеет с e2оим предметом общие закономерности развития и реализации совокупности норм отрасли административного права, регулирующей специфические общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления и в связи с ним, то наука об управлении сосредоточена на изучении _f2аких вопросов, как история развития управленческих отношений, значение и роль управления в современном обществе и государстве, формы и методы управления, формирование задач и целей управления, сущность управленческих отношений, их модернизация и реформирование в сфере управления. Таким образом, административное право, используя арсенал науки об управлении и опираясь на разработки общих и частных юридических наук, занимается изучением таких вопросов как: история возникновения и развития административного права как отрасли права и его отдельных норм и институтов; особенности предмета и метода правового регулирования отрасли; сущность и признаки общественных отношений, составляющих предмет отрасли административного права; понятие и признаки субъектов административного права; структура и признаки источников административно-правовых норм; система отрасли, специфика ее норм и институтов (подотраслей);проблемы правовых форм и методов государственного управления; соотношение государственного управления с другими явлениями действующего права; особенности обеспечения законности в государственном управлении; особенности процессуального оформления управленческих отношений; зарубежный опыт в области административного права; проблемы и перспективы развития отрасли; особенности правового регулирования в различных сферах государственно-управленческих отношений (экономика, природоохрана, социальная сфера, юстиция, внутренние дела, международные отношения, оборона, государственная безопасность) и т.д. Структура науки административного права тесно связана со структурой отрасли, в связи с чем наука также подразделяется на общую и особенную части. Первая из них составляет совокупность представлений, теорий и концепций об институтах, общих для всей отрасли административного права, а также о самой отрасли, ее предмете и методе. Естественно, что практически в любом научном исследовании или учебном пособии по общей части административного права мы можем обнаружить высказывания автора (или их группы) по таким вопросам, как понятие, предмет, метод, система, источники, субъекты отрасли и т.п. При этом указанные высказывания далеко не всегда будут соответствовать классическим представлениям, преобладающим в административно-правовой науке. Это вполне объяснимо, поскольку плюрализм мнений является в некотором роде условием поступательного развития научной мысли. Особенная часть административного права зачастую остается в тени исследования. Это происходит в основном потому, что материал для исследования в этой части административного права практически необъятен и чрезвычайно сложен для научного анализа в силу своей неоднородности. Тем не менее, особенная часть административного права на сегодняшний день представляет собой сформированную совокупность теоретических выводов и подходов к нормам административного права, предназначенным для регулирования различных аспектов государственно-управленческой деятельности в различных областях социально-экономической и административно-политической сфер жизнедеятельности общества. Методология науки административного права отличается традиционностью. К числу ее методов относятся такие общие и специально-юридические методы познания, как исторический, формально-логический, социологический, статистический, сравнительного правоведения и некоторые другие. Современное российское административное право вновь приобрело возможность обращаться к опыту зарубежной науки административного права. В ходе исследований учитываются и исторические закономерности развития отрасли административного права, отдельных ее институтов и подотраслей. Кроме того, исследователи в области административного права непрерывно обращаются к опыту практического администрирования, делая свои научные выводы на базе реальных социологических исследований. Наука административного права служит обширной базой для формирования учебного курса административного права, преподаваемого в высших учебных заведениях юридического образования. Предмет учебного курса составляет изучение тех обобщений науки административного права об одноименной отрасли, которые приобрели более или менее общепризнанный характер, а также основных концепций и тенденций развития административно-правовой науки |
![]() | Понятие гражданского права как комплексной отрасли российского права: предмет, метод, принципы. Гражданские правоотношения: понятие... | ![]() | А от него зависят иные признаки отрасли права: метод регулирования, система отрасли и др. Не случайно большинство отраслей права... |
![]() | Между отраслями российского права существуют серьезные различия. Важнейшие из них — предмет регулирования; метод регулирования; принципы... | ![]() | Формы взаимодействия общества с природной средой и развитие экологической мысли. Экологические функции государства и права. Понятие... |
![]() | Есть отрасль в российской системе права, которая может быть названа «родным домом» или даже родовым родительским «очагом» частного... | ![]() | |
![]() | Гражданское право как самостоятельная отрасль права. Предмет, метод, функции и источники гражданского права. Система гражданского... | ![]() | |
![]() | Между отраслями российского права существуют серьезные различия. Важнейшие из них — предмет регулирования; метод регулирования; принципы... | ![]() | Понятие административного правонарушения и состав административного проступка |