Психологические особенности старшего подростка




Скачать 56.81 Kb.
НазваниеПсихологические особенности старшего подростка
Дата публикации01.02.2014
Размер56.81 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы
Психологические особенности старшего подростка.

10-тый класс (15,16 лет):

Познавательные процессы:

В 10-том классе развитию интеллекта характерны следующие особенности:

1. Значительное развитие теоретической мысли.

· Самостоятельность и активность мыслительной деятельности.

· Критичность: старшеклассники чаще и настойчивее задают вопрос «почему?» и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений.

2. Совершенствование практического мышления. Развитым можно считать такое практическое мышление, которое обладает следующими свойствами:

· Предприимчивость. Человек должен быть всегда готов отыскать решение возникшей проблемы, выход можно найти из любой ситуации.

· Экономность, Обладая ею, человек в состоянии найти такой способ действий, который с наименьшими затратами и издержками приведет к нужному результату.

· Расчетливость. Проявляется в умении заглядывать далеко вперед, предвидеть последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и оценивать, чего он может стоить.

· Умение оперативно решать поставленные задачи. Проявляется в количестве времени, которое проходит с момента возникновения задачи до практического решения. Характеризует динамичность практического интеллекта.

Многочисленными психологическими исследованиями было установлено, что юношам и девушкам, занимавшимся в школе развитием только теоретического интеллекта, во время обучения в ВУЗе приходится все усилия направлять на развитие практического интеллекта, без которого невозможны ни профессиональное обучение, ни профессиональная деятельность. Отсутствие навыков решать проблемы быстро и эффективно, неумение предвидеть возможный результат, всегда негативно сказывается на успеваемости таких студентов, а в последующем и на их профессиональной карьере.

Рекомендация: Мама и Папа, поощряйте мое участие в ученическом самоуправлении, которое поможет мне в развитии таких свойств практического мышления, как предприимчивость, расчетливость и умение оперативно решать поставленные задачи. Помогите мне развить экономность, побуждая самостоятельно производить расчеты материальных затрат на интересующие меня дела. Тогда я смогу в будущем стать успешным студентом и работником.

^ Ведущий вид деятельности:

В 10-том классе осуществляется переход от интимно-личностного общения к профессиональному самоопределению. В ранней юности общение развивается по двум линиям:

1. В общении с близкими взрослыми появляется заинтересованность в опыте и знаниях старших, их оценках и рекомендациях. Это имеет значение для решения вопросов профессионального самоопределения. Близкий взрослый при этом выступает как наставник, учитель в той или иной сфере, носитель соответствующего идеала.

2. Развитие общения десятиклассника с близкими сверстниками не менее значимо для становления жизненного мира и для будущей жизни. Оно обычно определяет будущие отношения и в собственной семье, и с друзьями, и в производственных и неформальных группах.

Рекомендация: Мама и Папа, как бы я ни критиковал ваши взгляды, вы для меня все равно останетесь главным примером. Поэтому, чтобы установить мир, начните с себя.

^ Социальная ситуация развития:

Рост влияния сверстников с возрастом проявляется, прежде всего, в том, что увеличивается количество времени, проводимого старшеклассником среди ровесников, по сравнению со временем, проводимым с родителями. Нормы и критерии, принятые в кругу сверстников, становятся в некоторых отношениях психологически более значимыми, чем те, которые существуют у старших. Наконец, растет потребность в признании и одобрении со стороны сверстников. Сумеет ли старшеклассник заслужить уважение и любовь равных, сверстников, имеет решающее значение для юношеского самоуважения.

Рекомендация: Мама и Папа, если вы знаете, что моя компания не занимается чем-то из ряда вон выходящим, то не стоит слишком оберегать меня от общения. Чтобы косвенно держать ситуацию под контролем, постарайтесь наладить контакт с кем-то из моих друзей.

Мотивация:

Главная мотивационная линия 10-х классов, как и 7 – 9-х, связана с активным стремлением к личностному самосовершенствованию. В юношеском возрасте усиливается тяга к самовоспитанию.

Стремясь к нравственному самосовершенствованию, старшеклассники сталки-ваются с противоречием: с одной стороны – стремление к романтизму, ры-царству и приключениям, навеянное соответствующей литературой и фильма-ми; с другой – столкновение с прагматизмом, порождаемым современными экономическими условиями жизни.

