Методы профориентологии




Скачать 44.28 Kb.
НазваниеМетоды профориентологии
Дата публикации08.11.2013
Размер44.28 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы
МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТОЛОГИИ
В процессе профориентационной работы применя­ются следующие методы:

  1. Объективные тесты с выбором ответа. К ним относятся интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей, а также тесты достижений, определяю­щие уровень знаний, умений и навыков.

  2. Тесты-опросники, диагностирующие черты лич­ности и направленность: интересы, установки, отноше­ния, ценностные ориентации.

  3. Методики субъективного шкалирования и са­мооценки, предусматривающие оценку каких-то объек­тов внешнего мира, людей, событий своей жизни либо себя самого. Консультируемому предлагают определенные шкалы в словесной, числовой или графической форме для оценки и шкалирования. К этой группе относятся методика самооценки Дембо-Рубинштейна, семантический дифференциал, методики ранжирования (тест Люшера), сортировки (каузометрия) и др.

  4. Интерактивные методики. В эту группу входят психологическая беседа (интервью), являющаяся методом прямого взаимодействия и поэтому сочетающая сбор информации с психолого-педагогическим взаимо­действием; ролевая игра, которая, так же как и беседа, относится к коррекционно-диагностическим методам.

  5. Проективные методики, построенные главным образом на интерпретации ответов клиента на внешне нейтральные вопросы, его реакций на ситуации, допускающие множественность возможных суждений при восприятии. По этим ответам и реакциям психолог-консультант судит о глубинных мотивах поведения, жизненно и профессионально значимых событиях, личностных смыслах и т. д. Наиболее известные проективные тесты: «Незаконченные предложения», анализ продуктов деятельности (психобиография), темати­ческий апперцептивный тест и др.

  6. Стандартизированное аналитическое наблю­дение, характеризуемое наличием цели и предмета на­блюдения, процедурной схемы, выделенными признаками наблюдения и способами их регистрации. На основании анализа признаков наблюдения производит­ся интерпретация поведения и принимается решение.

^ 7. Приборные психофизиологические методики, при­меняемые в основном в целях профотбора. С их помощью регистрируют физиологические индикаторы: дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т. п.

К этой группе психодиагностических методик от­носятся также аппаратурные поведенческие методи­ки. С их помощью диагностируют элементарные пси­хические функции (скорость реакции, чувство равно­весия, психомоторную реакцию) и свойства нервной системы. Разновидностью аппаратурных методик яв­ляются тесты-тренажеры для диагностики определен­ных профессиональных умений.

Рассмотренные группы методов психодиагностики позволяют осуществить сбор информации, необходи­мой для оказания профориентационной, профконсуль-тационной помощи. Совокупность конкретных методов диагностики, направленных на решение профконсуль-тационной проблемы, определяет психодиагностичес­кое поле деятельности профориентолога (табл.1)

Таблица 1 Психодиагностическое поле профориентологии

Проблема гтрофконсультирования

Методы психодиагностики

1

2

Профессиональное самоопределение

Тесты-опросники: ДДО Е.А. Климова; опросники про­фессиональных интересов; тесты интеллекта: тест Амтхауэра, ШТУР, тест Векслера и др.

Тесты специальных способностей. Методики субъективного шкалиро­вания: тесты Люшера, Сонди, юмо­ристических фраз и др., беседа, ин­тервью

Профессиональная пригодность

Приборные психофизиологические и аппаратурные поведенческие ме­тодики. Тесты интеллекта, специ­альных способностей. Тесты дос­тижений

Профессиональная адаптация


Стандартизированное аналитиче­ское наблюдение, тесты-опросники. Проективные методики: «Заверше­ние предложения», цветовой тест Люшера, ТАТ, фрустрационный тест Розенцвейга, графические про­ективные методики и др.


Реализация профес­сионально-психологического по­тенциала


Объективные тесты интеллекта и креативности, тесты достижений, способностей. Опросники: потреб­ность в достижении, самоотноше­ние. Методики шкалирования и самооценки. Стандартизированное аналитическое наблюдение. Психо­логическая беседа, интервью


Профессиональный рост, карьера


Объективные тесты интеллекта, креативности.

Тесты достижений, самоотношения. Проективные методики: «Заверше­ние предложения», ТАТ, фрустра­ционный тест Розенцвейга, цветовой тест Люшера, графические проек­тивные методики. Методики шкали­рования: семантический дифферен­циал, методики определения само­оценки, уровня притязаний и др.

Профессиональные деструкции (стагнация, кризисы, конфликты)


Тесты-опросники: ММРУ, тест Кеттелла. Психобиография, каузометрия. Проективные методики: фрустрационный тест Розенцвейга. Методы шкалирования: репертуар­ные решетки Келли, методики оп­ределения самооценки, семантиче­ского дифференциала и др.


Профессиональная реабилитация


Патохарактерологический диагно­стический опросник А.Личко. Про­ективные методики рисуночной фрустрации Розенцвейга, графиче­ского проектирования. Тесты ин­теллекта, достижений и специаль­ных способностей. Методики субъ­ективного шкалирования: тесты Люшера, Сонди. Психологическая беседа (интервью), стандартизиро­ванное наблюдение и др.




При проведении психодиагностики профориентолог, психолог, профконсультант обязательно должен иметь четкое представление о цели консультации, уметь подобрать эффективный диагностический инст­рументарий, произвести отбор наиболее важных мате­риалов, обработать, проанализировать и интерпрети­ровать данные, установить психологический диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить со­держание психокоррекционных и развивающих ме­роприятий с клиентом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методы профориентологии iconЛекция методы определения важности требований, предъявляемых к сзи
Уэя, Саати, Коггера и Ю, методы наименьших квадратов, ранговые методы). Методы обработки информации в произвольных шкалах (методы...

Методы профориентологии iconМодели и методы управления
Конкретные или специфические методы: методы управления функциональными подсистемами организации, методы выполнения функций управления,...

Методы профориентологии iconТесты по содержательной линии школьного курса информатики
Методы обучения подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля

Методы профориентологии iconТемы контрольных работ
...

Методы профориентологии iconМетоды Рунге-Кутта
Данные методы являются численными. На практике применяются методы Рунге-Кутта, обеспечивающие построение разностных схем (методов)...

Методы профориентологии iconМикроскоп. Микроскопическое оборудование
Знать: Предмет, методы, задачи гистологии, методы изучения живых объектов, гистохимические, и другие методы исследований. Принципы...

Методы профориентологии iconМетоды решения слау
Если операции реализуются точно, то и решение будет точным (поэтому к классу прямых методов применяют еще название точные методы)....

Методы профориентологии iconМикроскоп. Микроскопическое оборудование. Гистологическая техника
Знать: Предмет, методы, задачи гистологии, методы изучения живых объектов, гистохимические, и другие методы исследований. Принципы...

Методы профориентологии iconПрограммы исследовательской работы Объект исследования процесс обучения...
Предмет исследования методы обучения ( методы организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности; методы стимулирования...

Методы профориентологии iconЛекция 2 Тема: статистические методы обработки экспертной информации -численные оценки
Э и применять к ним методы математической статистики. Статистические методы позволяют определить согласованность мнений экспертов,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<