Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблема решения конфликтных ситуаций Содержание Введение стр Глава I «Структура конфликта»




Скачать 213.36 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблема решения конфликтных ситуаций Содержание Введение стр Глава I «Структура конфликта»
Дата публикации11.11.2013
Размер213.36 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Психология > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Проблема решения конфликтных ситуаций

Содержание.1. Введение…………………………..…2 стр.2. Глава I «Структура конфликта»…………………3 стр.3. Глава II«Описание методик и стратегических средств разрешенияконфликтных ситуаций»……………………………………………5 стр. a) Рационально- интуитивная модель овладения конфликтнойситуацией...............………………..6 стр. б). Принципиальные переговоры.........………..9 стр.4. Глава III «Применение стратегий и методов для выработки модели поведения вконфликтной ситуации»………………………………….12 стр.a).Адекватное восприятие конфликта...........12 стр.б). Открытое и эффективное общение конфликтующихсторон...………………………………………...13 стр.в). Создание климата взаимного доверия исотрудничества..………………………………………………..16 стр.г). Определение существа конфликта............16 стр.д). Выработка взаимовыгодных решений путемпереговоров...........................………………………19 стр.5. Заключение………………………..21 стр.6. Список литературы…………….22 стр. Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействиях людей. А.В.Морозов. Введение. Конфликт. (от латинского – conflictus - столкновение) – столкновениепротивоположено направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядовоппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт рассматривают какпсихологическое и социальное явление, характеризующееся наличием внутриорганизации взаимно противоречивых с точки зрения экономической исоциальной эффективности интересов и соответственно наличием не стыкуемыхтенденций поведения. Наиболее характерен социальный конфликт, т.к. в настоящее время онявляется наиболее распространенной формой конфликтов между личностями всовременной обществе. Социальный конфликт - это, прежде всего форма отношений междусубъектами по поводу разрешения острых противоречий, возникших в процессеих взаимодействия, но можно его рассмотреть и как психологическое исоциальное явление, характеризующееся наличием внутри организации взаимнопротиворечивых с точки зрения экономической и социальной эффективностиинтересов и соответственно нестыкуемых тенденций поведения. Однако наиболее практически значимой является проблема решения конфликтови выхода из конфликтной ситуации. В своей работе я хочу рассмотреть вопросы связанные решением конфликтов ивыходом из конфликтных ситуаций. Глава I. «Структура конфликта» Рассмотрим структуру конфликта, которая включает: . Субъекты конфликта; . Предмет конфликта; . Конфликтные отношения; . Конфликтные ситуации; . Конфликтные противоречия; . Причины конфликта. Субъектами являются участники взаимодействия, которые могут бытьпредставлены индивидами, группой индивидов, социальной организацией. Предмет конфликта – конкретные материальные и духовные ресурсы,неудовлетворенные потребности, желания, интересы субъектов взаимодействия,т.е. то, из-за чего возник конфликт. Конфликтные отношения – форма и содержание взаимодействия междусубъектами, их действия для разрешения конфликта. Конфликтная ситуация – развитие конфликта в конкретный временной период. Конфликтные противоречия – основные пункты разногласий субъектовконфликта, их противоположенных интересов, устремлений, потребностей. Причины конфликта – те условия, которые привили к обострениюпротиворечий, обострению конфликта. Каждый конфликт имеет пространственные и временные характеристики.Пространственными характеристиками конфликта являются сферы возникновения ипроявления конфликта; условия и повод возникновения; конкретные формыпроявления; результат конфликта; средства и действия, которые используютсубъекты конфликта. Временные характеристики представлены такимипараметрами как длительность, частота, повторяемость конфликта,продолжительность участия в конфликте каждого из субъектов, также временныепараметры каждого из этапов развития конфликта. Каждый конфликт имеет свою динамику развития, которая включает в себяследующие стадии: предконфликтные отношения, накопление проблем, их неразрешенность,появление напряженности в отношениях; обострение противоречий, устойчивый негативный психологический фон вотношениях; постоянная негативная, порой агрессивная