Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Возникновение и преодоление одиночества московский государственный социальный университет чебоксарский филиал кафедра «психологии и педагогики»




Скачать 366.64 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Возникновение и преодоление одиночества московский государственный социальный университет чебоксарский филиал кафедра «психологии и педагогики»
Дата публикации16.12.2013
Размер366.64 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Психология > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Возникновение и преодоление одиночества

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Чебоксарский филиал кАФЕДРА «ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ» КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИТЕМА Возникновение и преодоление одиночества. Выполнила студентка 2 курса, группы П-21(з) Илларионова Т.В. Научный руководитель: Ст. пр. Леванова Т.В. Чебоксары 2001 ОГЛАВЛЕНИЕ СТР.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 3Глава 1. Что такое одиночество?…………………………………….. 61 Одиночество – психическое заболевание……………….. 14 1. Одиночество – отсутствие общения……………………… 15Глава 2. Пути преодоления одиночества……………………………. 24 2.1. Измерение степени одиночества…………………………. 24 2.2. Как жить в одиночестве?………………………………….. 26 2.3. Преодоление одиночества путем тренинга……………… 28ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. 34СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….. 37 ВВЕДЕНИЕ Одиночество – социально психологическое состояние, характеризующеесяузостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностьюи эмоциональной невовлеченностью индивида; также социальная болезнь,заключающаяся в массовом наличии индивидов испытывающих такие –состояния. Одиночество с научной точки зрения – одно из наименее разработанныхсоциальных понятий. В демографической литературе встречаются статистическиеданные об абсолютном числе и удельном весе одиноких людей. Так, в рядеразвитых стран мира (Голландия, Бельгия и др.) одинокие люди составляютоколо 30 % населения. В США, по данным на 1986 г., было 21,2 млн. одинокихлюдей. По сравнению с 1960 г. этот показатель вырос в 3 раза. К 2000 г. кним, по прогнозам, «присоединяется» еще 7,4 млн. человек. При выборочных исследованиях среди одиноких выделены следующие типы.Первый тип – «безнадежно одинокие», полностью не удовлетворенные своимиотношениями. Эти люди не имели партнера в сексуальной жизни или супруга.Они редко устанавливали связь с кем-либо (например, с соседями). Им присущесильное чувство неудовлетворенности своими взаимоотношениями сосверстниками, опустошенность, покинутость. Более других они склонныобвинять в своем одиночестве других людей. В эту группу попали большинстворазведенных мужчин и женщин. Второй тип – «периодически и временно одинокие». Они в достаточноймере связаны со своими друзьями, знакомыми, хотя и испытывают недостаток вблизкой привязанности или не состоят в браке. Они чаще других вступают всоциальные контакты в различных местах. По сравнению с другими одинокими,они наиболее социально активны. Эти люди считают свое одиночествопереходящим, чувствуют себя покинутыми значительно реже, чем другиеодинокие. Среди них большинство мужчин и женщин, никогда не состоявших вбраке. Третий тип – «пассивно и устойчиво одинокие». Несмотря на то, что онииспытывают недостаток в партнере по интимной связи и им не хватает другихсвязей, они не выражают такой неудовлетворенности по этому поводу, какреспонденты, относящиеся к первому и второму типам. Это лица, смирившиесясо своим положением, принимающие его как неизбежность. Большинство срединих овдовевшие люди. Возросшая брачно-семейная динамика (в первую очередь нуклеаризациясемей и повышение уровня разводимости), деперсонализации больших городов,укрепление начал индивидуализма – все это факторы, в первую очередьвлияющие на увеличение масштабов одиночества. Кроме того, социально-медицинскими факторами, положительно коррелирующими с расширениемодиночества, являются рост психиатрических заболеваний (шизофрении) ипограничных состояний и распространения аутизма, т.е. болезненнойнеспособности к общению в результате дефектов родовспоможения («грубые рукиврача») и воспитания. Рост числа одиноких людей утверждение одиночества как приемлемогостиля жизни вызывают становление специфической индустрии услуг для такойкатегории населения. Установлено, что одинокие имеют возможность и желаниетратить больше средств на свои увлечения, на туризм и отдых, они чащеприобретают дорогие товары, в первую очередь спортивно-туристическогопредназначения. За рубежом строятся специальные жилые комплексы длябессемейных; любые их потребности могут быть удовлетворены на рынке услуг.Разумеется, это относится только к тем людям, для которых одиночество –сознательный и комфортный выбор, и кто не испытывает потребности в семейныхсвязях. В России, согласно переписи 1989 г., 10 126 тыс. – люди одинокие изних 6805 тыс. – женщины. Одиноким в данном случае считается человек,живущий один и не поддерживающий регулярной связи с родственниками. Специфика российского одиночества преимущественно иная. В первуюочередь, это результат высокого уровня смертности мужского населения(российские женщины живут значительно дольше мужчин) и смертности отнеестественных причин (подсчитано, что примерно каждая третья мать имеетвозможность пережить своих детей). Кроме того, общая социальная и семейнаядезорганизация, отсутствие разработанных технологий помощи одинокими илирискующими остаться одиноким людям, превращают одиночество в его российскомварианте в достаточно злокачественную социальную болезнь. Одиночество – одна из основных социальных проблем, являющихсяпредметом социальной работы, а социальная работа – один из важнейшихинструментов для устранения или хотя бы для облегчения этой социальнойболезни. Среди средств борьбы с одиночеством – социально-психологические:личностная диагностика и выявление индивидов с повышенным рискомодиночества, коммуникативные тренинги для воспитания навыков общения,психотерапия и психокоррекция для устранения болезненных эффектоводиночества и т.д.; организационные: создание клубов и групп общения,формирование у клиентов новых социальных связей и пропаганда новыхинтересов взамен утраченных, например в результате развода или овдовения, ит.д.; социально-медицицинские: воспитание навыков самосохраняющегоповедения и преподавание основ здорового образа жизни. Помогая одинокимлюдям, социальный работник хорошо должен представлять себе комплектностьпроблемы и мультифакторность ее возможного решения. Глава 1. Что такое одиночество? Одной из серьезнейших проблем человечества является проблемаодиночества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождаяни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношениюдруг к другу. О распространенности одиночества среди людей говорят следующиеданные: не более 1 – 2 % опрошенных утверждают, что никогда в жизни неиспытывали чувства одиночества, в то время как примерно 10 – 30 % говорят,что переживали такое чувство хотя бы раз в жизни. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценностьсвоих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытываетострейший дефицит удовлетворения потребности в общении. Одиночество – тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающеесяплохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубокоодинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальныхконтактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсеразорваны. Понятие одиночества связано с переживанием ситуаций, субъективновоспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человекадефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми.Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида.Можно постоянно находиться среди людей, контактировать сними и вместе с темчувствовать свою психологическую изоляцию от них, т.е. одиночество (если,например, это чужие или чуждые для индивида люди). Степень испытываемого одиночества также не связана с количеством лет,проведенных человеком вне контактов с людьми; люди, всю жизнь живущие одни,иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому приходится частообщаться с окружающими. Одиноким нельзя назвать человека, который, маловзаимодействуя с окружающими, не проявляет ни психологических, ниповеденческих реакций одиночества. Кроме того, люди могут и не осознавать,что между реальными и желательными взаимоотношениями с окружающимисуществуют расхождения. Подлинные субъективные состояния одиночества обычно сопровождаютсимптомы психических расстройств, которые имеют форму аффектов с явнонегативной эмоциональной окраской, причем у разных людей аффективныереакции на одиночество различные. Одни одинокие люди жалуются, например, начувство печали и подавленности, другие говорят о том, что испытывают страхи тревогу, третьи сообщают о горечи и гневе. На переживание состояния одиночества влияют не столько реальныеотношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть.Человек, имеющий сильную потребность в общении, будет чувствовать себяодиноким в том случае, если его контакты ограничены одним-двумя людьми, аон бы хотел общаться со многими; в то же самое время тот, кто не испытываеттакой потребности, может вовсе не ощущать своего одиночества даже вусловиях полного отсутствия общения с другими людьми. Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычноодинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей,не способными к нормальному межличностному общению, к установлению сокружающими интимных межличностных отношений типа дружбы или любви.Одинокая личность – это депрессивная, или подавленная, личность,испытывающего помимо прочего дефицит умений и навыков общения. Одинокий человек чувствует себя не таким, как все, и считает себямалопривлекательной личностью. Он утверждает, что его никто не любит и неуважает. Такие особенности отношения к себе одинокого человека нередкосопровождаются специфическими отрицательными аффектами, среди которыхчувства злости, печали, глубокого несчастья. Одинокий человек избегаетсоциальных контактов, сам изолирует себя от других людей. Ему более чемдругим людям, присуще так называемое паронормальность, импульсивность,чрезмерную раздражительность, страх, беспокойство, ощущение разбитости ифрустрированности. Одинокие люди более пессимистичны, чем не одинокие, они испытываютгипертрофированное чувство жалости к себе, ожидают от других людей тольконеприятностей, а от будущего – лишь худшего. Они также считают свою жизнь ижизнь других людей бессмысленной. Одинокие люди малоразговорчивы, ведутсебя тихо, стараются быть незаметными, чаще всего выглядят печально. У нихнередко отмечается усталый вид и наблюдается повышенная сонливость. Когда обнаруживается разрыв между реальными и действительнымиотношениями, характерный для состояния одиночества, то разные людиреагируют на это по-разному. Беспомощность как одна из возможных реакций наданную ситуацию сопровождается усилением тревоги. Если люди винят в своемодиночестве не себя, а других, то могут испытывать чувства гнева и горечи,что стимулирует возникновение отношения вражды. Если люди убеждены, чтосами повинны в собственном одиночестве, и не верят в то, что могут изменитьсебя, то они, вероятнее всего, будут опечалены и осудят сами себя. Современем это состояние может перерасти в хроническую депрессию. Если,наконец, человек убежден, что одиночество бросает ему вызов, то он будетактивно против него бороться, предпримет усилия, направленные на то, чтобыизбавиться от одиночества. Впечатляет перечень типичных эмоциональных состояний, которых времяот времени охватывают хронически одинокого человека. Это – отчаяние, тоска,нетерпение, ощущение собственной непривлекательности, беспомощность,панический страх, подавленность, внутренняя опустошенность, скука, охота кперемене мест, ощущение собственной недоразвитости, утрата надежд,изоляция, жалость к себе, скованность, раздражительность, незащищенность,покинутость, меланхолия, отчужденность (список получен методом факторногоанализа ответов множества одиноких людей на специальный опросник). Одинокие люди склонны недолюбливать других, особенно общительных исчастливых. Это – их защитная реакция, которая в свою очередь, мешает имсамим устанавливать добрые отношения с людьми. Предполагают, что именноодиночество вынуждает некоторых людей злоупотреблять алкоголем илинаркотиками, даже если они сами себя не признают одинокими. Одинокий человек характеризуется исключительной сосредоточенностью насамом себе, на своих личных проблемах и внутренних переживаниях. Емусвойственна повышенная тревожность и боязнь катастрофических последствийнеблагоприятного стечения обстоятельств в будущем. Общаясь с другими людьми, одинокие больше говорят о самих себе ичаще, чем другие, меняют тему разговора. Они также медленнее реагируют навысказывания партнера по общению. Таким людям свойственны специфические межличностные проблемы. Онилегко раздражаются в присутствии других людей, повышенно агрессивны,склонны к излишней, не всегда оправданной критике окружающих, нередкооказывают психологическое давление на других людей. Одинокие мало доверяютлюдям, скрывают свое мнение, нередко лицемерны, недостаточно управляемы всобственных поступках. Одинокие люди не могут по-настоящему веселиться в компаниях,испытывают затруднения, когда им необходимо кому-то позвонить, договоритьсяо чем-то, решить какой-либо личный или деловой вопрос. Такие люди повышенновнушаемы или чрезмерно упрямы в разрешении межличностных конфликтов. Имея неадекватную самооценку, одинокие люди или пренебрегают тем, каких воспринимают и оценивают окружающие, или непременно стараются импонравиться. Одиноких людей особенно волнуют проблемы, связанные с личнойобщительностью, включая знакомства, представление другим людям, соучастие вразных делах, раскованность и открытость в общении. Одинокие люди в большей степени считают себя менее компетентными, чемнеодинокие, и склонны объяснять свои неудачи в установлении межличностныхконтактов недостатком способностей. Многие задачи, связанные сустановлением интимных отношений, вызывают у них повышенную тревожность,снижают межличностную активность. Одинокие люди менее изобретательны впоисках способов решения проблем, возникающих в ситуациях межличностногообщения. Установлено, что одиночество зависит от того, как человек к себеотносится, т.е. от его самооценки. У многих людей чувство одиночествасвязано с явно заниженной самооценкой. Порождаемое ею ощущение одиночестванередко приводит к появлению у человека чувства неприспособленности иникчемности. Ощущение одиночества способно усиливаться или ослабляться взависимости от динамических изменений в индивидуально принятых стандартахинтенсивности нормального межличностного общения или широты контактов слюдьми, на которые должен идти человек. Стандарты подобного рода обычносубъективные, точно не определены, но, в общем, неплохо выражаются всуждениях типа: «мне бы хотелось иметь больше друзей», «Никто по-настоящемуменя не понимает» и т.п. Вместе с тем такие стандарты относительны, онивсегда устанавливаются в сопоставлении с прошлым опытом общения. Небольшоеуменьшение числа друзей или человеческих контактов у того лица, котороераньше имело их большое количество, может восприниматься как усилениеодиночества, в то время как аналогичные изменения, происходящие в характеремежличностных связей у человека, который раньше почти ни с кем не общался иимел ограниченный круг друзей (т.