Психологическое сопровождение педагогического процесса в мдц «Артек» как возможность и необходимость на современном этапе




Скачать 69.65 Kb.
НазваниеПсихологическое сопровождение педагогического процесса в мдц «Артек» как возможность и необходимость на современном этапе
Дата публикации12.07.2013
Размер69.65 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы




Чунихина Лидия Владимировна,

заведующая психологической службой

Международного детского центра «Артек», Украина



Психологическое сопровождение педагогического процесса

в МДЦ «Артек» как возможность и необходимость на современном этапе
Психологическое сопровождение

педагогического процесса – одно

из условий эффективности

педагогической системы детского лагеря

В этом году Психологическая служба Международного детского центра «Артек» празднует свое 20-тилетие.

Все начиналось в начале 90-х, когда и страна и «Артек» переживали сложный период. Руководство «Артека» осознало необходимость таких специалистов как психологи в системе детского отдыха и уже в 1992 году в МДЦ «Артек» начинают работать квалифицированные практические психологи.

В 1993 году в «Артеке» открывается высшее учебное заведение, которое готовит психологов для «Артека» и СНГ. Это событие во многом предопределило развитие психологической службы в «Артеке».

В 2002 году создана психологическая служба, объединившая практических психологов «Артека» и утверждено положение о психологической службе.

В 2011 году психологическая служба стала отдельным подразделением в «Артеке», расширился состав специалистов службы - были введены новые должности – социальный педагог и методист психологической службы.

За 20 лет к развитию этого направления деятельности «Артека» были причастны множество людей. Им всем мы очень благодарны. Только тех, кто официально работал в службе 90 человек.

Каждый год наш профессиональный багаж пополняется бесценным опытом, новыми знаниями, проводятся исследования актуальных проблем, разрабатываются новые методы и способы организации эффективного психологического сопровождения педагогического процесса в детских лагерях.

Психологическая служба МДЦ «Артек», это объединение компетентных специалистов, которые создают условия для сохранения психического здоровья детей и сотрудников Центра, осуществляют своевременную квалифицированную психологическую помощь, способствуют личностному развитию детей и сотрудников. Можно с уверенностью сказать, что деятельность психологической службы является одним из условий эффективности работы педагогической системы «Артека».

Сегодня «Артек» принимает детей разных категорий, проводит специализированные смены. Мы работаем не только с одаренными детьми, лидерами и победителями различных конкурсов, но и с детьми, имеющими физические ограничения, отклонения психического развития, нарушения поведения и адаптации, с психическими травмами, детьми которые пережили стресс и детьми, находящимися в неблагоприятной социальной ситуации. Многим детям требуется психологическая помощь. Поэтому психологическое сопровождение педагогического процесса, является не только возможностью, но и необходимостью.

Для этого у нас есть прекрасные рекреационные природные условия, имеющие терапевтический эффект; возможности высококвалифицированных, опытных специалистов; хороший медицинский комплекс МДЦ «Артек». Мы сотрудничаем с одним из ведущих вузов Украины – Национальным педагогическим университетом имени Драгоманова как научной базой и базой подготовки специалистов, а также с другими вузами Украины. В последние годы возобновилась давняя дружба с детскими центрами: «Молодая гвардия» (Украина), ВДЦ «Орленок» (Россия), НДОЛ «Зубренок» (Белоруссия), и появились новые друзья СОК «Камчия» (Болгария), Детский и молодежный центр в Занке (Венгрия) и др.

Практические психологи МДЦ «Артек», по оценкам экспертов, успешно реализовали ряд масштабных проектов. Это реабилитационные программы для детей, переживших трагедию Беслана, Алчевска, затопленных регионов Украины и др.; программы поддержки детей с ограниченными физическими возможностями; психологическое сопровождение тематических программ и фестивалей (Спартакиада среди детей с ограниченными физическими возможностями «Поверь в себя»; Всеукраинский фестиваль – конкурс «Таланты многодетной семьи»; Международный фестиваль «Изменим мир к лучшему»; Международный конкурс – фестиваль талантливых детей сирот «Щасливі долоні»; Всеукраинские детские спортивные игры «Старты надежд» и др.)