конфронтация; конфликтная ситуация, открытый конфликт между субъектами, отсутствиевзаимопонимания; разрешение конфликта; постконфликтная стадия, ситуация новое содержание отношений междуучастниками конфликта. Типология социального конфликта зависит, прежде всего, от выбранногокритерия. Например, в зависимости от разрешаемости конфликтногопротиворечия выделены полностью разрешаемые конфликты, частично разрешаемыеи не разрешаемые, которые поддаются только регулированию. По количествусубъектов конфликты классифицируются на межличностные, межгрупповые. Особовыделен внутриличностный конфликт. Структуру личности достаточно сложна ипротиворечива. Среди внутриличностных конфликтов могут быть выделеныпатогенные, позитивные, приводящие к переоценке и переориентации и др.Процесс принятия решения для личности во многих случаях является достаточносложным и конфликтным. Рассмотрение самого конфликта является менее интересным, чем путей егорешения. Т.к. решение конфликтов и выход из конфликтной ситуации являетсядостаточно частой задачей стоящей перед индивидом или группой. Глава 2. «Описание методик и стратегических средств разрешения конфликтных ситуаций» Итак, всем понятно, что конфликты всегда существовали, существуют, ибудут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах.Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах,разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний,стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Они представляютсобой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в сферепринципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которыенарушают личностное или межличностное спокойствие. Существуют ли какие-то возможности конструктивного и успешногорешения конфликта? Ключ решения этой проблемы состоит в том, чтобы взглянуть наконфликт, как на задачу, которая должна быть решена: в первую очередьопределить причину конфликта, а затем - применить соответствующую техникурешения конфликтных проблем. Например, метод творческой визуализации можетбыть использован для анализа причин конфликта; метод мозгового штурма можетбыть полезен при поиске альтернатив; метод автоматической записи можетбыть использован для выяснения собственных реакций на те или иныевозможности; метод мысленного представления может помочь спросить самогосебя и получить от внутреннего голоса совет в отношении выбора. Наконец,метод мысленного контроля или техника волевого мышления может бытьиспользована для выработки достаточной внутренней мотивации или контроля сцелью реализации новых решений. Методами контроля конфликтной ситуации может овладеть каждый. Онипомогут решить проблему практически любого типа: внутренний конфликт, сокружающими людьми. С чего начать? Процесс в целом начинается с рассмотрения конфликтов и определенияих. Затем необходимо рассмотреть причины конфликтов и заострить внимание наисточнике напряжения. Например, некоторые конфликты вызваныобстоятельствами; некоторые связаны с особенностями вовлечения в них людей;другие могут быть обусловлены повторяющейся формой поведения или отношения,которая может лечь в основу конфликтной ситуации. Полезно иметь представление о некоторых общих причинах конфликтовмежду людьми, которые являются результатом недостаточного общения илинепонимания; различия в планах, интересах и оценках; противостояния вгрупповых конфликтных ситуациях; неверных предположений в отношении чьих-либо действий; отсутствия сочувствия нуждам и желаниям других людей и т.д. После обнаружения скрытых причин и источников конфликта следующимшагом является коррекция проблемы путем проходящей реакции. Например, есликонфликт вызван недостаточным общением или его отсутствием, очевиднаяреакция состоит в поиске путей налаживания общения. Если конфликт связан сразличием в жизненных планах, реакция будет заключаться в одном изкомпромиссов, выработанных в результате переговоров и поиска решений, прикоторых в выигрыше остается каждый участник конфликта. Если же помехойявляется собственные страхи и нерешительность, то решение заключается ввыработке методов преодоления этих препятствий на пути. a). Рационально-интуитивная модель овладения конфликтной ситуацией При соответствующем опыте действия в конфликтных ситуацияхпотенциальные конфликты могут быть вообще предотвращены или разрешены идаже использованы в качестве источника улучшения отношений с другими людьмии самосовершенствования. Задача состоит не в том, чтобы уйти от конфликта,который потенциально возможен во всех общественных отношениях и ситуацияхвнутреннего выбора, а в распознавании конфликта и контроле над ним с цельюполучения наилучшего итога. Идеальным с этой точки зрения является рационально - интуитивныйметод разрешения конфликтов, разработанный американским ученым ДжиниГрехем Скотт. С самого начала этот метод вовлекает в работу сознание иинтуицию при осуществлении выбора образа действия в конфликтной ситуации.