е. их возрастание до того же самогоуровня, что и у первого человека), будут, вероятно, восприняты какуменьшение одиночества, т.е. противоположным образом. Одинокие люди нередко в самих себе причину своего одиночества,приписывая его к недостаткам характера, отсутствию способностей, личнойнепривлекательности в большей степени, чем факторам, подвластнымсознательному волевому контролю: недостаток собственных усилий, прилагаемыхдля налаживания контактов, неэффективность применяемых для этого средств ипр. Каузальная атрибуция таких людей характеризуется внутренним локусомконтроля и сопровождается ссылкой на такие собственные отрицательныеиндивидуальные качества, как стеснительность, боязнь получить отказ впопытке установить с кем-то интимные отношения, недостаток знаний о том,как следует вести себя в подобных ситуациях, чтобы укрепить межличностныесвязи. Предпочитаемый способ реагирования человека на одиночество –депрессия или агрессия – зависит от того, как человек объясняет своесобственное одиночество. При внутреннем локусе контроля чаще возникаетдепрессия, а при внешнем – агрессия. Повышенная склонность к покорностиили, напротив, к проявлению враждебности положительно коррелирует сфактическим одиночеством человека среди людей. Одинокие люди часто чувствуют себя никчемными, некомпетентными,нелюбимыми, и усилению этих самоуничижительных чувств способствует ихповышенная самокритичность. Связь, существующая между низкой самооценкой и одиночеством,объясняется двояким образом. Во-первых, ссылками на то, что низкаясамооценка порождает внутреннее самоотчуждение человека; во-вторых, исходяиз предположения, что низкая самооценка сопровождается системой такихустановок и поведенческих тенденций, которые сами по себе существеннозатрудняют межличностное общение. Есть и другие гипотезы, объясняющие феномен одиночества ссылками намежличностные факторы. Одна из них – несоответствие между тремя «Я»индивида: тем, каким он в настоящее время видит себя (актуальное «Я»); тем,каким он хотел бы стать (идеальное «Я»), и тем, каким его воспринимаютдругие (отраженное «Я»). Экспериментально подтвердилась гипотеза,утверждающая, что субъективные причины одиночества имеют больший вес в еговозникновении, чем объективные. Оказалось, например, что многие люди не всостоянии правильно оценить отношение окружающих к ним, так как ихсамовосприятие не вполне соответствует тому, как их же самих вдействительности воспринимают люди. Индивиды, невысоко оценивающие себя, ожидают, что, и другие так же кним относятся. Такие люди острее многих других реагируют на предложения иотказы в установлении личных контактов с окружающими. Вместе с тем люди снизкой самооценкой особенно отзывчивы к обращениям и просьбам со стороны,реагируя повышенно враждебно на тех, кто лично их отвергает. Эти людичрезмерно чувствительны к критике и рассматривают ее как подтверждениесобственной неполноценности. Они же, как выяснилось, с трудом воспринимаюткомплименты в свой адрес, более неуверенно ведут себя в обращении иповышенно осторожны. В целом же низкая самооценка порождает взаимосвязанный комплекспсихологически неблагоприятных факторов, препятствующих установлениюхороших личных взаимоотношений с окружающими людьми: самоуничижительноесознание и поведение, ощущение собственной некомпетентности и многоедругое. Следует иметь виду и то обстоятельство, что длительны опытодиночества, со своей стороны, может отрицательно влиять на самооценку,делая ее более уязвимой. Неудачи в общении могут усиливать чувстваодиночества и, как следствие, снижать самооценку. В низкой самооценкепотенциально заложен больший риск одиночества, чем в нормальной, так какнизкая самооценка в конечном счете подрывает чувство собственногодостоинства у человека. Одним из факторов, способствующих одиночеству, является нежеланиечеловека оказаться в такой ситуации межличностного общения, при которой онподвергается риску получить отказ в установлении нужных для неговзаимоотношений, почувствовать смущение и разочарование. Враждебность ипассивность, как возможные причины и одновременно следствия одиночества,часто сопровождают его. Из-за боязни отрицательных результатов проявленияинициативы в установлении межличностных контактов человеку становится всетруднее преодолевать одиночество, и страх, порожденный прежним неудачнымопытом, способствует созданию обстановки, которая еще более усиливаетчувство одиночества. Нередко одиночество возникает по независящим от человека причинам.Вдовство, развод или разрыв личных отношений - наиболее распространенныесоциальные причины, ведущие к одиночеству. В подобных случаях онозарождается вследствие внезапно возникающей полной или частичнойэмоционально-психологической изоляции человека от людей, составляющихпривычный круг общения. Есть смысл различать три типа отношений одиночества: хронический,ситуативный и переходящий. Хроническое одиночество наступает тогда, когдаиндивид в течение длительного периода жизни не может установитьудовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми.Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либострессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкогоили разрыв интимных отношений, например брачных. После короткого временидистресса ситуативно одинокий индивид смиряется со своей потерей и частичноили полностью преодолевает возникшее чувство одиночества. Переходящееодиночество выражает в кратковременных приступах чувства одиночества,которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никакихследов. Потеря одного из родителей в результате развода или недостатокэмоционально близких, доверительных отношений, родительской поддержки вдетстве могут сделать индивида более чувствительным к одиночеству в зреломвозрасте. Эмоциональная рана, полученная в детстве, превращается вхарактерологическую личностную ранимость взрослого и сохраняется в течениедлительного времени, иногда всю жизнь, заставляя таких людей острее, чемдругие, реагировать на разлуку и социальную изолированность. 1.1. Одиночество – психическое заболевание. Один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояниечеловека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции отдругих людей. Как только люди попадают в условия одиночества,обуславливаемого экспериментальной, географической, социальной или тюремнойизоляцией, то сразу же все непосредственные («живые») связи с другимилюдьми прерываются («отрубаются»), что вызывает появление острыхэмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок,характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженнымивегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека вусловиях одиночества. Актуализируется потребность в общении. В ответ наневозможность удовлетворения этой потребности люди персонифицируют предметы(куклы и др.), различных животных (от пауков до лошадей), создают силойвоображения партнеров (в ряде случаев в форме ярких эйдетических образов,спроецированных во сне), с которыми начинают разговаривать вслух. Этиэкстериоризационные реакции оцениваются как защитные (компенсаторные) ирассматриваются в границах психологической нормы. На этапе неустойчивостипсихической деятельности при наблюдении за испытуемым в экспериментах спомощью специальной аппаратуры или за заключенными через «глазки»(«публичность одиночества» – О.Н. Кузнецов) у ряда лиц появляются необычныепсихические состояния, проявляющиеся в тягостных переживаниях телеснойобнаженности или «открытости мыслей». На этом этапе также появляютсядоминирующие идеи и отмечаются случаи, когда испытуемые путают сновиденияс реальностью (реализованные сновидения). По мере увеличения временинахождения в жестких условиях О. На этапе глубоких психических измененийпоявляются сверхценные идеи, идеи отношения, деперсонализационныепереживания (раздвоение личности) и реактивные галлюцинации. 