Вища освіта перед викликами ХХІ століття




НазваниеВища освіта перед викликами ХХІ століття
Дата публикации18.06.2013
Размер47.2 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы
Вища освіта перед викликами ХХІ століття

Без современной системы образования, любое государство обретено на отставание как третьесортный социальный организм. Если это утверждение верно, то Украина не имеет будущего, так как не имеет современной системы высшего образования. Система образования страны аморфна, забюрократизирована и архаична.

Ещё десять лет назад, в марте 2000 года, Европейский Союз, учитывая, что глобализация вынесла на передний план вопросы технологий и коммуникаций, сформировал свою новую, стратегическую цель: стать наиболее конкурентоспособной в динамичной экономикой в мире, основанной на знании. Вопрос о роли и месте науки и образования неоднократно ставился на многих глобальных, региональных и национальных форумах.

Но если раньше он рассматривался главным образом сам по себе, как одно из направлений развития, то теперь формирование общества знания видится как путь к миру, стабильности и социальному благополучию. Организация Объединенных Наций провозглашает, что получение знаний становится сегодня главным источником накопления богатства в обществе. При условии, что соблюдаются два главных принципа: «образование для всех» и «образование на всю жизнь».

Однако дорога к обществу знаний оказывается весьма тернистой даже для высокоразвитых европейских стран, что уж тут говорить об Украине?
Университеты умирают

Странный вопрос вынесен в подзаголовок, не правда ли? Несколько лет назад книга канадского профессора Билла Ридингса «Университет в руинах» вызвала колоссальную полемику во всем мире. В своем аналитическом исследовании он убедительно продемонстрировал, что классический университет в XXI веке никому не нужен, потому что он готовит медленно и готовит не тех специалистов, которые востребованы обществом знаний и современной цивилизацией.

С сожалением приходится признать, что в Украине тема университета на протяжении его двухсотлетней истории фактически никогда не поднималась и не обсуждалась с той остротой и на том уровне, который мы видим в других странах с развитой университетской культурой. Возможно, все дело в возобладавшей в XIX столетии ориентации на французскую, «наполеоновскую», модель университета, всецело подчиненного прагматическим интересам государства. Печать покорной управляемости лежит на украинском университете. Отсутствие какой бы то ни было «идеи университета» привело в последние годы также и к тому, что само это слово потеряло всякую ценность, затерлось в названиях вдруг непомерно размножившихся образовательных учреждений.

По словам В. Бакирова, знание должно конвертироваться в новые технологии и "вызывать к жизни новые производства и материалы, что позволяет воцариться технологическому укладу, который базируется на биотехнологиях и нанотехнологиях. А наши мощные университеты развивают не это знание, а готовят гуманитариев. Но ведь не от хорошей жизни Харьковский аэрокосмический университет начал готовить журналистов и юристов, он просто не выживет за счет подготовки только инженеров.

И пока наше традиционное образование ориентировано на деятельность просвещенческую и культурологическую, возникла потребность в новой прагматике высшего образования — утилитарной. Рынки труда требуют специалистов для качественно меняющихся рабочих мест. Вузы мира переходят на подготовку тех, кто способен ориентироваться в нестандартных, ситуациях и беспрерывно учиться. Сегодня образовательный рынок требует краткосрочных обучающих программ и очень гибкого реагирования на локальные и глобальные ситуации. И, естественно, возникают новые провайдеры образовательных услуг: корпоративные, виртуальные, франчайзинговые, которые быстрее отвечают запросам общества.

— Я думаю, что в Украине скоро появятся корпоративные учебные заведения, которые будут функционировать на базе фирм и холдингов, и эти вузы будут ближе к производству и реальной практике, — заметил Виль Бакиров.

Даешь всеобщее высшее образование!

Поколение постарше помнит, как гордился Советский Союз переходом ко всеобщему среднему образованию. В 70-е годы минувшего столетия это казалось партийным руководителям страны определенным достижением. Но уже полвека назад — в 1960 году, во всем мире было около 13 миллионов студентов, а сегодня их уже около 100 миллионов. Цивилизованный мир движется в сторону всеобщего высшего образования.

— Это колоссальная проблема, — считает член-корреспондент НАНУ, профессор Виль Бакиров. — Ведь талантливых, по-настоящему одаренных студентов единицы и, когда высшее образование было, если не элитарным, тои и не массовым, уровень образования был адекватен их способностям, амбициям и притязаниям. А в условиях конвейерного производства специалистов талантливые студенты растворяются в общей массе и их не устраивает тот объем знаний, который предоставляется всем. А именно таланты делают прогресс. Десять плохих инженеров не заменят одного хорошего, а мы идем к ситуации, когда будем выпускать десять плохих и ни одного хорошего.

