Скачать 107.5 Kb.
|
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СТИЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Данильцева Н. И. Студентка групи ПВШ-10А ІПО ІПП УМО (м. Донецьк) Рассматривается проблема индивидуальных особенностей регуляции произвольной активности человека. Мы опираемся на представления о произвольности, осознанности этого процесса, целью которого является изменение собственной активности субъектом, контроль и коррекция результатов. Представленное исследование посвящено изучению механизмов и закономерностей саморегуляции психических состояний, Концептуальным базисом исследования является роль психических процессов и индивидуальных особенностей личности в регуляции состояний. Показано, что структура индивидуальных особенностей саморегуляции в юношеском возрасте, детерминируется такими, личностными конструктами, как общительность, эмоциональная устойчивость, подверженность чувствам, смелость, доверчивость. Розглядається проблема індивідуальних особливостей регуляції довільної активності людини. Ми спираємося на уявлення про довільності, усвідомленості цього процесу, метою якого є зміна власної активності суб'єктом, контроль і корекція результатів. Представлене дослідження присвячене вивченню механізмів і закономірностей саморегуляції психічних станів, Концептуальним базисом дослідження є роль психічних процесів і індивідуальних особливостей особистості в регуляції станів. Показано, що структура індивідуальних особливостей саморегуляції в юнацькому віці, детермінується такими, особистісними конструктами, як товариськість, емоційна стійкість, схильність почуттям, сміливість, довірливість. Ключевые слова: саморегуляция, стилевая саморегуляция, произвольная активность, личностные конструкты. По мнению А.О.Прохорова изучение психических состояний человека закономерно «приводит» исследователя к проблеме их регуляции. Потребность в таких исследованиях обусловлена тем, что актуальная, повседневная жизнь человека и имеющие место «трудные» обстоятельства жизнедеятельности, постоянно обращены к необходимости адекватной саморегуляции состояний. Показательна в этом смысле тенденция массового интереса населения к популярной психологической литературе типа «Помоги себе сам», к занятию в группах, целью которых является обучение способам регуляции собственных состояний. [14]. Понятие «регулирование» тесно связано с основными функциями психического - отражением и регуляцией, традиционно выделяемыми в психологии. Производными от понятия «регулирование» являются гетеро- и саморегуляция. Выделяя саморегуляцию как объект нашего исследования мы опираемся на представления о произвольности, осознанности этого процесса, целью которого является изменение собственной активности субъектом, контроль и коррекция результатов. В контексте данных представлений наша обращенность к изучению саморегуляции психических состояний обусловлена недостаточной изученностью этого процесса, при его очевидной значимости, как в общей, так и в прикладных отраслях психологии. По мнению Н.И. Повякель, в теоретико-методологическом плане в психологии до настоящего времени отсутствуют достаточно теоретически и экспериментально проработанные представления о системно-функциональных механизмах регуляции состояний: не изучены зависимости между отдельными составляющими регуляторного процесса, регуляторными механизмами, с одной стороны, и динамическими изменениями состояний в ходе регуляции: формами, направлениями, спецификой перестройки, типичными проявлениями, - с другой. Недостаточно исследовано влияние сознания на регуляцию состояний: роль категориальных структур, личностных смыслов, осознанности образов состояний и др. Отдельный аспект связан с ролью психических процессов и индивидуальных особенностей личности в регуляции состояний. Не изучено становление, развертывание и развитие системно-функциональных механизмов регуляции психических состояний, а также их изменения в ходе жизнедеятельности [5,6,12,14]. Интерес к проблеме психической саморегуляции возрос за последние годы, о чем свидетельствует тот факт, что к феномену и понятию саморегуляции обращаются в своих исследованиях представители самых разных психологических дисциплин: Повякель Н.И., Прохоров А.О., Конопкин О.А., Моросанова В.И., Сыренский В.И., Осницкий А.К., Голиков Ю.Я., Костин А.Н. [5,6,12,14]. Особую роль в становлении современных представлений о саморегуляции сыграл системный подход, в рамках которого подчеркивается необходимость ее изучения как процесса, имеющего многоуровневую детерминацию. Методологическими основаниями нашего исследования является субъектный подход к исследованию психики человека (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, А. В. Петровский и др.) и представления о функциональной структуре системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека (О. А. Конопкин), а также авторская концепция индивидуального стиля саморегуляции (В. И. Моросанова). Представленное исследование посвящено изучению механизмов и закономерностей саморегуляции психических состояний, описанию «работы» целостной функциональной системы регуляции. Концептуальным базисом исследования является роль психических процессов и индивидуальных особенностей личности в регуляции состояний. Цель исследования: изучить личностные детерминанты стилевой саморегуляции произвольной активности в юношеском возрасте. Объект исследования: способность к саморегуляции произвольной активности в юношеском возрасте студентов гуманитарного вуза. Предмет исследования: личностные детерминанты стилевой саморегуляции произвольной активности в юношеском возрасте. Гипотеза: мы предполагаем, что структура индивидуальных особенностей саморегуляции в юношеском возрасте, детерминируется такими, личностными конструктами, как общительность, эмоциональная устойчивость, подверженность чувствам, смелость, доверчивость. Задачи исследования: 1. Теоретический анализ основных направлений исследования стилевой саморегуляции произвольной активности в юношеском возрасте в современной психологии. 