Методические рекомендации для иностранных студентов для подготовки и работы на практическом занятии по медицинской психологии тема: Психологические особенности больных с разными заболеваниями




НазваниеМетодические рекомендации для иностранных студентов для подготовки и работы на практическом занятии по медицинской психологии тема: Психологические особенности больных с разными заболеваниями
страница1/7
Дата публикации16.02.2014
Размер0.89 Mb.
ТипМетодические рекомендации
uchebilka.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для иностранных студентов

для подготовки и работы на практическом занятии

по медицинской психологии

ТЕМА: Психологические особенности больных с разными заболеваниями.
Актуальность темы:

Отечественная медицина при изучение болезней выходит из признания единства соматичного и психического, организма и личности в всей сложности их соотношений. М.Я. Мудров, С.П. Боткин, Г.А. Захарьїн и прочие подчеркивали необходимость учета личностных особенностей больному, как в диагностике, так и при терапии заболеваний.

При соматичних заболеваниях очень часто встречаются неврозоподібні состояния, которые при целом ряде заболеваний проявляются разными клиническими феноменами. Кроме неврозоподібних проявлений соматичного заболевания, психических реакций на ту, или же другую болезнь, сложные соматопсихічні переплетения создают своеобразный колорит невротических наслоений, которые представляют собой разнообразные аутогенні и аллогенні реакции личности больного на болезнь, которые, в свою очередь, распространяясь могут даже перекрыть основную симптоматику соматичного заболевания.
^ Общая цель знать основные черты личностей больных при разных заболеваниях, типы реакции на болезнь, которые наиболее частое встречаются при тому или другом заболевании и особенности психотерапевтической коррекции патологического типа реагирования в зависимости от нозологии.
Конкретные цели:

  1. Знать особенности психики больных в терапевтической клинике.

  2. Знать особенности психики хирургического и онкологического больного в зависимости от этапа лечения.

  3. Знать психологические изменения в больных при эндокринной патологии.

  4. Знать особенности психики больных при инфекционных заболеваниях.

  5. Знать изменения психики больных при недостатках развития и повреждение лицо и тела.

  6. Знать психологические изменения личности беременных женщин в зависимости от триместра беременности и психические расстройства периода беременности и родов.

  7. Знать особенности психики больных детей и лиц преклонного века.


Цели исходного уровня:

  1. Знать анатомо-физиологические основы функционирования эндокринной системы и вегетативной нервной системы (кафедра нормальной физиологии и анатомии человека);

  2. Знать физиологические изменения, которые происходят в организме человека под действием стресогенного фактора (кафедра нормальной физиологии);

  3. Знать патофизиологические и патоанатомічні изменения, характерные для разных соматичних и инфекционных заболеваний (кафедра пат анатоми

  4. Знать основные клинические признаки гипертонической болезни, язвенной болезни желудку, бронхиальной астмы, ревматоїдного артрита (кафедра пропедевтической и факультетской терапии).

  5. Знать клиническую картину и особенности хода соматичних и инфекционных болезней у детей (кафедра пропедевтики педиатри).

Проверить степень своей подготовки Вы можете, решив предложенные задачи.

Теоретические вопросы:


  1. Психология больного при инфаркте миокарда.

  2. Психология больного при гипертонической болезни.

  3. Какая психология женщины в период беременности?

  4. Какая психология женщины после родов?

  5. Какая психология женщины при гинекологических заболеваниях?

  6. Какие факторы имеют особенно важное значение для положительного
    влияния на психику беременной женщины?

  7. В чем суть психопрофілактичної работы с роженицей к и после
    выписки из родового дома?

  8. Пересчитайте основные особенности психики больного ребенка.

  9. Опишите специфику организации лечебно-диагностического процесса
    в детских отделениях.

  10. Опишите тактику врача в решении вопроса "больной ребенок - диагноз".

  11. Какие психологические проблемы возникают в хирургического больного в предоперационном периоде?

  12. Которой должна быть психологическая тактика врача относительно хирургического больного в предоперационном периоде?

  13. С какими психологическими проблемами сталкивается хирургический
    больной в послеоперационном периоде?

  14. Которой должна быть психологическая тактика врача относительно хирургического больного в послеоперационном периоде?

  15. Которые существуют варианты отношения больного к будущей операции?