1.2. Одиночество – отсутствие общения. Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций различных отраслейпсихологии: общей, возрастной и педагогической, социальной, психологиитруда, юридической и медицинской психологии индивидуальных различий. Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, укаждой из них проявляются те или иные психические свойства личности. Такимобразом, стоя на позициях общей психологии, мы вправе не только исследоватьтипичные для всех нормальных людей феномены общения, закономерности имеханизмы его протекания, но и выявлять трудности общения, т.е. техарактеристики психических процессов, состояний и свойств личности, которыеобъединяясь, имеют своим следствием взаимодействие людей, не отвечающиекритериям психологически оптимального общения. …А какое же общение считается психологически оптимальным? По нашемумнению, психологически оптимальное общение имеет место тогда, когда в немосуществляются цели участвующих в нем людей в соответствии с мотивами,обуславливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызываюту партнеров чувства неудовлетворения. При этом было бы ошибочно полагать, что психологически оптимальноеобщение – это непременно своеобразное слияние умов, чувств, воли егоучастников. Психологически оптимальным может быть и общение, в которомпартнерам удается сохранить желаемую для каждого из них субъективнуюдистанцию. Поскольку общение – это взаимодействие, по крайней мере, двух людей,то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут бытьпорождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычнооказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворениепобуждающего мотива, или же неполучение желаемого результата в тойдеятельности, которую общение обслуживало. Конкретными психологическими причинами этого могут быть: нереальныецели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неверноепредставление своих собственных возможностей и непонимание характера оценкии отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способовобращения с партнером. И.П. Шкуратова обоснованно отмечает, что при изучении трудностейобщения существует опасность сведения их многообразия только к неудобствам,связанным с плохим владением техникой взаимодействия, или к сложностям,возникающим из-за слабого развития социально-перцептивных функций. Вдействительности же эта проблема приобретает глобальный характер иохватывает фактически все аспекты общения. По данным И.П. Шкуратовой, роль системообразующего фактора для всехпроявлений интересующих нас трудностей выполняют цели общения, посколькуэти трудности это тоже помехи на пути к достижению поставленных человекомцелей. Среди личностных образований, детерминирующих постановку целей, онаспециально выделяет мотивацию общения, которая обусловливает трудностимежлюдского взаимодействия. Характер рассматриваемых нами трудностей вомногом зависит от содержания или направленности мотивации; ее влияниепроявляется в нарушении какой-либо из функций общения (перцептивной,коммуникативной и т.п.). Существует также особый вид трудностей, которыйсостоит в невозможности реализации значимых для личности мотивов с людьмииз своего окружения. Эта категория трудностей не всеми осознается, так кактребует достаточно развитой рефлексии, но переживается, выражаясь в жалобахна отсутствие понимания со стороны партнеров. Вместе с тем Е.В. Улыбина совершенно обоснованно утверждает, чтоструктура межличностного общения должна рассматриваться со сторонывнутренней (побуждения к действию) и внешней (средства, способы)коммуникации. В реальных актах общения эти стороны взаимосвязаны. Можнотакже достаточно обоснованно различать трудности, имеющие мотивационнуюдетерминированность, и трудности, возникающие из-за несовершенства средствобщения. Человек может из-за различных личностных особенностей вызвать упартнера отрицательную эмоциональную реакцию, общение с ним можетпрепятствовать удовлетворению значимых для этого человека потребностей. Вэтом случае трудности будут иметь внутреннюю природу, а инструментальныеаспекты общения будут играть вторичную, служебную роль и обеспечиватьпсихологическую защиту. Будучи тесно связанным, мотивационные и инструментальные аспектыобщения относятся, однако, к различным уровням, а это предполагаетоднонаправленную детерминированность низшего уровня высшим(инструментального мотивационным). Так, Л.А. Петровская, разводя внешние,операциональные аспекты коммуникативной компетентности и внутренние,глубинные, затрагивающие личностно-смысловые образования, подчеркивает, чтоименно последние играют определяющую роль по отношению к внешним,поведенческим. Бесспорно, мотивационно-смысловые характеристики личности влияют наобращение участников общения друг с другом. Слабее исследовано влияниекогнитивных особенностей восприятия на эмоционально-аффективную оценкуобъекта восприятия. Как и всякое действие, коммуникативной акт включает в себя преждевсего анализ ситуации общения, построение адекватного представления опартнере. Эффективность этой части коммуникативного акта определяет иэффективность действия в целом. Одним из проявлений неэффективности ориентировочной части коммуникацииявляется субъективное ощущение непонимания партнера, невозможность создатьего целостный образ и, значит, правильно строить свои действия. В состав инструментальных аспектов общения входит и умение адекватновыражать свои мысли, выбирать способ коммуникации в соответствии сособенностями партнера и обстановка в общения, а это, в частности, должноопираться на понимание партнера и ситуации в целом. Являясь следствием инструментальных трудностей, непонимание партнераотражается на смысловом уровне в формировании определенного отношения кнему. Факты свидетельствуют о том, что люди, общение с которыми затрудненона инструментальном уровне, воспринимаются негативно. Трудности в общении могут возникать также из-за принадлежности егоучастников к разным возрастным группам. Следствием этого являетсянесходство их жизненного опыта, что накладывает отпечаток не только наимеющийся у них образа мира – природу, общество, человека, отношение к ним,но и на конкретное поведение в основных жизненных ситуациях. Несходствожизненного опыта представителей разных возрастных групп применительно кобщению выражается в неодинаковом уровне развития и проявленияпознавательных процессов при контактах с другим человеком, неодинаковомзапасе и характере переживаний, неодинаковом богатстве поведенческих форм.Все это по-разному будет сопряжено с мотивационно-потребностной сферой,которая в каждой группе отличается своей спецификой. В.А. Лабунской исследовались типы структур психологниских трудностейобщения. Были выявлены их «поля», возникающие как по инициативе партнера,так и приписываемых себе, и прослежены их различия. Используя в качествеосновного принципа наименования структуры трудностей общения статистическизначимое преобладание степени оценки того или иного фактора в общейструктуре трудностей, ученая выявила следующие типы структур: «социально-перцептивный - условия общения»; «экспрессивно-речевой - социально-перцептивный»; «формы обращения - условия общения»; «социально-перцептивный- отношения-обращение» и др. Выделенные типы структур психологических трудностей общениясвидетельствуют о существовании определенных типов личностей как субъектовобщения. В.А. Лабунская фактически показала, что общение по-разномудеформируется личностными особенностями его участников. К этим личностнымособенностям относится и эгоцентризм. Из-за крайне сильной центрированностина себе - своей персоне, точке зрения, мыслях, целях, переживаниях -индивид оказывается неспособным изменить исходную познавательнуюперспективу по отношению к другому субъекту, его мнению и представлению.