Психологическая характеристика причин семейных конфликтов




Скачать 342.84 Kb.
НазваниеПсихологическая характеристика причин семейных конфликтов
Дата публикации04.03.2014
Размер342.84 Kb.
ТипКурсовая работа
uchebilka.ru > Психология > Курсовая работа
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Психологическая характеристика причин семейных конфликтов

Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка. Факультет прикладной психологии КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Психологическая характеристика причин семейных конфликтов» студентки группы ПП-3 заочного отделения Шевлюгиной Елены Николаевны научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Амельков Анатолий Александрович Минск 1998ОГЛАВЛЕНИЕвведение 31. ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИчЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5 1.1. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА. 8 1.2. ПРИчИНЫ КОНФЛИКТОВ. 142. ИЗУчЕНИЕ ПРИчИН СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ. 23 2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАчИ, ГИПОТЕЗЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИя. 23 2.2. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя ОСНОВНЫХ ПРИчИН КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ 24 2.2.1. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛИчНОСТИ О СВОЕЙ КОНФЛИКТНОСТИ 24 2.2.2. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя УРОВНя КОНФЛИКТНОСТИ СУПРУГОВ. 25 2.2.3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ УДОВЛЕТВОРёННОСТИ БРАКОМ. 25 2.2.4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. 26 2.2.5. ОБСУЖДЕНИЕ ИЗУчЕНИя РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ. 32 2.2.6. ОБСУЖДЕНИЕ УРОВНя КОНФЛИКТНОСТИ НА ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИКАХ «ДОМ – ДЕРЕВО – чЕЛОВЕК» И «МОя СЕМЬя». 36 2.2.7. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИя КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ. 43ЛИТЕРАТУРА 46ВВЕДЕНИЕ ТОЛЬКО ТЕ СЕМЕЙНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИя И МОГУТ БЫТЬ КРЕПКИ, КОТОРЫЕ ВЫТЕКАЮТ ИЗ ВНУТРЕННЕГО УБЕЖДЕНИя И ОПРАВДЫВАЮТСя ДОБРОВОЛЬНЫМ, РАЗУМНЫМ СОГЛАСИЕМ ВСЕХ В НИХ УчАСТВУЮЩИХ. Н. А. Добролюбов Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей,связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью ивзаимопомощью. Семейная жизнь напоминает айсберг. Большинство людей видит лишь егонадводную часть и обманывает себя, думая, что видит его целиком. Некоторыедогадываются, что айсберг несколько больше, но не знают, что же именнопредставляет собой его невидимая часть. Не зная всех тонкостей семейнойжизни, можно направить её опасным курсом. Искусство семейной жизни,пожалуй, самое сложное из всех искусств – всё из летучих полутонов, изпаутинного сплетения оттенков. Мы не знаем тут очень многого, не знаем дажеразмеров своего незнания. Большинство из нас здесь самоучки и, значит, чащевсего неучи. Бытом многих семей правят сейчас три докультуры: психологическаянеграмотность – незнание женской и мужской психологии, азов эмоциональногообщения в семье; половое невежество – незнание законов человеческойсексуальности, разладов мужской и женской половой природы и способов ихсмягчения; воспитательная неграмотность – незнание коренных отличий детскойпсихологии от взрослой, неумение воспитывать детей в ключе их психологии ив духе нынешнего образа жизни. Эти три невежества чрезвычайно усложняют жизнь большинства семей,особенно молодых, тогда как знания могут очень помочь им. Впрочем, однихзнаний здесь явно не хватает. Знания не нить Ариадны, которая сама выводитиз лабиринта. Это скорее компас, который показывает на полюс счастья, адойдём мы до него или нет – зависит от наших усилий, от того, сумеем мы илине сумеем отыскать свою дорогу к этому полюсу, дорогу, которая отвечаетнеповторимому складу наших характеров, чувств, отношений. Семья попала сейчас в океан бедствий. Взрыв разводов и одиночества,лавина несчастий и недобрых нравов – ещё никогда в истории человечества небыло такого острого семейного кризиса. Кризис этот рождён и небывалымипротиворечиями жизни и тем, что мы из рук вон плохо разрешаем их. Данная работа посвящена изучению основных причин семейных конфликтов. Задачей является исследование основных причин конфликтов в семье.Предметом – причины семейного конфликта, а объектом изучения является самконфликт. В обследовании участвовало восемь супружеских пар: 1. Заикины Татьяна и Сергей. Семейный стаж 17 лет. Двое детей (16 лет и 12 лет) 2. Антоновы Наталья и Геннадий. Семейный стаж 13 лет. Двое детей (12 лет и 8 лет) 3. Скоблик Валентина и Виктор. Семейный стаж 18 лет. Двое детей (16 лет и 12 лет) 4. Ященко Оксана и Владимир. Семейный стаж 6 лет. Один сын (4 года) 5. Риутовы Светлана и Андрей. Семейный стаж 5 лет. Один сын (3 года) 6. Садошенко Светлана и Анатолий. Семейный стаж 8 лет. Один сын (6 лет) 7. Щур Анжела и Николай. Семейный стаж 7 лет. Одна дочь (5 лет) 8. Дешевы Наталья и Александр. Семейный стаж 7 лет. Одна дочь (5 лет) В результате исследования документирующей причиной конфликта в семьеявляется нарушение нравственно-психологического аспекта. проблема конфликтов в современной психологической литературе НАРОДНАя МУДРОСТЬ ГЛАСИТ: “ДОМ ДЕРЖИТСя НА чЕТЫРёХ УГЛАХ, А СЕМЬя – НАДВУХ ГОЛОВАХ”. ЧЕТЫРЕ УГЛА СЕМЕЙНОГО ОчАГА – ЭТО ВЗАИМНАя ЛЮБОВЬ, ВЗАИМНАяВЕРНОСТЬ, ВЗАИМНОЕ УВАЖЕНИЕ И ВЗАИМНАя ПОМОЩЬ. В КАчЕСТВЕ СОЗИДАТЕЛЕЙ,ХРАНИТЕЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ОчАГА МУЖ И ЖЕНА РАВНО ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА ЕГО СУДЬБУ, ЗАПРОчНОСТЬ И ДОЛГОВЕчНОСТЬ БРАКА, В РАВНОЙ МЕРЕ ОПРЕДЕЛяЮТ ПСИХОЛОГИчЕСКИЙКЛИМАТ В СЕМЬЕ, ГАРМОНИЮ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. НЕЛЬЗя СТРОИТЬ СЕМЕЙНЫЕОТНОШЕНИя НА НЕРАВЕНСТВЕ, ГОСПОДСТВЕ ОДНОГО ИЗ СУПРУГОВ НАД ДРУГИМ. Вступая в брак, люди хотят семейного счастья. Но их надежды не всегдасбываются. В отдельных регионах до 50 % семей распадаются. После вступления в брак молодожёнам предстоит хорошо узнать другдруга, изучить привычки, выработанные в прежней жизни, научитьсявзаимодействовать, отказываться от того, что этому взаимодействию мешает.Но это удаётся далеко не всем – и тогда супруги перестают понимать другдруга, между ними возникают конфликты, перерастающие в семейные ссоры искандалы. Почему далеко не всем удаётся сохранить семью? Почему между супругамивозникают ссоры и конфликты, нередко ведущие к разводам? Почему исчезаетлюбовь и уважение, когда-то объединявших их? Чтобы ответить на эти вопросы,надо выяснить, как молодожёны понимают любовь, какого человека называютлюбимым. Потребности, которые супруги удовлетворяют в браке, различны, поэтомуи содержание любви неодинаково. Один человек понимает любовь как физическоевлечение. Потребность в половой близости, другой – как близость с другимчеловеком, с другом. Обращает на себя внимание тот факт, что конфликтующиеи разводящиеся супруги на первое место в любви ставят личные потребности истараются использовать любимого человека как средство их удовлетворения.