Индивидуальные различия и характеристики цветового восприятия




Скачать 304.14 Kb.
НазваниеИндивидуальные различия и характеристики цветового восприятия
страница1/2
Дата публикации13.02.2014
Размер304.14 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы
  1   2
Индивидуальные различия и характеристики цветового восприятия.

 

Большинство исследований в области ощущения и восприятия цвета (Пэдхем, Сондерс, 1978; Измайлов, 1995; Кoвенникова, 1982; Сивик, 1993; Guilford, 1934; Lewinski, 1938; Goldstein, 1942; Ellinger, 1948; Gerard, 1958; Hamid, Newport, 1975; Jacobs, Suess, 1975) строятся по модели, по сути своей совпадающей с известной бихевиористской схемой “стимул - реакция”, где в качестве стимула выступает тот или иной цвет, а в качестве реакции фиксируются физиологические изменения в организме и их психологические «корреляты» либо «компоненты». Однако возможен и противоположный логический ход, состоящий в признании взаимообусловленности процессов восприятия (в широком смысле этого слова) и психологических состояний человека, особенностей его личности. Этот взгляд нашел свое экспериментальное подтверждение в широко опубликованных исследованиях так называемого “Нового взгляда” (New Lооk) в области восприятия (Bruner, 1948, см.: Соколова, 1980). Согласно этим исследованиям, потребностно-мотивационные состояния человека определенно влияют не только на скорость и пороги опознания объекта, но и на качественное содержание воспринятого. Этот подход получил развитие в исследованиях перцептивных стилей, как «устойчивых индивидуальных различий в способах организации и переработки информации и приобретаемого опыта» (Child, 1986, см.: Шкуратова, 1994, с. 3).

Примером влияния психологического состояния на восприятие цвета служит сообщение Г.Фрилинга и К.Ауэра о больном лихорадкой, воспринимавшем оранжевый цвет не таким ярким, как в здоровом состоянии. Больному этот цвет казался более бледным, как будто он рассматривал его через желто-красный фильтр (Фрилинг, Ауэр, 1973). Сотрудница С.В. Кравкова, Л.А. Шварц (Шварц,1948, см.: Кравков, 1948), обнаружила изменения цветовой чувствительности в зависимости от индуцированного экспериментатором эмоционального состояния испытуемых. При воспоминаниях о приятном улучшалась чувствительность к теплой части спектра и ухудшалась к холодной, и наоборот. В отличие от Л.А.Шварц, подчеркнувшей влияние эмоционального состояния на восприятие цвета, С.В.Кравков настаивал на ведущей роли автономной нервной системы. В целом ряде экспериментов (См. подробнее: Кравков1948; 1959; 1951) он наблюдал следующие закономерности: “Если зелено- и сине-ощущающие аппараты глаза повышают возбудимость при повышении тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы, то аппарат красно-ощущающий в этом случае делается менее чувствительным. Повышение же тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы в обратном направлении изменяет чувствительность цветоощущающих аппаратов нашего зрительного анализатора: красно-ощущающий аппарат оказывается более возбудимым, а зелено- и сине-ощущающие аппараты обнаруживают пониженную чувствительность. <...> Можно предполагать, поэтому, что вегетативный сдвиг является одним из путей влияния коры головного мозга на цветовое зрение.” (Кравков, 1951, с.136)

