Произвольной активности в юношеском возрасте




Скачать 107.5 Kb.
НазваниеПроизвольной активности в юношеском возрасте
Дата публикации12.08.2013
Размер107.5 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы


ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СТИЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ

ПРОИЗВОЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Данильцева Н. И.

Студентка групи ПВШ-10А

ІПО ІПП УМО (м. Донецьк)
Рассматривается проблема индивидуальных особенностей регуляции произвольной активности человека. Мы опираемся на представления о произвольности, осознанности этого процесса, целью которого является изменение собственной активности субъектом, контроль и коррекция результатов. Представленное исследование посвящено изучению механизмов и закономерностей саморегуляции психических состояний, Концептуальным базисом исследования является роль психических процессов и индивидуальных особенностей личности в регуляции состояний.

Показано, что структура индивидуальных особенностей саморегуляции в юношеском возрасте, детерминируется такими, личностными конструктами, как общительность, эмоциональная устойчивость, подверженность чувствам, смелость, доверчивость.

Розглядається проблема індивідуальних особливостей регуляції довільної активності людини. Ми спираємося на уявлення про довільності, усвідомленості цього процесу, метою якого є зміна власної активності суб'єктом, контроль і корекція результатів. Представлене дослідження присвячене вивченню механізмів і закономірностей саморегуляції психічних станів, Концептуальним базисом дослідження є роль психічних процесів і індивідуальних особливостей особистості в регуляції станів.

Показано, що структура індивідуальних особливостей саморегуляції в юнацькому віці, детермінується такими, особистісними конструктами, як товариськість, емоційна стійкість, схильність почуттям, сміливість, довірливість.

Ключевые слова: саморегуляция, стилевая саморегуляция, произвольная активность, личностные конструкты.

По мнению А.О.Прохорова изучение психических состояний человека закономерно «приводит» исследователя к проблеме их регуляции. Потребность в таких исследованиях обусловлена тем, что актуальная, повседневная жизнь человека и имеющие место «трудные» обстоятельства жизнедеятельности, постоянно обращены к необходимости адекватной саморегуляции состояний. Показательна в этом смысле тенденция массового интереса населения к популярной психологической литературе типа «Помоги себе сам», к занятию в группах, целью которых является обучение способам регуляции собственных состояний. [14].

Понятие «регулирование» тесно связано с основными функциями психического - отражением и регуляцией, традиционно выделяемыми в психологии. Производными от понятия «регулирование» являются гетеро- и саморегуляция. Выделяя саморегуляцию как объект нашего исследования мы опираемся на представления о произвольности, осознанности этого процесса, целью которого является изменение собственной активности субъектом, контроль и коррекция результатов.

В контексте данных представлений наша обращенность к изучению саморегуляции психических состояний обусловлена недостаточной изученностью этого процесса, при его очевидной значимости, как в общей, так и в прикладных отраслях психологии. По мнению Н.И. Повякель, в теоретико-методологическом плане в психологии до настоящего времени отсутствуют достаточно теоретически и экспериментально проработанные представления о системно-функциональных механизмах регуляции состояний: не изучены зависимости между отдельными составляющими регуляторного процесса, регуляторными механизмами, с одной стороны, и динамическими изменениями состояний в ходе регуляции: формами, направлениями, спецификой перестройки, типичными проявлениями, - с другой. Недостаточно исследовано влияние сознания на регуляцию состояний: роль категориальных структур, личностных смыслов, осознанности образов состояний и др. Отдельный аспект связан с ролью психических процессов и индивидуальных особенностей личности в регуляции состояний. Не изучено становление, развертывание и развитие системно-функциональных механизмов регуляции психических состояний, а также их изменения в ходе жизнедеятельности [5,6,12,14].

Интерес к проблеме психической саморегуляции возрос за последние годы, о чем свидетельствует тот факт, что к феномену и понятию саморегуляции обращаются в своих исследованиях представители самых разных психологических дисциплин: Повякель Н.И., Прохоров А.О., Конопкин О.А., Моросанова В.И., Сыренский В.И., Осницкий А.К., Голиков Ю.Я., Костин А.Н. [5,6,12,14]. Особую роль в становлении современных представлений о саморегуляции сыграл системный подход, в рамках которого подчеркивается необходимость ее изучения как процесса, имеющего многоуровневую детерминацию.

