ІІ. Психологические особенности больных с разными заболеваниями




Скачать 471.16 Kb.
НазваниеІІ. Психологические особенности больных с разными заболеваниями
страница1/3
Дата публикации16.12.2013
Размер471.16 Kb.
ТипМетодические указания
uchebilka.ru > Психология > Методические указания
  1   2   3




Дополнение 4

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

Буковинский государственный медицинский университет

Утверждено”


на методическом совещании кафедры

нервных болезней, психиатрии и

медицинской психологии им. С.Н.Савенка

“___” ___________ 200__р. (Протокол №___)

Заведующий кафедры


Профессор В.М.Пашковский

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

студентам _3__ курса медицинского факультета № 2


(специальность “Лечебное дело”)

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

^

Во время Подготовки К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ


Тема занятия ІІ. 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БОЛЬНЫХ С РАЗНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БОЛЬНЫХ ПРИ ТУБЕРКУЛЕЗЕ, СПИДЕ, ОНКОПАТОЛОГИИ, ЭНДОКРИННЫХ, НЕРВНЫХ И ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ. ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА ВРОЖДЕНЫХ И ПРИОБРЕТЕННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕФЕКТОВ.
^
Модуль І. Медицинская психология

Смысловой модуль ІІ. Практические аспекты медицинской психологии

Черновцы – 2007
Тема ІІ.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БОЛЬНЫХ С РАЗНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ. ^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БОЛЬНЫХ ПРИ ТУБЕРКУЛЕЗЕ, СПИДЕ, ОНКОПАТОЛОГИИ, ЭНДОКРИННЫХ, НЕРВНЫХ И ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ. ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА ВРОЖДЕННЫХ^ И ПРИОБРЕТЕННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕФЕКТОВ.
1. Актуальность темы: Для успешной лечебно-диагностической деятельности кроме всех узкопрофессиональных знаний врача необходимо целостное понимание человека, в основе которого сложные взаимоотношения между ее психическим состоянием и болезнью. Психическое напряжение, конфликтные ситуации могут отображаться на соматическом состоянии больного и вызывать психосоматические заболевания. Соматические же заболевания, в свою очередь, влияют на настроение, восприятие окружающего мира, поведение, планы и психическое состояние человека в целом. Кроме особенностей личности больного внутренней картиной болезни и реакцией личности на болезнь наиболее значимое влияние осуществляют такие факторы самой болезни, как: тяжесть в определении характера, локализации патологического процесса, выразительность болевого процесса; нарушение функции органа или системы, наличие интоксикации, острота начала заболевания, длительность заболевания и его возможна хронификация, излечение, наличие сопутствующих вредных факторов и тому подобное. Учитывая рост влияния психологического достояния на работу врачей общего профиля следует помнить о важности учета основных психологических закономерностей, необходимых для лечебного взаимодействия в практической деятельности врача; социально-психологического континуума взаимоотношений врача и пациента и их влияния на эффективность лечебного процесса.

Известно, что при инфекционных заболеваниях могут возникать психические расстройства как непсихотического так и психотического уровня. Их развитие предопределено состоянием макроорганизма, вирулентностью микроорганизма. Некоторые инфекционные заболевания требуют длительного пребывания больного в условиях закрытого инфекционного стационарного отделения с запрещением контакта с родственниками.

Потому врачу важно знать особенности психологии больных инфекционными, кожно-венерическими заболеваниями и туберкулезом и уметь предоставить им и их родственникам медико-психологическую помощь.

Чувственная сфера женщины в период беременности приобретает амбівалентну эмоциональную тональность. Это обусловлено как изменением внешней, социальной ситуации в жизни женщины, так и внутренними эндокринно-соматическими и психофизиологическими изменениями. Потому в период беременности важным является психологическое сопровождение женщины, проведения психопрофилактических занятий и умения своевременно определить психопатологические расстройства, оказать медико-психологическую помощь.
^ 2. Продолжительность занятия: 2 (час.)
3. Учебная цель (конкретные цели):
Знать:

психологические особенности больных с разными видами патологии:

- при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, бронхов и легких, пищеварительного тракта, почек;

- при инфекционных заболеваниях, туберкулезе, СПИДе;

- эндокринных, нервных и психических заболеваниях;

- психологические изменения у женщин в гинекологическом стационаре;

- психологические особенности женщин в период беременности и родов;

- особенности психологии больных детей и людей преклонных лет;

- психологические особенности больных в хирургическом стационаре в до- и послеоперационном периоде.

- психологические особенности больных в стоматологии, офтальмологии, отоларингологии, ортопедии и травматологии, в онкологии.

- влияние на психику человека вроджених и приобретенных физических дефектов.
Уметь:

- определять личностно-преморбидные особенности пациента при разных заболеваниях с учетом вековых отличий;

- диагностировать психологические нарушения у больных при разных заболеваниях;

- диагностировать психологические нарушения у больных из ЧМТ;

- диагностировать психологические нарушения в онкологически больного;

- проводить медико-психологическую помощь больным хирургическими, онкологическими заболеваниями, умирающему.
^ Усвоить практические навыки:

- диагностики психических и психологических нарушений у больных хирургической, акушерско-гинекологической патологией, из на инфекционные болезни, туберкулез, СПИД;

- диагностики психических и психологических нарушений у больного онкологическим заболеванием;

- медико-психологической помощи больным разного профиля.


