Реферат по дисциплине Психодиагностика Тема: «Из истории психологических тестов»




Скачать 231.96 Kb.
НазваниеРеферат по дисциплине Психодиагностика Тема: «Из истории психологических тестов»
Дата публикации27.11.2013
Размер231.96 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Психология > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Из истории психологических тестов

СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ психологии ФАКУЛЬТЕТ психология СПЕЦИАЛЬНОСТЬ РЕФЕРАТ по дисциплине Психодиагностика Тема: «Из истории психологических тестов» Студентки III курса СГИ, 2001 г. ПланВведение1. Представления о тесте странами древнего мира и средневековья2. Первый тест ХХ века и возникновение идеи о средстве измерения в тесте3. Современный тестЗаключение СодержаниеВведение…………………………………………………………………………41. Представления о тесте странами древнего мира и средневековья……52. Первый тест ХХ века и возникновение идеи о средстве измерения в тесте……………………………………………..103. Современный тест………………………………………………………….19Заключение…………………………………………………………………….23Использованная литература…………………………………………………24 Введение Тестами в психологии называют стандартизированные методикипсиходиагностики, позволяющие получать сопоставимые колличественные икачественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Подстандартизированностью таких методик имеется в виду то, что они всегда ивезде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации иинструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления иинтерпритации получаемых показателей. Сопоставимость означает, что оценки,получаемые при помощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо оттого, где, когда, как и кем они были получены, если, разумеется, тестприменялся правильно. История психологического теста уходит своими корнями в древниевремена, и я в своем реферате попыталась частично осветить некоторыеммоменты его развития. 1. Представления о тесте странами древнего мира и средневековья Предыстория теста уходит в глубину веков, она связана с испытаниемразличных способностей, знаний, умений и навыков. Уже в середине третьеготысячилетия до нашей эры в Древнем Вавилоне проводились испытаниявыпускников в школах, где готовились писцы. Профессионально подготовленныйписец был центральной фигурой месопотамской цивилизации, благодаря обширнымпо тем временам знаниям, он был обязан знать все четыре арифметическихдействия, уметь измерять поля, распределять роционы, делить имцщество,владеть искусством пения и игры на музикальных инструментах. Кроме того,проверялось умение разбираться в тканях, металах, растениях и др. В Древнем Египте только тот обучался искусству жреца, кто былспособен выдержать систему определенных испытаний. Вначале кандидат в жрецыпроходил собеседование, в процессе которого выяснялись его биографическиеданные, уровень образованности; кроме того, оценивались внешность, умениевести беседу. Затем следовали проверки умения трудиться, слушать и молчать,испытания огнем, водой, страхом преодоления мрачных подземелий в полномодиночестве и др. Все эти жестокие испытания дополнялись угрозой смерти длятех, кто не был уверен в своих способностях к учению и в том, что сумеетвыдержать все тяготы длительного периода образования. Поэтому каждомукандидату предлагалось еще раз подумать и, тщательно взвесив, решить, скакой стороны закрыть за собой дверь в храм — с внутренней или с внешней. Сообщается, что эту суровую систему испытаний успешно преодолелзнаменитый ученый древности Пифагор. Вернувшись позже в Грецию, он основалшколу, допуск в которую открывал только для тех, кто был способенпреодолеть серию различных испытаний, похожих на те, которые он выдержалсам. Как свидетельствуют источники, Пифагор подчеркивал важную рольинтеллектуальных способностей, утверждая, что «не из каждого дерева можновыточить Меркурия», и потому, вероятно, придавал большое значениедиагностике именно этих способностей. Для этого каждому даваласьсравнительно трудная математическая задача. В случае ее решения вопрос оприеме решался сразу. Однако чаще всего задача не решалась, после чегонеудачника вводили в зал, где ученики, по правилам испытаний, должны былибеспощадно поднимать его на смех, давая ему обидные прозвища. Еслиповедение новичка в этой критической ситуации характеризовалось умениемотвечать на выпады, хорошо и достойно держать себя, его принимали в школу. Особенное значение Пифагор придавал смеху и походке молодых людей,утверждая, что манера смеяться является самым хорошим показателем характерачеловека. Он внимательно относился к рекомендациям родителей и учителей,тщательно вел наблюдение за каждым новичком после того, как последнегоприглашали свободно высказываться и не стесняться, смелее оспаривать мнениясобеседников. Сообщается, что за 2200 лет до н. э. в Древнем Китае уже существоваласистема проверки способностей лиц, желавших занять должностиправительственных чиновников. Каждые три года чиновники повторноэкзаменовались лично у императора по шести «искусствам»: