2. Терминологический словарь




Скачать 57.09 Kb.
Название2. Терминологический словарь
Дата публикации03.03.2014
Размер57.09 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы
Содержание
1. Название темы………………………………………………………………….3

2. Терминологический словарь…………………………………………………..7

3. Теоретическая часть……………………………………………………………8

3.1 Способности и одаренность детей…………………………………………...8

3.2. Сложности психического развития одаренных детей……………………10

4. Практическая часть…………………………………………………………...15

Выводы и предложения…………………………………………………………20

Список использованной литературы…………………………………………...23

Приложения……………………………………………………………………...24

^ 1. Название темы
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.

Цель исследования: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними.

Задачи:

раскрыть в полном объеме понятие   одаренности

показать сложности психического развития одаренных детей

рассмотреть методы диагностики одаренности

рассмотреть особенности воспитания о обучения одаренных детей

ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны  чрезвычайными возможностями детских лет  жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные   годы стремительное   умственное развитие происходит у всех  детей, оказывая решающий вклад   детских лет в становление интеллекта.

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит  в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая  у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению  — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности.

Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности.

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.

Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.

Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще   всего внимание к   одаренным детям  привлекает их  большой   словарный  запас,   сопровождающийся  сложными синтаксическими конструкциями, а также   умение ставить вопросы.   Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать   их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренных детей также отличает   повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений.

Очень важно своевременно уловить, не упустить черты  относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка — это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.

^ 2. Терминологический словарь
Общая одаренность Общая одаренность интегральный уровень развития специальных способностей, который связан с их развитием, но достаточно от них независим. Данное понятие было впервые сформулировано в середине XIXв. английским психологом Ф.Гальтоном . В настоящее время считается, что существует как общая одаренность, так и частные способности, относительно слабо связанные друг с другом. При факторного анализа выделены художественная и практическая одаренность.

РАННЯЯ ОДАРЕННОСТЬ - Специальная или общая одаренность, обнаруживаемая у детей. Время проявления той или иной одаренности в разных областях различно. Наиболее рано проявляется одаренность в области музыкальной деятельности ( в 3 года у Моцарта, в 4 - у Гайдна), затем - в рисовании (в 8 лет у Рафаэля, в 10 - у Ван Дейка, в 15 - у Дюрера). В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике. Ранняя одаренность сопровождается выраженной увлеченностью теми или иными занятиями и склонностью проявлять фантазию. О наличии одаренности не дают основания судить результаты тестовых испытания в силу того, что они обычно стандартизованы по среднему уровню.

Способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

Список использованной литературы
1.  С.С. Степанов. «Психологический словарь для родителей», М., 2006.

2.  «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией   Н.С. Лейтеса, М., 2004.

3.  Терасье Ж.К. «Сверходаренные дети», М., 2001

4.  Клименко В. В. «Психологические тесты таланта. Харьков 2006

5.  Попова Л.В. «Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности», М., 2003

6.  Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. « Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадриков, М., 2004.

7.  Теплов Б. М. «Проблемы индивидуальных различий» М, 2001,

8.  Экземплярский В. М. «Проблема школ для одаренных», М., 1999

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. Терминологический словарь iconТерминологический словарь
Гуманность — человечность, любовь к людям, уважение к их индивидуальности, внимание к их потребностям и чувствам

2. Терминологический словарь icon12. Рекомендована література
Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно терминологический словарь. – М.: Мысль, 1983

2. Терминологический словарь iconМаркетинг. Терминологический словарь
Важным направлением предпринимательства является организация маркетинговой деятельности на всех уровнях иерархии управления рыночным...

2. Терминологический словарь iconСаушкин Ю. Г. История и методология географической науки: Курс лекций
Алаев Б. Социально-зкономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мисль. 1983. 350 с

2. Терминологический словарь iconТерминологический словарь
Агрегатирование – преобразование модели в модель с меньшим числом переменных или ограничений в агрегатированную модель, дающую приближенное,...

2. Терминологический словарь iconТерминологический словарь абулия
Наиболее часто проявля­ется в клинике психопатий (например, возбудимых, эпилептоидных, истеровозбудимых) и особенно пси-хопатоподобных...

2. Терминологический словарь iconСаентология Словарь Технических Терминов Словарь состоит из двух частей
Словарь составлен на основе всех материалов, которые удалось найти, обобщить и откорректировать к

2. Терминологический словарь iconСергей Ильинский Энциклопедический словарь pr и рекламы (Том 2) Ильинский...
Неслучайно его все время влекла к себе лексикология. Он начал заниматься ей еще в студенческие годы (словарь, посвященный средневековому...

2. Терминологический словарь iconСергей Ильинский Энциклопедический словарь pr и рекламы (Том 1) Ильинский...
Неслучайно его все время влекла к себе лексикология. Он начал заниматься ей еще в студенческие годы (словарь, посвященный средневековому...

2. Терминологический словарь iconI-iii ступенів
Оборудование: учебник : Русский язык: 5 кл.: Учеб для образоват учеб заведений с укр яз обучения/ Под ред. Баландиной Н. Ф. – К.:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<