  1. ^ Базовые знания, умения, навыки, что необходимые для изучения темы (междисциплинарная интеграция)

Названия предыдущих дисциплин

Получены навыки

1. Анатомия, гистология
2. Общая психология
3. Нормальная физиология

4. Биохимия

Описывать строение головного мозга, анализаторов, разных органов и систем

Применять знание основных психических процессов и их свойств у человека.

Классифицировать психические функции здорового человека.

Определить сознание и самосознание.

Определять функции разных мозговых структур.

Физиология высшей нервной деятельности, функциональных систем органов

Механизм действия биологически активных веществ на психическую деятельность




  1. Советы студенту.

^ 5.1. Содержание темы:

Психогенные расстройства, которые отражаются сроком «нозогении», обусловлены влиянием психотравмирующих событий, связанных с соматическим заболеванием. Структура нозогений детерминируется психологическими, социальными, конституциональными (характерологічні особенности лица) и биологическими (соматическое заболевание) факторами.

Среди психологических и социальных влияний первостепенную роль играет отношение пациента к собственному заболеванию, которое, в соответствии с концепцией внутренней картины болезни, может быть сведенным до двух полярных позиций: гипернозогнозия (высокая субъективная значимость переживания телесного неблагополучия) и гипонозогнозия (низкая значимость соответствующих переживаний). Определенную роль в формировании нозогений играют и такие факторы, как формулировка диагноза (опасность для жизни, с которой он ассоциируется), возможность влиять на проявления болезни («контролируемость» симптомов), ограничения, которые налагаются соматическим страданием на бытовую и профессиональную деятельность. Среди клинических проявлений, которые влияют на образование нозогенных реакций, необходимо выделить особенности динамики соматического заболевания с острыми нарушениями жизненно важных функций (ишемия миокард, явления бронхоспазма и др.), которые сопровождаются поздравительным страхом и паническими атаками. Важную роль в формировании картины болезни играют и частые обострения основного заболевания, особенно в тех случаях, когда эти заострения связываются в сознании больных с неблагоприятными внешними (и в том числе эмоциональными) действиями. При совокупном действии ряда неблагоприятных факторов реакция на болезнь может приобретать такой выраженный характер, что ее коррекция на первых этапах терапии представляется не менее важным заданием, чем непосредственное лечение соматического страдания.

Выделяют ^ 3 основных группы синдромов нозогений — невротичные, аффектные и патохарактерологические, клинические проявления которых дифференцируются в зависимости от преобладания гипер- или гипонозогнозии. Кроме того, отдельно рассматриваются нозогении, что развиваются в психически больных.

Невротичные синдромы разделяются на 2 варианта.

Гипернозогностический вариант оказывается навязчивыми состояниями и истероипохондрией. Страхи и тревожные опасения по поводу своего болезненного состояния и невозможности полной социальной реабилитации совмещаются с заостренным самонаблюдением, гипертрофированной оценкой последствий заболевания, которые угрожают здоровью. Преобладание истероипохондрическихих расстройств выражается демонстративностью поведения, яркостью и образностью жалоб, которые сопровождаются конверсионными симптомокомплексами. При затяжных реакциях на первый план выступают явления ригидной ипохондрии с тщательной регистрацией малейших признаков телесного неблагополучия, установлением сберегательного, «оберегающего» от возможных осложнений или заострений соматической болезни, режима. Гипонозогностический вариант — представленный диссоциацией между проявлениями латентной соматизированной тревоги (тахикардия, дрожание, потливость) и демонстративно-пренебрежительным отношением к лечению, проблемам прогноза и результата заболевания, связанных с патологией воображения (нарциссичный комплекс идеального физического здоровья). Нарочитое возражение какого-либо беспокойства по поводу потери здоровья и работоспособности совмещается с интерпретацией заболевания как временной, ситуативно обусловленной реакцией на стресс, результату «переутомления». Однако за фасадом наигранного оптимизма есть страх нарушения жизненно важных функций организма. Соответственно пациенты охотно соглашаются выполнять лечебные процедуры, придерживаются рекомендаций, которые касаются допустимых границ физической активности. В психологических и психодинамических исследованиях такие реакции рассматриваются как проявления «невротичного возражения».

Аффективные синдромы также имеют два варианта:

Гипернозогностический вариант — синдром ипохондрической депрессии. Он определяется гипотимией с тревогой и ощущением безнадежности, которая совмещается с астенией, снижением физической активности, алгиями, другими патологическими телесными сенсациями, конверсионными расстройствами. На первом плане в клинической картине — комплекс депрессии, которая включает пессимистическое восприятие болезни, тревожные опасения и ипохондрические фобии, тесно связанные с актуальным соматическим состоянием. Доминируют представление об опасности (обычно преувеличенную) нарушений деятельности внутренних органов через болезненный процесс, о его неблагоприятном результате, негативных социальных последствиях, бесперспективности лечения.

Гипонозогностический вариант — синдром «эйфоричной псевдодеменции», которая характеризуется повышенным аффектом, неадекватно-оптимистичной оценкой как настоящего состояния, так и последствий болезни (такие явления нередко наблюдаются при туберкулезе и рассеянном склерозе). При формальной констатации реальной опасности, связанной с патологией внутренних органов, пациенты обнаруживают стремление к нивелировке негативных аспектов заболевания, мало обеспокоенные тяжелыми, временами такими, которые угрожают жизни нарушениями деятельности организма; не воспринимают себя в роли «серьезного больного». Игнорируя договоренности родственников и медицинского персонала, нарушают режим, «забывают» о необходимости приема лекарств. Несмотря на неблагоприятный прогноз строят многокрасочные планы на будущее.