Э.Т.Дорофеева (1970) отмечала тесную связь между эмоциональным состоянием и особенностями восприятия цвета, не видя здесь противоречий с закономерностями реагирования вегетативной нервной системы: при определенной эмоции усиливается эффект раздражителей, действующих в направлении имеющегося состояния, и ослабляется или даже искажается действие раздражителей, не соответствующих этому состоянию. Вслед за Л.А.Шварц Э.Т.Дорофеева предполагала “...повышение чувствительности к красно-желтой части спектра при состояниях положительного оттенка, а при состояниях отрицательного оттенка - к синей” (Дорофеева , с. 323). Она исследовала 470 больных с различными аффективными нарушениями и 50 здоровых испытуемых, определяя с помощью аномалоскопа разностные пороги к трем основным цветам: красному, зеленому и синему. Главный результат ее исследования представляла «выявленная зависимость между типом сдвига цветочувствительности красного, зеленого и синего порогов между собой и определенным состоянием. Один тип сдвига закономерно менялся на другой при переходе испытуемого из одного состояния в другое» (Дорофеева, с.324). Другое важное наблюдение состояло в том, что степень сдвига у одних и тех же испытуемых наблюдалась не на высоте их болезненного состояния, а в период смягчения или нарастания аффекта. Иными словами, хотя закономерность выявлена на материале патологии, ее следует рассматривать как признак нормального реагирования. Анализ приведенных ей результатов показывает, что там, где чувствительность к красному наибольшая, налицо преобладание стенических (радость, гневливость), а там, где наименьшая - астенических (тоскливость, страх) эмоций. Там, где наибольшая чувствительность к синему, доминирует отрицательный знак эмоций (тоска, душевный дискомфорт), где наименьшая - положительный (радость, благодушие). Интерпретация наибольшей чувствительности к зеленому зависит от цвета, к которому чувствительность минимальна, а низкая чувствительность к зеленому связана с повышением внутреннего напряжения (гневливость, раздражительность, душевный дискомфорт). Наиболее определенно интерпретируется красно-синяя пара. Там, где чувствительность к красному наибольшая, а к синему наименьшая, мы видим “радостное, солнечное настроение”, а там, где соотношение обратное, - “печаль, тоскливость, грусть”.

Исходя из сказанного правомерно заключить, что эмоциональные состояния определенным образом влияют на процесс восприятия цвета, и эти изменения характерны как для определенных цветов, так и для состояний. Сопоставляя эти факты с существованием устойчивых когнитивных стилей восприятия, правомерно выдвинуть следующую гипотезу: особенности восприятия различных цветов связаны не только с транзитивными психологическими состояния (эмоциональный фон настроения, работоспособность, активность и т.п.), но и с более устойчивыми личностными характеристиками, которые определяют привычные диспозиции реагирования и поведения субъекта в целом.

С целью расширить наши представления о выявленных Шварц и Дорофеевой феноменах, и подтвердить выдвинутую гипотезу нами было предпринято исследование, включавшие три серии. Первые две состояли в исследовании цветовой чувствительности в связи с характеристиками актуального состояния испытуемых; третья серия представляла собой исследование взаимосвязи широты периферических полей цветового зрения с устойчивыми характеристиками личности.

^ 1. Исследование влияния психологического состояния на восприятие цвета.

Первая серия. Исследование результата подравнивания цветовой смеси к эталону с данными опросника САН

^ Объект исследования: зависимость точности подравнивания цвета к желтому эталону группой студента второго курса факультета психологии СамГПУ.

Процедура исследования.

В качестве цветосинтезирующего устройства был использован SVGA - монитор персонального компьютера. Синтез цвета осуществлялся с помощью компьютерной программы, написанной автором на языке Microsoft BASIC (PDS 7.1), позволяющей формировать на экране монитора поле засветки серого цвета (10 х 14 см.), эталонный объект (вертикальный прямоугольник 2.5 х 6 см.), и такой же по размеру черный объект, цвет которого испытуемый мог изменять с помощью шести кнопок (увеличивая и уменьшая количество каждого из трех цветов) на клавиатуре. Эталон и подравниваемый объект оба находились в поле зрения, но на расстоянии, исключающем возникновения одновременного контраста. Программа позволяла синтезировать путем аддитивного RGB смешения более 250 тысяч оттенков. Каждый из трех базовых цветов (красный, зеленый и синий) мог изменяться в диапазоне от 0 (минимум) до 63 (максимум) яркости для данного цвета. По принятому для мониторов международному стандарту равное число градаций всех трех цветов дает 63 оттенка серого цвета, что избавляет от необходимости вводить постоянную поправку на субъективную разницу светимости базовых цветов. Монитор был отрегулирован на максимальную контрастность и яркость (черный фон экрана без засветки). В качестве эталона использовался нейтрально-желтый цвет (R = 73%, G = 52%, B = 0).