Методологическими основаниями нашего исследования является субъектный подход к исследованию психики человека (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, А. В. Петровский и др.) и представления о функциональной структуре системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека (О. А. Конопкин), а также авторская концепция индивидуального стиля саморегуляции (В. И. Моросанова).

Представленное исследование посвящено изучению механизмов и закономерностей саморегуляции психических состояний, описанию «работы» целостной функциональной системы регуляции. Концептуальным базисом исследования является роль психических процессов и индивидуальных особенностей личности в регуляции состояний.

Цель исследования: изучить личностные детерминанты стилевой саморегуляции произвольной активности в юношеском возрасте.

Объект исследования: способность к саморегуляции произвольной активности в юношеском возрасте студентов гуманитарного вуза.

Предмет исследования: личностные детерминанты стилевой саморегуляции произвольной активности в юношеском возрасте.

Гипотеза: мы предполагаем, что структура индивидуальных особенностей саморегуляции в юношеском возрасте, детерминируется такими, личностными конструктами, как общительность, эмоциональная устойчивость, подверженность чувствам, смелость, доверчивость.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ основных направлений исследования стилевой саморегуляции произвольной активности в юношеском возрасте в современной психологии.

2. Построение теоретической модели исследования личностных детерминант стилевой саморегуляции произвольной активности в юношеском возрасте.

3. Организация и проведение исследования личностных детерминант стилевой саморегуляции произвольной активности в юношеском возрасте.

4. Выделение и анализ личностных детерминант стилевой саморегуляции произвольной активности лиц юношеского возраста.

Научная новизна: интегрированное представление и глубокое изучение проблемы стилевой саморегуляции произвольной активности в юношеском возрасте.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на результаты нашего исследования стилевой саморегуляции произвольной активности в юношеском возрасте можно ориентироваться для изменения собственной активности субъекта, контроля и коррекции результатов.

Изучение саморегуляции потребовало уточнения и развития структурно- функциональной ее модели, предложенной О. А. Конопкиным. В исследованиях личностных аспектов саморегуляции невозможно игнорировать многообразие индивидуальных различий процесса выдвижения и принятия субъектом цели деятельности или поведения, так как при изучении любых личностных аспектов просматриваются существенные различия в регуляторных звеньях, индивидуальные особенности осознанного планирования целей поведения с точки зрения его развитости, индивидуальных особенностей характера личности и возрастных особенностей.

В качестве диагностических показателей в нашем исследовании будут выступать типичные для чело­века особенности регуляторных процес­сов, реализующие основные звенья си­стемы саморегуляции (планирование, программирование, моделирование, оце­нивание результатов), а также регуляторно-личностные свойства, такие как самостоятельность, надежность, гиб­кость.

Мы базируемся на подходе В.И. Моросановой, который основывается на том, что в силу универсальности функциональной структуры регуляции для самых разных видов психической активности и деятельности в стиле саморегуляции проявляется общая регуляторная основа индивидуальности, кото­рая является предпосылкой формиро­вания конкретных стилей деятельности в различных ее видах.

Для исследования личностных детерминант стилевой саморегуляции произвольной активности в юношеском возрасте мы подобрали следующие методики: для диагностики индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности человека опросник В.И. Моросановой «Стилевые особенности саморегуляции поведения - ССП-98». [9]; для измерения личностной структуры мы выбрали мы выбрали личностный опросник 16 PF (форма А) Р.Б.Кеттелла [15].

Для диагностики индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности человека мы считаем, что опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции по­ведения – ССП-98», позволяет наиболее точно выявить ин­дивидуальный стиль различных регуляторных процессов и уровень развитости общей саморегуляции как регуляторных предпосылок успешности овладения но­выми видами деятельности. Но основной интерес, на наш взгляд, эта методика имеет для исследования проблем регуляторных механизмов по­ведения при детер­минации личностными структурами различного уровня, т.к. он учитывает все особенности регуляторных процес­сов; то, каким образом человек пла­нирует и программирует достижение жиз­ненных целей, учитывает значимые внеш­ние и внутренние условия, оценивает ре­зультаты и корректирует свою активность для достижения субъективно-приемлемых результатов, в том, в какой мере про­цессы самоорганизации развиты и осознанны, то есть весь комплекс сти­левых особенностей регуляторики.

