Реферат скачан с сайта allreferat wow ua




Скачать 319.26 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Дата публикации08.11.2013
Размер319.26 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Психология > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Психолого-педагогическая помощь трудным подросткам на уроках музыки и внеклассных занятий

Уральский Государственный Педагогический Университет Кафедра возрастной педагогики и педагогических технологий КУРСОВАЯ РАБОТА Психолого-педагогическая помощьтрудным подросткам на уроках музыки и внеклассных занятиях (на примере педагогической практики в школе №72)Научный руководитель: Исполнитель:старший преподаватель студентка 2 курсакафедры возрастной музыкально-педагогики и ПТ педагогическогоКороткова Т.А. факультета ЛипчакЕ.А. Екатеринбург 2000 Литература:1. А к и м о в а М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. Москва, 1992.2. А л м а з о в Б.Н. Оценка психической средовой адаптации трудновоспитуемых учащихся. Екатеринбург, 1993.3. А л м а з о в Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.4. А р а к е л о в а Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка. Москва, 1990.5. А м о н о ш в и л и Ш.А. Педагогическая симфония.6. Белкин А.С. Диагностика педагогической запущенности учащихся. Свердловск, 1979.7. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. Свердловск, 1973.8. Белкин А.С. Проступки можно предупредить. Свердловск, 1967.9. Белкин А.С. Система психолого-педагогических мероприятий по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений учащихся различных возрастных групп. Екатеринбург, 1993.10. Большой толковый социологический словарь.11. Б у я н о в М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. Москва, 1988.12. Б ю т н е р К. Жить с агрессивными детьми. Москва, 1991.13. В е р ц и н с к а я Н.Н. Работа с трудными детьми.14. Г у с е в В.Е. Творческий процесс и художественное восприятие. Ленинград, 1978.15. Д р о б и н с к а я А.О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Москва, 1999.16. З а х а р о в А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. Москва, 1993.17. И в а н о в И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994.18. И в а н о в И.П. Методика коммунарского воспитания. Рязань, 1994.19. К о р ч а к Я. Как любить ребёнка: книга о воспитании. Москва, 1990.20. К о ч е т о в А.И. Перевоспитание подростка. Москва, 1972.21. К р у т е ц к и й В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Москва, 1976.22. Л и ч к о А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Москва, 1973.23. М а к а р е н к о А.С. О воспитании. Москва, 1988.24. М а к с и м о в а Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков. Журнал “Вопросы психологии” №3, 1988.25. М и ж е р и к о в В.А. Психолого-педагогический словарь. Ростов-на- Дону, 1998.26. М и х а й л о в с к а я И.Б. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. Москва, 1990.27. М у д р и к А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. Москва, 1986.28. П о в а р н и ц ы н а Р.М. К а к работать с трудными подростками.29. Р ы д а н о в а И.И. Основы педагогики общения. Москва, 1998.30. С т е п а н о в В.Г. Психология трудных школьников. Москва, 1996.31. Ф е л ь д ш т е й н Д.И. Трудный подросток. Душанбе, 1972.32. Ф и л о н о в Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением. Москва, 1981.33. Ф р и д м а н Л.М. Психологическая наука - учителю. Москва, 1985.34. Ч е р е д н и ч е н к о В.И. Трудные дети и трудные взрослые. Москва, 1991.35. Щ у р к о в а Н.Е. Программа воспитания школьника. Журнал “Классный руководитель” №1, 1997. Моя педагогическая практика проходила в средней школе №72.Методическая тема школы: “Введение новых технологий вобразовательный процесс на основе дифференциации обучения ииндивидуального подхода”. ЦЕЛЬ: выявление и развитие способностей каждого ученика,формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой,творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниямисредней школы, способной адаптироваться к условиям жизни. Эта цель реализуется на основе введения в учебно-воспитательный процесс новых методик обучения, воспитания идиагностики уровня усвоения знаний и навыков создания условий длямаксимального раскрытия творческого потенциала учителя. ЗАДАЧИ:1. Формирование физически здоровой личности: . недопущение перегрузки учащихся в учебной ситуации; . оптимальная организация учебного дня недели с учётом санитарно- гигиенических норм и возрастных особенностей детей; . привлечение учащихся к спортивным секциям, спортивным праздникам.2. Развитие творческих способностей учащихся: . создание творческой атмосферы в школе путём организации кружков, факультативов по предметам; проведения предметных олимпиад, недель, научно-практических конференций; . привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.3. Формирование творчески работающего коллектива учителей: . обеспечение оптимальной нагрузки учителю; . совершенствование работы методических объединений, организация изучения новых методик обучения и диагностики качества обучения; . проведение семинаров, творческих отчётов, совещаний по обмену опытом; . стимулирование творческих поисков учителей.4. Организация учебно-воспитательного процесса: . совершенствование учебного плана и учебных программ; . развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей; . совершенствование методик и технологий обучения, особое внимание технологиям дифференцированного и личностно-ориентированного обучения.Доминирующая воспитательная цель:Отработка нравственных качеств личности, особо важных длясамоопределения школьника. ЗАДАЧИ: . прививать чувство гордости и любви к малой родине, патриотизм; . формировать у учащихся чувство собственного достоинства уважение к общечеловеческим ценностям; . прививать навыки нравственного поведения.