Исследование динамики процесса адаптации иностранных студентов подготовительного факультета муц донгму им. Горького к условиям жизни и обучения на Украине




Скачать 79.15 Kb.
НазваниеИсследование динамики процесса адаптации иностранных студентов подготовительного факультета муц донгму им. Горького к условиям жизни и обучения на Украине
Дата публикации19.07.2013
Размер79.15 Kb.
ТипИсследование
uchebilka.ru > Психология > Исследование
Исследование динамики процесса адаптации иностранных студентов подготовительного факультета МУЦ ДонГМУ им. Горького к условиям жизни и обучения на Украине

Проблема исследования особенностей адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в нашей стране является особенно актуальной в современных условиях формирования международной образовательной системы.

Основным аспектом актуальности данного исследования является потребность в получении фактов, которые позволят расширить теоретическую базу научных знаний по данной проблеме и сферу ее применения.

Несомненно, на успешность процесса адаптации иностранных студентов огромное влияние оказывают психологические особенности личности педагога, который курирует группу студентов, и является неотъемлемым звеном данного процесса.

Данное исследование особенно важно, поскольку студенты, которые приезжают на Украину получать высшее образование, испытывают большое количество трудностей, связанных с изменением привычного образа жизни, социальной среды, климатических условий и целого ряда факторов, связанных с психологическими, культурными, этническими и другими особенностями.

Результаты, полученные в ходе исследования, могут послужить основой для разработки системы оптимизации процесса адаптации иностранных студентов.

^ Цель данного исследования – выявить динамику процесса адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения на подготовительном факультете.

Задачи исследования:

  1. Анализ литературных источников по проблеме адаптации иностранных студентов.

  2. Разработка методики по исследованию данной проблемы.

  3. Определение выборки исследования.

  4. Проведение исследования.

  5. Анализ результатов исследования.

  6. Разработка практических рекомендаций.

Объектом исследования является процесс адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения на Украине.

Предметом исследования являются физиологические, социальные, профессиональные и психологические особенности иностранных студентов, а также личностные особенности педагогов-кураторов, влияющие на процесс адаптации.

^ Практическая значимость данного исследования состоит в разработке проекта методических рекомендаций по проблеме изучения и своевременной коррекции психологических особенностей иностранных студентов, влияющих на процесс адаптации данной категории студентов к условиям жизни и обучения в нашей стране.
^ Характеристика базы и выборки исследования
Базой исследования является Международный учебный центр ДонГМУ им. М.Горького, в котором иностранные студенты изучают русский язык и предметы, предусмотренные программой.

На момент проведения исследования в МУЦ обучалось 357 студентов. Для исследования процесса адаптации была взята группа студентов в количестве 324 человек, что составило 90,8% от общего их количества.

Количественный состав в зависимости от страны, из которой прибыл студент:

  1. Иордания – 248 человек (76,5%);

  2. Гана – 36 человек (11,1%);

  3. Ирак – 19 человек (5,9%);

  4. Палестина – 14 человек (4,3%);

  5. Другие страны (Сирия – 3 чел., Ливан – 1,Саудовская Аравия – 1, Китай – 1, Пакистан – 1) – 2,2%.


Для исследования психологических особенностей преподавателей была взята группа педагогов-кураторов в количестве 27 человек, что составило 84,4% от общего количества (32 человека).
^ Характеристика методов и методик исследования
Исходя из анализа проблемы исследования, были проработаны литературные источники, изучен опыт работы российских, финских коллег по диагностике процессов адаптации иностранных студентов. В результате на базе МУЦ ДонГМУ им М.Горького была разработана анкета для исследования степени адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения на Украине.

Для диагностики стиля и особенностей межличностных отношений преподавателей была использована методика Т.Лири. «^ Диагностика стиля межличностных отношений (адаптированный вариант методики Т. Лири)».
Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений человека о себе, своем идеальном «Я», отношения к себе. Методика также позволяет выявить зоны конфликтности человека.

^ Результаты исследования степени адаптации к условиям жизни и обучения

иностранных студентов МУЦ ДонГМУ им.Горького

за 2006-2007 учебный год

В таблице 1 (приложение) приведены данные о динамике количественного и процентного соотношения студентов с низкой, средней и высокой степенью адаптации в течение 2006-2007 учебного года.

На основании полученных данных можно охарактеризовать процесс адаптации иностранных студентов следующим образом.

