Реферат По дисциплине «Психология и педагогика» на тему «Социально-психологическая характеристика менеджера в сфере экономики, банковского дела»




Скачать 216.95 Kb.
НазваниеРеферат По дисциплине «Психология и педагогика» на тему «Социально-психологическая характеристика менеджера в сфере экономики, банковского дела»
Дата публикации02.02.2014
Размер216.95 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Психология > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Социально-психологическая характеристика менеджера в сфере экономики, банковского дела

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ Кафедра социально-политических наук РЕФЕРАТ По дисциплине «Психология и педагогика» на тему «Социально-психологическая характеристика менеджера в сфере экономики, банковского дела» студентки Iкурса института Налогов и налогообложения Москва-2004 ВСТУПЛЕНИЕУправленческая деятельность, как и любая иная деятельность, можетхарактеризоваться различным уровнем ее качественных параметров, выполнятьсяс большей или меньшей эффективностью. Это определяется многими факторами,но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качествруководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характеромуправленческой деятельности. Иными словами, главными факторами ееэффективности выступают специфические управленческие способности. Не толькоэффективность, но даже сама возможность реализации управленческих функцийзависит от того, обладает или нет человек такого рода способностями. Всвязи с этим понятие способностей играет особую роль при изученииуправленческой деятельности. Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешногоосуществления какой-либо деятельности и обнаруживающие различия в динамикеовладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Способностихарактеризуются 2 основными аспектами – качественным и количественным.Рассматриваемые со стороны их качественных особенностей, способностивыступают как сложный комплекс психологических свойств человека,обеспечивающих успешность деятельности. Количественная характеристикаспособностей предполагает определенные меры их выраженности, развития. Вструктуре способностей принято разделять две их основные категории – общиеи специальные способности первые определяют успешность выполнения не одной,а многих видов деятельности; к ним, например, относится интеллект. Вторыеявляются деятельностно-специфическими и определяют эффективностьвыполнения какого-либо конкретного вида деятельности. Способностиформируются и развиваются в деятельности на основе задатков. Этоморфологические и функциональные особенности нервной системы и организма вцелом, которые выступают в качестве природных предпосылок для развитияспособностей. Еще одним общим положением психологии особенностей являетсявыделение трех качественно различных уровней их представленности –собственно способностей, одаренности (таланта) и гениальности. В теорииспособностей очень важен, но еще не решен вопрос о степени наследуемости,врожденности способностей. Хотя, безусловно, способности развиваются,прежде всего, под влиянием освоения деятельности, факторов внешней среды.Наконец, способности – это не изолированные образования, а неотъемлемыесвойства личности , взаимодействующие со всеми иными личностными качествамии определяемые ими. Они, влияя на характер формирования личностных качестви личности в целом, сами испытывают на себе воздействия со стороныформирующейся личности. Развитие способностей и личности – двуединыйпроцесс. Это как бы «промежуточное» звено между двумя основополагающимипсихологическими критериями – деятельностью и личностью. Их нерасторжимаясвязь обуславливает и трудности изучения собственно управленческихспособностей. Любая управленческая деятельность имеет три «измерения»:1)собственно деятельностное, связанное с организацией и управлением какой-либо системой;2)кадровое, связанное с управлением людьми, с организациеймежличностных взаимодействий;3)производственно-технологическое, связанное сорганизацией технологического процесса, с его оперативным управлением.Эффективность управления определяется тем, насколько руководитель способенобеспечивать 3 этих очень разных «измерений»и согласовывать их между собой.