Этот подход основывается на оценке обстоятельств, характеров, интересов инужд вовлеченных в конфликт людей, а так же собственных целей, интересов,нужд. В серьезные конфликты всегда вовлечены эмоции участников. Такимобразом, одним из первых шагов к разрешению конфликта является подавлениерождаемых им отрицательных эмоций - собственных и эмоций других людей. После подавления эмоций появляется возможность использоватьсоответственно разум или интуицию для того, чтобы сформулировать возможныерешения, приемлемые для всех заинтересованных сторон. Итак, основной способ применения рационально-интуитивного подхода куправлению конфликтом состоит в том, чтобы рассматривать любую конфликтнуюситуацию как проблему или потенциальную проблему, которая ждет своегорешения. Затем подбирается подходящий метод решения проблем, пользуясьарсеналом возможных стратегических мер контроля конфликтных ситуаций.Выбираемая стратегия будет зависеть от того, на какой стадии находитсяконфликт (потенциальный конфликт, развивающийся конфликт, открытыйконфликт), от важности конкретного решения, от оценки нужд и желанийдругих людей, а также от характера эмоций, проявляемых в конфликте. Послевыбора подходящего метода определяется наилучший способ его применения. В нижеследующей схеме приведены вопросы и соответствующая стратегия,которые можно применить при разрешении конфликтной ситуации.|Вопрос |Стратегия || | ||I.Являются ли эмоции | ||причиной конфликта или | ||препятствуют ли они его | ||разрешению? Если да, то:| || | || | ||а). Каковы эти эмоции | || | || |а). Техника охлаждения эмоций обеих сторон, чтобы вы || |смогли выработать || |решения (соглашения) || | ||1). Раздражение? | || | || | || |1). Техника охлаждения или рассеивания раздражения, || |такая. Как сочувственное выслушивание, предоставление|| |выхода гнева, убеждения с целью смягчения || |отрицательных эмоций или устранения недопонимания, || |вызывающего раздражение ||2). Недоверие? | || |2). Техника преодоления недоверия или открытого и || |продуктивного обсуждения его. || | ||3). Страх? |Техника уменьшения страха, открытого и продуктивного || |обсуждения его || | ||4). Другие эмоции |Техника самоуспокоения и успокоения других людей || | || |Рассмотрение реальных нужд и желаний ||II.Каковы скрытые | ||причины конфликта? | || | ||III.Вызван ли конфликт |Техника преодоления непонимания посредством улучшения||непониманием? |общения. || | ||VI.Вызван ли конфликт | ||тем обстоятельством |Техника определения ответственной стороны и выработка|| |соглашения о принятии ответственности ||что кто-то не берет на | ||себя ответственность за | ||какие-то действия? | || | ||V.Какой из стилей | ||проведения был бы лучшим| ||в данной конфликтной |Оценка подходящих стилей и выбор наилучшего ||ситуации? | || | ||VI.Имеются ли особые | ||личностные факторы, | ||которые должны быть |Техника эффективного выражения своих нужд. ||учтены при решении |Использование техники общения с особо трудными людьми||конфликта? | || | ||VII.Какого рода | ||альтернативы и решения | ||возможны? | || | || | || |Выработка собственных идей или побуждение других || |сторон к выдвижению предположений. || |а). Метод мозговой атаки и творческой визуализации || |для генерирования идей || |б). Установление приоритетов среди разных || |возможностей | Далее мы рассмотрим подробнее, как и когда применять каждую из этихстратегий. б). Принципиальные переговоры Нельзя забывать о таком механизме человеческого общения, какпереговоры. В наше время все чаще приходится прибегать к переговорам. Ностандартная переговорная стратегия перестала удовлетворять людей. Они видятлишь две возможности ведения переговоров - быть подталкиваемыми илижесткими. Мягкий по характеру человек желает избежать личного конфликта иради достижения соглашения с готовностью идет на уступки. Жесткий участникпереговоров рассматривает любую ситуацию как состязание воли. Он хочетпобедить, однако часто кончает тем, что вызывает такую же жесткую реакцию,и портит свои отношения с другой стороной. Существует ли альтернатива позиционному подходу? В Гарвардском проекте по переговорам американскими ученымиразработан