Скачать 6.39 Mb.
|
Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Козлитина О.Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология»: Учебное пособие. Ч.1. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003 - 373 с.ОглавлениеПредисловие Предмет, задачи, проблемы психологии развития и возрастной психологии Принципы и методы психологии развития и возрастной психологии Движущие силы, факторы и условия психического развития Развитие человека: понятия, процессы и методы исследования Факторы развития: наследственность, среда, воспитание Основные теории психического развития человека Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы в развитии Пренатальное развитие и роды. Кризис новорожденности Младенчество. Особенности развития Ранний возраст Дошкольный возраст Младший школьный возраст Подростковый возраст Ранняя юность Психология взрослости Зрелость Психологические особенности в пожилом и старческом возрасте Теоретическое осмысление проблемы умирания и смерти Словарь терминов Литература: Учебное пособие состоит из двух частей. Первая часть содержит материал для теоретической подготовки студентов. Во второй части предлагается руководство по подготовке к семинарским и практическим занатиям. Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего образования Российской Федерации по специальностям «Психология», «Клиническая психология». Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений очной, заочной и ускоренной форм обучения. Составители: Ахвердова О.А. – доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Ставропольсого государственного университета ^ . - кандидат биологических наук, доцент кафедры клинической психологии Ставропольсого государственного университета Козлитина О.Н . - преподаватель кафедры клинической психологии Ставропольсого государственного университета Рецензенты: Волоскова Н.Н. - заведующая кафедрой психологии Ставропольского государственного университета, доктор психологических наук, профессор Лебедев А.Н. – заведующий лабораторией когнитивной психофизиологии Института Психологии РАН, доктор биологических наук, профессор Сосновский Б.А. – заведующий кафедрой психологии Московского педагогического государственного университета, доктор психологических наук, профессор ПредисловиеВ настоящее время в мире существет большое количество учебников по психологии развития или по возрастной психологии. Остается бесспорным тот факт, что психология развития как наука не может абстрагироваться от одной из важнейших характеристик человека – возраста, но также врено и то, что ни одна ее отрасль немыслима без знания возрастных особенностей, сензитивных и критических периодов развития человека, актуальных и специыических проблем, которые возникают на определенной стадии развития. И психологию развития и возрастную психологию объединяет, прежде всего, предмет исследования – движущие силы, факторы и закономерности психического развития. Именно это положение и принцип развития мы взяли за основу при составлении данного учебного пособия, в работе над которым использоавлись материалы из вышедших за последние 3-4 года учебников Сапоговой Е.Е., Марцинковской О.В., Марютиной Т.М., Стефаненко Т.Г., Поливановой К.Н., Красновой О.В., Авдуловой Т.П., Обуховой Л.Ф.; Дж. Баттерворта, М. Харрис, Г. Крайг и др. Из опыта работы стало ясно, что необходимо создание полного учебного пособия, которое бы служило успешным подспорьем в самостоятельной подготовке студентов к занятиям по курсу «Психология развития и возрастная психология». Возрастная психология позволяет рассматривать изменения, влияющие на развитие психики в течение всей жизни. Психология развития анализирует все возрастные новообразования и выводит общие закономерности становления психики человека. Только такой интегративный подход дает возможность студентам наиболее полно и в системе овладеть знаниями и практическими умениями по данной дисциплине. Данное учебное пособие состоит из двух частей. Первая часть содержит материал для теоретической подготовки студентов. Во второй части предлагается руководство по подготовке к семинарским и практическим занятиям. Методические рекомендации к практическим занятиям составлялись на основе материала практикумов А.А. Крылова, С.А. Маничева; Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко; Г.С. Абрамовой; Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной; Е.И. Рогова; В. Б. Шапарь, А.В. Тимченко, В.Н. Швыдченко; Д.Я. Райгородского. Данное пособие составлено с целью формирования представлений о содержании психологии развития и возрастной психологии, а также условий для переноса полученных знаний в практическую деятельность психологов и клинических психологов. Пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего образования Российской федерации по специальностям «Психология», «Клиническая психология». |
![]() | Ахвердова О. А., Гюлушанян К. С., Козлитина О. Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология... | ![]() | ... |
![]() | ![]() | «Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008 | |
![]() | Овременности); онтогенетическое (развитие психики одного человека). Возрастная психология изучает онтогенетическое направление (от... | ![]() | Возрастная психология отрасль психологической науки, которая изучает закономерности психики человека на различных возрастных стадиях... |
![]() | Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л. С. Выготского | ![]() | Содержание курса : психология аномального развития как отрасль клинической психологии |
![]() | Абрамова Г. С. Практическая психология. Изд. 3 Екатеринбург: “Деловая книга”, 1998 | ![]() | Методические указания к проведению практических занятий по курсу “История музыкального искусства” (“Русская музыка”) для специальности... |