Такая любовь носит потребительский характер. При настоящей же любви человекпосвящает свою жизнь любимому, стремится доставить ему радость, сделать егосчастливым. Непонимание этого приводит к тому, что любовь пропадает (приэтом возникает вопрос: а была ли она вообще?) Каждый человек имеет свою “модель” любимого (любимой). Сильнаяпотребность иметь любимого рядом приводит к тому, что нередко людямкажется, что они нашли его наконец-то. Эта установка мешает реально увидетьдостоинства и недостатки любимого. Однако рано или поздно человекраскрывается, и нередко наступает разочарование, причём не только в объектелюбви, но и в любви вообще (отсюда возникает суждение – “любви нетвообще”). Человек может влюбиться с первого взгляда, если объект любвисоответствует его модели – отличается красотой, эрудицией,интеллигентностью, чуток, добр и деликатен, имеет престижную профессию.Однако в семейной жизни, когда появляются домашние заботы, когда необходимозаботиться о других членах семьи, посвящать им своё время, и нередкоподчинять свои интересы, “любимый” зачастую поворачивается совсем другойстороной. В молодости, на этапе поиска будущего супруга, внешность играет весьмаважную роль. В супружеской жизни главным становится отношения междусупругами, наличие у них таких качеств, как нежность, порядочность,честность и дружелюбие. Поэтому, если один из супругов перестаёт отвечатьпотребностям другого, наступает разочарование и любовь уходит. Так, еслиодин из супругов учится, стремится повысить своё образование, другомунеобходимо задуматься над собственным духовным развитием, совершенствоватьсвои общие и специальные знания, повышать свою профессиональнуюквалификацию. Многие так и поступают. Но нередко один из супругов этомупрепятствует: мешает учиться, стремится загрузить различными делами,отвлекающими от интересующей его деятельности, ограничить общение с новымилюдьми, соответствующими возросшим духовным потребностям и способностямсупруга (или супруги). В этом случае возрастающая разница в уровняхразвития супругов и конфликты, усиливающие противоречия, могут статьпричиной исчезновения любви и распада семьи. Многие молодые супруги не понимают, что брак – это постоянный труд,творческий поиск путей сохранения взаимопонимания и любви. И к любви себянадо готовить. Надо учиться дарить счастье другому. Источниками нарушения семейных отношений являются, как правило,столкновение различных представлений мужа и жены о целях семьи, оконкретном содержании её функций и способов их реализации, о распределенииролей в семье. Если супруги не будут понимать друг друга в жизненно важныхдля существования брака вопросах и действовать соответствующим образом,если не выработают общую систему взглядов, то супружеские отношения будутразрушаться. Учёные считают, что многие причины неудачных браков существуют уже вмомент их заключения. Эти причины именуются факторами риска построениясчастливой семьи. Возраст вступления в брак. Социологические исследования показывают,что раннее заключение брака является важным фактором, влияющим наудовлетворённость отношениями в семье. При изучении успешных и неуспешныхбраков выяснилось, что в группе успешных семей только 43 % вступили в бракдо 21 года, а неуспешных 69 %. Успешный брак предполагает высокий уровеньсоциальной и психологической зрелости людей, т. к. для него необходимыустойчивые установки, определённые знания и умения, чего в зачастую нет вюношеском возрасте. Экономический фактор. Изучение бракоразводной практики показало, чтомалая зарплата, отсутствие отдельной квартиры никогда не называется вкачестве первопричины разлада в семье, на первом месте обычно стоят причинынравственно-психологического характера, а материальные затруднения могутусугублять разногласия и осложнять уже нарушенные отношения. Жилищные условия. Этот фактор связан с раздельным или совместнымпроживанием молодой пары с родителями. Данные исследований говорят о том,что молодые семьи, проживающие совместно с родителями, несколько стабильнеетех, кто живёт раздельно, хотя конфликты между молодыми супругами и ихродителями при совместном проживании возникают нередко. С одной сторонысовместное проживание содействует внешнему социальному контролю со стороныродителей за молодой парой, выполнением её семейных функций, обогащаетличностные контакты. Однако, с другой стороны жизнь с родителями можетзатруднять процесс адоптации супругов, мешает их желаннойсамостоятельности, мешает развитию чувства ответственности за созданнуюсемью. Огромную роль играют такие факторы, как родительские семьи, в которыхвоспитывались супруги; отношение родителей к браку детей; добрачнаябеременность – является при создании семьи высоким фактором риска.Ускоренное формирование семьи приводит к неудовлетворённости, что влияет ина эмоциональную сторону взаимоотношений между мужем и женой. Продолжительность знакомства до брака. Этот фактор является довольнозначимым для прочности брака. Непродолжительность знакомства до брака непозволяет будущим супругам узнать друг друга настолько, чтобы иметьадекватное представление о возможности совместной адоптации, особенностяххарактеров и темпераментов. Отношение между людьми в семье из всех человеческих отношений бываютнаиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений:психофизиологические, психологические, социальные и культурные.Психофизиологические – это отношения биологического родства и половыеотношения. Психологические включают открытость, доверие, заботу друг одруге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку. Социальные отношениясодержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а такжестатусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр. Культурные –это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленныетрадициями, обычаями, сложившимися в условиях определённой культуры(национальной, религиозной и т. д.), внутри которой данная семья возникла исуществует. Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейноевзаимопонимание и воспитание детей. Внутри каждого из вида отношений могутсуществовать как согласие, так и разногласие, которые могут положительноили отрицательно сказываться на отношениях и воспитании. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том,как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимумуотрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого сначаланеобходимо точно определить внутрисемейные социально-психологическиефакторы, имеющие воспитательное значение. Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности ккомпромиссу в каждом из названных видов отношений, умения считаться сличными интересами и потребностями партнёра, уважать друг друга, доверятьдруг другу, находить взаимопонимание друг с другом. Статистикабракоразводных процессов показывает, что самые большие трудности возникаютв сфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. На них приходитсябольшая часть разводов, особенно в молодых семьях, существующих от года допяти лет. Культура общения предполагает, в свою очередь, взаимное доверие,вежливость, тактичность, чуткость, доброжелательность, внимательность,отзывчивость, доброту. И ещё раз хочется обратиться к народной мудрости: “Любовь без детей,что цветок без запаха”. Рождение и воспитание детей – апогей супружескойжизни. Как ни романтична любовь сама по себе, как ни сильна она ипрекрасна, величие супружеству придают дети. В процессе воспитания детейвозникает очень много проблем и вопросов. По данным социологов конфликтымежду супругами по поводу детей по частоте стоят на первом месте. Причём нетолько у молодых родителей, но и родителей со стажем.1.1. Семейные конфликты и их характеристика. В ПСИХОЛОГИИ ПОД КОНФЛИКТОМ ПОНИМАЕТСя ОБОЮДНОЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕПСИХИчЕСКОЕ СОСТОяНИЕ ДВУХ ИЛИ БОЛЕЕ ЛЮДЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСяВРАЖДЕБНОСТЬЮ, НЕГАТИВИЗМОМ В ОТНОШЕНИяХ, ВЫЗВАННОЕ НЕСОВМЕСТИМОСТЬЮ ИХВЗГЛяДОВ, ИНТЕРЕСОВ ИЛИ ПОТРЕБНОСТЕЙ. КОНФЛИКТЫ БЫВАЮТ ОТКРЫТЫЕ ИЛИСКРЫТЫЕ. ОТКРЫТЫЕ КОНФЛИКТЫ ПРИНИМАЮТ ФОРМУ ССОРЫ, СКАНДАЛА, ДРАКИ И Т. Д.СКРЫТЫЕ ЖЕ КОНФЛИКТЫ НЕ ИМЕЮТ яРКОГО ВНЕШНЕГО ПРОяВЛЕНИя, ЭТО ВНУТРЕННЕЕНЕДОВОЛЬСТВО, НО ИХ ВЛИяНИЕ НА СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИя НЕ МЕНЕЕ ОЩУТИМО, чЕМОТКРЫТЫХ. ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ ВЫРАЖАЮТСя В ТОМ, чТО ПСИХИчЕСКОЕСОСТОяНИЕ СУПРУГОВ МОЖЕТ ПЕРЕЙТИ В СТРЕССОВОЕ, ИСКАЖАЮЩЕЕ ПСИХИКУ чЕЛОВЕКА;ОБОСТРяЮТСя ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИя В ДУХОВНОМ МИРЕ чЕЛОВЕКА, МОЖЕТНАСТУПИТЬ СОСТОяНИЕ ОПУСТОШёННОСТИ, ПРИ КОТОРОМ ВСё КАЖЕТСя БЕЗРАЗЛИчНЫМ. Конфликт вызывается какой-то сложной для супругов проблемой. Конфликтыспецифичны для разных стадий развития семьи. Наиболее существенна рольконфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинаютприспосабливаться друг к другу. Именно на этом этапе важно определитьспособы и пути решения конфликтных ситуаций. На первом этапе развитиясемьи, когда закладывается система ценностей и формируется семейнаямикрокультура, важную роль играет функция досуга. С рождением ребёнкапоявляются новые проблемы, требующие разрешения, особое значениеприобретает хозяйственно-бытовая и воспитательная функция. На этапевзросления детей, выхода супругов на пенсию отношения в семье меняются, иконфликт имеет другую почву. Существует зависимость между конфликтом и личностями конфликтующих.Так, есть люди, которые испытывают положительные эмоции при конфликте.Некоторые же переживают их очень болезненно, поскольку не переносят любуюпсихическую напряжённость. Определённые черты характера человека (злость,вспыльчивость, капризность, обидчивость и т. д.) могут обострятьвозникающие разногласия, усугублять неприязненность в отношениях. Вотпочему важно воспитывать в себе с юных лет те качества, которые могутспособствовать умению налаживать отношения с людьми. Можно с уверенностьюсказать, что если супруги по каким-то причинам не сумели найти верный,адекватный способ решения своих проблем, то конфликт, даже естественный изакономерный для данной стадии жизненного цикла семьи, оказываетсянепреодолимым. Конфликты могут быть легкоразрешимыми и трудноразрешимыми. В первыхпричина может быть легко установлена и устранена. В трудноразрешимыхконфликтах даже при выявлении причины их нелегко ликвидировать, поэтомуотношения между супругами остаются напряжёнными. Однако причину,испортившую отношения, нужно постараться устранить как можно скорее. Возникновение ссор, которые никогда не проходят бесследно, - одно изгубительных последствий адаптации любви. Говорят: милые бранятся, толькотешатся. Но это не так. Всякая ссора необратима, то есть накладывает какой-то отпечаток на дальнейшие отношения. Но как часто ссоры основываются напустяках! Чаще всего неосознаваемой причиной ссоры является отрицательнаяпсихологическая установка. В состоянии эмоциональной усталости человекчасто становится придирчивым, несдержанным. Лучше сразу понять причинусрыва и тут же это понимание продемонстрировать: « Я понимаю, ты сегодняустал и поэтому так придирчив…» такое проявление доброжелательности обычнопомогает виновному одуматься. Если же другому вовремя не удаётсясдержаться, ссора нарастает, как снежный ком. Часто конфликты возникают из-за того, что супруги не поняли другдруга, потому что не выразили своего отношения к делу достаточно ясно.Чтобы поссориться используется всё: и как чистят зубы, и как держат ложку,и какое у другого увлечение. Для этого нужна только соответствующаяустановка. И если взята установка на «войну» в доме, то ссора неизбежна. Инет большей обиды, чем та, которая нанесена близким человеком. Он может«ударить» больно, потому что знает, куда надо бить, чтобы причинить боль.Обида – тяжелейшее переживание. Хотя здесь есть и такой аспект:необоснованная и чрезмерная обидчивость некоторых. Психологи обращаютвнимание вот на что. Обида может вызвать агрессию, которая включает всеиммунные механизмы, начинающие работать вхолостую. Любой же гормон, которыйне использован организмом, превращается для него в яд, а значит, ослабляетчеловека. Если постоянно думать о своих обидах, организм будет подвергатьсяопасным перегрузкам. Для того чтобы освобождаться от этих болезненныхявлений психики, нужно заниматься самовоспитанием мысли. Преодолетьизлишнюю обидчивость – значит найти пути к более гибкому межличностномуобщению. Возникновение конфликтов связано со стремлением людей удовлетворять теили иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учётаинтересов другого супруга или члена семьи. Выбор средств взаимодействия конфликтующими супругами зависит отуровня культуры, типа темперамента, особенностей характера, степенипсихолого-педагогической готовности к семейной жизни, возраста и т. п. В зависимости от средств, выбираемых супругами для разрешенияконфликта, он может выполнять как разрушительную, так и созидательную роль.К средствам, разрушающим семейные отношения, относятся оскорбления,унижение человеческого достоинства, стремление проучить, побольше обидеть,свалить вину за возникший конфликт друг на друга. В итоге исчезает взаимноеуважение, супружеское взаимодействие становится неприятной обязанностью. Вовтором случае, когда конфликт выполняет созидательную роль, супругистремятся выбирать средства, способствующие выяснению причин конфликтов,ищут их прежде всего в своих действиях и поступках, выражают взаимнуюготовность изменить сложившиеся взаимоотношения. Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль и тон супружествапринято называть семейной атмосферой. В сущности, она является основнымисточником радости или неприятностей, ощущения полноты супружества или егонеполноценности. Семейная атмосфера складывается из многих элементов,главный из которых – нравственное здоровье семьи, тесно связанное с жизньюобщества. Можно сказать, что нравственная семейная атмосфера устойчива втакой мере, в какой социальна семья и в какой искренни и честны супруги всвоих взаимоотношениях. Причём нравственное сознание семьи и супруговпостоянно возрастает, если здесь не провозглашают принципов, а имируководствуются, не говорят о том, как надо вести себя, а просто живут позаконам совести и чести, не рассуждают о морали, а живут в соответствии сней. Такая атмосфера оптимистична, пронизана высокой нравственностью,уверенностью в будущем. Семейная атмосфера – это психологический климат семьи. Она включает всебя духовную жизнь родителей и детей, единство их интересов, увлечений,переживаний. В этом случае психологи говорят о духовном единстве семьи,когда каждый стремиться понять других, разделить их заботы, помочь.