Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Психологические особенности женщины-руководителя Министерство образования РФ калининградский Технический Колледжкурсовойпроект «Психологические особенности женщины-руководителя»




Скачать 316.7 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Психологические особенности женщины-руководителя Министерство образования РФ калининградский Технический Колледжкурсовойпроект «Психологические особенности женщины-руководителя»
Дата публикации09.11.2013
Размер316.7 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Психология > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Психологические особенности женщины-руководителя

Министерство образования РФ Калининградский Технический Колледж К У Р С О В О Й П Р О Е К Т «Психологические особенности женщины-руководителя» КП98.060201.000ПЗ Разработала студентка группы 398РМ Баснева Анна Проверил преподаватель Афонская В.С. 2000 г. Содержание| |стр. ||Введение |3 ||1. Формирование деловой женщины. | ||1.1. Характерные психологические черты современной женщины |6 ||1.2 Образ деловой женщины |7 ||2. Женщина-руководитель на работе и дома. | ||2.1. Быть или не быть? |8 ||2.2. Как становятся руководителем |11 ||3. Качества и стиль женского руководства. | ||3.1. Мужчины о руководителе-женщине |13 ||3.2. Женщина оценивает женщину |14 ||3.3. Каков же идеальный портрет «леди-босс»? |15 ||4. Особенности женского мышления. |16 ||Заключение |20 ||Список использованной литературы |21 | Введение Психология (от греческого psyche – душа, logos – учение, наука) –наука о закономерностях развития и функционирования психики как особойформы жизнедеятельности. Психология управления как наука продуцирует психологические знания,применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудовогоколлектива. Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, такихкак общая психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с темрабочая группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогическойпсихологией. Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ееобъектом является организованная деятельность людей. Организованнаядеятельность - это непросто совместная деятельность людей, объединенныхобщими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельностьлюдей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормамэтой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствиис экономическими, технологическими, правовыми, организационными икорпоративными требованиями. Правила, нормы и требования организации предполагают и порождаютособые психологические отношения между людьми, которые существуют только ворганизации, - это управленческие отношения людей. Социально-психологические отношения выступают как взаимоотношениялюдей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместнойдеятельности, т.е. ее реальным содержанием. Управленческие отношениясоставляют организованную совместную деятельность, делают ееорганизованной. Иначе говоря, это не отношения в связи с деятельностью, аотношения, образующие совместную деятельность. В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, какэлемент целого, т.е. социальной группы, вне которой его поведение не можетбыть понятым. В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, иколлектив выступают в контексте организации, в которую они входят и безкоторой их анализ в плане управления оказывается неполным. В отличие от социальной психологии, в психологии управления, актуальнане проблема соответствия работника его профессии, не проблемапрофессионального отбора и профессиональной ориентации, а проблемасоответствия работника организации, проблема отбора людей в организацию иих ориентации в отношении особенностей данной организации. Объект изучения психологии управления составляют люди, входящие вфинансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации,деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные цели. Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что визвестной мере свидетельствует о сложности этого феномена. Так, психо-логи Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский выделяют следующие аспекты предметапсихологии управления: > социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов; > психология деятельности руководителя; > психология личности руководителя; > психологические проблемы подбора руководящих кадров; > психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров.Психологи В.Ф. Рубахин и А.В. Филиппов в предмет психологии управлениявключают: > функционально-структурный анализ управленческой деятельности; > социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов и взаимоотношений в них людей; > психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными и другие. Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что предмет психологииуправления - это совокупность психических явлений и отношений ворганизации, в частности: > психологические факторы эффективной деятельности менеджеров; > психологические особенности принятия индивидуальных и групповых решений; > психологические проблемы лидерства; > проблемы мотивации поведенческих актов субъектов управленческих отношений и т.д. Можно утверждать, что в предмет изучения психологии управленияорганично входят традиционные социально-психологические явления (лидерство,психологический климат, психология общения и т.п.), психологическиепроблемы трудовой деятельности (например, психические состояния в рамкахтрудовой деятельности), общей психологии (психологическая теориядеятельности, теория личности, теория развития), и других прикладныхнаправлений психологии. Среди специалистов в области психологии управления достигнуто единствов отношении представления о наиболее актуальных для организациипсихологических проблем. К их числу относят следующие: > повышение профессиональной компетентности руководителей (менеджеров) всех уровней, т.