музыке, стрельбеиз лука, верховой езде, умению писать, считать, знанию ритуалов ицеремоний. Для государства система экзаменов была важным средством отборадостаточно способных, в меру эрудированных, и главное, лояльных поотношению к власти людей для последующего их использования наадминистративной службе. Нередко результаты испытания интеллектуальных способностейстановились предметом гордости того или иного народа, а иногда служили дажедля извлечения доходов. Сообщается, например, что индийский царь Девсарм,желая испытать мудрость иранцев, прислал им шахматы. Предполагалось, чтоиранцы вряд ли сумеют разгадать суть этой игры и потому они должны были поусловию отослать в Индию подать. Сообщается, однако, что визирь ХосроваВажургмихр понял правила игры и в свою очередь изобрел игру, называемуюсейчас нарды. Он послал с новой игрой визиря в Индию, где ее, каквыяснилось, разгадать не смогли. Другим свидетельством использования испытаний тестового характераявляются материалы, излагающие основы религиозного учения чань-буддизма.Учителя чань-буддизма использовали загадки, вопросы-парадоксы содновременным созданием ситуации психологического стресса. Отвечать на нихнеобходимо было сразу, на раздумывание не отводилось ни секунды. Какотмечает Н. В. Абаев, в чаньских поединках-диалогах сама парадоксальностьпостановки вопросов (например, была ли борода у бородатого варвара илиимеет ли собака природу Будды?) создавала драматическое напряжение, котороеусиливалось всем образом действий наставника. Хватая своего оппонента икрича на него: «Говори! Говори! Отвечай немедленно!», он создавал ситуациюпсихического напряжения. Чаньские парадоксальные загадки использовались, помнению этого же автора, в качестве тестов на определенный «чаньский» ходмышления. В зависимости от того, как тестируемый неофит отвечал на этизагадки, опытный наставник определял, на каком уровне «просветленности» оннаходился и какие меры нужно принять для углубления его «чаньского опыта»,а также выявлял симулянтов, скрывающих за внешней грубостью и странностьюманер свою некомпетентность. В созданном чжурчжэнями государстве Цзинь результаты экзаменовприменялись для распределения выпускников медицинского училища. Из числавыдержавших экзамены лучшие поступали на государственную службу в качествепрактикующих врачей, преподавателей или исследователей, худшие получалиразрешение заниматься частной практикой. Не выдержавшим экзаменрекомендовалось либо продолжить подготовку, либо сменить профессию. Различные конкурсы и экзамены устраивались и в средневековомВьетнамском государстве. Всего за два года в период с 1370 по 1372 г.удалось провести переаттестацию всех военных и гражданских чиновников, чтопозволило организовать проверку государственного аппарата по всей стране. Врезультате этого Вьетнам вновь стал сильным и жизнеспособным феодальнымгосударством; особое внимание было уделено созданию боеспособногоофицерского корпуса. В XV в. конкурсные испытания были упорядочены. Они проводились поэтапам и турам. Присвоение высших степеней на экзаменах сопровождалосьбольшими почестями. Лауреаты получали подарки от короля, их имена вносилисьв «золотой список», который вывешивался у Восточных ворот столицы, об ихпобедах на конкурсе сообщалось в родную общину. Имена наиболее отличившихсявысекались на специальных каменных стелах, установленных в ХрамеЛитературы. Интересные данные приводятся В. Н. Басиловым в отношении шаманства. Унекоторых народов (например, у эскимосов) чуть ли не каждый взрослыймужчина считал себя способным к шаманству, но эти претензии отвергались впроцессе испытаний. Проверка и, как результат ее, признание былинепременными условиями шаманской деятельности. У разных народов, проверкашамана принимала свои формы. В частности, когда у казахов кто-либо объявлялсебя шаманом, то он по требованию народа должен был, как сообщается, ходитьпо снегу в трескучий мороз босиком и с обнаженной головой, лизать языкомраскаленные докрасна железные предметы. У народности ханты неудачногопретендента считали сумасшедшим. У ульчей шаман подвергался испытаниям вовремя поминок. Такой же обычай был у нанайцев. Приведенный здесь краткий исторический экскурс позволяет сделатьвывод о необходимости рассматривать испытания индивидуальных способностейкак важную и неотъемлемую часть общественной жизни многих (если не всех)народов мира со времен древнейших цивилизаций и до наших дней. Однако можноли, на основании приведенных данных говорить о глубокой истории и широкойраспространенности тестов? Если согласиться с наиболее известными сейчасопределениями теста даваемыми как перевод с английского слова «test» —испытание проверка, проба, то на поставленный вопрос надо отвечатьутвердительно. Дело, однако, в том, можно ли в наше время так определятьтест. Определения подобного рода Маркс удачно называл простым названиемидеи, создающим только видимость познания. «Объяснение, - писал он, - вкотором нет указания на differentia specifica (т. е. специфическоеразличие), не есть объяснение». Для научного анализа приведенная вышетрактовка теста уже недостаточна, ибо она не раскрывает тех существенныхпризнаков, которые выделяют тест из других средств психодиагностики,контроля знаний методов оценки способностей. «Слишком короткие определения,- отмечал В. И. Ленин, - хотя и удобны... все же недостаточны, раз из нихнадо особо выводить весьма существенные черты того явления, которое надоопределить»). В случае с тестами научный анализ дает классический пример видимогосовпадения вещей по форме и их действительных различий по существу.