Духовное единство сплачивает семью в коллектив, помогает созданию общегостиля и тона жизни. Каждый в семье реально может утвердить себя в глазах близких,завоевать уважение, доверие, получить одобрение, выразить себя именно всфере быта и свободного времени. Культура свободного времени очень влияетна атмосферу в семье. Если свободное время планируется для самосозидания ироста духовных потребностей, оно даёт самую разнообразную гаммуположительных впечатлений. Духовная же близость создаётся на основе психологической совместимостисупругов, родителей и детей в системе межличностных отношений, что имеетрегулирующее значение для стиля и тона супружеских отношений. Совместимость – значит близость, похожесть или такая разница, когдахарактеры, взгляды, привычки не враждебны, а дополняют друг друга. Именноот такой многословной совместимости – эмоциональной, духовной, моральной,сексуальной – зависит судьба брака: чем полнее это совместимость, чембольше у мужа и жены близких сторон, тем лучше им друг с другом, чем меньше– тем тускнее их жизнь. Слово «совместимость» родилось в биологии и медицине. Чтобы ткань,которую пересаживают в другой организм, прижилась (оказалась совместимой),ей нужно почти близнецовое родство с этим организмом. Для психологическойсовместимости важно не родство, а сходство, душевные «общие знаменатели»:достаточно, чтобы люди хотя бы в чём-то главном дополняли друг друга илибыли похожи друг на друга, как похожи берёзы разных пород, как похожирифмующиеся слова. То есть надо, чтобы разные свойства людей не враждовали,а уживались между собой. Такое уживание исключительно важно для семейной жизни, потому чтополюбить можно разных людей, а сохранить любовь (или влечение) – только ксовместимому человеку. И чем индивидуальнее люди, чем глубже ихсвоеобразие, тем больше граней совместимости нужно их психологии,подсознанию. Наилучшая совместимость – это, видимо, сплав похожести и полярности, иона стоит на трёх китах: на родстве душ, то есть похожести душевногоотношения к жизни; на душевной близости – близости интересов, взглядов,идеалов; на противоположности нервного склада. Лучше всего совмещаютсялюди, у которых близок душевно-духовный мир и полярный темпераменты(например, холерик и флегматик или сангвиник). Любовь – стихийная сила, она приходит и уходит сама. Совместимость –чаще плод наших страданий, дитя нашей воли и чувств, сознания и поведения.Создавать её приходится обычно каждый день, без перерывов: ведь люди всёвремя меняются – взрослеют, стареют, у них растут дети, делаются другимиуклад жизни, привычки, характеры, взгляды, пристрастия, и ко всем этимпеременам надо всё время приноравливаться, приспосабливать свою душу иповедение. При этом не стоит удаляться в крайность и думать, что хорошиеотношения у мужа и жены могут быть только при полной, всестороннейсовместимости. Часто людей связывают далеко не все нити, но они терпимоотносятся к не очень приятным для них чёрточкам в другом человеке, уважаютего право на самостоятельность, «автономию». Кстати говоря, и этатерпимость к неизбежным недостаткам близкого человека, и уважение к егосамостоятельности входят в число главных опор совместимости. Полная, всесторонняя совместимость вообще бывает очень редко. Кудачаще встречается неполная совместимость, не всесторонняя, норазносторонняя, и её обычно хватает для хороших отношений, если толькобережно относиться к ним. Лучше всего совместимость создаётся, когда ей помогает любовь. Любящиекак бы обмениваются частицами своих «я», перенимают друг от друга какие-точёрточки, свойства душ. Обмениваются не всегда лучшим в себе, а часто тем,что у одного ярче и что кажется другому притягательным. Обмен частицами своего «я», психологическое обобщение друг друга –топливо любви, которое поддерживает её огонь. Если этого топлива нет,любовь чаще всего гаснет. Сплав этой общности и разности и создаёт всю непростую мозаикусупружеских отношений. С одной стороны, самим психологическим глубинамчеловека – личности нужно, чтобы у него было как можно больше общихинтересов с близким человеком, чтобы у них «рифмовалось» как можно большесторон души. С другой стороны, чем развитее человек, тем он своеобразнее вовкусах, пристрастиях, привычках, взглядах. Сама психология человека –индивидуальности делает невозможным, чтобы у людей совпадали все интересыили хотя бы основные стороны характера. Между полюсами этого противоречия ибалансирует у каждой пары сплав похожести и непохожести. Совместимость – это или тяготение к тому, что нравится в человеке, или«мирное сосуществование» с тем, что кажется нейтральным или не оченьприятным. Несовместимость – неуживание с тем, что не нравится, царапает,ощущается как неприятное. Совместимость с достоинством человека часто несётв себе вкрапления несовместимости с его недостатками, вернее, с тем, чтокажется недостатками. Причём главное здесь – именно «кажется» - не то, чтоесть на самом деле, а то, что видится, ощущается, кажется хорошей чёрточкойили плохой. У одних людей между совместимостью и несовместимостью идёт остраявражда, и цепь их отношений рвётся на звенья притяжений и отталкиваний. Удругих – чаще у тех, кто терпимее и у кого недостатки слабее –совместимость перевешивает и уколы несовместимости ранят меньше, не оченьзатмевают хорошие отношения. Эти отношения дают больше радостей, если люди ведут себя как бы позаконам двойной оптики: не дают себе привыкать к хорошим сторонам близкогочеловека и стараются так строить жизнь, чтобы эти хорошие стороны нетускнели; чужие недостатки стараются терпеть и прощать, свои – сдерживать истроить жизнь так, чтобы они поменьше вылезали наружу. Старания эти невероятно трудны, они отнимают массу душевных сил, нодают взамен такие потоки радостей, такие заряды энергии, которые намногопревосходят нервные траты. Если такие старания слабы, люди поворачиваются друг к другу слабымисторонами и нити их влечений начинают слабеть и лопаются одна за другой. Наоснове этого и возникает конфликт. Поэтому следует заботиться о каждом элементе семейной атмосферы, иначенеизбежно в ней появляется противоречия, конфликты, несоответствия ивозникает неприятная эмоциональная напряжённость. Именно семья создаётвысокую ценность, быть может самую прекрасную, – радость. И поэтомусемейная атмосфера должна быть по существу своему оптимистичной,построенной на положительных эмоциях и переживаниях. Чаще всего семейные конфликты возникают у семей с напряжённой иконфликтной атмосферой. Напряжённая атмосфера характерна для противоречивых типов семей, вкоторых супруги с одинаковыми или противоположными недостатками: муж и жена– службисты или ленивы; или один трудолюбив, а другой лентяй; или кто-тонеряшлив, кто-то чистоплотен. Здесь постоянно сталкиваются разные характерыи разные установки. Если