Курсовая работа на тему: Личностные качества руководителя




Скачать 243.36 Kb.
НазваниеКурсовая работа на тему: Личностные качества руководителя
Дата публикации18.02.2014
Размер243.36 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Психология > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Личностные качества руководителя

КОММЕРЧЕСКО - БАНКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ Маркетинг кадровой службы КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: Личностные качества руководителя.Выполнила студентка группы ВУ-40Грибовская В.А.Преподаватель Косюга В.Е.Дата допускаДата защиты Москва 2004 СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение……………………………………………………….3 2. Типы руководителей………………………………………….5 3. Качественные характеристики руководителя……………….10 4. Лидер – это кто?................................................................... ......13 5. Женщина – плохой начальник………………………………..15 6. Искусство строить отношения………………………………..17 7. Заключение……………………………………………………..20 8. Психологический практикум………………………………….21 9. Список литературы…………………………………………….24 Введение Зигмунд Фрейд (австрийский психиатр и психоаналитик) считал: все, что мыс вами делаем, мотивировано двумя факторами – сексуальной потребностью ижеланием стать великим. А Д. Дьюи (американский философ) считал, что самымглубоким побуждением человеческой натуры является «желание статьзначительной личностью». Если бы наши предки не обладали этой пламеннойстрастью доказывать собственную значимость в глазах других, цивилизациястала бы невозможной. Без этой страсти мы так и остались бы животными.Человек рождается на свет уже человеком и с одной стороны это существоэнергетическое, а с другой – общественное. Строение тела обуславливаетвозможность происхождения, структура мозга - потенциальный развитыйинтеллект, строение рук - перспективу использования орудий труда и т.д.,всеми этими возможностями оно отличается от детеныша животного. Человек каксубъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, вкоторой физическое и психологическое генетически обусловлено исформулировано. В понятии "индивид" выражено родовая принадлежность человека, этогипотетическое образование - набор наследственных, индивидуальных черт.Появляясь на свет человек становится личностью. "Личность" - понятие социальное, на которую большое влияние имеет среда;тот же человек, но рассматриваемый как общественное существо. Введение в психологию понятия личности означает, прежде всего, что вобъяснении психических явлений исходят из реального бытия человека какреального существа, в его взаимоотношениях с материальным миром, кобщественному окружению, к другим людям.Эти отношения реализуются в деятельности людей, в той реальнойдеятельности, посредством которой люди познают мир и изменяют его. Никакнельзя вовсе обособить личность от той реальной роли, которую она играет в жизни. Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером ит.п. Эти свойства формируются при жизни человека. На сколько эффективноразвиваются эти качества, на столько будет определена его дорога в жизни,одни становятся управляющими, другие – управляемыми. Потребность в управлении возникает в повседневной нашей жизни, абсолютноне важно в какой ситуации это происходит: договариваясь о месте встречи илистроя дом. То есть когда хотя бы два человека объединяют свои усилия длядостижения какой либо общей цели, возникает задача координации ихсовместных действий, решение которой кто- то из них берет на себя. При этомодин становится руководителем, управляющим, а другой – его подчиненным,исполнителем. Психологией лидерства интересуются давно. Лидер - прежде всегочеловек, на поведение которого ориентированны члены группы; именно он задаёт тон и некий стандарт поведения, определяя цели и задачигруппы. Именно он имеет психологическое право принудить членовгруппы выполнять поставленные перед ним задачи. Иными словами, лидеробладает властью, высоким профессионализмом, компетентностью, умениемсоизмерять свою деятельность с существующими законами. И, наконец, самоеглавное - лидер принимает на себя ответственность за группу людей и за её действия. В результате появляются те, кто специально занимаетсяуправленческой деятельностью. Главной их задачей становится кропотливаяорганизация и каждодневное управление производством в целях обеспечениянаибольшей прибыли собственникам фирмы. Во второй половине прошлого века после победы промышленной революции наЗападе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми сферамижизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, которыетребовали большого числа руководителей высшего и среднего уровней,способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать сбольшими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. В наше время лидерами, руководителями становятся не только мужчины, какпреимущественно было ранее, но и женщины. Женщина-руководитель уже большене вызывает такого удивления, как всего лишь несколько лет назад. Об этихособенностях поведения и личностных качествах не только мужчин –руководителей, но и женщин – руководителей пойдет речь в этой работе. Типы руководителя Оценка личностных качеств и проблем, связанных с отбором руководителей,является одним из самых сложных аспектов управленческой деятельности.Сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими сталопрактически невозможным. Польский журналист, исследователь Д. Пассентписал: “Директор должен быть: дипломатом, когда что – то выпрашивает ввышестоящих инстанциях для своего предприятия; жестким, когда требуетвыполнения своих распоряжений и приказов от подчиненных или выполнениядоговоров от поставщиков; изворотливым, когда беседует с представителямипрессы; многообещающим при встрече с молодыми работниками; важнымгосударственным деятелем, когда принимает заграничные делегации; святымотцом, когда принимает жалобы от посетителей”. Помимо этих качеств уруководителей добавляются внешние функции – взаимодействие с партнерами,профсоюзом, государственными и политическими деятелями. Каждым направлениемзанимается самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становилсяменеджером-организатором, основная обязанность которого - координироватьдеятельность группы менеджеров. Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает в несколькихролях. Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большимколлективом людей. Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используясвой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции. В-третьих, это - дипломат, устанавливающий контакты с партнерами ивластями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты. В-четвертых, это - воспитатель, обладающий высокими нравственнымикачествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие внужное русло. В-пятых, это - инноватор, он может оценить роль науки в современныхусловиях и без промедления внедрить в производство то или иное изобретениеили рационализаторское предложение. В-шестых, это - просто человек, обладающий высокими знаниями испособностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и вто же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцомдля окружающих. В зависимости от уровня управленческой иерархии можно выделить три типаруководителей: высшего, среднего и низового звена. Они отличаются друг отдруга набором основных функций, их долей в общей структуре, диапазоном иформой контактов, средствами деятельности, объёмом полномочий ивозможностей. К высшим руководителям относятся члены совета директоров, президенты,вице-президенты и некоторые другие категории менеджеров, чья доля в общемчисле управляющих составляет 3-7%. Особенностью их работы является то, чтоона интернациональна по масштабам, требует наличия большого опыта, неимеет завершения в конкретной форме и не регламентируется нормами выработкиили времени. Руководители высшего уровня отличаются тем, что в их деятельностипреобладают безличные формы официальных контактов с подчинёнными (отчёты,доклады, инструкции, приказы); систематические личные контакты с другимируководителями (совещания, планерки, летучки); эпизодические личные встречи(беседы по вызову, приём посетителей). Основные функции высших руководителей организации состоят в формулировкееё миссии, ценностей, политики, основных стандартов деятельности, структурыи системы управления, представительстве на переговорах с государственнымиорганами и главными контрагентами. Эти функции и обязанности чрезвычайно сложны, разноплановы, требуютглубоких и всесторонних знаний, аналитических способностей, задатковполитика, дипломата, публициста, оратора, которые в одном лице практическиникогда не совмещаются. Поэтому в крупной организации первые руководители единолично уже не могутпринимать все решения и, отвечая за всё, переходят к руководству процессомих выработки в составе команды, где являются уже не ''боссами'', а первымисреди равных. Последнее обстоятельство ослабляет борьбу за власть и темсамым облегчает смену поколений менеджеров. Команда высшего руководства обычно подбирается первым руководителем, или,по-другому, главным администратором, занимающим свою должность на основанииконтракта с собственником (государством, акционерами, пайщиками),являющимися его доверенным лицом и несущим перед ним полную ответственностьза состояние и результаты работы организации. В обязанности первого руководителя входит организация работы в рамках,определяемых законодательством, уставом и другими документами; распоряжениев обусловленных рамках имуществом и средствами без специальнойдоверенности; заключение и расторжение хозяйственных договоров; открытиесчётов в банках; решение кадровых вопросов; стимулирование подчинённыхруководителей. Руководители среднего звена (основных подразделений и предприятий,входящих в данную организацию), доля которых в общей численностиуправляющих составляет 40-60%, назначаются и освобождаются от должностипервым лицом или его заместителями и несут перед ними ответственность завыполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных имподразделений. Их функции уже локальны. Через подчинённых руководителей низового уровня они управляют текущейдеятельностью: устанавливают задания исполнителям, осуществляют контроль,проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологиипроизводства, условий