Эту работу в цифрах не измеришь, но все же, отмечу, что только за три летних месяца в 2012 году практические психологи «Артека» провели:

Более 900 – коррекционных, реабилитационных и развивающих групповых занятий с отрядами;

70 – занятий психологического кружка;

Реализовали более 800 программ индивидуальной и групповой диагностики;

Проводили индивидуальное консультирование детей, педагогов и родителей отдыхающих детей. Всего около 1000 человек.

Незабываемыми впечатлениями, которые помнятся многие годы, становятся для детей артековские встречи. Кто-то находит в «Артеке» друга на всю жизнь, кто-то открывает для себя новые горизонты, познакомившись со знаменитостью, кто-то решает стать педагогом, заразившись энергетикой своего вожатого, а кто-то благодарит судьбу за то, что в «Артеке» он встретил человека, который поддержал, помог разобраться в себе и отношениях с окружающими. Таким человеком для многих детей в детском лагере становится психолог.

Высококвалифицированным является психолог, у которого есть своя жизненная и профессиональная позиция в концепции развития психологической службы. Он понимает приоритеты деятельности и специфику учреждения, в котором работает. Умеет самостоятельно формулировать цели и задачи своей деятельности, выбирать адекватные формы работы, прогнозировать ситуацию. Обладает целым комплексом важных для психолога качеств, имеет хорошую теоретическую и практическую подготовку, работу ведет системно. Все перечисленное обуславливает успешность психолога в любой системе, но, все же, каждая система, учреждение, предприятие имеет свою специфику.

Так сложилось исторически и имеет значение, что практические психологи в детских лагерях «Артека» проходят через большую практику вожатской работы, прежде чем приступят к работе по психологическому сопровождению ребенка. Поэтому они очень хорошо знакомы с потребностями детей, приезжающими на отдых в «Артек», с системой работы лагеря и корпоративной культурой Международного детского центра «Артек».

Каким должен быть практический психолог в детском лагере? Есть ли особенные требования к специалисту? Мы считаем, что специфика деятельности практического психолога обусловлена особенностями самой системы детского лагеря. Основной особенностью является то, что дети приезжают на отдых на короткое время и погружаются в очень насыщенное, динамическое и эмоциональное коммуникативное пространство. Поэтому практический психолог в детском лагере должен быть мобильным, гибким, универсальным и работоспособным. Должен уметь работать со всеми возрастными группами детей, быть хорошим коммуникатором. При этом у него: ограниченные временные рамки для реализации основных задач и очень широкий спектр проблем, которые приходится решать. Приоритетным направлением деятельности практического психолога в детском лагере является социальная адаптация детей и обеспечение оптимального психологического климата во временном детском объединении.

Психологов «Артека» ценят за то, что они находятся в гуще событий, чувствуют психологический климат в детских группах и вовремя реагируют на проблемные ситуации. Им доверяют сокровенное. Уважают за их мотивированность, инициативность, ответственность и коммуникативную компетентность. Вожатые ждут сочетания профессионализма и легкости в общении, а детям важно, чтобы их понимали и ценили.

Система работы психологической службы «Артека» формировалась вместе с развитием психологической науки и практики в соответствии с основными тенденциями и приоритетами педагогической системы «Артека». Эта система гибкая, развивающаяся, но уже достаточно оформленная.

За последние годы спектр направлений деятельности психологической службы расширился. Сотрудники психологической службы работают с педагогическими коллективами детских лагерей и других педагогических подразделений в рамках программ корпоративного обучения. Ведется научно-исследовательскую деятельность, и каждый сотрудник психологической службы разрабатывает свое направление актуальное для «Артека». В 2012 году актуальными стали следующие темы:

Педагогическая практика в МДЦ «Артек» как фактор развития способностей к саморегуляции у педагогов-организаторов.

Субкультура «Артека» как фактор личностной динамики ребенка.

Нравственные ценности как базовый фактор личностного развития педагога в условиях МДЦ «Артек».

Психодрамма как форма работы с ВДО в условиях МДЦ «Артек.