Различия начинаются с рассмотрения основного понятия. В марксистско-ленинской философии сложилась традиция рассмотрения научных понятий с двухпротивоположных позиции. Как отмечал Б. М. Кедров, каждое понятие можетбыть зафиксировано, во-первых, как сложившееся готовое на данный моментвремени, а потому как относительно неизменное, постоянное. Во-вторых,научные понятия могут и должны быть рассмотрены, исходя из того, что онивыражают и резюмируют собой на каждом этапе научного развития определеннуюступень движения науки. В результате складываются две логические системы:формально-логическая, оперирующая относительно неизменными. готовымипонятиями, и диалектологическая, оперирующая изменчивыми развивающимисяили, по терминологии Энгельса, текучими понятиями. С течением времени обыденное представление о тесте и научноепонимание теста все больше удалялись друг от друга. Хотя всякий тествключает в себя элемент испытания, он не сводится только к нему, ибо этосейчас метод исследования, включающий в себя ряд чисто научных требований.На каждом этапе развития науки требования к тестам и они сами менялись.Игнорирование этого диалектического момента нередко приводит купрощенчеству в его оценках. Настоящая история тестов началась век назад, в канун периода ломкиустаревшего общественного строя, революционного изменения общественногосознания, совпавшего по времени с научным кризисом, поразившиместествознание. Диалектика и материализм потрясли идеалистический фундаментпсихологии и стали основой новой методологии. 2. Первый тест XX века и возникновение идеи о средстве измерения в тесте К началу XX в. практические потребности изучения преобладающихспособностей были сформулированы в виде научной проблемы исследованияиндивидуальных различий. Эта проблема и дала импульс к появлению первыхтестов. Ф. Гальтон, известный английский ученый, в течение 1884—1885 гг.провел серию испытаний, в которых посетители лаборатории в возрасте от 5 до80 лет могли за небольшую плату проверить свои физические качества (силу,быстроту реакции и др.), ряд физиологических возможностей организма ипсихических свойств - всего по семнадцати показателям. В число последнихвошли показатели роста, веса, жизненной емкости легких, становой силы, силыкисти и удара кулаком, запоминаемости букв, остроты зрения, различенияцвета и другие. По полной программе было обследовано 9337 человек. Ф.Гальтон писал, что практика вдумчивого и методичного тестирования — нефантазия; она требует рассмотрения к эксперимента. Это был первый существенный отход от тысячелетней практики испытанийи проверок, основанной на интуиции. Применительно к тестам значениедеятельности Ф. Гальтона можно сравнить с тем, что сделал Г. Галилей дляфизической науки своими остроумными экспериментами. Набиравший силурадикальный эмпиризм рассматривался рядом ученых конца XIX в. как вполнеприемлемая альтернатива идеализму, а эксперимент - как настоящий фундаментнауки. «Только тогда психология сможет стать действительной и точнойнаукой, - писал, например, Дж. Кэттелл, - когда она будет иметь своейосновой эксперимент и измерения». Дж. Кэттелл, по-видимому, первым увидел в тестах средство измерения,казалось бы, не измеряемых свойств человеческой психики. В работе,опубликованной в 1890 г., он дал список 50 лабораторных тестов, которые мыбы сейчас назвали не тестами, а контрольными заданиями. Эти заданияобладали только двумя из известных сейчас требований к тестам - имеласьинструкция по их применению и подчеркивался лабораторный (т. е. научный)характер испытаний. В частности, указывалось, что лабораторию следуетхорошо оборудовать, в нее не допускаются зрители во время тестирования; всеиспытуемые одинаково инструктируются, они должны хорошо усвоить, что и какнужно им делать. Надо ли говорить, сколь непривычной казалась идея измерения дляпсихологии XIX века. Измерение с помощью тестов казалось тогда, а многимкажется и по сей день, делом если не странным, то претенциозным. Обыденноесознание исходило при этом из аналогии физическими измерениями ирассматривало эти попытки математизации как чуждый для гуманитарнойпсихологии уклон. Примерно с такими же трудностями сталкивалась ипсихофизика. Тем не менее, к концу 20-х годов нашего столетия все больше сталощущаться потребность в создании специфического направления, связанного сособенностями использования числа и меры. В психологии эту роль выполнялапсихометрия, в биологии — биометрия, в экономике — эконометрия, в науке вцелом — наукометрия. К ним следовало бы добавить и социометрию, нопоследнюю Дж. Морено и Г. Гурович свели к элементарным методам оценкивзаимодействий индивидов в малых группах. С момента первых публикаций Ф. Гальтона и Дж. Кэттелла идея тестовогометода сразу же привлекла к себе внимание ученых разных стран мира.