Первое требует развитых общеуправленческих навыков и способностей, уменийэффективно сорганизовать совместную деятельность. Второе требует наличиякачественно иных способностей, обеспечивающих эффективную организацию иуправление людьми. Третье предполагает наличие собственно профессиональныхкачеств руководителя – его специальных способностей. Вопрос обуправленческих способностях часто обсуждается в связи с проблемой общейструктуры личности руководителя. Чтобы лучше в этом разобраться отметим рядкатегорий, управленческих качеств:1) категория основных характеристикличности управленца(менеджерские характеристики) 2)категория собственноуправленческих способностей, которая подразделяется на две группы –общеуправленческие способности, которые определяют эффективность данноготипа деятельности в целом, и частные управленческие способности, которыеобеспечивают решение частных задач управления. Эти категории выделяются подеятельностно-функциональному критерию (по тому, какие свойства психики икачества личности требуются для деятельности) и по структурно-психологическому критерию (согласно ему различают проявления общих испециальных способностей).В итоге выделяют 3 основные категории качеств, которые являются либонепосредственно управленческими способностями, либо влияют на успешностьуправленческой деятельности. Менеджерские характеристики.Менеджерские характеристики, строго говоря, - это те свойства индивида,которые выступают в функции способностей, но не являются ими. Вместе с темих влияние и на успешность управленческой деятельности, и на самувозможность её осуществления, и на предпочтение личностью этой деятельностив качестве своего профессионального выбора (склонность к ней), чрезвычайновелико. Абстрагироваться от них на основе сугубо академического критериянецелесообразно или даже не допустимо. Основными менеджерскимихарактеристиками являются следующие. 1 Факторы.Первый фактор – возрастной. В целом отсутствует какая либо прямая иоднозначная связь между ним и успешностью деятельности. Однако возрастнойфактор, несомненно, очень важен для ее выполнения. Во-первых, показанасвязь между ним и иерархическим уровнем руководителей. Обычно наиболеекрупные руководящие посты (особенно в японском менеджменте) занимают людиочень зрелого или даже преклонного возраста. Во-вторых, функцией возрастаявляется богатство профессионального опята, а следовательно, и возможностиэффективного осуществления управленческой деятельности. В-третьих,пропорционально возрасту (хотя и не автоматически) происходит карьеровоепродвижение(см. рис.1) . в-четвертых, от возраста зависит соотношениепродуктивных и репродуктивных методов управления: вторые, как правило,усиливаются, а первые – наоборот. В-пятых, имеет место и возрастнаядинамика предпочитаемых стилей руководства – в основном, в сторону ихужесточения. Если отмечать наиболее общую тенденцию динамики эффективностиуправленческой деятельности в зависимости от возраста, то оан будетпозитивной (за исключением наиболее старших возрастных группруководителей).Следующий фактор – фактор пола также оказывает определенное влияние как накачество, так и – особенно – на сферу профессионально-управленческихпредпочтений личности. Следует подчеркнуть, что современная психологияуправления – это, в основном, «психология мужчин-руководителей», хотя иженщина-руководитель привлекает в последнее время все большее вниманиеисследователей. Основной вывод, сделанный из сравнительного исследованияженщин-руководителей и мужчин-руководителей, состоит в следующем. В целомдля руководителей-мужчин характерно лучшее решение одних задач управления,а для женщин – других. Однако в общем случае мужчины-руководители все жеимеют преимущества. Более того, некоторые важные для управления личностныекачества (такие, например, как доминантность, агрессивность,активность)являются факторами, «сцепленными с полом». Кроме того,социальные и ролевые стереотипы воспитания также влияют на большуюуспешность выполнения управленческих функций мужчинами.Фактор культурно-образовательного уровня. В отличие от первых двуххарактеризуется прямой позитивной связью с эффективностью управленческойдеятельности . более того, часто он является необходимым условием для того,чтобы человек вообще мог занять какой-либо руководящий пост(хотя не всегда,последствия чего, однако, подтверждают его значимость).Фактор социально-экономического статуса. Он не обусловлен содержаниемуправленческой деятельности , нот на практике, как показываютисследования, оказывает сильное влияние на ее успешность, а в особенности –на шансы занять тот или иной руководящий пост, продвинуться по«управленческой вертикали». Как отметил в этой связи Ф. Фидлер, «…один изнаиболее надежных способов стать президентом компании – родиться в семье,которая владеет компанией». 1.2. Личностные качества.Личностные качества обуславливают успешность управленческой деятельности ивыступают тем самым в функции способностей. Наиболее известной, содержащейхарактеристики этих качеств, является работа Р. Стогдилла, в которойобобщены данные более чем 3500 исследований. В результате им выделеныследующие главные менеджерские качества: доминантность, уверенность в себе,стрессоустойчивость, эмоциональная стабильность, креативность, стремление кдостижениям, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнениизаданий, независимость, общительность.