Скачать 0.63 Mb.
|
Отдел образования Джанкойской райгосадминистрации Учебно-методический центр Мельниченко О.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК Джанкойский район 2007 Составитель Мельниченко Оксана Игоревна, Методист-психолог учебно-методического центра Джанкойского районного отдела образования Рецензент: Петров Игорь Константинович, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической психологии ТГФ «Национальный педагогический университет М. П. Драгоманова» ^ А.Н.Ошмарин, методист учебно-методического центра Джанкойского районного отдела образования. 96100,г.Джанкой, ул.Интернациональная,62 учебно-методический центр Джанкойского районного отдела образования (РУМЦ) Телефон (8-264) 3-50-88 2007г. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ..............................................................................................................3 Раздел 1. Что важно знать о тренинге ....................................................................................... 4 Что такое тренинг? .......................................................................................................... 4 Подготовка тренинга....................................................................................................... 5 Структура тренинга ....................................................................................................... 6 Оценивание тренинга ................................................................................................... 7 Раздел 2. Сумка тренера ........................................................................................................... 8 Тренинг «Неправильное воспитание: что это?» ....................................................... 8 Трениг «Шаг навстречу» ............................................................................................ 10 Тренинг «Путь к успеху» ...............................................................................................15 Тренинг «Особенности культуры взаимоотношений между родителями и детьми ........................................................................................................................ 19 Тренинг «Знать, чтобы жить!» ..................................................................................... 21 Тренинг «Подростки должны знать свои права» ....................................................... 23 Тренинг «Конфликты в нашей жизни» ....................................................................... 27 Литература ...................................................................................................................................34 ^ В методическом сборнике раскрывается значение понятия психологического тренинга, четко определены его атрибуты, подготовка и структура тренингового занятия. Целью разработки является оказание помощи молодым специалистам-психологам в подготовке и проведении психологического тренинга, как одного из направлений коррекционно-развивающей работы. Таким образом, сборник представляет собой объединение теории и методических рекомендаций осуществления тренинговой работы практического психолога. Материалы сборника будут полезны практическим психологам, социальным педагогам, студентам психологических факультетов. ^ ЧТО ТАКОЕ ТРЕНИНГ? Тренинг (от англ. to train) – учить, тренировать. Тренинг – это запланированный процесс, предназначенный дать или пополнить знания и навыки. Социально-психологический тренинг – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Тренинг делового общения – вид социально-психологического тренинга, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, на коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения при профессиональной деятельности Тренинг – это одновременно: - интересный процесс познания себя и других; - общение; - эффективная форма приобретения знаний; - обогащение опыта; - конкретные рекомендации. Для того чтобы провести тренинг необходимо наличие следующих атрибутов: ![]()
^ 10% прочитанного 20% услышанного 30% увиденного 50% услышанного и увиденного 80% сказанного 90% сказанного и сделанного К основным методам тренинговой работы относятся: мини-лекция, интерактивная лекция, демонстрация, дискуссия, анализ конкретной ситуации, индивидуальные задания, групповые задания, ролевая игра, презентация, круглый стол, мозговой штурм, обсуждение.
