Литература Описание методики «Культурно-независимый тест интеллекта»




Скачать 193.92 Kb.
НазваниеЛитература Описание методики «Культурно-независимый тест интеллекта»
Дата публикации29.09.2013
Размер193.92 Kb.
ТипЛитература
uchebilka.ru > Психология > Литература

Культурно-свободный тест интеллекта




Содержание


  • 1 Описание методики

  • 2 Теоретические основы

  • 3 Адаптации и модификации

  • 4 Процедура проведения

  • 5 Обработка результатов

    • 5.1 Ключ к тесту

  • 6 Интерпретация результатов

  • 7 Стимульный материал

    • 7.1 Стимульный материал

    • 7.2 Бланк ответов

  • 8 Литература

Описание методики


«Культурно-независимый тест интеллекта» Р. Кеттелла впервые был издан США в 1949 году Институтом личностного тести­рования и тестирования способностей и переиздавался 1956 и 1966 годах.

Существует три варианта теста:

  1. GFT 1 – для исследования детей с 4-х до 8-и лет, а также диагностики задержек психического развития.

  2. GFT 2 – для диагностики детей старше 8 лет, а также обычного не дифференцированного взрослого населения.

  3. GFT 3 – для исследования студентов ВУЗов и одаренных лиц.

Шкала GFT 2 состоит из двух частей, каждая из которых содержит по четыре субтеста:

  • 1 субтест – «дополнение» – содержит 12 заданий, возра­стающих по сложности. В каждом задании слева расположе­ны 3 фигуры в определенной логической последовательности (последовательные изменения пространственного расположе­ния, размера, количества и т. д.) Проанализировав логику из­менений, необходимо из 5–4 фигур, расположенных справа, выбрать ту, которая соответствует обнаруженной закономер­ности и может продолжить логическую последовательность 3-х фигур, расположенных слева.

  • II субтест – «классификация» – содержит 14 заданий, воз­растающих по сложности. Каждое задание содержит ряд из 5-и фигур, в котором 4 фигуры всегда объединены каким-либо об­щим признаком. В каждом ряду необходимо найти единствен­ную фигуру, отличающуюся от всех остальных. Общими для че­тырех фигур признаками являются форма, количество, окрас­ка, пространственное отношение между элементами фигур.

  • Ill субтест – «матрица» – состоит из 12 заданий, возра­стающих по сложности. Логикой решения эти задания похожи на задания 1-го субтеста. Необходимо обнаружить закономерность, согласно которой объединены 3 фигуры в матрице слева, и среди 5-и вариантов ответов, расположенных справа, найти единственную фигуру, которая может завершить данную в за­дании закономерность, т.е. правильно дополнить матрицу. Спе­цифика этого субтеста состоит в комплексном анализе призна­ков, (анализ матрицы по горизонтали, вертикали и диагонали). Признаки, которые лежат в основе построения заданий дан­ного субтеста – это пространственное расположение, форма, размер, количество, окрашенность и комбинации данных при­знаков.

  • IV субтест – «топология» – состоит из 8 заданий, возра­стающих по сложности, в каждом задании слева расположе­на сложная фигура-эталон, состоящая из простых геометриче­ских фигур. Внутри сложной фигуры-эталона стоит точка. Необходимо проанализировать положение точки по отношению к отдельным геометрическим фигурам, составляющим сложную фигуру-эталон. Затем среди пяти сложных фигур, расположен­ных справа, надо найти ту, в которой точка может занять точно такое же положение, как в сложной фигуре-эталоне.

Тест прошел проверку на валидность и надежность, стан­дартизирован в США, Англии, ФРГ, Чехословакии и Болгарии.
^

Теоретические основы


«Культурно-независимый тест интеллекта» опирается на концепцию интеллекта Р. Кеттелла, получившую достаточно широкое распространение в англоязычных странах. По мне­нию Р. Кеттелла, общий фактор интеллекта имеет психологи­ческий смысл, если опираться на двухфакторную модель: «об­щий флюидный фактор» (или «свободный» интеллект) – g1, и «общий кристаллический фактор» (или «связанный» интел­лект) – g2. «Свободный интеллект» формируется преимущественно под влиянием биологических детерминант, на базе индивиду­альной архитектоники коры больших полушарий. В этом смы­сле индивидуальное развитие уже на ранних возрастных этапах сопровождается развитием единой общей интеллектуальной способности. Она не связана с усвоением каких-либо специ­фических знаний, навыков, умений или развитием какой-либо отдельной психической функции (сенсорной, моторной и т. п.)

