Скачать 79.15 Kb.
|
Исследование динамики процесса адаптации иностранных студентов подготовительного факультета МУЦ ДонГМУ им. Горького к условиям жизни и обучения на Украине Проблема исследования особенностей адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в нашей стране является особенно актуальной в современных условиях формирования международной образовательной системы. Основным аспектом актуальности данного исследования является потребность в получении фактов, которые позволят расширить теоретическую базу научных знаний по данной проблеме и сферу ее применения. Несомненно, на успешность процесса адаптации иностранных студентов огромное влияние оказывают психологические особенности личности педагога, который курирует группу студентов, и является неотъемлемым звеном данного процесса. Данное исследование особенно важно, поскольку студенты, которые приезжают на Украину получать высшее образование, испытывают большое количество трудностей, связанных с изменением привычного образа жизни, социальной среды, климатических условий и целого ряда факторов, связанных с психологическими, культурными, этническими и другими особенностями. Результаты, полученные в ходе исследования, могут послужить основой для разработки системы оптимизации процесса адаптации иностранных студентов. ^ – выявить динамику процесса адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения на подготовительном факультете. Задачи исследования:
Объектом исследования является процесс адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения на Украине. Предметом исследования являются физиологические, социальные, профессиональные и психологические особенности иностранных студентов, а также личностные особенности педагогов-кураторов, влияющие на процесс адаптации. ^ данного исследования состоит в разработке проекта методических рекомендаций по проблеме изучения и своевременной коррекции психологических особенностей иностранных студентов, влияющих на процесс адаптации данной категории студентов к условиям жизни и обучения в нашей стране. ^ Базой исследования является Международный учебный центр ДонГМУ им. М.Горького, в котором иностранные студенты изучают русский язык и предметы, предусмотренные программой. На момент проведения исследования в МУЦ обучалось 357 студентов. Для исследования процесса адаптации была взята группа студентов в количестве 324 человек, что составило 90,8% от общего их количества. Количественный состав в зависимости от страны, из которой прибыл студент:
Для исследования психологических особенностей преподавателей была взята группа педагогов-кураторов в количестве 27 человек, что составило 84,4% от общего количества (32 человека). ^ Исходя из анализа проблемы исследования, были проработаны литературные источники, изучен опыт работы российских, финских коллег по диагностике процессов адаптации иностранных студентов. В результате на базе МУЦ ДонГМУ им М.Горького была разработана анкета для исследования степени адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения на Украине. Для диагностики стиля и особенностей межличностных отношений преподавателей была использована методика Т.Лири. «^ Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений человека о себе, своем идеальном «Я», отношения к себе. Методика также позволяет выявить зоны конфликтности человека. ^ иностранных студентов МУЦ ДонГМУ им.Горького за 2006-2007 учебный год В таблице 1 (приложение) приведены данные о динамике количественного и процентного соотношения студентов с низкой, средней и высокой степенью адаптации в течение 2006-2007 учебного года. На основании полученных данных можно охарактеризовать процесс адаптации иностранных студентов следующим образом. В начале учебного года низкий уровень физиологической адаптации наблюдался у 7,1% студентов, средний уровень у 55,2%, высокий уровень у 37,7% анкетируемых. Студенты с низким уровнем физиологической адаптации испытывают трудности в связи с переменой климатических условий, изменением привычного образа жизни, питания (особенно отмечают плохое качество питьевой воды). Эти факторы негативно отражаются на самочувствии студентов. Некоторые студенты отмечают ухудшение памяти в начале учебного года. Студенты с высоким уровнем физиологической адаптации быстро привыкают к новым условиям жизни. У них быстрее проходит процесс акклиматизации, ухудшения состояния здоровья и процессов памяти данная группа анкетируемых не отмечает. В конце I семестра, во время зимней сессии, процент студентов с низким уровнем физиологической адаптации сократился до 3,4%, но наряду с этим уменьшился процент студентов с высоким уровнем до 33,3%. Это говорит о наличии трудностей в адаптации к непривычным погодным условиям. В конце учебного года процент лиц с низким уровнем физиологической адаптации остался прежним – 3,4%. Это студенты, которые плохо адаптировались или до сих пор не смогли привыкнуть к новым условиям жизни. Более чем у половины студентов – 59,6% наблюдается высокий уровень физиологической адаптации, что говорит о ее положительной динамике (диаграмма 1). Диаграмма 1 ![]() ^ II – середина учебного года III – конец учебного года Низкий уровень социальной адаптации в начале учебного года отмечается у17,6% студентов, что говорит о наличии у данной группы лиц трудностей в общении. Нормы и ценности новой социальной среды они принимают по принципу «быть как все» (цели и виды деятельности просты, круг общения