е. совершенствование стилей управления, межличностного общения, принятия решений, стратегического планирования и маркетинга, преодоление стрессов и другое; > повышение эффективности методов подготовки и переподготовки управленческого персонала; > поиск и активизация человеческих ресурсов организации; > оценка и подбор (отбор) менеджеров для нужд организации; > оценка и улучшение социально-психологического климата, сплочение персонала вокруг целей организации. Психология управления как наука и практика призвана обеспечитьпсихологическую подготовку менеджеров, сформировать или развить ихпсихологическую управленческую культуру, создать необходимые предпосылкидля теоретического понимания и практического применения важнейших проблемсферы управления, к которым следует отнести: > понимание природы управленческих процессов; > знание основ организационной структуры; > четкое представление об ответственности менеджера и ее распределении по уровням ответственности; > знание способов повышения эффективности управления; > знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимых для управления персоналом; > умение устно и письменно выражать свои мысли; > компетентность в отношении управления людьми, отбора и подготовки специалистов, способных к лидерству, к оптимизации служебных и межличностных взаимоотношений среди работников организации; > способность планировать и прогнозировать деятельность организации с использованием средств вычислительной и компьютерной техники; > умение оценивать собственную деятельность, делать правильные выводы и повышать свою квалификацию, исходя из требований текущего дня и ожидаемых изменений в будущем; > развитое представление об особенностях организационного поведения, структуре малых групп, мотивах и механизмах их поведения. Изучение личности работника в организации, в частности роли женщины-руководителя, анализ влияния организации на социально-психологическуюструктуру и развитие коллектива - всё это и многое другое составляютактуальность моей работы подтолкнувшие меня к более тщательному изучениюпсихологии управления. 1. Формирование деловой женщины. 1.1. Характерные психологические черты современной женщины. В проведённых Научным центом исследованиях, опрошенные женщиныотметили, что работа позволяет им проявлять творчество, инициативу,вызывает уважительное отношение со стороны знакомых, друзей,родственников. Но эти престижные последние моменты имеют малоезначение. Настораживает и даёт пищу для размышлений тот факт, чтодля женщин мотивы труда являются как бы внешними, труд в меньшейстепени является самоценностью. На профессиональный статус женщины серьёзное влияние оказываетеё семейное положение, необходимость совмещения ролей, что ограничиваетвыбор деятельности, затрудняет должностное продвижение, создаёттрудности в работе. Около 1/3 опрошенных указали на большую нервнуюнагрузку, 14% работниц и 19% служащих отметили усталость, вызываемуюдомашней работой и болезнью детей. Таким образом, собственно профессиональные трудности отступаютперед чрезмерной нагрузкой женщин - на работе и дома. Отсюда иусталость, и нервное постоянное напряжение, боязнь не успеть, несправиться и т.п. Разумеется, все эти приводящие обстоятельствазатрудняют полноценное включение женщин в профессиональнуюдеятельность. Попробуем обобщить те психологические черты, которыехарактеризуют современную женщину. Прежде всего, это глубокое осознание равноправия, равенства своих возможностей и способностей к участию во всех сферах жизниобщества. Другой важной чертой является признание необходимости сочетания различных социальных ролей - не только активной участницы трудовойи общественной жизни, но и «хозяйки дома», матери. Женщины избираютразличные варианты сочетания этих ролей, хотя большинство устойчивоориентируются на одинаковую их значимость. Конкретный выборжизненного пути женщина делает сама в соответствии со своими личнымикачествами, предпочтениями, вкусами, обстоятельствами жизни, новозможность такого выбора сильно зависят от того, какую экономическуюи моральную поддержку окажет ей государство и общество на каждом изизбранных ею путей. Однако никакая, даже самая прогрессивная, социальная практика неможет отменить психологические трудности, которые возникают при «двойной»занятости женщины на работе и дома. Равноправное положение женщины в обществе существенно изменяеттрадиционные представления о таких чертах, как мужественность иженственность. Женщине теперь в большей мере присущи такие образцыповедения, которые ранее закреплялись за мужчинами, например, навык испособность принимать решения, отстаивать своё мнение, независимость. 1.2. Образ деловой женщины. Замечено, что среди истинных руководителей нет явных дураков.Интеллект для них обязателен. Они даже могут быть необразованны с точкизрения абстрактного интеллекта, но умение управлять людьми или социальныйинтеллект им присущ непременно. Очень важно то, что большинстворуководителей склонны принимать решения индивидуально, не подчиняясьвнешнему давлению. Интеллектуальная независимость - вот, что отличаетнастоящего руководителя. Кроме того, он эмоционально стабилен. Наязыке психологов это ценное качество называется «инфарктоустойчивостью»- отсутствием страха и тревоги. Невротизм руководителю противопоказан. Наверное, в вашем воображении уже возник образ преуспевающего мужчины,уверенного в себе руководителя или бизнесмена ... Так и было до недавнеговремени, пока на жизненной арене не появились деловые женщины, яркие личности, инициативные, энергичные, не боящиеся трудностей. Нашеобщество ещё далеко от стабильности, а ведь именно в устойчивомобществе женщина имеет больше шансов занять лидерские позиции. Внашем обществе женщина оказалась в парадоксальной ситуации: на неёвзвалили всю ответственность за семью, тогда как мужчина отсемейной ответственности был отстранён. У женщин не быловозможностей для функционирования вне семьи, возможностей для деловойактивности. Сейчас на нашу почву всё больше переносится западная моделькультуры, и появился ранее не существовавший тип деловой женщины. Но за всё надо платить - в новой роли женщины вынуждены отказатьсяот традиционных женских ценностей, принимая ценности традиционномужские. Конфликт состоит в противоречии ценностей «семья, дом, любовь»и ценностей независимости и роста. Занимая руководящий пост, онивсеми силами старались упразднить в себе лидера, потому чтобеспрекословное послушание вышестоящим лицам было несовместимо стакими качествами настоящего лидера, как азарт, инициатива,строптивость, в конце концов, в силу этих причин многие были,сродни секретаршам. Восхождение по лестнице успеха оказалось делом тяжёлым инебезопасным. Деловая женщина должна постоянно доказывать себе иокружающим, что занимается именно своим делом. Примерно 1/3 всехнервных расстройств у бизнес-леди происходит от столкновения ихроли руководителя на работе и исполнителя дома. Оба автора пришли к выводу, что главная помеха деловой карьеры многих женщин - внеумении девочек, а затем и женщин ладить между собой, «играть вкоманде», быть снисходительными к недостаткам других людей. Но у женщины есть ряд преимуществ, реализовав которые, онаможет стать успешным руководителем. Женщина-лидер обладает болеетонким социальным интеллектом, она тоньше ощущает нюансы отношений, в том числе и отношение к себе. Она умеет оценивать и прогнозироватьповедение других людей. Правда, её больше, чем мужчин, подстерегаетопасность пойти наповоду у своих эмоций. А истеричность и лидерство - есть вещинесовместимые. Женщина обладает большей контактностью и практичностью мышления.