Доминантность (дословно – господство, преобладание, влияние) – черталичности, состоящая в способности и потребности оказывать влияние на другихлюдей и подчинять их своей воле. Она является личностной основой дляреализации главного механизма регуляции управленческая деятельность -механизма властных отношений в ней . показано, что при наличии достаточножестких доминантных отношений руководителя и подчиненных последниереализуют свой «рабочий потенциал» на 60-65%. Доминантность являетсяпредпосылкой авторитарного стиля руководства. Опытный руководители свыраженной доминантностью стремятся, однако, сочетать авторитарные методы сдемократическими и партисипативными, что способствует еще большемувовлечению «рабочего потенциала» подчиненных; в этом случае не возникает«реактивного усиления» власти подчиненных» на «власть руководителя», о чембыло сказано выше».Уверенность руководителя в себе как следующее важное личностное качествооказывает позитивное влияние на управленческая деятельность по двумосновным направлениям. Во-первых, она является стабилизатором личных усилий– индивидуальной деятельности руководителя, придавая ей своеобразныйстержень и препятствуя внешним возмущающим действиям. Наоборот, еенедостаток ведет к поведению, характерному для так называемых руководителей-флюгеров, чутко и чрезмерно гибко реагирующих на внешние влияния. Ихреакции, однако, столь «гибки», что теряется самостоятельная линияповедения. В конечном итоге, это проистекает из-за аморфности собственнойпрофессиональной позиции, неуверенности в ее правомерности и , главное, всвоих возможностях по её реализации.Во-вторых, подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояниеруководителя. В силу механизмов идентификации, переноса, эмпатии онивоспроизводят поведенческие установки руководителя в своей деятельности.Если они негативны, то это сразу же многократно откликается в деятельностимногих людей, выступая своеобразным резонатором напряженности,неуверенности (что, в свою очередь, сказывается на общем организационномфункционировании).Три следующие черты эффективного менеджера – эмоциональная стабильность,стрессоустойчивость и креативность. В эмоциональной стабильности надоотметить следующее. Она важна не только для обеспечения надежнойиндивидуальной деятельности руководителя. В психологии описан механизмвозникновения отраженных состояний, когда состояние, развивающееся у одногоиз членов группы, в особенности – у ее лидера, индуцируется на другихчленов группы - как осознано, так и , в основном, неосознанно.Следовательно, и негативные состояния, возникающие у руководителя в связи сего низкой эмоциональной стабильностью, могут многократно отражаться всостояниях подчиненных. Они при этом также многократно усиливаются. Темсамым возникают предпосылки для снижения эффективности всей совместнойдеятельности группы.Стремление к достижениям и предприимчивость тесно взаимосвязаны и находятсяв причинно-следственных отношениях. Будучи причиной и факторомпредприимчивости, стремление к достижениям (как личным, так ипрофессиональным базируется на одной из фундаментальных потребностей –мотивации достижения. Данная потребность всесторонне описана в концепциимотивации достижения Д. МакКлелланда, который выявил, в частности, рядхарактерных особенностей, присущих людям с высоким уровнем её развития.Во-первых, несклонность подвергать себя чрезмерному риску, умение ставитьперед собой достаточно взвешенные, умеренные цели; эти люди стремятся ктому , чтобы риск был контролируем и прогнозируем. Вместе с тем они отнюдьне избегают риска как такового, отчетливо понимая, что риск – неотъемлемоеусловие достижений и полностью безрисковое поведение не приводит кощутимым достижениям, которые для них стоят на первом плане. Во-вторых, онипредпочитают такие ситуации, в которых ответственность за их преодолениележит лично на них, а успех при этом зависит, в основном , от личных усилийспособностей. Иными словами, они предпочитают те ситуации, в которых онинаходятся в позиции «хозяина» своего поведения. Такое поведениеудовлетворяет еще одну присущую им потребность – потребность всамодетерминации. В-третьих, эти люди не только не избегают обратной связи,информирующей их о результатах своего поведения (что присуще очень многимлюдям), а наоборот – позитивно относятся к ней и стремятся получить какможно более полную и объективную информацию о результатах своего поведения.