метод переговоров, который предназначен для эффективного идружественного достижения разумного результата. Этот метод названпринципиальными переговорами или переговорами по существу. Он состоит в том, чтобы решать проблемы на основе их качественныхсвойств, то есть исходя из сути дела, а не торговаться по поводу того, начто может пойти или нет каждая из сторон. Этот метод предполагаетстремление к нахождению взаимной выгоды там, где только возможно, а там,где интересы не совпадают, настаивание на таком результате, который был быоснован какими-то справедливыми нормами независимо от воли каждой изсторон. Метод принципиальных переговоров означает жесткий подход крассмотрению существа дела, но предусматривает мягкий подход к отношенияммежду участниками переговоров. Этот метод дает возможность бытьсправедливым, одновременно предохраняя от тех, кто мог воспользоватьсячестностью другой стороны. Метод принципиальных переговоров может быть сведен к четырем пунктам: Первый пункт учитывает тот факт, что все люди обладают эмоциями,поэтому каждому трудно общаться друг с другом. Отсюда следует, прежде чемначать работать над существом проблемы, необходимо отделить “проблемулюдей” и разобраться с ней отдельно. Если не прямо, то косвенно участникипереговоров должны прийти к пониманию того, что им необходимо работать боко бок и разбираться с проблемой, а не друг с другом. Отсюда следует перваярекомендация: Второй пункт нацелен на преодоление недостатков, которые проистекаютиз концентрации внимания на позициях, заявленных участниками, в то времякак цель переговоров стоит в удовлетворении подспудных интересов. Второйбазовый элемент данного метода гласит: Третий пункт касается трудностей, возникающих при выработкеоптимальных решений под давлением. Попытки принять решение в присутствиидругого сужает поле зрения переговорщиков. Когда многое поставлено накарту, способность к созиданию ограничена. Отсюда вытекает третий базисныйпункт: Соглашение должно отображать какие-то справедливые нормы, а независеть от голой воли каждого из сторон (наличие каких-то справедливыхкритериев). Обсуждая такие критерии, обе стороны могут надеяться насправедливое решение. Отсюда четвертый базисный пункт: Настаивайте на использование объективных критериев Итак, принципиальный метод позволяет более эффективно достичьпостепенного консенсуса относительно совместного решения, без всякихпотерь. А разграничение между отношениями людей и существом проблемыпозволяет иметь дело друг с другом просто и с пониманием, что ведет кдружескому соглашению. Кроме того, этот метод менее зависим от человеческихотношений. Глава 3. Применение стратегий и методов для выработки модели поведения в конфликтной ситуации. Суммируя описанные стратегии и методы решения конфликтов, можносамостоятельно выработать модель поведения в конфликтной или чреватойконфликтом ситуации и добиваться осуществления своих целей, а каждомконкретном случае. При этом необходимо учесть, что важную роль вконструктивном разрешении конфликтов играют следующие факторы: адекватность отражения конфликта; открытость и эффективность общения конфликтующих сторон; создание климата взаимного доверия и сотрудничества; определение существа конфликта. Рассмотрим каждый из этих факторов отдельно. a) Адекватное восприятие конфликта. Очень часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаемсобственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, интенции иточки зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся: ”Иллюзии собственного благородства”. В конфликтной ситуации мынередко полагаем, что являемся жертвой нападок злобного противника,моральные принципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истина исправедливость целиком на нашей стороне и свидетельствует в нашу пользу. Вбольшинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте истремлении к справедливому разрешению конфликта, убежден, что толькопротивник этого не хочет. В результате подозрительность часто естественнымобразом проистекает из существующей предубежденности. “Поиск соломинки в глазу другого”. Каждый из противников видитнедостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков усебя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон, склонна незамечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато снегодованием реагирует на его действия. “Двойная этика”. Даже тогда, когда противники осознают, что совершаютодинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственныедействия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действияоппонента - как нечестные и непозволительные. “Все ясно”. Очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощаетситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представлениео том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера -наоборот, плохи и неадекватны. Эти и подобные заблуждения, присущие каждому из нас в конфликтнойситуации, как правило, усугубляют конфликт и препятствуют конструктивномувыходу из проблемной ситуации. Если искажение восприятия при конфликтечрезмерно велико, возникает реальная опасность оказаться в ловушкесобственной предвзятости. В результате это может привести к так называемомусамо подтверждающемуся допущению: допуская, что партнер настроенисключительно враждебно, начинаешь обороняться от него, переходя внаступление. Видя это, партнер переживает враждебность к нам, и нашепредварительное допущение, хотя оно было неверным, немедленноподтверждается, Зная о подобных представлениях в ситуации конфликта,постарайтесь внимательнее проанализировать свои ощущения в конкретныхслучаях. б) Открытое и эффективное общение конфликтующих сторон. Общение - это основное условие конструктивного разрешения конфликтов.Однако, к сожалению, в конфликтной ситуации коммуникация, как правило,ухудшается. Противники в основном стараются сделать друг другу больно, асами занимают оборонительную позицию, скрывая любую информацию о себе. Межутем коммуникация может помочь только тогда разрешить конфликт, когда обестороны ищут способа достичь взаимопонимания. Контроль эмоциональной сферы. Когда человек “обуреваем” эмоциями и захвачен конфликтом, ему трудновыражать свои мысли и внимательно выслушивать противника. Одним изэффективных способов справится с человеческим гневом, состоит в том, чтобыпомочь друг другу освободиться от этих чувств. Люди получаютпсихологическое освобождение, если они просто расскажут о своих обидах.Поэтому, порой, имеет смысл в самом начале конфликта пойти на риск и какможно полнее, пусть даже в резкой форме, высказать друг другу то, чточувствуешь. Японцы, например, придумали для этого своеобразный ритуал и мягкиеподушки для битья. Иногда даже крик или удар по столу подушкой лучше, чемспокойная, хладнокровная отповедь противника. И все-таки рискованно обнаруживать свои чувства, если это ведет кэмоциональной реакции. Когда за этим не следишь, может разразиться крупнаяссора. Поэтому, если вы чувствуете, что по мере предъявления своихпретензий вы раздражаетесь, все больше и больше и при этом обнаруживаете,что ваши жалобы только накаляют отрицательные эмоции оппонента, необходимосказать себе: ” Мне следует остановиться. Я должен подумать о том, что ямогу сделать для решения этой проблемы в будущем”. После этого дайте понятьпротивнику, что желаете остановить кипение страстей. Следует объяснить, чтовы не собираетесь пренебрегать эмоциями оппонента или отрицать ихобоснованность, а хотите только сдержать их. Целесообразно сказать что-то вроде: “Да, я вижу, мы оба раздражены, но это раздражение никуда нас неприведет. Мне хотелось бы, чтобы вы забыли о нем. Согласимся, что в прошломслучилось нечто неладное, в результате чего мы оба раздражены. Но теперьдавайте вместе подумаем над тем, что мы могли бы предпринять в будущем”.Это может быть особенно полезным подходом, если вступили в конфликт с кем-то. С кем вы должны будете продолжать общение. Хорошо бы, если бы каждый из противников мог хотя бы частично сообщитьдругому следующее: что я хотел бы сделать, чтобы разрешить конфликт? каких реакций я жду со стороны другого? на какие последствия я надеюсь в случае, если будет достигнутосоглашение? Преодоление страха в конфликтной ситуации Если вы хотите отделаться от страхов, ставших препятствием на вашем пути,примите метод визуализации, который может помочь вам в этом случае. Итак, уделите приблизительно одну минуту на то, чтобы видеть, слышать,ощущать этот страх, его источник на экране перед вашим внутренним взором.Варьируя условия, заметьте, в какой ситуации этот страх возрастает. Теперьспросите себя, что вы можете сделать для того, чтобы избавится от этогостраха. Опять же прибегайте к логике, отвечая на этот вопрос. Пусть ответкаким-то образом сам появится для вас на экране. Наконец, закончитевизуализацию тем, что ваш страх становится меньше и исчезает совсем.