Если мужчина склонен строить долгосрочные планы, рассчитывать надолгосрочную перспективу, то женщина предпочитает конкретногарантированный результат, «здесь и сейчас». Женщина лучше мужчиныконтролирует свои и чужие ошибки; она, как правило, лучше формулируетсвои мысли и выражает идеи. Замечено, что она меньше, чем мужчиныреагирует на ухаживания и сексуальные притязания в деловыхотношениях. Она чётко различает дело и развлечения. Один из главных подводных камней на пути развития карьерыделовой женщины - нехватка глобального, обзорного взгляда на проблему,более развитый консерватизм, тенденция погрязать в мелочах иэмоциях, вязнуть в системе человеческих отношений. Эти «демоны» могутсыграть злую шутку с деловой женщиной. Поэтому всегда желателенсовет мужчины. 2. Женщина-руководитель на работе и дома. В последнее время стал модным постоянно напоминать женщине о еёестественном предназначении, – быть хранительницей очага, организаторомдомашнего хозяйства, воспитателем детей. Женщина слушает (да, звучитхорошо!), соглашается (семья – это её мир) и делает … по-своему, стремясьпроявить себя не только в ранге «домашнего управляющего. Женщина находится в каком-то заколдованном кругу. Ей трудно бытьполноценным руководителем, потому что у нее семья, дети, свои личныезаботы. И в то же время выполнять роли хозяйки дома, матери, жены ей недает профессия руководителя. Вот эта противоречивость, в которой некоторыеусматривают даже противоестественность, постоянно сопровождает женщину,какую бы должность она ни занимала. 2.1. Быть или не быть? Есть женщины, которые хотели бы быть руководителем, но не могут.Какие же мешают препятствия? Прежде всего, для руководства требуется много времени. Средняяпродолжительность рабочего дня начальника цеха, директора промышленногопредприятия и их заместителей – 10-12 часов. Как в шутку говорят, у них 8-часовой рабочий день – от 8 утра до 8 вечера. Начальники отделов, службзаняты чуть меньше. Дефицит времени – одно из профессиональных приобретений руководителя.Неумолимо действует неравенство: если что-то поглощает большую часть дня,то на все остальное остается очень и очень мало времени. Поэтому, чтобыдостать или приобрести время, женщина отказывается от времяпожирающейпрофессии. Следует учитывать и такую психологическую особенность. У женщинывеками сформировалась привычка заботить о доме. Мужчина постоянно и легкоотходит от семейных дел. Придя на работу, он как бы снимает их вместе спальто или пиджаком. Женщина, наоборот, постоянно носит их вместе с собой.Также и на руководящей должности. Водоворот дел смывает с мужчины домашниезаботы, а у женщины они – часть повседневной круговерти. И вот это вниманиена два фронта делает профессию руководителя для женщины более трудной. Вторым из главных препятствий для женщины на руководящей тропевыступает проблема «продукты – приготовление пищи». Начать можно с громкойфразы: решение продовольственной проблемы является одним из путейраскрепощения современной женщины и женщин последующих поколений. Когда напродуктово-пищевом фронте умело, действуют бабушка или мама, это снимает сделовой женщины значительную нагрузку. Женщине, руководителю по профессии,значительно труднее, чем обычной хозяйке из-за неустроенности быта. Опытразличных стран в облегчении домашнего труда примерно одинаков: пищуготовят из высококачественных и разнообразных полуфабрикатов, повышаютуровень кухонной механизации и автоматизации, развивают сферу услуг. Но,тем не менее, здесь мужчины-производственники в неоплатном долгу передженщинами. А может быть, им выгодно, чтобы этот долг оставался как можнодольше? Мужчина дома охотнее становится подчиненным. Женщина по древнейтрадиции дома превращается в управляющего домашним хозяйством, совмещаяфункции «министра финансов», начальника «снабжения и сбыта», заведующегоотделом «народного образования», повара, разнорабочего и т.д. Онавыполняет различные роли и виды работ, как предусмотренные, так и непредусмотренные пьесой жизни. Многое в становлении женщины-руководителя зависит от того, какотносится и понимает эту профессию муж и ближайшее семейное окружение. Еслимужчине предлагают стать руководителем, то это воспринимается естественно.А в словосочетании женщина-руководитель содержится немало противоречий.Сколько случаев известно, когда деловая карьера женщин заканчивалась из-засемейных конфликтов: муж сердит, что жена рано уходит и поздно приходит, вквартире неуютно. Родился ребенок – дома дел прибавилось. Тоже причина,чтобы отказаться от руководства. Но немало женщин, долго работающихруководителями в промышленности, со сложной семейной судьбой, зачастую таки не сложившейся в классическом ее понимании. Они не изменили своейпрофессии. По мнению женщин-руководителей, первейший фактор, создающий условиядля их эффективной деятельности, - прочность и надежность «тыла»: добрыевзаимоотношения родных, способность их самостоятельно справляться сдомашними делами. В этой связи мы выходим на вполне конкретную проблему, которая пока неизучается наукой. Обычно считается так: вот – руководитель, а какие у негоотношения в семье, какова его личная жизнь, это никого особенно неволнует,кроме любопытного исследователя, сердобольного товарища и участливойподруги. Сказывается привычка смотреть только на производственнуюсторонужизни руководителя, забывая, что у него есть еще и личная. Этим прочноукоренившимся стереотипом можно объяснить тот факт, что вы не найдетесегодня результатов наших социологических исследований, посвященных второйжизни руководителя – дома, в семье, а также влиянию семьи на производство. Еще одно препятствие в проблеме быть или не быть женщине руководителем– отношение к ней мужчин. Несмотря на внешний дипломатический лоскрассуждений о допустимости и возможности женского руководства, руководители-мужчины имеют различные точки зрения. Первая из них: полное отрицание необходимости выдвижения женщин наруководящие должности. Ведущий аргумент: пусть больше занимаются домом,детьми и собой. Раньше за подобное воззрение пришивали ярлык проповедникабуржуазной теории «трех К» – Kinder (дети), Kurhe (кухня) и Kirche(церковь). Но взгляды формируются и меняются в зависимости от бытия. Покрайней мере, женщины согласны с мужчинами-отрицателями по первому из «К». Второй взгляд сводится к специфике женского стиля руководства ипроблем совмещения с ним мужского стиля подчинения женщине. Особоподчеркивается сложность приобретения женщиной-руководителемпрофессиональных качеств. Сторонники этой позиции оказывают противодействиеженщине в ее служебной карьере. Некоторые женщины-руководители на себеощущают подобный взгляд и вполне отчетливо понимают его «мировые» иконкретные причины. Третья точка зрения: женщина может быть руководителем, но в пределахограниченного пространства, на традиционных женских должностях, под началоммужчины и т.