Испытуемые получали словесную инструкцию: с помощью клавиш управления цветами синтезировать нужный оттенок и подравнять его как можно точнее к эталону.

Эксперимент проходил в условиях компьютерного класса с комфортной освещенностью в ходе компьютерного практикума по психологии восприятия. Испытуемые были разбиты на подгруппы по 8 -10 человек; каждый работал на индивидуальном компьютере. Всего в эксперименте принял участие 31 человека (27 девушек и 4 юноши).

Перед тем, как приступить к работе, все испытуемые заполняли опросник САН (Практикум по психодиагностике, 1989), данные которого в последствии использовались для контроля за их психологическим состоянием.

^ Гипотеза исследования состояла в том, что на чувствительность к красному и зеленому цвету влияет психологическое состояние испытуемых, что должно проявиться в систематических ошибках подравнивания желтого цвета к эталону.

^ Результаты эксперимента.

Статистическая обработка проводилась методом линейной корреляции Пирсона. Тридцать шкал опросника САН и три его суммарных показателя («Самочувствие», «Активность», «Настроение») проверялись на наличие связи с показателями интенсивности красного, зеленого и синего компонентов в синтезированной испытуемыми смеси, показателем баланса красного и зеленого (R/G) и показателем суммарной яркости синтезированного цвета.

Всего было получено 39 статистически значимых корреляций, 11 из которых - выше 0.01.

1. Интенсивность красного компонента смеси коррелировала с 10-ю шкалами САН: работоспособный – разбитый (p < .05); жизнерадостный - мрачный (p < .05); напряженный - расслабленный (p < .01); увлеченный - безучастный (p < .05); отдохнувший - усталый (p < .05); свежий - изнуренный (p < .05); выносливый - утомленный (p < .01); оптимистичный - пессимистичный (p < .05); бодрый - вялый (p < .01); довольный - недовольный (p < .05); с положительным полюсом суммарного компонента «Состояние» (p < .05). Из этих результатов следует, что общее позитивное самочувствие испытуемых сопровождалось увеличением интенсивности красного компонента в синтезированной испытуемым смеси.

2. Повышение интенсивности зеленого в смеси коррелировало с самооценкой состояния по 12-и шкалам: хорошее настроение - плохое настроение (p < .05); работоспособный - разбитый (p < .01); счастливый - несчастный (p < .05); жизнерадостный - мрачный (p < .01); напряженный - расслабленный (p < .05); увлеченный - безучастный (p < .01); отдохнувший - усталый (p < .05); свежий - изнуренный (p < .05); выносливый - утомленный (p < .01); оптимистичный - пессимистичный (p < .01); бодрый - вялый (p < .01); довольный - недовольный (p < .01); с интегральными показателями «Самочувствие» (p < .05) и «Настроение» (p < .05). Таким образом, повышение интенсивности зеленого в смеси в целом совпадает с положительным настроением и хорошим функциональным состоянием испытуемых.

3. Общее увеличение яркости синтезированной смеси коррелировало с 8-ю характеристиками: работоспособный - разбитый (p < .05); жизнерадостный - мрачный (p < .05); напряженный - расслабленный (p < .01); увлеченный - безучастный (p < .05); выносливый - утомленный (p < .05); оптимистичный - пессимистичный (p < .05); бодрый - вялый (p < .05); довольный - недовольный (p < .05); с интегральным показателем «Состояние» (p < .05). Большинство этих шкал - общие как для повышения интенсивности красного, так и зеленого цветов. Повышение яркости синтезируемой смеси, таким образом, связано с общей позитивной самооценкой состояния испытуемых.

4. ^ Баланс интенсивности красного и зеленого (R/G) в смеси коррелировал с одной характеристикой: напряженный - расслабленный (p < .05). При повышенной оценке своей напряженности баланс сдвигается в красную область, при оценке себя расслабленным - в зеленую.