  16. Существование что категории больных должен учитывать в своей практике врач-хирург, во избежание напрасных оперативных вмешательств?

  17. Которые выделяют периоды в динамике психического состояния онкологического
    больного? Чем характеризуется любой из периодов?

  18. Дайте обобщенную психологическую характеристику больным язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки с учетом прет-
    морбіда, наиболее типичных провоцирующих ситуаций, структуры личности,
    отношений с людьми.

  19. Как должна строиться психологическая тактика и психокорекційна работа врача относительно больных язвенной болезнью желудка и двенадцати­
    палої кишки?

  20. Какие психологические особенности больных с врожденной ли рано приобретенной слепотой?

  21. Аким должен быть психологический и педагогический подход к детям с
    врожденной слепотой?

  22. С какими психологическими проблемами сталкиваются больные с приобретенной слепотой, а также слабозрячі?

  23. У чем должны состоять психологическая помощь и реабилитационные
    мероприятия относительно больных, которые утратило зрение?

  24. Какие психологические особенности больных, что страдают глухотой и
    глухонемотой, а также туговухих?

  25. У чем должна состоять система психологической помощи глухим,
    глухонемым и туговухим?

  26. Какие психологические особенности больных, что имеют врожденные физические недостатки?

  27. Какая психология больных с приобретенными физическими недостатками?

  28. На чем должна грунтоваться психологическая и психокорекційна помощь больным с врожденными и приобретенными увечьями?


Информацию, якан еобхідна для формирования знаний-умений, которые обеспечивают достижение цели занятие, можно найти в источниках:


    1. Клиническая психология: Учебн. для студ. мед. вузов /Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. – 2-е изд. – Г.: Медпресс-информ, 2005. – С. 9-23, 123-138.

    2. Вітенко Н.В. Общая и медицинская психология. К.:«Здоровье».-1994.-С.76-89.

    3. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. – 4-е изд.- Г.: „медпресс-информ”, 2002. – С.3-61.


В прибавлении 1 приведен граф логической структуры темы „Предмет, задача и исследовательские приемы психологического состояния человека. Понятие о психическом здоровье.”

^ Краткое изложение темы:

Вся история медицины отображает тесную взаимосвязь самочувствия с психическим состоянием, но, прежде всего, с расположением духа самого индивидуума. "Внутренний язык эмоций - это функция органов" (Е.К. Краснушкін), то есть каждое психическое влияние получает то или другое отображение в телесных ощущениях и процессах как в норме, так и при патологии. Больной отличается от здорового человека тем, что у него рядом с изменениями функционирования внутренних органов и физического самочувствия качественно изменяется психическое состояние. Болезнь изменяет восприятие и отношение человека к событиям, которые происходят, к самому себе, создает особое ее положение среди близких людей, в обществе. Наблюдается перестройка интересов от внешнего мира к собственным ощущениям, функций собственного тела, ограничение интересов. Психика больного с начала заболевания обнаруживается в необыкновенном состоянии, так как по болезни поднимается обычный ритм жизни, работы, отдыха, сна.

^ Психология больных из сердечно-сосудистого патологией

Изменения личности при трудных соматических заболеваниях рассматриваются как новообразование, которое возникают в период кризиса развития. Объективная ситуация трудного, опасного соматического заболевания, отрыв от первичного социального окружения, инвалидность приводят к изменению объективного положения человека в социальной среде (Л.И. Божович).

Центральным психологическим механизмом личностных изменений в условиях хронической соматической болезни выступает перестройка иерархии мотивов по типу переподчинения новому главному содержательному мотиву - сохранению жизни и восстановлению здоровья, названному А.Ш. Тхостовим "смещением цели на мотив".

При прогрессировании хронической болезни меняется вся система отношений больных. Значащими становятся только те события, которые не противоречат снова выделенному содержательному мотиву сохранения жизнь. Вследствие этого появляется замкнутость, отчужденность, обедненность контактов с людьми, пассивность. Состояние психики больных с разными заболеваниями сердца давно привлекал к себе внимание врачей. Это поясняется сформированным в сознания человека представлением о том, что нарушение сердечной деятельности представляет собою угрозу для жизни.

