Тесты структуры интеллекта глава развитие интеллекта




НазваниеТесты структуры интеллекта глава развитие интеллекта
страница1/21
Дата публикации03.11.2013
Размер3.15 Mb.
ТипТесты
uchebilka.ru > Психология > Тесты
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Онлайн Библиотека http://www.koob.ru



Российская академия наук

Институт психологии

______________________________________________________

Владимир Николаевич Дружинин

Психология и психодиагностика общих способностей.


Москва 1994


Исследования проведены при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект N 93-06-10805) и фонда Сороса (гранд N ZZ 5000/395).
В.Н.Дружинин. Психология общих способностей. Москва, Издательство “Наука”. 1994 г.

В монографии излагаются результаты исследований отечественных и зарубежных психологов в области психологии общих познавательных способностей (интеллекта, креативности, обучаемости). Приводятся данные, полученные автором и его сотрудниками в ходе исследований развития способностей, изучения их структуры, а также при разработке психодиагностических методик. Особое внимание уделено проблеме отношений общего интеллекта и творческих способностей. Книга предназначена для психологов, педагогов философов и других специалистов в области гуманитарных наук.

 Дружинин Владимир Николаевич, 1994 г.

 Издательство “Наука”, 1994 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ.

1.1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ

1.2. ПРОБЛЕМЫ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ИНТЕЛЛЕКТ, ОБУЧАЕМОСТЬ, КРЕАТИВНОСТЬ)

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

2.1. ФАКТОРНЫЕ МОДЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТА

2.2. МОДЕЛЬ К.СПИРМЕНА

2.3. МОДЕЛЬ Л.ТЕРСТОУНА

2.4. МОДЕЛЬ ДЖ.ГИЛФОРДА

2.5. МОДЕЛЬ Р.КЭТТЕЛЛА

2.6. ДРУГИЕ ИЕРАРХИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ (С. БАРТ, Д.ВЕКСЛЕР, Ф.ВЕРНОН, Л.ХАМФРЕЙС).

ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА

3.1. ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

3.2. ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА

3.3. ТЕСТ Д. ВЕКСЛЕРА

3.4. ТЕСТЫ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА

ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

4.1.ПСИХОГЕНЕТИКА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ

4.2. ВЛИЯНИЕ CРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

4.3. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА И СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ

ГЛАВА 5. ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ

5.1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

5.2. СПОСОБНОСТИ ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ

5.3. ЛИЧНОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ

ГЛАВА 6. СУБЪЕКТИВНАЯ ПАРАДИГМА В ИССЛЕДОВАНИИ СПОСОБНОСТЕЙ.ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ.

ГЛАВА 7. ОБЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

7.1. ТВОРЧЕСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

7.2. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТИ К ТВОРЧЕСТВУ. КОНЦЕПЦИЯ РЕДУКЦИИ К ИНТЕЛЛЕКТУ

7.3. ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

7.4. КРЕАТИВНОСТЬ И ЕЕ ДИАГНОСТИКА

ГЛАВА 8. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

8.1. ПСИХОГЕНЕТИКА КРЕАТИВНОСТИ

8.2. ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ И ОБУЧАЕМОСТЬ

8.3. ОБУЧАЕМОСТЬ, КРЕАТИВНОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ.



В основе этой книги - курс лекций, который читал автор на факультете психологии МГУ им. Ломоносова и факультете начальных классов МПГУ. Общение со слушателями, помимо того что оно упорядочивает собственные мысли, является стимулом к написанию текста: легче отослать студента к соответствующей странице, чем пересказывать ее с неизбежными искажениями.

Однако я избегал при изложении материала позиции "сверху - вниз", а также старался не прибегать к обычной для лектора популяризации, объяснению терминологии, "азов" и т.д. Мысленный разговор с равным, то есть с читателем, который уже владеет соответствующим профессиональным языком, всегда интереснее и продуктивнее. Книга, хотя и является монологом в форме письменной речи, - часть непрерывного диалога между членами профессионального сообщества. Итак - книга написана для специалистов - психологов. Я постарался изложить в основном факты, прибегая к их собственным теоретическим интерпретациям лишь по мере необходимости. Соблюдена ли эта мера - судить читателю. Хочу извиниться за отрывочность изложения: она вызвана как субъективными причинами (трудно было найти смысловые связи между различными кусками информации), так и объективными - очевидной неполнотой наших знаний о психических способностях.

Существованием и развитием психологии способностей как научного направления в советский период жизни отечественной психологии мы обязаны, в первую очередь, Б.М.Теплову и его школе.

При всем моем равнодушии к психофизиологической парадигме, в пределах которой идут исследования отечественной школы дифференциальной психофизиологии, нельзя не отдать должное добросовестности исследователей, богатству фактических результатов и методических находок.