2. Построение теоретической модели исследования личностных детерминант стилевой саморегуляции произвольной активности в юношеском возрасте. 3. Организация и проведение исследования личностных детерминант стилевой саморегуляции произвольной активности в юношеском возрасте. 4. Выделение и анализ личностных детерминант стилевой саморегуляции произвольной активности лиц юношеского возраста. Научная новизна: интегрированное представление и глубокое изучение проблемы стилевой саморегуляции произвольной активности в юношеском возрасте. Практическая значимость исследования заключается в том, что на результаты нашего исследования стилевой саморегуляции произвольной активности в юношеском возрасте можно ориентироваться для изменения собственной активности субъекта, контроля и коррекции результатов. Изучение саморегуляции потребовало уточнения и развития структурно- функциональной ее модели, предложенной О. А. Конопкиным. В исследованиях личностных аспектов саморегуляции невозможно игнорировать многообразие индивидуальных различий процесса выдвижения и принятия субъектом цели деятельности или поведения, так как при изучении любых личностных аспектов просматриваются существенные различия в регуляторных звеньях, индивидуальные особенности осознанного планирования целей поведения с точки зрения его развитости, индивидуальных особенностей характера личности и возрастных особенностей. В качестве диагностических показателей в нашем исследовании будут выступать типичные для человека особенности регуляторных процессов, реализующие основные звенья системы саморегуляции (планирование, программирование, моделирование, оценивание результатов), а также регуляторно-личностные свойства, такие как самостоятельность, надежность, гибкость. Мы базируемся на подходе В.И. Моросановой, который основывается на том, что в силу универсальности функциональной структуры регуляции для самых разных видов психической активности и деятельности в стиле саморегуляции проявляется общая регуляторная основа индивидуальности, которая является предпосылкой формирования конкретных стилей деятельности в различных ее видах. Для исследования личностных детерминант стилевой саморегуляции произвольной активности в юношеском возрасте мы подобрали следующие методики: для диагностики индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности человека опросник В.И. Моросановой «Стилевые особенности саморегуляции поведения - ССП-98». [9]; для измерения личностной структуры мы выбрали мы выбрали личностный опросник 16 PF (форма А) Р.Б.Кеттелла [15]. Для диагностики индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности человека мы считаем, что опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения – ССП-98», позволяет наиболее точно выявить индивидуальный стиль различных регуляторных процессов и уровень развитости общей саморегуляции как регуляторных предпосылок успешности овладения новыми видами деятельности. Но основной интерес, на наш взгляд, эта методика имеет для исследования проблем регуляторных механизмов поведения при детерминации личностными структурами различного уровня, т.к. он учитывает все особенности регуляторных процессов; то, каким образом человек планирует и программирует достижение жизненных целей, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективно-приемлемых результатов, в том, в какой мере процессы самоорганизации развиты и осознанны, то есть весь комплекс стилевых особенностей регуляторики. Результаты исследования саморегуляции психических состояний, представленные в данной работе, свидетельствуют о значительной сложности механизмов, обеспечивающих регуляцию и разнообразие форм проявлений регуляторного процесса и зависимости использования способов и приемов регуляции психических состояний от психологических особенностей личности. Теоретический анализ основных направлений исследования стилевой саморегуляции произвольной активности в юношеском возрасте в современной психологии показал следующее. Феномен стиля саморегуляции проявляется в том, каким образом человек планирует и программирует достижение жизненных целей, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективно-приемлемых результатов, в том, в какой мере процессы самоорганизации развиты и осознанны. Индивидуальный стиль саморегуляции характеризуется комплексом стилевых особенностей регуляторики. К ним относятся типичные для данного человека особенности регуляторных процессов, реализующие основные звенья системы саморегуляции (планирование, программирование, моделирование, оценивание результатов), а также регуляторно-личностные свойства -самостоятельность и гибкость. В силу универсальности функциональной структуры регуляции для самых разных видов психической активности и деятельности в стиле саморегуляции проявляется общая регуляторная основа человека, которая является предпосылкой формирования конкретных стилей деятельности в различных ее видах. Было проведено эмпирическое исследование личностных детерминант стилевой саморегуляции произвольной активности в юношеском возрасте. Наша гипотеза о том, что структура индивидуальных особенностей саморегуляции в юношеском возрасте детерминируется такими личностными конструктами, как общительность, эмоциональная устойчивость, смелость, доверчивость