д. Основание есть. Дело в том, что линейные должности в сфере,например, промышленного производства (мастер, старший мастер, начальникучастка и цеха, заместитель начальника цеха) находятся на передовой линииборьбы за план, выполнение заданий. Это наиболее загруженная и дажеперегруженная часть руководителей. Несколько меньшая, хотя по своемусодержанию непростая нагрузка у тех, кто возглавляет так называемыефункциональные подразделения – отделы, службы, бюро, лаборатории.Руководящие должности здесь более посильны для женщины. Поэтому на практикеволей-неволей сложилась иерархия женских руководящих мест. Среди мужчин есть и такие, которые не делают особых различий междуруководителями мужчинами и женщинами. Сегодня в промышленности работаетоколо 12% женщин-руководителей. Принципиальные аргументы сторонников«равных природных сил», хотя и категоричны, но понятны. Мужчина-руководитель означает: быть продолжению многовековых традиций иустоявшейся психологии. Женщина-руководитель – это своеобразный вызов: небыть мужскому гегемонизму, привычному, закрепившемуся во взглядах. И вместес тем, быть или не быть женщине руководителем, настолько плотный клубок,что одна нитка–проблема тянет за собой другую. Мужское отношение к женщине, бытующее в конкретной управленческойсреде, и взгляды женщин на профессию руководителя с учетом различныхобстоятельств, сказывается на системе выдвижения и работе с кадровымрезервом.Считается, что не последнее значение имеет личная симпатия. Хотя об этом непринято распространяться, но следует признать, что психологические факторыиграют очень важную роль в руководстве. Некоторые женщины сталируководителями (и при этом хорошими), благодаря симпатии к ним и поддержкесо стороны мужчины. Без этого женщину просто-напросто «съели» бы «дикиезвери» в дремучем управленческом лесу». И наоборот, другие не проявилисвоих организаторских способностей, потому что им вовремя не помогли, непомогли словом и делом. Но все же выдвижение женщин на руководящие должности не имеетустойчивого организаторского характера. Ребенок, так нужный обществу,становится преградой на пути деловой женщины. Иных молодых женщин-специалистов с высшим образованием сильно задевает факт, когда вруководители сватают только лиц мужского пола. Думается, что в данномотношении мужчины и женщины должны иметь равные возможности черезпостроение системы подготовки и выдвижение кадров. Каждый стремится выбратьто, что ему нравится. И вопрос быть или не быть руководителем пустьжелающий решает, прежде всего, сам и на семейном совете. 2.2. Как становятся руководителем. В разнообразном множестве случаев, связанных с выбором и становлениемженщины как руководителя, можно выделить несколько типичных ситуаций. Такойподход в науке управления используется довольно часто, поскольку позволяетпоказать не столько как надо, а как это есть на самом деле. Первая типичная ситуация. Чтобы работать руководителем пришлосьпреодолевать сопротивление мужа, родных. На выбор профессии руководителя оказывают влияние не только личныекачества женщины, какие-то жизненные обстоятельства, но и отношение в семьек этому виду деятельности. Когда в семье женщина-руководитель не находитподдержки, зачастую в таких случаях семья распадается, либо женщинеприходится отказаться от карьеры. Для женщины стать руководителем – значит, в определенной степениперестать быть матерью, женой и хозяйкой дома. Чтобы женщине удавалось быть одновременно хорошим работником ипривлекательной женщиной, ее супруг должен взять на себя определеннуюдолю нагрузки в воспитании детей и ведении домашнем хозяйства. Нельзялишать ее шанса самореализации в соответствии с ее собственнымипредставлениями. Этому может прекрасно способствовать работа (включая истремление сделать карьеру) или учеба. Все более частые попыткипредставлять супружескую жизнь как истинное партнерство, в котороммужчина в известном смысле играет роль «домашнего хозяина», ярассматриваю как обнадеживающий признак. Вторая типичная ситуация. Все произошло внезапно, случайно. «Внезапных, случайных руководителей» довольно много. Узнав об этом,кое-кто сразу же начинает говорить о бессистемности при подборе кадров,недостатков в кадровом корпусе. Доля правды в этом есть. Принято считать,что система подбора кадров должна напоминать некий идеальный механизм,поставляющий требуемых руководителей. На самом же деле он, несмотря на теили иные организационные рамки, действует, прежде всего, по человеческимправилам, которые невозможно заменить никакими другими. Ведь и выборруководителя - не что иное, как выражение отношения человека к человеку. Принцип внезапности и случайности не столь уж внезапен и случаен, какможет показаться на первый взгляд. Люди узнают друг друга при совместнойработе, проявляют интересы, склонности, симпатии и антипатии, пользуютсясвоими и чужими оценками качеств, черт характера, зависят от каких-тообстоятельств. Поэтому неожиданное предложение занять ту или иную должностьруководителя обычно имеет свой конкретный исток и внутреннюю логику,непонятную непосвященному. Когда женщина становится руководителем, неисключено, что в организации нужно искать мужчину, который симпатизирует ейи является ее негласным покровителем или союзником. Для преодоления кадрового таинства на практике, особенно в последнеевремя, используется открытое выдвижение кандидатов в руководящий резерв насобраниях трудовых коллективов. Момент внезапности имеет свое продолжение, связанное с тем, какфактически происходит превращение в руководителя. Распространено правилохолодной воды: руководителя-новичка, не имеющего особой подготовки и плохопредставляющего процесс руководства, бросают в море дел, где его беспощаднозатягивает водоворот забот, хлопот, проблем. Начинается вынужденноепознание профессии методом проб и ошибок, без которого, впрочем, дажеподготовленные руководители никогда не обходились и никогда не обходятся. Пожалуй, самый трудный этап для молодого руководителя – и женщины имужчины – начальный, где вероятен психологический надлом по каким-либопричинам. Одни нутром не воспринимают бюрократическое содержание работы –подписывание бумажек, заседательскую карусель, метод «давай, давай». Другихпросто-напросто сжимает пресс времени, его не остается ни на что, кромеслужебной деятельности. Третьих не устраивает стиль общения с нимивышестоящего руководителя и т.д. Причин много, и они заставляют вынестисебе приговор: «Эта профессия не для тебя, не для твоей семьи». Бывает, чтоболее опытный коллега отменяет приговор, помогая словом и делом. Но чувствореальности, интуиция, особенно для женщины, имеют решающее значение. Третья типичная ситуация. Стала руководителем благодаря специальнойподготовке. Руководителями не рождаются, ими становятся. Чтобы человек сталруководителем, необходима система подготовки, хотя бы и минимальная. Женщину, решившуюся на руководство, часто спрашивают: «Зачем вам бытьруководителем?», «А если у вас родится ребенок, а потом еще один илисразу двойня?», «Хватит ли у вас мужества и сил?», «Представляете ли высебе, что дальше будет все труднее и труднее?», «Не лучше ли уступитьдорогу мужчинам?», «Подумайте и еще раз подумайте» и т.