любят, супруги терпят недостатки друг друга, хотяэто даётся и не просто. Конфликтная атмосфера характерна для неблагополучной семьи исупругов, эмоционально и рационально несовместимых. В таких семьяхнастроения пессимистичны (супруги не могут расстаться из-за детей или поиной причине и потеряли надежду на лучшую жизнь) или аффектны (скандалы,ненависть друг к другу).1.2. Причины конфликтов. В СЕМЬЕ СЛУчАЮТСя РАЗНОГЛАСИя, И ЭТО ЕСТЕСТВЕННО. ВЕДЬ ДЛя СОВМЕСТНОЙЖИЗНИ ОБЪЕДИНяЮТСя МУЖчИНА И ЖЕНЩИНА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПСИХИчЕСКИМИРАЗЛИчИяМИ, НЕОДИНАКОВЫМ ЖИЗНЕННЫМ ОПЫТОМ, РАЗНЫМИ ВЗГЛяДАМИ НА МИР,ИНТЕРЕСАМИ; ПОЗЖЕ В ОРБИТУ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВКЛЮчЕНЫ ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ –ПРЕДСТАВИТЕЛИ ТРёХ ПОКОЛЕНИЙ. И ПО САМЫМ РАЗЛИчНЫМ ВОПРОСАМ, НАчИНАя СТОГО, ГДЕ ПРОВЕСТИ ВЫХОДНОЙ ИЛИ ОТПУСК, И КОНчАя ТЕМ, В КАКОЙ ВУЗ ПОСТУПАТЬСЫНУ ИЛИ ДОчЕРИ, МОГУТ БЫТЬ ПРОТИВОРЕчИВЫЕ МНЕНИя. Неизбежны проблемы на работе, неудовлетворённость друг другом,поведение детей, отношением друзей. Жизнь не бывает без трудностей, онакаждого испытывает на выдержку и стойкость. Легко любить, когда всё хорошо,а как сохранить чувство, когда плохо в семье или на работе и, кажется, невидно конца неприятностям. Возможна депрессия, усталость, что, конечно,скажется и на супружеских чувствах. Вот почему важно научиться правильновести себя в сложных ситуациях, быть выдержанным в отношениях с людьми. Втакие периоды и проверяется жизнеспособность брака, сила чувств супругов иумение сообща преодолевать трудности. Конфликт, как правило, порождается не одной, а комплексом причин,среди которых весьма условно можно выделить основную. По основной причине,т. е. по ведущему мотиву, можно выделить следующие группы семейныхконфликтов, возникающих в результате: - стремление одного или обоих супругов реализовать в браке прежде всего личные потребности (развитая направленность «на себя», т. е. эгоизм); - сильно развитых материальных потребностей у одного или обоих супругов; - неудовлетворённой потребности в самоутверждении; - наличия у одного или обоих супругов завышенной самооценки; - несовпадения представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи; - неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе; - неумение супругов разобраться в причинах, вызывающих нежелательное поведение одного из них, в результате чего возникает взаимное непонимание; нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства; - нежелание одного из супругов заниматься воспитанием детей или несовпадения взглядов на методы их воспитания; - разница в типах темперамента супругов и неумении учитывать тип темперамента в процессе взаимодействия. Одна из наиболее распространённых причин семейных конфликтов –эгоистичность одного или обоих супругов. Эгоист прежде всего думает о своихпотребностях, заботится о себе, не считается с потребностями и интересамиблизких людей. Эгоизм в семье и есть главный враг счастливого супружества.Вообще, нет порока страшнее, чем эгоизм, достоинства он превращает внедостатки. Так, соединение эгоизма с трудолюбием порождает психологиюхапуги, со смелостью - лихачество, авантюризм. Даже способности и умэгоиста подчинены одной цели – карьеризму, самовосхищению, оправданию своихошибок. Ещё страшнее эгоизм воздействует на недостатки: он превращает их впороки. Эгоизм и лень – уже паразитизм, эгоизм и ложь – подлость, эгоизм итрусость – предательство и т. д. Эгоизм одного из супругов делаетнесчастными обоих. Эгоизм обоих супругов порождает мещанство. В этом случае они вначалеконфликтуют, а затем претерпеваются друг к другу, прощают пороки инедостатки и объединяются во имя того, чтобы удовлетворить свои примитивныепотребительские запросы. Они заражаются целым рядом страстей, в числекоторых: страсть к накопительству; стремление к престижу; самореклама;самодовольство; жизнь по принципу : Мой дом – моя крепость. В мещанской семье нет ничего прочного и настоящего, кроме выгоды.Выгода – её бог и точка опоры. Мещанская семья среда для дальнейшего расцвета эгоизма в каждом изсупругов. И уже по одному этому мещанство – главный враг любви! Нельзядопустить, чтобы высочайшая радость на земле гибла из-за самовлюблённости,жадности, зависти, корысти одного или обоих супругов. Другая общая причина семейных бед – неуступчивость супругов. Она –главное препятствие к взаимопониманию, согласию, семейной гармонии. Уступать должны оба супруга. Но первым уступить должен тот, ктомудрее, сильнее, кто понимает, что нежелание и неумение уступать – путь,ведущий к ссорам и нередко – к разводам. Очень важно научиться такту и выдержке, умению убедительно иаргументированно излагать свою точку зрения. Если же убедить супруга неудаётся, лучше прекратить спор. Самое главное – не превратить семейныеспоры в ссоры, дискуссии – в скандалы и выяснения отношений. Супругам надонаучиться взаимодействовать с родителями и родственниками, а важнее -научиться уважать друг друга. Семейное согласие строится постепенно на взаимопонимании и собственномсамосовершенствовании. Если кого-либо из супругов не устраивают привычки,потребности и установки другого, надо, чтобы и другой это осознал и понял,что необходима перемена. Исправить положение можно в том случае, если этогохотят оба супруга. Скандалы, ультиматумы, брань, даже физическое насилие непобуждают к лучшему поведению, не помогают, а только мешают виновномуисправить свои ошибки или избавиться от недостатков. Повысить культурубыта, культуру отношений – это значит и повысить требовательность супруга ксамому себе. Стремясь помочь любимому человеку избавиться то недостатков, нельзязанимать позиции судьи. Важно и самому определить свою долю вины внеправильном поведении любимого человека. Можно сказать, что умение решать семейные конфликты – это прежде всегоумение сделать шаг навстречу другому, способность изменить сои взгляды,позиции. К сожалению, вариант, когда оба супруга наделены этойспособностью, встречается достаточно редко, гораздо чаще ею обладает лишьодин из них. На нём-то, этом «уступающем» супруге, фактически и держитсясемья, он становится её цементирующим началом. Первый шаг навстречу важен не только во время принятия важных семейныхрешений, когда мнения супругов не совпадают, когда в семье возникаетконфликтная ситуация. На первых порах семейной жизни, в периодприспособления, точнее, обучения жизни вдвоём, супругов сплошь и рядомподстерегают мелкие, незначительные ошибки, которые обычно приводят к стольже мелким конфликтам. Однако если их вовремя не погасить, эти мелкиеконфликты могут основательно попортить нервы обоим супругам. Как считает известный советский психолог В. Леви, ссору нужноанатомировать и отношения стоит выяснять. Однако в таких выяснениях нужнособлюдать одно правило: каждый говорит только о своих ошибках. Но нельзяпревращать жизнь в сплошное выяснение отношений, иначе из тихой пристанисемья превратится в театр военных действий. Если недовольств накопилосьочень много и слишком много претензий друг к другу, В. Леви рекомендуетпроводить «очищающие игры» или ролевой тренинг. Есть