Патохарактерологические синдромы представлены следующими вариантами: гипернозогностический в виде сверхценных идей и синдромом «патологического возражения болезни».

Гипернозогностический вариант — синдром «ипохондрии здоровья». В этих случаях осознания пациентом патологических изменений, которые состоялись, в деятельности организма сопровождается не тревогой и страхом, а стремлением к преодолению болезни с ощущением удивления и обиды. Больные постоянно задают себе вопрос, как могла состояться катастрофа, которая поразила тело, и поглощенные мыслями «любой ценой возобновить» свой физический и социальный статус. При этом они чувствуют в себе потенциальные возможности усилиям воли «переломить» ход событий, положительно повлиять на ход и результат соматического страдания, «модернизировать» лечебный процесс нарастающими нагрузками или физическими упражнениями, какие они выполняют нередко вопреки медицинским рекомендациям. Психологическим коррелятом данного типа реакций «преодолевающий стиль поведения».

Синдром «патологического возражения болезни» встречается преимущественно у больных с патологией, которая угрожает жизни (злокачественные новообразования, острый инфаркт миокард, туберкулез). При этом полное возражение заболевания, связанное с убежденностью в абсолютном сохранении функций организма, встречается относительно редко. Чаще наблюдается тенденция к минимизации тяжести проявлений соматической патологии. В этом случае пациенты отрицают не заболевание как такое, а лишь те его аспекты, которые имеют грозящий смысл. Да, исключается возможность летального следствия. Пациент знает, что при болезни, которой он страдает, смерть возможна, но убежденный, что именно его это не коснется (благодаря «чуду», «волшебному действию» нового, неизвестного ранее средства непременно наступит исцеление). Иногда оказывается склонность к «перенесению» болезненных ощущений из пораженных на здоровые органы. Пациенты избегают говорить и даже думать о болезни, но вместе с тем охотно «эксплуатируют» тему здоровья. Будучи месяцами заковываемыми к кровати, говорят, что в ближайшее время «встанут на ноги», займутся спортом, начнут «новую жизнь».

При ІХС наиболее частыми тревожен, эйфоричный и ергопатический типы отношения к болезни, при бронхиальной астме – сензитивный, при язвенной болезни – ипохондрический и неврастенический, при злокачественных новообразованиях – тревожный и обсессивный типы. У больных на ГХ в постинсультном периоде преобладают неврастенический, сензитивный и тревожный варианты.

Инфекционная больница за своей организацией и особенностями контингента больных качественно отличается от всех других лечебных учреждений, прежде всего в результате контагиозности инфекционных заболеваний. Наибольшую часть госпитализированных в инфекционный стационар пациентов составляют больные вирусным гепатитом. Несмотря на тенденцию к увеличению больных, которые лечатся амбулаторно, чаще данная патология нуждается в стационарном лечении.

Большинство больных вирусным гепатитом составляют лица молодого возраста. Кроме того, болезнь длится относительно кратковременно, преобладают легкие формы ее хода. Во многих случаях возобновление самочувствия предшествует клиническому выздоровлению. Все это предопределяет определенную специфику психологических трудностей, с которыми все чаще встречается врач-инфекционист при лечении таких больных.

Распространенными являются разные варианты неадекватного отношения пациентов к своему заболеванию и лечению. Иногда при этом наблюдают невротичные реакции, склонность к преувеличению тяжести болезни, опасения относительно ее «заразности». Однако более распространенной является недооценка опасности заболевания, отказ от терапии и от пребывания в стационаре. Имеют место и своеобразные взгляды больных лечением – уверенностью в необходимости более широкого применения медикаментов или наоборот – мысли о вредном косвенном действии некоторых лекарств. В дорогом случае, когда восприятие больным ситуации, связанной с болезнью не отвечает реальности, существует угроза взаимопонимания между врачом и пациентом, который негативно влияет на полноту лечения и увеличивает риск возникновения осложнений и неблагоприятных последствий.

В особенном внимании нуждаются больные с психическими и поведенческими расстройствами в результате употребления психоактивных веществ, удельный вес которых среди больных на ВГ в последнее время значительно увеличился.

Психологические реакции больных кожными заболеваниями обусловлены тяжестью заболевания, характером поражения кожных покровов (открыты участки, лица, руки), влиянием на профессиональную деятельность (артисты, преподаватели, врачи), преморбидными особенностями больного).

Такие распространены заболевание, как псориаз, экзема, крапивница, нейродермит, относят к психосоматическим заболеваниям. Прослеживается связь хронических кожных заболеваний с длительными психическими травмами. При возникновении заболевания создается характерный для психосоматических расстройств замкнутый круг: проявления каждого заболевания способствуют возникновению эмоциональных реакций как на саму болезнь, так и на окружающее, а эмоциональные реакции, в свою очередь, усиливают кожные проявления.