д. Среди различных видов профессиональной подготовки руководителейэффективна система работы с молодыми специалистами на предприятии. Онавключает освоение теоретических и практических основ руководства поопределенной программе и стажировку на руководящих должностях вовспомогательных и основных цехах, в заводоуправлении. Для реальной проверки своих способностей, а также приобретенияпрактических знаний, навыков и умений полезна стажировка, имеющая несколькоразновидностей: > стажировка рядом с умелым руководителем; > стажировка в отсутствии руководителя; > разовая стажировка. После стажировки при назначении на должность руководителя человек ужезнаком в какой-то мере с профессией и действует более уверенно икомпетентно. Четвертая ситуация. Самостоятельная женщина-руководитель. Я хочу упомянуть еще об одном типе преуспевающих женщин, которыемогут себе позволить быть руководителями без «подавления» своем женском начала: речь идет о самостоятельных женщинах-предпринимателях. Увсех них был другой путь восхождения на должность руководителя: они или сами создавали фирмы и ставили их на ноги, или же получали их внаследство и успешно продолжали уже начатое дело. Однако эти женщины-предприниматели по отношению к женщинам, сделавшим карьеру, имеют огромное преимущество: им не надо было «пробиваться» наверх. С первого дня онибыли шефами и поэтому могли позволить себе быть одновременно ируководителем, и женщиной. Наше так часто критикуемое капиталистическое общество имеет огромное преимущество; каждый прилежный иориентированный на успех человек может и без капитала статьсамостоятельным и преуспеть в собственном деле! 3. Качества и стиль женского руководства. Авторы управленческой литературы настолько привыкли «танцевать отмужчины», что продолжительное время всякие попытки определить качество истиль женского руководства рассматривались как ненужные. Типичнымаргументом был тезис, что руководителям и того и другого пола приходитсяодинаково вертеться. Но мужчины и женщины играют по-своему. 3.1. Мужчины о руководителе-женщине. С настоящее время в науке управления сформулировано свыше 80положительных качеств, каждое их которых имеет свою противоположность. Приэтом не следует абсолютизировать саму последовательность качеств: это -на первом месте, другое – на втором и т.д. У каждого человека своевосприятие конкретного руководителя. Но многие мнения в сумме создают обобщенный образ сосвоим набором свойств. На первое место мужчины ставят женственность, хорошую внешность,обаяние. Мужчины не любят в женщине вообще, а в женщине-руководителеособенно неряшливость, неопрятность. Им не нравятся безвкусно одетыеженщины, не знающие меры в косметике, украшениях. Для руководителей выпускаются самоучители по мимике, жестам, улыбке,деловой речи и одежде, этикету общения. Эти атрибуты руководства оченьважные. Кстати, правила этикета женщина хорошо чувствует интуитивно. Вторая группа наиболее ценимых качеств у женщины-руководителя –компетентность (знание дела) и деловитость. Под деловитостью понимаютсяцелеустремленность, практичность, организованность, доведение начатого доконца, единство дела слова и дела, обязательность, работоспособность. Некоторые проявления деловитости связаны с женской психологией ифизиологией. Например, работоспособность. Мужчина, много работая, не умеет,как правило, расслабляться. Женщина в принципе лучше владеет сменой ритмана рабочем столе и темпа труда, различными приемами для снятия напряжения,среди которых, особенно в критических ситуациях занимают … слезы, исповеди,а то и просто разговор по душам. Учитывая, что руководителю приходится много и постоянно иметь дело ссамым сильным раздражителем – человеком и что его профессия одна изнаиболее рискованных в психо-физическом отношении, способность сниматьнапряжение входит в число профессиональных умений. Если обобщить мнения мужчин и женщин, то наилучший женский стильруководства - в гибком соединении доброты и строгости, женственности иделовитости, спокойствия и требовательности, мягкости и воли. От мужчины ждут решения вопросов при их понимании, а от женщины –сначала понимания, потом решения. Антипод деловитости – бюрократизм, волокита. Считается, чторуководитель женщина способна больше сострадать, сопереживать. Поэтому-томужчине легче превратиться в бюрократа. Третья группа качеств – умение общаться с людьми. Представители сильного пола терпеть не могут, когда женщина-руководитель, копируя далеко не лучших мужчин, грубит, кричит, бранится.Самое лучшее – оставаться собой, не терять то хорошее, что присуще твоейприроде. Особое качество руководителей-женщин – эмоциональность. Мужчиныпонимают, что без эмоций нет женщины. Но чисто эмоциональные методы они невоспринимают. Однако есть женщины, которые умеют своей эмоциональностьюуправлять, держать в узде естественное желание распалиться в остройситуации. 3.2. Женщина оценивает женщину. Женщина оказалась более строгим судьей. Её также привлекают женственность, обаяние хороший внешний вид.Причем женщине свойственно видеть технологию и финансовую сторонусоздания привлекательности, отмечать индивидуально-выигрышные и проигрышныемоменты. Если женщина внешне опускается, мужчина лишь констатирует это.Женщина же старается понять, почему так произошло, ищет глубокие внутренниепричины. Женщины очень высоко оценивают умение общаться с людьми и умениесоздавать дружный, сплоченный коллектив. Руководитель, умеющий общаться с людьми, вовсе не похож на доброгодядюшку или мягкосердечную тетушку. Он может быть и жестким, итребовательным, и резким. И подчиненные не считают, что общительность,внимательность, корректность – лишь прием для обеспечения себе дешевогоавторитета. Каждый руководитель имеет свой подчерк общения: «Дама в белых перчатках» – внешне играет в порядочность,уважительность, честность, а на самом деле делает гадости и унижаетдостоинства других «приличными методами». «Холодно-высокомерная леди» – ее интересует только служба, и никакихдушевных состояний, она избегает неформального общения с подчиненными, непроникается их заботами и потребностями, разговаривает свысока, всяческиподчеркивая свое руководящее превосходство, легко ранит словом. «Жуткая сплетница». Случается, что о руководителе-женщине подчиненныеотзываются весьма неплохо. Но, подчеркивают они, очень портит ее слабость –посплетничать, перемыть косточки, переворошить чужое грязное белье. «Капризная барышня». Отличительная черта – замкнутость на себя,обвинение всех и вся в злом умысле против нее, недоброжелательстве;бестактность во взаимоотношениях с подчиненными, вечное недовольстворезультатами их работы. «Синий чулок». Отношение к этому типу руководителя неоднозначно. Это,как правило, одинокая женщина категорично судит обо всем. Упорна иработоспособна. Так как многое из типично женского не играет в ее жизниведущую роль, то на первом месте у нее работа, работа и еще раз работа,которая заменяет ей все. В этом отношении она – идеальная деловая женщина,своеобразно подтверждающая вывод о том, что профессия руководителя требуетбольшой отдачи, работоспособности и мужской способности отходить отдомашних дел. Есть руководители с так называемым размазанным стилем, в котором непроявляется или слабо сказывается их индивидуальность, самобытность.