Литература 112




НазваниеЛитература 112
страница1/31
Дата публикации17.11.2013
Размер3.23 Mb.
ТипЛитература
uchebilka.ru > Психология > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин.- СПб.: Питер, 2003. – 256 с.


Содержание

Раздел 1 Теоретические и методологические основы акмеологии 4

1.1. Акмеология как наука системы человекознания 4

1.1.1. О предпосылках возникновения акмеологии 4

1.1.2. Этапы становления акмеологии, ее цели, объект, предмет и главные научные и практические задачи 6

1.1.3. Научные ориентации акмеологии, ее связь с другими науками 10

1.1 4. Методологические основания акмеологии 12

1.1.5. Акмеологический подход в изучении развития зрелой личности 16

1.1.6. Современное состояние акмеологии 22

1.2. Категориально-понятийный аппарат акмеологии 26

1.3. Акмеологические методы, модели и технологии 36

1.3.1. Акмеологические методы 37

1.3.2. Акмеологические критерии и показатели 46

1.3.3. Акмеологические модели 47

1.3.4. Акмеологические технологии 50

1.4. Акмеологическая концепция развития профессионала 52

1.4.1. Научные предпосылки разработки концепции 52

1.4.2. Содержание акмеологической концепции 54

Раздел 2. Акмеология и практика 63

2.1. Прикладные научные направления акмеологии 63

2.1.1. Военная акмеология 64

2.1.2. Педагогическая акмеология 65

2.1.3. Социальная акмеология 67

2.1.4. Акмеодогия управления 68

2.1.5. Акмеология деятельности в особых экстремальных условиях 70

2.1.6. О других направлениях прикладной акмеологии 71

2.2. Акмеологический подход в решении практических задач 72

2.2.1. Развитие профессиональной компетентности и ее специальных видов 72

2.2.2. Развитие профессионализма личности управленческих кадров, осуществляющих деятельность в особых условиях 79

2.2.3. Общие и особенные акмеологические факторы развития профессионализма 81

2.2.4. Акмеологические исследования художественно-творческой деятельности 90

2.2.5. Практика разработки акмеограмм 97

2.3. Психолого-акмеологическая служба: статус, функции, организация деятельности 100

Заключение 104

Краткий акмеологический словарь 105

Литература 112

Приложение 1 118

Приложение 2 119

Введение

Акмеология – новая наука, уверенно заявившая о себе в конце восьмидесятых и начале девяностых годов двадцатого века. Четко обозначив свои цели и задачи, очертив предметное и объектное пространство, научную проблематику, акмеология сразу приобрела независимый статус – была официально зарегистрирована как самостоятельная наука. В различных вузах Российской Федерации были организованы кафедры акмеологии. Через аспирантуру и докторантуру начата подготовка кадров высшей квалификации по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология. В высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги и других городов были организованы диссертационные советы по данной специальности. В 1991 году была создана и официально зарегистрирована Международная академия акмеологических наук со своей штаб-квартирой в Санкт-Петербурге и отделениями в Москве, крупных регионах России и за рубежом. В 1994 году начал издаваться теоретический журнал «Акмеология», а с 1997 года и журнал «Вопросы акмеологии». Стали регулярно проводиться научные конференции и симпозиумы по акмеологии. В Моcкве был создан Международный акмеологический институт – первое учебное заведение для подготовки специалистов-акмеологов высшей квалификации.

Следует подчеркнуть, что научный приоритет в создании акмеологии по всеобщему признанию принадлежит России. За рубежом к акмеологии проявляется повышенный интерес, особенно к тем научным направлениям, которые непосредственно связаны с развитием профессионализма личности и деятельности.

Возникновение, становление и развитие акмеологии непосредственно связано с именами многих выдающихся российских ученых и прежде всего члена-корреспондента Российской академии образования (РАО), профессора Нины Васильевны Кузьминой и действительного члена РАО, профессора Алексея Александровича Бодалева. Именно их научные идеи и интуиция, талант организаторов, энергия и жизнеутверждающий оптимизм позволили акмеологии в короткие сроки уверенно занять ведущие позиции в системе наук о человеке. По их инициативе и с их непосредственным участием были созданы кафедры и отделения акмеологии в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и ее филиалах, Калужском государственном педагогическом университете им. К. Э. Циолковского, Северо-Осетинском государственном университете, ряде высших учебных заведений Санкт-Петербурга, Воронежа, Шуи и других городов. Под руководством лидеров этих направлений успешно защищены сотни кандидатских и докторских диссертаций, созданы научные школы, увидели свет десятки монографий и сборников.

Столь стремительное становление и развитие акмеологии обусловлено не только тем, что акмеологические идеи сплотили немало талантливых ученых и организаторов науки, но и необычайно привлекательным объектным и предметным полем акмеологии, высокой значимостью и результативностью акмеологических исследований.

Акмеология развивается в полном соответствии с логикой развития научного знания. На первом этапе своего становления объектом акмеологии был главным образом профессионализм деятельности учителей. В это время увидели свет книги Н. В. Кузьминой, которые стали по-настоящему этапными для утверждения акмеологии К В них акмеологическое знание было доказательно представлено как актуальное, самостоятельное и высокоэффективное. Но главным все же стало доказательство его универсальности. Несмотря на то что речь в этих книгах шла о профессионализме учителя и мастера производственного обучения, стало совершенно очевидным, что предложенные принципы и подходы, описанные закономерности справедливы для изучения и развития профессионализма и в других видах деятельности. Эта мысль была развита в совместной работе А. А. Деркача и Н. В. Кузьминой.

В этом же году академиком РАО А. А. Бодалевым была выпущена работа3, имевшая чрезвычайно важное научное значение, потому что в ней был четко описан методологический строй акмеологии.