Появились первые сторонники тестов и первые же противники. В числесторонников были: в Германии — Г. Мюнстерберг, С. Крепелин, В. Онри, воФранции — А. Бине, в США — Дж. Гилберт и другие. Это были исследователинового типа, стремившиеся связать психологию тех лет с запросами практики.Однако стремление к прикладным исследованиям в психологии прошлогорасценивалось как отход от науки. Дж. Кэттелл, например, сообщал, что онначал свои первые тестовые лабораторные исследования индивидуальныхразличий в 1885 году, но публиковаться не мог из-за противодействия В.Вундта. Итак, научный статус тестов не был определен, возможность измерений впсихологии подвергалась сомнению. Психология переживала трудный период: онауже не могла развиваться на старой основе, но и не научилась еще смотретьна мир по-новому. "Причина кризиса,— писал Л. С. Выготский,—лежит вразвитии прикладной психологии, приведшей к перестройке всей методологиинауки на основе принципа практики. «Этот принцип давит на психологию итолкает ее к разрыву на две науки». Общественная практика требовательновыдвигала одну проблему за другой и ни одну из них, старая психологиярешить не могла — у нее не было подходящих методов. Появление в этой ситуации прикладной психологии не было случайностью.Ей было дано название психотехника. Прикладное направление появилось и впедагогике. Хотя педология претендовала на звание науки о комплексномразвитии ребенка, в тот период она была в основном прикладной педагогикой.Будучи не принятыми, в традиционной науке — в психологии и в педагогике,тесты быстро нашли себе применение в прикладных направлениях. В общем,произошло так, как говорили в древности: если какой-либо науке ненаходится место в храме, она начинает развиваться у его стен. Активизация роли науки в практическом переустройстве жизнистолкнулась с традицией занятий «чистой наукой, созерцанием истины». Дляпредставителей чистой науки прикладность не имела заметной ценности. Зарубежом, например, в 30-х годах ученые Кембриджа, как вспоминает Ч. Сноу,—больше всего гордились тем, что их научная деятельность ни при какихмыслимых обстоятельствах не может иметь практического смысла. Цель, методыи результаты психотехники лежали в сфере практики, в то время как цели,методы и результаты традиционной психологии лежали в области теоретическихрассуждений. Различались производительная и познавательная функции этихнаправлений. То, что имело ценность для психотехники, психология тоговремени ни принять, ни произвести сама не могла, так же как и психотехникамало что могла дать для психологии. Размежевание стало заметным в конце 20-х — начале 30-х годов. Вместообъединения усилий обе стороны приступили к взаимным обвинениям и затяжнымдискуссиям. Психология обвинялась в схоластике, узком академизме, внеспособности воспринять новое и в отрыве от практики жизни. Психотехника всвою очередь осуждалась за узкий практицизм, противоречащий духу науки, заотрыв от психологии, она обвинялась в голом эмпиризме, прикладности,подражании западным образцам, в чрезмерном увлечении тестами... Последниестали узловым пунктом критики. Разрыв между фундаментальным и прикладным направлениями был донедавнего времени характерен для многих наук, но не везде он протекал стольболезненно, как в психологии и, особенно, в педагогике. Даже в историческойнауке получили распространение взгляды морализирующих историков,противопоставляющих «чистое и возвышенное познание» различным формамприложения науки, влекущим за собой лишь несчастья и опасности. Начало 30-х годов характеризуется широким использованием тестов вомногих странах. Во Франции они стали применяться для дефектологическихцелей и для профориентации, в США тесты использовались при приеме наработу, в вузы, для оценки знаний школьников и студентов, в социально-психологических исследованиях. В СССР тесты применялись в основном в двухосновных сферах: в народном образовании и в сфере профотбора —профориентации. Затронутые тестами столь важные сферы жизни и прямоевлияние результатов тестового контроля на судьбы миллионов людей породилиширокую гамму мнений в пользу и против тестов. Большой энтузиазм тех, ктоих применял, и не меньший пессимизм тех, кто видел несовершенство этогометода или пострадал в результате его использования, породили во многихстранах, в том числе и в СССР, письма в правительственные органы и в газетыс требованием запрета тестов. В отечественной истории тестов начало 30-х годов характеризуетсяинтенсивным и неконтролируемым использованием тестов в системе народногообразования и в промышленности. Практика, как это часто бывает, опережалатеорию. Массовые тестовые обследования не подкреплялись серьезной проверкойкачества