Используйте с этой целью любые подходящие образы. Можно представить себястреляющим в образ своего страха, которые при этом взрывается. Когда к вампридет ощущение того, что, страх рассеян, медленно вернитесь в нормальноесостояние. Преодоление конфликтов посредством общения Любое нарушение общения может привести к конфликту. Иногда человеквыражается недостаточно определенно и ясно, и тогда слова могут быть понятынеправильно. Иногда кто-то слушает невнимательно. И когда человек видит,что его не слушают, у него могут возникнуть чувства враждебности илиосуждения. Часто возникает непонимание в отношении того, чтоподразумевается. Препятствием могут стать скрытые предположения. А иногда врезультате непонимания, враждебности или обиды общение вообще прекращается. Если вы используете в конфликтной ситуации ключевые элементы общения, тосделайте шаг к преодолению конфликтов. Итак, уделяйте внимание неречевымсвидетельствам того, что слова говорящего расходятся с его мыслями ичувствами. Выносите это противоречие на открытое обсуждение и следите затем, чтобы у вас или у другого человека не было скрытых ложныхпредположений или установок. Обсуждайте их открыто, так, чтобы ошибки можнобыло исправить. Старайтесь делать общение открытым. Дипломатично говорите о том, что,думаете или чувствуете. Спросите самого себя, соответствует сказанное вашим истинным желаниям,нуждам или чувствам? Если не соответствует, то ваши интересы могут остатьсянеудовлетворенными. Не оставляйте неясностей. Втолковывайте то, что вы имеете в виду. Есливы не уверены, что ваше сообщение понято, попросите конфликтующую сторонуповторить то, что вы сказали, чтобы убедиться в точности восприятия. Еслиже вы не можете что-то понять с первого раза, не отрицайте этого.Признавая, что вы чего-то не поняли, вы сохраняете достоинство идоказываете самому себе свою честность и желание все делать правильно ссамого начала Научитесь слушать другого. Для этого придерживайтесь следующего: слушатьс сочувствием; сосредоточиться на предмете разговора; относится кговорящему уважительно; слушать внимательно, не делая оценок; высказыватьмнение об услышанном, чтобы показать человеку, что его действительнослушают; отметьте то, что вы не поняли или в чем не уверены; используйтедля поддержания разговора неречевые средства (улыбайтесь, кивайте головой,смотрите в глаза). в) Создание климата взаимного доверия и сотрудничества Этому может способствовать проявление доверия к партнеру путемготовности открыть перед ним таковую свою незащищенную позицию, какойявляется стремление к согласию и взаимопониманию, нежелание использоватьслабые и уязвимые места противника. Конфликт решается успешнее, если обе стороны заинтересованы вдостижении некоторого общего результата, побуждающего их к сотрудничеству.Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближаетпартнеров, позволяет открывать новые, дополнительные способы преодолениятрудностей и неприятностей, связанных с решением конфликта. Успешноерешение совместных задач повышает также степень взаимного доверия, чтооблегчает риск открытости в общении. Это - момент чрезвычайной важности,так как люди часто даже не представляют себе, что можно сотрудничать счеловеком, с которым находишься в конфликтных отношениях. г) Определение существа конфликта Чем точнее определение существенных элементов конфликта, тем легченайти средства для эффективного поведения. Весьма желательно, чтобыпартнеры сумели согласовать свои представления о том, как определитьситуацию конфликта. Последовательное поведение, направленное на преодолениеконфликта в целом, предполагает несколько этапов. Определение основной проблемы Очень важно осознать точки соприкосновения конфликтующих сторон иразличия между ними, в большинстве случаев различия по-настоящему неосознаются, а сходства оказываются неизвестными. Поэтому желательновыяснить: как я понимаю проблему? Какие мои действия, и какие поступки партнерапривели к возникновению и закреплению конфликта? как мой партнер видит проблему? Какие, по его мнению, мои и егособственные действия лежат в основе конфликта? соответствует ли поведение каждого из нас сложившейся ситуации? как можно наиболее лаконично и полно изложить нашу общую проблему? в каких вопросах мы с партнером расходимся? в каких вопросах мы солидарны и понимаем друг друга? Определение причины конфликта Конфликты часто порождаются скрытыми нуждами и желаниями, которые неудовлетворяются, такими, например, как желание безопасности, независимостиили причастности. Конфликты также возникают из опасений утратить что-либозначимое. При поверхностном рассмотрении конфликта может показаться, чтоконфликтная ситуация не связана с этими нуждами и желаниями. Однако покаэти основные причины не