труда, соблюдению производственной, технологической,трудовой дисциплины, санитарных норм. В рамках компетенции им предоставленоправо решать кадровые вопросы (частично — самостоятельно, частично — выходяс предложениями к руководству организации), поощрять ил наказывать своихподчинённых. Работа руководителей среднего звена в значительной мере варьирует оторганизации к организации и в большей степени зависит от особенностейподразделения, чем от общефирменных задач. Они готовят информацию длярешений, принимаемых ''наверху'', и после трансформации в технологическиудобную форму передают эти решения низовым руководителям (называемым взападных фирмах менеджерами-контролёрами, или супервайзерами) — начальникамцехов, участков, групп, бригадиры работают непосредственно с исполнителямии несут полную ответственность за их действия. Именно на них ложится вся тяжесть повседневного управления персоналом:распределение заданий; разработка графиков работы, организация икоординация труда подчинённых; обеспечение условий для выполнения имикачественно и в срок производственных заданий; контроль за ходом ихосуществления, соблюдением сроков, рациональным использованиемоборудования, материальных и иных ресурсов, производственной дисциплиной,техникой безопасности; содействие рационализаторству, изобретательству,внедрению передовых методов работы. Руководители низового звена имеют право в установленном порядкепремировать подчинённых, налагать на них дисциплинарную ответственность,делать соответствующие представления руководству подразделений иорганизации. Низовой уровень управления — технический, обеспечивающий стабильную,эффективную работу персонала — рабочих и других неуправленческихработников. Большая часть руководителей принадлежит к нему (и большинствоначинает здесь свою карьеру). Их работа характеризуется частой сменойнебольших по масштабам задач: мастера решают проблемы в среднем не болееминуты, а решения охватывают срок не более двух недель. Около половинывремени мастера при этом затрачивают на общение с работниками. Таким образом, в сфере управления происходит разделение труда: однируководители обладают первичными полномочиями и несут ответственность заопределение характера и направленности выработки решений; другие,подчинённые им руководители, непосредственно осуществляют этот процесс. Помимо официальных обязанностей, закреплённых в соответствующихдокументах, руководители несут по отношению к своим подчинённым обязанностинеофициальные. Они состоят в справедливом и уважительном отношении кработникам, заботе об их личных интересах и проблемах, здоровье, успехах,взаимоотношениях в коллективе; оказании им при необходимости всестороннейпомощи, вплоть до принятия на себя их вины. Руководитель должен избегать фаворитизма, нарушающего стабильностьколлектива, знать об отношении к себе подчинённых и время от временизадавать себе вопрос, хотел бы он работать у себя в подчинении. Всё это важно, поскольку на практике не только подчинённые зависят отруководителя, но и сам он во многом зависит от них, от их знаний, уменияработать, готовности исполнять его распоряжения и неофициальные просьбы.Кроме того, руководитель зависит и от своих коллег, начальников, деловыхпартнёров, без содействия которых он не в состоянии надлежащим образомвыполнить возложенные на него обязанности. Качественные характеристики руководителя Руководствуясь принципами японской народной педагогики, провозглашающей,что "усидчивость и интенсивная работа над собой всегда ведут к успеху",определяются качества, необходимые руководителям. Большинство специалистовразделяет на три группы: профессиональные, личные и деловые. К профессиональным относят те, которые характеризуют любого грамотногоспециалиста и обладание которыми является лишь необходимой предпосылкойвыполнения им обязанностей руководителя. Это - компетентность, т.е. системаспециальных знаний и практических навыков. Это культура - общая,техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Обязанности руководителя: — высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности всоответствующей профессии; — широта взглядов, эрудиция, глубокое знание как своей, так и смежныхсфер деятельности; — стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятиюи переосмыслению окружающей действительности; — поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение; — умение планировать свою работу. Личные качества руководителя в принципе мало чем должны отличаться отличных качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с нимисчитались, поэтому обладание положительными качествами тоже всего лишьпредпосылка успешного руководства. Но в первую очередь, здесь можно сказатьо честности и порядочности, предполагающие всегда соблюдение нормобщечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению кокружающим; упомянуть физическое и психологическое здоровье; высокийуровень внутренней культуры; отзывчивость, заботливость, благожелательноеотношение к людям; оптимизм, уверенность в себе. Однако руководителем делают человека не профессиональные или личные, аделовые качества, к которым необходимо отнести: . умение создать