только один способ разрешения семейных проблем, конфликтныхситуаций, избавления от обиды – это общение супругов, умение разговариватьдруг с другом и слышать друг друга. За затяжным, неразрешённым конфликтом,ссорой, как правило, скрывается неумение общаться. Американский психолог Дж. Готтман, специально изучавший процесссемейного общения, выявил интересные закономерности общения супругов вконфликтных семьях. Прежде всего для этих семей характерна излишняяскованность общения. Члены их как бы бояться сказать своё слово, выразитьсвои переживания, чувства. Конфликтные семьи оказались более «молчаливыми»,чем бесконфликтные, в них супруги реже обмениваются новой информацией,избегают «лишних» разговоров, очевидно боясь, как бы ненароком не вспыхнулассора. В конфликтных семьях супруги практически не говорят «мы», онипредпочитают говорить только «я». А это свидетельствует об изолированностисупругов, об эмоциональной разобщённости, о том, что чувство «мы» в этойсемье не сформировалось. И, наконец, проблемные, вечно ссорящиесяконфликтные семьи – это семьи, в которых общение происходит в видемонолога. Всё это напоминает разговор глухих, каждый говорит своё, самоеважное, наболевшее, но никто его не слышит – в ответ звучит такой жемонолог. Под умением общаться мы подразумеваем не только, что следует, а что неследует говорить, но и как следует, а как не следует говорить. По данным психологов, изучающих проблемы общения, два человека впроцессе непосредственного общения передают при помощи слов только 7процентов всей сообщаемой информации. Остальные 93 процента передаются:через интонацию голоса и жесты, которыми сопровождается разговор, - 38процентов, через выражение лица – 55 процентов. Ещё один источник трудностей в общении, подстерегающий супругов,особенно в конфликтных ситуациях, – неумение выражать и проявлять своичувства и переживания. У каждого человека есть определённое представление о себе, о своихвозможностях, которое складывается на протяжении всей жизни. В детстве – наоснове оценки, даваемой ребёнку близкими, в последующие годы – окружающимилюдьми и результате самоанализа. В психологии оценку человеком своихвозможностей, качеств и его представление о своём месте среди людейназывают самооценкой. Она может быть завышенной, заниженной или адекватной.Самооценка влияет на характер взаимоотношений человека с окружающими людьмии выбор средств самоутверждения. Отношение человека к себе находит выражение во всём его облике.Человек с заниженной самооценкой, как правило, стеснителен, нерешителен, сопаской включается в деятельность. Он оценивает свои возможности и успехиниже их реального состояния. У людей с заниженной самооценкой достаточноразвита способность к самокритике. Человек с завышенной самооценкой пренебрежительно и неодобрительноотносится к людям. Он переоценивает свои реальные возможности и успехи.Такой человек оценивает себя выше, чем его оценивают взаимодействующие сним люди. Человек с адекватной самооценкой точно знает, на что он способен, иберётся за дело тогда, когда уверен в успехе. При всём разнообразии проблем семья, испытывающая боль, всегдахарактеризуется: низкой самооценкой, ненаправленными, спутанными, неясными,в значительной степени нереалистичными и нечестными коммуникациями;ригидными, инертными, стереотипными, негуманными, не направленными напомощь другим и чрезмерно ограничивающими жизнь правилами поведения;социальными связями, либо обеспечивающими покой в семье, либо наполненнымистрахом и угрозой. Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкойсамооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевнымиболезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальнымипроблемами. Причиной раздоров в семье может быть зависть к материальномуобеспечению. Чаще у людей с эгоистической направленностью чрезмерно развитыматериальные потребности. Разумеется, человек должен быть материальнообеспечен. Но материальные потребности могут быть столь значительными, чтозарплаты на их удовлетворение не хватит. Одни ищут дополнительную работу.Стараясь заработать побольше денег. Другие «добывают» деньги преступнымпутём – берут взятки, занимаются вымогательством, спекулируют, воруют,участвуют в грабежах. Третьи, не найдя способа «добыть» деньги, мучаются,страдают, чувствуют себя несчастными и завидуют тем, кто «умеет жить». Уэтих людей часто бывает плохое настроение, вызванное сильнымиотрицательными переживаниями. В итоге – неизбежные семейные ссоры. Люди с нормально развитыми материальными потребностями живут посредствам и стремятся свои потребности привести в соответствие свозможностями удовлетворения их. Большую роль в возникновении семейных конфликтов играет незнаниеиндивидуально-психологических различий людей, знание же их позволяет понятьих поведение, помогает правильно выбрать средства общения с ними. Типы темперамента нельзя делить на «хорошие» и «плохие». Людей с«чистыми» типами темперамента не бывает. Под влиянием условий жизни ивоспитания темперамент подвергается изменениям. Поведение человека того илииного типа темперамента можно в определённой мере корректировать. Взависимости от обстановки холерик может сорваться, накричать, но может исдержаться. Оскорбляющий жену и близких людей у себя дома, холериквоздержится от подобного поведения по отношению к начальнику, если знает,что это может для него плохо кончиться. Необходимо научиться различатьособенности поведения, вызванного типом темперамента и неумением (илинежеланием) сдерживать себя. Кроме того, на поведение человека влияет исостояние его нервной системы, и состояние здоровья. Нервное заболеваниеможет стать причиной несдержанности, эмоциональной вспышки. И флегматика,если очень постараться, можно вывести из себя. Если оба – холерики, то можно ожидать состояния повышеннойконфликтности в семье. Если оба – флегматики, то скорее всего, конфликтныхситуаций будет мало. Если один из супругов холерик, а другой – флегматик,то вспыльчивость и нетерпеливость натолкается на выдержку, спокойное ировное поведение другого. В этой ситуации холерик, подогреваемый ответнымдействием, успокоится и ссора может не возникнуть. Разумеется,отрицательное проявление того или иного темперамента должныкорректироваться самовоспитанием. Частой причиной, а по данным социологов стоят на первом месте,конфликтов между супругами являются дети. Родился новый человек. До его рождения будущие родители вряд лизадумывались над тем, какой нелёгкий путь предстоит им пройти вместе, какиеиспытания выдержать. А испытания эти очень серьёзные. За первыми минутами умиления ивосторга начинается кропотливая работа: бессонные ночи, ежедневныекормления, купания, стирка, глажка. Молодые люди, ещё не насладившиесяобществом друг друга, обнаруживают, что маленький человечек переключил всёих внимание на себя, заполнил собой всю их жизнь. Им некогда даже посидетьрядышком, беззаботно поболтать или пообщаться с друзьями. Для них закрытыдискотеки и кинотеатры, поездки за город – ребёнок приковал их к себе. Супругам приходится изменять весь строй уже сложившихся внутри семьиотношений, привычек, весь созданный ими уклад жизни. Помимо прежних ролейсупругов. Они принимают на себя новые роли матери и отца. На несколько летв семье складывается такая ситуация, когда новый член семьи фактически«диктует» своим родителям условия семейной жизни. Подобная перестройка невсегда проходит гладко. Более того, трудности этого периода иной разприводят к таким конфликтам, которые могут на долгие годы исказить,искалечить весь строй душевных, психологических отношений между супругами. Постоянно возникающие конфликты могут негативно сказаться не только насупружеских отношениях, но и на нравственном, психическом развитии ребёнка.