^ Готовиться к тренингу необходимо в три этапа и: - определить содержание работы; - составить план проведения занятий; - детально разработать процесс ведения тренинга в соответствии с его структурой. ^ .Составить четкое представление содержания тренинга: - тема; - цель; - Опыт и уровень знаний участников; - ожидаемые результаты; - содержание тренинга; - продолжительность; - методы (сумка тренера). ^ Разработка плана проведения тренинговых занятий. На первом листе плана приводятся такие данные: Название тренинга Цель тренинга Ожидаемые результаты Характеристика группы участников Название занятия Основные обучающие методы Раздаточный материал (книги, пособия, тексты, рисунки, таблицы, плакаты) Наглядный материал (рисунки, таблицы, плакаты) Техническое оборудование и аппаратура Особенные условии (если необходимо) проведения тренинга Текст плана состоит из вступления, где должно быть отражено следующее: - организация процедуры знакомства участников; - хозяйственные вопросы (место для перерыва, удовлетворение гигиенических потребностей участников, порядок использования мобильных телефонов и др.); - общий просмотр тренингового курса; - общий просмотр первого занятия. Далее в тексте отображается содержание занятия и методы: - детальное описание темы; - время, отведенное для оценивания каждой темы; - особенности использования технических средств; - особенности использования разных методов обучения. В тексте плана также отображается порядок подведения итогов тренинга, упражнения, которые будут выполняться в конце тренинга. К плану прилагаются приложения, которые содержат все необходимые дополнительные материалы тренинга. Последовательность разработки плана занятия: - выбор материалов занятия и их описание в нужной последовательности; - выбор методов для каждого элемента занятия; - определение времени для каждого элемента занятия; - определение временных ограничений перерывов; - предусмотрение времени в начале каждого дня для анализа основных достижений, ответов на вопросы по материалу предыдущего дня; - предусмотрение времени в конце каждого дня для ответов на вопросы по материалу; - предусмотрение времени в конце тренинга для ответов на вопросы по материалу. ЭТАП 3. Детальная отработка процесса ведения тренинга согласно его структуры. ^ В общем виде структура тренингового занятия состоит из трех основных частей: - вступительная часть - основная часть - заключительная часть. Каждая часть имеет свои характерные особенности и элементы. Структура тренинга
Определенные части тренинговых занятий включают определенные компоненты (упражнения), которые в ходе тренинга приобретают статус ритуала: вступление, правила, знакомство, ожидания, информационное сообщение, руханки, оценка-анализ, прощание. ^ Оценивание является важной частью тренинга, так как позитивные или негативные замечания других людей помогают узнать, как улучшить обучение, как воспринимаются примененные стиль и методы работы. Цель оценивания тренинга заключается в том, чтобы определить: - достигли ли тренер и участники поставленной цели тренинга; - какие составляющие и методики наиболее (наименее) эффективные; - какие потребности участников необходимо удовлетворить; - какие действия необходимо осуществлять далее в процессе обучения. Для оценивания тренинга нужно решить: - что будет оцениваться; - когда будет проходить оценивание (до или после); - как будет проходить оценивание; - кто будет оценивать. Для оценки тренинга чаще используется анкетирование на «входе» и «выходе». При составлении анкет необходимо учитывать: вопросы должны раскрывать как процесс тренинга, так и содержание, анкетирование должно быть анонимным, количество вопросов не должно превышать 5-6. Образец Анкета оценки тренинга
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________ ^ ТРЕНИНГ «Неправильное воспитание: что это?” Цель: проанализировать причины нарушения поведения детей; расширить психолого-педагогический взгляд по вопросам позитивного воспитания в семье, способствовать формированию правильных подходов в семейном общении на уровне «родители-дети». Оборудование: листы бумаги форматы А1 – 3 шт., плакат «Ожидания», фломастеры, маркеры, ножницы, цветная бумага, клей, стикеры. Время: 1ч. 20 мин. Ход тренинга: I Вступительная часть.
Передавая друг другу мяч, необходимо обратиться к участнику по имени и закончить фразу: «Я хочу сказать тебе, что сегодня ты…».
Для того чтобы достичь гармонии в работе, необходимо выработать правила работы, которыми будут руководствоваться участники группы. Группа методом «мозгового штурма» составляет правила эффективного взаимодействия, которые заимствуются на плакате.
Тренер раздает каждому участнику стикер в виде цветочка и предлагает: «На своем цветке каждый должен записать свои ожидания от сегодняшнего занятия (1 мин). Затем участники по очереди зачитывают свои ожидания и крепят их на плакат с изображением поля. Такое цветущее поле украсит нашу аудиторию. II Основная часть. |
![]() | ![]() | Тренинг помогает обратить внимание педагогов на распределение своей психической энергии, выработать и такие качества, как позитивное... | |
![]() | Пояснительная записка | ![]() | Ознакомительная беседа о здоровом питании и фитнесе, психологический тренинг, сеанс ароматерапии |
![]() | Предлагаем вам вслушаться в формулу любви, выведенную американским психологом Россом Кэмпбеллом | ![]() | Предлагаем вам вслушаться в формулу любви, выведенную американским психологом Россом Кэмпбеллом |
![]() | Условия проведения: необходимо пространство, позволяющее обеспечить безопасность детей, например, спортивный зал. Для ведущего необходимо... | ![]() | От благополучия его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе,... |
![]() | Имидж современной библиотеки. Игровая форма обучения библиотечного персонала – тренинг с элементами конкурса | ![]() | Учебно-методический комплекс «Экономический анализ» для студентов экономического факультета заочной формы обучения |