инструментария, решения о переводе некоторых учащихся в классы дляумственно отсталых детей принимались на основе коротких тестов без учетадругих факторов, влияющих на результаты проверки. В промышленности наоснове таких же тестов делались попытки классификации работников поразличным профессиям, без внимательного учета личных склонностей иинтересов. Ввиду надвигавшейся тестомании и ряда причин субъективногохарактера было принято известное постановление «О педологическихизвращениях в системе наркомпросов» (1936), наложившее запрет на применениебессмысленных (как там отмечалось) тестов и анкет. Это постановление, помнению А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и А. А Смирнова, получило в последующиегоды неправомерно расширительное толкование и привело к отказу отразработки научно обоснованных методов психологической диагностикиличности. В те годы были, однако, и другие выступления — в пользу тестов, Так,известный советский психолог М. Я. Басов говорил: «Я думаю все же, что этадолгая, подчас острая критика тестовой методики... в конце концов, приведетне к ниспровержению, не к упразднению этой методики, а напротив, к ееупрочнению и к ее утверждению в определенных границах, в которых она,очевидно, имеет полное право на применение и существование». Тем не менее начиная с указанного периода критика тестов приобрелаширокий размах и вышла за рамки чисто научных дискуссий. В печати появилсяряд публикаций, в которых тесты отвергались, как говорится, «с порога». ВСША, например, против использования тестов выступали представители основныхгрупп населения США — взрослые и дети, белые и негры, рабочие иуправленческий персонал, а также представители национальных меньшинств. В серии проведенных исследований по социальным последствиямтестирования выяснилось, что 37% опрошенных возражали против использованиятестов при поступлении на работу, 50% — при продвижении по службе, 25% —против использования тестов в школе. Случаи нарушения этики в использованиитестов оказались столь злободневными, что ими вынужден, был занятьсяконгресс, устроивший специальные слушания по этому делу. В результате былопринято решение, осуждающее неэтичное использование тестов, практикувторжения в частную жизнь, как идущую вразрез с моральными нормами. Вавгусте 1966 г. в сенате США обсуждалось предложение о полном запрещениитестов, но это предложение не было поддержано большинством. В зарубежной литературе выделяется несколько источников критикитестов. Первый источник психолог С. Брим усматривает в личностном портретекритиков, в числе которых чаще других оказываются те, кто не склонен ксамопознанию и интроспекции, авторитарен в межличностных отношениях,нетерпим к мнению других и возражает против всяких социальных перемен. Какправило, в США эти лица примыкают к правым политическим группам, требующимзапрещения тестов. Второй источник критики этот же автор видит в системесоциальных ценностей, имеющей свои корни в отношении к вопросам равенствалюдей. Если в обществе одобряется принцип открытого соревнования егочленов, то в каждом поколении на передовые позиции должны выдвигатьсянаиболее талантливые люди. В таком обществе каждый должен иметь возможностьвнести свой вклад в соответствии со своими способностями. Последние должныбыть оценены, и потому ориентация на этот принцип создает благоприятноеотношение к тестам. Третий источник является, по мнению Р.Кэттелла, следствием эмоционального и сентиментального отношения людейэстетического и нарцистического типа против всякой попытки представить"уникальную, художественную личность» в виде формул и т. п. Четвертыйисточник критики является научным и касается недостатков тестового метода. В 30-е годы случилось так, что психотехника не оправдалавозлагавшихся на нее надежд в смысле заметного повышения производительноститруда. Она и не могла это сделать, потому что на том сравнительно низкомуровне промышленного развития прогресс в значительной мере зависел отуровня индустриализации и автоматизации производства. При достижениинеобходимого уровня развития средств производства человеческий фактор вновьначинает играть ключевую роль. Вот почему именно в последние годы сталзаметно увеличиваться поток прикладных психологических исследований,нацеленных, в частности, на повышение эффективности человека-оператора вуправлении сложными техническими системами. Соответственно возросла рольпсихофизики, психометрии, прикладной и инженерной психологии, психологиитруда и безопасности, экспериментальной психологии, научно обоснованнойпрофориентации и профотбора. Вместе с этим опять возросло и значениетестов. Хотя в 30-е годы практическая работа по тестам затормозилась, научноеизучение действительных возможностей этого метода в нашей стране непрекращалось. Часть тестов применялась под видом контрольных заданий,испытаний и, наоборот, различные испытания нередко назывались тестами. Сутьвопроса, разумеется, не в названиях, а в принципиальных отличиях. Первое отличие состоит в том, что тест является научно обоснованнымметодом эмпирического исследования в психологии и в ряде других наук.