Эта информация рассматривается ими как средство, на основе которого можно инужно корректировать свое поведение с целью придания ему большейэффективности и достижения более высоких результатов.Ответственность и надежность в выполнении заданий также взаимосвязаны ивзаимообусловлены. Надежность в значительной мере тождественна умению«держать слово», добиваться таких результатов деятельности и так строитьее, чтобы обеспечить реализацию принятых на себя обязательств. Без этого ,разумеется, управленческая деятельность не возможна, а отношение круководителю, даже если оно было исходно позитивным, быстро меняет свойзнак - как со стороны подчиненных, так и со стороны других руководителей.Наряду с этим существуют большие индивидуальные различия в мере принятияответственности. Более распространена субъективная тенденция к уходу отответственности. Однако в ряде случаев ответственность можетвосприниматься и как субъективно воспринимаемое явление, и тогда говорят освоеобразной потребности в ответственности. Она, в свою очередь, тесносвязана с мотивацией достижения и высоким развитием потребности всамодетерминации своего поведения. Позиция руководителя в системеуправления требует высокой степени развития этих потребностей, что и делаетуказанные личностные качества профессионально-значимыми.Независимость личности. В процессе управления неизбежно возникают разныеточки зрения, столкновение индивидуальных позиций, интересов, мнений. Крометого, руководитель испытывает постоянное «давление сверху» - со сторонывышестоящих инстанций. Сели он не обладает достаточно устойчивыми исильными внутренними ресурсами, способными противостоять этим «верховым» и«низовым» давлениям, если он конформен, то управление приобретает чертыхаотичности, а стиль управления трансформируется в попустительский. Даваяна первых порах некоторые иллюзорные выгоды (например, «теплые» отношения вколлективе , хорошая репутация в глазах вышестоящего руководства), такаяпозиция очень негативна в средне- и долгосрочной перспективе. Наоборот,именно независимые, так называемые «неудобные» руководители могут вначалетрудно приниматься коллективом и вступать в конфликты с вышестоящимиинстанциями. Но в конечном итоге они добиваются значительно большихрезультатов.Общительность, являясь очень важной сама по себе, выступает, однако, иаспектом более общего личностного качества – социабельности. Этоспособность, состоящая в умении строить межличностные отношения, а также впотребности к установлению широких социальных контактов. Она имеетмногочисленные проявления, начиная от позитивного восприятия контактов кактаковых и кончая искусством строить межличностные и профессиональныеотношения , эффективно влиять на других. Важность этой способности дляруководителя определяется тем, что она лежит в основе коммуникативной иорганизационной функций. Они являются основными во всей структуреуправленческой деятельности.Рассмотренные качества и характеристики, являясь безусловно важными дляобеспечения эффективности управленческая деятельность, в тоже время неисчерпывают собой всего перечня качеств и способностей, необходимых для нее. в теории управления существует множество такого рода перечней, более илименее подробно описывающих состав менеджерских характеристик и качеств.Так, например, в одном из исследований приводится следующий набор такихкачеств:А. концептуальные способности и стандарты поведения 1. широта взглядов, глобальный подход. 2. долгосрочное предвидение и гибкость. 3. энергичность, инициативность и решительность, в том числе – и в условиях риска. 4. упорная работа и непрерывная учеба.Б. Личностные качества 5. умение четко формулировать цели и установки. 6. готовность выслушивать мнения других. 7. беспристрастность, бескорыстие и лояльность. 8. способность полностью использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки и справедливых санкций. 9. личное обаяние. 10. способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем. 11. здоровье.Можно видеть, что в этом (и практически во всех иных – аналогичныхперечнях) синтезированы очень различные особенности руководителя. Все ониобъединены, однако, общим критерием – их содействием достижению высокойэффективности управленческой деятельности. поэтому часто личностныекачества и иные свойства менеджера, отвечающие данному критерию, принятоопределять понятием факторов эффективности управленческой деятельности .