Учитель английского языка, учитель высшей категории, учитель методист, Заслуженный учитель ар крым, Заслуженный учитель Украины




Скачать 67.79 Kb.
НазваниеУчитель английского языка, учитель высшей категории, учитель методист, Заслуженный учитель ар крым, Заслуженный учитель Украины
Дата публикации30.01.2014
Размер67.79 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы




Палто Надежда Федоровна,

учитель английского языка, учитель высшей категории, учитель – методист, Заслуженный учитель АР Крым, Заслуженный учитель Украины.


Фасилитаторская деятельность – новая роль учителя (педагога)

в образовательном интерактивном процессе
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и может быть, я запомню.

Сделай меня соучастником, и я пойму»

Китайская пословица
Личностная готовность учителей к использованию интерактива как способа реализации личностно-развивающего педагогического процесса предполагает наличие в сознании учителей оформленных представлений о сущности и методах личностно – развивающего интерактивного образования, а также способность и желание организовать педагогическую деятельность в контексте личностно – развивающего интерактивного образования, что подразумевает наличие опыта участия самих учителей в практике организации такого образования.

Как известно, в субъект – субъектном взаимодействии учителя и ученика в процессе интерактивного обучения роли учителя бывают самыми разнообразными. Одна из них определяется как роль фасилитатора процесса обучения и воспитания. Фасилитация (от английского слова – to facilitate - облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия) предполагает, что учитель направляет деятельность учащихся, поддерживает коммуникацию, стимулирует, одобряет мнения учащихся – партнеров, устанавливает сходство, различия, резюмирует, синтезирует, обобщает, поощряет позитивное и эффективное поведение и участие учеников в учебной деятельности, корректирует нежелательное поведение.

^ Психолого-педагогическая поддержка – это сложный процесс, когда учитель выделяет позитивные явления и преимущества учащегося:

- опирается на сильные стороны учащегося;

- не подчеркивает его промахов;

- демонстрирует любовь и уважение к нему;

- предоставляет различного рода опоры (графические, лексико-грамматические, изобразительные и т.д.) и планы для того, чтобы учащийся справился с заданием;

- использует различные приемы оказания помощи, позволяющие учащемуся самому справиться с заданием;

- демонстрирует оптимизм, проявляет юмор;

-поддерживает комплиментом, похвалой, одобрением. Например: «Ты хорошо справился с заданием. Молодец!», «У тебя все получится!» и т.д.

Педагогическое общение предполагает реализацию функций открытия, соучастия и возвышения на трех уровнях их реализации: внешнего пластического, контекстного и стилистического (И. Н. Авдеева).

Открытие ученика к общению помогает разбудить желание взаимодействовать, создает комфортабельные условия, снимает страх, закрепощенность, подает сигнал о положительном отношении учителя к ученику.

Реализация функции «соучастие» поддерживает взаимный контакт на протяжении всего процесса общения, помогает учащемуся преодолевать трудности. Учитель поддерживает его, стимулирует активное проявление его личностных качеств и обеспечивает результативность учебной деятельности.

С позиции « создания ситуации успеха» в интерактивном обучении реализация функции «возвышения» играет ключевую роль. «Возвышение – это актуализация качеств из зоны ближайшего развития» (И.Н.Авдеева). Возвышая ученика в собственных глазах и глазах его одноклассников, партнеров, родителей и т.д., мы не завышаем оценку, а стимулируем его быть смелее, активнее, критичнее, ответственнее, креативнее, и т.д.

Сегодня деятельность нашего семинара мы попытаемся фасилитировать и положительно «маркировать» с помощью некоторых интерактивных игр.

1. ^ Игра «Комплимент» – фасилитация мотивообразующей деятельности.

Цель: снять барьеры общения, учитывая разный возраст, статус и представительство участников семинара разных стран.

Задание (перед началом работы нашего семинара):

Скажи комплимент с улыбкой соседям слева и справа, стараясь быть искренним, добросердечным, позитивным, употребив неизбитые слова и фразы.

2^ . Игра «Мои ожидания» - фасилитация формирования цели.

Цель: создание психологического настроя на предстоящую работу, определение и оформление ожиданий участников семинара от его работы, согласование мотивов,

Задание: заполните карточку номер 1 (после оглашения проблемы обсуждения и вступительного слова ведущих, к этому времени помощники раздали карточки номер 1 и номер 2).

^ Игра «Определение ожиданий». Карточка № 1


Ожидания

Короткая фраза или 2-3 слова, определяющие

^ Ваши ожидания в содержании секции

перед началом работы

Ваши ожидания оправдались?

(в конце работы)

Необходимые

(главные)







^ Важные (но не необходимые)







Маловажные







^ Ключевые слова







Другие (на Ваш взгляд)








^ 3. Игра «Ход мышления – процесс познания» - фасилитация процесса познания.

Цель: стимулировать познавательную активность участников семинара, оказать помощь в усвоении новой информации, ее оперативной переработке и фиксации, выделении ключевых или инновационных понятий или образов.

Задание: в ходе семинара заполняйте карточку № 2, призванную помочь Вам в переработке информации.

(В ходе работы семинара на презентационной доске «Smart Board» время от времени показываем слайд с карточкой № 2)

«Ход мышления – процесс познания». Карточка № 2

^ Мысли. Инф-ция. Образовательный продукт

Коротко о главном

Примечания

Новое







^ Срочное (к немедленному исполнению)







Долгосрочное







^ Возникшие вопросы
















^ 4. Игра «5 пальцев» - фасилитация рефлексии.