«Флюидные» способности опираются на понимание основ­ных видов логических взаимосвязей, на ведущие опера­ции мышления: часть-целое, понимание сходства, причинных связей, индукцию, дедукцию, пространственные отношения. «Флюидный» интеллект определяет способность взаимосвязи между объектами, которые индивид способен вос­принимать и с которыми способен манипулировать. Исследо­вания психологов показывают, что в результате травм мозга и в процессе биологического старения «свободный интеллект» страдает в первую очередь, при большей стабильности «свя­занного интеллекта», который может оставаться сохранным до глубокой старости.

«Связанный интеллект» является продуктом усвоения раз­нообразных видов перцептивных и моторных умений и разви­вается на базе «свободного интеллекта» в процессе игровой, учебной и профессиональной деятельности, В процессе воспи­тания и общения, усвоения культурных ценностей. Его развитие обусловлено и спецификой образования, и некоторыми лич­ностными особенностями (интересами, ценностными ориентациями, мотивацией, особенностями индивидуального развития памяти, внимания и т. д.). С этой точки зрения «связанный ин­теллект» близок к концепции интеллекта Векслера и измеря­ется с помощью традиционных тестовых методик, оцениваю­щих словарный запас, умение оперировать числами, адекват­ность оценок и суждений об окружающем мире и социальных явлениях, механические умения и т. д, Таким образом, оценка «связанного интеллекта» во многом опирается на языковые и культурологические ограничения и вызывает затруднения при диагностике определенных групп населения (например малых народов). «Культурно-независимый тест интеллекта» Р. Кеттелла измеряет именно «флюидный» или «свободный интеллект». Кеттелл считал, что «свободный интеллект» можно оценить на основе перцептивных заданий, в которых интеллект проявляется через способности восприятия.
^

Адаптации и модификации

Процедура проведения


Перед началом тестирования испытуемому выдается Ответ­ный бланк и Тестовая тетрадь (форма А и Б). Психолог просит испытуемого открыть 1-ю страницу Тесто­вой тетради и начать знакомство с общей инструкцией к тесту:

«Этот тест состоит из двух больших частей, построенных аналогичным образом.

Каждая часть содержит графические задания, которые раз­биты на четыре группы (четыре субтеста) по 8-14 заданий в каждой.

В каждом субтесте задания расположены в порядке нара­стания сложности. Возможно, Вам не удастся правильно ре­шить все задания. Все равно всегда старайтесь решить как можно больше. Если Вы не уверены в правильности решения, то лучше выбрать то решение, которое кажется наиболее вероятным, чем вообще не решить задание. Все задания имеют только одно правильное решение.

Время решения каждого субтеста ограничено. Вы будете начинать и заканчивать работу точно по указанию экспериментатора. Если Вы закончите раньше времени, проверьте свои решения еще раз.

Все решения заносите в Ответный бланк. Ничего не пиши­те и не делайте никаких пометок в этой тетради.

Ждите указаний для дальнейшей работы!

Не переворачивайте страницу без разрешения!»

После того, как психолог убедился, что инструкция понята испытуемым правильно, дается команда «перевернуть страни­цу», и начинается работа над субтестами 1-ой части теста.

Каждый субтест начинается с 2-3 «пробных» заданий или примеров, которые позволяют испытуемому овладеть логикой выполнения заданий. При этом правильный ответ указывается только в первом примере (он уже вычеркнут на Ответном блан­ке). Оставшиеся примеры испытуемый решает самостоятельно и вычеркивает буквы, соответствующие правильным ответам в Ответном бланке. Психолог проверяет правильность решения оставшихся примеров и совместно с испытуемым исправляет ошибки.

Ответный бланк состоит из 2-х частей, соответствующих двум частям теста. Каждая часть Ответного бланка содержит 4 колонки, соответствующие 4-м субтестам. Количество строк в колонке отражает количество заданий в каждом субтесте.

После выполнения всех «пробных» заданий, психолог дает команду: «Перевернули страницу, начали», — и засекает время по секундомеру. По команде «Стоп» испытуемый заканчивает работу над субтестом.

Между 1-ой и 2-ой частями теста можно сделать небольшой перерыв. 2-я часть теста начинается с повторения основных мо­ментов общей инструкции. Каждый субтест по-прежнему начи­нается с 2 – 3-х «пробных» заданий или примеров. Правильный ответ указывается только для 1-го примера. Оставшиеся при­меры испытуемый решает самостоятельно, психолог проверяет правильность решения. В отличие от 1-ой части теста ника­ких вербальных пояснений к «пробным» заданиям не приво­дится. Работа над основными заданиями начинается по коман­де «перевернули страницу, начали», заканчивается по команде «стоп». Буквы, соответствующие правильным решениям, вычер­киваются на второй части Ответного бланка.

