Б. В. Ничипоров «времена и сроки» Часть Очерки христианской психологии




НазваниеБ. В. Ничипоров «времена и сроки» Часть Очерки христианской психологии
страница1/5
Дата публикации18.03.2013
Размер0.62 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5
Здесь приведены отрывки из книги:
Б. В. Ничипоров «ВРЕМЕНА И СРОКИ»

Часть 1. Очерки христианской психологии.
Часть 2. Времена и сроки. Проповеди, беседы, эссе.



Санкт-Петербург, "САТИСЪ", 2001.
(Главный редактор - А.В. Блинский, ответственный редактор – Вл. Соловьев)


По благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора

Cодержание

Часть 1. ОЧЕРКИ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

ПРЕДИСЛОВИЕ. Отзывы. 1. 2.

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА И ТАЙНА.

Антиномия как способ постижения онтологии жизни. Проблема и тайна. Двойное бытие. Созерцание современности. Антиномия "Я" - "Другой". Обида и утешение. Прекрасное далёко. Траектория жизненного пути.

^ ГЛАВА II. ЭНЕРГИЯ - СТРАСТИ - ПОСТУПОК.

1. Энергия. "Я" и двойник. Синергийная топография. Типология личностных состояний.

2. Страсти. Механизм зарождения страсти. Виды страстей и их описание. Бесстрастие.

3. Поступок. Интуиция голоса. "Не-алиби в бытии". Античная установка сознания. Феномен претыкания. Интуиция камня. Поступок онтологического выбора. Трагедия онтологического выбора. Я - сам. Свобода и закон.

^ ГЛАВА III. НОРМАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

1. Интуиция тела. Дано мне тело. Дисморфофобический синдром. Земля и тело.

2. Таинство брака и семьи: космология домостроительства.

^ 3. Постижение смерти.

Дыхание смерти. Опыт самозабвения: Поэзия Блока. Смерть Будды: Угасание и уход. "Я жить не хочу": А.С. Пушкин. Враги и "свои" как две ипостаси крестоношения. Смерть Иуды - предателя. Смерть русского святого. Смерть маленького человека. Смерть слуги. Живая тень. Смерть совсем незаметного человека. Смерть солдата. Молчащее слово чистоты и правды. Смерть ребенка. Радостная высота трагического. Смерть - встреча. Св. Симеон Богоприимец

^ 4. Интуиция старения.

Цицерон "О старости". Ретроспективная направленность сознания в старости. Феномен подведения итогов. Феномен скупости, и о подлинном сокровище. Старчество как преодоление дебелости души.

^ ГЛАВА IV. ПРАЗДНИЧНАЯ СТИХИЯ.

1. На пути к Празднику.

Дионис и Праздник. Молодость сердца: Дионисийство Пушкина. Эрос. Братский союз в Дельфах. Праздник осуществленного замысла.

2. Не-праздник.

Уход блудного сына. Русская вольница. Бунт против онтологии жизни. Пир во время чумы. "Окаянные дни". Одиночество: анти-праздник. М.Ю. Лермонтов. Собирания себя. Молчания.

^ 3. Педагогические антиномии и Праздник.

Искушение властью. Первые педагогические антиномии. Ошибка Великого Инквизитора. Третья педагогическая антиномия. Бессмертный образ братской любви. Романтизм и реализм пути. Абсолютно желанное. Устами младенца. Хоровое дело. О детской исповеди. О ложной стыдливости.

Приложение. Беседа преп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым и учение о благодати.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 1. 2.
Часть 2. БЕСЕДЫ И ПРОПОВЕДИ.

^ О ПРОПОВЕДИ

БЕСЕДЫ И ПРОПОВЕДИ НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

БЕСЕДЫ И ПРОПОВЕДИ НА ПАСХУ

СЛОВА ВО ДНИ ПАМЯТИ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫХ

НРАВСТВЕННЫЕ ПОУЧЕНИЯ

^ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ



1.

Книга клирика Тверской епархии, настоятеля прихода Ильинского храма села Селихово Конаковского района протоиерея Бориса Ничипорова заслуживает быть прочитанной со вниманием. Педагог, кандидат психологических наук, руководитель православного Культурно-образовательного центра, он отобрал для книги своей в разное время им произнесенные пасторские проповеди, беседы, эссе, в которых наиболее четко и последовательно выражено его кредо - православная духовность.