Нравственное содержание заложено во все направления воспитательнойработы, оно является системообразующим компонентом воспитательнойработы школы №72, в том числе и в профилактике правонарушенийподростков. Это отражено в плане воспитательной работы классногоруководителя. [3]Первый день в школе начался с того, что мне предложили выучить заповеди учителя: - Не навреди. - Будь терпеливым и великодушным, умей прощать. - Имей чувство юмора. - Найди ключ к каждому. - Не используй отметку как средство наказания. - Не говори : “ не способен”, говори : “способности не раскрыты”. - Не забывай похвалить. - Умей признавать свои ошибки, но ошибайся редко. - Не навязывай ученику свою точку зрения. - Не добивайся успеха силой. - Будь автором своей системы методов. - Не имей любимчиков. Помни! Учитель учит других до тех пор, пока учится сам. Я считаю, что мне многому удалось научиться у учителя музыки Мартыновой Веры Валерьевны. Она работает в школе уже 18 лет и у неё 1 категория, а главное - она творчески подходит к своей работе. Тема моей курсовой работы” Психолого-педагогическая помощь трудным подросткам на уроках музыки и во внеклассной работе”. Уже на первом уроке в 5”В” классе по моим наблюдениям выделилось четверо “трудных ” детей. Я остановилась на двоих; девочке Алсу и мальчике Сереже. Алсу больше обратила на себя внимане своей внешностью, а Сережа - поведением. Я стала наблюдать за ними, завела дневники наблюдения, узнавать у других учителей –предметников какие проблемы у этих детей на их уроках, выписала себе сведения о Сереже и Алсу из классного журнала. В беседе с классным руководителем выяснилось, что Алсу воспитывает одна бабушка – пенсионерка, причем малограмотная. Она является опекуном Алсу. Девочка очень полная, но на лицо симпатичная, хотя не очень аккуратная. Она испытывает трудности в общении со сверстниками, потому что они её иногда дразнят, обзывают, Алсу то плачет, то дерется. Но она отходчивая, и остается доброй девочкой. Учиться ей трудно, бабушка помочь ей не в состоянии, но выручает продленная группа, где Алсу делает уроки. Жизнь у девочки нелегкая, она уже пережила трагическую смерть отца, которого сильно любила. Она помнит как его хоронили, он был одет в малиновый пиджак, поэтому Алсу долго все рисунки рисовала только красным карандашом. Несколько раз она говорила учителям, что чуть не спрыгнула с балкона. Надо сказать, что учителя к ней внимательны, стараются похвалить даже за незначительные достижения, так как понимают, что это для неё важно. Когда я подошла к ней и сказала, что хочу с ней познакомиться, она с радостью пошла на контакт .Алсу нельзя назвать трудным подростком в том смысле, что её поведение отклоняющееся, близкое к криминальному, хотя она и попала на учет в детскую комнату милиции еще в 3 классе, была в компании с теми, кто украл деньги и вместе тратили. Я говорю это потому, что по моим наблюдениям , находясь в зоне риска по условиям жизни, она воспитуемая девочка, хорошо поддается влиянию и очень важно, чтобы это влияние было положительным и добрым. Я присутствовала на беседе с Алсу инспектора ИДН, девочка заплакала и обещала не тратить никогда чужие деньги. После этого я с ней долго разговаривала, успокоила её, мы поиграли в игру “ последствия,” чтобы закрепить её обещание. Алсу доставала карточки с ситуациями и мы с ней разбирали, к чему может привести то или иное нарушение. Сережа, в отличие от Алсу, очень подвижный мальчик, непоседливый, не умеет сосредотачиваться, на уроках ведет себя возбужденно, не выполняет задания учителя. Это моё впечатление о нём после урока литературы. Сережу воспитывает одна мама, она кладовщик и целыми днями на работе.Сережа тоже ходит на продленку, иначе не будь ее в школе, Сережа вовсю бы уже прогуливал уроки и числился неуспевающим. Я сделала вывод, что для пятиклассников в школе обязательно должна быть организована группа с продленным днем. Например в общей сложности за три четверти Сережа пропустил по уважительной и неуважительной причине 152 урока. Таким образом недополучен некоторый объём знаний, который самостоятельно Сережа не восстановил бы. Занятия на продлёнке позволили ему не отстать от одноклассников, тем самым ему была оказана педагогическая помощь. В свободное от учебы время Сережа посещает секцию кик-боксинг, так как на первых же школьных организационных родительских собраниях ежегодно звучат рекомендации родителям занимать детей во внеурочное время, помогать детям найти интересное занятие, развивать их способности. С Сережиным темпераментом и неорганизованностью занятия спортом это то, что ему надо. Я несколько раз беседовала с Сережей. Сначала невозможно было понять, как он реагирует. Опущенная вниз голова не позволяла видеть его глаз. Потом я догадалась заговорить с ним о спорте, о том, что сама долго занималась в секции, что мне нравятся боевые искусства, и он пошел на контакт, стал рассказывать о том, что ему интересно. У Сережи по всем предметам тройки, кроме ИЗО, музыке, труду - 4 ( хорошо ), а по физкультуре - 5 ( отлично). Когда я впоследствии беседовала с учителем физкультуры, она вспомнила случай, когда в прошлом году юноша окончил школу с серебряной медалью, имея четверку только по физкультуре. По этому случаю были бурные дебаты в коллективе, но учитель никак не мог поставить юноше отлично. Звали его тоже Сережа. Вот такие коллизии бывают в педагогике. Следующий мой шаг был - составление характеристики на Алсу и Сережу. Характеристики эти по своему содержанию получились формальные, так как еще мало накоплено сведений, в дальнейшем они будут наполняться сведениями, расширяться, конкретизироваться. [прил.4] Для дальнейшего знакомства с внутренним миром моих подопечных я применила метод независимых характеристик. Я раздала анкеты на Алсу и Сережу учителю математики, родителю, другу, братьям и библиотекарю. Им предлагалось поставить оценки этим детям в пятибалльной системе по следующим направлениям: - отношение к учёбе; - отношение к труду; - отношение к людям; - отношение к семье;В результате составлена карточка нравственной направленностиучащегося.Фамилия, имя ребёнка|Направление |Учител|Родител|Друг |Брат |Библио|Средн.||наблюдений |ь |ь | | |теекар| || | | | | |ь |Балл. ||К учёбе | | | | | | ||К труду | | | | | | ||К людям | | | | | | ||К семье | | | | | | |Для того, чтобы лучше узнать мнение родителей о ребенке, япопросила на собрании заполнить анкеты. [прил.5]Дальнейшее изучение личности учащихся я проводила по памятке,заполняла которую вместе с классным руководителем в начале и вконце учебного года. [прил.6]Необходимо отметить, что и Сережа и Алсу добились определенныхуспехов в учебе. Алсу стала спокойней, аккуратней, по математикеу неё вышла четверка. После моих с ней тренингов по общению,она перестала гоняться за обидчиками, вызывая еще больший смех, а стала отвечать: “ Я знаю, что не такая,” и продолжает заниматьсясвоим делом. Но она продолжает меня часто спрашивать о том,хорошая ли она девочка. Сережа спокойней не стал, но на урокахбездельничает реже, стал учить стихи и правила, особенно послетого, как я с ним заключила устный и письменный договор, что он не будет расстраивать маму и своего тренера плохой учебой. Мамусвою Сережа любит как и все дети, а тренера очень уважает.