организацию, обеспечить её деятельность всем необходимым, ставить и распределять среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их осуществление, побуждать к труду; . энергичность, честолюбие, стремление к власти, к личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость и решительность, напористость и воля, требовательность, бескомпромиссность в отстаивании своих прав; . контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой; . целеустремлённость, инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нём, но при необходимости легко перестроиться; . стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчинённых. Деловые качества присущи любому управляющему независимо от пола. Наиболеезначимым качеством, на мой взгляд, является единство слова и дела. Именноделовой руководитель всегда верен взятым на себя обязательствам, в этомпроявляется его профессионализм. По своей природе женщина более обязательнапо сравнению с мужчиной, она может не выполнить дело к определенному сроку,но она постарается довести его до конца, а не бросить при появлениитрудностей и заняться чем-то более важным. Самый трудный психологическийбарьер при этом – заставить себя делать не то, что хочется, а то, чтонужно. А.М. Коллонтай называла это преодоление – «застегнуть себя на всепуговицы». Если дело и руководитель – не одно целое, напрасно ждать от негоубежденности. У деловой женщины, по сравнению с мужчиной при доведенииначатого дела до конца есть своеобразное преимущество – она умеет вовремяостановиться. Мужчина обычно неуклонно стремится к цели. Всякая остановказадевает его самолюбие. Постоянно налегая на дело, он быстро выдыхается. Уженщины несколько другая тактика: если дело не идет, она останавливается,исподволь накапливая силы и изыскивая более эффективные средства для«наступления». Вопрос о гибкой тактике при достижении результатов – один изключевых в процессе руководства. Деловитость руководителя проявляется вумении кратко и ясно изложить суть проблемы, длинные и пространные речиможно расценивать как расточительство времени. Многословие – врагделовитости. Единство слова и дела является важным признакомпрофессионализма руководителя, будь он мужчиной или женщиной. Лучше неговорить, но делать, чем не делать, но говорить. Еще одно из характерныхпроявлений деловитости – знание цифр, фактов, умение оценить ситуацию. Уделовой женщины с хорошо развитым чувством интуиции свои фирменные методы.Сколько мужчин погорело из-за своей мужской привычки доверяться одномуисточнику информации. Требования к руководителям в отношении этих качеств неодинаковы наразличных уровнях управления. На низшем уровне ценятся - решительность,коммуникабельность, некоторая агрессивность; на высшем уровне — на первоеместо выдвигаются умение стратегически мыслить и оценивать ситуацию,ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческийпроцесс подчинённых. Лидер – это кто? Лидерство возникает там, где есть потребность в инициативныхдействиях. Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состояниипредложить им средства для удовлетворения их важнейших потребностей,указать нужное направление деятельности. Власть лидера основывается нахорошем знании подчиненных, анализе ситуации, определении ближайших иотдаленных последствий своих действий, стремлении к самосовершенствованию,способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимостисовершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всегоотражает то, чего от них ждут. Должность формально создаёт для руководителя необходимые предпосылки бытьлидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Можно бытьпервым лицом в организации, но не являться фактически лидером, так как онне утверждается приказом, а психологически признаётся окружающими какединственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей ипоказать выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Существует два типа лидеров: инструментальный — в деловых отношениях; экспрессивный — в межличностных отношениях (обычно наиболее уважаемыйчеловек), который обычно сглаживает конфликты, напряжение, что повышаетэффективность работы; в противном случае он может стать зачинщикомасоциального поведения. В качестве лидеров, как правило, выступают разныелюди, но они больше других склонны к сотрудничеству и взаимной поддержке. Человек, претендующий на место лидера, должен психологически стремиться кпревосходству и действительно чем-то превосходить остальных, обладатьчётким видением будущего и путей движения к нему. Лидерам приходитсявыполнять три основных роли: Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другойи упрощающего диалог между ними. Эту роль фактический может игратьноминальный глава фирмы, обеспечивающий и вдохновляющий действия людей,направленные на достижение целей фирмы. Это и коммуникатор, создающийвозможность надежных непрерывных контактов между сотрудниками. Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу иобработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер,следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ееможет взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений,влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющийполитику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характерпроблем другим подразделениям или партнерам. В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играетпредприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всюответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер,ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играетпредставитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами. Лидерство - это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобыони по доброй воле стремились достичь неких целей. Несмотря на то, что руководство — существенный компонент эффективногоуправления, эффективные лидеры не всегда являются одновременно иэффективными управляющими. Об эффективности лидера можно судить по тому, вкакой степени он или она влияют на других. Иногда эффективное лидерствоможет и мешать формальной организации. Например, влиятельный неформальныйлидер может сделать так, что трудовой коллектив начнёт ограничивать выпускпродукции или производить товары или услуги низкого качества. Файли, Хаус иКерр устанавливают различие между управлением и лидерством: ''Управлениеможно определить как умственный и физический процесс, который приводит ктому, что подчинённые выполняют предписанные им официальные поручения ирешают определённые задачи. Лидерство же, наоборот, является процессом, спомощью которого одно лицо оказывает влияние на членов группы''. Оченьчасто руководитель является лидером совершенно без всякой привязки к егоили её формальной должности в иерархии. В некоторых ситуациях подчинённыемогут даже вести за собой старших по должности. Женщина – плохой начальник Почему – то принято считать, что женщина не способна быть лидером?! Так в1996 Д. Виткин издает “Правда о женщинах” (женщина – плохой начальник – этомиф, придуманный мужчинами). Считается, что... V Женщины слишком мягки, нежны и заботливы, чтобы быть хорошими начальниками. V Прежде чем стать начальником, женщина становится "стервой". V Женщина не может одновременно заботиться о семье и руководить коллективом. V Став матерью, женщина готова уйти с работы. V Женщины больше, чем мужчины, пользуются больничными и отпусками. V Женщины работают ради "кое-каких" денег - настоящие деньги зарабатывают мужья. V Женщины на самом деле не хотят становиться начальниками - они боятся ответственности. V Женщины не могут быть хорошими игроками в команде, и потому мужчины не принимают их в свои игры. V Женщины не лояльны. Правда же состоит в том, что... V Женщины-руководители имеют более высокий рейтинг по сравнению с женщинами - исполнителями (данные приводятся на основании исследования более 19000 сотрудников 100 больших и малых предприятий (опрос ERIQ)). Мужчины-рабочие уважают женщин-начальников даже больше и ставят их выше начальников-мужчин. V Женщины хорошо выполняют свою работу. Исследование показало, что женщины-руководители повсеместно проявляют себя личностями яркими, сильными, гибкими, устойчивыми, прямыми и способными работать много часов подряд. Кроме того, они самодостаточны и уверены в себе, им не требуется внешний контроль. V Женщины могут играть в команде. Женщины-руководители примерно на 5% более, чем руководители-мужчины, склонны выслушивать мнение подчиненных - согласно опросу ERIQ, проведенному в 1998 году. Что касается лояльности по отношению к подчиненным, то результаты исследований показали, что 29% женщин и 22% мужчин считают, что женщины-начальники более лояльны к своим подчиненным. (60% женщин и 59% мужчин считают, что руководители обоих полов в этом равны). V Женщины способны управиться и с семьей, и с работой. Подавляющее большинство - 94% из 100 работающих матерей, у которых дети находились дома, считают, что они хорошо справляются с обеими работами. Как это им удается? 39% считают, что они являются очень организованными людьми, 21% считают, что им в этом помогают мужья. Психологи согласны с тем, что хотя женщины и получают меньшую плату за равный с мужчинами труд, работа для них важна сама по себе, просто для самоуважения. На самом деле, работающая женщина с детьми менее подвержена риску депрессии, чем неработающая. Таким образом, мы видим, что и мужчина и женщина способны достаточнохорошо справляться со своими обязанностями. Важным фактором лидерстваявляется то, что он прекрасно чувствует и понимает психологическиеособенности партнеров, противников, умело их использует в официальных инеофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость иумение идти на компромисс. Помимо ролей, которые выполняет лидер, имсвойственны психологические типы: «игроки» и «открытые». «Игроки» внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют«пускать пыль в глаза», а поэтому быстро меняют позиции, следуяисключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полнойотдачей и плохо справляются с проблемами. «Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны; берутся залюбые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чемзавоевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки идействуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, аустремлены в будущее. Именно они являются истинными лидерами, обладающиминепререкаемым авторитетом у своих подчиненных. Считается, что преуспевающий лидер обладает почти магическим умениемоказаться в нужный момент в нужном месте. Такое свойство не сваливается снеба, хотя в определенном смысле оно, как и талант свойственно не многим.