Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Страхи и тревожность Московский Педагогический Государственный Университет реферат по нейро-патопсихологии «Страхи и тревожность»




Скачать 204.06 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Страхи и тревожность Московский Педагогический Государственный Университет реферат по нейро-патопсихологии «Страхи и тревожность»
Дата публикации03.03.2014
Размер204.06 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Психология > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Страхи и тревожность

Московский Педагогический Государственный Университет Реферат по нейро-патопсихологии «Страхи и тревожность» Студентки III курса ФНК 305 группы Нестеровой Алины Москва 2004 Содержание Введение………………………………………………………….3 Определение понятия «тревожность»…………………………..4 Классификация видов тревожности…………………………….5 Причины появления и развития тревожности………………….6 Особенности поведения тревожных детей…………………….10 Страх, его классификация………………………………………11 Список используемой литературы……………………………..19 Введение В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихсяповышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Для современного положения детей в нашем обществе характерносоциальная деприкация, т.е. лишение, ограничение, недостаточность тех илииных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу,характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье,эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах,страхи, тревога, регрессивные тенденции/ В последние годы по сравнению с предшествующим периодом количестводетей с устойчивой тревожностью и постоянными интенсивными страхами,существенно увеличилось в нашей стране. О возрастании тревожности и страхову детей свидетельствуют специальные экспериментальные исследования. Так,количество детей с устойчивой тревожностью (1 – 3 классы) в 1990 – 93 гг.составило от 72 до 75 % (для сравнения в 1980 – 83 гг. таких детей было от12 до 16 %),т.е. если в 80 – е гг. количество тревожных детей средимладших школьников было близко к возрастной норме, то сейчас оно почти впять раз больше. В отечественном психолого – педагогической литературе можно выделитьнесколько подходов в понимании тревожности. Некоторые исследователирассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, каквременное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных,угрожающих, необычных условиях. В. С. Мерлин и его ученики считаюттревожность свойством темперамента. В их исследованиях полученыстатистически достоверные корреляции между показателями тревожности иосновными свойствами нервной системы (слабостью, инертностью). Ряд ученых рассматривают тревожность как социально – обусловленноесвойство личности. Так Н. В. Имедадзе называет тревожность «…Специфическисоциализированное эмоций». Эти экспериментальные материалы показывают, что на проявлениетревожности у детей большое влияние оказывает социализация, интенсивнопротекающая в детских садах. В этом же аспекте анализирует тревожность В. Р. Кисловская. Наосновании исследования, показывающего, что уровень тревожности надежнокоррелирует с социометрическим статусом. Во всех возрастах (дошкольный,младший школьный, подростковый, юношеский). В. Р. Кисловская делает вывод отом, что «… тревожность в очень значительной мере является функциейсоциального общения». По снижению тревожности и ее преодолению работали многие психологи.Так, например, Рогов Евгений Иванович разработал коррекционную работу сучащимися, испытывающие так называемую открытую тревогу. Психологи Р.И. М.Дорки разработали тест на выявления тревожности у детей. А. М. Прихожанразработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожными детьми.Раиса Викторовна выделила способы преодоления тревожности у детей.Е. Савина и Н. Шанина разработали рекомендации воспитателю детского сада иродителям, воспитывающих такого ребенка. Маргарита Ивановна Чистяковаразработала упражнения и этюды на релаксацию ,которые описала в своейкниге «Психогимнастика». Таким образом можно сделать вывод, что на территории Свердловскойобласти увеличилось число тревожных детей. Поэтому мне, как будущемувоспитателю, необходимо своевременно распознать их, так как только вовремяоказанная помощь может предотвратить развитие у таких детей невротическихсостояний и неврозов. Определение понятия «тревожность» В психологической литературе можно встретить разные определения этогопонятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимостирассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и какличностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику. Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживаниеэмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, спредчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональноесостояние и как устойчивое свойство, черту личности или темпераметра. По определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативнопроявляемое свойство человека приходить в состояние повышенногобеспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальныхситуациях» Е. Савина, доцент кафедры психологии Орловского государственногопедагогического Университета, считает, что тревожность определяется какустойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожиданиянеблагополучия со стороны окружающих. По определению С. С. Степанова «тревожность- переживаниеэмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности илинеудачи». Таким образом понятием «тревожность» психологи обозначают состояниечеловека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям,опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Классификация видов тревожности Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них – это такназываемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретнойситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояниеможет, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей ижизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным,но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразныммобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственноподойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорееснижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезныхобстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чащевсего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточнойсформулированности самосознания. Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она можетрассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонностик переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе итаких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуетсясостоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы,готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженноми подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром,который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессестановления характера к формированию заниженной самооценки и мрачногопессимизма. У детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность. Причины появления и развития тревожности у детей. Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, помнению Е. Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношенияребенка с родителями, особенно с матерью. Так отвержение, неприятие матерьюребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворенияпотребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх:ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меняне будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будутпобуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами. Детская тревожность может быть следствием и симбиотических отношенийребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком,пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она«привязывает» к себе, предохраняя от воображаемых, несуществующихопасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остаетсябез матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности исамостоятельности развиваются пассивность и зависимость. В тех случаях, когда воспитание основывается на завышенныхтребованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется струдом, тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так,как нужно, нередко родители культируют «правильность» поведения: отношениек ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм иправил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. Вэтих случаях тревожность ребенка может порождаться страхом отступление отнорм и правил, устанавливаемых взрослыми («Если я буду делать не так, каксказала мама, она не будет меня любить», «Если поступаю не так, как надо,меня накажут»). Тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодействиявоспитателя с ребенком, превалированием авторитарного стиля общения илинепоследовательности требований и оценок. И в первом и во втором случаяхребенок находится в постоянном напряжении из-за страха не выполнитьтребования взрослых, не «угодить» им, приступить жесткие рамки. Говоря о жестких рамках, мы имеем в виду ограничения, установленныепедагогом. К ним относятся ограничения спонтанной активности в играх (вчастности, в подвижных) в деятельности, на прогулках и т. д.; ограничениедетской непосредственности на занятиях, например, отрывание детей («НинаПетровна, а у меня … Тихо! Я все вижу! Сама ко всем подойду!»); пресечениедетской инициативы («положи сейчас же, я не говорила брать листочки вруки!», «Немедленно замолчи, я говорю!»). К ограничениям можно такжеотнести и прерывание эмоциональных проявлений детей. Так, если в процесседеятельности у ребенка возникают эмоции, их необходимо выплеснуть, чемуможет препятствовать авторитарный педагог («это кому там смешно, Петров?!Это я буду смеяться, когда на твои рисунки посмотрю», «А ты чего рыдаешь?