Следует обратить внимание и на такую проблему как коммерциализация высшего образования. Если раньше университет был храмом науки, башней из Слоновой кости, в которой ученые сами определяли, что и как им исследовать, и получали необходимое финансирование со стороны государства, то сейчас государство перестает финансировать высшую школу. И не только в Украине, но и во всем мире.

В США 30 % объема финансирования работы ВУЗа составляют средства из госбюджета, а остальная часть – собственные средства. Это превращает университет в экономическую корпорацию. Есть и в Украине такие вузы, яркий пример – университет Михаила Поплавского (Киевский национальный университет культуры и искусств). Это бизнес-структура, которая идет своим путем и получает отличные результаты.

Я не говорю, что и мы должны пойти тем же путем, но эта практика уже распространяется на факультеты и кафедры. При этом профессора начинают оценивать по критерию – может ли он приносить университету доход. И это серьезно перестраивает внутренний контекст жизни и деятельности университета. И заставляет действовать по другим правилам игры, которых украинская высшая школа не знает.

В Харьковском национальном университете им. В.Н. Каразина решили открыть новую магистерскую программу и назвали её «Медиа-коммуникации». Это более широкая, чем журналистика, область медиа-жизни. Это все, что связано с медиа-бизнесом, медиа-критикой, общественными коммуникациями. В этой сфере могли бы найти себя люди с самым разным предыдущим образованием, но, как оказалось, «ни-з-зя! Закон запрещает. В магистратуру можно поступить только по тому направлению, по которому ты учился в предыдущие годы. Социолог не может поступить в магистратуру по политологии, биолог по химии — и наоборот. И в Министерстве ректору ничего не могут посоветовать.

Но почему университет должен подстраиваться под абсурдный закон? Новая редакция Закона о высшем образовании еще полтора-два года назад могла бы называться «прогрессивной», но жизнь так быстро развивается, выдвигая все новые требования, что и новый законопроект уже устарел и непонятно, где похоронен между парламентскими комитетами и Минобразования.

В свое время в Харькове был инициирован закон «О науке и научной деятельности». Именно в Харькове в свое время была также подготовлена Концепция научно-технологического и инновационного развития Украины.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вища освіта перед викликами ХХІ століття iconСумський державний університет Бібліотека. Інформаційно-бібліографічний відділ
Кузьмінський, А.І. Педагогіка вищої школи : навч посіб. / А.І. Кузьмінський. – 2-ге вид., стер. – К. Знання, 2011. – 486 с. + Гриф...

Вища освіта перед викликами ХХІ століття iconОсвіта за рубежем (Болонська декларація)
Андрущенко В. Академічна мобільність: проблема реалізації в Україні І в світі / В. Андрущенко, В. Молодиченко // Вища освіта України....

Вища освіта перед викликами ХХІ століття iconПрограма «Освіта Донеччини. 2007 2011роки» Донецьк програма «Освіта Донеччини. 2007 2011 роки»
Україні» (від 04. 07. 2005 р. №1013/2005), Концепція 12-річної середньої загальноосвітньої школи, Концепція Державної програми розвитку...

Вища освіта перед викликами ХХІ століття iconБондар О. В. Проблема шкільного підручника у періодичних фахових...
...

Вища освіта перед викликами ХХІ століття iconПайовик Б. Д., Матисякевич М., Матейко Р. М. Економічна історія України...
Пайовик Б. Д., Матисякевич М., Матейко Р. М. Економічна історія України І, світу: Підручник/ За ред. Б. Д. Лановика. — К.: Вікар,...

Вища освіта перед викликами ХХІ століття iconСправжні патріоти І провокатори
«Микола Кондратенко до того "доборовся" з жидами, що зняв свій підпис у справі ХХІ століття»

Вища освіта перед викликами ХХІ століття iconКиївський національний університет технологій та дизайну
Текстиль ХХІ століття: Бібліографічний покажчик (2008-2012) / Бібліотека. – К.: Кнутд, 2012. 40 с

Вища освіта перед викликами ХХІ століття iconДодаток №2 анкета-заявка учасника ІІІ міжнародної науково-практичної конференції
«Вища освіта України: європейський вимір» (28 квітня 8травня 2011 року ( Йорданія )

Вища освіта перед викликами ХХІ століття iconЕкологія
Основи екології : навч посіб. / Н. М. Заверуха, В. В. Серебряков, Ю. А. Скиба. 2-ге вид. К. Каравела, 2008. 301 с. (Вища освіта в...

Вища освіта перед викликами ХХІ століття iconМіністерство охорони здоров’я україни
Наказ моз україни від 25. 03. 2005 р., №119. напрямку підготовки 1101 “Медицина”, освітнього рівня “Повна вища освіта” кваліфікації...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<