Особов И. П. г. Луганск направления и критерии в диагностике креативности у студентов гуманитарных специальностей




Скачать 19.82 Kb.
НазваниеОсобов И. П. г. Луганск направления и критерии в диагностике креативности у студентов гуманитарных специальностей
Дата публикации26.06.2013
Размер19.82 Kb.
ТипЛитература
uchebilka.ru > Психология > Литература
Особов И.П.

г. Луганск
НАПРАВЛЕНИЯ И КРИТЕРИИ В ДИАГНОСТИКЕ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В числе приоритетных стратегий модернизации современного украинского образования остается направленность на формирование креативности студентов как определяющего условия гибкой адаптации к реалиям социума. В предлагаемых тезисах ставится цель рассмотреть направления и критерии в диагностике креативности у студентов гуманитарных специальностей.

Приступая к анализу, мы исходим из такого определения креативности: это «комплексное, сложноорганизованное личностное образование, которое включает в себя, наряду с дивергентными интеллектуальными функциями, целую плеяду собственно личностных качеств, способствующих проявлению и развитию этого свойства» [3, с 309].

На современном этапе развития психолого-педагогической науки в исследовании креативности у студентов гуманитарных специальностей выделяются три ярко выраженных направления изучения творческих способностей: общетеоретическое (методологическое), гносеологическое и эмпирическое, связанные с применением методологических принципов исследования.

Называют два основных метода оценки креативности: «Первый – психометрический, связанный с тестированием, психодиагностикой способностей и особенностей личности, с оценкой (количественной и качественной) творческой продуктивности человека, с подсчетом количества упоминаний в энциклопедиях и пр. Второй – субъективный, связанный с мнением экспертов, общества, коллег, с самооценкой» [2, с. 165].

Особое место в диагностики креативности занимает система критериев оценки творческого мышления. Существует разнообразие научных взглядов на данный аспект изучения креативности. Приведем основные (по Дж. Гилфорду): оригинальность (способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы); семантическая гибкость (способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования); образная адаптивная гибкость (способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования); семантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации) [1, с.104; 4].

Таким образом, при проведении диагностики креативности у студентов гуманитарных специальностей необходимо четко определить методические принципы исследования в направленности использования основных критериев творческих способностей.

Литература

  1. Дружинин В. Н. Психология творчества / В. Н. Дружинин // Психологический журнал. – 2005. – № 10. – С. 101 – 109.

  2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности // Е. П. Ильин. – Спб.: Питер, 2011. – 448 с.: ил. – (Серия «Мастер психологии»).

  3. Морозов А. В. Формирование креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования: дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08 / Морозов А. В. – М., 2004. – 445 с.

  4. Guilford J.P., Hoepfner R. The analysis of intelligence. N.Y., 1971

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особов И. П. г. Луганск направления и критерии в диагностике креативности у студентов гуманитарных специальностей iconТипологические особенности как фактор успешности обучения студентов гуманитарных специальностей
В статье рассматриваются ряд типологических особенностей нервной системы, которые влияют на успешность обучения студентов гуманитарных...

Особов И. П. г. Луганск направления и критерии в диагностике креативности у студентов гуманитарных специальностей iconМетодические указания к курсовому проектированию для студентов всех...
Методические указания к курсовому проектированию (для студентов всех специальностей направления «Инженерная механика»). Области применения...

Особов И. П. г. Луганск направления и критерии в диагностике креативности у студентов гуманитарных специальностей iconМетодические указания к курсовому проектированию для студентов всех...
Методические указания к курсовому проектированию (для студентов всех специальностей направления «Инженерная механика»). Области применения...

Особов И. П. г. Луганск направления и критерии в диагностике креативности у студентов гуманитарных специальностей iconОсобенности регуляции учебной активности у студентов гуманитарных и технических специальностей
Для оценки учебных мотивов были использованы психосемантические методы, что позволило установить коннотативное значение выявленных...

Особов И. П. г. Луганск направления и критерии в диагностике креативности у студентов гуманитарных специальностей iconМетодические указания к курсовому и дипломному проектированию (для...
Соединения с подшипниками качения. Точность, посадки, основы сборки. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию...

Особов И. П. г. Луганск направления и критерии в диагностике креативности у студентов гуманитарных специальностей iconМетодическое пособие к курсовому и дипломному проектированию для...
Выбор, обоснование и обозначение в чертежах допускаемых отклонений геометрических параметров

Особов И. П. г. Луганск направления и критерии в диагностике креативности у студентов гуманитарных специальностей iconУчебное пособие предназначено для студентов младших курсов горных...
Учебное пособие предназначено для студентов младших курсов горных и металлургических специальностей, изучающих дисциплины «Основы...

Особов И. П. г. Луганск направления и критерии в диагностике креативности у студентов гуманитарных специальностей iconДля студентов всех специальностей направления
Изложены принципы и методика проектирования предельных калибров для контроля гладких, шпоночных, шлицевых и резьбовых соединений

Особов И. П. г. Луганск направления и критерии в диагностике креативности у студентов гуманитарных специальностей iconКнига «Уши машут ослом. Современное социальное программирование»
Книга написана популярно и рассчитана на самый широкий круг читателей: политиков, бизнесменов, журна-листов, консультантов и специалистов...

Особов И. П. г. Луганск направления и критерии в диагностике креативности у студентов гуманитарных специальностей iconПодходы к изучению творческого воображения и креативности
Эмпирическое исследование, направленное на изучение креативности у подростков разного возраста 19

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<