Эгоцентрическая направленность личности, как показала Т.И. Пашукова,проявляется не только в познавательном, но и в эмоциональном иповеденческих планах. В познавательном плане эгоцентризм связан с приверженностью кизвестному способу решения проблем, к своему приему рассуждений идоказательств, а это приводит к неспособности человека изменитьпознавательную перспективу, взглянуть иными глазами на других людей. В эмоциональном плане он вызывается обращенностью к своим чувствам инечувствительностью к переживаниям других людей. Диагностировать его можнопо низкой степени эмпатии и неадекватности эмоционального тона вовзаимодействии. В поведенческом плане эгоцентризм проявляется в виденескоординированности действий с партнером. Т.Н. Пашукова с помощью эгоцентрического проективного теста Т.Сцустровой выявила два типа эгоцентрической направленности: эгоцентризм какстремление рассуждать со своей точки зрения эгоизм как тенденция говорить осебе. Т.В. Ивановой установлено, что в характерах людей, испытывающихтрудности в общении, обнаруживается комплекс лабильных, сензитивных,астеноневротических черт, что свидетельствует о присущей им чрезмернойвпечатлительности. Имея потребность в дружеском общении, они не могутреализовать ее в следствии своей исключительной робости и застенчивости.Вначале они производят впечатление крайне сдержанных, холодных, скованных,что также затрудняет их контакты с окружающими. На личностном уровнеанализа у этой группы обследуемых Т.В. Ивановой были обнаружены: повышенныйуровень тревоги, эмоциональная неустойчивость высокий самоконтрольповедения, экстернальность.Третий уровень анализа составил особенности образа «Я» и самооценки у этойкатегории лиц. У них был отмечен высокий уровень самоотрицания,самоунижения. При опросах они говорили о своей замкнутости,интервертированности, застенчивости, зависимости, конформности. Образ «Я» лиц этой группы включал такие параметры, как заниженнаяиндивидуальная и социальная самооценка. Свой образ представлялся импассисным, простым. Вместе с низким уровнем активности и способности «Я» кизменениям такое строение образа «Я» приводит к тому, что субъектстановится закрытым для воспитания нового опыта, который мог бы изменитьстиль его поведения и общения, и продолжает продуцировать низкоэффективныеформы коммуникативной деятельности. В.Н. Петровский (Ростов-на-Дону) психологически тонко раскрылспецифические трудности общения с лицами, у которых ярко выраженатревожность. Он показал, что тревожность, возникшая вследствие«нецелостности», «безобразности», «слабости» «Я» или диерархизациимотивационной системы индивида, может приводить к ослаблению «внутреннегоконтура» контроля его коммуникативной активности. «Не находя себя в себе», «тревожный» пытается «найти себя вовне», вчастности в оценках и мнениях окружающих о нем, становясь к ним болеечувствительным, а где и инициируя их проявление. Специфика активности «тревожного» состоит в предпочтении илиинициации им форм деятельности и общения, обеспечивающих обратную связь свысокой вероятность содержания оценок, мнений о нем. При этом общениетакого человека может оказаться насыщенным противоречивыми выразительнымиформами и характеристиками его активности, в своей совокупности«транслирующими тревожность на собеседника», «размывающими» внешнеевыразительное поведение «тревожного», а в конечном счете затрудняющимиобщение с ним. Это, в частности:- инициирование «тревожным» оценок и одобрения окружающих посредствомподчеркивания своей «вины» (в шутливо-иронической форме), «достоинств» нафоне неуверенности в себе;- вызывающая, бравирующая искусственность внешнего выразительногоповедения, призванного демонстрировать уверенность «тревожного» в себе, но,по существу, скрывающего нужду в положительной оценке его окружающими, инередко воспринимаемая ими как претенциозность, амбиция;- снижение интереса к общению, если оно не содержит оценок активности«тревожного» или не позволяет ему такие оценки инициировать у окружающих, ккоторым он может одновременно проявлять рефлексивное внимание, принимающееиногда грубые формы лести. Еще одну трудность, относящуюся к рассматриваемому виду, анализируетВ.Н.Куницина - это застенчивость, которая представляет собой личностноесвойство, возникающее в определенных ситуациях межличностного неформальногообщения и проявляющееся в состоянии нервно-психического напряжения ипсихологического напряженья и психологического дискомфорта. При этом застенчивые по своим личностным и коммуникативным свойствамне являются однородной группой. Среди них выделены неадаптированные (особозастенчивые и шизоидные личности) и адаптированные (застенчивые). К свойствам, вызывающим трудности общения, относятся, кромезастенчивости, аутистичность, отчужденность, одиночество, чрезмернаясензитивность, истероидность, невротизация. Невротизированные люди и лица снизкой саморегуляцией объединяются в группу самых неуспешных и плохоадаптирующихся. Природа и содержание трудностей общения, испытываемых застенчивыми,аутистичными, глубоко невротизированными и неадаптированными лицами,утверждает далее Куницина, имеет некоторые общие черты, что позволяетговорить о синдроме трудностей. Освещая индивидуально-психологические различия между людьми попараметру испытываемых ими трудностей в общении, можно предложитьтипологию, конечно, очень условную и нуждающуюся в дальнейшем развитии идоработке: 1) глобальны или парциальны для личности трудности в общении; 2)по отношению к какому контингенту в окружении личности оно испытываются; 3)при обсуждении проблематики какого содержания они выступают наиболеесильно; 4) вид нарушения; 5) их ситуативность или устойчивость; 6) глубинанарушений; 7) источники и причины, вызывающие у личности трудности вобщении. Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций медицинскойпсихологии. Так, еще В.Н. Мясищев, опираясь на свой богатейший клиническийопыт, говорил, что в основе развития невроза лежит непродуктивноеразрешение внутриличностных и межличностных конфликтов, которые проявляютсяв психологических трудностях общения. Ряд исследователей с помощью личностных методик рассмотрелиособенности мотивации деятельности и поведения, которые могут затруднятьобщение у больных неврозами. У последних было обнаружено наличиепротивоположно направленных тенденций и мотивов поведения: сильныесимбиотические тенденции могут сопровождаться трудностями при реализации,например, в контактах со значимыми людьми из-за страха, что они неполучатся, замкнутости, дистанцирования. Выявлено, с одной стороны,ожидание внимания, с другой боязнь холодности со стороны значимых других; содной - стремление к общению, с другой - чрезмерно высокие требования кпартнеру («не отвечает идеалу»). Этим же исследованием подтверждено, чтоесли при психостении трудности общения осознаются и переживаются пациентом,то при истерии явная неадекватность общения не осознается, игнорируется исубъективно может не переживаться. Клинический рисунок общения пациентов,страдающих этими двумя формами неврозов, оценивается как противоположный, апсихологический анализ вскрывает общность противоречивых мотивов. Особую форму трудностей при общении с окружающими испытывают лица,страдающие легоневрозами. в нашей лаборатории их с успехом исследует иснимает Ю.Б. Некрасова. Своей многолетней работой с пациентами онаубедительно показала, что у каждого их них свой комплекс неполноценности,который, начинаясь с глубокой неудовлетворенности притязаний в сферекоммуникаций, деформирует отношение личности легоневротика к другимсторонам его бытия. Возвращая с помощью уникальной методики нормальнуюречь, Ю.