Но талант без труда - ничто, поэтому лидер должен постоянно и упорностремиться вперед, несмотря ни на какие преграды, упорно двигаясь ксобственной цели. Искусство строить отношения. По своему характеру работа руководителя является управлением людей сцелью получения конкретного результата. Работа по управлению людьмипредполагает, что руководитель хорошо знает себя, свои способности ивозможности. Он должен хорошо знать и своих подчиненных, их интересы наработе, да и вообще в жизни. Чем лучше руководитель все это знает, тембольше у него возможностей для успеха. Лидер отражает интересы коллектива,он следит за тем, чтобы конкретные действия каждого из его членов непротиворечили общим интересам, не подрывали единство группы. Для этогонеобходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметьпорывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения,систематически ими пользоваться, прислушиваться к окружающим независимо оттого, кто они, держать себя откровенно с коллегами, добиваться обратныхсвязей, понимать позицию других, везде находить людей, представляющих хотькакой-то интерес для фирмы. Для всех ведущих компаний характерен принцип «не оставлять ни одногопредложения, пусть даже незначительного, без ответа». С этой целью,например на фирме «Toyota» ведется ежемесячный учет предложений, которыерассматриваются на различные уровнях в зависимости от ценностипредложения. Отличным примером этого может служить также политика фирмы IBM. Двараза в год там проводятся опросы общественного мнения. Это анонимные идобровольные опросы, охватывающие почти всех сотрудников IBM. Анкета,используемая в опросах очень объемная. Вопросы охватывают самые разныестороны жизни IBM - от оценки кадровой политики и дел фирмы в целом дозарплаты и условий труда на рабочем месте. По их результатам каждыйруководитель готовит план действий по устранению выявленных недостатков исогласовывает его со своими подчиненными. Общая обстановка в коллективе; уважение к мнению каждого сотрудника;понимание того, что любой сложный вопрос, решенный в одиночку или в узкомкругу, не будет решен оптимально; готовность вынести всякий серьезныйвопрос на коллективное рассмотрение - является основным условиемтворческого обсуждения. Наиболее яркая и выраженная форма творческогообсуждения – дискуссия. Но такое обсуждение не возникает само собой. Егонадо готовить. К нему надо приучать коллектив, воспитывать в нем привычку ктому, что каждое мнение сотрудника - это ценность, что оно будет выслушанои не отброшено без аргументов, а либо опровергнуто силой фактов идоказательств, либо учтено и принято. Следовательно, от нас требуется готовность строить такие отношения,которые бы, работая на решение стоящих перед коллективом задач, в то жевремя приносили нам удовлетворение. Одного только понимания другогочеловека недостаточно для организации отношений с ним. Что же тогданеобходимо еще? Руководителю не мешает настроиться на соответствующиеотношения с подчиненными, памятуя о том, что тем самым он демонстрирует имготовность и желание общаться, как бы предлагает себя в качестве партнерапо взаимодействию, вызывая своих визави на аналогичные встречные шаги,побуждая их к обоюдности. "Если вы хотите внушать работающим у вас людямстремление хорошо трудиться и проявлять инициативу, - говорит Л. Якокка -нужно уметь внимательно слушать". Выделяют несколько причин неумения слушать.1. Отсутствие слова от мысли. Дело в том, что мы думаем значительно быстрее, чем говорим, нам скучно следить за смысловым содержанием речи собеседника, и фактически "выключаемся" из разговора или, что не лучше, перебиваем своего визави.2. Стремление дать собеседнику желательный для него ответ. Вызывается это разными моментами: ситуация взаимодействия (жесткие ролевые отношения, нежеланием дискутировать, просто симпатией к собеседнику).3. Неумение сиюминутную критику информации подчинить содержательному ее рассмотрению. Иными словами, вместо того, чтобы вначале выслушать собеседника, а потом услышанное подвергнуть всестороннему анализу и затем высказывать какие-то критические соображения на сей счет, мы начинаем с последнего этапа.4. Сталкиваемся с плохо понимаемой информацией.5. Испытываем антипатию к собеседнику.6. Но вот причина, обусловленная чисто статусным моментом. Главным образом, руководящие лица полагают, что с вершины опыта и власти им и так все ясно и понятно. Поэтому попытки подчиненных что-то рассказать, объяснить, проходят мимо ушей шефа, особенно если еще расходятся в чем-то с его точкой зрения. Итак, неумение слушать собеседника приводит к возникновению недопониманияв отношениях. В свою очередь недопонимание представляет собой некотороепрепятствие на пути дальнейшего развития отношений, порождающиенепонимание, а то и просто конфликт. Руководителям приходится прилагатьнемалые усилия для разрешения данных проблем. М. Вудкок и Д. Френсиспредлагают ряд приёмов, способных, по их мнению, увеличить вероятностьуспеха: 1. Поставьте себя на место другого человека. Как он или она смотрятна мир? Что же значит быть в его положении? 