один из возможных вариантов совокупности таких факторов включает в себяследующие основные требования:умение создавать результаты; желание много работать для их достижения;желание и способность нести ответственность за порученное задание ипринимать рискованные решения;готовность начинать процессы изменений, управлять ими и использовать винтересах организации;готовность использовать открытый способ управления, приветствующийсотрудничество;искусство принимать быстрые решения;способность сосредотачиваться на настоящем и будущем;способность видеть изменения, происходящие как внутри организации, так ивне её, и использовать их;готовность к близким социальными взаимоотношениям;готовность к общему руководству;творческий подход к своей работе;постоянное самосовершенствование и хорошая общая психическая и физическаяформа;умение правильно использовать свое время;готовность к мотивированию себя и персонала;готовность работать во главе хорошо подготовленного профессиональногоперсонала;готовность к политическому руководству;международный кругозор.Лаконичную, но скорее символическую характеристику требований к менеджерусодержит одно из правил американского менеджмента =- правило «7М».Согласно ему, менеджер должен обладать способностями, позволяющими емуотвечать за семь «М»: men (люди), methods (методы), money (деньги),machines (машины), materials (материалы), marketing (сбыт), management(управление). Способности управляющегоВторая категория управленческих способностей включает две подгруппыспособностей. Первая – общеуправленческие способности, необходимостькоторых обусловлена содержанием управленческая деятельность как типапрофессиональной деятельности: ее специфическими условиями и требованиями,системой ее основных – административных функций, «субъект-субъектным»принципом ее организации. Вторая – способности более локального характера,обусловленные той или иной основной управленческой функцией.Способности первой группы наиболее полно были раскрыты известнымотечественным психологом Л. И. Уманским; его работа взята здесь за основурассмотрения общеуправленческих способностей. По его мнению, основнымисреди них выступают следующие(они обозначаются им как общеорганизационныеспособности). Общеорганизаторские способности. 2.1.Общеуправленческие способности.Психологическая избирательность проявляется в нескольких основныхличностных и поведенческих индикаторах. Ими являются: 1)повторяющиеся фактыбыстрого и точного, а часто невербализованного, неосознанного отраженияпсихологических особенностей состояния других людей; 2) сопереживаниечеловеком того, что переживают, чувствуют другие, своего рода эмоциональнаясинхронность; 3)высокая чувствительность и восприимчивость к описаниюпсихологических качеств других людей; 4) возможность быстро и адекватнохарактеризовать психологические особенности людей, меткость и краткостьсловесных их «фотографий»; 5) преимущественный выбор психологическихобъектов из многих других, одновременно действующих на человека иизбирательность общительности; 6) избирательно-психологическая память инаблюдательность, ярко проявляющиеся и проверяющиеся в наблюдении, беседах,в решении организаторских задач; 7)склонность к психологическому анализу,объяснению поведения других людей и своего собственного; 8) способностьмысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека.Практический психологический ум имеет, по Л. И. Уманскому следующиепроявления: 1) адекватное распределение обязанностей коллективнойдеятельности с учетом индивидуальных особенностей людей; 2) быстраяориентация в ситуациях, требующих практического применения знаний людей; 3)находчивость в применении психологического состояния, настроения людей кданным условиям жизни и деятельности; 4) способность вызывать стимулирующиемотивы деятельности, найти пути с способы заинтересовать людей делом; 5)учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий, психологических различийлюдей при группировке их для выполнения коллективной деятельности; 6)высокая степень обучаемости при формировании организаторских знаний,навыков и умений; 7) тенденция решать практические вопросы сквозь призмуналичных людских возможностей.Психологический такт проявляется в: 1) чувстве меры и граней вовзаимоотношениях и взаимодействии с людьми; 2) речевой адаптации к разнымлюдям, отсутствии «речевого шаблона» и грубого приспособленчества, речевойнаходчивости при первом знакомстве; 3)индивидуализация общения с людьми взависимости от их устойчивых индивидуально-психологических особенностей; 4)чувстве ситуации; 5) учете внешних обстоятельств, влияющих навзаимоотношения индивид друг с другом; 6) чуткости, внимательности,участливости в отношениях к людям; 7) простоте, естественности в общении,способности оставаться самим собой в отношениях с людьми, отсутствиинаигранности в поведении; 8) чувстве справедливости, объективности подходак подчиненным, способности показать и доказать эту объективность.