Оценка эффективности методики Б. Уайнхолда для диагностики межличностной зависимости у мужчин




Скачать 174.8 Kb.
НазваниеОценка эффективности методики Б. Уайнхолда для диагностики межличностной зависимости у мужчин
Дата публикации09.07.2013
Размер174.8 Kb.
ТипСтатья
uchebilka.ru > Психология > Статья
А.С. Кочарян, Е.В. Фролова, И.В. Гуртовая

Харьковский национальный университет имени В.Н.Каразина

Оценка эффективности методики Б.Уайнхолда для диагностики

межличностной зависимости у мужчин
Статья посвящена проблеме психологической диагностике межличностной зависимости. В данной работе осуществлено психометрическое обоснование зарубежной методики Б.Уайнхолда для диагностики уровня зависимости в отечественной мужской субпопуляции. Приведены значения основных психометрических показателей опросника Б.Уайнхолда, уточнены нормативные показатели межличностной зависимости, дана содержательная характеристика уровней межличностной зависимости.

^ Ключевые слова: межличностная зависимость, психометрические показатели, нормативные показатели.
Введение. Проблема психологической диагностики зависимой личности имеет особое значение в психологии. Наличие психометрически обоснованных дифференциально-диагностических методик обеспечивает надежность и достоверность данных эмпирических исследований и формулируемых выводов. В настоящее время в Украине изучение первичной (межличностной) формы зависимости является достаточно мало разработанной проблемой, это касается как теоретических аспектов понимания причин и механизмов ее возникновения и развития, так и чисто прикладных, связанных с разработкой и оценкой психодиагностического инструментария, который используется в исследованиях.

^ Исходные предпосылки. В современных отечественных исследованиях, выполненных под руководством профессора А.С. Кочаряна [1, 2], осуществлена попытка психометрического обоснования зарубежной методики Б.Уайнхолда, применяемой для измерения уровня межличностной зависимости. Указанные работы содержат данные относительно валидности, надежности и т.п. приведенной методики, а также нормативные показатели для отечественной женской субпопуляции.

Это связано с тем, что, во-первых, зависимость традиционно рассматривалась как специфичное для женщин качество, во-вторых, именно женщины составляют основной контингент обращающихся за помощью в связи с проблемами межличностных отношений, и, в-третьих, с тем, что для мужчин проблема межличностной зависимости долго время была табуирована и попадала под другие рубрики (инфантилизм, пассивность и т.п.). Таким образом, мужская зависимость не была предметом специальных психологических исследований, что отражается, в том числе, и на отсутствии психометрически обоснованного психодиагностического инструментария, специфичного мужской выборке. Поэтому целью работы стала адаптация методики диагностики межличностной зависимости Б.Уайнхолда к мужской украинской выборке и создание психометрического паспорта методики, а именно: 1) определение основных психометрических показателей (валидности, надежности, дифференциальной силы утверждений) опросника Б. Уайнхолда; 2) установление нормативных показателей уровня межличностной опросника Б. Уайнхолда.

В исследовании принимала участие группа мужчин возрастом от 18 до 25 лет. Общий объём выборки составляет 134 человека.

Для проведения исследования были использованы следующие методы:

- опросник Б. Уайнхолда для диагностики межличностной зависимости, опросник основан на рефлексивной самооценке испытуемым своего поведения.

- метод экспертных оценок с использованием процедуры крайних групп. Данная методика состоит из 10 утверждений, которые являются характеристиками межличностной зависимости. Каждое из утверждений оценивают 5 экспертов. Экспертов выбирает сам исследуемый из своей рефферентной группы (в данном случае из своих одногруппников). Эксперты должны отметить наличие или отсутствие, по их мнению, каждого из качеств у испытуемого, оценив каждое качество по 4-бальной шкале Лайкертовского типа.