Диагностику акцентуированных черт характера я провела методомтематической пиктограммы. Пиктограмма – рисуночное письмо, тематическая пиктограмма – рисунок на заданную тему, она основана на рисованиисеми суждений: - я и класс; - я и друзья; - я и близкий друг; - любимая игра; - любимый вид спорта; - отдых в семье; - это я ( автопортрет ). Нарисованные понятия 1,2,3 –это реакция группирования, 7 - этоотношение к себе.Методика: выдать чистый не линованый лист бумаги и простойкарандаш. На выполнение рисунка одного суждения отводится 3-4минуты, свою фигуру подчеркивать карандашем, чтобы определить гдеон находится. Анализ рисунков делает специалист психолог,рекомендации которого учитывает в своей работе педагог. [прил.7,8]На всех подростков, оказавшихся в зоне риска или обративших насебя внимание отклоняющимся поведением в школе заводится карточкаучёта. [прил.9] Последние несколько лет, надо это признать, ординарнаяшкола вместе с нашим обществом переживала смутные времена. Былиотменены существующие ранее требования к документации ( одно время не писали даже воспитательных планов), распалась системанравственных ценностей, ушли многие профессионалы из школы повозрасту или по материальным причинам, и школу начало лихорадить.Школу захлестнул шквал проблем организационных, нравственных,финансовых. Только благодаря некоторому консерватизму, да энтузиазмупедагогов-новаторов, школа устояла и сейчас переживает подъем, несмотря на все проблемы и трудности. Тема “Трудные подростки” в педагогике обозначалась, по-видимому, в связи с объективными обстоятельствами, грандиознымибедствиями, обрушившимися на Россию в начале уходящего века -революций, Первой мировой войны и Гражданской, затем ВеликойОтечественной. Огромное количество детей, оставшихся без родителей,или с одним родителем практически не по своей воле, а в силуобстоятельств попали в категорию трудных подростков. Кризисныйвозраст 12-13, 15-16 лет всегда в воспитании был “трудным” и длясамих детей, и для их родителей. Но при стабильном, благоприятномразвитии общества, устоявшейся нравственности в обществе, наличиисемейных традиций это лишь “трудный возраст”, но не целая армия“трудных подростков”, и не проблема безнадзорности и беспризорности, с которой пришлось столкнуться советской педагогике. В этомотношении бесценен опыт А.С. Макаренко. Но и в конце века,частично отдаваясь отголосками прошлой беспризорности, но в большейстепени порождённые демократическими реформами в России конца двадцатоговека, проблема “трудных подростков” не только не решилась, но углубиласьи приняла целый ряд отягчающих оттенков, таких как токсикомания,наркомания, детская проституция. В системе образования так же, как и вобществе, идёт ускоренный процесс расслоения на богатые, элитные, частныешколы и ординарные школы с обычным контингентом детей, когда в классе болееполовины учащихся можно отнести в зону риска, когда нет одного родителя,или оба родителя, но пьющие. Если к социальным составляющим прибавить ещёи психологический аспект, издержки педагогической некомпетентности илинепрофессионализма, так как в школе до 40% работают пенсионеры, отставшиеот современных требований, ещё часть учителей относится к работеформально, без души, другая часть ещё недостаточно опытная, или сильнозагруженная работой на две ставки - вот и постоянная подпитка, ростпроблемы как на дрожжах. Проблема “трудных подростков” актуальна не только потому,что их армия постоянно пополняется, принимает тяжёлые формы, но иещё потому, что эта проблема ложится на плечи тех, кто с нейсамостоятельно не справится. Оптимизм в этот вопрос вносит то, что открываются центры реабилитации, службы педагогической помощи, внекоторых школах есть специалисты - психологи, заместители поправовому воспитанию, социологи. Но это “лечение болезни”, а речьидёт о том, чтобы не допускать эту болезнь, то есть опрофилактике. И здесь есть решения. Одна из основных причинмассовости этой проблемы - это социальная среда. Подростки должныбыть заняты, организованы в общегосударственном масштабе, нужныкружки, секции, клубы, оздоровительные, трудовые, экологическиелагеря в системе, в единстве с воспитательными целями школ,общества и государства. В настоящее время и не менее важно восстановление институтасемьи. Государство должно помогать воспитывать своих маленьких граждан, но семья, очевидно, уже не будет носить тот патриархальный состав, какраньше, она приобретает различные виды. Современные технологиипредоставляют возможность иметь женщине ребёнка без участия мужчины, тоесть зачатие осуществляется искусственно, из пробирки - это семья. Матьили отец, оставшиеся с детьми - это семья. Разрешено усыновление детейдвумя мужчинами – гомосексуалистами. Это семья? Есть многодетные семьи итак далее. Хотя основная масса семей состоит из матери, отца и одного илидвух детей, но удельный вес нетрадиционных семей будет со временемувеличиваться, обостряя проблемы воспитания. И проблема здесь будет в том,чтобы родители знали и умели воспитывать правильно, а государствосоздавало условие для этого. И тогда от проблемы останется биологическая ипсихологическая составляющая, но это, конечно, в идеале. В жизни всегдавсё сложнее и многогранней. Итак резюме: . тема трудных подростков в условиях нестабильного общества становится очень актуальной; . эта тема будет оставаться актуальной ещё длительное время; . эта проблема напрямую затрагивает значительные слои населения; . проблема отягощается вовлечением подростков в наркоманию, алкоголизацию, безнравственное поведение; . решение этой проблемы требует грамотных, профессиональных педагогических кадров и государственной семейной политики; . необходима система детских организаций и общественных объединений (базирующихся на национальной идее). 2.1.Термин “трудный подросток” - один из самых неопределённых впсихологии подросткового возраста. Подростковый возраст как кризисная стадия развития личности скрыто предполагает, что всякий подросток- трудный, и для себя и для других.