Общественная энергичность имеет следующие показатели: 1) эмоциональноеречевое воздействие проявляется в различных эмоциональных формах речи – вакцентном членении фразы, интонации, ударениях, паузах; 2) волевоепобуждение проявляется в речевой, мимической и пантомимической формах; 3)способность воздействовать на других своим отношением к людям, делам,событиям, способность передать это отношение; 4) логическая убедительностьвоздействия словом и делом, способность показать причинную связь явлений,доказать логическую последовательность в речевой и практически-деятельнойформах; 5) практически-деятельная форма воздействия проявляется в том, чтоорганизатор сам показывает, как выполнить дел, которое он поручает другим;6) уверенность в своих силах, большая вера в дело, в возможность егоосуществления оптимизм, бодрость духа; 7) способность правильно и быстровыбрать момент решающего воздействия, пойти на риск.Требовательность выражается в следующем: 1)смелость предъявления требований; 2) постоянство предъявления требований; 3) гибкость их предъявления взависимости от конкретной обстановки; 4) самостоятельность требований; 5)категоричность требований; 6) разнообразие форм их выражения; 7)индивидуализация требований в зависимости от психологических особенностейлюдей.Критичность имеет следующие индикаторы: 1) критическая наблюдательностькак умение увидеть и выделить недостатки; 2) самостоятельность критичности;3) легкость критического анализа; 4) логичность и аргументированностькритики; 5) прямота и смелость критичности; 6) глубина и существенностькритических замечаний; 7) постоянство критических высказываний; 8)доброжелательность критики.Склонность к организаторской деятельности находит выражение в : 1)спонтанном самостоятельном включении в организаторскую деятельность; 2)принятии на себя роли организатора и ответственности за работу другихлюдей; 3)потребности в осуществлении организаторской деятельности; 4)естественности включения в это деятельность; 5) неутомимости ворганизаторской работе; 6)эмоционально-положительном самочувствии при еевыполнении, способности увидеть необходимость в организаторскойдеятельности в обстоятельствах , зримо ее не требующих.Эти общеорганизаторские способности дополняются и конкретизируются болеелокальными способностями, которые обуславливают более эффективноевыполнение отдельных управленческих функций. 2.2.Локальные способности.Соответственно их состав определяется на основе системы базовых функцийуправления. Основными из них являются следующие способности.Способность к целеполаганию включает 2 основных аспекта. Во-первых, этоспособность к формулировке, генерированию целей управляемой системы кактаковых; определению приоритетов целей; выделению наиболее существенных изних. Во-вторых, это способность к формулировке целей перед подчиненными,которая обеспечивала бы принятие этих целей ими.Способность к прогнозированию состоит в умении руководителя «заглянуть вбудущее», предугадать развитие событий и в результате такого прогнозастроить все управление не по типу пассивной стратегии, а на основеутверждающей стратегии. Часто подчеркивается, что это важнейшая способностьруководителя.Способность к планированию как своих действий, так и действий подчиненных,а также организации в целом, являясь одним из основных условийуправленческой деятельности, имеет синтетическое строение и должна бытьпонята как эффект конвергенции многих иных способностей – как когнитивных,так и личностных.Способность к принятию управленческих решений. Следует отметить, чтопоскольку сама функция принятия управленческих решений являетсяосновополагающей для управленческой деятельности, то именно даннаяспособность обычно также рассматривается как критически важная для нее.Отличительной ее особенностью является то, что она практическинекомпенсируема со стороны других способностей.Коммуникативные способности обеспечивают эффективную реализацию аналогичнойуправленческой функции, а в психологическом плане базируется на такихличностных качествах, как социабельность, общительность , эмпатичность,экспрессивность, рефлексность, а также на сформированности умениймежличностного взаимодействия и организации «коммуникативного пространства»в управляемой системе.Мотивирующие способности проявляются в том, что различные руководителиобладают далеко не одинаковыми потенциалами «ведущего», увлекающего группуи вдохновляющего на достижение общих целей. Подобно способности кпланированию мотивирующие способности представляют собой интегративныеобразования, включающие широкий спектр более частных способностей – отпростого, часто неосознаваемого «заражения» своими замыслами доспособности к развернутому аргументированному убеждению в ихперспективности. Сюда же относится и степень овладения руководителем всемарсеналом мотивационных средств воздействия на подчиненных, знания имособенностей мотивационной сферы как таковой и способов ее «подключения».