вскрыты, конфликт может продолжаться до тех пор,когда ситуация, обусловившая конфликт, изменяется по иным причинам(например, человек с которым вы конфликтуете, уезжает). К сожалению, по занимаемой в конфликте позиции или по манере поведенияи действия человека не всегда просто установить, какие желания или опасенияим движут. Люди часто скрывают свои чувства. Бывает также, что люди неотдают себе отчета в своих истинных намерениях: они просто хотят чего-то, апочему они этого хотят, не знают. В своей книге Роджер Фишер и Уильям Юри отмечают, что многие конфликтыпроисходят потому, что люди занимают определенные позиции, а затемфокусируют все усилия на защите этих позиций, вместо того, чтобы определитьскрытые нужды и интересы, которые вынудили их эти позиции занять. Такимобразом, их ложная ориентация становится препятствием для поиска решения,которое бы учитывало скрытые интересы участвующих в конфликте сторон. Каксказано в этой книге “Применение интересов, а не позиций эффективнее подвум соображениям. Во-первых, для любого интереса обычно может существоватьнесколько возможных позиций, которые ему удовлетворяют, Чаще всего людизанимают наиболее очевидную позицию. Но если вы за противоположнымипозициями ищете мотивирующие интересы, вы можете обнаружить некоторуюальтернативу, которая удовлетворит интересы обеих сторон.” Фишер и Юри полагают, что примирение интересов может дать лучшиерезультаты по сравнению с примирением позиций, потому что запротивоположными позициями находятся как противоположные, так и совпадающиеинтересы. Следовательно, решение можно найти, отыскав совместные илиперекрывающиеся интересы. Итак, ключ к разрешению конфликта, который будет эффективен для всех, -это распознание скрытых желаний или страхов ( другого человека или вашихсобственных). Такое знание позволяет вам найти решения, которыеудовлетворят эти желания или рассеют страхи и устраняют возникшую проблему. Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта Если проблему решить не удалось, нужно повторить все предыдущие шаги,стараясь при этом осознавать переживания, возникающие как в случаеуспешного разрешения проблемы, так и в случае, если вновь не удалосьдостичь желанных результатов. Описанные этапы разрешения конфликта содержат лишь некоторые указания,реализация которых требует с вашей стороны вовлечения личности. Все описанные этапы выхода из конфликта должны быть в каждом конкретномслучае предприняты обеими сторонами. Основой для совместных поисков можетстать обмен мнениями, предложениями, соображениями по поводу каждогоопределенного этапа. д) Выработка взаимовыгодных решений путем переговоров Если вы решили, что проблема стоит того, чтобы потрудиться над ееразрешением, не уклоняясь от конфликта, уступая в чем-то, друг другу инастаивая на собственном варианте решения, то вам следует действовать путемпереговоров. Для поиска взаимовыгодного решения вам следует найти общуюпочву. Два пути таких переговоров проходят через компромисс илисотрудничество. Приведенные ниже сведения помогут вам различать ситуации, в которыхпредпочтителен компромисс, и ситуации, в которых самым эффективным будетсотрудничество. Выбирайте компромисс, когда: проблема относительно проста и ясна; для разрешения конфликта у вас не так много времени или вы хотитеразрешить его как можно быстрее; лучше было бы достичь временного соглашения, а потом вернуться к этойпроблеме и вновь проанализировать ее скрытые причины; проблема и ее решение не слишком важны для обеих сторон; вам не удалось добиться решения с использованием сотрудничества или вамне удалось добиться своего с использованием собственной власти. Выбирайте сотрудничества, когда: предмет спора явно сложен и требует детального обсуждения и выработкикомпромиссного решения; обе стороны готовы потратить время на выбор скрытых нужд и интересов; для обеих сторон их интересы очень важны и компромисс для них неприемлем; стороны доброжелательно относятся друг к другу, готовы выслушать и суважением отнестись к противоположной точке зрения; обе стороны хотят добиться долгосрочного соглашения, а не временного и нехотят откладывать его. Таким образом, предлагаемая общая модель может быть легко приспособленак ведению переговоров. Вы начинаете с работы над своими эмоциями и беретеих под свой контроль. Затем внимательно выслушиваете другую сторону, ееинтересы, нужды и желания и даете при этом понять, что слова другогочеловека и других людей услышаны вами. При этом вы излагаете собственныежелания и интересы, описывая их как можно конкретнее (и честнее). Наконец,вы переходите к стадии сбора интуитивно найденных решений, количествокоторых не следует ограничивать. После этого вы рассматриваете всевозможные варианты, выбирая оптимальный, который удовлетворяет обе стороны.