Если романтический идеал требует от личности аскетизма и скромности в своих притязаниях, то прагматический, напротив, диктует стремление к материальному благополучию. Романтическая ориентация предполагает уединение, прагматическая – активное общение. Первой свойственна покорность судьбе, второй – борьба.

Рекомендация: Мама и Папа, покажите мне, что в действительности прагматические и романтические ценности вполне совместимы друг с другом. Помогите мне найти у прагматически ориентированных героев книг и фильмов привлекательные нравственные и романтические черты и, наоборот, искать и находить у «романтиков» полезные деловые качества.

Новообразование:

Примерно в 15 лет после поисков себя, личностной нестабильности у юношей и девушек формируется «Я-концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Они разнообразны и отражают все богатство жизни старшего подростка. Десятиклассник может описать собственный Образ «Я», если ему задать вопрос: «Расскажи о себе. Кто ты?» Структура «Я-концепции»:

1. Реальное «Я» - представление о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах;

· Познавательное «Я» - познание себя, своих различных качеств

· Оценочное «Я» - старшекласснику важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников.

· Поведенческое «Я» - представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения.

2. Идеальное «Я» – мечты, образы, которые старшеклассник желает достичь. Только когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком отличаться от реального. Тогда разрыв между идеальным образом и действительным положением приводит юношей и девушек к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.

Рекомендация: Мама и Папа, я не только мечтаю о том, каким я буду в будущем, но и стремлюсь развить в себе желательные качества. Родители, поинтересуйтесь моими желаниями и помогите мне их осуществить. Если я хочу стать сильным и ловким, то запишите меня в спортивную секцию, если я хочу быть эрудированным – подберите мне для чтения художественную и научную литературу. Мама и Папа, только при вашей поддержке я смогу осуществить программу по самосовершенствованию.

Общение:

Общение со сверстниками остается интимно-личностным, исповедальным. Старшеклассник так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру – к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. С лучшим другом (подругой) обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, отношения со сверстниками – представителями противоположного пола. Содержание такого общения – реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии. Но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой.

Уже в переходный от подросткового к юношескому возрасту период возникает особый интерес к общению со взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается. При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста – этапа эмансипации от взрослых – обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями. Причем на более высоком, сознательном уровне. Однако к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее. Наибольшее количество времени посвящено общению с друзьями.

Рекомендация: Мама и Папа, при всем своем стремлении к самостоятельности я нуждаюсь в вашем жизненном опыте и помощи. Станьте моими друзьями и советчиками, и тогда семья останется для меня тем местом, где я буду чувствовать себя наиболее спокойно и уверенно.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психологические особенности старшего подростка iconІІ. Психологические особенности больных с разными заболеваниями
Тема занятия ІІ. Психологические особенности больных с разными заболеваниями. Психологические особенности больных при туберкулезе,...

Психологические особенности старшего подростка iconВозрастные психологические особенности пятиклассников
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст...

Психологические особенности старшего подростка iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Психологические особенности...

Психологические особенности старшего подростка iconПсихологические особенности видео-общения в интернет-среде
Были выделены и изучены психологические особенности киберпространства, а также общение, опосредствованное компьютером. Данное исследование...

Психологические особенности старшего подростка iconИсследование проблемы развития личности старшего школьника проводится...
Поэтому появляется возможность выделить общие закономерности и психологические проблемы профориентации старших школьников в их профессиональном...

Психологические особенности старшего подростка iconФормирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе
Аннотация: в статье рассмотрены особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста и основные направления...

Психологические особенности старшего подростка iconОсобенности семейного воспитания современного подростка 6
Введение 3

Психологические особенности старшего подростка iconСамостоятельная работа к практическому занятию №1 «Функции управления....
«Функции управления. Психологические особенности субъекта управленческой деятельности»

Психологические особенности старшего подростка iconПсихологические особенности в пожилом и старческом возрасте
Проблема старения и старости является объектом особой междисциплинарной отрасли знания – геронтологии. В центре внимания геронтологии...

Психологические особенности старшего подростка iconПсихологические особенности в пожилом и старческом возрасте
Проблема старения и старости является объектом особой междисциплинарной отрасли знания – геронтологии. В центре внимания геронтологии...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<