Результаты исследования саморегуляции психических состояний, представленные в данной работе, свидетельствуют о значитель­ной сложности механизмов, обеспечивающих регуляцию и разно­образие форм проявлений регуляторного процесса и зависимости использования способов и приемов регуляции психических состояний от психологических особенностей личности.

Теоретический анализ основных направлений исследования стилевой саморегуляции произвольной активности в юношеском возрасте в современной психологии показал следующее. Феномен стиля саморегуляции проявля­ется в том, каким образом человек пла­нирует и программирует достижение жиз­ненных целей, учитывает значимые внеш­ние и внутренние условия, оценивает ре­зультаты и корректирует свою активность для достижения субъективно-приемлемых результатов, в том, в какой мере про­цессы самоорганизации развиты и осознанны. Индивидуальный стиль саморе­гуляции характеризуется комплексом сти­левых особенностей регуляторики. К ним относятся типичные для данного чело­века особенности регуляторных процес­сов, реализующие основные звенья си­стемы саморегуляции (планирование, программирование, моделирование, оце­нивание результатов), а также регуляторно-личностные свойства -самостоятельность и гиб­кость. В силу универсальности функциональной структуры регуляции для самых разных видов психической активности и деятельности в стиле са­морегуляции проявляется общая регуляторная основа человека, кото­рая является предпосылкой формиро­вания конкретных стилей деятельности в различных ее видах.

Было проведено эмпирическое исследование личностных детерминант стилевой саморегуляции произвольной активности в юношеском возрасте.

Наша гипотеза о том, что структура индивидуальных особенностей саморегуляции в юношеском возрасте детерминируется такими личностными конструктами, как общительность, эмоциональная устойчивость, смелость, доверчивость подтвердилась.

Людей, отличающихся сердечностью, добротой, общительностью, открытостью, готовностью к содружеству, смелостью, предприимчивостью характеризует сформированая потребность в осо­знанном планировании деятельности. Чем выше у человека интеллект, тем выше у человека потребность проду­мывать способы своих действий и поведе­ния для достижения намеченных целей. Такие качества как работоспособность, эмоциональная устойчивость, жизнерадостность, решительность, предприимчивость, повышают самостоятельность и гибкость человека. Такие качества как властность, самоуверенность, независимость помогают человеку выделять значимые усло­вия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном буду­щем и повышают способности перест­раивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних усло­вий, однако на особенности целеполагания и удержания целей, осознан­ного планирования деятельности могут оказывать негативное влияние. Выраженный консерватизм может мешать человеку адекватно оценивать себя и результаты своей деятельности и пове­дения, что ведет к резкому ухудшению качества ре­зультатов при увеличении объема рабо­ты или возникно­вении внешних трудностей.

Ярко выраженный самоконтроль, точность выполнения социальных требований, целенаправленность и интегрированность могут негативно влиять на способность человека быстро перест­раивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних усло­вий, и адекватно реагиро­вать на изменение событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска; оказывают так же негативное влияние на самостоятельность человека, что может привести его к зависимости от мнений и оценок окру­жающих, и на общий уровень сформированности индивидуаль­ной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека.

Итак, можно сделать более конкретный вывод, что структура индивидуальных особенностей саморегуляции и общий уровень осознанной саморегуляции в юношеском возрасте детерминируется следующими личностными конструктами: общительность, интеллект, доминантность - подчиненность, смелость, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, консерватизм и конформность.