Главные причины формирования такого стиля – попытка превратить себя в некийидеал, подстройка под стиль вышестоящих руководителей. 3.3. Каков же портрет идеальной «леди-босс»? Его нарисовали М. Хенинг и А. Жарден. Это яркая личность, онаженственна, не жестока и не холодна, интеллектуально и физически активна,решения принимает сама, но прекрасно улавливает настроения других; ей несвойственна мелочная опека подчинённых. Она готова рисковать,целеустремлённа, уверенна в себе, достойно реагирует на критику,замечания и дажеоскорбления. Умеет оперативно переключаться с одной социальной роли(«руководитель, деловая женщина») на другую («дочь, мать, жена»),уверенна в понимании, поддержке и помощи со стороны мужа и детей. И ещё одно немаловажное условие, а может быть, и самое важное:проблема наиболее полной реализации своих способностей в достижениижизненных целей может быть решена только совместными усилиями смужчинами. Женщина - лидер зачастую демонстративно игнорирует и дажепротивостоит возможному сотрудничеству с мужчинами, подсознательнооберегая свою территорию от соперника противоположного пола, темболее что ранее, эта территория принадлежала ему. Это заведомобесперспективный ход, путём которого женщина - лидер лишает себя«опыта предыдущего поколения», что неверно, по сути. Врождённые качества - необходимое, но недостаточное условие длянастоящего лидера. Ещё совет: вместо того, чтобы подолгу мусолить проблему, подолгуанализировать её, надо смотреть в будущее, думать, как избежатьповторения ошибки в дальнейшем. Не надо также бояться говорить счеловеком прямо: любой откровенный разговор только прибавит вамочков. Быть руководителем в России - двойная ответственность. Ксожалению, культура отношений между начальником и подчинённым здесь,мягко говоря, отличается от западной модели. 4. Особенности женского мышления. > Женщины очень поздно решаются делать карьеру. Часто только через десять лет работы на фирме они решаются занять более высокое положение, но для запланированной карьеры это слишком поздно! > Большинство женщин слишком пассивно. Вместо того чтобы что-то предпринять самим, они позволяют событиям идти своим чередом. > Женщины считают, что решающим фактором профессионального успеха является их самореализация. В результате такой «эгоцентричности» они перестают интересоваться более существенными вещами в своем окружении, такими, скажем, как система отношений и информационных каналов на предприятии, возникающих на неофициальном уровне. Они не признают и не воспринимают каких-либо лояльных взаимных отношений, зависимостей отношений типа «ты - мне, я – тебе», взаимной полезности, протекций, возникающих между сотрудниками и всегда учитываемых в известной степени в своей деятельности мужчинами. > Женщины воспринимают карьеру как личный рост, как самореализацию. Мужчины же понимают под карьерой престижные и перспективные должности. > Мужчины соотносят выполняемую ими работу исключительно со своими представлениями о карьере, т.е. рассматривают ее как продвижение по службе, преуспевание. Женщины разделяют два понятия: выполняемую работу икарьеру. Работа для них осуществляется «здесь и сейчас», а карьера являетсяисключительно личной целью, о результатах достижения которой может судитьтолько сама женщина. > С самого детства мужчины настроены на то, что они будут работать, чтобы, по меньшей мере, суметь прокормить семью. Только незначительная часть женщин в детстве задумывалась над этим вопросом. Большинство же из них пытается найти кого-то, кто будет их содержать. Разница в настрое и направлении мышления, вытекающая из различных представлений, складывающихся еще в детстве, огромна. > Мужчины рассматривают карьеру как существенную составную часть своей жизни. Если возникают какие-либо проблемы личном характера, то мужчины ищут возможности "передергивать" личную и профессиональную "карты". Женщины же настаивают на четком разграничении личных и профессиональных проблем, в случае конфликта они однозначно выбирают тот или иной путь. > Если мужчины начинают свою работу на фирме, то они уже автоматически имеют «генеральский жезл в ранце». Женщины же, напротив, своей работой должны постоянно доказывать, что они занимаются своим делом, хотя все и предполагают обратное. > Другое типичное различие относится к понятию «личная стратегия». Мужчины определяют ее как достижение поставленной цели. Когда перед ними стоит новая задача, они постоянно задаются вопросом: «Что мне это даст?» Это решающий вопрос, так как он ставит на карту их будущее. Элемент времени отсутствует в рассуждениях у женщин. Они лишь думают о том, как можно лучше решить проблему в данном месте и в настоящий момент, не учитывая, какие последствия эта проблема будет иметь для них в будущем. Уже во время игры в футбол мальчики учатся тому, как необходимо объединяться в команду, что можно выиграть и проиграть, что отдельные члены команды могут иметь плохой характер. Ведь команда должна насчитывать одиннадцать игроков! > Как правило, девочки не приобретают опыта действовать в составе команды. Если они занимаются спортом, то предпочитают одиночные виды спорта, такие, как конный спорт или теннис. Большинство девушек никогда не узнает, что означает «командный дух», они не учатся объединяться в группы и побеждать всем вместе, несмотря на то, что отдельные члены группы не вызывают симпатии! > Следующим типичным различием в мышлении мужчины и женщины является их оценка риска. Для мужчины риск означает потерю или прибыль, победу или поражение, опасность или шанс. Женщины оценивают риск как принципиально отрицательный момент. Для них он означает потерю, опасность, боль. По возможности они избегают риска. В остальном женщины склонны в противоположность мужчинам в своем ролевом поведении чаще всего придерживаться взгляда: «Я именно такая,какая есть, нравится это другим или нет!» Потому им труднее отмежеватьсяот руководителя, работы или некой возникшей ситуации. Женщины принимают все очень серьезно. Они вкладывают в происхождение что-то совершенно особенное, поэтому особенно болезненно реагируют на критику иличныеоскорбления. Они меньше всего думают о том, что могут справиться сработой, с которой еще незнакомы, или которую никогда не выполняли. В заключение оба автора обобщают результаты исследований, которыепредставляются им наиболее существенными. Разница в мышленииобусловливает то, что большое количество мальчиков учатся жить междусобой, а девочки очень редко считают это необходимым. Позднее попричинам совместных ожиданий и раннего опыта мужчины учатся участвоватьв заседаниях и договариваться между собой, терпеть друг друга. Все этоженщины находят непостижимым. Групповое поведение мужчины является в действительности такимфеноменом, который заставляет женщин творить примерно следующее:«Как только могут двое мужчин, абсолютно не переносящих друг друга,сидеть вместе на собрании и делать вид, что уважают и помогают друг другу, в то время как другие знают, как обстоит дело в действительности?