Возможно индивидуальное и групповое проведение теста. При групповом проведении каждый испытуемый должен иметь Тестовую тетрадь и Ответный бланк. Испытуемым, сидящим ря­дом, рекомендуется предлагать разные формы Тестовых тетра­дей (А и Б). Так же следует использовать параллельные формы при ретестировании с небольшим временным интервалом.

Время работы над отдельными субтестами (в минутах)




Субтест 1

Субтест 2

Субтест 3

Субтест 4

1 часть

4

4

3

3

2 часть

3

3

3

3
^

Обработка результатов


Ответные бланки с результатами испытуемого обрабатыва­ются с помощью специальных ключей. За каждый правильный ответ испытуемому начисляется один балл. Сумма «сырых» бал­лов подсчитывается отдельно по 1-ой и 2-ой части теста, а также по 1-ой и 2-ой части теста вместе. Суммы «сырых» баллов заносятся в первую итоговую таблицу Ответного бланка. «Сырые» баллы переводятся в шкальные IQ-баллы (X = 100; σ = 15)с помощью Нор­мативные таблиц. Номер таблицы перево­да зависит от возраста испытуемого (количество полных лет и полных месяцев на момент тестирования), указанного над ка­ждой таблицей.

Полученные результаты графически отражаются во второй итоговой таблице (см. приложение 2). Здесь же отражено соотношение IQ-баллов и процентилей.
^

Ключ к тесту

Часть I


1 субтест

2 субтест

3 субтест

4 субтест

Пример 2. с

Пример 2. а

Пример 2. a

Пример 2. b

Пример 3. а

1. b

Пример 3. d

Пример 3. с

1. d

2. с

1. с

1. с

2. b

3. d

2. b

2. d

3. а

4. с

3. a

3. b

4. e

5. с

4. e

4. с

5. с

6. a

5. d

5. a

6. e

7. d

6. a

6. a

7. b

8. с

7. с

7. с

8. с

9. e

8. b

8. b

9. b

10. с

9. e




10. a

11. с

10. a




11. d

12. e

11. b




12.C

13. с

12. b







14. b






Часть II


1 субтеет

2 субтест

3 субтест

4 субтест

Пример 2. е

Пример 2. с

Пример 2. d

Пример 2. b

Пример 3. с

1. b

Пример 3. е

Пример 3. d

1. с

2. с

1. с

1. с

2. d

3. d

2. Ь

2. d

3. d

4. с

3. а

3. b

4. с

5. с

4. е

4. с

5. Ъ

6. а

5. d

5. а

6. с

7. d

6. а

6. а

7. с

8. с

7. с

7. b

8. е

9. а

8. b

8. b

9. d

10. а

9. е




10. а

11. с

10. а




11. с

12. а

11. b




12. а

13. с

12. b







14. d






^

Интерпретация результатов


Итоговой оценкой теста является коэффициент интеллекта (1Q), представляющий собой интегральный показатель интел­лектуального развития испытуемого.

Одним из первых показателей IQ, используемых и в настоя­щее время, был показатель, предложенный В. Штерном в 1912 г.: соотношение умственного и хронологического возрастов. Показатель фактически давал информацию о степени опере­жения или отставания развития умственных способностей ис­пытуемого.

Позднее Д. Векслер предложил иную интерпретацию коэф­фициента, в котором оценка выражается в величинах стандарт­ного отклонения и показывает, как соотносится результат испы­туемого с результатами репрезентативной выборки испытуемых соответствующей возрастной группы. По мнению А. Анастази IQ в таком виде «...есть форма выражения уровня способно­стей индивида в данный момент времени по отношению к его возрастным нормам».

Существенным дополнением в представленном тесте явля­ется шкала процентилей, которая отражает процентную долю индивидов из выборки стандартизации, результаты которых ниже показателя 1Q данного испытуемого.

Эти два ведущих показателя позволяют исследователю ори­ентироваться в полученных результатах и с точки зрения соот­ветствия возрастным нормам, и с точки зрения соотношения с традиционными тестами измерения интеллекта. Динамика результатов от 1-ой ко 2-ой части теста дает представление об обучаемости испытуемого.

Заключение по результатам тестирования должен делать специалист-психолог, обладающий помимо знаний методики общей квалификацией в области психологии развития и обу­чения. Грамотная интерпретация результатов невозможна без понимания теоретических аспектов проблемы «свободного ин­теллекта».
^

Стимульный материал

Инструкция


Этот тест состоит из двух больших частей, построенных аналогичным образом.