Замучила всех своими слезами!»). Жесткие рамки, устанавливаемые авторитарным педагогом, нередкоподразумевают и высокий темп занятия, что держит ребенка в постоянномнапряжении в течении длительного времени и порождает страх не успеть илисделать неправильно. Дисциплинарные меры, применяемых таким педагогом, чаще всего сводятсяк порицаниям, окрикам, отрицательным оценкам, наказаниям. Непоследовательный воспитатель вызывает тревожность ребенка тем, чтоне дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постояннаяизменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения отнастроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность уребенка, невозможность решить, как ему следует поступить в том или иномслучае. Воспитателю также необходимо знать ситуации, которые могут вызватьдетскую тревожность, прежде всего ситуацию непринятия со сторонысверстников; ребенок считает: в том, что его не любят, есть его вина, онплохой («любят хороших») заслужить любовь, ребенок будет стремиться спомощью положительных результатов, успехов в деятельности. Если этостремление не оправдается, то тревожность ребенка увеличивается. Следующая ситуация – ситуация соперничества, конкуренции, особенносильную тревожность она будет вызывать у детей, воспитание которых проходитв условиях гиперсоциализации. В этом случае дети, попадая в ситуациюсоперничества, будут стремиться быть первым, любой ценой достигнуть самыхвысоких результатов. Еще одна ситуация – ситуация повешенной ответственности. Когдатревожный ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом неоправдать надежду, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым. В подобных ситуациях тревожные дети отличаются, как правило,неадекватной реакцией. В случае их предвидения, ожидания или частыхповторов одной и той же ситуации, вызывающих тревогу, у ребенкавырабатывается стереотип поведения, некий шаблон, позволяющий избежатьтревоги или максимально ее снизить. К таким шаблонам можно отнестисистематический страх от участия в тех видах деятельности, которые вызываютбеспокойство, а так же молчание ребенка вместо ответов на вопросынезнакомых взрослых или тех, к кому ребенок относится негативно. В целом тревожность является проявлением неблагополучия личности. Вряде случаев она буквально взращивается в тревожно – мнительнойпсихологической атмосфере семьи, в которой родители сами склонны кпостоянным опасениям и беспокойству. Ребенок заражается их настроениями иперенимает нездоровую форму реагирования на внешний мир. В этом случаестарый призыв к воспитателю воспитать прежде всего себя звучит чрезвычайноуместно. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок напоминал настороженного ипугливого зверька, взгляните честно на самих себя: не у вас ли он перенялтакую манеру. Однако такая неприятная индивидуальная особенность проявляется порой иу детей, чьи родители не подвержены мнительности и настроены в целомоптимистично. Такие родители, как правило, хорошо знают чего они хотятдобиться от своих детей. Особое внимание они уделяют дисциплине ипознавательным достижениям ребенка. Поэтому перед ним постоянно ставитсяразнообразные задачи, которые они должны решать, чтобы оправдать высокиеожидания родителей. Справится со всеми задачами ребенку не всегда по силам,а это и вызывает недовольство старших. В результате ребенок оказывается вситуации постоянного напряженного ожидания: сумел ли он угодить родителямили допустил какое то упущение, за которое последует неодобрение ипорицании. Ситуация может усугубляться непоследовательностью родительскихтребований. Если ребенок не знает наверняка, как будет оценен тот или инойего шаг, но в принципе предвидит возможное недовольство, то все егосуществование окрашивается напряженной настороженностью и тревогой. Также к возникновению и развитию тревожности и страха способныинтенсивно воздействовать на развивающееся воображения детей сказочногообразца. В 2 года это Волк – зубами щелк, способный причинить боль,загрызть, съесть, как красную шапочку. На рубеже 2-3 лет дети боятсяБармалея. В 3 года у мальчиков и в 4 года у девочек «монополия на страх»принадлежит образам Бабы Яги и Кащея Бессмертного. Все эти персонажи могуткак раз познакомить детей с отрицательными, негативными сторонамивзаимоотношений люде, с жестокостью и коварством, бездушием и жадностью,как и опасностью вообще. Вместе с тем жизнеутверждающий настрой сказок, вкоторых добро одерживает победу над злом, жизнь над смертью, даетвозможность показать ребенку, как можно преодолеть возникающие трудности иопасности. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику,обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления и запрете. Для каждого возрастного периода существуют определенные области,объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинствадетей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности какустойчивого образования. Эти «возрастные тревожности» являются следствием наиболеезначимых социальных потребностей. У детей раннего возраста тревожностьпорождается разлукой с матерью. В возрасте 6-7 лет главную роль играетадаптация к школе, в младшем подростковом – общении со взрослыми(родителями и учителями), в ранней юности – отношение к будущему ипроблемы, связанные с отношениями полов. Особенности поведения тревожных детей. Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги,а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают втех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожныедети отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться:пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится. Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи счем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Этохарактерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильныезадачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случаенеудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь!Ничего у тебя не получается!»). Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируютна них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, вкоторой испытывают затруднения. У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятияхи вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети,на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим иглухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как оченьбыстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило,возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду,манипулирует чем-нибудь. Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротическогохарактера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаютсяонанизмом). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональноенапряжение, успокаивают. Распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаютсяобилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерамиизображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких. У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенныеглаза, на стуле сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, нешуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих. Таких детейназывают скромными, застенчивыми. Родители сверстников обычно ставят их впример своим сорванцам: «Смотри, как хорошо ведет себя Саша. Он не балуетсяна прогулке. Он каждый день аккуратно складывает игрушки. Он слушаетсямаму». И, как ни странно, весь этот перечень добродетелей бывает правдой –эти дети ведут себя «правильно». Но некоторых родителей волнует поведение своих детей. «Саша совсем .Любит делать только то, к чему привык. Никак неудается заинтересовать его чем-то новым. «Люба очень нервная. Чуть что – вслезы. И не хочет играть с ребятами – боится, что они поломают ее игрушки».«Алеша постоянно жмется к маминой юбке – не оттащишь. Таким образом поведение тревожных детей отличается частымипроявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянномнапряжении, все время ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могутстолкнуться с неудачами. Страх, его классификация. Страх принодлежит к категории фундаментальных эмоций человека.Мотивация старха - условно-рефлекторная, т. к. в нем закодированаэмоционально переработанная информация о возможности опасности. Само жечувство страха появляется непроизвольно, помимо воли, сопровождаясьвыраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса. Страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловоенныйострый и хронический, инстиктивный и социально опосредованный. Боязнь итревожность, как состояние, соответствующее страху и тревоге. Реальный (приконкретной угрозе) и воображаемые (на уровне представлений). По степени выраженности страх делится на ужас, испуг, собственностра, стревогу, опасения, бкспокойство и волнение. Несмотря на своюотрицательную окраску, страх выполняетс разнообразные функции в психическойжизни человека. Как реакция на угрозу, страх позволяет избежать встречи сней, играя таким образом защитную, адаптивную роль в системе психическойсаморегуляции. Это своеобразное средство в познании окружающейдействительности. В некоторм роде страх - способ огрвничения "Я" отчужеродного, неприемлимого влияния извне, страх может мобилизовать "Я"перед лицом внешней опасности, способствуя интеграции внутреннихпсихических ресурсов. Взрастные страхи в некоторой степени отражаютисторический путь развития самосознания человека. В начале ребенок боитсяостаться один без поддержки близкого лица (7 мес), опасается посторонних,не известных ему лиц (8 мес), далее он боится высоты, боли, бабы Яги. Далеетемноты, огня пожара и т. д., всего того, что было развито у первобытныхлюдей. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами. ВА отличие отестественных, социальные страхи приобретаются путем научения в процессеформирования личности. При большем, чем в норме количестве страхов и ихневротическом характере возникает состояние психического напряжения,скованности, аффективно заостренного стремления к поиску опры. Поведениестановится все более пассивным, отрофируется любопытство, любознательность,избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную ситуациюобщения. Развивается настороженность и замкнутость, уход в себя, в своипроблемы. Усиливается не свойственная детям ориентация на травмирующеепрошлое. Неумение радоваться пропорционально умению тревожиться. Был проведен опрос детей в возрасте от 3 до 16 лет. Задавался вопрос:"Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься" и далее было перечислениестрахов (папу, маму, бабу Ягу, темноту, страшный сон и т.