Способности контроля. С психологической точки зрения их содержание неисчерпывается адекватной оценкой результатов деятельности подчиненных иследующими за ней поощрительными или «карательными» санкциями. Главное вних – это умение сопоставить результат с индивидуальными возможностямиисполнителя; определить меру реализации им в деятельности своего истинногопотенциала, а также выбрать наиболее приемлемый именно для егоиндивидуальности способ контроля и поощрения. Это способность использоватьконтроль не как самоцель, а как средство для повышения эффективностииндивидуальной деятельности подчиненных, а в итоге – всего организационногофункционирования.Наконец, необходимо отметить и еще две – также интегративные способности,хотя и не имеющие четкого определения, но крайне важные с практическойточки зрения и рассматриваемые обычно как вполне самостоятельные. Перваялежит в основе реализации кадровых функций управления и обычно –метафорически – обозначается как «способность разбираться в людях»,способность подбирать кадры. Вторая обеспечивает реализацию системыпроизводственно-технологических функций управления и обозначается чащевсего понятием профессиональной компетентности руководителя. Общие и специальные способности в управленческой деятельностиТретья категория управленческих способностей, в отличие от первых двух,выделяется не по функционально-деятельностному, а по структурно-психологическому критерию. Она отражает принятое в психологии разделениеспособностей на общие и специальные. При этом необходимо учитывать, чтопонятие специальных способностей рассматривается в двух планах. Традиционнопод ними понимается способность к какому-либо виду деятельности (тогда какобщие – это способности, необходимые для многих или для всех видовдеятельности). Однако специальные способности соотносятся также синдивидуальной мерой сформированности отдельных «психическихдеятельностей», т. е. с мерой развития основных психических процессов. Вэтом случае принято говорить, например, о мнемических, мыслительных,перцептивных способностях. 3.1. Общие способностиК числу общих способностей, значимо влияющих на успешность управленческойдеятельности, должны быть отнесены проанализированные в соответствующихразделах интеллект, креативность, обучаемость, рефлексивность, активность,саморегуляция. Все присущие им закономерности влияния на управленческуюдеятельность одновременно дают и характеристику интеллекта, креативности,рефлексивности и т. д. Как общих способностей руководителя. Одной изнаиболее интересных особенностей влияния общих способностей науправленческую деятельность является специфическая – криволинейнаязависимость ее эффективности от меры развития этих способностей. Вотношении интеллекта, рефлексивности и креативности, как было показано,этот факт является экспериментально доказанным . в плане способности кобучаемости данные пока не получены. Вместе с тем и здесь ситуация должнабыть аналогичной. Слишком слабая обучаемость по вполне понятным причинамявляется негативным фактором управленческой деятельности . Однако и слишкомвысокая обучаемость , по-видимому, не будет благоприятствоватьэффективности управления. Во-первых, в связи с ней будут усиливатьсярепродуктивные, т. е. основанные на стремлении к обогащениюпрофессионального опыта и его использования стратегии управленческойдеятельности. Они хотя и обеспечивают ее высокую надежность, нов отличие отпродуктивного стиля управления не дают максимальных результатов. Во-вторых,слишком высокая обучаемость является, как показано, предпосылкой длясклонности к «постоянному экспериментированию», стремлению немедленноапробировать то, чему научился. Это повышает рискованность деятельности иснижает ее качественные показатели. В отличие от общих способностей, специальные способности связаны суспешностью управленческой деятельностью прямой зависимостью. Чем вышеуровень их развития, тем выше и показатели эффективности деятельности(конечно, при прочих равных условиях). Так, например, связь уровня развитиямнемонических процессов с параметрами управленческой деятельности ,безусловно, является прямой и сильной. И долговременная память (какпсихологическая основа профессионального опыта), и оперативная память (какоснова реализации функций оперативного управления) являются объективнымиусловиями успешности деятельности руководителя. Столь же очевидна инепосредственна – прямая связь мыслительных способностей с успешностьюуправленческая деятельность . аналогичную роль играют по существу и всеиные специальные способности – перцептивные , волевые аттенционные(развитие процессов внимания), имажинативные (развитие процессоввоображения).