Психологический тренинг методический сборник




НазваниеПсихологический тренинг методический сборник
страница1/7
Дата публикации05.11.2013
Размер0.63 Mb.
ТипПояснительная записка
uchebilka.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7


Отдел образования Джанкойской райгосадминистрации
Учебно-методический центр


Мельниченко О.И.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК

Джанкойский район

2007

Составитель

Мельниченко Оксана Игоревна,

Методист-психолог учебно-методического центра

Джанкойского районного отдела образования
Рецензент:

Петров Игорь Константинович,

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой

практической психологии ТГФ «Национальный педагогический

университет М. П. Драгоманова»
^ Редактирование, верстка:

А.Н.Ошмарин,

методист учебно-методического центра

Джанкойского районного отдела образования.
96100,г.Джанкой, ул.Интернациональная,62

учебно-методический центр

Джанкойского районного отдела образования

(РУМЦ)
Телефон (8-264) 3-50-88
2007г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ..............................................................................................................3

Раздел 1. Что важно знать о тренинге ....................................................................................... 4

Что такое тренинг? .......................................................................................................... 4

Подготовка тренинга....................................................................................................... 5

Структура тренинга ....................................................................................................... 6

Оценивание тренинга ................................................................................................... 7

Раздел 2. Сумка тренера ........................................................................................................... 8

Тренинг «Неправильное воспитание: что это?» ....................................................... 8

Трениг «Шаг навстречу» ............................................................................................ 10

Тренинг «Путь к успеху» ...............................................................................................15

Тренинг «Особенности культуры взаимоотношений между родителями

и детьми ........................................................................................................................ 19

Тренинг «Знать, чтобы жить!» ..................................................................................... 21

Тренинг «Подростки должны знать свои права» ....................................................... 23

Тренинг «Конфликты в нашей жизни» ....................................................................... 27

Литература ...................................................................................................................................34
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В методическом сборнике раскрывается значение понятия психологического тренинга, четко определены его атрибуты, подготовка и структура тренингового занятия.

Целью разработки является оказание помощи молодым специалистам-психологам в подготовке и проведении психологического тренинга, как одного из направлений коррекционно-развивающей работы. Таким образом, сборник представляет собой объединение теории и методических рекомендаций осуществления тренинговой работы практического психолога.

Материалы сборника будут полезны практическим психологам, социальным педагогам, студентам психологических факультетов.

^ РАЗДЕЛ 1. ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О ТРЕНИНГЕ.

ЧТО ТАКОЕ ТРЕНИНГ?
Тренинг (от англ. to train) – учить, тренировать.

Тренинг – это запланированный процесс, предназначенный дать или пополнить знания и навыки.

Социально-психологический тренинг – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Тренинг делового общения – вид социально-психологического тренинга, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, на коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения при профессиональной деятельности

Тренинг – это одновременно:

- интересный процесс познания себя и других;

- общение;

- эффективная форма приобретения знаний;

- обогащение опыта;

- конкретные рекомендации.

Для того чтобы провести тренинг необходимо наличие следующих атрибутов:




  1. ^ Цель тренинга должна быть сформулирована согласно теме тренинга.

  2. Участники – тренинговая группа – это специально созданная группа людей. Группа обычно включает 15-20 человек (такое количество людей позволяет оптимально использовать время и эффективно обучать людей).

  3. Содержание – определяется исходя из цели тренинга.

  4. Методы – способы реализации цели тренинга. В тренинге используются различные методы. Их разнообразие объясняется особенностями восприятия человека.

^ Человек запоминает:

10% прочитанного

20% услышанного

30% увиденного

50% услышанного и увиденного

80% сказанного

90% сказанного и сделанного

К основным методам тренинговой работы относятся: мини-лекция,

интерактивная лекция, демонстрация, дискуссия, анализ конкретной ситуации, индивидуальные задания, групповые задания, ролевая игра, презентация, круглый стол, мозговой штурм, обсуждение.

  1. Условия – место проведения (помещение в котором могут удобно разместиться стулья, поставленные кругом, столы для работы в группах, доска или флип-чарт); материалы и оборудование (ручки, бумага, раздаточная информация, маркеры, фломастеры, скотч, ножницы, клей, бейджи, стикеры, папки, ватманы и др.); время начала тренинга, продолжительность тренинга (от 1,5 -2 часов до нескольких недель).