Как они могут быть такими лицемерами?» Этот вопрос многое объясняет. Деятельность фирмы соответствует действиям коллектива, членыкоторого заботятся, с одной стороны, о прибыли, а с другой - только особственном выживании, соответствующая ситуация в отношенииприбыли и выживания определяет чаще всего положение каждомотдельного члена коллектива. До тех пор, пока нет прибыли, выигрыша,необходимо соблюдать благоразумие. Чем ради преднамеренно наживатьврагов, если можно продвинуться вперед, приобрести друзей? Дажедвенадцатилетние мальчишки знают, что они ручаются в десяти других,чтобы образовать футбольную команду, а такие что они, возможно, могутнормально переносить друг друга, а возможно, и нет. Женщины же заботятсяо сохранении хороших отношений, так как эти отношения являются дляних самоцелью, и в традиционном женском опыте вряд ли имеется что-то,что может противоречить этой самоцели. На основании этом женщинычасто оказываются в ловушке нетерпимости, которую можноопределить следующим образом: «Он/она мне не нравится, я не могу сним/с ней работать». Попробуем перейти от теории к практике. Предположим, молодаясотрудница после разговора со своим шефом о карьере решилась быначать свой путь к вершине. Как должен был бы шеф, считающий молодуюженщину способной, поступать в последующие месяцы? На мой взгляд,ему следует предпринять следующие шаги: 1) предложить женщине несколько заданий различного рода, чтобыустановить, в каких вопросах она наиболее сильна: в планировании,вопросах организации, бюджета, проведении переговоров, в разработкеновых идей и т.д.; 2) с помощью «особо важных» заданий поставить ее в условияцейтнота, чтобы определить, как она реагирует на нагрузки и готова ли вподобных случаях работать сверхурочно и свои личные интересыподчинять интересам фирмы; 3) если она потерпит неудачу, совместно с ней выяснить, почему этанеудача произошла. Возможно, что ей не хватает знаний и навыков длявыполнения именно этого задания. В остальном он должен хвалить еедостижения вработе и регулярно обсуждать с ней ее успехи для того, чтобы она знала,на правильном ли пути она находится; 4) поддерживать молодую сотрудницу и уяснить с предельнойчеткостью следующее: пока она добивается хороших результатов, он какруководитель будет ее поддерживать; 5) показать, что оказывает содействие этой сотруднице только из-завысоких результатов, которых она достигла, и только из-за этого; 6) для подготовки ее продвижения по службе на среднийруководящий уровень дать ей возможность посещать специальные курсы,чтобы она научилась принимать решения, проводить совещания, критиковатьподчиненных и др.; 7) примерно после годового испытательного срока снова провести сней собеседование, чтобы помочь ей окончательно определиться, чего онахочет достичь, работая на фирме: хочет ли заниматься кадровыми вопросами,вопросами сбыта или же работать в отделе маркетинга. 8) предварительно руководитель должен уяснить для себя следующие вопросы: каковы мои планы относительно этой сотрудницы? Хочу ли явзять ее в свою команду при моем повышении по службе (возможно, науровне правления фирмы)? Тогда я должен постепенно знакомить ее сзадачами (которые можно рассматривать в качестве предварительнойтренировки), входящими в круг обязанностей руководства следующего уровня. Во многих фирмах я столкнулись с известной и уже набившейоскомину точкой зрения: руководители всех уровней не поощряют способных и честолюбивых сотрудников, а стараются изгнать их из фирмы, таккак видят в них соперников, стремящихся занять их кресло. Этинедальновидные представления идут во вред не только фирме, но и самомуруководителю. Почему? Предположим, что руководитель отдела имеет у себя в штате, подающегонадежды молодого человека. Руководитель осознает, что жаль, если такойчеловек будет все время оставаться на своей должности. Поэтому онпланомерно продвигает его и в один прекрасный день предлагает емувакантную должность руководителя группы. Потому что этот молодойчеловек действительно обладает хорошими способностями и стремительноделает карьеру. Возможно, через два года он будет уже руководителем отдела, а еще через два года главным руководителем отдела. Сейчасон уже обошел своего прежнего руководителя. Плохо ли это?Конечно, нет! Напротив! Его прежний руководитель имеет теперь наболее высоком уровне руководства друга, который обязан ему своим взлетом. И, наконец, предположим, что наш руководитель отдела проводиттакую политику поддержки последовательно на протяжении многихлет. Тогда независимо от того, поднимается ли он сам лестнице или нет,однажды оказывается, что у него всюду на руководящих постах сидят друзья,которые ему обязаны своей карьерой. Другими словами, польза от подобнойкадровой политики полезна не только самой фирме, но и руководителю,осуществляющую политику. Вывод: продвижение по службе способных и честолюбивых сотрудниковнезависимо от их пола всегда выгодно! Заключение Изучение личности работника в организации, в частности роли женщины-руководителя, анализ влияние руководителя на социально-психологическуюструктуру и развитие коллектива является одним из наиболее важных факторовв вопросах повышения эффективности работы коллектива. Руководитель должен заботиться о продвижении сотрудников любого пола.А женщине в качестве руководителя можно отдать в некоторых случаях (взависимости от условий труда, характера работы и т.д.) предпочтение, т.к.она более глубоко чувствует отношения в коллективе, интуитивно оцениваетповедение других людей, более чутко реагирует на нюансы взаимоотношениймежду людьми и по отношению к себе. При выдвижении женщины на должность руководителя очень важно признаниеее равноправия, равенства ее возможностей и способностей в управленииколлективом. В таких случаях для сохранения паритета наиболее ценныхкачеств мужчин- и женщин-руководителей рекомендуется в качестве заместителяили помощника назначать мужчину. Если женщина-руководитель сумеет сочетать качества настоящего лидера(сильный характер, профессионализм, инициатива, умение рисковать) страдиционно женскими ценностями, такими как чуткость, гуманность, гибкость,хитрость, практичность и т.