5. Несмотря на то, что в эталонном цвете отсутствовала примесь синего, 11 испытуемых (одна треть) ввели его в синтезируемый цвет. Наличие и интенсивность синего цвета коррелировали с характеристиками: медлительный - быстрый (p < .01); бездеятельный - деятельный (p < .05); несчастный - счастливый (p < .05); соображать трудно - соображать легко (p < .05). С точки зрения оценки эмоционального состояния, это сочетание весьма характерно, что не позволяет считать его артефактом регулировки мониторов некоторых компьютеров. Снижение активности, темпа, интенции и настроения в клинической практике расценивается как психический компонент депрессивного состояния.

Представляют интерес взаимные корреляции между параметрами синтезированного цвета. Они представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Взаимная корреляция параметров синтезированного цвета.

 

ЦВЕТА

Красный

Зеленый

Синий

Яркость

R/G

Красный

1.00

.96**

.18

.98**

.79**

Зеленый

 

1.00

.14

.97**

.61**

Синий

 

 

1.00

.34

.24

Яркость

 

 

 

1.00

.74**

Пояснение к таблице: ** - p < .01.

Из этой таблицы видно, что интенсивность красного, зеленого и яркости цветов в смеси положительно взаимосвязаны. Это может означать, что повышение их интенсивности детерминирована общим фактором. В системе цветопередачи RGB совместное увеличение яркости (по законам аддитивного смешения цветов) приводит к суммарному увеличению яркости смеси (одновременно снижая ощущение ее насыщенности). Это и проявилось в высокой корреляции яркости смеси с красным и зеленым компонентами. При этом в 96% случаев повышение яркости детерминировано интенсивностью красного и в 94% - зеленого. Интенсивность синего не коррелирует ни с одним из остальных параметров, хотя примесь синего так же увеличивает яркость смеси.

^ Обсуждение результатов эксперимента.

Существо наших результатов состоит в том, что в зависимости от оценки своего состояния испытуемые либо переоценивали, либо недооценивали удельный вес зеленого или красного в цветовой смеси в сравнении с эталоном. То есть одни испытуемые не видели, что, например, красного больше, а другие не видели, что его меньше. При этом первые характеризовались повышенной оценкой своего состояния, а вторые - пониженной.

Возникает вопрос: потому ли испытуемые подмешивают большее количество цвета в смесь, что нечувствительны к нему (снижение чувствительности), или они это делает потому, что переоценивают его количество в эталоне (повышение чувствительности)? Ответ становится очевидным, когда испытуемые «видят» синий оттенок в эталоне, в то время, как его там нет. Результаты говорят о том, что синий оттенок попросту приписывался одной третью испытуемых эталону. Так же правомерно интерпретировать преобладание и остальных цветов в смеси.

Таким образом, оставаясь на почве наблюдаемых фактов, следует говорить не только об изменении чувствительности к базовым цветам, но о склонности в той или иной степени приписывать цвет эталону в зависимости от психологического состояния. Например, речь может идти не о неразличении эталона и образца (дифференциальном пороге), а о не придании значимости этим различиям (определенной неосознанной установке восприятия). Иными словами, следует предполагать, что в основе наблюдаемых закономерностей лежат более сложные психологические механизмы, нежели те, что определяют величину порогов периферической чувствительности.

Хотя мы предполагаем «вмешательство» в процесс восприятия таких психологических феноменов, как эмоции и установки, не следует исключать вероятность, что переоценка количества цвета в образце и его приписывание эталону может быть связано с повышением к нему чувствительности. Сопоставив это предположение с результатами данной серии, мы получаем ряд следствий: 1) общее позитивное самочувствие испытуемых связано с повышением чувствительности к красному цвету в эталоне; 2) ощущение повышенной активированности, тонуса и настроения связано с повышением чувствительности к зеленому в эталоне; 3) снижение активности, темпа, интенции и настроения связано с повышенной чувствительностью к синему в эталоне; 4) при повышенной оценке своей напряженности баланс чувствительности сдвигается в красную область, при оценке себя расслабленным - в зеленую.