Ваш конфликт будет разрешен, и каждый из участников будет в выигрыше. Заключение. Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должныспособствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящийчеловек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия,чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот,крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы. Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различныеподходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем ичутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то жевремя можно использовать конфликт как источник жизненного опыта,самовоспитания и самообучения. Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если впоследующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту ичто происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше осамом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающихобстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знаниепоможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта. Список литературы.Морозов А.В. Деловая психология. С-Пб: Союз. 2000Козырев А.В. Введение в конфликтологию. М: Владос 2000Сулиманова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов.М: Институт практической психологии 1996Войкунский А. Я говорю, мы говорим: Очерки о человеческом общении.-М:Прогресс, 1990Князева М.Н. Конфликт, ЭКО, 1992, №2Мелибруда Е. Я-ты-мы: Психологические возможности улучшения общения./ Пер.с польс. - М:Прогресс,1986Скотт Г Джинни. Конфликты: пути преодоления./ пер. с англ. - Киев: Издат.Об-во “Верзилин и К ЛТД”,1991Скотт Г Джинни. Способы разрешения конфликтов./ пер. с англ. - Киев: Издат.Об-во “Верзилин и К ЛТД”,1991Фишер Р, Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения./ пер. с англ.- М:”Наука”, 1990----------------------- Сделайте разграничение между участниками переговоров и предметомпереговоров Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях Разработайте взаимовыгодные варианты

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблема решения конфликтных ситуаций Содержание Введение стр Глава I «Структура конфликта» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Германия. Кулинарные традиции...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблема решения конфликтных ситуаций Содержание Введение стр Глава I «Структура конфликта» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Пиритим Сорокин Содержание:...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблема решения конфликтных ситуаций Содержание Введение стр Глава I «Структура конфликта» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Денежный оборот Содержание...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблема решения конфликтных ситуаций Содержание Введение стр Глава I «Структура конфликта» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Картины природы в Слове...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблема решения конфликтных ситуаций Содержание Введение стр Глава I «Структура конфликта» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Организация внутреннего...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблема решения конфликтных ситуаций Содержание Введение стр Глава I «Структура конфликта» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Контент-анализ Содержание...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблема решения конфликтных ситуаций Содержание Введение стр Глава I «Структура конфликта» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Причины успеха фирмы Sony...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблема решения конфликтных ситуаций Содержание Введение стр Глава I «Структура конфликта» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Петербург Петроград. Литературная...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблема решения конфликтных ситуаций Содержание Введение стр Глава I «Структура конфликта» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Инвестиционный анализ проекта...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблема решения конфликтных ситуаций Содержание Введение стр Глава I «Структура конфликта» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Особенности страхования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<