В начале учебного года низкий уровень физиологической адаптации наблюдался у 7,1% студентов, средний уровень у 55,2%, высокий уровень у 37,7% анкетируемых. Студенты с низким уровнем физиологической адаптации испытывают трудности в связи с переменой климатических условий, изменением привычного образа жизни, питания (особенно отмечают плохое качество питьевой воды). Эти факторы негативно отражаются на самочувствии студентов. Некоторые студенты отмечают ухудшение памяти в начале учебного года.

Студенты с высоким уровнем физиологической адаптации быстро привыкают к новым условиям жизни. У них быстрее проходит процесс акклиматизации, ухудшения состояния здоровья и процессов памяти данная группа анкетируемых не отмечает.

В конце I семестра, во время зимней сессии, процент студентов с низким уровнем физиологической адаптации сократился до 3,4%, но наряду с этим уменьшился процент студентов с высоким уровнем до 33,3%. Это говорит о наличии трудностей в адаптации к непривычным погодным условиям.

В конце учебного года процент лиц с низким уровнем физиологической адаптации остался прежним – 3,4%. Это студенты, которые плохо адаптировались или до сих пор не смогли привыкнуть к новым условиям жизни. Более чем у половины студентов – 59,6% наблюдается высокий уровень физиологической адаптации, что говорит о ее положительной динамике (диаграмма 1).

Диаграмма 1



^ I – начало учебного года

II – середина учебного года

III – конец учебного года

Низкий уровень социальной адаптации в начале учебного года отмечается у17,6% студентов, что говорит о наличии у данной группы лиц трудностей в общении. Нормы и ценности новой социальной среды они принимают по принципу «быть как все» (цели и виды деятельности просты, круг общения и решаемых проблем ограничен, возникающие проблемы пытаются решать самостоятельно). У 21,3% анкетируемых студентов выявлен высокий уровень социальной адаптации в начале учебного года, что говорит об их успешной социализации в целом – они не только принимают нормы и ценности социальной среды, но и основывают на них свою деятельность и отношения с людьми, их круг общения и интересов значительно шире. Графическое изображение процесса социальной адаптации иностранных студентов представлено в диаграмме 2.

Диаграмма 2



^ I – начало учебного года

II – середина учебного года

III – конец учебного года


В середине учебного года уровень низкой социальной адаптации снизился до 1,9%, высокий уровень возрос до 47,8%, средний уровень составил 50,3%.
В конце учебного года количество студентов с высокой степенью социальной адаптации возросло до 77,2%, низкий уровень отмечен у 0,9%, средний уровень составил 21,9%.


Уровень адаптации иностранных студентов к учебному процессу диагностировался по ряду вопросов: трудности в обучении, интерес и желание обучаться на русском языке, дальнейшая профессиональная направленность (продолжение обучения в украинских ВУЗах). В начале учебного года у 56,5 % опрашиваемых студентов выявилась высокая степень адаптации к учебному процессу, которая к концу I семестра возросла до 72,2% и в конце учебного года составила 76,8%.

Низкий уровень учебной адаптации выявлен у 1,5% учащихся в начале учебного года, у 0,9% в середине года. К концу учебного года количество учащихся с низким уровнем возросло до 2,5%. Таким образом, динамику процесса адаптации иностранных студентов к условиям обучения (учебному процессу) на подготовительном факультете можно назвать положительной (диаграмма 3).

Диаграмма 3


^ I – начало учебного года

II – середина учебного года

III – конец учебного года


Исследование психологической адаптации иностранных студентов проводилось с целью выявления уровня тревожности и уровня ситуативной конфликтности, как основных факторов, влияющих на процесс адаптации личности в целом. Результаты исследования уровня тревожности и уровня ситуативной конфликтности изображены графически в диаграммах 4 и 5.

Как показало исследование, в начале учебного года высокий уровень тревожности имели 14,5% студентов, низкий уровень был выявлен у 22,2% анкетируемых.

В середине учебного года низкий уровень тревожности наблюдался у 36,7% студентов, а к концу года возрос до 43,5%. Высокий уровень тревожности к середине года снизился до 8,3%, а к концу года несколько возрос и составил 11,1%. В целом динамику уровня тревожности у студентов-иностранцев можно считать положительной, т.к. количество студентов с низким уровнем тревожности возрастало в течение года.