Биологические, психические и личностно-характерологические особенностиподростка, его неустоявшийся социальный статус, то есть самаситуация развития подростка, по своей сути предполагают кризисы,конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Болеераспространённое понимание этого термина - трудный подросток, несумевший преодолеть новый этап становления своего биологического ипсихосоциального развития, подросток, отклонившийся в своём развитиии поведении от общепринятой нормы. Сюда относят прежде всего детей с асоциальным поведением - нежелающих учиться или работать,нарушающих гражданские законы. Под педагогической запущенностью подростков понимаетсястойкое, отчётливо выраженное искажение нравственных представлений,невоспитанность чувств и навыков общественного поведения,обусловленные неблагоприятным влиянием микросреды и недостаткамиучебно-воспитательного процесса.2.2 Возникновение педагогической запущенности - длительный процесс,проходящий несколько стадий, соответствующих возрастным особенностямребёнка и доминирующим факторам его нравственного развития. ПЕРВАЯ - возникновение предпосылок педагогическойзапущенности, которые формируются преимущественно в дошкольныйпериод. Доминанта отклонений: недостаточное развитие индивидуально-психологических качеств (внимание, усидчивость, эмоциональнаяустойчивость, память) и слабая психолого-педагогическая подготовка кшколе (искажённая информация о ней, отсутствие элементарных учебныхнавыков - счёта, чтения). ВТОРАЯ - появление начальных форм отклонений в поведении,то есть негативного отношения к нормам и правилам классной жизни.Возникает у учащихся младших классов. Доминанта отклонений:отсутствие ситуации успеха в учебной и общественной деятельности,неумение выполнять требования педагога, слабость внутригрупповыхотношений. Проступки носят преимущественно ситуативный характер,осознаются слабо, но могут глубоко переживаться. ТРЕТЬЯ - стабилизация неблагоприятных тенденций в поведениишкольников. Возникает преимущественно у младших подростков (4-6классы). Простутки связаны с нарушениями норм жизни классногоколлектива, носят преимущественно ситуативный, в отдельных случаях - предметный характер. Школьник способен осознать нарушение норм,глубоко переживать, но не всегда умеет предвидеть отрицательныйрезультат своих действий. ЧЕТВЁРТАЯ - возникновение устойчивых признаков асоциальногоповедения. Характерны для старших подростков (7-9 классы) как итогнеблагоприятного развития на предшествующих стадиях в результатепромахов педагогического воздействия семьи и школы. Поступки носятнередко преднамеренный характер. Подростки могут не только пониматьих асоциальную направленность, но и оправдывать свои действия.Подобные состояния являются серьёзной предпосылкой возможныхправонарушений и даже преступлений учащихся.Описанная выше модель процесса возникновения педагогическойзапущенности была разработана научно-исследовательской группойСвердловского облоно и Свердловского педагогического института подруководством профессора Белкина А.С. [ 9 ]Но часто в повседневной педагогической практике нет возможностиосуществлять научный системный мониторинг, и учитель пользуетсяболее упрощёнными и доступными методами: наблюдением, анкетированием, тестированием и т.д. Представляется более приемлемым следующее широкоетолкование термина “трудный подросток”. Биологические илисоциокультурные факторы - условия, благоприятствующие илизатрудняющие прохождение этой фазы развития личности. Физическаяослабленность, черты характера, затрудняющие общение, эмоциональнаянезрелость или неблагоприятные семейные отношения - всё это факторы риска, наличие которых безусловно делает этот трудный подростковыйвозраст ещё более трудным. [ 4 ] 2.3. Понятие “трудный подросток” очень многогранно, егоопределяют ещё как возраст тревог, этим уже многое сказано.Современные психологи называют его “вторым рождением”, ибо именносейчас предшествующий опыт развития с его способами удобными дляребёнка построения отношений с окружающим миром на какое-то времяперестаёт обеспечивать ему гарантированное положение в обществе. Онвынужден входить в новую систему ценностей, где личные достоинстваимеют иные точки отсчёта, и ему, если можно так выразиться,приходится начинать своё самоутверждение с нуля. Для хороших детейтакой переход не лишён некоторых огорчений, так как отказыватьсяот опоры на прежние успехи и созданный ими авторитет не хочется.Но они ищут и находят себя сравнительно безболезненно, еслинаходят взаимопонимание близких. Для педагогически запущенных детей,собственно “трудных подростков”, этот процесс идёт болезненно инеоднозначно. Собственно, казалось бы простой вопрос, как напрактике определить, когда именно, во сколько лет, конкретно тотили иной ребёнок переступил эту самую черту, где начинается“второе рождение”? После сопоставления многих определений можносделать вывод, что ребёнок становится подростком, когда онначинает претендовать на н е з а в и с и м о с т ь сужденийи поведения. Появление именно этого стремления и нужно считать н а ч а л о м подросткового возраста. 2.4. Современная психология выделяет несколько ведущихпотребностей, в которые воплощается стремление подростка кнезависимости в поступках, мыслях и побуждениях. Они получилиназвание подростковых личностных реакций: эмансипации, группирования,имитации и оппозиции. Задача же педагогики создать условия длятого, чтобы эти подростковые реакции проходили менее болезненно ивывели в итоге подростка на правильную взрослую дорогу. Категорияже “трудных подростков” требует гораздо больше педагогических ивоспитательных усилий, в силу своей запущенности. Учитель в своей работе очень часто сталкивается сотклонениями в поведении учащихся: недисциплинированностью,проступками, нередко с правонарушениями. Одной из основных причинотклоняющегося поведения является педагогическая запущенностьучащихся. Педагоги считают, что педагогически запущенный подростокэто тот, кого предали взрослые, то есть это педагогический брак.По определению учёных, педагогическая запущенность - это устойчивоеискажение нравственных представлений, невоспитанность нравственныхкачеств и навыков общественного поведения. [2]Педагогическая запущенность проявляется в определённых симптомах, тоесть имеет характерный комплекс признаков. Они особенно выраженнопроявляются в следующих сферах деятельности и отношении личности: в учении, общественно-трудовой активности, отношении к коллективу, винтересах и потребностях, в поведении. Итак, из несколькихопределений понятия “трудного” подростка можно вывести обобщённыехарактеристики, которые вызывают затруднения у учителей при обучении и воспитании таких подростков: . трудности в общении, непонимание; . отторжение, невосприятие требований; . искажённые нравственные ценности; . отвержение положительных авторитетов; . сильное влияние отрицательной микросреды; . наследственные и семейные проблемы. 