Важная мысль К. Маркса о том, что одна экономическая эпоха отличается отдругой не тем, что она производит, а тем, каким способом она это делает,относится в полной мере и к психологической науке. В период зрелости в ней,как и везде, все большее внимание направляется на способы познания и накритерии обоснования истинности знания. Второе принципиальное отличие связано со сравнительно новой рольютеста как инструмента теоретического исследования в таких» например,направлениях психологии, как изучение личности, способностей. Здесьиспользование тестов позволило преодолеть методологический тупик, в которомоказались авторы многочисленных теорий, концепций, интуитивных догадок ииных умозрительных построений» не видевших способа обоснования истинностисвоих суждений. Непосредственное же обращение к практике как критериюистины дает нередко противоречивые результаты, ибо действительная научнаяаргументация практикой требует определенного структурирования,опосредования, абстрагирования последней и, кроме того, методическойвооруженности исследователя. Только в последние годы в психологии стала широко осознаваться задачасогласования теоретических конструкций с эмпирическими результатами, длячего стали необходимыми методы, позволяющие это делать без заметной потерикачества такого согласования. Тесты являются сейчас, по-видимому, наиболееразвитой в научном отношении частью методического арсенала, позволяющегоадекватно скреплять теорию с эмпирией, в соответствии с некоторымиизвестными стандартами качества информации. Именно такое понимание тестоввсе в большей мере начинает утверждаться в новейшей отечественной изарубежной литературе. Обоснование качества результатов психологических исследований требуетнередкого обращения к вне психологическим понятиям и критериям:философским, логическим, математико-статистическим. В частности,философский элемент в теорию психологических измерений вносит известныйтезис о неизбежности погрешности измерений. Критики психологических тестовнередко апеллируют к этому тезису как к основанию принципиальной порочноститестов в смысле точности измерений. Неточные измерения, считают они, наукевообще не нужны. При этом как-то забывается, что формой преодоления этогофилософского скепсиса является тезис о возможности приближенного измеренияс достаточно приемлемой точностью. Применение на практике последнего тезисапозволило получить, например, в физике те фундаментальные результаты,которыми эта наука по праву гордится. Не вдаваясь в детальный анализ концепции надежности, представляющейпредмет отдельного рассмотрения в данной книге, отметим здесь лишь ее связьс понятием «тест». Действительный отход от упрощенного понимания тестовтребует наполнения интересующего нас понятия элементами научного языка,восхождения на более высокую ступень абстракции. Концепция надежностисоставляет одну из основ переосмысления сущности теста, а также одну изхарактеристик его качества. Без упоминания о надежности определение тестане имеет смысла, ибо тогда пропадает одна из тех самых differentiaspecifica» о которых говорил К. Маркс. С появлением корреляционного анализа (в начале XX в.) были предложенытри основных методических подхода к определению надежности теста. Это —повторное тестирование, использование параллельных форм одного и того жетеста и, наконец, однократное тестирование с последующим разбиением матрицыисходных результатов Х на две или большее число частей. За показательнадежности принимается значение коэффициента корреляции. Заметно позже появились попытки теоретического осмысления этойконцепции. Исходным пунктом всех построений является уже упоминавшийсятезис о неизбежности погрешности измерений и, как следствие, признаниемножественности возможных причин искажения истинного результата измерения. Как результат факторно-аналитического переосмысления концепциинадежности и гомогенности теста родилась новая технология расчетакоэффициента надежности теста. Ее появление надо рассматривать как реакциюна неприемлемость и искусственность ряда таких условий и ограничений, какнапример параллельность форм одного и того же теста, равенство дисперсийвсех высказываний, одинаковая их коррелируемость друг с другом и др. Д.Армор использовал известный факт корреляции тестовых высказываний междусобой и стал рассматривать ее как аргумент, статистической функциейкоторого является надежность теста. Если все высказывания измеряют один и тот же признак (свойство). тодля фиксированного их числа чем больше корреляция между ними, тем болеенадежен тест. С другой стороны, высокая корреляция обеспечивает хорошуюфакторизуемость корреляционной матрицы (R) и, следовательно, являетсязалогом выделения такого одного фактора, который может объяснить связьбольшей части дисперсии в R. Следовательно, надежность тестов должна бытьсвязана с результатом факторного анализа. Предложенная этим автором формула оказалась сравнительно простой: [pic] где ( — коэффициент надежности теста; k — число высказываний; (1 — наибольшее значение корня, получаемое при решениихарактеристических уравнений вида /R—((J/=0. Помимо надежности в понятие «тест» входит и концепция валидности.