Эти следствия хорошо согласуются с изложенными результатами исследования Э.Т.Дорофеевой: повышение чувствительности к красно-желтой части спектра совпадет с эмоциональным состоянием положительного оттенка, а чувствительность к синей - с состоянием отрицательного оттенка (Дорофеева, 1970, с. 319-327). Но они не согласуются с результатами исследований С.В.Кравкова.

В результате ряда экспериментов по влиянию на восприятие цвета неспецифических «непрямых» раздражителей и вегетотропных препаратов С.В. Кравков (Кравков, 1950; 1948; 1951 ) сделал вывод, что симпатикотропные воздействия повышают чувствительность к зелено-синей части спектра, а парасимпатикотропные - к красной. Во-первых, в наших исследованиях мы не видим столь выраженного реципрокного отношения между «красной» и «зеленой» чувствительностью, каковое должно наблюдаться при заинтересованности вегетативного баланса по С.В.Кравкову. Во-вторых, по С.В.Кравкову, «синяя» реакции согласована с «зеленой», а в наших данных связи отсутствуют и, более того, по психологическому смыслу «синяя» реакция противоположна в большей мере зеленой (настроение), и только во вторую очередь «красной» (активность). В-третьих, мы наблюдаем обратные связи между состоянием и восприятием цветов, нежели в исследованиях Кравкова. В-четвертых, как было сказано, испытуемым приписывали наличие синего цвета эталону, что вряд ли объяснимо чувствительностью анализатора в полном смысле слова. Таким образом, наблюдаемые связи не являются отражением влияния автономной нервной системы на восприятие цвета. Во всяком случае, они не повторяют известных результатов С.В.Кравкова.

Наблюдавшееся приписывание образцу яркости и того или иного оттенка (красного или зеленого) мы склонны квалифицировать как нарушение цветовой константности образа под влиянием психологического состояния и эмоций. Наблюдавшийся нами феномен перцептивного приписывания совпадает с фактами обыденного сознания: при хорошем настроении и самочувствии краски мира кажутся ярче и краше, в таком состоянии дети рисуют более красочные и яркие картины. В депрессии и унынии мир кажется серым, его краски блекнут, что также отражается в «депрессивной» гамме рисунков (Elkish, 1960). Результаты нашего исследования, таким образом, позволяют говорить, что кроме метафорического приписывания («синий понедельник») и экспрессивного приписывания (колорит рисунка) существует эффект перцептивного приписывания цветов, связанный с психологическим и физиологическим состоянием и настроением - неосознаваемая визуализация настроения в форме характерного искажения колорита воспринимаемого образа.

Вместе с тем следует серьезно отнестись к значению яркостного компонента в выявленных зависимостях и к высокой корреляции между красным и зеленым компонентами синтезируемой испытуемыми смеси. Эти два факта указывают на то, что ведущую роль в выявленных соотношениях между состоянием и восприятием цвета играет не оттеночный, а именно светлотный (яркостной) фактор (но не для синего цвета). В связи с этим представляет интерес вопрос: имеет ли оттеночный компонент характерные особенности, и какие?

Для подтверждения предположений о специфике оттеночного компонента была проведена обработка данных методом множественной регрессии. В качестве зависимых переменных выступили красный, зеленый и яркостной компоненты синтезированного испытуемым цвета. В качестве независимых переменных выступили 16 перечисленных в предыдущих разделах шкал САН, с которыми наблюдались корреляции этих компонентов.

Для красного компонента методом пошагового включения и исключения были получены практически одинаковые результаты. Окончательная регрессионная модель имеет вид:

^ Красный = 72,6 + .541* (Напряженный) + .504* (Бодрый); коэффициент корреляции наблюдавшихся и предсказанных характеристик r = .70, p <.0001.

Для яркостного компонента методом пошагового включения и исключения были получены практически одинаковые результаты. Окончательная регрессионная модель имеет вид:

^ Яркость = 127 + .556* (Напряженный) + .480* (Бодрый); коэффициент корреляции наблюдавшихся и предсказанных характеристик r = .69, p <.0008.