Ведь психика малыша, его душевный склад, восприятие и отношение кокружающему миру, другим людям и себе самому формируются под влиянием тойатмосферы, которая царит в родном доме. Эмоциональный настрой, доминирующийво взаимоотношениях супругов, имеет здесь немаловажное значение. Проходитсовсем немного времени, и постоянно ссорящиеся молодые папы и мамы начинаютудивляться, откуда у их малыша появились не очень приятные свойства икачества: драчливость, жадность, капризность, чрезмерная застенчивость,лживость, возникновение которых в свою очередь ведёт к серьёзномуосложнению и без того натянутых отношений. Как же избежать конфликтов, связанных с детьми? Путь только один:перестроить свои отношения так, чтобы на первое место вышли задачи,связанные с воспитанием ребёнка, уходом за ним. Тогда малыш станетнастоящим центром супружеских отношений, а не помехой. Психологи знают: воспитание детей – это поле битвы, на которомвыясняются фактически не педагогические проблемы, а супружеские отношения,взаимные обиды. Хотя большинство людей убеждены в том, что их личные заботы– это одно, а трудности воспитания – совсем другое. Многие даже наивнополагают, что не будь их дети такими «сложными», то и супружеские отношенияскладывались бы у них значительно ровнее, легче. Увы, они принимают причинуза следствие. Родительская любовь обогащает супружескую. Любовь к детям бескорыстнапо своей сути, помогает взрослым избавиться от неизбежных на первых порахэгоистичных установок. Опыт родительской любви формирует такие качества,как терпимость, внимательность к людям, тактичность, деликатность, а потомусовершенствуют сами супружеские отношения, делает их тоньше, глубже. Можносказать, что дети – своеобразная школа воспитания родителей. Ведь новыезаботы и хлопоты заставляют действовать иначе, чем в начале супружескойжизни, появляются дополнительные права и обязанности, меняются взгляды иотношения. Каждый из супругов при рождении ребёнка обнаруживает в себе и вдругом и новые положительные качества, и неожиданные способности, и конечноже, некоторые слабости, жизненную неопытность, которые теперь нужнопреодолевать самому и помогать другому избавиться от них. Преодолениетрудностей, связанных с воспитанием детей и собственным совершенствованием,поднимает супругов на качественно новый уровень их духовного развития,совершенствует их внутренний мир. В преодолении трудностей и своихслабостей люди становятся лучше, а это обогащает их. Дети – это и новое качество супружеских отношений. Раньше была любовьдруг к другу – теперь она дополняется совместной любовью к ребёнку и впорядке обратной связи – любовью детей к родителям. Воспитание детей – это прежде всего самовоспитание родителей. Споявлением ребёнка возникает необходимость многое знать и уметь, развиватьсвои силы и способности, чтобы соответствовать идеалу отца и матери. Ведьребёнок постоянно наблюдает поведение старших, вначале подражает ему, аповзрослев, сознательно избирает идеалом родителей или… не избирает.Поэтому нельзя в семье казаться хорошим, а нужно таковым быть на самомделе. Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимнойудовлетворённости супругов, их соответствии друг другу во всех видахвнутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитаниядетей имеют доверительные отношения в семье, а также социально-психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение элементарныхнорм и правил человеческого общения, принятия взаимных обязательств поотношению друг к другу, соответствующих их семейным роля: супруга, супруги,отца, матери и т. п. Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематическиенарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимногодоверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты.Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность пониманиясупругами семейных ролей, завышенные требования, предъявляемые супругамидруг к другу. Но самыми, пожалуй, существенными факторами, отрицательносказывающимися на воспитании детей, является несовместимость нравственныхпозиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль,совесть, долг, обязанности перед семьёй, меру ответственности за состояниедел в семье. Основными путями и способами практического устранения отрицательноговлияние перечисленных факторов на воспитание детей являются достижениевзаимопонимания и гармонизации личных взаимоотношений супругов. Семейное счастье зависит от обоих супругов. Если один идёт на встречудругому, а тот уклоняется от примирения, то супруги могут разминуться раз,другой… А затем может наступить окончательный разрыв. Семейное счастье –это постоянный творческий труд каждого из супругов, напряжённая ежедневнаядеятельность. Социологи изучали конфликтные семьи и семьи на грани развода. Самымсерьёзным для судьбы брака является нарушение (или разрушение) духовно-нравственной связи, главного в супружестве. Многие функции в таких семьяхнарушаются, претерпевают значительные изменения психологические установкисупругов на сохранение брака. Жизненные планы распадаются. Нарушениефизической близости выражается в том, что супруги перестают удовлетворятьдруг друга как сексуальные партнёры, функция деторождения прекращается.Экономическая сторона брачно-семейных отношений также изменяется. В ведениидомашнего хозяйства появляется разобщённость: муж и жена начинают«обслуживать» каждый сам себя, наблюдается самостоятельность вфинансировании. Если какой-либо из процессов, характерных длядезорганизации семьи, задерживается или прекращается, разложение семьи небудет окончательным. Не может быть счастлив супруг, пытающийся своё счастье построить нанесчастье другого супруга. Только совместный поиск путей созданиясчастливой семьи может привести к успеху.2. Изучение причин семейных конфликтов.1 ЦЕЛЬ, ЗАДАчИ, ГИПОТЕЗЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИя. ЦЕЛЬ РАБОТЫ – ИЗУчЕНИЕ ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИчИН КОНФЛИКТОВ. Задачей является исследование основных причин конфликтов в семье: а) изучить при помощи теста «Конфликтная ли Вы личность?» имеется лидостаточная осведомлённость друг о друге супругами; б) определить уровень конфликтности каждого из исследуемых; в) исследовать супружеские пары на удовлетворённость браком; г) определить представления супругов о значимости в семейной жизнисексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительскихобязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешнейпривлекательности партнёров; д) изучить родительские отношения супругов; е) изучить влияние уровня конфликтности на развитие и воспитаниедетей; ж) изучить способы разрешения конфликтных ситуаций у исследуемых пар. Гипотезы: 1. Недостаточная осведомлённость друг о друге приводит к семейным конфликтам. 