^ Результаты исследования. Используя метод экспертной оценки, общая выборка, которая состоит из 134 человек, была разделена на такие группы: зависимые (в количестве 52 чел.), независимые (52 чел.) и маргинальные (30 чел.). Такое разделение на группы осуществлялось на основании среднего арифметического балла всех оценок экспертов (0-1,96 баллов – выборка независимых испытуемых, от 2,14 и выше - выборка зависимых испытуемых, 1,96-2,14 балла - выборка маргинальных испытуемых). В группах зависимых и независимых испытуемых было составлено статистическое описание выборок. Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Статистическое описание выборок зависимых и независимых мужчин

Показатель

Зависимые

Независимые

среднее арифметическое

43,3

39,9

медиана

43

41

мода

45

42

дисперсия

48,8

27,9

стандартное отклонение

7,1

5,2

размах

37

23


Сравнение средних арифметических значений уровня зависимости обнаружило статистически достоверную разницу между образованными выборками: критерий Стьюдента составил t=2,83, р<0,01.

Для создания психометрического методики паспорта нами было произведено вычисление основных психометрических показателей, значения которых приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Психометрический паспорт опросника Б. Уайнхолда

Психометрические показатели

Значение

Уровень

значимости

Содержательная валидность

R=0,82

р<0,05

Критериальная валидность

τ=0,15

р<0,01

Внутритестовая надежность

τ=0,40

р<0,01

Дифференциальная сила утверждений

τ1-20=0,154-0,468

р<0,05-0,01


Содержательная валидность отражает соответствие заданий методики диагностической задаче, коэффициент содержательной валидности приведен по данным А.С. Кочаряна и Е.В. Фроловой [1]. Расчет критериальной валидности был произведен путем установления корреляции между сырыми данными, полученными по опроснику Б.Уайнхолда и методу экспертной оценки. Коэффициент внутритестовой надежности в данном случае отражает соответствие двух эквивалентных половин теста. Дифференциальная сила утверждений была вычислена как корреляция между баллом по каждому утверждению и общим количеством баллов по методике и отражает вклад каждого утверждения в итоговый результат.

Как следует из данных таблицы 2. все психометрические показатели находятся на высоком уровне значимости, что дает основание считать применение опросника Б. Уайнхолда обоснованным и соответствующим своему основному заданию – диагностике уровня межличностной зависимости.

Важным условием психометрического обоснования является нормализация методики, в результате чего устанавливаются нормативные показатели, в данном случае речь идет об уровнях выраженности межличностной зависимости. Опыт предыдущих работ [1, 2], направленных на решение аналогичной задачи, показывает, что процедуры нормализации с использованием стандартизированных показателей (станайны) оказываются неинформативными, поскольку оставляют область перекрытия показателей и не дают четкой границы распределения уровней межличностной зависимости.

Исходя из данных обстоятельств, необходимо использование более точных математических процедур проведения границы между уровнями зависимости личности для украинской выборки. Для этого нами была использована информационная мера j Кульбака [3]. Данный критерий позволяет установить пороговый диагностический коэффициент, в данном случае то количество набранных баллов, при котором можно диагностировать наличие зависимости.

На основании данных расчетов меры информативности признака было установлено два пороговых значения, характеризующие нашу исследовательскую выборку: 34 балла – j=0,23; 42 балла – j=0,19; при Σj=1,784. Таким образом, исходя из значений полученных j-коэффициентов, мы можем разбить всю выборку на три группы: 1) 20-34 баллов (13 человек), 2) 35-42 балла (66 человек), 3) 43 и более баллов (53 человека).

Однако для того, чтобы дать содержательную характеристику каждого полученного уровня межличностной зависимости, необходимо решить еще одну методологическую проблему, связанную с диапазоном распределения изучаемого признака. В первых работах [1, 2], посвященных психометрическому обоснованию методики Б.Уайнхолда, Фролова Е.В. предлагает биполярную шкалу зависимость/независимость и соответственно одно значение порогового j-коэффициента (45 и 47 сырых баллов для выборки взрослых женщин и девочек подростков соответственно). Такая концепция межличностной зависимости удобна для интерпретации данных психологической диагностики зависимости, но, вместе с тем, ограничивает возможный репертуар межличностной зависимости. Расширение поведенческого репертуара зависимой личности достигается рассмотрением трех ее возможных вариантов: конрзависимость-независимость-зависимость, такая схема анализа была применена в работах работе Жидко М.Е. [4].