д., то она может стать идеальным руководителем. Наукой не достаточно изучается проблема изучения факторов, создающихусловия для выдвижения женщины на пост руководителя. Учитывается, какправило, только производственная сторона, и, к сожалению, малосоциологических исследований посвященных влиянию семьи на производство.Другое препятствие в выдвижении женщины на пост руководителя – стойкоеубеждение мужчин в том, что женщина должна заниматься больше домом идетьми. Не совсем верна и другая точка зрения, что женщина может бытьруководителем только на традиционно женских должностях под началом мужчины. Мужское отношение к женщине, бытующее в конкретной управленческойсреде, и взгляды женщин на профессию руководителя с учетом различныхобстоятельств, сказывается на системе выдвижения и работе с кадровымрезервом. Вопрос быть или не быть руководителем должен решать каждый сам, но приэтом мужчины и женщины должны иметь равные возможности через построениесистемы подготовки выдвижения кадров. Список использованной литературы: 1. Комаров Е.И.: «Женщина-руководитель», М., 1989г. 2. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д.: «Психология управления», учебноепособие, Р/н/Д, 1997г. 3. Кричевский Р.Л.: «Если Вы — руководитель...», М., 1993г. 4. Андреева Г.М.: «Социальная психология», М., 1996г. 5. Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф.: «Основы менеджмента», М.,1992г.----------------------- КП98.060201.000ПЗ 8 Лист Дата Подпись № докум. КП98.060201.000ПЗ 7 Лист Дата Подпись № докум. Лист Изм. КП98.060201.000ПЗ 6 Лист Дата Подпись № докум. Лист Изм. КП98.060201.000ПЗ 3 Лист Дата Подпись № докум. Лист Изм. Лист Изм. КП98.060201.000ПЗ 4 Лист Дата Подпись № докум. Лист Изм. КП98.060201.000ПЗ 9 Лист Дата Подпись № докум. Лист Изм. КП98.060201.000ПЗ 10 Лист Дата Подпись № докум. Лист Изм. КП98.060201.000ПЗ 11 Лист Дата Подпись № докум. Лист Изм. КП98.060201.000ПЗ 12 Лист Дата Подпись № докум. Лист Изм. КП98.060201.000ПЗ 13 Лист Дата Подпись № докум. Лист Изм. КП98.060201.000ПЗ 14 Лист Дата Подпись № докум. Лист Изм. КП98.060201.000ПЗ 15 Лист Дата Подпись № докум. Лист Изм. КП98.060201.000ПЗ 16 Лист Дата Подпись № докум. Лист Изм. КП98.060201.000ПЗ 17 Лист Дата Подпись № докум. Лист Изм. Изм. Лист № докум. Подпись Дата Лист 18 КП98.060201.000ПЗ КП98.060201.000ПЗ 19 Лист Дата Подпись № докум. Лист Изм. Изм. Лист № докум. Подпись Дата Лист 5 КП98.060201.000ПЗ КП98.060201.000ПЗ 21 Лист Дата Подпись № докум. Лист Изм. КП98.060201.000ПЗ 20 Лист Дата Подпись № докум. Лист Изм. Масштаб Масса Реценз. Гр. 398РМ 1 Листов Лит. Психологические особенности женщины-руководителя Утверд. Н. Контр. Т. Контр.Афонская В.С. Провер.Баснева А.В. Разраб. КП98.060201.000ПЗ 1 Лист Дата Подпись № докум. Лист Изм.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Психологические особенности женщины-руководителя Министерство образования РФ калининградский Технический Колледжкурсовойпроект «Психологические особенности женщины-руководителя» iconІІ. Психологические особенности больных с разными заболеваниями
Тема занятия ІІ. Психологические особенности больных с разными заболеваниями. Психологические особенности больных при туберкулезе,...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Психологические особенности женщины-руководителя Министерство образования РФ калининградский Технический Колледжкурсовойпроект «Психологические особенности женщины-руководителя» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Социально-психологические особенности воздействия рекламы на поведение потребителей

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Психологические особенности женщины-руководителя Министерство образования РФ калининградский Технический Колледжкурсовойпроект «Психологические особенности женщины-руководителя» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Психологические особенности допроса как следственного действия. Курсовая работа по предмету: Юридическая психология

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Психологические особенности женщины-руководителя Министерство образования РФ калининградский Технический Колледжкурсовойпроект «Психологические особенности женщины-руководителя» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Взаимоотношения мужчины...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Психологические особенности женщины-руководителя Министерство образования РФ калининградский Технический Колледжкурсовойпроект «Психологические особенности женщины-руководителя» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Женщины на российском престоле:...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Психологические особенности женщины-руководителя Министерство образования РФ калининградский Технический Колледжкурсовойпроект «Психологические особенности женщины-руководителя» iconРуководителя инструментом анализа личной профессиональной деятельности
Стиль руководства это систематизированной особенности взаимодействия руководителя с коллективом, которые формируются под влиянием...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Психологические особенности женщины-руководителя Министерство образования РФ калининградский Технический Колледжкурсовойпроект «Психологические особенности женщины-руководителя» iconПсихологические особенности видео-общения в интернет-среде
Были выделены и изучены психологические особенности киберпространства, а также общение, опосредствованное компьютером. Данное исследование...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Психологические особенности женщины-руководителя Министерство образования РФ калининградский Технический Колледжкурсовойпроект «Психологические особенности женщины-руководителя» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Особенности русской философии...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Психологические особенности женщины-руководителя Министерство образования РФ калининградский Технический Колледжкурсовойпроект «Психологические особенности женщины-руководителя» iconКурсовая работа на тему «Особенности личностных качеств руководителя»
Нормативная структура личности руководителя, определяемая отечественными психологами

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Психологические особенности женщины-руководителя Министерство образования РФ калининградский Технический Колледжкурсовойпроект «Психологические особенности женщины-руководителя» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Особенности функционирования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<