Для зеленого компонента методом пошагового включения и исключения были получены несколько различные по содержанию, но близкие по психологическому смыслу результаты :

Зеленый = 46 + .469* (Счастливый) + .510* (Напряженный) ; коэффициент корреляции наблюдавшихся и предсказанных характеристик r = .64, p <.0006. Модель получена пошаговым включением.

Зеленый = 49.5 + .480* (Напряженный) + .394 * (Бодрый) + .189* (Довольный); коэффициент корреляции наблюдавшихся и предсказанных характеристик r = .71, p <.0002. Модель получена пошаговым исключением.

В целом результаты регрессионного анализа подтвердили выводы, сделанные на основе качественного анализа корреляций: красный компонент не отличается качественно от яркостного, а зеленый, кроме одинаковых с ними характеристик, имеет отношение к параметру настроения. Кроме этого был получен новый результат: все три компонента, - красный, зеленый и яркостной, наиболее регулярно связаны со шкалой «Напряженный - расслабленный», и, чуть менее однозначно, - со шкалой «Бодрый - вялый».

^ Вторая серия. Исследование связи между критической частотой слияния мельканий (КЧМ) шести цветов и опросником Айзенка и САН.

В результате предыдущего исследования осталась не подтвержденной гипотеза: эффект перцептивного приписывания может быть связан с повышением чувствительности цветового анализатора.

Для доказательства ее, а также для подтверждения сделанных ранее выводов, было предпринято исследования связи между характеристиками психологического состояния и критической частотой слияния мельканий (КЧМ). Согласно С.В.Кравкову под последней понимается «минимальная частота перерывов света в секунду, при которой наступает слияние мельканий» (Кравков, 1950, с. 359)

^ Объект исследования: зависимость критической частоты слияния мельканий цветов от эмоционального состояния у 40 студентов психологического факультета СамГПУ.

^ Процедура исследования.

Эксперимент также был проведен при помощи компьютера как цветосинтезирующего устройства. В качестве эталона использовались: красный (R=73%, G=0, B=0), нейтрально-желтый (R=73%, G=63%, B=0), зеленый (R=0, G=63%, B=0), голубой (R=0, G=73%, B=73%), синий (R=0, G=0, B=73%), фиолетовый (R=63%, G=0, B=63%). Мерцание стимула достигалось понижением яркости эталона на 1/3. Программным таймером засекалось время между включением яркого и темного эталона, это время усреднялось для 50 мельканий. Интервал между ярким и темным эталоном мог произвольно изменяться с клавиатуры. Таким образом, фиксируемая величина счетчика соответствовала урежению частоты мельканий вследствие удлинения экспозиции эталона, т.е. она обратна по величие частоте мельканий, и соответствует повышению чувствительности (активированности) анализатора.

Испытуемые получали словесную инструкцию: с помощью клавиш управления частотой мельканий, путем произвольного подравнивания, найти субъективную границу, на которой появляется отчетливое мерцание эталона.

В половине случаев эксперимент проходил в условиях компьютерного класса с комфортной освещенностью в ходе компьютерного практикума по психологии восприятия. Другая половина испытуемых исследовалась индивидуально. Использовались компьютеры класса Pentium 160 Мгц. Перед тем, как приступить к работе, все испытуемые заполняли опросник САН (Самочувствие - Активность - Настроение), и PEN Г. Айзенка, данные которых в последствии использовались для контроля за их психологическим состоянием.

Гипотеза. С.В.Кравков (Кравков, 1950) считал, что КЧМ зависит от различительной чувствительности глаза к быстро сменяющимся яркостям: это функция периферической (пигмент) и центральной (клетка) световой чувствительности глаза и его различительной чувствительности. Он же высказал и обосновал мнение об обратном соотношении между КЧМ и цветовой чувствительностью. Кравков связал это с понижением яркости послеобразов при понижении абсолютной чувствительности, что, по его мнению, это должно усилить различительную чувствительность. Кроме того, КЧМ понижается с повышением возбуждения зрительного аппарата. С точки зрения экспериментальной феноменологии, возбужденный, высоко чувствительный глаз не заметит колебаний яркости, а утомленный и низко чувствительный - заметит.