Исходя из вышеизложенного, мы выдвинули гипотезу о соответствии трех полученных уровней межличностной зависимости (20-34 балла, 35-42 балла, 43 балла и выше) трем существующим вариантам ее реализации в поведении: конрзависимость-независимость-зависимость. Для более точного определить, принадлежности образованных групп к уровням зависимости, мы воспользовались дополнительными данными, полученными нами с помощью методики ранних воспоминаний и автобиографического метода.

С помощью метода анализа ранних воспоминаний (W.R.Rule) были выявлены значимые темы, присутствующие в ранних воспоминаниях исследуемых, результаты по данной методике сведены в таблице 3.

Анализ полученных результатов показывает некоторое сходство особенностей ранних воспоминаний у исследуемых первой и третьей групп.

Таблица 3

Особенности ранних воспоминаний в 3-х группах

Диагностические признаки

% в 1 группе

n=41

% во 2 группе

n=144

% в 3 группе

n=140

φ

1 - 2

φ

2 - 3

φ

1 - 3

Присутствующие в воспоминании люди

Мать

22

17

36




3,55**

1,72*

Один в воспоминании

44

25

37

2,27*




2,22*

Друзья, одноклассники

9

26

18

2,89**

1,89*

1,62*

Любимая игрушка

17

1

4

3,48**




2,65**

Активность/пассивность

Активен

77

66

63







1,70*

Пассивен

19

25

30







1,66*

Тип события

Достижения, победы

29

14

16

2,14*







Болезнь, травма

10

22

13

1,86*




1,95*

Знакомство с новыми людьми

12

26

13

2,06*




2,91**

Переезд

2

10

3

1,94*




2,67**

Получение внимания

5

6

12

1,51




1,70*

Локус контроля

Внутренний

15

42

22

3,53*




3,62**

Эмоциональный тон воспоминания

Положительные эмоции

24

11

10

2,22*




2,40**

Чувство стыда

6

1

1

2,22*




2,10*

Фиксация на психосексуальных стадиях развития

Оральная стадия

29

35

45




1,65*

1,64*

Анальная стадия

35

28

20







1,78*

Примечание: n - количество воспоминаний, φ – критерий углового преобразования Фишера, уровень значимости * - р<0,05, ** - р<0,01.
Эти общие черты касаются таких диагностических признаков, как персонажи ранних воспоминаний: в обеих группах значимой фигурой в инфантильном опыте является мать, что свидетельствует о значимости материнской фигуры и возможно, зависимости от матери, так как все исследуемые – мужчины (для девочек доминирование фигуры матери рассматривается как нормативный показатель, потому что мать принимает большее участие в воспитании девочки [5, 6, 7]). Также на одинаково значимом уровне свойственны воспоминания, где автор присутствует один, подобные воспоминания трактуются [8] как показатели инфантильной травматизации, связанной с чувством покинутости, брошенности, болезненным переживанием одиночества и ощущение собственной ненужности. Вместе с тем, исследуемых первой группы характеризуют воспоминания, связанные с любимой игрушкой, что говорит об инфантильности данных испытуемых и об интровертированной направленности личности исследуемых, то есть усиление травмы покинутости происходит путем ухода в себя, центрированности на своем внутреннем мире. Респонденты третьей выборки обнаруживают значимо большее количество воспоминаний, связанных с друзьями, сверстниками, одноклассниками, данный показатель может быть проинтерпретирован как значимость межличностного общения, контактность.