Диаграмма 4



^ I – начало учебного года

II – середина учебного года

III – конец учебного года
Целью диагностики уровня ситуативной конфликтности студентов являлось получение данных об особенностях поведения и предрасположенности испытуемых к конфликтным ситуациям. Человек может быть предрасположен к конфликту, если он отвергнут или не признан «своим» в группе, если его интересы не удовлетворяются, а притязания на ведущую роль встречают сопротивление других участников группы. Причиной неблагоприятного психического состояния личности может быть также несправедливое отношение, даже непреднамеренное. От человека зависит, окажется ли он в конфликтных ситуациях, придает ли он значение поступкам, делам и отношению к нему членов группы, задевает ли его за живое их манера обращения, намерение подчинить себе.

В начале учебного года низкий уровень ситуативной конфликтности наблюдался у 1,9% тестируемых студентов. В середине года этот показатель снизился до 0,3%, а к концу учебного года составил 0,6%. Высокий уровень ситуативной конфликтности в начале года был выявлен у 47,5% студентов. В середине года этот показатель возрос до 59,3%, а к концу года составил 67,3%. Динамику уровня ситуативной конфликтности можно считать отрицательной, т.к. процент высокого уровня возрастал в течение года.

Диаграмма 5


I – начало учебного года

II – середина учебного года

III – конец учебного года


Исследование провела и подготовила Гостева Марина Николаевна, психолог Международного учебного Центра

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование динамики процесса адаптации иностранных студентов подготовительного факультета муц донгму им. Горького к условиям жизни и обучения на Украине iconИтоги успеваемости студентов муц донгму в 2006-2007 уч году На 04. 09. 07г

Исследование динамики процесса адаптации иностранных студентов подготовительного факультета муц донгму им. Горького к условиям жизни и обучения на Украине iconК годовщине образования факультета обучения иностранных граждан хнурэ
Международная научно-практическая конференция студентов-иностранцев подготовительных и основных факультетов, слушателей центров обучения...

Исследование динамики процесса адаптации иностранных студентов подготовительного факультета муц донгму им. Горького к условиям жизни и обучения на Украине iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников...
В связи с этим цель, стоящая перед педагогическим коллективом техникума в первые месяцы учебного года способствовать успешной адаптации...

Исследование динамики процесса адаптации иностранных студентов подготовительного факультета муц донгму им. Горького к условиям жизни и обучения на Украине iconПервая зима студентов подфака
В украину, в частности, в Харьков – студенческий город – иностранцы приезжают, в первую очередь, чтобы получить высшее образование....

Исследование динамики процесса адаптации иностранных студентов подготовительного факультета муц донгму им. Горького к условиям жизни и обучения на Украине iconЛингвострановедение для иностранных студентов факультета иностранных языков.*
Спецкурс «Лингвострановедение» является самостоятельным учебным курсом для иностранных студентов 4 курса факультета иностранных языков...

Исследование динамики процесса адаптации иностранных студентов подготовительного факультета муц донгму им. Горького к условиям жизни и обучения на Украине iconУчебная программа по «Русскому языку» для иностранных слушателей...
Цель курса «Русский язык»: практическое овладение слушателями подготовительного отделения современным русским языком как средством...

Исследование динамики процесса адаптации иностранных студентов подготовительного факультета муц донгму им. Горького к условиям жизни и обучения на Украине iconОсобенности обучения иностранных студентов-медиков
Харьковский национальный медицинский университет (хнму) имеет большой опыт обучения иностранных студентов. За период с 1951 года...

Исследование динамики процесса адаптации иностранных студентов подготовительного факультета муц донгму им. Горького к условиям жизни и обучения на Украине iconТематический план самостоятельной работы студентов по аналитической...
Периодический закон Д. И. Менделеева основа изучения химико-аналитических свойств веществ

Исследование динамики процесса адаптации иностранных студентов подготовительного факультета муц донгму им. Горького к условиям жизни и обучения на Украине iconК проблеме обучения говорению: формирование грамматических навыков...
Поскольку речевая деятельность осуществляется в результате оперирования языковыми знаками, классификация процесса обучения, повышение...

Исследование динамики процесса адаптации иностранных студентов подготовительного факультета муц донгму им. Горького к условиям жизни и обучения на Украине iconРасписание занятий для студентов ІV курса VІ мед факультета по подготовке...
В. Н. Лесовой расписание занятий для студентов ІV курса VІ мед факультета по подготовке иностранных студентов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<