У больных с поражением открытых участков тела часто наблюдается гипернозогностическая реакция. Внешние проявления кожного заболевания, заметные для окружающих, выступают в роли эстетичного фактора в структуре внутренней картины болезни. Они вызывают у больных ощущение стеснения, стыдливости, в связи с чем они чувствуют робость и скованность в общении с людьми. При этой же причине они пытаются ограничить собственное присутствие в людных местах, так как их вид вызывает отвращение.

У некоторых больных могут появляться сверхценные идеи отношения. Больные могут отвечать от любимых занятий (спорт, хореография и др.), оставлять учебу, изменять место работы.

Наиболее выражены реакции на кожные заболевания наблюдаются в подростковом и юношеском возрасте. У больных могут возникать депрессивные состояния, которые часто не отвечают характеру поражения, но вызывают серьезные нарушения адаптации.

При хроническом ходу таких заболеваний, как нейродермит, экзема, псориаз, не свойственны больным ранее черты реагирования и формы поведения могут закрепляться и усиливаться, что в конечном случае приводит к патохарактерологическому развитию личности. Основные варианты такого развития: истерический, сенситивний и експлозивний.

Определена роль в формировании внутренней картины болезни принадлежит зуду, особенно что тревожит больных ночью. Вследствие этого у таких лиц возникает эмоциональная лабильность и выражена раздражительность, что потом приводят к взрывной, протеста и оппозиции. Возникающие пары этому частые конфликты больные и связаны с ними эмоциональные проявления больные пытаются заглушить с помощью алкоголя или других психотропных средств. Потому у них может возникать алкогольная или поєднана зависимость (алкогольно-токсикоманическая, в частности от транквилизаторов, которые предназначаются для снятия зуда, а в дальнейшем принимаются больными неконтролированный в увеличительных дозах).

Кроме больных с собственно кожными заболеваниями, в поле зрения врачей-дерматологов могут оказаться больные с психическими расстройствами, клиническими проявлениями которых могут быть изменения со стороны кожи (дерматит и трихотилломания). В первом случае имеет место самонанесение повреждений кожи у больных шизофренией и расстройствами личности с нарушением поездов (обычно в местах, куда больной может самостоятельно дотянуться, в анамнезе – такие случаи случались и раньше). В случае трихотилломании, что начинается обычно в детском или подростковом возрасте, отмечается непреодолимое желание к выдергиванию волос на голове и на теле. Иногда больные, кроме того, глотают выдерганные волосы, которые могут привести к образованию грудки в желудке и непроходимости кишечника.

В последнее время в молодежной среде наблюдается повальное увлечение нанесением разнообразных татуировок и пирсингом – прокалыванием кожи в области бровей, носа, пупка, соска и т.д. с целью внесения разнообразных металлических предметов. Являясь частью молодежной субкультуры, эти увлечения привлекают прежде всего эмоционально незрелых, инфантильных, навеиваемых личностей, которые склонны к наследованию.

Приводятся особенности психологии больных СПИДОМ, венерическими заболеваниями, туберкулезом. Подчеркивается важность предоставления медико-психологической помощи таким больным как врачами – интернистами, так и врачами – психологами, в том числе с целью раннего выявления психических расстройств и своевременного их лечения. Необходимость предоставления медико-психологической помощи родственникам пациентов.

При органическом поражении головного мозга на начальных стадиях, или при легком ходу независимо от нозологии характерным является формирование психоорганического синдрома, который проявляется церебрастеническими проявлениями. Генезисов вторичных невротичных симптомов в клинике органических поражений головного мозга, особенно при энцефалите с поражениями промежуточного мозга, тесно связанный прежде всего из генерализованными системными нарушениями сенсорной сферы. Для этих больных характерные сенестопатии, частые нарушения телесной и особенно висцеральной схемы тела, яркие психосенсорные расстройства. Эти ощущения больные переживают особенно остро и тяжело, и у них появляется убежденность в реальности жизненной катастрофы, которая может возникнуть в любой момент вопреки заверениям врача. Реакцией на эти расстройства, как правило, есть невротичные страхи "обезуметь", кровоизлиянию в головной мозг, формирование опухоли. Ипохондрическая настроенность больных с указанными заболеваниями сопровождается стойкой фиксацией на своих ощущениях, избыточным беспокойством о своем здоровье.

При тяжелом поражении головного мозга формируется психоорганический синдром, который проявляется триадой Вальтер-бюеля: 1) нарушение памяти, 2) послабление понимания; 3) недержание аффектов. При этом нарушается критика больных к своему состоянию в результате формирования разнообразных форм деменции вплоть до глубокого слабоумия или маразма.

Нарушение психической деятельности при остро возникающей патологии головного мозга (мозговые инфекции, ЧМТ) выражается чаще в состояниях нарушения сознания от оглушения, делириозного помутнения к аменции, эпилептиформного возбуждению. После выхода из этого состояния наблюдаются стойкие астеничные расстройства в виде повышенного истощения, быстрой утомляемости, снижением активности, изобретательности. У таких больных при незначительной дополнительной нагрузке возникают состояния декомпенсации, которые выражаются в расстройствах сна, колебаниях настроения. Во время труда они нуждаются в сниженной нагрузке и сокращенном рабочем дне. При возникновении психотравмирующей ситуации на работе или дома на фоне астеничных нарушений могут появиться невротичные реакции или состояния.