По характеру фиксаций на психосексуальных стадиях у мужчин первой группы можно предположить наличие анальной фиксации – в ранних воспоминаниях это отражено в большом количестве фабул, связанных со склонностью к бунтарству, дракам, неподчинению. В сочетании с увеличенным процентом воспоминаний с чувством стыда это подкрепляет данное предположение, так как стыд – одно из важнейших чувств этой стадии. Важной особенностью воспоминаний этой группы является активность занимаемой автором позиции в воспоминаниях и события ранних воспоминаний о достижениях и победах, что может быть рассмотрено как стремление доказать свое первенство и активность жизненной позиции.

Анализ результатов, полученных во второй группе, дает возможность предположить о том, что важное место для респондентов занимает общение с одногодками. Это может говорить об экстравертивной направленности личности. По типу событий для них характерны воспоминаний о болезнях или травмах и событиях, связанных с чем-то новым: знакомство с новыми людьми, переезд на новую квартиру, поездки в другой город или на отдых. Данные особенности нами рассматриваются как большая реалистичность воспоминаний (и плохие и хорошие, нет вытеснения) и открытость к новому опыту, отсутствие страха перемен, подтверждением этого может служить также преобладание внутреннего локуса контроля в темах ранних воспоминаний. У респондентов второй группы не выявлено выраженной фиксации ни на одной из психосексуальных стадий развития.

^ Третью группу респондентов характеризует наличие фиксации на оральной стадии – для них характерна проблематика, связанная с базовым доверием к миру и удовлетворением собственных желаний, потребностей. Это также подтверждается высокой степенью пассивности в собственных ранних воспоминаниях и событиями, связанными с получением внимания, то есть, можно предполагать наличие инфантильности, зависимости от окружающих, бездеятельности, ожиданию, что за них всё сделают, примут решение, посоветуют.

Уточнение полученных данных с помощью автобиографического метода позволило выявить особенности поведения исследуемых во взрослой жизни, особенности их межличностных отношений и поведение в психотерапевтической ситуации. Мужчины первой группы характеризуются дистанцированными формами межличностных отношений, уклонением от принятия ответственности. При проработке травматических переживаний для них свойственен уход от травмы, избегание негативных переживаний, забывание или вытеснение важной информации. Мужчин второй группы отличает проблемноориетированное поведение, готовность к психотерапевтическому контакту, обсуждению проблемных ситуаций. В целом, построение межличностных отношений опирается на большую реалистичность, практичность, зрелость, и сами регуляторы отношений также являются более эмоционально зрелыми по сравнению с исследуемыми двух других групп. Третья группа исследуемых также обнаруживает вхождение в психотерапевтический контакт, однако особенность такого контакта может быть описана в терминах «слипания», «слияния», разрушения границ личности. В межличностных отношениях для тих мужчин характерно стремление к сверблизости, сверхинтимности, отсутствию внутреннего мира или его разделению с партнером.

Таким образом, по комплексу диагностических показателей мы можем дать содержательную характеристику уровней межличностной зависимости, полученными нами в результате нормализации опросника Б. Уайнхолда.

Первая и третья группы исследуемых (соответствующие интервалам сырых баллов 20-34 и 43 и выше) имеют в раннем опыте травматизацию на доэдипальных стадиях развития. При наличии общих черт зависимости, первую группу характеризует избегательное поведение, дистанцированность в отношениях, стремление к соперничеству, что позволяют квалифицировать данную группу исследуемых как контрзависимых, а диапазон баллов 20-34 – как диагностический уровень контрзависимости. Выявленные особенности мужчин третьей группы: оральная фиксация, пассивность, нарушение личностных границ в виде слияния с партнером в совокупности свидетельствуют о высокой зависимости этих мужчин, и соответственно диапазон баллов от 43 и выше является диагностическим уровнем зависимости. Мужчин второй группы представляют собой некоторую условную «норму», что позволяет нам квалифицировать данную группу как мужчин с низкой степенью межличностной зависимости, а диапазон баллов 35-42 – как диагностический уровень независимости.

