Тема 13: Мотивация




Скачать 62.17 Kb.
НазваниеТема 13: Мотивация
Дата публикации12.07.2013
Размер62.17 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы
Тема 13: Мотивация

13.1 Содержательные теории мотивации

13.2 Процессуальные теории мотивации
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.

Современные теории мотивации основаны на результатах психологических исследований. Элементы психологии были введены в теорию управления в работах Элтона Мэйо.
13.1 Содержательные теории мотивации

Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.

^ Иерархия потребностей по Маслоу.

Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий.

1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

2. ^ Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем

3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают /другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, уважении со стороны окружающих, признании.

5. Потребности самовыражения потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Согласно теории Маслоу основные типы потребностей представляют собой иерархическую структуру, которая определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично потребности нижнего уровня, однако эта структура не является абсолютно жесткой и строгой. Менеджеры, работающие на международном уровне, должны иметь в виду, что относительная значимость различных потребностей людей может меняться в различных странах, в особенности, если они находятся на разных уровнях развития.

Теория потребностей МакКллеланда

Девид МакКлелланд считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.

^ Потребность власти выражается, как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе внимания со стороны других. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее.

Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, е которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Если вы хотите мотивировать людей с потребностью успеха, вы должны ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.

Потребности в причастности схожи с мотивацией по Маслоу. Люди с такой потребностью заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты.

Двухфакторная теория Герцберга

Фредерик Герцберг пришел к заключению, что факторы, действующие в процессе работы, влияют на удовлетворение потребностей.

Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивации - с самим характером и сущностью работы. Гигиенические факторы (размер оплаты, условия труда, межличностные взаимоотношения, характер контроля со стороны непосредственного начальника) всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой.

Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.

Кроме того, Герцберг предполагал наличие сильной корреляции между удовлетворением от работы и производительностью труда. Однако такая корреляция существует не всегда.
Таблица 13.1 – Сопоставление различных теорий потребностей

Теория Маслоу

1. Потребности делятся на первичные и вторичные и представляют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они располагаются в соответствие с приоритетом.

2. Поведение человека определяется самой нижней неудовлетворенной потребностью иерархической структуры.

3. После удовлетворения потребности ее мотивирующее воздействие прекращается.

Теория МакКллеланда

1. Три потребности, мотивирующие человека – это потребность власти, успеха и принадлежности (социальная потребность).

2. Сегодня особенно важны эти потребности высшего порядка, т.к. потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.

Теория Герцберга

1. Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации.

2. Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиться неудовлетворению работой, и связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа.

3. Мотивации активно воздействуют на поведение человека, они связаны с характером и сущностью работы.

4. Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель сам должен вникнуть в сущность работы.


13.2 Процессуальные теории мотивации

Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Поведение личности является также функцией ее восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного ею типа поведения.

Известны три основные теории:

– теория ожиданий,

– теория справедливости,

– модель Портера-Лоулера.

Теория ожиданий (Виктор Врум) основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверен в большей вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения целей.

Мотивация является функцией фактора ожидания « затраты труда – результаты», «результаты – вознаграждение» и валентности (т.е. относительной степени удовлетворения).

В рамках теории справедливости предполагается, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. Если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия, если же он считает свой труд переоцененным, то он напротив, оставит объем затрачиваемых усилий на прежнем уровне или даже увеличит его.

В некоторых организациях пытаются решить проблему возникновения у сотрудников чувства несправедливой оценки их труда за счет сохранения сумм выплат в тайне. К сожалению, это не только трудно сделать технически, но и заставляет людей подозревать несправедливость и там, где ее на самом деле нет Кроме того, если сохранять размеры заработков сотрудников в тайне, то (как это следует т теории ожидания) организация рискует потерять положительное мотивационное воздействие роста заработной платы, связанное с продвижением по службе.

Модель Портера-Лоулера

Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. Модель основывается на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что оно будет получено. Результативность зависит от приложенных усилий, характерных особенностей и возможностей человека, а так же оценки им своей роли. Согласно этой модели результативность порождает удовлетворенность, а не наоборот, как считают сторонники теории человеческих отношений.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема 13: Мотивация iconКонтрольная работа по общей психологии Тема: "Мотивация учебной деятельности"

Тема 13: Мотивация iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Мотивация в управлении южно-уральский...

Тема 13: Мотивация iconУрок №1 Тема урока : Поприветствуем друг друга
Оргмомент. Приветствие, знакомство учителя с учащимися на русском языке. Мотивация учебной деятельности

Тема 13: Мотивация iconКонтрольная работа по «Основам менеджмента» тема: «Мотивация как...

Тема 13: Мотивация iconТема знакомство и мотивация
Слово "харизма" греческого происхождения. Оно означает "дар благодати" или иными словами "дар Духа Святого"

Тема 13: Мотивация iconКлаус Кобьелл Мотивация в стиле экшн «Мотивация в стиле экшн. Восторг...
Книга адресована менеджерам, руководителям и владельцам малого и среднего бизнеса, а также тем, кто только планирует открыть свое...

Тема 13: Мотивация iconМотивация поведения личности

Тема 13: Мотивация iconМотивация труда, как элемент процесса управления персоналом предприятия

Тема 13: Мотивация iconРеферат по предмету: «Управление персоналом» По теме: «Мотивация...

Тема 13: Мотивация iconГуманистический элемент и мотивация сюжетной линии в произведении...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<