Каждая часть содержит графические задачи, которые объединяются в четыре группы (отдельные тесты).

В каждой группе заданий (в каждом отдельном тесте) задачи расположены в порядке возрастания их сложности. Возможно, Вам не удастся правильно решить все задачи. Но старайтесь всегда решить как можно больше. Если Вы не уверены в правильности своего решения, то лучше выбрать то решение, которое покажется Вам более вероятным, чем вообще не решить.

^ Все задачи имеют только одно правильное решение!

На решение одной группы заданий отводится ограниченное время. Вы будете начинать и заканчивать работу точно по указанию экспериментатора. Если Вы закончили раньше отведенного времени, то не мешайте, пожалуйста, другим, а перепроверьте свои решения еще раз.

Все ответы необходимо заносить на специальный бланк. ^ Ничего не пиши­те и не делайте никаких пометок в этой тетради.

Ни в коем случае нельзя переворачивать страницу прежде, чем Вас попросят об этом!

Часть I

Субтест 1


В каждом ряду Вам необходимо выбрать из пяти фигур справа ту, которая наиболее подходит к трем фигурам слева. Вы должны вычеркнуть букву, соответствующую этой фигуре, на вашем бланке ответов. Задания:




Субтест 2


В каждом ряду Вам необходимо выяснить какая из фигур в пяти квадратиках отличается от четырех остальных, то есть не подходит к ним. Вы должны вычеркнуть букву, соответствующую этой фигуре, на вашем бланке ответов.

Задания:




Субтест 3


В каждом задании выберите, пожалуйста, справа тот квадратик с рисунком, который наиболее подходит на место пустого квадратика слева, чтобы дополнить общий рисунок. Вы должны вычеркнуть букву, соответствующую этой фигуре, на вашем бланке ответов.

Задания





Субтест 4


В каждом задании Вам необходимо точно разглядеть, где находится точка и затем выбрать из пяти фигур справа ту, в которой можно расположить точку точно таким же образом. Букву, соответствующую правильному ответу, необходимо отметить на вашем бланке ответов. В этот раз Вам предстоит решить 8 заданий, расположенных на двух последующих страницах. Помните о том, что ничего нельзя писать на самом тексте, поэтому не заносите, пожалуйста, точку на рисунок с заданием.

Задания





Часть II


Вторая часть теста состоит, как и первая, из четырех различных групп заданий (отдельных тестов). Они расположены точно так же, как и четыре группы заданий в первой части теста.

И здесь каждое задание имеет только одно правильное решение. Ваши ответы отмечайте пожалуйста, на обратной стороне бланка ответов. Нельзя ничего писать на самом тесте!

Субтест 1


В каждом ряду Вам необходимо выбрать из пяти фигур справа ту, которая наиболее подходит к трем фигурам слева. Вычеркните букву, соответствующую этой фигуре, на Вашем бланке ответов.

Задания





Субтест 2


В каждом ряду Вам необходимо выяснить какая из фигур в пяти квадратиках отличается от четырех остальных, то есть не подходит к ним.

Задания





Субтест 3


В каждом задании выберите, пожалуйста, справа тот. квадратик с рисунком, который больше подходит на место пустого квадратика слева, чтобы дополнить общий рисунок.

Задания





Субтест 4


В каждом задании Вам необходимо точно разглядеть, где находится точка и затем выбрать из пяти фигур справа ту, в которой можно расположить точку точно таким же образом. Букву, соответствующую правильному ответу, необходимо отметить на вашем бланке ответов. В этот раз Вам предстоит решить 8 заданий, расположенных на двух последующих страницах.

Задания





^

Культурно-свободный тест интеллекта/Бланк ответов


Фамилия _______________________________

Имя ___________________________________

Пол _____________________ Дата рождения _______________________

Дата тестирования_____________________________________________

Букву, которая соответствует правильному на Ваш взгляд решению, вычеркивайте, пожалуйста, на этом бланке ответов так a b с d е (наклонной чертой).