Выводы

1. В работе психометрически обосновано применение мужского варианта опросника Б.Уайнхолда для измерения уровня межличностной зависимости. Создан психометрический паспорт мужского варианта опросника Б.Уайнхолда, показано, что основные психометрические показатель (критериальная и содержательная валидность, надежность, дифференциальная сила утверждений) находятся на высоком уровне значимости, что свидетельствует об обоснованности и корректности применения опросника Б. Уайнхолда и его соответствии своему основному заданию – диагностике уровня межличностной зависимости.

2. Уточнены нормативные показатели уровня межличностной зависимости у мужчин, измеряемого с помощью методики Б. Уайнхолда, дана содержательная характеристика каждого уровня. Диапазон сырых баллов 20-34 рассматривается как диагностический уровень контрзависимости, который характеризуется избегательным поведением, дистанцированностью в отношениях, стремлением к соперничеству. Диапазон сырых баллов 35-42 является диагностическим уровнем независимости и представляет собой некоторую условную «норму». Диапазон баллов от 43 и выше является диагностическим уровнем зависимости, и характеризуется пассивностью, нарушением личностных границ в виде слияния или «слипания» с партнером, стремлением к сверблизости, сверхинтимности, отсутствием внутреннего мира или его разделением с партнером.

Литература
1. Кочарян А.С., Смахтина Н.А., Фролова Е.В. Психометрическая оценка методики диагностики зависимости Б. Уайнхолда // Вісник Харківського національного університету. Серія психологія. – 2006. – № 718. – С. 47-51.

2. Фролова Є.В. Адаптація методики Б. Уайнхолда для діагностики міжособистісної залежності в підлітковому віці // Наукові записки Харківського університету Повітряних Сил. Соціальна філософія, психологія. – 2006 – № 2.– С.163-169

3. Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. – Л., Медицина, 1978.-296 с.: ил. - Библиогр.:с.275-287.

4. Жидко М.Є. Особистісні чинники формування відносин подружньої співзалежності у чоловіків: Автореф. дис... канд. психол. наук: 19.00.01/ Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна. – Х., 2006 – 19 с.

5. Laflamme D., Pomerleau A., Malcuit G. А comparison fathers' and mothers' involvement in childcare and stimulation behaviors during free-play with their infants at 9 and 15 months. // Sex Roles: A Journal of Research. – Dec, 2002. – Р. 42-48.

6. Renk K., Roberts R., Roddenberry A., Luick M., Sarah Hillhouse S., Meehan C., Oliveros A., Phares V. Mothers, fathers, gender role, and time parents spend with their children. // Sex Roles: A Journal of Research. – April, 2003. – Р. 51-56.

7. Michele Van Volkom Relationships between childhood tomboyism, siblings' асtivities, and adult gender roles // Sex Roles: A Journal of Research. – Dec, 2003. – Р. 23-29.

8. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. — СПб.: Изд.-во “Речь”, 2000. - 347 с. – Библиогр.: 344-346.

А.С. Кочарян, Е.В. Фролова, И.В. Гуртовая

Оценка эффективности методики Б.Уайнхолда для диагностики

межличностной зависимости у мужчин

Статья посвящена проблеме психологической диагностике межличностной зависимости. В данной работе осуществлено психометрическое обоснование зарубежной методики Б.Уайнхолда для диагностики уровня зависимости в отечественной мужской субпопуляции. Приведены значения основных психометрических показателей опросника Б.Уайнхолда, уточнены нормативные показатели межличностной зависимости, дана содержательная характеристика уровней межличностной зависимости.