2.5. С точки зрения профилактики будущих трудных подростков и нравоучений, большую актуальность принимаетдиагностика, выявление таких детей ещё на первой стадиипедагогической запущенности и оказание психолого-педагогической помощи таким детям уже на этой стадии. Такую помощь может оказатьучитель как на уроке, так и во внеурочное время, то есть вовнеклассной работе.Какую же помощь может оказать учитель? . психологическую; . психолого-педагогическую; . организационную; . эстетически художественную; Реабилитационные мероприятия (виды помощи труднымподросткам).1. Психологическая помощь.На уроке: . создать атмосферу доверия; . возможность отдохнуть, отвлечься; . помочь реабилитироваться или, наоборот, научить сдерживаться; . помочь разобраться в себе; . развивать рефлексию;Внеурочное время: . диагностика; . вызвать доверие и своим авторитетом влиять на самочувствие ребёнка; . “вести за руку” в трудных нравственных ситуациях;2. Психолого-педагогическая помощь.На уроке: . правильно ставить воспитательные цели, которые для таких учащихся должны быть важнее учебных; . соизмерить задания с возможностями учащихся (дифференцированный и индивидуальный подход); . постоянно держать на негласном контроле; . контроль должен быть поощряющим;Внеурочное время: . вовлекать во все внеклассные мероприятия; . помогать осваивать новые интересные навыки, умения; . заинтересовать таких учащихся нужной и полезной деятельностью; . формировать у них навыки здорового образа жизни;3. Организационная помощь.На уроке: . создавать ситуацию успеха для трудных учащихся; . поддерживать их своим авторитетом перед товарищами;Внеурочное время: . предоставить возможность проявить себя в тех видах деятельности, где они себя увереннее чувствуют, внеклассная работа должна нацеливать и на успешную деятельность на уроках;4. Эстетически-художественная помощь.На уроке и во внеурочное время: . влияние на эмоциональную сферу; . создание красоты, привитие чувства прекрасного;Особое место в работе учителя с трудными детьми занимаетдиагностика, так как именно с неё начинается планирование всегоучебно-воспитательного процесса, схема которого выглядит такимобразом: диагностика цельпланирование коррекция анализмероприятие Особую сложность для психолого-педагогической диагностики [прил. 1] при выборе воспитательной тактики представляют собой дети, отклонения в поведении которых обусловлены индивидуальнымиотклонениями в процессе развития их психики, характера и личности.Ведь если в одном ученическом коллективе (в обычной школе это 28-32 ученика) находятся одновременно и хорошо развитые, ипедагогически запущенные, и инфантильные, и астенизированные, ипрочие дети, учителю приходится в одно и то же время применятьметоды воздействия, сильно отличающиеся по своему направлению.Естественно, что для таких детей при использовании уравнительного,стандартного педагогического приёма, сильно повышается риск оказаться вне круга коллективных интересов. Справедливости ради необходимозаметить, что при реальном столкновении с необходимостью изменитьповедение трудновоспитуемого ученика или повлиять на его образмыслей, педагог испытывает немалые затруднения. Начиная с того, что само понятие “отклонения”, предлагаемое педагогической наукойакадемической ориентации, указывает, главным образом на ф а к тотклонения от нормы, но не раскрывает содержания переживаний, накоторые учитель должен воздействовать. Педагогу же в любом случаенеобходимо не констатировать сложившееся положение вещей, адействовать п р а к т и ч е с к и, использовать конкретные приёмывоздействия. И здесь особую значимость приобретает дифференцированный подход к учащимся на уроке. В современных условиях, когда школа перестраивается всоответствии с изменениями, происходящими в обществе, всёвозрастающее значение преобретает дифференциация и индивидуализацияучебно-воспитательного процесса. Ориентир на абстрактного “среднегоученика” утрачивает своё значение. Многоцветность и многогранностьжизни захлестнула практическую педагогику. Можно с полнойуверенностью сказать, что от декларации индивидуального подходашкола перешла к его реализации на уровне повседневной практики.2.6. Тема, над которой работал коллектив школы №72 несколько лет “Индивидуализация учебно-воспитательного процесса как один из путейтворческого сотрудничества”.Речь идёт только о так называемой внутриклассной индивидуализацииобучения. Это те приёмы и способы индивидуальной работы, которыеиспользует учитель на уроке в обычном классе массовой школы. Можно выделить два разных критерия, которые лежат в основевнутриклассной индивидуализации: 1) ориентация на уровень достиженийшкольника и 2) ориентация на процессуальные особенности егодеятельности.Применение различных форм и методов индивидуализации идифференциации на уроках музыки способствует достижению целиприобщения учащихся к музыкальной культуре.“Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней, -обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла иподарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнитьсвою воспитательную и познавательную роль… Любые же попыткивоспитывать и обучать того, кто музыкой не заинтересовался, неувлёкся, не полюбил её, обречён на н е у с п е х”Д.Б. Кабалевский.Отсюда следует, что нельзя обучать музыке, не пробудив в детяхинтерес к ней. А любовь, интерес к музыке могут возникнуть только тогда, когда дети научатся воспринимать подлинно художественныеобразы музыкального искусства. Л.Н. Толстой сказал:“Люди - как реки: вода во всех одинаковая… но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая…”Дифференцированный подход решает задачи эффективной педагогическойпомощи учащемуся в совершенствовании его личности, особенно этоактуально для трудных подростков.В каждом классе есть чисто интонирующие ребята, неинтонирующие и не совсем чисто интонирующие. Работа идёт погруппам в разных сочетаниях. Реализация дифференцированного подходаспособствует организации групповых игр, соревнований, созданиевременных творческих свободных групп, полагающих раскрытьдостоинства учащихся.