Поскольку в психологии нередки случаи увлечения точностью измерения неточновыделенных свойств, соотношение между надежностью и валидностью можнообразно представить в виде кучной стрельбы, но несколько в стороне отцентра мишени, т. е. стрельба из оружия вполне надежного, но прицел стрелоквыбрал не совсем точно. 3. Современный тест Современный тест — это не только надежный, но и валидный тест,однако, не на все случаи жизни, а разработанный для конкретной цели. Неттестов вообще надежных и валидных. Эти качества характеризуют не толькоинструмент измерения, но обязательно характер, цель и время его применения.В историческом разрезе концепция валидности, так же как и надежности,начиналась с наивного предположения о том, что метод "работает", т. е.каждый создаваемый тест рассматривался как валидный, примерно так, как еслибы каждая создаваемая социологами анкета будто бы годилась для решенияпоставленных задач. Первые же проявления действительно научной критикиразвенчали эту, по сути, «веру» в валидность. Они же стимулировали поиск.Привлечение к созданию тестов известных ученых было для научнойобщественности в начале века гарантией убедительности обоснованиявалидности как бы по авторитету. Но это был дотеоретический,доэмпирический, по существу, донаучный этап оценки качества тестов. Поскольку в те годы тесты разрабатывались исключительно для решенияпрактических проблем, эмпиризм и соответствующая ему методология сталиглавными для обоснования качества инструментария. Это особенно проявилось всоздании тестов для решения кадровых проблем: профотбора, профориентации,профконсультации, а также распределения принятого контингента поспециальностям и отделениям внутри производства или учебного заведения. С точки зрения истории можно выделить два основных, эмпирическихподхода к валидизации тестов. Первый назовем прогностическим. Его логикатакова. Если те, кто хорошо работают (по критерию У), показывают высокиерезультаты по какому-либо тесту (X), значит, здесь есть связь, быть может ипричинная. Иначе говоря, У, вероятно, зависит от X. Отдавая предпочтениепри приеме на работу тем, у кого выше результаты по X, предполагается, чтоони покажут и более высокую производительность труда. Ожидания такого родачасто сбываются, но в различной степени. Другой подход к эмпирическойвалидизации тестов основан на использовании экспертных оценок. Здесь логикаеще проще, — если эксперты (множество авторитетов) согласованно считаютодних более способными, других — менее, значит «это так». В случае, когдарезультаты теста указывают на сходную тенденцию, т. е. данные по тестукоррелируют с данными экспертизы, то принимается, что тест валидный и егоможно далее применять и в других подобных ситуациях. Так проводиласьвалидизация первого теста для измерения интеллектуальных способностей, а внаше время — некоторых тестов для измерения социальных потребностеймолодежи. Развитие тестов в тесных рамках эмпиризма не могло продолжаться сколь-нибудь долгое время. Без теоретического мышления, как указывал Ф. Энгельс,невозможно связать между собой хотя бы два факта природы или уразуметьсуществующую между ними связь. Обращение к внеэмпирическим критериямистинности было неизбежным. Отсюда последовали такие подходы к валидизации,в которых теория сочеталась с эмпирией. В качестве примера можно взятьважную для традиционной психологии область научных конструктов, ключевыхпсихологических понятий. Именно понятия и конструкты стали основнымпредметом многих исследований с помощью тестов. Последние призваны уточнитьэмпирический состав индикаторов (высказываний), соответствующих такимконструктам-понятиям, как личность, темперамент, интеллект, экстраверт имногих других. В современной психологии они стали предметом эмпирическогоисследования, и делается это с целью фундаментального обоснованияпрактической значимости теоретических суждений. Теперь пора ответить на последний вопрос, — что же такое современныйпсихологический тест? Это теоретически и эмпирически обоснованная системавысказываний (заданий), позволяющая получить измерения соответствующихпсихологических свойств. Теоретическое обоснование предполагаетвсесторонний анализ теста и результатов его применения в свете известныхдостижений современной психологической науки. Эмпирическое же обоснованиесвязано с обращением к опыту, измерениям и эксперименту. Здесь может возникнуть ошибочная ассоциация с неопозивистскимпринципом верификации. Этому способствует наличие в обоих случаяхтребования эмпирического согласования теоретических концепций(конструктов). Но, как справедливо отмечал Э. М. Чудинов, наука до инезависимо от неопозитивизма руководствовалась требованием принципиальнойпроверяемости своих теорий. Это всегда отличало науку от религии инатурфилософских построений, обеспечивало ей строгость и точность.