  2. Педагог-тренер – от умений педагога-тренера, его квалификации зависит успех и эффективность тренинга. Тренер руководит процессом тренинга, предоставляет информацию, помогает участникам систематизировать знания и приобрести необходимые навыки. Успешного ведущего тренингов характеризуют: активная жизненная позиция, позитивное отношение к себе и людям, владение навыками эффективного общения и работы с группой, хорошее владение материалом тренинга, постоянное совершенствование своих знаний и умений.



^ ПОДГОТОВКА ТРЕНИНГА



Готовиться к тренингу необходимо в три этапа и:

- определить содержание работы;

- составить план проведения занятий;

- детально разработать процесс ведения тренинга в соответствии с его структурой.
^ ЭТАП 1.Составить четкое представление содержания тренинга:

- тема;

- цель;

- Опыт и уровень знаний участников;

- ожидаемые результаты;

- содержание тренинга;

- продолжительность;

- методы (сумка тренера).
^ ЭТАП 2. Разработка плана проведения тренинговых занятий.

На первом листе плана приводятся такие данные:

Название тренинга

Цель тренинга

Ожидаемые результаты

Характеристика группы участников

Название занятия

Основные обучающие методы

Раздаточный материал (книги, пособия, тексты, рисунки, таблицы, плакаты)

Наглядный материал (рисунки, таблицы, плакаты)

Техническое оборудование и аппаратура

Особенные условии (если необходимо) проведения тренинга

Текст плана состоит из вступления, где должно быть отражено следующее:

- организация процедуры знакомства участников;

- хозяйственные вопросы (место для перерыва, удовлетворение гигиенических потребностей участников, порядок использования мобильных телефонов и др.);

- общий просмотр тренингового курса;

- общий просмотр первого занятия.

Далее в тексте отображается содержание занятия и методы:

- детальное описание темы;

- время, отведенное для оценивания каждой темы;

- особенности использования технических средств;

- особенности использования разных методов обучения.

В тексте плана также отображается порядок подведения итогов тренинга, упражнения, которые будут выполняться в конце тренинга. К плану прилагаются приложения, которые содержат все необходимые дополнительные материалы тренинга.

Последовательность разработки плана занятия:

- выбор материалов занятия и их описание в нужной последовательности;

- выбор методов для каждого элемента занятия;

- определение времени для каждого элемента занятия;

- определение временных ограничений перерывов;

- предусмотрение времени в начале каждого дня для анализа основных достижений, ответов на вопросы по материалу предыдущего дня;

- предусмотрение времени в конце каждого дня для ответов на вопросы по материалу;

- предусмотрение времени в конце тренинга для ответов на вопросы по материалу.
ЭТАП 3. Детальная отработка процесса ведения тренинга согласно его структуры.


^ СТРУКТУРА ТРЕНИНГА
В общем виде структура тренингового занятия состоит из трех основных частей:

- вступительная часть

- основная часть

- заключительная часть.

Каждая часть имеет свои характерные особенности и элементы.

Структура тренинга


Части тренинга

Этапы тренинга

Рекомендуемое время, % общего времени

Общая продолжительность

Вступление

Вступление


5

До 15 мин. Для тренингов продолжительностью 1,5 – 3 часа. До 30 мин. Для 6-8 часовых тренингов

Знакомство


5

Принятие или повторение правил

5

Ожидания

5

Основная

Оценка уровня информированности участников

5-10

Рассчитывается как разность общего времени тренинга и времени, необходимого для вступления и заключения

Актуализация проблемы

10-30

Получение информации, усвоение знаний

20-40

Развитие практических навыков

20-60

Заключение

Подведение итогов работы

5

До 15 мин. Для тренингов продолжительностью 1,5 – 3 часа. До 30 мин. Для 6-8 часовых тренингов



Оценка полученного опыта

5

Рефлексия и прощание

5

Определенные части тренинговых занятий включают определенные компоненты (упражнения), которые в ходе тренинга приобретают статус ритуала: вступление, правила, знакомство, ожидания, информационное сообщение, руханки, оценка-анализ, прощание.

^ ОЦЕНИВАНИЕ ТРЕНИНГА
Оценивание является важной частью тренинга, так как позитивные или негативные замечания других людей помогают узнать, как улучшить обучение, как воспринимаются примененные стиль и методы работы.