Б. Некрасова выводит на новый высокий уровень развития личностьбывшего легоневротика, и у него капитально реконструируется отношение ксамому себе, изменяется на положительное и отношение к другим людям, аобщение с ними начинает проходить, как правило, на фоне стенических чувств. Глава 2. Психологические трудности общения и пути их преодоления. 2.1. Измерение степени одиночества. Воспользуемся методикой Д. Рассела. Укажите, как часто вы испытываете состояние, описанное в каждомнижеследующем пункте. Обведите кружком балл для каждого пункта:|№ |Состояние |Никогда |Редко |Иногда |Часто ||п/п | | | | | ||1. |Я чувствую, что нахожусь в ладу с |1 |2 |3 |4 || |окружающими меня людьми. | | | | ||2. |Я испытываю недостаток в дружеском |1 |2 |3 |4 || |общении. | | | | ||3. |Нет никого, к кому бы я мог |1 |2 |3 |4 || |обратиться. | | | | ||4. |Я не чувствую себя одиноким. |1 |2 |3 |4 ||5. |Я ощущаю себя частью группы друзей. |1 |2 |3 |4 ||6. |У меня много общего с окружающими |1 |2 |3 |4 || |людьми. | | | | ||7. |Я замкнут в себе. |1 |2 |3 |4 ||8. |Никто из окружающих не разделяет |1 |2 |3 |4 || |моих интересов и мыслей. | | | | ||9. |Я – человек, легко приближающийся к |1 |2 |3 |4 || |людям. | | | | ||10. |Есть люди, к которым я испытываю |1 |2 |3 |4 || |глубокие чувства. | | | | ||11. |Я чувствую себя покинутым. |1 |2 |3 |4 ||12. |Мои социальные связи неглубоки. |1 |2 |3 |4 ||13. |Никто не знает меня по-настоящему. |1 |2 |3 |4 ||14. |Я чувствую себя изолированным от |1 |2 |3 |4 || |других людей. | | | | ||15. |Я могу найти друзей, как только |1 |2 |3 |4 ||16. |Есть люди, которые по-настоящему |1 |2 |3 |4 || |понимают меня. | | | | ||17. |Я несчастен от того, что так отдален|1 |2 |3 |4 || |от людей. | | | | ||18. |Люди вокруг меня, но не со мной. |1 |2 |3 |4 ||19. |Есть люди, с которыми я могу |1 |2 |3 |4 || |поговорить. | | | | ||20. |Есть люди, к которым я могу |1 |2 |3 |4 || |обратиться. | | | | | Подсчитайте сумму баллов на вопросы 2, 3, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17,18. В ответах на вопросы 1, 4, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 19, 20 произведитеперестановку в обратном порядке (1-4, 2-3, 3-2, 4-1). Те, кто набрал меньше 22 баллов, могут считать себя людьми с оченьнизкой степенью одиночества. От 22 до 32 – низкая степень. От 32 до 52 –средняя степень одиночества. От 52 до 62 – высокая степень одиночества, ате, кто набрал более 62 баллов, считаются людьми с очень высокой степеньюодиночества. 2.2. Как жить в одиночестве? Эмоциональные состояния одинокого человека – отчаяние (паника,ранимость, беспомощность, изолированность, жалость к себе), скука(нетерпение, желание все изменить, скованность, раздражительность),самоуничижение (ощущение собственной непривлекательности, глупости,никчемности, застенчивость). Одинокий человек как бы гласит: «Я беспомощени несчастен, полюбите меня, приласкайте меня». На фоне сильного желаниятакого общения возникает явление «психического моратория» (термин Э.Эриксона):возврат к детскому уровню поведения и желание как можно дольше отсрочитьприобретение взрослого статуса;смутное, но устойчивое состояние тревоги;чувство изоляции и опустошенности;постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что что-то случится,эмоционально воздействовать и жизнь резко изменится;страх перед интимным общением и неспособность эмоционально воздействоватьна лиц другого пола;враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть домужских и женских ролей;презрение ко всему национальному и нереальная переоценка всего иностранного(хорошо там, где нас нет). Чаще всего реакцию на одиночество можно определить как «печальнуюпассивность» (К. Рубинстайн и Ф. Шейвер). Что это за реакция? Поплакать,поспать, ничего не делать, поесть, посмотреть телевизор, напиться или«отключиться», лежать на диване и размышлять, фантазировать. Конечно, такиеспособы лишь усугубляют одиночество. Лучше «активное уединение». Начать что-нибудь писать, заняться любимымделом, сходить в кино или театр, почитать, музицировать, занятьсяфизическими упражнениями, послушать музыку и потанцевать, сесть учить урокиили начать делать какую-то работу, пойти в магазин и растратитьсэкономленные деньги. Надо не бежать от одиночества, а поразмышлять, что можно сделать, чтобыпреодолеть свое одиночество. Напомнить себе, что у вас в действительностиесть хорошие отношения с другими людьми. Подумать о том, что у вас естьхорошие качества (задушевность, глубина чувств, отзывчивость и т. д.).Сказать себе, что одиночество не вечно и что дела пойдут лучше. Подумать озанятиях, в которых вы всегда преуспевали в жизни (спорт, учеба, домашнеехозяйство, искусство и т.д.). Сказать себе, что большинство людей бываютодинокими и в тот или иной момент времени. Отвлечься от чувстваодиночества, серьезно задумавшись о чем-то другом. Подумать о возможнойпользе испытанного вами одиночества (сказать себе, что вы научились бытьуверенным в себе, поняли свои новые цели отношений с обществом, друзьями,любимыми – с теми, с кем произошел разрыв отношений). Еще лучше, если вы попытаетесь изменить свою жизнь. Попытайтесь бытьболее дружелюбным с другими людьми (скажем, приложите усилия к тому, чтобызаговорить с родителями, одноклассниками). Сделайте что-нибудь полезное длякого-то (помогите однокласснику выполнить домашнее задание, добровольновозьмитесь выполнять общественное поручение и т.д.). Попытайтесь найтиновые способы встречаться с людьми (вступите в клуб, секцию, пойдите надиспут, на дискуссию, на вечер и т. д.). Предпримите что-нибудь, чтосделает вас более привлекательным для других (перемените прическу, купитеили сшейте новую одежду, перейдите на диету, займитесь физкультурой).Сделайте что-нибудь для улучшения своих социальных навыков (научитесьтанцевать, научитесь быть более уверенным в себе, овладейтепсихорегуляцией, выполните все упражнения в книге и т. д.). Используя эти способы, вы преодолеете одну из самых опасных качеств«психологического моратория» – поиск негативной идентичности («хочу статьничем», тенденция к самоубийству). 2.3. Преодоление одиночества путем тренинга. После рассмотрения трудностей общения естественно поставить вопрос опутях их предотвращения и средствах коррекции. Стержневой проблемой в этом направлении является создание продуманнойсистемы формирования и развития гуманистического по своим характеристикамкоммуникативного ядра в личности на всех ступенях ее онтогенеза. А этопредполагает постоянное внимание к развитию у индивида до высокого уровняспособностей к познанию другого человека и самопознанию, отношения кдругому как к высшей ценности и умения творчески строить непосредственноеобщение с ним. Чтобы у человека действительно не возникли непреодолимыетрудности в общении, мало одного успешного усвоения той технологии общения,о которой пишет Д. Карнеги. Еще необходимо, чтобы за этой технологиейстояло действительно глубоко гуманное содержание той личности, которая еюактивно пользуется. Поэтому сейчас необходима такая коррекция гуманитаризации образованияи воспитания, которая готовила бы учащихся как субъектов и объектовобщения, не вызывая у них больших психологических трудностей. Нуждается в расширении, а там, где ее нет, и в организацииспециальная служба помощи людям, испытывающим психологические трудности вобщении на работе, в учебной группе, в общежитии т.