На уроках музыки учитель может создавать ситуации успеха именнодля тех учащихся, которых преследуют неудачи на других уроках,воздействуя на чувства, а через них на поведение трудныхподростков.Так как в каждом классе обучаются разные ученики с разнымиспособностями, с разными интересами, с различной профессиональнойнаправленностью, то и учитель должен учитывать и разные запросынаших учеников. Обучение должно быть разноуровневым, не должно быть “прокрустова ложа”. И оно должно быть ориентировано наиндивидуальные особенности и познавательные потребности ученика.Поэтому и подход в обучении должен быть индивидуальным идифференцированным на всех этапах урока и видах деятельности:слушание, исполнение музыки (пение), игра на музыкальныхинструментах, беседа (анализ музыкального произведения).При работе над песней, ребята сами составляют исполнительский план, исходя из текста и мелодики. На основе анализа вокальной партиидети приходят к выводу о необходимости исполнения песни: хором,солистом, ансамблем.Важным этапом занятий является анализ музыкального произведения, врезультате анализа должны быть получены такие знания, которые можно будет широко и эффективно использовать в процессе ознакомлениядетей с данным сочинением. В каждом классе разный уровень:например 6 “В” класс - Манухова К., Кириллов В.Бывают вопросы безадресные или ненаправленные и адресный вопрос, то есть направленный (второй способ эффективный). Но используются обавида. Практика показывает, что наилучшее соотношение - на дванаправленных вопроса один ненаправленный. Если цель учителя не в демонстрации умственного убожестваученика, а в обучении его и в личностном развитии, то он задаст вопрос, на который ученик сможет ответить. Например, Мануховой К.могу задать вопрос сложный и безадресный, а Кириллову В. задамвопрос направленный и проще, и в эмоциональном плане оба ученикабудут испытывать удовлетворённость. Например:1. Какими музыкальными выразительными средствами передал композитор состояние человека (природы)?2. Как прозвучала музыка?Всё это называется планированием вопросов. Задаётся вопрос,нетребующий размышления, суждения, логического заключения,вариативности ответа, а вопрос дающий лишь воспроизведение ответапорой односложный, содержащий ответ, или выбор из двух ответов.Каким бы ни был ответ, необходимо найти способ похвалить ученика,подчеркнуть достоинства. Тогда между трудным учеником и учителемначнут формироваться те отношения доверия и взаимопонимания, которые помогут ему в дальнейшей его жизни. Рассказ великого танцора:“Мне ещё 14 лет не было, когда меня выгнали из школы занеуспеваемость. Хорошо ещё, что отец не знал русского языка, онбы меня убил. А так я ему справку показал об отчислении. Тампечать, надпись. Сказал, что школу я уже окончил, теперьпосоветовали учиться танцевать. Он справку положил под скатерть и,довольный, пошёл в школу. Слышит, повторяют на все лады фамилиюКалеваев. Подумав, что сына хвалят. Обошлось. Это сейчас яакадемик трёх академий, и уже две школы открылись моего имени -одна в Петербурге, другая в Болгарии, где учат танцам народовмира. Жизнь всему научила…”Да, людей нельзя воспитывать по шаблону, но… может быть некоторымстоит во время уйти “танцевать”? 2.7. На уроках музыки открывается большая возможность влиянияна трудных учащихся, чем на других уроках. Кроме всего арсеналавоздействия на поведение и сознание школьников, учитель музыкивладеет художественно-эстетическим потенциалом, несёт в себекультурное наследие предшествующих поколений. Музыкальные ихудожественные образы затрагивают самые тонкие струны человеческойдуши. Умелая подача учебного материала позволяет не только датьучащимся новые знания по предмету, но и сформировать отношение кобщечеловеческим ценностям: Родине, Семье, Добру, Миру, Знанию,Труду. Эффективным воздействие на подростка будет тогда, когдапроцесс обучения будет гуманным, построенным на принципесотрудничества. Воспитание должно идти непроизвольно, естественно иискренне, так как именно в подростковом возрасте дети особенночувствительны к фальши и насилию в любой форме, они вызывают уподростков очень бурную реакцию сопротивления. Это не значит, чтоподростку нельзя делать замечаний или наказывать, речь идёт о том, чтобы они были справедливыми и что особенно важно, высказаны ввежливой, тактичной форме. Именно тон, каким ведётся общение сподростком, тот ключик к его сердцу, о котором мечтают многиевзрослые и учителя. В этом секрет того, что просьбу одногоучителя учащиеся выполняют охотно, а другого - игнорируют. 8. Общеизвестно какими сильными факторами воздействия являются музыка и общение, особенно в подростковом возрасте. Музыка и успокаивает и побуждает к действию, она и объединяет и позволяет ощутить свою сопричастность к чему-то важному и прекрасному, что так значимо для подростка. Замечено, что именно по предметам художественно – эстетического блока физкультуре и технологии у трудных учащихся оценки выше, чем по другим предметам, именно здесь большинство из них “находит себя ”, у них формируются устойчивые интересы. На уроках музыки, МХК, ИЗО подростку предоставляется возможность не только показать свои знания, но и проявить свою индивидуальность,оформить свои эмоции в образы, поделиться своими переживаниями,найти поддержку и единомышленников.В подростковом возрасте невозможно обойтись без общения. Этот виддеятельности для подростков столь важен, что выходит на первоеместо. В анкете на вопрос “ Зачем вы ходите в школу ?” почти 80%учащихся 7-8 классов отвечают: “ Общаться. Видеться с друзьями. Себяпоказать и других посмотреть”. Поэтому функция учителя, какорганизатора этого самого общения, выходит на первое место. Опытный учитель не идет по пути запретов, а организовывает это самоеобщение так, чтобы оно было содержательным, полезным, развивающим,обучающим. Педагогика общения отвечает на конкретные вопросы,ежедневно возникающие перед учителями. Как строить взаимоотношения с учениками? Как избежать конфликта? Как организовать работу вгруппе? Как найти компромисс?….. Частично выход можно найти и в организации внеклассной работы.Опытный и заинтересованный учитель обязательно использует любуювозможность привлечь “неохваченных” на уроке трудных подростков квнеклассным мероприятиям. Такие формы работы, как КВН, конкурсы,соревнования, тематические дискотеки , всегда привлекают именно этукатегорию учащихся , как наиболее активных и деятельных граждан.