^ Ключевые слова: межличностная зависимость, психометрические показатели, нормативные показатели.
О.С. Кочарян, Є.В. Фролова, І.В. Гуртова

Оцінка ефективності методики Б.Уайнхолда для діагностики

міжособистісної залежності у чоловіків

Статтю присвячено проблемі психологічної діагностики міжособистісної залежності. У даній роботі здійснено психометричне обґрунтування зарубіжної методики Б.Уайнхолда для діагностиці рівня залежності у вітчизняній чоловічій субпопуляції. Наведено значення основний психометричних показників опитувальника Б.Уайнхолда, уточнено нормативні показники міжособистісної залежності, надано змістовну характеристику рівнів міжособистісної залежності.

^ Ключові слова: міжособистісна залежність, психометричні показники, нормативні показники.
A.S. Kocharyan, E.V. Frolova, I.V. Gurtovaya

Evaluation of B.Weinhold’s test for man’s interpersonal

dependence diagnostics

The article is devoted to a problem of interpersonal dependence diagnostics. The psychometric evaluation of foreign B.Weinhold’s test for interpersonal dependence diagnostics in Ukrainian man subpopulation is revealed in present work. The main psychometric coefficient’s definitions of B.Weinhold’s questionnaire are shown; normative coefficient’s of interpersonal dependence level are established, the characteristic of interpersonal dependence level is reduced.

Key words: interpersonal dependence, psychometric coefficients, normative coefficients.

Ссылка:

Кочарян А.С., Фролова Е.В., Гуртовая И.В. Оценка эффективности методики Б. Уайнхолда для диагностики межличностной зависимости у мужчин // Проблеми емпіричних досліджень у психології. – 2009. – вип.3. – С.356-363.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оценка эффективности методики Б. Уайнхолда для диагностики межличностной зависимости у мужчин iconПсихометрическая оценка методики диагностики зависимости б. Уайнхолда
Межличностная зависимость, являясь крайне незаметной, замаскированной, изучена значительно меньше, чем химические формы зависимости...

Оценка эффективности методики Б. Уайнхолда для диагностики межличностной зависимости у мужчин iconРазработка методики диагностики стилей кодирования информации
Произведена психометрическая оценка данной методики, вычислены основные психометрические показатели (содержательная валидность, критериальная...

Оценка эффективности методики Б. Уайнхолда для диагностики межличностной зависимости у мужчин iconОценка эффективности методики обучения пилотов ведению радиообмена...
Известно, что профессия пилота находится в тесной зависимости от времени. Дефицит времени, зависящий от физиологических возможностей...

Оценка эффективности методики Б. Уайнхолда для диагностики межличностной зависимости у мужчин icon9. Оценка эффективности проекта оценка коммерческой эффективности
Показатели получены для собственного капитала с учетом условной продажи приобретенных во время реализации проекта активов

Оценка эффективности методики Б. Уайнхолда для диагностики межличностной зависимости у мужчин iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Проблема межличностной совместимости и межличностной срабатываемости и их психологическая природа

Оценка эффективности методики Б. Уайнхолда для диагностики межличностной зависимости у мужчин iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Оценка экономической эффективности...

Оценка эффективности методики Б. Уайнхолда для диагностики межличностной зависимости у мужчин iconМ. А. Коновалов оценка эффективности методики пополнения базы данных...
На рис. 1 и 2 приведены фрагменты разработанных моделей по стандарту idf0 и idf3

Оценка эффективности методики Б. Уайнхолда для диагностики межличностной зависимости у мужчин iconЗадача выявления проблем. Процесс выявления проблем. Методы выявления...
Виды решений и их классификация. Эффективность принимаемых решений. Оценка эффективности решений. Комплексная оценка эффективности...

Оценка эффективности методики Б. Уайнхолда для диагностики межличностной зависимости у мужчин iconМетодические указания по выполнению курсовой работы «оценка экономической...
«Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта» (для магистров и иностранных студентов специальностей 092101 – «Промышленное...

Оценка эффективности методики Б. Уайнхолда для диагностики межличностной зависимости у мужчин iconЭкспериментальное исследование эффективности методики формирования...
Как в связи с тем, что в профессиональной педагогике вопрос формировании ик (информационной культуры) студентов мало изучен, так...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<