и решаемых проблем ограничен, возникающие проблемы пытаются решать самостоятельно). У 21,3% анкетируемых студентов выявлен высокий уровень социальной адаптации в начале учебного года, что говорит об их успешной социализации в целом – они не только принимают нормы и ценности социальной среды, но и основывают на них свою деятельность и отношения с людьми, их круг общения и интересов значительно шире. Графическое изображение процесса социальной адаптации иностранных студентов представлено в диаграмме 2. Диаграмма 2 ![]() ^ II – середина учебного года III – конец учебного года В середине учебного года уровень низкой социальной адаптации снизился до 1,9%, высокий уровень возрос до 47,8%, средний уровень составил 50,3%. В конце учебного года количество студентов с высокой степенью социальной адаптации возросло до 77,2%, низкий уровень отмечен у 0,9%, средний уровень составил 21,9%. Уровень адаптации иностранных студентов к учебному процессу диагностировался по ряду вопросов: трудности в обучении, интерес и желание обучаться на русском языке, дальнейшая профессиональная направленность (продолжение обучения в украинских ВУЗах). В начале учебного года у 56,5 % опрашиваемых студентов выявилась высокая степень адаптации к учебному процессу, которая к концу I семестра возросла до 72,2% и в конце учебного года составила 76,8%. Низкий уровень учебной адаптации выявлен у 1,5% учащихся в начале учебного года, у 0,9% в середине года. К концу учебного года количество учащихся с низким уровнем возросло до 2,5%. Таким образом, динамику процесса адаптации иностранных студентов к условиям обучения (учебному процессу) на подготовительном факультете можно назвать положительной (диаграмма 3). Диаграмма 3 ![]() ^ II – середина учебного года III – конец учебного года Исследование психологической адаптации иностранных студентов проводилось с целью выявления уровня тревожности и уровня ситуативной конфликтности, как основных факторов, влияющих на процесс адаптации личности в целом. Результаты исследования уровня тревожности и уровня ситуативной конфликтности изображены графически в диаграммах 4 и 5. Как показало исследование, в начале учебного года высокий уровень тревожности имели 14,5% студентов, низкий уровень был выявлен у 22,2% анкетируемых. В середине учебного года низкий уровень тревожности наблюдался у 36,7% студентов, а к концу года возрос до 43,5%. Высокий уровень тревожности к середине года снизился до 8,3%, а к концу года несколько возрос и составил 11,1%. В целом динамику уровня тревожности у студентов-иностранцев можно считать положительной, т.к. количество студентов с низким уровнем тревожности возрастало в течение года. Диаграмма 4 ![]() ^ II – середина учебного года III – конец учебного года Целью диагностики уровня ситуативной конфликтности студентов являлось получение данных об особенностях поведения и предрасположенности испытуемых к конфликтным ситуациям. Человек может быть предрасположен к конфликту, если он отвергнут или не признан «своим» в группе, если его интересы не удовлетворяются, а притязания на ведущую роль встречают сопротивление других участников группы. Причиной неблагоприятного психического состояния личности может быть также несправедливое отношение, даже непреднамеренное. От человека зависит, окажется ли он в конфликтных ситуациях, придает ли он значение поступкам, делам и отношению к нему членов группы, задевает ли его за живое их манера обращения, намерение подчинить себе. В начале учебного года низкий уровень ситуативной конфликтности наблюдался у 1,9% тестируемых студентов. В середине года этот показатель снизился до 0,3%, а к концу учебного года составил 0,6%. Высокий уровень ситуативной конфликтности в начале года был выявлен у 47,5% студентов. В середине года этот показатель возрос до 59,3%, а к концу года составил 67,3%. Динамику уровня ситуативной конфликтности можно считать отрицательной, т.к. процент высокого уровня возрастал в течение года. Диаграмма 5 ![]() I – начало учебного года II – середина учебного года III – конец учебного года Исследование провела и подготовила Гостева Марина Николаевна, психолог Международного учебного Центра ![]() |
![]() | ![]() | Международная научно-практическая конференция студентов-иностранцев подготовительных и основных факультетов, слушателей центров обучения... | |
![]() | В связи с этим цель, стоящая перед педагогическим коллективом техникума в первые месяцы учебного года способствовать успешной адаптации... | ![]() | В украину, в частности, в Харьков – студенческий город – иностранцы приезжают, в первую очередь, чтобы получить высшее образование.... |
![]() | Спецкурс «Лингвострановедение» является самостоятельным учебным курсом для иностранных студентов 4 курса факультета иностранных языков... | ![]() | Цель курса «Русский язык»: практическое овладение слушателями подготовительного отделения современным русским языком как средством... |
![]() | Харьковский национальный медицинский университет (хнму) имеет большой опыт обучения иностранных студентов. За период с 1951 года... | ![]() | Периодический закон Д. И. Менделеева основа изучения химико-аналитических свойств веществ |
![]() | Поскольку речевая деятельность осуществляется в результате оперирования языковыми знаками, классификация процесса обучения, повышение... | ![]() | В. Н. Лесовой расписание занятий для студентов ІV курса VІ мед факультета по подготовке иностранных студентов |