подтвердилась. Людей, отличающихся сердечностью, добротой, общительностью, открытостью, готовностью к содружеству, смелостью, предприимчивостью характеризует сформированая потребность в осознанном планировании деятельности. Чем выше у человека интеллект, тем выше у человека потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей. Такие качества как работоспособность, эмоциональная устойчивость, жизнерадостность, решительность, предприимчивость, повышают самостоятельность и гибкость человека. Такие качества как властность, самоуверенность, независимость помогают человеку выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем и повышают способности перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий, однако на особенности целеполагания и удержания целей, осознанного планирования деятельности могут оказывать негативное влияние. Выраженный консерватизм может мешать человеку адекватно оценивать себя и результаты своей деятельности и поведения, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы или возникновении внешних трудностей. Ярко выраженный самоконтроль, точность выполнения социальных требований, целенаправленность и интегрированность могут негативно влиять на способность человека быстро перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий, и адекватно реагировать на изменение событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска; оказывают так же негативное влияние на самостоятельность человека, что может привести его к зависимости от мнений и оценок окружающих, и на общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Итак, можно сделать более конкретный вывод, что структура индивидуальных особенностей саморегуляции и общий уровень осознанной саморегуляции в юношеском возрасте детерминируется следующими личностными конструктами: общительность, интеллект, доминантность - подчиненность, смелость, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, консерватизм и конформность. В заключении можно добавить, что проблема саморегуляции психических состояний всегда открыта для изучения: она настолько многомерна, обширна и многоаспектна, что в ней всегда есть место для новых концепций, новых взглядов и направлений исследований. Перспективой дальнейшего рассмотрения данной проблемы может быть сравнительный анализ особенностей стиля саморегуляции произвольной активности лиц в юношеском и зрелом возрасте. Так же исследование личностных детерминант стилевой саморегуляции в зрелом возрасте и сопоставление результатов с уже имеющими результатами в юношеском возрасте. Литература 1. Абульханова К. А. - ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке / Абульханова К. А., С. Л. Рубинштейн/ Под ред.А. В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М: Изд-во "Академический проект", 2000. С. 11 - 26. 2.АбрамоваГ.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов / - 2-е изд. - М.: Акад. проект, 2001. - 703 с. 11. 3.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001 4.Бодров В.А., Обознов А.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психол. журн. -2000. -N 4. С. 32 - 40. 5.Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Особенности психической регуляции и классы проблемностей в сложной операторской деятельности // Психол. журн. - 1994. - N 2.- С.3-16. 6. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. -1995. - N 1. - С. 5 - 12. 7. Конопкин О. А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности. // Вопросы психологии. -2008. -N 3. - С. 22 - 34. 8. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психол. журн. 1995. - N 4. - С. 26 - 35. 9. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. - 2000. - N 2. - С. 118 - 127. 10.27.Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психол. журн.- 2002. - № 6.- С. 5-17. 11.Моросанова В.И., Коноз Е.М . Регуляторные аспекты экстраверсии и нейротизма: новый взгляд. //Вопросы психологии. - 2001. - №2. - С. 59-73. 12.Осницкий А.К. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления / Осницкий А.К., Бякова Н.В., Истомина С.В. //Вопросы психологии.- 2009. - №1. - С.3-1 13. Осницкий А.К. Профессиональное ориентирование учащихся при специализации обучения. //Вопросы психологии. - 1998. - №3. - С.136-148. 14. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности / А. О. Прохоров. - Москва: PerSe - 2005. - 350с. 15. Темперамент и характер: тесты и методики / Сост. Е.С.Вакарев.- Донецк: ДИПиП. - 2007.-252с. 16.Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психол. журн.- 1996. - №1. - С. 19-34. 17. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб.: Речь.- 2002. |
![]() | ![]() | Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу | |
![]() | Первые очаги витилиго нередко появляются в детском и юношеском возрасте, а также в период полового созревания, менопаузы, иногда... | ![]() | Климакс (греч.) физиологический период в жизни человека, характеризующийся угасанием гормональной активности половых желёз и изменениями... |
![]() | Во время анализадвигательной активности старших подростков было выявлено, что только 25% школьников придерживаются оптимальных норм... | ![]() | ... |
![]() | Известно, что распространенность артериальной гипертензии (АГ) значительно повышается с возрастом и составляет от 10% в возрасте... | ![]() | Психологический анализ агрессивности в старшем подростковом-раннем юношеском возрастах |
![]() | Словом, человек всегда стремится контролировать ситуацию. С этой целью он осуществляет стратегию поисковой активности (ПА). Поисковая... | ![]() | Е и лечении таких больных. Изучены особенности течения хронической сердечной недостаточности в зависимости от иммунологической активности,... |