Книга - не умозрительные кабинетные изыски, а живое свидетельство практических дел автора. Священник и ученый, он организовал и возглавил Культурно-образовательный центр "Новая Корчева", названный по имени маленького, но древнего города Корчевы, скрытого ныне водами волжского Иваньковского водохранилища, питающего живительной влагой своей российскую столицу. За десять лет своего существования "Новая Корчева" крепко встала на ноги, являет собой для шести cотен малышей, отроков и отрочиц школу православного духовного становления и возрастания, а для многих из них - и началом глубокого воцерковления.

В 1995 году состоялось незабываемое посещение Тверской епархии Святейшим Патриархом Алексием II, ознакомившемся в пути своем с Центром "Новая Корчева". Предстоятель Православной Церкви высоко оценил и благословил деятельность Центра и его руководителя протоиерея Бориса Ничипорова.

В своей работе православного педагога протоиерей Борис Ничипоров, заслуженный учитель России, следует словам Святейшего Патриарха: "Юные чада нашего народа должны стать подлинными наследниками лучших традиций своих предков. Они должны быть воспитаны в любви к своей земле, к своему народу, ко всему, что составляет его национальное достояние".
О том и книга.

^ Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор.

2.

Мне, как человеку, много лет работающему в области научной психологии, трудно писать о книге, посвященной религиозной христианской психологии. И вместе с тем я уже давно чувствую, что существуют такие сферы человеческой жизни и сознания человека, которые не охватываются средствами сциентистской психологии и предполагают понимание со стороны других подходов. Многое я увидел в возможностях христианской психологии и поэтому решил познакомиться с содержанием этой книги и даже написать к ней предисловие.

Интересны суждения В.П. Вышеславцева о семи онтологических ступенях человеческого бытия, имеющих структурные и процессуальные характеристики. Перечислю их: физико-химическое, органическое, коллективное бессознательное, личное бессознательное бытие человека, его сознательная душа, его духовное сознание и личность, самость и уникальность человека. Первые пять ступеней, как известно, уже сравнительно давно изучают "обычная" физиология и психология. Но они, на мой взгляд, мало что могут сказать о двух последних ступенях. Правда, в последние годы в нашей стране стали появляться серьезные публикации о духовном сознании и духовной уникальности человека, но эти публикации так или иначе были связаны с ориентацией на религиозную философию и психологию, в чем, по-видимому, есть глубокий смысл. Именно этим ступеням человеческого бытия и посвящена рассматриваемая книга.

Второе, что меня в ней заинтересовало, касается способа изложения психологических и педагогических проблем и общих подходов к их решению. Так, достаточно глубоко анализируя отдельные черты духовного сознания и духовной уникальности человека, автор книги использует при этом многообразные поэтические произведения и отдельные афоризмы из Евангелия и других духовных сочинений. В поэзии и духовных сочинениях скристаллизованы многовековые наблюдения и суждения поэтов и проповедников о "духе" человека. Читая же книгу отца Бориса, изумляешься тому, какой огромнейший духовный опыт людей сконцентрирован и выражен в этих произведениях, опыт, который пока не известен (а может быть, и вообще не доступен) так называемой научной психологии и который вместе с тем подробно раскрывается в работах, подобных данной.

Высшая ступень бытия человека, или его последняя ипостась, его уникальность и бесподобие, его последняя глубина все же людьми постигается и раскрывается, но лишь в Боге: "Бог один знает тайну сердца", - говорит Библия. Или постигается в глубинном и откровенном общении одного человека с другим, близким и любимым ему человеком. Этот уровень постижения себя в другом выражен в таких строках О.Мандельштама:

«Я и садовник, я же и цветок. В темнице мира я не одинок».

"Любовь, - пишет отец Борис, - это ключ к раскрытию тайны моего - Другого. Молитва и жертвенная помощь открывают мне радость встречи и искренность друга. Тогда я вхожу в близость моего ближнего. Это есть дружба, это есть товарищество, это супружество, отцовство и материнство" (стр. 74).

Некоторые теории светской психологии также стремятся раскрыть тайну уникальности одного человека в реальности его общения с другими, но они до сих пор не могут сформулировать остроту, противоречивость, значимость и глубину всей этой проблемы так, как это выражено в поэтической и духовной литературе. В такой литературе проблема бесподобия духовности одного человека через его раскрытие в духовности других поднята на уровень рассмотрения тончайших отношений дружбы, товарищества, супружества и вместе с тем на уровень сакральной тайны. Видимо, для этого есть должные основания. И если это так, то нужно внимательно прислушиваться к интуитивным высказываниям поэтов и авторов работ по духовной психологии, касающимся столь тонкой и сложной области.

