Социальная психология личности




Скачать 76.77 Kb.
НазваниеСоциальная психология личности
Дата публикации24.02.2014
Размер76.77 Kb.
ТипМетодическая разработка
uchebilka.ru > Психология > Методическая разработка


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
проведения практического занятия по курсу социальной психологии

с иностранными студентами ІІ курса стоматологического факультета
Тема 7: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.

(2 часа)
І. Актуальность темы.

Анализ истории только в одной сфере человеческой деятельности – в экономике – показывает, что человечество по мере развития средств производства и их усложнения неумолимо движется от внешних форм побуждения внутрь, к мотивационному ядру личности, ее базовым ценностям, все более включая их в деятельность. В любой культуре и стране в наиболее продвинутых сферах деятельности хороший и искомый работник в настоящее время должен не просто выполнять работу, он должен любить ее и относиться к ней творчески. На очередном рубеже веков и тысячелетий все более очевидной становится древняя истина, что «человек является мерой всех вещей». В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько значителен, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика.
ІІ. Учебные цели занятия.

В процессе занятия студенты должны:

  • понимать значение социальной психологии личности и специфику социально-психологического исследования личности (ά-I)

  • проанализировать основные зарубежные социологические и социально-психологические концепции личности (ά-II)

  • знать характеристики социально-психологической модели личности, такие, как Я-концепция, самооценка и самоуважение, социально-психологический статус, идентификация, социальные представления и совокупность социальных установок (аттитюдов) (ά-II)

  • получить представление о социализации как процессе и результате усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемом в общении и деятельности (ά-I)

  • усвоить индивидуальные социально-психологические особенности личности на материале факторных и клинических типологий (ά-II)

  • ознакомиться с нарушениями поведения и расстройствами характера личности (ά-I).


ІІІ. Цели развития личности (воспитательные цели).

Студенты получают знание об основных составляющих личности и на этой основе могут использовать знание о личности в профессиональном и внепрофессиональном общении и с лучшим знанием дела формировать собственную личность.
ІV. Междисциплинарная интеграция.




Дисциплины

Знать

Уметь

1

Предшествующие (обеспечивающие) дисциплины




„Основы психологии. Основы педагогики”

Психология личности







„Философия”

Проблема человека в современной науке




2

^ Последующие дисциплины




„Терапевтическая стоматология”

Знать составляющие личности больного







„Психиатрия”

Расстройства поведения и характера личности




3

^ Внутрипредметная интеграция




„Психология малых социальных групп”

Понимать значение структуры личности для взаимодействия в малых социальных группах







„Методология и методы социальной психологии”

Знать методы социальной психологии, которые могут быть использованы для исследования личности

Уметь анализировать личность больного



V. Содержание темы.

^ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

т
емы 7 „Социальная психология личности”
VІ. План и организационная структура занятия.
^ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Общая характеристика проблемы личности в социальной психологии.

1.1. Значение социальной психологии личности.

1.2. Специфика социально-психологического исследования личности.

2. Основные зарубежные социологические и социально-психологические концепции личности.

3. Основные характеристики социально-психологической модели личности.

3.1. Я-концепция.

3.2. Самооценка и самоуважение.

3.3. Статус личности.

3.4. Идентификация.

3.5. Социальные установки (аттитюды).

4. Социализация личности.

5. Индивидуальные социально-психологические особенности личности.

5.1. Факторно-аналитические типологии.

5.2. Клинические типологии.

6. Расстройства поведения и характера личности.
^ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


п/п

Основные этапы занятия, их функции и содержание

Учебные цели в уровнях усвоения

^ Методы контроля и обучения

Материалы методического обеспечения

Распре­деление

времени

Подготовительный этап

1

Организационные мероприятия










5 мин.

2

Постановка учебных целей и мотивация




Объясняются критерии оценки ответов на тестовые задания

Групповой журнал

5 мин.

^ Основной этап

3

Тестирование по открытым тестам

ІІ

Проверка ответов по критериям правильности, полноты, глубины

Тестовые вопросы. Учебное пособие по теме. Структурно-логическая схема

75 мин.

^ Заключительный этап

4

Домашнее задание







Указания по ознакомлению с методическими материалами на сайте кафедры

5 мин.


^ VІІ. Материалы методического обеспечения занятия.

1. А.И. Борисенко. Социальная психология личности: Учебное пособие по «Социальной психологии» для иностранных студентов стоматологического факультета. – В 10-ти частях. – Часть 7. – Винница: ВНМУ, 2010. – 28 с. – 1 іл.