Кардиофобии - один из наиболее частых и наиболее значащих психо-вегетативних синдромов в широкой врачебной практике. Чувство перекардиального дискомфорта и необыкновенные ощущения в левой половине грудной клетки, которые возникают сначала в условиях психотравмующей ситуации или даже при ее отсутствии, после продолжительной астенизации обуславливают нарастающую тревогу и настороженность больных, фиксацию на деятельности сердца, все большую уверенность в наличия у них серьезного сердечного заболевания, которое формирует страх смерти.

Неопределенное, диффузное сначала беспокойство, возрастающие аффективное напряжение, тревожность, мнительность и страхи, становятся основой для развития острого кардоофобического приступа.

Болезненный, витальный страх, который испытает больной через сердечно-сосудистые расстройства, несоизмеримый ни за интенсивностью, ни за характером с обычными человеческими чувствами и переживаниями. Чувство не угрозы, а близости "смерти, которая надвигается", становится для больного единственной реальностью. И тот очевидный факт, что десятки уже перенесенных ним прежде подобных приступов не привели ни к инфаркту миокарда, ни к сердечной недостаточности, не имеют для него никакого значения. Давно известно, что не умереть страшно, а страшно умирать. Судьба этих больных, что "умирают из ночи в ночь или со дня в день, воистину трагическая". Испытывая страх за свое сердце и в межприступном периоде, такие больные постоянно считают у себя пульс, тщательно анализируют любые изменения сердечной деятельности. С педантизмом подвергаются они непрестанной борьбе "за поддержку своего сердца" не только всю свою жизнь, но и жизнь окружающих.

Некоторые врачи не уделяют достаточного внимания страданиям таких больных и не учитывают вышеприведенных явлений. Важнейшее средство лечения этих состояний - психотерапия.

^ Инфаркт миокарда. Среди острых сердечно-сосудистых заболеваний, которые угрожают жизни человека, на первом месте стоит инфаркт миокарда. Как трудное соматическое заболевание, он делает интенсивный психотравмирующее, стрессовое влияние на психику, прежде всего своей остротой, неожиданностью, субъективным весом, неопределенностью и вероятностью трагического результата, возможностью инвалидности.

Психические нарушения при инфарктах миокарда разнообразные, сложные и могут развиваться остро, подостро ли постепенно. Одной из частых изменений психической деятельности, которые развиваются вслед за острым периодом инфаркта миокарда, есть продолжительная бессонница, на фоне которой могут возникать психотические эпизоды с илюзорно-галюцинаторными расстройствами и двигательным беспокойством, с потерей критического осмысления окружения и оценки собственного состояния. В остром периоде инфаркта миокарда могут быть аффективные изменения в виде выраженной тревоги, подавленности. Больной, охваченный предчувствием бедствия, которое приближается, катастрофы, мечется, не находит себе места. Появляется несознательный страх смерти. Иногда в остром периоде наблюдается повышенное расположение духа, убежденность в отсутствии любого соматического заболевания и, прежде всего, инфаркта миокарда. В этом периоде больные жалуются, что "цвета потускнели", все явления действительности утратили свою яркость и приобрели какой-либо особый, большей частью медленный ритм. Описанная симптоматика постоянно объединяется с симптомами общей анестезии, снижением побуждений, изможденностью психических функций.

В подостром периоде инфаркта миокарда чаще встречаются более заметные изменения психического состояния человека. Довольно часто обнаруживаются стойкие ипохондрические нарушения: когда-то активная личность крайне ограничивает круг своей деятельности, интересов, стараясь избегнуть даже необходимых медицинских рекомендаций, занятий лечебной гимнастикой, отдает предпочтение постельному режиму перед выполнением физической или интеллектуальной работы. В беседе с такими пациентами обращает на себя внимание лишняя сосредоточенность на теме болезни, его результате.

В других после перенесенного инфаркта миокарда появляется ипохондрическая фиксация прежде всего на деятельности сердца, которое часто имеет фобический оттенок: больные склонны пересчитывать пульс, из любого незначительного повода они обращаются за советами к врачу и даже к лицам немедицинской специальности. Имеют место также затяжные невротические реакции с плаксивостью, ранимостью, раздражительностью.

Вопрос соотношения личности и болезни остаются в центре внимания при изучении проблемы реадаптации больных, которые перенесло инфаркт миокарда. Дальнейшая адаптация больного в социальном и трудовом аспекте определяется, главным образом, правильным анализом, осознанностью больным факта своего заболевания.