Неопозитивизм абсолютизировал эту грань, черточку научного познания,обратив ее против философии и против самой науки. Он трансформировалуказанное требование в принцип верификации, который накладывает на наукунепомерные ограничения и несовместим с ней. Отмеченными выше критериями надежности и валидности проблемаобоснования научности тестов не закрывается. Из используемых сейчас двухкритериев первый назовем общенаучным, а второй — специально научным. Ихширокое применение всего лишь дань сложившейся в теории тестов традиции. Вряде наук идеи валидности преломляются в виде стремления обосноватьистинность, обоснованность, необходимость, системность, рациональность идр. Ключевым критерием-принципом является истинность, которая связана совсеми остальными. Валидность теста соотносится с истинностью через принциппредметности знания, указывающего на степень его соотнесенности кпознаваемому. Но все это — область специального исследования, которое ещепредстоит провести в процессе дальнейшего развития теории и практикиприменения психологических тестов. Заключение Изучение человека состовляет одну из важнейших задач науки, а срединаук о человеке психология занимает одно из первых мест. Психологическийтест помогает разбираться в своей психической жизни. Он дает возможностьпонимать самого себя, знать свои сильные и слабые стороны. А знать себянеобходимо для самовоспитания, для работы над собой, над исправлением своихнедостатков, над развитием своих способностей. К настоящему времени тесты весьма разнообразны и существует множествооснований для их классификации. Это тесты интеллекта, достижений,специальных способностей, креативности, межличностные, практические,тестовые и образные задания, вербальные тесты, которые включают в себязадания на оперирование словами, а также множество бланковых, аппаратурных,процессуальных, тестов состояний и свойств, и особой группы – проективныхтестов. Использованная литература1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов пед. вузов – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Кн.3, 1999.2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности – Киев, 1989. 3. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика – М, 1995.4. Войтко В.И., Гельюух Ю.З. О некоторых основных понятиях психодиагностики //Вопросы психологии ,1986, №4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по дисциплине Психодиагностика Тема: «Из истории психологических тестов» iconКомпьютерная психодиагностика компьютерные психодиагностические методики и
Конструирование психодиагностических тестов: тра- диционные математические модели и алгоритмы

Реферат по дисциплине Психодиагностика Тема: «Из истории психологических тестов» icon1. Предмет и задачи психодиагностики
Психодиагностика область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей...

Реферат по дисциплине Психодиагностика Тема: «Из истории психологических тестов» iconЕ. П. Савченко научная редакция, предисловие и комментарии
Книга представляет собой идеальное учебное пособие для тех кто занимается конструированием тестов (психологических, профессиональных,...

Реферат по дисциплине Психодиагностика Тема: «Из истории психологических тестов» iconВ. П. Устинов Использование тестов достижений и критериально-ориентированных тестов
Использование тестов достижений и критериально-ориентированных тестов при оценке зун и срс в вузах : учеб метод пособие / В. П. Устинов....

Реферат по дисциплине Психодиагностика Тема: «Из истории психологических тестов» iconУниверситет Кафедра «Промышленная экология и безопасность»
Цель работы: изучение метода и приобретение практических навыков в проведении профессионального отбора с применением психологических...

Реферат по дисциплине Психодиагностика Тема: «Из истории психологических тестов» iconКонспект лекций по курсу "Основы психологии" Тема Предмет, задачи...
Цель занятия: овладение студентами основными понятиями темы, осознание структуры психологических знаний и их дифференциация от житейских...

Реферат по дисциплине Психодиагностика Тема: «Из истории психологических тестов» iconО. В. Белова Общая Психодиагностика
Общая психодиагностика. – (Методические указания). /Автор-составитель О. В. Белова. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии...

Реферат по дисциплине Психодиагностика Тема: «Из истории психологических тестов» iconЛекция №2 тема: история психологических знаний
С древнейших времен знания о душе были связаны с религиозными и культовыми обрядами. Практический опыт знания души человека, становился...

Реферат по дисциплине Психодиагностика Тема: «Из истории психологических тестов» iconТема. Практическая работа №8 «Создание тестов»

Реферат по дисциплине Психодиагностика Тема: «Из истории психологических тестов» iconКонспект лекций cogito, ergo sum история психологии • Конспект лекций...
Конспект предназначен для студентов и преподавателей психологических факультетов выс­ших учебных заведений и всех тех, кто интересуется...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<