2. Набор тестовых вопросов по теме занятия:

1. Какими способами один человек или социальная группа могут побуждать другого человека или группу сделать что-либо?

2. В каком направлении происходит изменение способов влияния в ходе истории?

3. Какие существуют два основных подхода к изучению личности с социально-психологической точки зрения?

4. Какие зарубежные социально-психологические теории личности вы знаете? Дайте им короткую характеристику.

5. Что такое Я-концепция, и какие компоненты в ней можно выделить?

6. Дайте 5 ответов на вопрос «Кто я?».

7. Перечислите факторы, которые детерминируют Я-концепцию.

8. Что такое самооценка, и какие варианты она может иметь?

9. Что такое самоуважение?

10. Какие характерные черты имеют люди с низким самоуважением (по Розенбергу)?

11. Чем отличаются социальный статус и личный статус?

12. Что такое аттитюд, и какие функции он выполняет?

13. Дайте характеристику законам ассимиляции и контраста. Как они проявляются при восприятии позиции коммуникатора?

14. В чем сущность «парадокса Лапьера»?

15. Что такое социализация?

16. Какие параметры личности входят в «Большую Пятерку»?

17. Как реагировать на нежелательные особенности поведения флегматиков, холериков, меланхоликов?

18. Какие типы людей выделяются по преобладанию определенных инстинктов? Дайте короткие характеристики.

19. Какую модель для характеристики личности как индивидуальности использует К. Хорни?

20. Дайте характеристики социально значимым расстройствам поведения.

21. Что такое расстройства характера? В чем отличие лиц с первичной и вторичной психопатией?

VІІІ. Литература.

а) учебная литература

Основная литература.

  1. Б.Д. Карвасарский. Клиническая психология: Учебник. – М., 2004.

  2. Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. - 318 с.

  3. В.Г. Крысько. Социальная психология: Курс лекций. – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с.

  4. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 1096 с.

Дополнительная литература.

  1. Я. Лаак, Г. Бругман. Big 5: Как измерить человеческую индивидуальность: Оценки и описания. — М.: Книжный дом «Универси­тет», 2003. – 112 с.

  2. П.И. Сидоров, А.В. Парняков. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов. – Т.2 – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 381с.

б) научная литература.

  1. Г.М. Андреева. Социальная психология. – М.: Наука, 1999. – 375 с.

в) методическая литература.

  1. Б.Ц. Бадмаев. Методика преподавания психологии. – Владос, 2001. – 304 с.

  2. В. Я. Ляудис. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 2000.

  3. В.Н. Карандашев. Методика преподавания психологии. Уч. пос. – СПб. Питер, 2006. – 250 с.

  4. 3. М. Панибратцева. Методика преподавания психологии / Под ред. д-ра психол. наук проф. А. А. Люблинской. - М. «Просвещение», 1971. - 152 с.

  5. И.В. Смолярчук, В.М. Чернышова. Методика преподавания психологии: учеб. пособие. Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов : Изд-во ТГУ, 2002. - 70 с.


Разработал:

Ассистент кафедры

медицинской психологии и психиатрии,

кандидат психологических наук Борисенко А.И.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социальная психология личности iconУчебник Дэвида Майерса «Социальная психология»
М14 Социальная психология/Перев с англ. — Спб.: Питер, 1997. — 688 с: ил. Isbn 5-88782-141-8

Социальная психология личности iconPsikhologicheskii zhurnal
Социальная психология. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах

Социальная психология личности iconАндреева Г. М. Социальная психология. Уч. Пос. /Г. М. Андреева Социальная психология
Анализ социально-психологической атмосферы в коллективе и разработка мер по ее улучшению

Социальная психология личности iconПсихология личности
Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416 с

Социальная психология личности iconНадежда Мельникова Социальная психология: конспект лекций лекция...
Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX в., хотя само понятие стало широко...

Социальная психология личности iconИсследование памяти, внимания младших школьников
Специальности: практическая психология социальная педагогика; биология практическая психология; музыка практическая психология; начальное...

Социальная психология личности iconЦыба Алина Александровна Мобильный телефон: 068-853-83-80 (11-19. 00)
Основное образование – Запорожский национальный университет, факультет «Социальная Педагогика и Психология», специальность «Консультативная...

Социальная психология личности iconPsikhologicheskii zhurnal
Психология личности. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа

Социальная психология личности iconТематическое планирование по обществознанию в 11 классе
Социальная сфера, социальная дифференциация, социальное неравенство, социальная стратификация, класс, страта, социальная мобильность,...

Социальная психология личности iconСписок використаних джерел Абульханова-Славская К. А. Деятельность...
Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<