Согласно выдвинутой экспериментальной гипотезе, КЧМ для разных цветов должна быть по-разному связана с психологическим состоянием испытуемых. Если верны выводы по предыдущей серии, то с повышением чувствительности (низкой КЧМ) будут связаны те же характеристики психологического состояния, что и с переоценкой яркости красного и зеленого компонентов в желтом эталоне.

^ Результаты эксперимента.

Следуя мнению С.В.Кравкова, измеряемый в нашем эксперименте показатель, обратный КЧМ, является прямой характеристикой высоты возбуждения и абсолютной чувствительности цветового анализатора. Результаты состояли в следующем.

Повышенная чувствительность к фиолетовому связана с положительными оценками активности и состояния: «^ Чувствую себя сильным - чувствую себя слабым» (p < .05), «Активный - пассивный» (p < .05), «Подвижный - малоподвижный» (p < .01), «Восторженный - унылый» (p < .05), «Отдохнувший - усталый» (p < .05), «Полный надежд - разочарованный» (p < .05), а также с второй главной компонентой («Активность») опросника САН (p < .05). Есть положительная связь со шкалой «Тревожность» опросника Айзенка (p < .05).

Высокая чувствительность к желтому связана с повышенной оценкой себя по шкалам «Активный - пассивный» (p < .05), «Подвижный - малоподвижный» (p < .05), «Озабоченный - спокойный» (p < .01) и второй главной компонентой («Активность») опросника САН (p < .05). Таким образом, высокая чувствительность к желтому связана с состоянием активности с компонентом озабоченности.

Высокая чувствительность к зеленому связана с оценкой себя «озабоченным» (p < .05); со второй главной компонентой («Активность») опросника САН (p < .05). Это сходно с желтым цветом, но проявлено в несколько меньшей степени.

Повышенная чувствительность к голубому связана с характеристиками настроения: «Несчастный - счастливый» (p < .05), «Печальный - радостный» (p < .05), «Пессимистичный - оптимистичный» (p < .05) и характеристикой состояния «Утомленный - выносливый» (p < .05), т.е. чувствительность к голубому связана с депрессивным компонентом настроения и астенизацией.

Повышенная чувствительность к синему связана с характеристиками настроения: «Плохое настроение - хорошее настроение» (p < .05), «Несчастный - счастливый» (p < .05), «Пессимистичный - оптимистичный» (p < .01). Это тоже представляет депрессивный фон настроения.

Исследование совместного факторного пространства цветовой чувствительности и характеристик САН методом главных компонент дало дополнительные основания для подтверждения выдвинутых гипотез. Вторая главная компонента (16% дисперсии матрицы) объединила высокую чувствительность ко всем цветам с характеристиками «увлеченный», «деятельный», «активный», «подвижный» и фактором «Активность» опросника САН. Таким образом, общее повышение чувствительности к цветам (низкая КЧМ) связано с состоянием мобилизованности и высокой самооценкой активности. Третья компонента (8% дисперсии) была значимо нагружена повышенной чувствительностью к синему, полюсом «Расслабленный» шкалы «Расслабленный - напряженный» и отрицательным значением фактора «Активность» САН. Кроме этого повышение чувствительности к синему было связано с понижением чувствительности ко всем цветам, поскольку с указанной третьей компонентой положительно коррелирует единственный фактор, полученный при факторном анализе КЧМ для шести исследованных цветов, который однозначно интерпретируется как «низкая чувствительность ко всем цветам». Таким образом, чувствительность к синему связана с расслаблением, иммобилизацией (пассивностью) и понижением чувствительности ко всем цветам.

^ Обсуждение результатов.

В целом, что касается связи между степенью возбуждения зрительного аппарата и понижением КЧМ, наши результаты подтверждают предположение С.В.Кравкова. Высокая самооценка активности, мобилизованности, положительная оценка состояния, как и озабоченность (тревожность) связаны с повышенным возбуждением и чувствительностью цветового анализатора. Эта закономерность так или иначе проявлена для всех цветов, но особенно - для фиолетового, желтого и зеленого. Она также совпадает с выявившейся в предыдущем исследовании связью между переоценкой яркости эталона и высокой оценкой собственного состояния, что доказывает выдвинутую ранее гипотезу.