д. Коррекция общения должна строиться на основе одновременнойдиагностики трудностей в его мотивации, потому что, изменяя только внешнююоперциональную сторону общения и не раскрывая глубинных причин затрудненияи их устранения, невозможно гармонизировать человеческое взаимодействие. Подготовка к общению должна разворачиваться на основе индивидуально-групповых программ обучения, учитывающих центральную проблему общения нетолько для группы, но и для каждого их ее участников. Программа обучениядолжна носить подвижный характер, изменяться в соответствии с развитиемличности как субъекта общения и появления новых трудностей. Создание дифференцированных программ индивидуально-групповой работыпредполагает решение ряда задач и, прежде всего, определение «поля»психологических трудностей общения участников обучения. Наряду с названнойзадачей необходимо изучить особенности оценки трудностей общения, покрайней мере, в двух аспектах: оценка и определение трудностей, которыеиспытывает сам субъект, и оценка трудностей, возникающих из-за партнера. И,наконец, должен быть выделен комплекс устойчиво повторяющихся трудностей вситуации изменения статусно-ролевых характеристик партнера. Коррекционную работу, нацеленную на оптимизацию общения, следуетстроить с учетом возраста, вида труда, пола, индивидуальных особенностей испецификации социализации. В школьном возрасте бывает достаточно обучениявнимательно выслушивать товарища или взрослого, адекватно пониматьпереживания и мотивы поступков людей, старательно следя за их невербальнымповедением. В отношении же взрослых необходимо использовать приемыизменения базовых специальных установок их личности или ценностныхориентацией. Работа должна быть направлена не столько на отработку необходимыхнавыков общения, тренировку экспрессивно-речевых умений, сколько накоррекцию отношения к другим людям и связанной с ним самооценки преодолениевнутренних конфликтов, активизацию самосознания. Наиболее эффективным длятаких людей является обучения самоанализу как средству, способствующемусаморазвитию, а также групповой социально-психологический тренинг,повышающий готовность к принятию себя и других в общение. Специалистами осуществлена систематизация отдельных техник социально-психологического тренинга. В поведенческом тренинге преимущественно имеетсмысл использовать ролевую игру, в психокоррекционном - в основномгрупповую дискуссию. Ролевая игра может:- осуществлять поиски эффективных форм взаимодействия в рамках кооперации,демонстрировать недостатки уже имеющихся стереотипов поведения;- закреплять ведущие к успеху модели поведения, цель которых -психологически нормальные контакты с другими людьми;- экстериоризировать содержание проблемы и противоречия межличностных ивнутриличностных отношений определенного человека (психо- исоциодрама). Тоесть она может быть средством деинтеграции, средством интеграции, вкачестве дополнения входить в другие методы. Групповая дискуссия может:- экстериорезировать содержание проблемы и противоречия личностныхотношений определенной персоны;- осуществлять поиск эффективных форм взаимодействия в рамках кооперации;- подавать обратную связь относительно поведения в ролевой игре. То есть она может быть средством дезинтеграции, средством интеграции,в качестве дополнения входить в другие методы. Психологические приемы инновационных игр дают в групповой динамикескачок эмпатии участников от выявления ролевых позиций каждого в первыйдень до самоорганизации группы к концу работы через развитие действенногосопереживания партнеров в достижении целей совместной деятельности. Неся в себе общее в стратегии и тактике осуществления социально-психологического тренинга, этот вид психокоррекционной работы с людьмидолжен включать в себя и особенное, ориентированное на возраст, пол,профессию, и другие отличительные черты участников тренинговых групп. Так,вооружение педагогов элементами и приемами актерского и социально-психологического тренинга ускоряет их личностный рост, позволяет имосознавать коммуникативные свойства своей личности и грамотно пользоватьсяими в общении с воспитанниками, гармонизирует их взаимоотношения сокружающими людьми в целом. Е.В. Кузнецова разработана специально для педагогов комплекснуюпрограмму, предполагающую осознание важнейших особенностей индивидуальноэкспрессивного репертуара, устойчивых невербальных паттернов, которые потем или иным причинам могут затруднять профессиональное общение, а такжесамосовершенствования экспрессии и форм невербальной интеракции. В программу включены приемы и упражнения, активизирующие направленноеосознание различных форм невербальной активности, развивающие «чувстватела», специальные техники самомассажа для снятия напряжения в области«личностных зажимов», а также упражнения для совершенствованиявыразительных возможностей мимики, жестикуляции, голоса и др. Для осуществления коррекции разрешения педагогических конфликтов былпредложен цикл занятий, сочетающих традиционные (тренинг, социально-ролевоепроигрывание педагогических ситуаций, коррекционные педагогические игры идр.) методы обучения. Главная цель курса - ориентировать учителя наличность воспитанника при разрешении конфликта, видеть смысл конфликта втом, чтобы дать учащемуся положительное «приращение» его личности. Кроме того, в процессе занятий формируется профессиональное мышлениеучителя, адекватное позитивному разрешению конфликта. Необходимымикомпонентами такого мышления являются способность осуществлять процесспроблематизации в конфликтной ситуации, выход в рефлексивную позицию ирефлексивное мышление, а также навыки диалогического общения,обеспечивающие рефлексию конфликта и его разрешение. Комплексный инструментарий для осуществления коренной перестройкиструктуры личности педагога как объекта и субъекта общения и резкогоувеличения у него запаса обобщенных умений, нужных для творчества приустановлении контактов с людьми, представлен в работе Т.С. Яценко. В настоящее время широко практикуются различные формы социально-психологического тренинга, цель которых обучение психологически грамотномуобщению родителей, руководителей различных рангов, актеров, спортсменов,лиц, страдающих различными формами неврозов и испытывающих трудности вобщении. При этом специалисты единодушно отмечают, что особые преимущества длядиагностики и коррекции трудностей общения появляются в условиях активногосоциально-психолгического обучения и что новые возможности для достиженияуказанных целей дает видеотреннинг, потому что его участники выходят вновое для них пространство - пространство «психической реальности».Последнее обстоятельство создает возможность для реализации различныхгуманитарных программ по развитию личности ведущими тренинг специалистами.Правильно утверждает О.В. Суханова, что таким образом появляетсявозможность превращения видеотренинга из бихевиорального вэкзистенциальный. Одним из основных направлений работы по снятию психологическихтрудностей в общении является индивидуальное психологическоеконсультирование. А.Ф. Копьев и Т.А. Флоренская уже много лет нарабатываютинструментарий помощи личности, испытывающей различные психологическиетрудности в ее повседневной жизни, в том числе при общении. Главнымдостижением этих поисков следует считать создание способов помощи черездоверительное диалогическое общение людям, у которых не ладятся отношения ссубъективно значимыми для них лицами, входящими в их окружение. Бесценнаяизюминка, которую они наработали, - это филигранно отточенная методикаусиления побуждений в мотивационной сфере личности, следование которымснимает конфликтность в ее отношениях с окружающими, и одновременноготорможения побуждений, которые до этого доминировали и мешали ей нормальнообщаться с людьми.Следует отметить, что мы не ставили перед собой задачу исчерпывающепредставить основную феноменологию психологических трудностеймежличностного общения и раскрыть все субъективные причины, их вызывающие.