Цель: анализ и оценка результатов: сбылись ли ожидания, что было наиболее важным, какова эффективность образовательного продукта, какие проблемы остались не рассмотрены, что нового было для меня, что я чувствую по отношению ко всему услышанному и т. д.

Задание: покажи результат, сравнив «Я – настоящее» и «Я – динамическое»

(на доске – большой рисунок кисти руки с описанием условного значения каждого пальца):

-М (мизинец) – мыслительный процесс: какие знания и опыт я сегодня получил?

-Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?

-С (средний) – состояние духа: каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа?

-У (указательный) – услуга, помощь; чем я сегодня помог, порадовал или «поспособствовал»?

-Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было мое сегодняшнее физическое состояние?

Просим участников поднять руку и показать результат (соответствующее количество пальцев).

5 пальцев – отличный результат;

4 пальца - хороший результат;

3 пальца - удовлетворительный результат;

1-2 пальца – есть куда двигаться!

Вообще, у личности есть три пути самопознания: первый – оценки и мнения других людей; второй – социальное сравнение, когда каждый участник образовательного процесса сравнивает себя с другими; третий – самооценка, сравнение динамики процессов, результатов и эмоциональных определений. Учитель - фасилитатор может использовать различные формы в своей фасилитаторской деятельности с целью рефлексии и предвосхищения будущей потребности в учебной деятельности.

Заключая выше сказанное, хочу подчеркнуть, что учитель – фасилитатор должен четко представлять свою роль на каждом этапе урока, согласуя ее с деятельностью обучающихся, выбирая свой стиль работы фасилитатора.

Литература
1. Авдеева И.Н., Закирьянова И.А. Подготовка учителя к реализации интерактивного личностно-развивающего образования / Учебное пособие для студентов педагогических специальностей и слушателей системы последипломного педагогического образования: вып.1(Серия «Психология педагогической фасилитации») – Севастополь: Рибэс, 2009 – 194 с.

2. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы оценивания или как интересно преподавать / Седьмое издание. – Алматы, 2012

3. Пометун О. Інтерактивні методики та система навчання. – К. : Шк. Світ, 2007. – 112с.- (Б-ка «Шк. світу»).

4.Цілепокладання як основа проектної діяльності // Технологія методика особистісно-орієнтованого навчання. Кривий Ріг, 2006 р.,

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учитель английского языка, учитель высшей категории, учитель методист, Заслуженный учитель ар крым, Заслуженный учитель Украины icon«Les repas»
Заморий Л. В., учитель французского языка, учитель высшей категории, старший учитель

Учитель английского языка, учитель высшей категории, учитель методист, Заслуженный учитель ар крым, Заслуженный учитель Украины iconПрограмма курса по выбору, занятий кружка для учащихся 8-9 классов...
Автор: Николаенко Виктория Викторовна, учитель биологии, специалист высшей категории, старший учитель Мартыновской ош джанкойского...

Учитель английского языка, учитель высшей категории, учитель методист, Заслуженный учитель ар крым, Заслуженный учитель Украины iconНастоящее –ступенька к будущему. Директор увк «Школа-лицей» №1 пгт...
...

Учитель английского языка, учитель высшей категории, учитель методист, Заслуженный учитель ар крым, Заслуженный учитель Украины iconКутателадзе Елена Вячеславовна, учитель высшей категории, учитель-методист,...
Кутателадзе Елена Вячеславовна, учитель высшей категории, учитель-методист, учитель математики и физики частной общеобразовательной...

Учитель английского языка, учитель высшей категории, учитель методист, Заслуженный учитель ар крым, Заслуженный учитель Украины icon«Уроки нравственности»
Конспект составила учитель начальных классов, учитель высшей категории еувк «Гимназия №8 с углубленным изучением английского языка»...

Учитель английского языка, учитель высшей категории, учитель методист, Заслуженный учитель ар крым, Заслуженный учитель Украины iconОда теореме Пифагора
Руководитель кружка -учитель математики высшей категории, учитель-методист Барановская Светлана Александровна

Учитель английского языка, учитель высшей категории, учитель методист, Заслуженный учитель ар крым, Заслуженный учитель Украины icon1-й части
Хомич Светлана Александровна, учитель высшей категории, Отличник образования Украины, учитель-методист начальных классов сш№78 г....

Учитель английского языка, учитель высшей категории, учитель методист, Заслуженный учитель ар крым, Заслуженный учитель Украины iconЗаседание математического кружка «Суммари» в 8 классе
Руководитель кружка учитель математики высшей категории, учитель-методист Барановская Светлана Александровна

Учитель английского языка, учитель высшей категории, учитель методист, Заслуженный учитель ар крым, Заслуженный учитель Украины icon«Африка»
Колесникова М. М. – учитель географии высшей категории, учитель – методист, Отличник Образования, руководитель мо учителей географии...

Учитель английского языка, учитель высшей категории, учитель методист, Заслуженный учитель ар крым, Заслуженный учитель Украины iconУрок квн в 6 классе
Колесникова М. М. – учитель географии высшей категории, учитель – методист, Донецкий лицей №37, руководитель мо учителей географии...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<