При этом нет прямого соотношения между типологическими особенностями личности и ее угнетенностью болезнью. Личность с стойкими волевыми качествами иногда становилась неспособной к адекватно стойкому, правильному анализу изменений, которые происходили в соматической сфере, адекватной оценке физического благополучия. В этих случаях астено-депресивные реакции оказывались стойкими, несмотря на положительную динамику соматического заболевания.

Такие больные имеют потребность в постоянных психотерапевтических беседах. Основой для психотерапии таких больных служит хороший контакт между врачом и больным. Этот контакт помогает больному верить своему врачу, быть уверенной в правильности лечения, сформировать надлежащее отношение к своему заболеванию.

Для профилактики инфаркта миокарда рекомендуется учитывать преморбидные особенности больных, которые отличаются особыми чертами характера, такое как стремление достичь поставленной цели, отсутствие удовлетворения в работе и в отдыхе. Важно также и устранение "факторов риска" - уменьшение отрицательных эмоциональных влияний.

Необходимо знать изменение психологии больных уже в продромальном периоде инфаркта миокарда, которые имеют "сигнальное значение": ощущение "неясной затуманенной головы", нечеткость восприятия окружающего, невозможность сосредоточиться при умственной деятельности. Указанные ощущения сопровождаются, как правило, изменениями в эмоциональной сфере - появляются предчувствие опасности, тревога, тоска, иногда - эйфория. Врач должен знать, что подобные изменения в психологии человека служат предвестником инфаркта миокарда.

^ Гипертоническая болезнь. Одной из важнейших проблем медицины есть гипертоническая болезнь. При гипертонической болезни в начальной стадии большинство больных адекватно оценивают свое состояние здоровья, правильно воспринимают рекомендации и назначения врача. Часть больных с тривожно-мнительными чертами в преморбиде повышение артериального давления воспринимают как "трагедию", катастрофу. Расположение духа становится сниженным, внимание фиксированная на болезненных ощущениях, круг интересов суживается.

В другой группе больных диагноз гипертонической болезни не вызовет какой-нибудь реакции, они игнорируют заболевание, отказываются от лечения. Такое отношение к болезни наблюдается преимущественно у лиц, которые злоупотребляют алкоголем (Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К., 1976).

Больные, что продолжительно страдают на гипертоническое заболевание, могут привыкать к нему и перестают обращать внимание на серьезность болезни, необходимость лечения.

Прогрессирование болезни может приводить к нарастанию выраженного астенического симптомокомплекса, что предворяет органическое изменение психической деятельности, которое выражается в нарушении памяти, колебаниях расположения духа, слабодушия, утомляемости. Больные становятся впечатлительными, ранимыми, появляется ипохондрическая фиксация на разных болезненных ощущениях.

В качестве преморбидных особенностей личности, которые склоняют к развитию гипертонической болезни, фигурирует обычно выраженная аффективная нестойкость: тревожность, мнительность, повышенная впечатлительность, ригидность в переживании неприятных впечатлений и ограниченная способность к переживанию положительных эмоций.

Теснейшая взаимосвязь между сомой и психикой на всех этапах развития гипертонической болезни делает его одним из наиболее ярких представителей психосоматических страданий.

Основными патогенетичними факторами гипертонической болезни становятся, по Г.Ф. Лангу (1958), психическая травматизация и психическое перенапряжение. Именно эмоции, которые соединяют психическое и соматическое, оказывают содействие гипертонии.

Поэтому большое значение имеют при гипертонической болезни беседы врача, направленные на разъяснение и успокоение больного с учетом его индивидуальных личностных особенностей. Хороший эффект дает обучение больного приемам аутогенной тренировке.