Второе имя - имя К.К.Платонова, чья книга "Проблемы способностей" долгое время оставалась главным руководством для преподавателей и практических психологов. Хотя К.К.Платонов был в большей мере популяризатором, чем теоретиком, и в большей мере практиком, нежели экспериментатором и методистом (что сказалось на содержании его монографии), роль его работы в возрождении и поддержании интереса психологов к психологическим и прикладным проблемам способностей очень велика.

В 60 - 70-ые годы исследовательская работа в области психологии способностей разделилась на ряд частных направлений: изучение математических, технических, литературных и прочих способностей, которые стали именоваться по роду деятельности, а не по чисто психологическим основаниям.

И в этой связи В.Д.Шадрикову отечественная психология обязана формулировкой и осуществлением ряда исследовательских программ в области профессиональных и общих способностей, а главное - возобновлением работы по осмыслению теоретических оснований психологии общих способностей.

Можно было бы назвать не один десяток российских исследователей, внесших свой вклад в разработку проблем психологии и психодиагностики способностей. Частично это и сделано в книге. Авторы, чьи работы я по случайности или по неведению не упомянул, надеюсь, простят меня.

Книга посвящена, как следует из названия, проблемам психологии и психодиагностики общих способностей, поэтому в ней нет изложения исследований и разработок в области психологии специальных способностей, психологии профессиональных способностей и т.д. Меньше, чем хотелось бы, уделено внимания общим проблемам психодиагностики. Практически не удалось осветить проблему обучаемости. Автор не специалист в этой области, но труды отечественных и зарубежных педагогических психологов содержат достаточно соответствующей информации.

Автор благодарит аспирантов и сотрудников лаборатории психологии способностей Института психологии РАН, чьи исследования дали материал для книги: Е.Г.Алиеву, А.Н.Воронина, Т.В.Галкину, Н.М.Гнатко, Е.Ю.Самсонову, Н.В.Хазратову, Л.Г.Хуснутдинову, А.Э.Чернина, Ф.М.Юсупова.

^ Особо хочу поблагодарить за помощь в подготовке рукописи к печати А.Б.Барсукову, О.Л.Головину и Е.В.Толоконникову.

Большую поддержку автору в издании книги оказал “Независимый центр региональных образовательных и социальных программ” под руководством Т.А.Ереминой. Центр проводит большую работу по программе индивидуализации обучения на основе личностно-ориентированных учебных планов.

Я надеюсь, что эта книга будет полезна для педагогов и школьных психологов, которые стремятся учитывать результаты психологии способностей в своей работе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тесты структуры интеллекта глава развитие интеллекта iconКнига под названием "Психология интеллекта"
Психология интеллекта, понимаемая как особая форма равновесия, к которой тяготеют все познавательные процессы, ставит такие проблемы,...

Тесты структуры интеллекта глава развитие интеллекта iconЗаконом интеллектуализации или «оразумления» космоса
Хх и XXI веков автор называет Большим Соционоосферно-кооперационным Взрывом, определяющим качественный скачок в эволюции ноосферы....

Тесты структуры интеллекта глава развитие интеллекта iconНекоторые аспекты философии искуственного интеллекта
В настоящее время в развитии философии искусственного интеллекта обсуждению подлежат два основных аспекта

Тесты структуры интеллекта глава развитие интеллекта iconЛитература Описание методики «Культурно-независимый тест интеллекта»
«Культурно-независимый тест интеллекта» Р. Кеттелла впервые был издан США в 1949 году Институтом личностного тести­рования и тестирования...

Тесты структуры интеллекта глава развитие интеллекта iconПерспективы использования искусственного интеллекта в дистанционном...
Вуз. Все течет, все меняется, говорит пословица. Но все же что-то важное остается неизменным. Так чему учить и что возможно в дистанционной...

Тесты структуры интеллекта глава развитие интеллекта iconМетодические рекомендации Предисловие Глава Методические рекомендации к разделу «Здоровье»
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта

Тесты структуры интеллекта глава развитие интеллекта iconСценарий на последний звонок Звучит сигнал; без остановки звучит...
«Марш Интеллекта», на вступительном проигрыше по ступенькам спускается хор и выстраиваются перед микрофонами; на финальном проигрыше...

Тесты структуры интеллекта глава развитие интеллекта iconЭмоциональное лидерство искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта
Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки;...

Тесты структуры интеллекта глава развитие интеллекта icon1 тур конкурс капитанов «Веселые вопросы»
Привитие интереса к математике как элементу общечеловеческой культуры; популяризация среди учащихся занимательных задач, развитие...

Тесты структуры интеллекта глава развитие интеллекта iconУроках математики
Не один год начальная школа работает по новому Госстандарту, который направлен на не на учение, а на обучение; не на знание, а на...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<