Наконец, в 1993 году была опубликована брошюра1 В. Г. Зазыкина и А. П. Чернышева, в которой значительное внимание было уделено обоснованию собственно акмеологических методов изучения и развития профессионализма.

Эти и другие работы стали своеобразным научным плацдармом для интенсивного развития теоретических и прикладных акмеологических исследований. В 1995 году под редакцией А. А. Деркача выходит в свет фундаментальная коллективная монография «Основы общей и прикладной акмеологии»2. В данном труде были обобщены многие акмеологические исследования, уточнена методологическая и теоретическая основа акмеологии, определены ее важнейшие научные направления, описаны главные результаты, в том числе и конкретных прикладных исследований, обозначены научные перспективы.

После выхода данного труда интенсивность акмеологических исследований существенно возросла. Свои монографические работы по различным проблемам и направлениям акмеологии опубликовали ведущие ученые-акмеологи О. С. Анисимов, Е. Н. Богданов, А. А. Бода-лев, А. С. Гусева, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. В. Кириченко, Н. А. Коваль, Н. И. Конюхов, Н. А. Корниенко, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, В. Г. Михайловский, А. С. Огнев, В. В. Петрусинский, А. А. Реан, И. Н. Семенов, М. Ф. Секач, А. П. Ситников, С. Ю. Степанов, Ю. В. Синягин и многие другие.

Этапным для акмеологии многие специалисты называют фундаментальный пятитомный труд «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека», в котором было не только систематизировано накопленное акмеологическое знание, но и впервые были сформулированы акмеологические законы3.

Со временем в акмеологическом знании наметилась естественная тенденция к дифференциации, что является характерным для многих развивающихся наук. Появились новые самостоятельные научные направления – педагогическая акмеология, военная акмеология, акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях, управленческая акмеология. В стадии формирования находятся юридическая и медицинская акмеология, активно разрабатываются акмеологические проблемы в сфере социальной работы, экономики и спорта. В то же время дифференциация науки усилила потребность в интеграции акмеоло-гического знания, уточнении его теоретико-методологических оснований и тенденций развития, в акмеологических исследованиях обобщающего характера. Такие исследования необходимы не только для углубления разработки теории акмеологии, они нужны для улучшения качества подготовки специалистов-акмеологов. Вследствие этого остро стал вопрос о подготовке учебного пособия по акмеологии. Такое учебное пособие было издано в 2000 годах и стало методическим обеспечением читаемых курсов по акмеологии не только в КГПУ, но и ряде других высших учебных заведений. В нем были изложены результаты исследований авторов в области интеграции акмеологического знания:

♦ категориально-понятийный аппарат;

♦ общие и частные принципы акмеологического исследования;

♦ закономерности, методы акмеологического исследования;

♦ концепции развития профессионализма и профессионала.

Эти знания необходимы для вхождения в акмеологическую проблематику, ориентации в мире задач, связанных с изучением прогрессивного развития зрелой личности и ее профессионализма. Данное учебное пособие вызвало большой интерес у специалистов, которые высказали немало ценных замечаний и предложений авторам, направленных на его улучшение. В результате в 2001 году увидело свет его второе издание, которое авторами было существенно дополнено и доработано. В нем, в частности, впервые был представлен краткий ак-меологический словарь, в котором обоснованы основополагающие понятия и категории акмеологии. В этом же году вышло двухтомное учебное пособие «Общая и прикладная акмеология»2.

В 2002 году вышел первый большой (40 п. л.) учебник «Акмеология», подготовленный в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации авторским коллективом под общей редакцией А. А. Деркача3.

В то же время потребность в издании учебно-методической литературы по акмеологии не уменьшилась. В частности, появилась необходимость публикации таких учебно-методических пособий, которые отличались бы единой определяющей логикой изложения и были бы ориентированы на решение практических проблем. Таковым видится настоящее учебное пособие. В его основу положено обобщение акмео-логических исследований, выполненных авторами, представителями их научных школ и другими специалистами-акмеологами, а также опыт чтения курса «Акмеология» в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и других вузах России.

Авторы будут признательны всем, кто поддержал идею написания данного учебного пособия по акмеологии и высказал свои пожелания и предложения.

А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин

Москва

2002-2003 гг.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 112 iconГруппы пара смм-112 скм-112 спм-112 ртм-112

Литература 112 iconЛитература по психологии,классическая литература,компютерное железо,документация,языкипрограммирования,религия,философия,самые...
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...

Литература 112 iconРелигиозно-суфийская литература Крымского ханства
Мусульманская религиозная литература распространилась в Крыму вместе с исламом. Данная литература ставит перед собой целью популяризирование...

Литература 112 iconГеография  § 24, прочитать; ответить на вопросы Українська література
Читати стор. 106-112, підготувати переказ оповідання «Дівчина чайка», «Морське серце», виконати вправи на стор. 112 (завдання II),...

Литература 112 iconЛитература, рекомендованная при изученнии неонатология Основная литература...
Неонатология под ред. Н. П. Шабалова в ІІ томах Санкт-Петербург-Специальная литература. 493, 504с

Литература 112 icon5 марта 2013 г в аудитории 6-49 состоялось традиционное заседание...
Н. И. Ахиезера (накануне 112-летия со дня рождения – 6 марта). Академик Е. Я. Хруслов сделал доклад «Усреднение дифференциальных...

Литература 112 iconРеферат по предмету: Литература. На тему: Философская литература...

Литература 112 iconРусскоязычные литературные интернетресурсы
...

Литература 112 icon1-й курс. Рекомендованная литература. Художественная литература

Литература 112 iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Литература Древней Руси...
Киеве и во Владимире, в Полоцке и в Новгороде, в Чернигове и в Ростове. Позднее на этой территории складываются три разные восточнославянские...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<