У больных с хроническими вертеброневрологическими болевыми синдромами (например, остеохондроз позвоночника) оказываются признаки значительного эмоционального напряжения, генерализованного тревожного расстройства, смешанного тревожного и депрессивного расстройства, пролонгированной депрессивной реакции.

При ЛОББИ (у каждого пациента возможно сочетание двух-трех разных типов) у неврологических больных наиболее часто диагностируется неврастенический, сензитивний, гармоничный и паранойяльний типы. Гармоничный тип отношения к болезни чаще наблюдается у пациентов с незначительным эмоциональным напряжением, неврастенический - у больных со значительным эмоциональным напряжением. Преобладают такие особенности личности, как снижение поисковой активности, спонтанности и возможности переключения на разные виды деятельности; благосклонность общепринятым нормам поведения и достаточный самоконтроль, снижение мотивации достижения, склонность к ригидности мышления и замедления вербалізації на фоне повышенной тревожности, заостренной чувствительности к неудачам в наглядной деятельности и общении. Характерной является слабая выраженность установки на выздоровление, перенесение пациентами ответственности за свое здоровье из себя на медицинских работников, частая условная желательность заболевания.

У больных с начальными формами цереброваскулярной патологии чаще обнаруживают неврастенический, тревожный, сенситивний и обсессивно-фобический типы отношения к болезни. При значительном эмоциональном напряжении - тревожный, апатичный, ипохондрический, эгоцентрический типы реагирования на болезнь встречаются чаще, чем у больных с незначительным эмоциональным напряжением. При проведении теста Люшера у таких больных есть тенденции к снижению социальной активности, необходимости в общении и эмоционально насыщенном межличностном взаимодействии при склонности к ограничению контактов с окружающими. Наблюдается более выраженная дезадаптация, чем в вертеброневрологических больных; замедляется скорость вербализации, ухудшается способность к переключению на разнообразные виды деятельности, повышается чувствительность к неудачам и повышенному самоконтролю.

В основе особенностей личности больных детским церебральным параличом (ДЦП ) лежит тревожность, которая возникает в большинстве пациентов в результате действия механизма расщепления Эго. Самосознание пациентов может быть расщепленным на два Эго: внутреннее, неразвитое и внешнее, защищенно-грандиозное.

В работе с неврологическими больными врач может сталкиваться с ятрогенией, которая может возникнуть не только на почве того, что сказал врач, но и на почве того, чего он не сказал, хотя должен был. В происхождении ятрогении нужно видеть две неразрывных стороны: неправильное поведение врача и особенности личности больного (повышенную тревожность, недоверчивость и т.п.).

Проявления ятрогений разные - от относительно легких, кратковременных, самостоятельно полностью исчезающих невротичных реакций к реактивным состояниям с выраженными депрессивными проявлениями и суицидальными попытками (в том числе и завершенными), затяжных невротических состояний или патологическое развитие личности.

В период нахождения больного в реанимации он рассматривается быстрее не как объект, а как предмет влияния, все общение с ним заключается в проведении медсестрами медицинских процедур. Но динамика протекания процесса активации мозга не линейна, потому в этот период больной должен быть окружен самым пристальным вниманием, необходимо заполнять потребность общения со средой, и здесь добре все известны психологии средства действия и общения, как на вербальном уровне, то есть в разговорах, направленных к пациенту, в частом обращении к нему на имя и т.д., так и на невербальном - общение на телесном уровне: доторкання, разные виды массажа и т.д.

Клинико-психологическая работа с больными, которые имеют незначительную выраженность эмоционального напряжения, ограничивается коррекцией негармоничных типов реагирования на болезнь.

Психическое состояние инвалидов с последствиями спинальной травмы является существенным фактором, во многом определяющим эффективность медико-социальной реабилитации. Потому в индивидуальных реабилитационных программах необходимо широко использовать методы психологической коррекции, психотерапии (общую и специальную), учебы основам аутотренінгу. При этом преследуется цель добиться реальной оценки больным состояния своего здоровья и перспектив возобновления потерянных функций. Необходимо добиваться активного участия больного в реабилитационном процессе и адекватной оценки своего нового социального статуса, широко используя при этом методы убеждения и разъяснения.

Психотерапия оказывается полезной при травматических повреждениях позвоночника и спинного мозга, со вторичными невротическими и неврозоподобными расстройствами и неврологическими нарушениями, характерными для этой группы больных (нарушение функций кишечника, мочевого пузыря, расстройств поступи и чувствительности).

Одно из самых распространенных психических заболеваний - это шизофрения. В клинике шизофрении могут оказываться, с одной стороны, положительные (психотические и непсихотические) симптомы, такие как бред, галлюцинации, кататония, аффективные нарушения, неврозоподобные и психопатоподобные синдромы, из другого — негативными, указывающими на более или менее выраженный дефект, недостаточность психических функций (аутизм, апатия, абулия, редукция энергетического потенциала).

Трудности в общении с больным шизофренией, которые обратились к врачу общего профиля с жалобами соматического характера, могут возникать уже на этапе сбора жалоб и анамнестических сведений. Это связано с характерными для больных шизофренией расстройствами ассоциативной деятельности, в результате чего они не могут (независимо от старания обеих сторон) собрать свои мнения для последовательного изложения необходимых врачу сведений. Больные при этом производят впечатление рассеянных, бестолковых, погруженных в свои переживания.