Мы лишь крайне конспективно указали основные пути предотвращения иустранения этих трудностей. Конечно же, можно и нужно анализироватьпсихологические трудности общения с позиций основных областейпсихологической науки, но сейчас особенно важна разработка интегративногоподхода к их научному осмыслению. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Все исследователи сходятся на том, что одиночество связано спереживанием человеком его оторванности от сообщества людей, истории,семьи, природы, культуры. Причем современный человек ощущает одиночествонаиболее остро в ситуациях интенсивного принудительного общения («одинокаятолпа», одинокие и далекие, как планеты во Вселенной, члены семьи,одноклассники, ежедневно встречающиеся подруги), когда человек чувствуеттягостный разлад с самим собой, страдание и кризис своего «Я», оторванностьи лишение смысла мира («распалась связь времен» – помните Гамлета?).Вынужденное общение, массовое производство одинаковых маек, брюк, клипсов,причесок, выражения лиц, фраз, вкусов, оценок, стилей поведения, привычек,чувств, мыслей, желаний уничтожает нашу уникальность и неповторимость,стирает представление о себе как самоценности. А общение появляется при разнообразии. Два абсолютно одинаковыхчеловека будут интересны друг другу, ведь общение создается как общностьразнообразия. Один атом никогда не соединится в молекулу с подобным атомом.Чтобы появилась молекула, нужны валентности атомов, их разнообразие, тогдабудет возможность для перехода электронов, для образования общихэлектронных полей. Так и общение людей появляется лишь при соответствующейуникальности людей. И это многообразие различий создает человеческуюобщность, спаянность и слияние людей. А казарменное единообразие лишьмаскирует полное равнодушие людей друг к другу (как жуки в банке илипесчинки в куче песка). Только принятие и культивирование своейуникальности и уникальности другого может противостоять нарастаниюодиночества в современном мире. Необходимо различать одиночество как продукт «полной отчаяния»городской жизни и уединение как концентрацию человека на своих внутреннихдуховных проблемах, на защите своего «Я» от этого «полного отчаяния».Человек постоянно порывается выйти за пределы своего «Я», разомкнутьсковывающие его рамки одиночества, создать общность с Другим. Создавая этуобщность, Другой извлекает из меня сокровенное, интимное и тем самымуглубляет меня, заставляет мое «Я» идти глубже, оставляя нашему общему«узлу», «ансамблю» отношений то, что было моим интимным, скрытым от всех.Части моего «Я» теряют мою уникальность и становятся нашей уникальностью,превращаются в предмет совместного владения. А «Я» опять иду в свою глубинуи ищу новую уникальность. В этом единство уникальности меня (и моегоодиночества) и уникальности нас, создавших общность, подаривших друг другув общее владение свои уникальные части (как атомы дарят друг другу своювалентность и становятся молекулой, так и люди становятся уникальнойобщностью, так как они подарили друг другу свою уникальность). А «мы»,уникальные, в свою очередь дарим другим «мы» свою уникальность в общеевладение и становимся общностью более высокого порядка… А то нашеуникальное «мы» дарим другим «мы»… И так далее… До самого последнего «мы» – Человечество? Разум?Абсолютная Идея? Одиночество – особая форма переживания и осознания самого себя,как покинутого, оторванного, забытого, обделенного, потерянного ненужного,бесприютного. Это раскол отношений и связей нас с внешним миром.Расколоться может наше океаническое «Я» (появится космическое одиночество,потеря связей с Природой, Космосом, с Богом, Абсолютной идеей, своейсудьбой, своими великими целями и т.д.). Расколоться может и «рефлексивное«Я» (появится одиночество из-за отсутствия принадлежности к определеннойкультуре, к определенной эпохе, принципам, потеряется связь с традиционнымиценностями и нормативами, на основании которых выстраивалось представлениео своем «Я»). Расколоться может наше «социальное», межличностное «Я»(появится социальное одиночество, потеряется связь с определеннымсоциальным положением, с определенной группой людей или отдельными людьми,с которыми были любовные, дружеские, супружеские, товарищеские отношения).Расколоться может и «Физическое «Я» (появится физическое одиночество,потеряется связь с определенными привычками, вещами, удобствами,физическими раздражителями). Список использованной литературы.1. А.А. Бодалев, Психология общения, Избранные психологические труды, Москва-Воронеж, 1996.2. М.И. Станкин, Психология общения, курс лекций, М.:, МГСУ, 1996.3. Ю. Крижанская, В. Третьяков, Грамматика общения 2-е издание, М.:, «Смысл», Академический проект, 1999.4. Л.К. Аверчнеко, Управление общением, Теория и практикумы для социального работника, Учебное пособие, Москва-Новосибирск, 1999.5. Словарь-справочник по социальной работе, под редакцией доктора исторических наук, профессора Е.И. Хлолостовой, М.: «Юристъ», 2000.6. М. В. Зюзько, 5 шагов к себе, книга для учащихся, М.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Возникновение и преодоление одиночества московский государственный социальный университет чебоксарский филиал кафедра «психологии и педагогики» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика московский экстерный...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Возникновение и преодоление одиночества московский государственный социальный университет чебоксарский филиал кафедра «психологии и педагогики» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура майя московский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Возникновение и преодоление одиночества московский государственный социальный университет чебоксарский филиал кафедра «психологии и педагогики» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Московское метро московский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Возникновение и преодоление одиночества московский государственный социальный университет чебоксарский филиал кафедра «психологии и педагогики» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Права ребенка московский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Возникновение и преодоление одиночества московский государственный социальный университет чебоксарский филиал кафедра «психологии и педагогики» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Права человека московский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Возникновение и преодоление одиночества московский государственный социальный университет чебоксарский филиал кафедра «психологии и педагогики» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Разработка тренинга на командообразование...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Возникновение и преодоление одиночества московский государственный социальный университет чебоксарский филиал кафедра «психологии и педагогики» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Предпосылки развития будущего...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Возникновение и преодоление одиночества московский государственный социальный университет чебоксарский филиал кафедра «психологии и педагогики» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Единство и дифференциация...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Возникновение и преодоление одиночества московский государственный социальный университет чебоксарский филиал кафедра «психологии и педагогики» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Управление персоналом разрешение...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Возникновение и преодоление одиночества московский государственный социальный университет чебоксарский филиал кафедра «психологии и педагогики» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Математическое моделирование...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<