2. Поразмыслите над тем, чтоинтересует другого человека. Во что он или она вкладывают свои силы? О чёмони говорят? 3. Установите, что влияет на поведение человека. Есть ли силыили обстоятельства, способные привести к переменам в нём? 4. Можете ливыяснить поведенческий образец, которому бы хотел следовать другой человек?5. Работайте над созданием открытых отношений. Это приведёт каждого из васк необходимости мириться друг с другом. Заключение. Попробуем обобщить те черты, которые характеризуют современногоруководителя. Еще в начале двадцатого столетия начали впервые изучатьуправление – руководство и лидерство стало объектом исследования. Однако только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринятоизучение лидерства в крупных масштабах и на систематической основе. Этиранние исследования ставили своей целью выявить свойства или личностныехарактеристики эффективных руководителей, с которыми мы уже знакомы. Прежде всего, это глубокое осознание равноправия, равенства своихвозможностей и способностей к участию во всех сферах жизниобщества. Также нужно сказать несколько слов о личном имидже руководителя.Его составляют обстановка кабинета, одежда, внешность, поведение,аккуратность, вкус и т.п. Всё это в определённом роде представляют собойсимволы, которые должны соответствовать делам и положению фирмы. Вслужебных помещениях лучше подчёркивать равенство, например в приёмнойстулья располагать в ряд, а не друг напротив друга, не увешивать кабинетфотографиями начальства и наградами. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлятьспособности подчинённых и свои собственные, природу задачи, потребности,полномочия и качество информации. Руководитель всегда должен быть готовым кпереоценке суждений. В отношениях руководителя с подчиненными главную рольиграет сам руководитель. Он должен уметь создавать благоприятнуюобстановку, располагающую к взаимопониманию. Беседы помогают установитьотношение взаимного доверия, которое необходимо для руководителя в любойобстановке. Она также повышает деловые качества как руководителя, так иподчиненных. Беседы являются испытанным методом обмена информацией,необходимой для работы, и к тому же самым простым, доступным ирезультативным из всех известных методов. Знание и практическое применениелучших технических приемов проведения бесед помогают организовать дружныйколлектив и его слаженную работу.Психологический практикум. 1. Кто вы – лидер или администратор? Для выполнения теста оцените правильность каждого утверждения подесятибалльной шкале, затем подсчитайте отдельно сумму баллов по чётным инечётным позициям. 1. Члены любого коллектива должны сами выбирать себе руководителя. 2. Когда необходимо, я умею заставить людей ''крутиться''. 3. Люди доверяют мне свои личные тайны. 4. Все люди хотят власти, и я не исключение. 5. Я всегда вступаюсь за подчинённых, если к ним относятся несправедливо. 6. Я согласен с поговоркой: ''если лошадь везёт плохо, её нужно бить''. 7. Люди часто обращаются ко мне как к арбитру в своих спорах. 8. В интересах подчинённых, чтобы руководитель был непреклонен и даже безжалостен, и я стремлюсь быть таковым. 9. Я умею ладить с подчинёнными, даже если они мне не нравятся. 10. Главное для успеха руководителя — любыми путями заставить подчинённых выполнять работу, и мне это удаётся. 11. Я стремлюсь действовать в интересах коллектива в целом. 12. Я отдаю распоряжения всем подчинённым в одинаковой форме. 13. В интересах дела я могу использовать предложения подчинённых, даже если они противоречат моей позиции. 14. Я считаю, что хорош тот руководитель, которого подчинённые боятся. 15. Я помогаю подчинённым проявлять свои способности наилучшим способом. 16. Я против привлечения подчинённых к выработке решений, даже если они касаются непосредственно их, ибо это тормозит работу. 17. Мне удаётся привлекать на свою сторону тех людей, которые мне непосредственно не подчиняются. 18. Я всегда могу под угрозой неприятностей заставить людей подчиняться мне. 19. Я всегда выступаю ходатаем перед руководством от имени коллектива. 20. Я считаю, что основой успеха руководителя является единоначалие, и я его обеспечиваю. Набранные баллы по нечётным - характеризуют, что вы склонны к лидерству,по чётным — к администрированию. Если по каждой позиции Вы набрали менее 50 баллов, у Вас отсутствуютспособности к руководству. Степень развития администраторских или лидерских способностейопределяется путём соотнесения суммы баллов, набранных по соответствующейпозиции, к общей сумме баллов и умножения на 100%.2."Умеете ли Вы слушать?"