В случае грубых расстройств мышления язык таких больных часто становится не вполне понятным разорванность ассоциаций, то есть потери логической связи при сохранении грамматической связи между отдельными элементами языка. Следствием нарушения процесса мышления может появиться потеря единства мысли и опыта.

Часто в общении с больным можно наблюдать своеобразную формальность мышления. Да, больной при повторном поступлении в больницу утверждал, что она никогда в этой больнице не лечилась. Никакие доводы не действовали. Потом она объяснила врачу: «Вы же сами говорили мне, что я так хорошо выздоровела, что могу забыть о своей болезни, вот я и забыла».

Врачи должны также знать, что часто поведение больных шизофренией является непонятным для окружающих, иногда неадекватной, даже если отсутствуют производительные психопатологические проявления (галлюцинации, бред и т.д.). Это может быть связано с такими нарушениями в эмоциональной и волевой сферах, как амбивалентность и амбитендентность. Возможны ничем не провоцируемые, порой полярные, аффективные реакции: недоброжелательность, которая сопровождается увлеченностью, обожанием, а затем глухой тревогой, недовольством окружающими. Поступки больных также могут носить внешне импульсный характер. Характерные для больных шизофренией амбівалентність и пассивная подчиненность можно наблюдаться при переводе их из соматического отделения в психиатрическое или при госпитализации из дома. Больной, который оказывал сопротивление словесно или оказывал физическое сопротивление во время госпитализации, потом по указанию врача идет в отделение, пассивно подчиняется и выполняет все назначения.

Вместе с тем, необходимо помнить, что больной может диссимулировать имеющиеся у него расстройства и при малейшей возможности самовольно пойти из отделения, уклоняться от приема лекарств, прибегая к обману медперсонала. Потому в таких случаях необходимое усиленное наблюдение и контроль за приемом лекарств. Такие больные часто обращаются к студентам с просьбой позвонить родственникам и сообщить им, что случайно оказались в психиатрической больнице, отправить написанные ими письма в административные органы, прокуратуру с просьбой или требованием разобраться в ситуации и решить вопрос о выписке.

Под наблюдение врача психиатра больные чаще попадают тогда, когда указаны особенности психической деятельности сопровождаются производительными симптомами, на которые в первую очередь обращают внимание врачи общего профиля. Из терапевтического отделения (стационару) в психиатрический диспансер (больницу) могут быть направлены больные с неврозоподобными, ипохондрическими, депрессивными состояниями. В связи с тем, что картина болезни у таких больных достаточно часто вызывает диагностические затруднения, для уточнения диагноза и последующего лечения необходима консультация психиатра, а иногда и госпитализация в психиатрический стационар. Именно уточнением диагноза и необходимостью подбора адекватной терапии следует аргументировать направление больных в учреждения психиатрического профиля.

Затруднения могут возникать у врачей в работе с больными, которые страдают бредовыми расстройствами. Допустив у пациента на основе его высказываний и поведения наличие бредовых расстройств, врач должен прежде всего вспомнить древнее высказывание: «Сто мудрецов не убедят сумасшедшего», и потому не говорить с больным в категорической форме о неправомерности и недостоверности его утверждений. В ином случае больной будет стремиться диссимулировать наличие у него болезненных переживаний, скрывать свои намерения, связанные с бредовыми идеями. Для того, чтобы больной раскрыл врачу свои переживания, требуется установить с ним тесный контакт и добиться доверия, которое удается далеко не каждому специалисту и требует профессиональной подготовки и опыта работы из психически больными.

Серьезную социальную опасность могут представлять больные с бредом ревности. Так же как и любой другой паранойяльний бред, сначала бред ревности основывается как бы на реальных фактах. Опасность этих больных в том, что они могут покушаться по бредовым мотивам на жизнь своей жены (мужчины), мнимого соперника, любовницы, а также на свою собственную жизнь. Иногда такие действия могут наблюдаться в рамках расширенного суицида, когда, больной, который расправился с «неверной женой», совершает самоубийство. Учитывая опасность больных для окружающих, иногда приходится прибегать к их недобровольной госпитализации. Врач поликлиники, к которому в первую очередь могут обращаться за помощью, должен уметь объяснить жене (мужчине) и родственникам, насколько опасное заболевание и почему необходимо направить больного в психиатрическую больницу. При последующем развитии бредовых расстройств, появлении галлюцинаций, псевдогаллюцинаций, психических автоматизмов болезнь становится более явной и заметной для окружающих.

На взаимоотношения врача с больным эпилепсией могут налагать отпечаток изменения личности, обусловленные болезнью. Особенности личности и поведения больных эпилепсией описаны врачами еще из давности. Самыми характерными чертами личности эпилептика считаются льстивость, угодливость, с одной стороны, и злобность, злопамятность — с другой.

Поведение больных часто определяется эмоциональной насыщенностью переживаний и склонностью к експлозивних реакциям. Причем реакции больного эпилепсией характеризуются именно взрывной, а не просто раздражительностью, которая может привести к вербальной угрозе, а иногда прямой агрессии относительно окружающих. Нужно помнить, что больным эпилепсией, кроме оскорбительности и злопамятности, через особенности мышления свойственная неспособность дифференцировать серьезную обиду и пустяки, потому они могут давать однозначные реакции гнева на разные по значимости ситуации. О таких больных говорят, что они могут унижаться через пустяк и через пустяк убить человека.