Деонтологическими принципами в терапии сердечно-сосудистых заболеваний есть: 1) достижение максимального доверчивого контакта с больным, что разрешает получить полноценное представление о личности пациента, историю его заболевания, жалобы; 2) осуществление рациональной психотерапии, которая снимает у больного лишнее напряжение, вселяет у него надежду на благополучное лечение. Рассматривая вопроса использования диагностических методов и средств лечение из позиции деонтологии, следует исходить из того, что разработка исследовательских приемов и лечение, продиктованная требованиями практической медицины и прогрессом науки, неминуемое ведет к сдвигу акцентов в профессиональной ориентированности врача, отношении к оценке значимости ряда современных диагностических методов и подходов в лечении, которые меняются по сложности выполнения и степени риска. Бесспорно, что использование этих методов направленное на получение важной диагностической информации, от чего зависит и выбор эффективной лечебной тактики, но врач не должен назначать, без весомых на то оснований, сложных, а временами опасных для больного, исследований.
^ Психология больных с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки

В преморбиде этим больным присущий повышенная тревожность, педантичность, обостренное чувство долга, сниженная самооценка, готовность жертвовать собой и уриглушивать в себе обиды.

С обострением соматического заболевания развивается слабость, плаксивость, утомляемость, поверхностный сон. Больные подавленные, но в то же время раздражительные и вспыльчивые. С появлением кровотечений, угратой трудоспособности развиваются реактивные состояния с тревогой, отчаянием, канцерофобическими переживаниями и суицидальными мыслями.

^ Психология больных с эндокринной патологией

Одной из наиболее трудных эндокринных патологий есть сахарный диабет. Роль психического параметра (стресса) в возникновении сахарного диабета есть в данное время доказанной. Были описаны "диабет биржевиков" и "диабет банкиров", как заболевание, в генезе которых роль профессиональных психических перенапряжений выделялась в особенности.

Большинством медиков разделялась точка зрения о том, что острая эмоциональная травма или продолжительный психологический стресс могут лишь обнаружить латентный диабет, переведя его в клиническое состояние.

Психические факторы могут прямо и косвенно влиять на уровень сахара у больных на сахарный диабет. Косвенное влияние психических факторов на уровень сахара в крови в больных сахарным диабетом определяется их склонностью. Больные сегодня сами активно принимают участие в своем .лечении. Ежедневный контроль за уровнем сахара в крови, инъекции инсулина и выполнение предложенной диеты требуют не только профессиональной подготовки, но и приспособление всего образа жизни к выполнению этой программы самостоятельного лечения.

Психические факторы и эмоциональные конфликты могут существенным образом влиять на индивидуальную способность к выполнению этих процедур и рекомендаций.

Больные сахарным диабетом - хронически больные люди, которые могут тяжело реагировать на свое заболевание и лечение. Эти реакции могут быть обусловлены осознанием хронического характера болезни с острыми и продолжительными осложнениями и необходимостью самостоятельного лечения.

Первоначальная постановка диагноза есть шоком для многой больных, в особенности для детей и подростков, как и для их семей. Следствием этого могут быть депрессии, расстройства самооценки и задержка развития идентификации.

Сахарный диабет связан с рядом острых и продолжительных осложнений. Гипо- и гипергликемии - это острые нарушения обменных процессов, которые могут стать источником не только первичных, физических, но и вторичных, психических, осложнений (например, страх гипогликемии). Продолжительные неблагоприятные нарушения обменных процессов могут приводить к трудным повреждениям нервов и мелких или больших кровеносных сосудов (макро- и микроангиопатии, невропатии). Больные обычно знают о возможности таких трудных осложнений, как слепота, поражение почек с необходимостью диализа, ампутации ног. Страх перед такими возможными осложнениями- наиболее сильное и частое психическое отягощения больных.

Рядом с самой болезнью и ее осложнениями еще одним источником эмоциональных перегрузок есть осознание необходимости перестройки всей жизни, подчиненной требованиям самостоятельного лечения.

Больные на сахарный диабет имеют особую личностную структуру, которая отличает их как от больных с другими хроническими заболеваниями, так и от здоровых людей. Описывались такие черты как эгоцентризм, раздражительность, прихотливость и несдержанность, которые часто встречаются в больных диабетом. Отмечалось также, что "среди больных диабетом чаще, чем в среднем среди населения, встречаются люди интеллигентные и энергичные".

Подобная категоричность не отбивает реальной ситуации, однако являются многочисленные свидетельства в пользу существования определенных характерологических и личностных особенностей больных диабетом. К ним наиболее частое относят объединения шизоидных черт характера с "параноической готовностью", присущий детям еще к болезни, явную или скрытую тревожность, беспокойство, черты нервозности. Кроме того, много исследователей отмечали, что дети, которые страдают на сахарный диабет, к заболеванию отличались повышенной добросовестностью, серьезностью, отсутствием детской беззаботности. В них часто отмечаются нарушение контактов с взрослыми, конфликты с родственниками.