В рассматриваемой книге поднимается вопрос о том, как человек приобщается к Божественным и демоническим силам: к силам добра и зла, благодати и бездны. Только по воле самого человека в него входят те или иные силы (энергийности). Благодать - это любовь, радость, милосердие, вера, воздержание и некоторые другие свойства человека. Добродетельная и подвижническая жизнь способствует проникновению человека в благодать. Усугубление пороков, немощи и отчаяния ведет его в бездну. Благодать и бездна - два различных духовных начала человека. Психология энергийности, излагаемая в книге отца Бориса, - это по сути дела попытка оценить роль и значение этих начал в сложной жизни человека, в становлении его поступков и личностных отношений. Здесь действительно лежит та область, о которой современная светская психология имеет, на мой взгляд, лишь беллетристические суждения и о которой духовная психология, опираясь на поэтический и религиозный опыт, может сказать нечто более весомое.

Поступок в книге характеризуется через диалог человека с другими и с самим собой, через диалог с разными "голосами" (с голосом собственной совести, с голосом "другого", который может окрылять и соблазнять, с голосом низкого "двойника" как соглядатая и мучителя, с голосом "людской молвы"). Путем диалога человек волен сделать выбор вполне определенного поступка, за последствия которого всегда несет нравственную ответственность. Выбрать поступок - это значит принять решение, "взять на себя" меру риска и неопределенности последствий, выделиться из безличной "молвы". В поступке - весь человек. "Именно через поступок мы узнаем поступь, характер и сущность своей уникальности и неповторимости другого" (стр. 58).

Нравственный уровень поступка человека зависит от свойств благодати (от любви, веры, милосердия) или от свойств бездны (от немощи, отчаяния и пороков), а также от типа его личности. В книге приведена оригинальная типология: "обыватель", "камикадзе", "подвижник", "фарисей", а также даны тонкие психологические характеристики каждого личностного состояния человека.

Известно, что вопросы принятия решений и жизненного выбора рассматривает, исходя из самых разных теоретических оснований (в том числе опираясь на теорию деятельности), и собственно научная психология. Христианская же психология, представленная в этой книге, описывает соответствующие процессы на основе свойств двух исходных духовных начал человека - его благодати и его бездны - и тесно связанных с ними типов его личности. Поэтому можно сказать, что духовная христианская психология - это психология благодати и бездны, имеющих религиозно-нравственное истолкование. Понятно своеобразие именно такой психологии, опирающейся на духовные сочинения и на поэзию, в чем-то очень близкую по своему содержанию к этим сочинениям (это отчетливо просматривается при рассмотрении автором былин о Садко и Буслаеве, посвященных проблеме онтологического выбора). Такая психология существенно отличается от светской (или научной) психологии и вместе с тем от собственно богословских сочинений как по тематике, так и по форме. Изложение работ по духовной психологии многое заимствует от эссе.

В этом меня еще раз убеждает прочтение книги отца Бориса. Некоторые специалисты стремятся как-то сблизить работы такого рода с научными, чего, на мой взгляд, не стоит делать, поскольку душевный и духовный мир человека рассматривается религией и наукой в различных и несводимых друг к другу ракурсах, одинаково необходимых современной культуре. К этому стоило бы добавить наличие таких своеобразных, независимых друг от друга и в то же время взаимосвязанных, ракурсов подхода к человеку, как нравственный, художественный и правовой.

В книге отца Бориса по-настоящему красиво представлена феноменология одиночества, его тесная связь с уникальностью человека (и с этим духовно-психологическим описанием вполне совпадают приводимые автором известные стихи М.Ю. Лермонтова). Столь же тонко и психологически корректно описано постижение смерти человеком. Эта труднейшая для всех живущих проблема по плечу именно духовной психологии (как и проблема рождения тела и духа человека).

Часть книги "Педагогика праздника" по своей общей тональности примыкает к "психологии энергий", более того, проистекает из нее. Праздник - это подлинная жизнь, жизнь в благодати, преодолевающая силы бездны. Согласно смыслу античных культур, первая ипостась праздника - линия Дионисия и Эроса, ведущая людей к вольнице и анархичности. Вторая ипостась - линия Аполлона, позволяющая сдерживать дионисийские силы и устанавливающая в душе человека нравственные законы. Эта антиномия диалектически снимается в гармоничном лике Христа, в Его богочеловечности, которая нераздельно объединила две антиномийные реальности.

В книге дана яркая и поэтичная картина двух ипостасей праздника и их неслитного слияния. Здесь автор отчетливо демонстрирует свою приверженность к диалектическим мотивам изложения, признающим антиномии (правда, они присутствуют и в психологии). В этом контексте отец Борис рассматривает основные вопросы воспитания детей, формулируя оригинальные педагогические антиномии. Первая из них выражает соотношение власти и безвластия педагога, вторая - свободы и послушания ученика. Дается и раскрывается третья двухсоставная антиномия - наличие и соотношение молчания и назидания, недеяния и активности.

