Психологические особенности видео-общения в интернет-среде




НазваниеПсихологические особенности видео-общения в интернет-среде
Дата публикации14.12.2013
Размер34.3 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВИДЕО-ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ
Гордеева А.В. Лагунова Ганна Володимирівна

sauri_777@mail.ru

Интерес к изучению психологических особенностей современного виртуального пространства с каждым годом повышается. Были выделены и изучены психологические особенности киберпространства, а также общение, опосредствованное компьютером. Данное исследование было направлено на изучение особенностей такого нового вида виртуального общения как видео-общение.

Была разработана теоретическая модель исследования видео-общения на основе анализа обобщенной концепции общения Г.М. Андреевой, основных параметров процесса общения А.А. Леонтьева, работ Е.П. Белинской, А.Е. Войскунского, А.Е. Жичкиной. В теоретической модели видео-общения были выделены три стороны видео-общения: коммуникативная (средства: устная речь, визуально-кинестетический и эмоционально-чувственный контакт; растяжимость временных и пространственных границ), интерактивная (стратегии межличностного взаимодействия в Интернет-среде), перцептивная (формирование образа другого на основе визуального, вербального и невербального контакта).

Было проведено пилотажное исследование на базе Донецкого национального технического университета, которое позволило разработать анкету на выявление психологических особенностей видео-общения. Выборку составили 45 студентов химического факультета в возрасте 18-19 лет, которые общаются в Интернет-среде и используют видео-общение, из них 14 человек мужского пола и 31 человек женского пола.

Затем разрабатывалась схема проведения эмпирического исследования, проводился подбор дополнительных методик, определялись принципы формирования выборки респондентов. В качестве дополнительных психодиагностических методик использовались: опросник «Q-сортировка»; опросник межличностных отношений Шутца; опросник «Установки отношения к Интернету», которые были модифицированы в целях изучения видео-общения.

Основное исследование проводилось на базе Донецкого национального университета. Выборку составили 60 студентов химического факультета в возрасте 18-19 лет. На основании ответов испытуемых на вопросы анкеты, группа была разделена на экспериментальную и контрольную. Критерий деления на группы – использование или не использование видео-общения. В экспериментальную группу вошли 30 студентов в возрасте 18-19 лет, использующих видео-общение в Интернет-среде. В контрольную группу вошли 30 студентов в возрасте 18-19 лет, пользователи Интернет-среды без видео-общения. Всего в исследовании принимали участие 105 студентов химических факультетов.

Основные результаты исследования.

Были выявлены определенные особенности видео-общения в Интернет-среде. Видео-общение опирается на визуально-кинестетический и эмоционально-чувственный контакт, которые делают данный вид опосредствованного общения «живым», привлекательным для пользователей. Кроме того, такой фактор как анонимность теряется, что способствует отражению правдивой информации о себе в Интернет-среде. В то же время существенно видоизменяется растяжимость временных и пространственных границ, так как создается иллюзия «живого», реального общения. Такая особенность как доступ к многочисленным отношения и возможность визуального контакта, существенно увеличивает число коммуникаций. Видео-общение повышает интерес и продолжительность диалога с собеседником. Преимущества видео-общения в том, что можно общаться на расстоянии и при этом видеть человека, его эмоции, жесты и мимику. Видео-общение способствует желанию общаться, т.к. общение более динамичное, захватывающее, приближенное к реальному. Наряду с визуально-кинестетическим и эмоционально-чувственным контактом, испытуемых привлекает растяжимость временных и пространственных границ. Основная мотивация использования видео-общения – удовлетворение потребности в принадлежности и любви, а также признании.

Видео-общение с его визуально-кинестетическим и эмоционально-чувственным контактом делает общение в Интернете удобным, комфортным, максимально приближенным к реальности, поэтому данный вид общения привлекает пользователей. Пользователи склонны к принятию в Интернет-среде групповых стандартов и ценностей; довольно общительны и стремятся устанавливать эмоциональные связи в Интернете; склонны к компромиссным решениям конфликтных ситуаций. Но все же пользователи в Интернете более закрыты, хуже устанавливают эмоциональные отношения, чем в реальной жизни. Несмотря на все преимущества видео-общения – эмоционально-чувственный, визуально-кинестетический контакт, общение остается опосредствованным компьютером, что, безусловно, оказывает влияние на процесс общения. Общение в Интернет-среде ограниченно в эмоционально-чувственном контакте и полностью лишено визуально-кинестетического контакта, кроме того общение анонимно. Все эти особенности не способствуют открытости и доверию в общении.

Таким образом, на основании теоретического анализа была сделана попытка разработки модели видео-общения, которая нашла свое эмпирическое подтверждение в исследовании, выделены психологические особенности этого вида общения по сравнению с традиционным виртуальным общением. Полученные результаты будут способствовать расширению горизонтов исследования Интернет-среды и ее влияния на человека.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психологические особенности видео-общения в интернет-среде iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Общение в Интернет, психологические...
Виртуальные города и другие места обитания в Сети Клубы Люди в Сети с проблемами и без. Хакеры, крэкеры и киберпанки. Дезадаптированный...

Психологические особенности видео-общения в интернет-среде iconІІ. Психологические особенности больных с разными заболеваниями
Тема занятия ІІ. Психологические особенности больных с разными заболеваниями. Психологические особенности больных при туберкулезе,...

Психологические особенности видео-общения в интернет-среде iconРеферат по юридической психологии на тему: «Общие социально-психологические...

Психологические особенности видео-общения в интернет-среде iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Психологические особенности...

Психологические особенности видео-общения в интернет-среде iconТеатрализованная программа
Интернет, утвердить значимость и необходимость реального общения, развитие творческих способностей и талантов, преодоление коммуникативного...

Психологические особенности видео-общения в интернет-среде iconСамостоятельная работа к практическому занятию №1 «Функции управления....
«Функции управления. Психологические особенности субъекта управленческой деятельности»

Психологические особенности видео-общения в интернет-среде iconПсихологические особенности в пожилом и старческом возрасте
Проблема старения и старости является объектом особой междисциплинарной отрасли знания – геронтологии. В центре внимания геронтологии...

Психологические особенности видео-общения в интернет-среде iconПсихологические особенности в пожилом и старческом возрасте
Проблема старения и старости является объектом особой междисциплинарной отрасли знания – геронтологии. В центре внимания геронтологии...

Психологические особенности видео-общения в интернет-среде iconПсихологические особенности в пожилом и старческом возрасте
Проблема старения и старости является объектом особой междисциплинарной отрасли знания – геронтологии. В центре внимания геронтологии...

Психологические особенности видео-общения в интернет-среде iconО. В. Азарова Поиск и анализ информации в Интернет
Проанализированы информационные источники в среде глобальной се-ти Интернет, их классификация и типология. Показаны логическая и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<