д.). Наибольшаячувствительность к стархам проявляется в 7 лет, меньше всего страха - в 15.У дощкольников чаще встречаются страхи боли, уколов, огня, сказочныхперсонажей, темноты, снов, наказания. В школьном возрасте преобладаютстрахи войны, смерти родителей, опоздания. Семейная обусловленность страхов. В неполной семье значительное увеличение страхов. Отстутствие отца всемье нарушает формирование поведения, соответствующего полу ( умальчиков), и психологической защиты от идущей извне угроз ( у девочек). Им также требуется навык защиты себя от опасности. В полных семьях,абсолютное отсутствие страхов, во всяком случае в дошкольном возрасте,скорее исключение и достаточно часто служит проявлением органическойрасторможенности, накритичности и невысокого интеллектуального уровня.Большще страхов у детей, живущих в отдельных квартирах, у единственных всемье, если считают главой в семье мать, если есть конфликтные отношениямежду родителями. Возрастные особенности. Известны рефлекторные реакции новорожденных типа беспокойства в ответна громкий звук, потеря равновесия, приближение большого предмета. Однакособственно о страхе, а не ореакциях беспокойства можно говорить не раньше 6мес. Беспокойство во вотрой подловине первого года Фрейд связал сопасностью отделения от матери. В 8 мес. появляется страх на появлениенезнакомых лиц. Легко передается беспокойство матери, если она спешит иливзволнована. В дальнейшем это коварные сказочные герои, способные отнятьжизнь, нанести увечье, ущерб, в отличие от матери, дающей тепло, любовь,жизнь. Преддошкольный возраст. Страх незнакомых, чужх уменньшается на 2 году жизни. При встрече снезнакомыми людьми ребенок смущается, робеет, что достаточно быстропроходит. Наиболее рапространенным страхом в отом возрасте я вляется страхнаказания со стороны родителей. В 2 года максимально угрожающи значениемобладает сказочный образ волка, после ознакомления со сказками. Нередко впредставленни ребенка, волк "реализует свои замыслы" во время сна, чтосопровожнается двигательным расторможением, криками, пробуждением. Итак: типичными возростными страхами у детей обоего пола 1-3 лет жизнибудет : в 1 год - страхи одиночества, незнакомых, неожиданных резкихсвуков; в 2 года _ страхи неаказания, животных, врачей, уколов. Страховотносительно меньше и они быстрее сходят на нет, если в семье джиминируетотец, родители не ведут "войну" с самостоятельностью детей, если родителисамы уверены в себе и способны помочь ребенку в преодолении воображаемых иреальных опасностей. Младший дошкольный возраст. В три года у мальчиков чаще представлены страхи сказочных персонажей,высоты, крови, темноту, уколов. У девочек - одиночества, темноты и боли. Помере увеличения интенсивности познавательного развития в старшем дошкольномвозрасте количество связей между старахи начинает уменьшаться, достигаяминимума в подростковом возрасте. В младшем дошкольном возрасте страходиночества, осноыванный на диффузном чувстве беспокойства или тревоги,конкретизируется страхом нападения, воплощенном в лице сказочныхперсонажей. Расшифровка этого в том, что рабенок, оставщись один безподдержки родителей испытывает чувство опасности. Обычно дети достаточноактивно манипулируют сказочными образами в игре, а при участии в играхродителей, особенно отца, подобные страхи сходят на нет, если ребенок самраспределяет роли. Положительный эффект также наблюдается при рисованииразличных чудовищ в представлении детей. Следут сказать о триаде страхов,типичных для этого возраста: одиночества, темноты, замкнутого пространства.В таком случае ребенок не остатся один при засыпании, в комнате долженгореть свет, дверь полуоткрыта. Здесь многое зависит от умения родителей несоздавать из этих страхов личные проблемы, вовремя успокоить детей, нежнопоговорить с ними. Старший дошкольный возраст Это возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено нестолько эмоциональным, сколько возросшим пониманием опасности. Центральноеместо занимает страх смерти. Из других типичных страхов следует отметитьстрах глубины. Связующим звеном страхов у старших дошкольников бутет стархсмерти. Нередко возникают вопросы вроде : сколько жил твой папа, мама?Ззачем люди живут? Откуда все взялось? И заклинания : Не хочу бытьстарушкой, хочу быть все время девушкой. Подобные фразы говорят о развитииабстрактного мышления, понимания категорий, времени и пространства.Возникновение страха смерти означает осознание необратимости происходящихвозрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-тоэтапе знаменует собой смерть. Страх смерти встречаектся у детей, укоторыхобнаруживаются в 8 мес страхи незнакомых лиц, а также некотораяосторожность при начале ходьбы. Эти дети не съезжают с горки, не подходят коткрытому окну, не стоят на краю обрыва и т. д. Все это - проявлениеинстинкта самосохранения, который обостряется у физически соматически инервно ослабленных детей. Начиная со старшего дошкрольного возраста умальчиков и девочек представлет и страх чертей, как представителейпотустороннего мира. Появляются страхи покойников, драконов и т.