Клинические аспекты поведения личности




Скачать 31.49 Kb.
НазваниеКлинические аспекты поведения личности
Дата публикации09.02.2014
Размер31.49 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы
Петухова Л.Р.; канд. психол. наук, доцент Мельничук И.В.
Клинические аспекты поведения личности

Клинические аспекты поведения личности является актуальной проблемой как в теоретическом так и практическом аспектах ( Глозман Ж.М., 2002; Завояцкая Н.С., 2008; Сельченок К.В., 2000 и др.).

Следует отметить, что проблема «личность и поведение» настолько сложна и многоаспектна, что это, во-первых, обуславливает междисциплинарный статус ее исследования, и, во-вторых, на современном уровне развития психологических знаний ее изучение возможно только методом «срезов», раскрывающий ту или иную сторону этой проблемы (Завояцкая Н.С., 2008; Кулганов В.А.,2002). Одним из таких срезов и является анализ взаимосвязи и взаимообусловленности различных изменений личности и дефектов поведения.

При исследовании личности важно выяснить те психологические образования, которые возникают как прямой итог процессов, формирующих человеческую личность, и которые, в свою очередь, опосредуют его поведение, определяют то, как человек относится к явлениям окружающего мира, собственному статусу, функциям ролям, характеру. Эти психологические образования личности или динамические смысловые системы могут терпеть изменения как в процессе онтогенеза, так и в уже сформированной личности под влиянием изменения ее социального статуса, систем общественных и личностных взаимодействий [4].

В некоторых отечественных и зарубежных исследованиях (Кернберг О., Клейн М., Жозеф Б. и др.) личностные качества больных оцениваются их родственниками или лечащим персоналом. Однако оценка личностных характеристик больного его родственниками, представляется не вполне адекватной, так как она не отражает самовосприятия, самосознания больного (прежде всего определяющих его качество жизни) и их изменения в результате заболевания. Что касается оценок лечащего персонала, то данные многих сравнительных исследований показывают существенные расхождения между самооценками пациента и оценками его личностных черт и состояния врачом или реабилитатором. Основная причина различий заключается в том, что больной и терапевт используют для оценок разные ориентиры для сравнения: для больного – это его состояние до болезни, а для терапевта – другой больной со сходной симптоматикой [3].

В случаях патологической защиты, стремление к сохранению самооценки и резистентность к позитивному опыту, приводят к паранояльному поведению, невротическому развитию личности и психастении. Самооценка, таким образом, обеспечивает самоприятие индивида, которое, как показали специальные исследование, позитивно связывается с принятием других.

Только выйдя за пределы самопознания, можно избавиться от иллюзии понимания того, что же на самом деле происходит в индивиде и вне его. Каждый человек имеет свою индивидуальность, которому нужна индивидуальная оценка [1].

Норма в клиническом аспекте не определяется ни критерием официальной ценности, ни степенью частоты. «Ненормальным» можно назвать такие формы поведения, установки и желания, которые пагубно влияют на внутреннюю гармонию и самочувствие, вызывают конфликты с окружающими, либо нарушают здоровье, подрывают работоспособность. Обобщая имеющиеся исследования (Глозман Ж.М., Завояцкая Н.С., Кулганов В.А.), можна отметить, что в научной литературе общие черты стремления к пониманию нормы основываются на концепции психического здоровья, предусматривающая в основном, такие показатели, как:

- стремление к развитию и самореализации;

-способность руководить своими действиями и поступками для достижения целей, намеченных в соответствии с системой ценностей;

- способность адекватно воспринимать себя и окружающих;

- способность к обучению на основе собственного опыта;

- связь ценностей с наивысшими общественными ценностями [4].

Анализируя данные, что представленные выше, можно сделать следующие выводы, что если в человеке обнаруживаются способности к обучению, адекватное восприятие окружающей среды, намечены цели в жизни и ценностные ориентации, то он обогащает свое развитие общением с другими людьми, не вступает с ними в конфликты, не портит никому жизнь – значит, он «нормальный человек», с адекватным поведением.
Список использованной литературы

  1. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. – М.: ИЦ «Академия», 2002. – 208с.

  2. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 148с.

  3. Завояцкая Н.С. Теоретические подходы та основные методы психотерапии. – К.: Укр. Изд-во консилиум, 2008. – 260с.

  4. Кулганов В.А., Юнацкевич П.И. Как не стать пациентом психотерапевта. – СПб.: Союз, 2002.- 352с.

  5. Сельченок К.В. Психосоматика. Взаимосвязь психики и здоровья. – Минск: Харвест; М.: НСТ, 2000 – 640с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Клинические аспекты поведения личности iconОбласти исследования расстройств личности, ее структуры, факторов...
Основные работы: "Многомерность личности", "Биологические основы личности", "Структура человеческой личности", "Контроль за сознанием"....

Клинические аспекты поведения личности iconФилософско-мировоззренческие аспекты правовой культуры личности
Поэтому личностная самореализация должна рассматриваться через пpизму её системного понимания, включающего в себя взаимодействующие...

Клинические аспекты поведения личности iconПравила поведения учащихся ош №29
Настоящие Правила устанавливают нормы поведения учеников в здании и на территории школы. Цель Правил создание в школе нормальной...

Клинические аспекты поведения личности iconКирьянова Г. А
В работе анализируется модель поведения личности-профессионала, ее становление, развитие и дальнейшая самореализация. Рассматривается...

Клинические аспекты поведения личности iconВ опросы духовной культуры – философские науки
Она содержит не только предписания должного поведения, но и требования к качествам личности, необходимые для нормативно-одобряемого...

Клинические аспекты поведения личности iconАдминистрация Томской области Государственное образовательное учреждение...
«Новые оперативные технологии (анатомические, экспериментальные и клинические аспекты)»

Клинические аспекты поведения личности iconТолерантность как нравственная категория
Таким образом, существует противоречие между требованиями к личности, которые выдвигает развитие общества, и самим уровнем развития...

Клинические аспекты поведения личности iconМотивация поведения личности

Клинические аспекты поведения личности iconАспекты медленных планет аспекты юпитера аспекты сатурна аспекты урана
Когда он соединяет Меркурий и Солнце, поскольку эти две планеты не удаляются друг от друга дальше чем на 28°, и иные аспекты, кроме...

Клинические аспекты поведения личности iconСоциально-психологические аспекты развития личности ребенка в семье
Важной категорией для понимания процесса развития ребенка во времени служит понятие социальной ситуации развития – определенного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<