Если Вы зачеркнули не ту букву, то исправляйте зачеркиваением крест–накрест

Часть I


Тест 1

Тест 2

Тест 3

Тест 4

a b с d e

a b с d e

a b с d e

a b с d e

a b с d e

a b с d e

a b с d e

a b с d e

a b с d e




a b с d e

a b с d e

1 a b с d e

1 a b с d e

1 a b с d e

1 a b с d e

2 a b с d e

2 a b с d e

2 a b с d e

2 a b с d e

3 a b с d e

3 a b с d e

3 a b с d e

3 a b с d e

4 a b с d e

4 a b с d e

4 a b с d e

4 a b с d e

5 a b с d e

5 a b с d e

5 a b с d e

5 a b с d e

6 a b с d e

6 a b с d e

6 a b с d e

6 a b с d e

7 a b с d e

7 a b с d e

7 a b с d e

7 a b с d e

8 a b с d e

8 a b с d e

8 a b с d e

8 a b с d e

9 a b с d e

9 a b с d e

9 a b с d e




10 a b с d e

10 a b с d e

10 a b с d e




11 a b с d e

11 a b с d e

11 a b с d e




12 a b с d e

12 a b с d e

12 a b с d e







13 a b c d e










14 a b с d e







Количество правильных ответов:




Общая сумма:



Часть II


Тест 1

Тест 2

Тест 3

Тест 4

a b с d e

a b с d e

a b с d e

a b с d e

a b с d e

a b с d e

a b с d e

a b с d e

a b с d e




a b с d e

a b с d e

1 a b с d e

1 a b с d e

1 a b с d e

1 a b с d e

2 a b с d e

2 a b с d e

2 a b с d e

2 a b с d e

3 a b с d e

3 a b с d e

3 a b с d e

3 a b с d e

4 a b с d e

4 a b с d e

4 a b с d e

4 a b с d e

5 a b с d e

5 a b с d e

5 a b с d e

5 a b с d e

6 a b с d e

6 a b с d e

6 a b с d e

6 a b с d e

7 a b с d e

7 a b с d e

7 a b с d e

7 a b с d e

8 a b с d e

8 a b с d e

8 a b с d e

8 a b с d e

9 a b с d e

9 a b с d e

9 a b с d e




10 a b с d e

10 a b с d e

10 a b с d e




11 a b с d e

11 a b с d e

11 a b с d e




12 a b с d e

12 a b с d e

12 a b с d e







13 a b c d e










14 a b с d e







Количество правильных ответов:




Общая сумма:







Количество

правильных

ответов

Часть I




Часть II




I+II




IQ



Литература


Денисов А. Ф., Дорофеев Е. Д. Культурно свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (Руководство по использованию). – СПб.: Иматон, 1996. – 17 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература Описание методики «Культурно-независимый тест интеллекта» iconКнига под названием "Психология интеллекта"
Психология интеллекта, понимаемая как особая форма равновесия, к которой тяготеют все познавательные процессы, ставит такие проблемы,...

Литература Описание методики «Культурно-независимый тест интеллекта» iconЛитература. 26
Специальные коррекционные учреждения и роль родителей в системе помощи детям с нарушениями интеллекта. 13

Литература Описание методики «Культурно-независимый тест интеллекта» iconМорфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина)
Методика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И. Г. Сенина

Литература Описание методики «Культурно-независимый тест интеллекта» iconЗаконом интеллектуализации или «оразумления» космоса
Хх и XXI веков автор называет Большим Соционоосферно-кооперационным Взрывом, определяющим качественный скачок в эволюции ноосферы....

Литература Описание методики «Культурно-независимый тест интеллекта» iconМоделирование процесса профессионально-личностного становления студентов...
Блеми професійно-особистісного становлення майбутніх інженерів у культурно-освітньому середовищі, визначено змістову характеристику,...

Литература Описание методики «Культурно-независимый тест интеллекта» iconДиагностический тест «Способности школьника»
Литература: Психологические аспекты деятельности классного руководителя / Составитель В. И. Петрушин, – М., 1998 г

Литература Описание методики «Культурно-независимый тест интеллекта» iconЛитература Выучить наизусть «Утес»
Лихошапко С. Д. стор. 109-110. Задание для самоперевірки. ІІ тест – выполнить на отдельных листах

Литература Описание методики «Культурно-независимый тест интеллекта» iconОлимпийская литература
Ббк 75. 717. 5я73 в учебнике дана детальная характеристика техники плавания и методики техничес

Литература Описание методики «Культурно-независимый тест интеллекта» iconТесты структуры интеллекта глава развитие интеллекта
Книга предназначена для психологов, педагогов философов и других специалистов в области гуманитарных наук

Литература Описание методики «Культурно-независимый тест интеллекта» iconMw summer Schools Цена за неделю
В стоимость включено: Обучение 15/23 урока в неделю, Вступительный тест, Учебные материалы, Сертификат о прохождении курса, Проживание...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<