Представление о «добре» и «зле» в сознании современных подростков.

Актуальные проблемы в коллективе педагогов-организаторов и их влияние на моделирование педагогической деятельности в детском лагере.

Формирование ответственного отношения к своему здоровью у детей в условиях детского лагеря.

Карьерные ориентации педагогов-организаторов с разным стажем работы в МДЦ «Артек».

Внедрение гендерного подхода в образовательный процесс временного детского коллектива.

Проблема тревожности детей как направление деятельности социального педагога в МДЦ «Артек».

Особенности взаимодействия педагогов-организаторов в диадах и триадах, как условие эффективности педагогической деятельности детского лагеря.

Исследование типов психологических защит у подростков с девиантным поведением в детском лагере.

Активация ресурсов развития личности в условиях детского лагеря.

Практические психологи постоянно развивают свои профессиональные компетенции, проводят открытые занятия, участвуют в специальной системе семинаров, практикумов, конференций для специалистов психологической службы.

Психологическая служба успешно презентует свой опыт внутри «Артека» и за его пределами. Психологи «Артека» публикуются в профессиональных изданиях, участвуют в различных конкурсах и смотрах, что, безусловно, положительно сказывается на имидже «Артека». В психологической службе закладываются хорошие традиции, которые обеспечат преемственность опыта психологов «Артека».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психологическое сопровождение педагогического процесса в мдц «Артек» как возможность и необходимость на современном этапе iconОсобенности психологического консультирования детей
Мдц «Артек», практический психолог детского лагеря «Кипарисный» мдц «Артек», Украина

Психологическое сопровождение педагогического процесса в мдц «Артек» как возможность и необходимость на современном этапе iconОсобенности психологического консультирования детей
Мдц «Артек», практический психолог детского лагеря «Кипарисный» мдц «Артек», Украина

Психологическое сопровождение педагогического процесса в мдц «Артек» как возможность и необходимость на современном этапе iconОсобенности нравственного развития педагогов детских лагерей мдц «артек» Постановка проблемы
Сегодня возникает необходимость серьезного рассмотрения проблем нравственного развития, которые в последние годы оказывались порой...

Психологическое сопровождение педагогического процесса в мдц «Артек» как возможность и необходимость на современном этапе iconПрименение нордической ходьбы как инновационной технологии в физическом...
Тмфв крымского гуманитарного факультета Национального педагогического университета им. М. П. Драгоманова, Украина

Психологическое сопровождение педагогического процесса в мдц «Артек» как возможность и необходимость на современном этапе iconОсобенности профессиональной идентичности педагогов мдц «Артек» Актуальность темы исследования
Мдц «Артек», содержание педагогической деятельности, было и остается базовым основополагающим условием жизнедеятельности «Артека»,...

Психологическое сопровождение педагогического процесса в мдц «Артек» как возможность и необходимость на современном этапе iconПсиходрамма как форма работы практического психолога с временным...
И двадцати лет практический психолог в Международном детском центре «Артек» является неотъемлемой частью педагогического коллектива...

Психологическое сопровождение педагогического процесса в мдц «Артек» как возможность и необходимость на современном этапе iconПсиходрама как форма работы практического психолога с временным детским...
Двадцати лет практический психолог в Международном детском центре «Артек», является неотъемлемой частью педагогического коллектива...

Психологическое сопровождение педагогического процесса в мдц «Артек» как возможность и необходимость на современном этапе icon8 Мая Президент Украины Виктор Янукович посетил «Артек». Вместе с...
Льства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Геннадий Темник, руководитель Государственного управления делами Андрей Кравец,...

Психологическое сопровождение педагогического процесса в мдц «Артек» как возможность и необходимость на современном этапе iconПсихологическая готовность ребенка к школе
Обеспечить психологическое сопровождение процесса формирования психологической готовности ребенка к школе

Психологическое сопровождение педагогического процесса в мдц «Артек» как возможность и необходимость на современном этапе iconТенденции развития гандбола на современном этапе павлюк Ирина
Актуальность. В настоящее время мы живем в быстро развивающемся мире. Значительные изменения, произошедшие в последние десятилетия...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<