Цель оценивания тренинга заключается в том, чтобы определить:

- достигли ли тренер и участники поставленной цели тренинга;

- какие составляющие и методики наиболее (наименее) эффективные;

- какие потребности участников необходимо удовлетворить;

- какие действия необходимо осуществлять далее в процессе обучения.

Для оценивания тренинга нужно решить:

- что будет оцениваться;

- когда будет проходить оценивание (до или после);

- как будет проходить оценивание;

- кто будет оценивать.

Для оценки тренинга чаще используется анкетирование на «входе» и «выходе». При составлении анкет необходимо учитывать: вопросы должны раскрывать как процесс тренинга, так и содержание, анкетирование должно быть анонимным, количество вопросов не должно превышать 5-6.

Образец

Анкета оценки тренинга

  1. Как вы оцениваете тренинг? 5 4 3 2 (подчеркнуть)

  2. Что вам понравилось больше? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Что бы Вы хотели поменять в тренинге на будущее?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие личностные качества Вы усовершенствовали или приобрели?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


^ РАЗДЕЛ 2. СУМКА ТРЕНЕРА
ТРЕНИНГ «Неправильное воспитание: что это?

Цель: проанализировать причины нарушения поведения детей; расширить психолого-педагогический взгляд по вопросам позитивного воспитания в семье, способствовать формированию правильных подходов в семейном общении на уровне «родители-дети».

Оборудование: листы бумаги форматы А1 – 3 шт., плакат «Ожидания», фломастеры, маркеры, ножницы, цветная бумага, клей, стикеры.

Время: 1ч. 20 мин.

Ход тренинга:

I Вступительная часть.

  1. Знакомство «Фраза» (5 мин).

Передавая друг другу мяч, необходимо обратиться к участнику по имени и закончить фразу: «Я хочу сказать тебе, что сегодня ты…».

  1. ^ Принятие правил работы в группе. (5 мин).

Для того чтобы достичь гармонии в работе, необходимо выработать правила работы, которыми будут руководствоваться участники группы.

Группа методом «мозгового штурма» составляет правила эффективного взаимодействия, которые заимствуются на плакате.

  1. ^ Ожидания «Цветущее поле» (5 мин).

Тренер раздает каждому участнику стикер в виде цветочка и предлагает: «На своем цветке каждый должен записать свои ожидания от сегодняшнего занятия (1 мин).

Затем участники по очереди зачитывают свои ожидания и крепят их на плакат с изображением поля.

Такое цветущее поле украсит нашу аудиторию.

II Основная часть.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психологический тренинг методический сборник iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Психологический тренинг...

Психологический тренинг методический сборник iconПсихологический тренинг для учителей
Тренинг помогает обратить внимание педагогов на распределение своей психической энергии, выработать и такие качества, как позитивное...

Психологический тренинг методический сборник iconВ помощь практическому психологу методический сборник
Пояснительная записка

Психологический тренинг методический сборник iconРасписание занятий 10-ти дневного фитнес-тура
Ознакомительная беседа о здоровом питании и фитнесе, психологический тренинг, сеанс ароматерапии

Психологический тренинг методический сборник iconКоммунальное учреждение «северодонецкий методический центр» Сборник рекомендаций
Предлагаем вам вслушаться в формулу любви, выведенную американским психологом Россом Кэмпбеллом

Психологический тренинг методический сборник iconКоммунальное учреждение «северодонецкий методический центр» Сборник рекомендацій
Предлагаем вам вслушаться в формулу любви, выведенную американским психологом Россом Кэмпбеллом

Психологический тренинг методический сборник iconПсихологический тренинг сплочения
Условия проведения: необходимо пространство, позволяющее обеспечить безопасность детей, например, спортивный зал. Для ведущего необходимо...

Психологический тренинг методический сборник iconКоммунальное учреждение «северодонецкий методический центр» Сборник рекомендацій
От благополучия его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе,...

Психологический тренинг методический сборник iconКрасножонская централизованная библиотечная система Краснодонская...
Имидж современной библиотеки. Игровая форма обучения библиотечного персонала – тренинг с элементами конкурса

Психологический тренинг методический сборник iconДанный учебно-методический комплекс содержит методические рекомендации...
Учебно-методический комплекс «Экономический анализ» для студентов экономического факультета заочной формы обучения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<