Иногда в состоянии аффекта больные могут совершать аутоагрессивные действия. Склонность больных к длительному застреванию на мелких обидах, ссорах, эгоцентризм домогательств способствуют возникновению у них сутяжных тенденций.

Контакт врача с больными нередко затруднен в связи с имеющимися расстройствами мышления в форме вязкости, всесторонности, невозможности отделить главное от второстепенного, что делает малопроизводительной беседу с пациентом, сбор жалоб и анамнестических сведений.

Депрессия – это состояние сниженного настроения с доминированием эмоций астенического полюса (апатия, тревога, страх, печаль). Депрессивное состояние считают патологическим тогда, когда не обнаружено его специфической психологической причины или когда само состояние длится слишком долго и его симптомы являются тяжелыми. Рассматривать депрессию как болезнь правомерно лишь в том случае, когда изменение настроения относительно фиксировано, является стойкой на протяжении 2-х и больше недель, когда изменение настроения отражается на поведении, мышлении, деятельности всего организма.

Обратить внимание на варианты маскируемой депрессии, которая чаще всего встречается в практике и перебегает под маской разнообразной соматовегетативной симптоматики, а проявления депрессии являются нетипичными.

Часто психически больные скрывают свои болезненные переживания (диссимуляция), а их родственники, не способные оценить состояние больного, и не замечают имеющихся расстройств, начинают убеждать врача как можно скорее выписать своих близких из психиатрического стационара, мотивируя это тяжестью пребывания среди других психически больных. При этом они «психологизировали» ситуацию, ссылаясь на морально-этических и другие позитивные качества своего близкого: «Она этого никогда не сделает, она такая добрая мать».

Реакции «возражения» болезни, протеста и оппозиции могут наблюдаться у подростков и ребят при внезапном заболевании одного из родителей, особенно если госпитализация была недобровольной и проводилась в их присутствии. В этих случаях большое значение имеют психотерапевтические беседы врача с подростком, разъяснение в доступной форме сути психических нарушений, возможных причин болезни их близкого, существующих опасностей и необходимости в связи с этим лечение в условиях стационара.

Среди родственников психически больных встречаются и такие, в которых оказываются расстройства мышления, паранойяльная настроенность и другие психические отклонения. При сообщении о болезни близких они не только не принимают доводов врача, но и пытаются довести обратное, для чего собирают факты, находят свидетелей, которые, по их мнению, могут подтвердить психическое здоровье родственника. Они обращаются к административным органам с жалобами на врачей, подчеркивая при этом, что родственники преднамеренно «делают безумным», хотят «упрятать» в психиатрическую больницу. Подобное неправильное поведение и толкование состояния здоровья больного его родственниками может быть обусловлена как острой психогенной реакцией, связанной с механизмом психологической защиты по типу «возражения» или «вытеснения», так и с обострением психического заболевания (шизофрения), которое к этому протекало латентно без грубых признаков болезни. В связи с этим иногда приходится прибегать к госпитализации родственников больных в психиатрическую больницу.

Сложность ситуации, когда родственники не понимают болезненности психического состояния своих близких, заключается и в предоставлении собственно лечебной и реабилитационной помощи больным, включая выдачу психотропных препаратов, контроль за их приемом, необходимость госпитализации, прохождения больным осмотра на ВТЭК и др. Успех амбулаторного лечения, предупреждения обострений психического заболевания, опасных действий больных во многом зависят от того, насколько добрый контакт устанавливается у больного с врачом и медицинской сестрой психоневрологического диспансера.

Перед врачом общего профиля в его работе с больными, страдающими на психические расстройства, возникает ряд задач и среди них, прежде всего — выявление симптомов психических заболеваний, умения их правильно оценить и убедить пациента обратиться за помощью к психиатру. В практике врача поликлиники или соматического стационара могут встречаться больные с разными психическими нарушениями — от межевых невротичных и личностных расстройств к выраженным психотическим состояниям, включая расстройства сознания, бредовые расстройства, депрессивные состояния и т.д.

Первая обязанность персонала при работе с больным депрессией заключается в том, чтобы уберечь его от самоубийства. От такого больного нельзя отходить ни на шаг ни днем, ни ночью, не давать ему прятаться одеялом с председателем, необходимо провожать его в туалет, ванную комнату и т.д. Больной должен принимать лекарства обязательно в присутствии сестры, чтобы он не мог скрыть и накопить лекарства с целью самоубийства. Если наступает заметное улучшение в состоянии больного, то, несмотря на это, бдительность при уходе за ним должна быть полностью сохраненная. Такой больной в состоянии некоторого улучшения даже может быть еще опаснее для себя.

Больные с выраженной тоской не обращают внимания на себя, потому за ними нужен особенный досмотр: помогать им одеваться, умываться, убирать кровать и т.д. Нужно следить за тем, чтобы они ели, а для этого их временами нужно долго, терпеливо и ласково уговаривать. Часто приходится уговаривать их идти на прогулку. Тоскливые больные молчаливы и погружены у себя. Им тяжело вести разговор. Потому не нужно их тревожить своими разговорами. От врача требуется психологически поддерживать таких больных, даже когда они не реагируют на слова врача.