Признание и формулирование этих антиномий можно считать, на мой взгляд, основой своеобразной христианской педагогики, которая конкретизируется затем в понятии братства как свободном единении самобытных личностей. Братство снимает оппозицию индивидуализма и коллективизма. Есть детско-взрослое братство школы, лицея, хора, церковного прихода... Сотворить братство очень трудно, это - игра и праздник. Братство выдерживает самые разные испытания на своем пути. При социально-педагогическом проектировании братства возникают и некоторые другие антиномии. В проектировании и реализации братства необходимо учитывать три детских "хочу": "хочу быть вместе со всеми"; "хочу, чтобы мне и всем было хорошо"; "хочу, чтобы все это было по правде".

Важно отметить, что, опираясь на установки такой педагогики, отец Борис со своими последователями практически строит культурно-образовательный центр "Новая Корчева" в Тверской области. Старый уездный город Корчева был затоплен в конце тридцатых годов во время строительства волжского водохранилища. Рядом с этим местом существует город Конаково, и созданный в нем на основе праздничной психологии культурно-образовательный центр назван по старому имени.

Интересно то, что педагогика отца Бориса, создаваемая на основе христианского братства, вместе с тем использует современные идеи в области образования, связанные с "личностно-ориентированным" воспитанием детей и с проектированием культурно-образовательных центров.

С большим вниманием, и, как принято говорить, "на одном дыхании" прочитал я текст отца Бориса, а затем неоднократно возвращался ко многим его местам, обдумывая их внутреннее содержание, их возможную связь с тем истолкованием души и духовности человека, которое мне известно по работам светской психологии и педагогики. И эту связь я нашел, но в основном, по принципу дополнительности. Исходные основания духовной психологии и педагогики братства не совпадают с основаниями привычных для меня наук, и вместе с тем они взаимно дополняют друг друга. То, что отсутствует в одних, имеется в других. И, как я говорил несколько выше, такие разные, но дополняющие подходы не нужно сглаживать. Они решают разные жизненно важные задачи. С одной из них неплохо справляется подход, изложенный в книге отца Бориса.

Действительный член Российской Академии образования, доктор психологических наук,
профессор В.В. Давыдов
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Б. В. Ничипоров «времена и сроки» Часть Очерки христианской психологии iconВремена испытаний Времена радости Молитва в нужде Часть третья: наше общение с Богом
Книга предназначена также для работы в малых группах и воскресных школах

Б. В. Ничипоров «времена и сроки» Часть Очерки христианской психологии iconКотелова Ю. В. Очерки по психологии труда: Учебное пособие / Под ред. Е. М. Ивановой

Б. В. Ничипоров «времена и сроки» Часть Очерки христианской психологии iconКотелова Ю. В. Очерки по психологии труда: Учебное пособие / Под ред. Е. М. Ивановой

Б. В. Ничипоров «времена и сроки» Часть Очерки христианской психологии iconГогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта
Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. Личность в спорте: Очерки исследований психологии спортсмена. – М., 1987. – 154 с

Б. В. Ничипоров «времена и сроки» Часть Очерки христианской психологии iconМетодические рекомендации для иностранных студентов для подготовки...
Во все времена общество старалось удручать нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы как в...

Б. В. Ничипоров «времена и сроки» Часть Очерки христианской психологии iconМы доставим выбранный Вами товар в кратчайшие сроки в любую часть...
...

Б. В. Ничипоров «времена и сроки» Часть Очерки христианской психологии iconПрограмма по предмету Основы Христианской
«Основы Христианской Нравственности» это предмет,который является частью цикла учебных

Б. В. Ничипоров «времена и сроки» Часть Очерки христианской психологии iconПлан. I. Психологический анализ трудовой деятельности. II. Понятие...
Котелова Ю. В. Очерки по психологии труда: Учебное пособие / Под ред. Е. М. Ивановой М.: Изд-во Моск ун-та, 1986г

Б. В. Ничипоров «времена и сроки» Часть Очерки христианской психологии iconАристид философ Слово о благоразумном разбойнике
Источник: Н. Барсов. Из новооткрытых памятников первобытной христианской проповеди. // Журнал «Христианское чтение, издаваемое при...

Б. В. Ничипоров «времена и сроки» Часть Очерки христианской психологии iconЧеловек развивающийся. Очерки Российской психологии
Учебник представляет собой опыт, направленный на расширение профессионального сознания психологов. Поэтому его центром стали культурно-историческая...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<