Отвечайте искренне. Вы узнаете на сколько развита или не развито умениеслушать.1. Вам кто-то рассказывает забавный случай из своей жизни. Что Вы при этомделаете? а) Вам приходит на ум нечто аналогичное. б) Вы слушаете с интересом, но вскоре начинаете скучать. в) Вы радуетесь за рассказчика, если события, о которых идет речь,приятные. Если же рассказанный случай не радостен, Вам становится засобеседника не ловко, и про себя Вы произносите: "И за чем он об этомговорит?"2. Кто-то из пожилых родственников или близких Вам людей жалуется на плохоездоровье. Вам известно, причин для беспокойства нет (скажем, Вы знаете, чтонедавно пройдено медицинское обследование и ничего серьезного необнаружено) Вы: а) Лишний раз убеждаетесь, что пожилые люди склонны приписывать себеболезни, который у них нет. б) Все-таки вызываете врача, демонстрируя заботу о близких. в) Постараетесь проводить больше времени с этим человеком.3. В компании друзей Вы обычно: а) Берете на себя роль лидера. б) Вставляете отдельные реплики, подливая "масла в огонь". в) Разговариваете только с тем, кто Вам интересен.4.К Вам обратились за советом. Но едва Вы начинаете говорить, Васперебивают и приводят свои аргументы. Что при этом Вы делаете? а) Молча слушаете. б) Испытываете раздражение: за чем же тогда к Вам обратились за советом. в) Настойчиво пытаетесь отстоять свою точку зрения.5. Ребенок собирается Вам что-то рассказать, но Вы спешите: вот-вотначнется телепередача. Как Вы себя при этом ведете? а) Слушаете не внимательно, продолжая заниматься своим делом. б) Бросаете все дела и слушаете. в) Просите ребенка найти другой момент для откровений.6.Вы с приятелем сидите в кафе и невольно слышите разговор за соседнимстоликом. При этом Вы: а) Прислушиваетесь к разговору, не перебивая спутника; б) Прерываете беседу и начинаете слушать вместе; в) Каким бы интересным не казался тот разговор, Вы забываете о нем,внимательно слушая только одного спутника.7. Близкий Вам человек выглядит очень подавлено. При этом Вы: а) Ждете, пока он сам расскажет в чем дело; б) Пытаетесь узнать от общих знакомых, что случилось; в) Спрашиваете: "Ты чем-то расстроен?"8. Ваш друг жалуется, что Вы уделяете ему мало внимания. Вы отвечаете: а) "Не говори глупостей, ты же знаешь, как я к тебе отношусь". б) "Ничего не могу сделать. Сам виноват!" в) "Давай лучше выясним наши отношения".Подсчитаем очки.1. 5 1 102. 5 1 103. 5 10 14. 10 1 55. 10 1 56. 1 10 57. 5 1 108. 5 1 10 а б в8 - 28 очков. Вы любите интересоваться чужими делами, легко поддаетесьэмоциям. Верите всему, что Вам говорят, и только потом понимаете, что Васобвели "вокруг пальца". Вам надо быть более внимательным к другим людям.29 - 49 очков. Вы очень отзывчивы к близким Вам людям, стараетесь быть имполезными, не скупитесь на советы. Остальные окружающие Вас вообще неинтересуют. Задумайтесь об этом.50 - 80 очков. Вы не эгоистичны, не навязчивы, не агрессивны, умеетевнимательно слушать собеседника, в меру участвуете в разговоре. Даетевозможность собеседнику высказаться. Все это заслуживает похвалы. Список литературы 1. М.Хеннинг, А.Жарден Леди – босс,2001 2. Д.Виткин Правда о женщинах,1996 3. И.Кузьмин Психотехнология и эффективный менеджмент,1995 4. П.Друкер Эффективный управляющий,2002 5. А.Хилл Закон успеха,2001 6. www.monax.ru (Д. Пассент) 7. И.Мраченко Какой руководитель нам нужен?,1993 8. Н.Чуприкова Правила деловых отношений,2001 9. В.Веснин Практический менеджмент персонала,1998 10. С.Рубинштейн Теоретические вопросы психологии и проблема личности,1998 11. З.Фрейд Тотем и Табу,1998 12. Д.Карнеги Основные методы обращения с людьми,2001

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа на тему: Личностные качества руководителя iconКурсовая работа на тему «Особенности личностных качеств руководителя»
Нормативная структура личности руководителя, определяемая отечественными психологами

Курсовая работа на тему: Личностные качества руководителя iconКонтрольная работа по дисциплине «Психология профессионального образования»...

Курсовая работа на тему: Личностные качества руководителя iconКурсовая работа по дисциплине “управление персоналом” на тему: «изучение...

Курсовая работа на тему: Личностные качества руководителя iconИнформация для профоргов кафедр
Поздравительный адрес к юбилею сотрудника или руководителя имеет цель выразить признание достоинств и заслуг юбиляра, его лучшие...

Курсовая работа на тему: Личностные качества руководителя iconЛидерство, работа над собой
Власть харизмы Личностные качества как средство достижения успеха в проф и личной жизни

Курсовая работа на тему: Личностные качества руководителя iconКурсовая работа по теме «Управление временем. Рабочее время руководителя»

Курсовая работа на тему: Личностные качества руководителя iconКурсовая работа По курсу «Управленческая психология» Тема: «Психологические...

Курсовая работа на тему: Личностные качества руководителя iconКурсовая работа студента группы №363 Шушковой О. В. на тему: «Социальная работа с семьей»

Курсовая работа на тему: Личностные качества руководителя iconКурсовая работа на тему «организация обслужвания клиентов в турагенстве»
Программа обслуживания должна быть качественной и привлекательной для туристов. Понятие качества программы обслуживания означает...

Курсовая работа на тему: Личностные качества руководителя iconКурсовая работа
На этом этапе студент получает тему из числа предложенных, либо формулирует в рамках дисциплины собственную тему, по которой он хотел...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<