Иная, противоположная, связь прослеживается между синим и голубым эталоном и характеристиками настроения. Повышение чувствительности к этим оттенкам связано с подтверждением отрицательного фона настроения, «расслабленностью» и пассивностью. Важно подчеркнуть, что эта закономерность не связана с яркостью эталона, а именно с его тоновыми характеристиками, поскольку яркость голубого эталона равна яркости желтого, красного и зеленого. Эта закономерность тоже совпадает с результатами предыдущей серии - с приписыванием желтому эталону синего оттенка при понижении настроения и независимостью синего от яркости.

Единственное серьезное расхождение результатов первой и второй серии экспериментов состоит в отсутствии значимых корреляций между КЧМ для красного цвета и состоянием. Мы склонны объяснять это артефактом проведения второй серии. Красный образец стоял первым в списке, и, согласно субъективным отчетам испытуемых, вызывал большие трудности, поскольку на нем проходило обучение процедуре исследования. С другой стороны, и в первой серии не наблюдалось качественных различий ни в результатах корреляционного, ни в результатах регрессионного анализа между красным и светлотным компонентами. Это может говорить о незначительном вкладе красного компонента в выявленные закономерности по обеим сериям.

Таким образом, не повторяя частных выводов первой серии, можно сделать общий вывод о связи между эффектом перцептивного приписывания цветов эталону с избирательным повышением уровня чувствительности и активации цветового анализатора. Синий (голубой) цвет стоит особняком от остальных хроматических цветов: чувствительность к нему повышается при понижении чувствительности к остальным цветам, пониженном настроении, расслаблении и пассивности, а не активированности, напряженности и готовности к действию, как это наблюдается для остальных цветов, и этот эффект не связан со светлотой тона.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Индивидуальные различия и характеристики цветового восприятия iconНейропсихология темперамента
Высказываются две базовые предпосылки: a темперамент отражает индивидуальные различия в предрасположенности к определенным видам...

Индивидуальные различия и характеристики цветового восприятия iconПодводный Серия «Каббалистическая астрология»
Эта девятнадцатичленная структура одинакова у всех людей; индивидуальные различия и, собственно говоря, каббалистическая астрология...

Индивидуальные различия и характеристики цветового восприятия iconИсторичсекий экскурс в заблуждения
И выдвинул теорию мозг однороден (гомогенен), поэтому включается выключается весь и сразу, подобно спирали электроплитка. Поэтому...

Индивидуальные различия и характеристики цветового восприятия iconМетодика обобщения тематических карт с помощью цветового анализа
Рассмотрена технология визуального анализа и обобщения графического изображения тематических карт. Предполагается наличие ряда простых...

Индивидуальные различия и характеристики цветового восприятия iconНейропсихология темперамента резюме
Стп), 2) система "борись/убегай" (Б/УС), 3) система приближающего поведения (спп). Индивидуальные различия в функционировании этих...

Индивидуальные различия и характеристики цветового восприятия iconМузыкального восприятия
Затрагиваются также проблемы целостности и дифференцированности восприятия музыкальных произведений

Индивидуальные различия и характеристики цветового восприятия iconТаможенная декларация
Уктвэд, а также, если товары с одинаковым кодом согласно уктвэд имеют различия (страну происхождения, признаки и характеристики,...

Индивидуальные различия и характеристики цветового восприятия iconСвязь восприятия и мышления в подсознательной сфере человека
Подходы к изучению основных закономерностей мышления и восприятия в отечественной и зарубежной литературе. 5

Индивидуальные различия и характеристики цветового восприятия iconТекст «Чумаки»
Горина Наталия Михайловна учитель по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Конспект занятия по развитию слухового...

Индивидуальные различия и характеристики цветового восприятия iconБиологические основы восприятия. Биологические основы эстетики
Особенности физиологических механизмов восприятия обеспечивают распознавание образов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<