На формирование психических расстройств влияет тип сахарного диабета, его продолжительность и степень веса, а начало заболевания в детском и подростковом возрасте и продолжительном (большее 8-9 лет) протекании болезни создают предпосылки для патологического развития личности больных. Доказанным можно считать факт, что частота встречаемости психопатологических синдромов зависит также от типа сахарного диабета. При сахарном диабете І -го типа (инсулинозависимом) преимущественно присутствуют астено-депресивный и истероформный синдромы и истерический вариант развития личности, а при сахарном диабете 2-го типа (инсулинонезависимом) чаще встречаются астенический и астено-ипохондрический синдромы, а также обсесивный, експлозивный и психосоматический варианты патологического развития личности.

Психотерапевтические мероприятия показаны на всех уровнях психофизического взаимодействия, поскольку одно лишь медикаментозное лечение не в возможности изменить состояние больного и только оказывает содействие хронизации заболеванию.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для иностранных студентов для подготовки и работы на практическом занятии по медицинской психологии тема: Психологические особенности больных с разными заболеваниями iconМетодические рекомендации для иностранных студентов для подготовки...
Во все времена общество старалось удручать нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы как в...

Методические рекомендации для иностранных студентов для подготовки и работы на практическом занятии по медицинской психологии тема: Психологические особенности больных с разными заболеваниями iconІІ. Психологические особенности больных с разными заболеваниями
Тема занятия ІІ. Психологические особенности больных с разными заболеваниями. Психологические особенности больных при туберкулезе,...

Методические рекомендации для иностранных студентов для подготовки и работы на практическом занятии по медицинской психологии тема: Психологические особенности больных с разными заболеваниями iconМетодические рекомендации для иностранных студентов для подготовки...
Чности, выделяется медицинская психология, специфическим предметом которой является исследование патологических психических состояний...

Методические рекомендации для иностранных студентов для подготовки и работы на практическом занятии по медицинской психологии тема: Психологические особенности больных с разными заболеваниями iconМетодические указания для иностранных студентов по подготовке и работе...
Учитывая, что психика человека является слишком сложной за своим происхождением, ее изучением занимаются психология, медицина, физиология,...

Методические рекомендации для иностранных студентов для подготовки и работы на практическом занятии по медицинской психологии тема: Психологические особенности больных с разными заболеваниями iconМетодические указания для иностранных студентов по подготовке и работе...
Однако, при ограниченном объеме таких психологических качеств и свойств их сочетание может иметь уникальный характер и формировать...

Методические рекомендации для иностранных студентов для подготовки и работы на практическом занятии по медицинской психологии тема: Психологические особенности больных с разными заболеваниями iconМетодические указания для иностранных студентов по подготовке и работе...
Знания и учет этих механизмов реагирования на болезнь и терапию могут повысить эффективность последней, оказывать содействие выбору...

Методические рекомендации для иностранных студентов для подготовки и работы на практическом занятии по медицинской психологии тема: Психологические особенности больных с разными заболеваниями iconМетодические указания к работе студентов на практическом занятии модуль 1
Тема: Введение в специальность. Особенности обследования травматологических и ортопедических больных

Методические рекомендации для иностранных студентов для подготовки и работы на практическом занятии по медицинской психологии тема: Психологические особенности больных с разными заболеваниями iconМетодические указания для иностранных студентов по подготовке и работе...
Вот почему для медицины существенными являются вопросы о том, кто есть врач, какими должны быть его поведение и отношение к больным,...

Методические рекомендации для иностранных студентов для подготовки и работы на практическом занятии по медицинской психологии тема: Психологические особенности больных с разными заболеваниями iconМетодические указания №1 для самостоятельной аудиторной работы студентов...
Тема: Контроль начального уровня знаний. Обследование больных с частичными дефектами зубных рядов (4 часа)

Методические рекомендации для иностранных студентов для подготовки и работы на практическом занятии по медицинской психологии тема: Психологические особенности больных с разными заболеваниями iconМетодические указания №11 для самостоятельной аудиторной работы студентов...
Профессиональная ориентация студентов: изготовление бюгельных протезов является высокотехнологическим процессом, который требует...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<