Основной воспитательный принцип здесь должен быть следующий: любоемероприятие в стенах школы должно быть воспитывающим, любаяситуация должна быть с нравственным выбором.Внеклассные мероприятия, хорошо продуманные, с умело поставленнымивоспитательными целями, решают многие педагогические задачи.Значительным резервом для учителя, в процессе оказания помощитрудным подросткам, служат психологические знания. Помогая ученикустать человеком, преобщая его к музыкальной культуре, учительмузыки помогает школьнику стать личностью, обрести себя, научитьсяадаптироваться в сложном современном мире.2.9.Для трудных подростков вопрос своего статуса в классе оченьважен. Чтобы такой ученик не ушёл в уличную компанию, в“подворотню”, он совершенно определённо должен ощущать, что его вклассе признают, уважают, дают возможность и создают условия длясамопроявления и самоутверждения. Этому способствует системапсихолого-педагогических требований к содержанию статуса ученика 8класса (по М.Р. Битяновой, кандидата психологических наук, доцента).----------------------------------------------------------------------------------------- Параметры психолого- Психолого-педагогические требованияпедагогического статуса к обучению, поведению и общению учащегося1. Особенности поведения и общения школьников1.1. Взаимодействие со 1. Включённость во внутригрупповоесверстниками общение со сверстниками. 2. Устойчивоепозитивное положение в группе сверстников,способность к сотрудничеству сосверстниками в учебной и внеучебной деят-ти. 3. Способность кглубоким и про- должительнымэмоциональным привязанностям.1.2. Взаимодействие с Включённость в личностное общениепедагогами с педагогами. Способность кпроявле- нию эмпатии поотношению ко взрослым.1.3. Соблюдение социаль- Принятие и соблюдение классных иных и этических норм школьных социальных и этических норм.1.4. Поведенческая само- 1. Способность длительно подчинять регуляция поведение намеченной цели. 2. Умение сдерживатьэмоции, при- давать их выражениюпреднаме- ренный характер. 3. Моральная регуляцияповедения. 4. Способность кответственному поведению.1.5. Активность и неза- Активность, самостоятельность ивисимость целенаправленность впознавательной и социальнойдеятельности.2. Особенности мотивационной сферы2.1. Наличие и характер 1. Интерес к способам полученияучебной мотивации знаний. 2. Умение ставить идостигать конк- ретные целисамообразования. 3. Интерес к знаниям,выходящим за пределы школьных. 4. Интерес ксамостоятельным формам учебной деятельности. 5. Способность кпостановке “гибких” и перспективных целейобразования и самообразования. 6. Интерес киспользованию результа- тов учебной работы всоциально- значимых формахдеятельности.2.2. Устойчивое Отсутствие выраженных противоречийэмоциональное состояние между:(уровень тревожности) -- требованиями школы (педагога) и родителей; -- требованиями взрослых и возмож- ностями подростка; -- требованиями семьи иреферентной группы школьников; -- требованиями референтной группы и возможностями подростка.3. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе3.1.Отношения со Эмоционально-положительное восприя-сверстниками тие подростком системы своих отно- шений со сверстниками:субъективная включённость в отношения,восприятие своего статуса в группекак положи- тельного иудовлетворённость им.3.2. Отношения с Эмоционально-положительное восприя-педагогами тие подростком системы своих отно- шений с педагогами ивоспитателями: восприятие этих отношений как ува- жительных, доверительных,но сохра- няющих его автономность.3.3. Отношение к Учение выступает для подростка какзначимой деятельности смыслообразующий мотив.3.4. Отношение к себе Позитивная “Я-концепция”, устойчивая адекватная самооценка,ориентация на будущее, субъективноеощущение адекватности своегоповедения и эмо- циональных реакций.Внеклассные мероприятия, различные по форме (литературно-музыкальныекомпозиции, самодеятельный концерт, конкурсы, музыкальный КВН ит.д.):1. выявляют и развивают способности учащихся;2. прививают интерес к музыке, искусству;3. развивают эмоциональную сферу личности ребёнка;4. формируют отношение к культурным традициям;5. помогают трудному подростку адаптироваться в школьной среде, ощутить себя успешным, значимым среди сверстников.В наибольшей степени отвечает всем современным требованиям,предъявляемым к внеклассной работе. “Программа воспитания школьника”Н.Е. Щурковой, доцента педагогических наук, профессора.Эта программа создавалась содружеством педагогов-практиков, регулярнособиравшихся на студийные профессиональные занятия для обсуждения ианализа своей профессиональной деятельности в школе. Поэтомупрограмма отражает реальности современной школы, доступна и понятнапедагогу-практику, отвечает социальным насущным потребностям ипотребностям развивающейся юной личности, живущей в контекстеобщечеловеческой культуры. Эта программа позволяет поставить весьвоспитательный процесс в школе на одни рельсы и эффективнодобиваться выполнения воспитательных задач.Если воспитание - постоянное восхождение к культуре и повседневноевоссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначениемвоспитания является формирование личности, которая бы приобретала впроцессе развития способность с а м о с т о я т е л ь н остроить с в о й вариант жизни, достойный человека.Разделы, представленные в программе включают в себя все видыпсихолого-педагогической помощи трудным подросткам, позволяющие им витоге выбраться “из трясины трудности и неуспешности”.1 раздел - расширение представлений о нормах культурной жизни и приобщение к этим нормам;2 раздел - расширение представлений о человеке, как субъектежизни и формирование способности к саморегуляции;3 раздел - расширение представлений о разных способах социальногоустройства человеческой жизни - приобщение к участию в общественной жизни;4 раздел - формирование образа жизни, достойной человека, испособности корректировать собственную жизнедеятельность;5 раздел - формирование жизненной позиции и развитие способностипроизводить жизненный выбор. На уроках музыки, МХК и во внеклассной работе приобщение к культуре трудных подростков идёт своими, присущими этим предметамсредствами и приёмами: . наглядно-образными (слайды, видеофильмы, репродукции); . вербальными (рассказы, беседы, поэзия); . музыкальными (песни, музыкальные произведения).