д. Младший школьный возраст Дальнейший рост самосознания в данном возрасте связан прежде всего сновой социальной позицией школьника. пероеживание свогео соответствиягрупповым стандартам, правилам, нормам сопровождается выраженным чувствомвины при мнимых и реалных отклонениях .Поэтому в рассматриваемом возрастеосновнойстрах будет - опоздание в школу.Страх смерти еще выраженнееумальчиков заметно уменьшается у девочек. Распространен страх несчастья,беды, рокового стечения обстоятельств, т.е. всего того, что потом получаетразвитие в страхах перед судьбой, роком и т.д. Подобные страхи, опасения,предчувствия являются отражением зараждающейся тревожности, мнительности,внушаемости Подростковый возраст Ведущими страхами являются у мальчиков - страхи смерти родителей, удевочек - страх войны. Друга группа выраженных и взаимомсвязанных страхов -это страхи собственной смерти, нападения, пожара. Девочки подростковоговозраста более насыщены страхами. Существуют природные и социальные страхи.Проиродные страхи (тридцать пунктов) включали страхи заболеть, смерть,движущийся транспорт, стихия, вода и т.д. Межличностные страхи (51 пункт) -страхи одиночества, некоторых людей, наказания, сделать что-либо не так,потерять контроль над собой. В подросткомом возрасте происходит перекрестстрахов: уменьшение природных и увеличение социальных. Большое числострахов понижает уверенность в себе, без которой невозможно адекватнаясамооценка, полноценное общение со сверстниками. Страхи при неврозах Страх - одно из ведущих проявлений при неврозах. Невротичесикй страхв виде общей боязливости, страха ожидания лежит в основе невроза страха.Классической моделью невротического страха являетюся фобии. В отличие отневротического, реальый страх возникает при конкретной внешней опасности,являясь выражением инстинкта самосохранения. Страхов при неврозах во всехвозрастах достоверно больше, чем в норме, что подчеркивает повышеннуючувствительность к страхам при неврозах. Возраст родителей также оказываетвлияние на развитие страхов у детей. Среднее число страхов, особенно удевочек молодых родителей (до 30 лет) достоверно больше, чем у родителей от30 и старше. Более молодые родители чаще прибегают к наказаниям и угрозами.В младшем дошкольном возрасте невротической разновидностью будет страх быть"никем", основанной на выраженной в этом возрасте потребности вэмоциональном признании и подддержики со соторны близких к ребенку лиц, ккоторым он привязан. Лежащий в основе страха быть никем, страх одиносчествасопровожнается аффективно заостренной и нередко навязчивой протребностьюприсутсвия рядом взрослых, повышеннвм вниманием с их стороны. Страх чащевстречается у джетей гиперопекающих и эгоцентричных ролдттлей. Этиродители часто не обеспечивают необходимого тепла и любви вовзаимоотношениях с детиьми, требуя в то же время беспрекословногоподчинения, беззаветных проявлений чувств любви и признания. Страх бытьникем максимално приедставлен пнри истерическом неврозе, япвляясь одной изцентральнойй мотиваций его внутреннего конфликта. В старшем дошкольном возрасте формируется другая разновидностиьневротического страха - страх быть "ничем", т.е. не быть, не существовать.Источник этого страха - страх смерти, распространенный как в норме, так ипри неврозах. Ребенок при неврозе страха боится не столько смерти кактаковой, сколько всего того, что может привести к непоправимому несчастью,беде, необратимоым физическим изменением. Обеспечение адекватнойпсихологической защиты, и тем самым уменьшение количества страхапринадлежит отцу. Речь идет не только о недостаточной роли отца в семье,мягкости его характера, но и жестком обращением с детьми, постоянноиспытывающими чувство страха перд угрозай физических расправ. Типичным у детей с неврозами младшего и школьного возраста будетстрах быть не нем, т.е. не соответствовать общепринятым нормам, ожиданиямсо стороны знакомых лиц. Это страх сделать не так, как нужно, не то, чтоследует, т.е. страх ошибки, неудачи. Страб быть не тем встречается ввозрасте интенсивного развития нравственно-этических и норматичвнорегулирующих социальных отношений, отражая возросший уровень самосознания вформировании личности новую социальную позицию школьника. Его клиническоезаострение произходит под влиянием ряда факторов. Важнейшие из них :подчеркнутое чувство собственного достоинства, самолюбия, выраженностьчувства вины у детей, высокая тревожность у родителей, интеллектуальнаяперегрузка, контроль родителй за уроками и оценками. Рассмотренная клиникапсихологическая детерминация страха быть не тем свойственна такомураспространенному неврозу, как невростения, при которой он одна из ведущихмотиваций внутреннего конфликта. Страх быть не тем часто сопровождаетсяквоанностью и излишним напряженем при вопросах с места, ответах у доски,общении с незнаколмыми людьми, выполнение ответственных заданий. У младшихшкольников при неврастении будет торможение, реже - возбуждение. В этиусловиях проявляются заикание, тики, возможные мочеиспускания, боли вживоте, кашель, икота. В подростковом возросте - вегтососудитстые реакциитапа покраснеия, ознобы, головокружения, обморока. Типичным для подросткового возраста является невротический страх бать"не собой", т.