Депрессивным больным нужен покой. Всякие развлечения могут только ухудшить его состояние. В присутствии тоскливых больных недопустимые посторонние разговоры, поскольку эти больные склонны объяснять все по своему. Нужно следить за отправлениями кишечника у таких больных, поскольку у них обычно бывают закрепи. Среди больных с пригніченим настроением тоскливы, и тоска сопровождается сильной тревогой и страхом. У них иногда бывают галлюцинации, они выражают бредовые идеи преследования. Они не находят себе места, не сидят и не лежат, а ходят по отделению, заламывают себе руки. За такими больными нужно пристальное наблюдение, потому что они тоже хотят самоубийства.

Больные маниакальными состояниями требуют от врача учитывать на наличие переоценки собственной личности, формальную (или отсутствие) критику к своему состоянию, повышенную двигательную активность. Во время беседы обращается внимание на особенности формирования личности, характера пациентов данной группы. Необходимо контролировать прием таблетированных лекарственных препаратов – при отсутствии критики больные могут скрывать таблетки и не употреблять их.

В литературе отмечается характерная для беременности перестройка самосознания женщины с постепенным включением у него образа ребенка («симптом принятия новой жизни в себе»). На определенном этапе беременности происходит перенесение доминанты из себя на будущего ребенка.

Нарушение здоровья женщины, которая осложняет беременность и реализацию материнских функций может быть двух форм:

1) Акушерская патология. В этом случае обычно речь идет о нарушении зачатия и хода беременности (невынашивание и гестозы), а также родов. На реализацию материнских функций это может повлиять лишь повторно, как осложнение в здоровье женщины. Несмотря на то, что последнее возникает далеко не всегда, нарушение материнского отношения и реализации материнских функций наблюдается практически всегда.

2) Экстрагенитальная патология. В этом случае зачатие, беременность и роды оказываются усложненными в результате нарушения соматического здоровья женщины. Часто это осложняет реализацию материнских функций.

В обоих случаях беременность и появление ребенка является существенным фактором, который можно рассматривать как дополнительный стрессовый фактор ситуации адаптации.

В случае акушерской патологии этот фактор связан, а возможно является прямым следствием нарушения материнской сферы женщины, которая в первую очередь будет отображаться осложнениям материнско-детских отношений после рождения ребенка (даже в тех случаях, когда после родов здоровья женщины и ребенка не нарушено).

В случае экстрагенитальной патологии нарушения здоровья женщины создает сложность не только зачатию, вынашиванию беременности и родов, но главным образом реализации материнских функций и возможностям всего ее последующей жизни.

^ Осложнение в сфере семейных и социальных отношений, катастрофы и другие стрессовые обстоятельства.

Этот фактор также должен рассматриваться с точки зрения готовности личности к преодолению стрессовых ситуаций. Однако, высокая ценность ребенка и материнства нередко является сглаживающим, помогающим фактором, содействующим преодолению лишений и потерь, даже во время беременности. Более того, высокая ценность ребенка и материнства может вести к перестройке в иерархии ценностей, появлению новых личных значений, лучшей адаптации к ситуации. В противоположном случае действие этих фрустирующих факторов усиливается и неблагоприятно действует на и так неадекватные ценности ребенка и материнства.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

ІІ. Психологические особенности больных с разными заболеваниями iconМетодические рекомендации для иностранных студентов для подготовки...
М. Я. Мудров, С. П. Боткин, Г. А. Захарьїн и прочие подчеркивали необходимость учета личностных особенностей больному, как в диагностике,...

ІІ. Психологические особенности больных с разными заболеваниями iconОсновные жалобы больных с заболеваниями органов дыхания. Курация...

ІІ. Психологические особенности больных с разными заболеваниями iconРівненська обласна наукова медична бібілотека
Аверьянова С. В. Психологические особенности женщин, больных колоректальным раком // Российский медицинский журнал. 2012. Том № С....

ІІ. Психологические особенности больных с разными заболеваниями iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Психологические особенности...

ІІ. Психологические особенности больных с разными заболеваниями iconНекоторые вопросы профилактики хронической сердечной недостаточности у больных
В связи с не вполне удовлетворительными результатами лечения больных с хронической сердечной недостаточностью (хсн) и неблагоприятным...

ІІ. Психологические особенности больных с разными заболеваниями iconПсихологические особенности видео-общения в интернет-среде
Были выделены и изучены психологические особенности киберпространства, а также общение, опосредствованное компьютером. Данное исследование...

ІІ. Психологические особенности больных с разными заболеваниями iconИспользование вегеторезонансной диагностики "паркес" и метод биорезонансной...
Использование вегеторезонансной диагностики "паркес" и метод биорезонансной терапии у больных аллергическими заболеваниями

ІІ. Психологические особенности больных с разными заболеваниями iconКалендарный план практических занятий по пропедевтике внутренней...
Основные жалобы больных с заболеваниями органов дыхания. Курация больных с написанием анамнестического раздела истории болезни

ІІ. Психологические особенности больных с разными заболеваниями iconТематический план практических занятий по пропедевтике внутренней...
Основные жалобы больных с заболеваниями органов дыхания. Курация больных с написанием анамнестического раздела истории болезни

ІІ. Психологические особенности больных с разными заболеваниями iconПрименение немедикаментозных методов в лечении вертеброгенных заболеваний нервной системы
В работе приведены результаты лечения 30 больных с дегенеративно-дистрофическими заболеваниями позвоночника с использованием метода...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<