Особенность обучения и воспитания трудных подростков для учителя втом, что ему приходится, как бы, “плыть против течения”, то естьпреодолевать то сопротивление, то напряжение, с которым подростокприходит на урок. И здесь очень важен момент создания взаимногоконтакта учителя и ученика, умение учителя вызвать доверие, интерес к себе и своему предмету, умение снять напряжённость, настроитьучащихся на восприятие того материала, который будет преподноситьсяна уроке, иначе можно уподобиться человеку, который ломиться взакрытую дверь. Часто подросток сам не понимает, отчего оннапряжён и нервничает, одновременно он и хочет остатьсянезаметным, и чтобы его заметили и поговорили. Иногда, если доэтого уже налажен контакт учителя с учеником, достаточно положитьруку на плечо, иногда надо задать банальный, казалось бы, вопрос:“Как дела?”И подросток успокаивается. Некоторым, особо расшалившимся, достаточно упрекающего взгляда, другим словесного удивления его поведением, но никому не помогают окрики, оскорбления или угрозы. В современныхпедагогических технологиях представлено много разнообразных иэффективных приёмов, помогающих учителю и ученику находитьвзаимопонимание. Например: . авансирование доверия. Учитель как бы не допускает мысли, что именно этот ученик мог поступить так плохо, это его как бы удивляет, а у ученика вызывает чувство стыда, так как развивается рефлексия; . недописанный рассказ; . тезис-дискуссия; . театр экспромтом; . игра “последствия”; . игра “компромисс”; . игра “молекулы”; . “Я и мои границы”. Однако даже при участии в общих коллективныхмероприятиях, при постоянном контроле классного руководителя, дляперевоспитания трудных подростков недостаточно этих воспитательныхусилий, так как есть два очень серьёзных противовеса - ксожалению часто это семья или неформальная среда общения. Тогдашкола, заинтересованный классный руководитель может подключить впомощь себе административный механизм и таких специалистов, какзаместитель директора по праву, психолога, социального педагога.Например завуч школы, посещая уроки учителей - предметников можетвести анализ урока с позиции организации эффективной работы сослабоуспевающим учеником. Анализ урока с позиции организации эффективной работы со слабоуспевающим учеником.“+” метод применяется, но не эффективен.“++” метод применяется эффективно.“—“ метод не применяется.|№ | | Сведения || | |о || | |применении. ||п/п | Методы |Ур |Ур || | |№1 |№2 || | ОПРОС | | ||1. |Опрашивается чаще других. | | || 2.|Систематически проверяется факт выполнения | | || |домашнего задания (тетради, система опроса | | || |по журналу). | | || 3.|Разрешается подготовка к ответу с | | || |использованием схем, таблиц, приборов, | | || |опорных конспектов, планов, памяток. | | || 4.|При необходимости учитель предлагает план | | || |ответа, систему наводящих, стимулирующих | | || |вопросов. | | || 5.|Дифференцированные по уровням задания. | | || 6.|Доброжелательность, поощрение успехов, | | || |создание ситуации успеха. | | || | ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА | | ||1. |Всемерное стимулирование интереса | | || |слабоуспевающих и поддержание их внимания | | || |при восприятии учебного материала. | | || 2.|Обеспечение оптимальной степени трудности | | || |содержания излагаемого материала, учёт зоны| | || |ближайшего развития. | | || 3.|Оптимальный темп изложения материала и | | || |обучения на уроке. | | || 4.|Вовлечение слабоуспевающих в активную | | || |деятельность. | | || 5.|Использование посильных, но усложняющихся | | || |заданий. | | || 6.|Подробный инструктаж по выполнению работы | | || |(алгоритмы, памятки, карточки с планом | | || |работы) | | || 7.|Использование <<пропедевтических заданий>>, | | || |обеспечивающих понимание способов решения | | || |более сложных задач. | | || 8.|Оказание помощи, постоянное внимание | | || |слабоуспевающим (не в ущерб всем учащимся | | || |класса!!!) | | || 9.|Указание типа заданий, правил, на которые | | || |опирается упражнение. | | ||10. |Использование карточек-тренажёров (чертежи, | | || |схемы, подсказки. Например: чертёж без | | || |обозначений, с недоконца выполненными | | || |построениями, опорными фразами и т.д. | | ||11. |Алгоритм решения. | | ||12. |Наведение на решение через ассоциации. | | ||13. |Указание причинно-следственных связей для | | || |выполнения упражнения. | | ||14. |Предупреждение о типичных ошибках. | | ||15. |Памятки по выполнению задания. | | ||16. |Использование опережающих задач. | | || | ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ | | ||1. |Дифференцированно, вариативно в зависимости | | || |от возможностей ученика. | | || 2.|Комментирование, разбор проблем, с которыми| | || |столкнётся учащийся. | | || 3.|Индивидуальные задания. | | |Такой анализ позволяет выяснить причины неуспеваемости, принять меры и составить программу педагогической помощи такому ребёнку на всех предметах, где это необходимо, тем самым будет работать принципединого педагогического подхода. Заместитель по праву может вестииндивидуальные беседы с таким подростком, поставив его навнутришкольный учёт, вызывать родителей, организовывать другиемероприятия, дающие не только знание законов, но и воспитывающиезаконопослушание. Психолог проводит психологические тренинги, делаетдиагностику в помощь классному руководителю и семье, если в нейесть заинтересованные члены. Причём найти опору в семье оченьважно, так как если нет взаимопонимания семьи и школы, тополучается хуже, чем “лебедь, рак, да щука”. Известно, какую огромную роль в поведении человека играютмотивы. При неустойчивости психики трудных подростков, мотивприобретает для них гипертрофированные формы. Поэтому придиагностике отклоняющегося поведения несовершеннолетних очень важнооценить средовую адаптацию, мотивы отклоняющегося поведения. В психолого-педагогической диагностике мотивов отклоняющегося поведения учащегося очень важно установить, насколько он внутренне согласен с обстоятельствами воспитания: что побуждает его принятьпозиции педагога; что затрудняет следовать ожиданиям и требованиямсо стороны окружающих; что заставляет конфликтовать или искатьдругой неконструктивный выход из создавшегося положения. Кроме тогонеобходимо ясно представлять себе, насколько солидарны между собойотдельные социальные среды, где он живет,

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политология. (реферат)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<