Руководителю лучше обладать «средним практическим мышлением», чемвысокоразвитым, но абстрактным теоретическим мышлением. И уж тем более емунеобходимо обладать не «острым и развитым восприятием», а развитымсоциальным восприятием.Итак, общую структуру управленческих способностей можно схематичнопредставить следующим образом (см Рис.2). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Приложения ВозрастРис. 3.1. Основные стадии профессиональной карьеры. рис. 3.2. Психологическая структура управленческих способностей Оглавление1. Менеджерские характеристики. 4 1.1. Факторы. 4 1.2. Личностные качества. 51. Способности управляющего 92. Общеорганизаторские способности. 9 2.1.Общеуправленческие способности. 9 2.2.Локальные способности. 113. Общие и специальные способности в управленческой деятельности 12 3.1. Общие способности 12 Список использованной литературы:1.А. В. Карпов «Психология менеджмента» М., Градарики ,2004г.2.Г. М. Мануйлов “Психологическое управление в рыночных условиях” М; РАН,1997 г.3.Дружинин В. Н. «Психология общих способностей» М., Градарики, 1995г.4.Ф. Фидлер «Теория лидерской эффективности» М., Общество и экономика,1967г.5Р. М. .Стогдилл «лидерство в организации», 1972г.6.«Курс практической психологии» под ред. Р. Р. Кашапова, Можайск, 1992г.7. Н. С. Мангутов, Л. И. Уманский «Организатор и организаторскаядеятельность» Л., 1975г.8. Интернет, www.5ballov.ru.9.Интернет, http://monax.ru/order/-----------------------102030405060 70СТАДИИМенеджерские характеристикиФункционально-деятельный критерийСтруктурно-психологический критерийУправленческие способностиБиографические характеристикиЛичностные качества эффективного менеджераОбщеуправленческие способностиСпециальные способностиИнтегративные способностиОбщие способностиЧастные способности

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат По дисциплине «Психология и педагогика» на тему «Социально-психологическая характеристика менеджера в сфере экономики, банковского дела» iconУважаемые коллеги! Приглашаем вас к сотрудничеству
Харьковский институт банковского дела Университета банковского дела Национального банка Украины издает сборник научных трудов “Финансово-кредитная...

Реферат По дисциплине «Психология и педагогика» на тему «Социально-психологическая характеристика менеджера в сфере экономики, банковского дела» iconЭкзаменационные билеты по предмету Психология и педагогика за осенний...
Экзаменационные билеты по предмету Психология и педагогика за осенний семестр 2000 года

Реферат По дисциплине «Психология и педагогика» на тему «Социально-психологическая характеристика менеджера в сфере экономики, банковского дела» iconКонтрольная работа по дисциплине: Психология и педагогика Тема :...
Употребление наркотиков приводит к распаду личности, который проявляется в нарушении нормальных связей с обществом, не­адекватном...

Реферат По дисциплине «Психология и педагогика» на тему «Социально-психологическая характеристика менеджера в сфере экономики, банковского дела» iconСамостоятельная работа по дисциплине «Финансы и кредит» на тему «История...

Реферат По дисциплине «Психология и педагогика» на тему «Социально-психологическая характеристика менеджера в сфере экономики, банковского дела» iconДоклад по дисциплине: «Психология и педагогика» на тему: «Ошибки...

Реферат По дисциплине «Психология и педагогика» на тему «Социально-психологическая характеристика менеджера в сфере экономики, банковского дела» iconКурсовая работа по дисциплине «Основы менеджмента» на тему «Характеристика менеджера»

Реферат По дисциплине «Психология и педагогика» на тему «Социально-психологическая характеристика менеджера в сфере экономики, банковского дела» iconУважаемые коллеги! Приглашаем вас к сотрудничеству
Университета банковского дела Национального банка Украины издает сборник научных трудов “Финансово-кредитная деятельность: проблемы...

Реферат По дисциплине «Психология и педагогика» на тему «Социально-психологическая характеристика менеджера в сфере экономики, банковского дела» iconРеферат По дисциплине «Региональная экономика» на тему: «Социально-экономическая...

Реферат По дисциплине «Психология и педагогика» на тему «Социально-психологическая характеристика менеджера в сфере экономики, банковского дела» iconРеферат По дисциплине «Региональная экономика» на тему «Социально-экономическая...

Реферат По дисциплине «Психология и педагогика» на тему «Социально-психологическая характеристика менеджера в сфере экономики, банковского дела» iconРеферат по дисциплине «Военная психология и педагогика»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<