е. быть болезненно измененным, неспособным владеть собой иконтролировать чувства. Страх быть не собой или страх измененияпредставляет одну из главных мотваций внутреннего конфлика при обсессивномневрозе. Навязчивые идени и страхи воспринимаются как несовместимые с Я,чуждые сознанию, как одержимость. Страх быть не собой - это одновременнострах быть другим - обезличенным, лишенным самосознания, индивидуальности исамобытности. Страх быть не собой как реакция на угрозу изменения,отторжения и протери Я часто возникает в следствии попыток родителей сгиперсоциальными, а также тревожно-мнительными и паранойяльными чертамихарактера односторонне навязать детям свой образ мышления, действий ипоступком без учета реальных обстоятельств. Стьрах быть не собой имеет приневрозах сложную мотивацию своего происхождения. Ведущая линия в нем -аффективно переживаемая невозможность быть собой вследствие прогрессирующихневротических изсменений личности и идиосикразической реакции нанавязываемй родителями образ Я, несовместивый с индивидуально преломляемымспамосознанием и потенцией развития. Общим для перечисленных страховявляется страх отсутствия признания (групповой поддрежки) или страх быть нетаким, как все. Список используемой литературы:. 1. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. //Ж. «Психологическая наука и образование», 1998 г., № 2. 2. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж. «Психологическая наука и образование» 1998, №2. 3. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. /Ж. «Дошкольное воспитание», 1996 г., №4. 4. А. И. Захаров. Неврозы у детей. / «Дельта», 1996.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Страхи и тревожность Московский Педагогический Государственный Университет реферат по нейро-патопсихологии «Страхи и тревожность» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Тревожность оглавление введение...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Страхи и тревожность Московский Педагогический Государственный Университет реферат по нейро-патопсихологии «Страхи и тревожность» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Психические состояния: фрустрация,...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Страхи и тревожность Московский Педагогический Государственный Университет реферат по нейро-патопсихологии «Страхи и тревожность» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Индивидуальные свойства темперамента тревожность, ригидность, экстраверсия учащихся

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Страхи и тревожность Московский Педагогический Государственный Университет реферат по нейро-патопсихологии «Страхи и тревожность» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Музей-заповедник Коломенское...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Страхи и тревожность Московский Педагогический Государственный Университет реферат по нейро-патопсихологии «Страхи и тревожность» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Нейропсихологический подход...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Страхи и тревожность Московский Педагогический Государственный Университет реферат по нейро-патопсихологии «Страхи и тревожность» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Некоторые факторы, влияющие...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Страхи и тревожность Московский Педагогический Государственный Университет реферат по нейро-патопсихологии «Страхи и тревожность» iconТревожность. Карен Хорни
Для тех, кто, подобно Фрейду, склонен объяснять психические проявления исключительно органическими причинами, тревожность является...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Страхи и тревожность Московский Педагогический Государственный Университет реферат по нейро-патопсихологии «Страхи и тревожность» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Фольклор и его значение...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Страхи и тревожность Московский Педагогический Государственный Университет реферат по нейро-патопсихологии «Страхи и тревожность» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Складывание антигитлеровской...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Страхи и тревожность Московский Педагогический Государственный Университет реферат по нейро-патопсихологии «Страхи и тревожность» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Маргиналы и их социальные...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<