В заключении можно добавить, что проблема саморе­гуляции психических состояний всегда открыта для изучения: она настолько многомерна, обширна и многоаспектна, что в ней всегда есть место для новых концепций, новых взглядов и на­правлений исследований. Перспективой дальнейшего рассмотрения данной проблемы может быть сравнительный анализ особенностей стиля саморегуляции произволь­ной активности лиц в юношеском и зрелом возрасте. Так же исследование личностных детерминант стилевой саморегуляции в зрелом возрасте и сопоставление результатов с уже имеющими результатами в юношеском возрасте.
Литература

1. Абульханова К. А. - ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке / Абульханова К. А., С. Л. Рубинштейн/ Под ред.А. В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М: Изд-во "Академический проект", 2000. С. 11 - 26.

2.АбрамоваГ.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов / - 2-е изд. - М.: Акад. проект, 2001. - 703 с. 11.

3.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Пи­тер, 2001

4.Бодров В.А., Обознов А.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психол. журн. -2000. -N 4. С. 32 - 40.

5.Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Особенности психической регуляции и классы проблемностей в сложной операторской деятельности // Психол. журн. - 1994. - N 2.- С.3-16.

6. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. -1995. - N 1. - С. 5 - 12.

7. Конопкин О. А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности. // Вопросы психологии. -2008. -N 3. - С. 22 - 34.

8. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психол. журн. 1995. - N 4. - С. 26 - 35.

9. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. - 2000. - N 2. - С. 118 - 127.

10.27.Моросанова В.И. Личностные аспекты саморе­гуляции произвольной активности человека // Психол. журн.- 2002. - № 6.- С. 5-17.

11.Моросанова В.И., Коноз Е.М . Регуляторные аспекты экстраверсии и нейротизма: новый взгляд. //Вопросы психологии. - 2001. - №2. - С. 59-73.

12.Осницкий А.К. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления / Осницкий А.К., Бякова Н.В., Истомина С.В. //Вопросы психологии.- 2009. - №1. - С.3-1

13. Осницкий А.К. Профессиональное ориентирование учащихся при специализации обучения. //Вопросы психологии. - 1998. - №3. - С.136-148.

14. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности / А. О. Прохоров. - Москва: PerSe - 2005. - 350с.

15. Темперамент и характер: тесты и методики / Сост. Е.С.Вакарев.- Донецк: ДИПиП. - 2007.-252с.

16.Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психол. журн.- 1996. - №1. - С. 19-34.

17. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб.: Речь.- 2002.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Произвольной активности в юношеском возрасте iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Становление личности в подростковом...

Произвольной активности в юношеском возрасте iconВыбор профессии в юношеском возрасте с учетом личностных качеств
Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу

Произвольной активности в юношеском возрасте iconОтносительно редкое кожное заболевание, выражающееся в расстройстве...
Первые очаги витилиго нередко появляются в детском и юношеском возрасте, а также в период полового созревания, менопаузы, иногда...

Произвольной активности в юношеском возрасте iconЛечебный плазмаферез. Климакс. Климакс
Климакс (греч.) физиологический период в жизни человека, характеризующийся угасанием гормональной активности половых желёз и изменениями...

Произвольной активности в юношеском возрасте iconМетодические рекомендации
Во время анализадвигательной активности старших подростков было выявлено, что только 25% школьников придерживаются оптимальных норм...

Произвольной активности в юношеском возрасте icon«Вредные привычки профилактика в раннем возрасте»
...

Произвольной активности в юношеском возрасте iconОсобенности развития аритмий у больных гипертонической болезнью
Известно, что распространенность артериальной гипертензии (АГ) значительно повышается с возрастом и составляет от 10% в возрасте...

Произвольной активности в юношеском возрасте iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Психологический анализ агрессивности в старшем подростковом-раннем юношеском возрастах

Произвольной активности в юношеском возрасте iconСамосознание («Я-концепция») защита «Я-концепции» ( условие поисковой активности ) е сли нет «Я»
Словом, человек всегда стремится контролировать ситуацию. С этой целью он осуществляет стратегию поисковой активности (ПА). Поисковая...

Произвольной активности в юношеском возрасте iconФактор некроза опухолей-α как неспецифический маркер воспаления у...
Е и лечении таких больных. Изучены особенности течения хронической сердечной недостаточности в зависимости от иммунологической активности,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<