2. Личностное непонимание является основной из причин семейных конфликтов. 3. Различные взгляды и стереотипы поведения являются важными в возникновении конфликтов, а также представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, родительских обязанностей, моральной и эмоциональной поддержки и т. д. Методы: 1. Тест «Конфликтная ли Вы личность» 2. Тест на уровень конфликтности 3. Методика «Удовлетворённость браком» 4. Тест родительских отношений 5. Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» 6. Тест Томаса 7. Проективные методики: «Дом – дерево – человек», «Моя семья»2.2. Обсуждение результатов изучения основных причин конфликтов в семье2.2.1. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛИчНОСТИ О СВОЕЙКОНФЛИКТНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВОДИЛА ПРИ ПОМОЩИ ТЕСТА «КОНФЛИКТНАя ЛИ ВЫ ЛИчНОСТЬ?».В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЛУчЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ДАННЫЕ:|№ |Фамилия семьи |Жена |Баллы |Муж |Баллы ||1 |Заикины |Татьяна |32 |Сергей |32 ||2 |Антоновы |Наталья |30 |Геннадий |30 ||3 |Скоблик |Валентина |36 |Виктор |30 ||4 |Ященко |Оксана |36 |Владимир |24 ||5 |Реутовы |Светлана |30 |Андрей |26 ||6 |Садошенко |Светлана |32 |Анатолий |32 ||7 |Щур |Анжела |30 |Николай |28 ||8 |Дешевы |Наталья |28 |Александр |32 | КОЛИчЕСТВО БАЛЛОВ ОТ 30 ДО 44. ВЫ ТАКТИчНЫ. НЕ ЛЮБИТЕ КОНФЛИКТОВ.УМЕЕТЕ ИХ СГЛАДИТЬ, ЛЕГКО ИЗБЕГАЕТЕ КРИТИчЕСКИХ СИТУАЦИЙ. КОГДА ЖЕ ВАМПРИХОДИТСя ВСТУПАТЬ В СПОР, ТО ВЫ УчИТЫВАЕТЕ, КАК ЭТО МОЖЕТ ОТРАЖАТЬСя НАВАШЕМ СЛУЖЕБНОМ ПОЛОЖЕНИИ ИЛИ ПРИяТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИяХ. ВЫ СТРЕМИТЕСЬ БЫТЬПРИяТНЫМ ДЛя ОКРУЖАЮЩИХ, НО КОГДА ИМ ТРЕБУЕТСя ПОМОЩЬ, ВЫ НЕ ВСЕГДАРЕШАЕТЕСЬ Её ОКАЗАТЬ. НЕ ДУМАЕТЕ ЛИ ВЫ, чТО ТЕМ САМЫМ ВЫ ТЕРяЕТЕ УВАЖЕНИЕ КСЕБЕ В ГЛАЗАХ ДРУГИХ. От 15 до 29 очков. О Вас говорят, что Вы конфликтная личность. Вынастойчиво отстаиваете своё мнение, невзирая на то, как это повлияет наВаши служебные и личные отношения. И за это Вас уважают. У 50 % обследуемых оказалось, что один из членов супружеской парыявляется конфликтной личностью, что может сыграть роль в возникновенииконфликтной ситуации и конфликта.2.2.2. Обсуждение результатов изучения уровня конфликтности супругов. В ДАННОМ СЛУчАЕ ИСПОЛЬЗОВАЛА ТЕСТ НА ОЦЕНКУ УРОВНя КОНФЛИКТНОСТИ. Результаты:|№ |Фамилия |жена |Кол-в|Уровень |муж |Кол-в|Уровень || |семьи | |о |конфл. | |о |конфл. || | | |балло| | |балло| || | | |в | | |в | ||1 |Заикины |Татьяна |26 |Ниже |Сергей |24 |Ниже || | | | |среднего | | |среднего||2 |Антоновы |Наталья |29 |Средний |Геннадий|26 |Средний ||3 |Скоблик |Валентина |30 |Выше |Виктор |33 |Выше || | | | |среднего | | |среднего||4 |Ященко |Оксана |27 |Средний |Владимир|28 |Средний ||5 |Реутовы |Светлана |29 |Выше |Андрей |34 |Выше || | | | |среднего | | |среднего||6 |Садошенко |Светлана |33 |Выше |Анатолий|26 |Ниже || | | | |среднего | | |среднего||7 |Щур |Анжела |29 |Средний |Николай |35 |Выше || | | | | | | |среднего||8 |Дешевы |Наталья |28 |средний |Александ|27 |средний || | | | | |р | | | У ВСЕХ ОБСЛЕДУЕМЫХ СРЕДНИЙ И ВЫШЕ СРЕДНЕГО УРОВНя КОНФЛИКТНОСТИ.2.2.3. Обсуждение результатов удовлетворённости браком. МЕТОДИКА «УДОВЛЕТВОРёННОСТЬ БРАКОМ». Результаты обследования:|№ |Фамилия |жена |Кол-в|Степень |муж |Кол-|Степень || |семьи | |о |удовлетво-р| |во |удовлетво-|| | | |балло|ённости | |балл|рённости || | | |в | | |ов | ||1 |Заикины |Татьяна |24 |Скорее |Сергей |26 |Частичная || | | | |неудовлетво| | |удовлетвор|| | | | |рённость, | | |ённость и || | | | |чем | | |неудовлетв|| | | | |удовлетворё| | |орённость || | | | |нность | | | ||2 |Антоновы |Наталья |20 |Значительна|Геннадий|24 |Скорее || | | | |я | | |неудовлетв|| | | | |неудовлетво| | |орённость,|| | | | |рённость | | |чем || | | | | | | |удовлетвор|| | | | | | | |ённость ||3 |Скоблик |Валентина |20 |Значительна|Виктор |26 |Скорее || | | | |я | | |неудовлетв|| | | | |неудовлетво| | |орённость,|| | | | |рённость | | |чем || | | | | | | |удовлетвор|| | | | | | | |ённость ||4 |Ященко |Оксана |25 |Скорее |Владимир|35 |Значительн|| | | | |неудовлетво| | |ая || | | | |рённость, | | |удовлетвор|| | | | |чем | | |ённость || | | | |удовлетворё| | | || | | | |нность | | | ||5 |Реутовы |Светлана |40 |Практически|Андрей |36 |Значительн|| | | | |полная | | |ая || | | | |удовлетворё| | |удовлетвор|| | | | |нность | | |ённость ||6 |Садошенко |Светлана |32 |Значительна|Анатолий|19 |Значительн|| | | | |я | | |ая || | | | |удовлетворё| | |неудовлетв|| | | | |нность | | |орённость ||7 |Щур |Анжела |26 |Частичная |Николай |33 |Значительн|| | | | |удовлетворё| | |ая || | | | |нность и | | |удовлетвор|| | | | |неудовлетво| | |ённость || | | | |рённость | | | ||8 |Дешевы |Наталья |19 |Значительна|Александ|20 |Значительн|| | | | |я |р | |ая || | | | |неудовлетво| | |неудовлетв|| | | | |рённость | | |орённость | В БОЛЬШИНСТВЕ СУПРУЖЕСКИХ ПАР ИМЕЕТСя НЕУДОВЛЕТВОРёННОСТЬ(ЗНАчИТЕЛЬНАя) БРАКОМ, ОТСЮДА СЛЕДСТВИЕ – чАСТЫЕ СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ.2.2.4. Обсуждение результатов изучения семейных ценностей. МЕТОДИКА «РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ И ПРИТяЗАНИЙ В БРАКЕ». В РЕЗУЛЬТАТЕОПРЕДЕЛяЕМ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ: 1. Интимно-личностная 2. Личностная идентификация с супругом 3. Хозяйственно-бытовая 4. Родительско-воспитательная 5. Социальная активность 6. Эмоционально-психотерапевтическая 7. Внешняя привлекательность Определяем согласованность семейных ценностей супругов, а такжеролевую адекватность супружеской пары. Семьи: 1. Заикины 1. Антоновы 2. Скоблик 3. Ященко 4. Реутовы 5. Садошенко 6. Щур 7. Дешевы Чем больше величина балла по шкале семейных ценностей, тем значимеедля супруга (и) данная сфера жизнедеятельности семьи. Шкала «ролевые ожидания» - отражают ориентацию мужа (жены) на активноеролевое поведение брачного партнёра, «ролевые притязания» - собственнаяактивность в семье по реализации семейных функций.|ЖЕНЩИНЫ |МУЖЧИНЫ || | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 ||I. |1 |1 |3 |1 |1 |3 |2 |2 |1 | |3 |1 |3 |1 |1 |2 |2 |2 ||Интимно-| | | | | | | | | | | | | | | | | | ||личностн| | | | | | | | | | | | | | | | | | ||ая | | | | | | | | | | | | | | | | | | || |2 |1 |1 |2 |1 |2 |2 |2 |1 | |2 |1 |3 |1 |2 |2 |2 |3 || |3 |1 |1 |2 |1 |1 |2 |1 |1 | |3 |1 |3 |1 |2 |2 |2 |3 || |( |3 |5 |5 |3 |6 |6 |5 |3 | |8 |3 |9 |3 |5 |6 |6 |8 ||II. |4 |3 |3 |3 |1 |3 |3 |1 |2 | |0 |3 |2 |3 |3 |2 |2 |2 ||Личностн| | | | | | | | | | | | | | | | | | ||ая | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||идентифи| | | | | | | | | | | | | | | | | | ||кация с | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||супругом| | | | | | | | | | | | | | | | | | || |5 |3 |3 |3 |2 |3 |3 |2 |3 | |3 |3 |3 |3 |3 |3 |2 |1 || |6 |3 |0 |2 |3 |3 |3 |2 |3 | |1 |3 |1 |2 |3 |3 |2 |2 || |( |9 |6 |8 |6 |9 |9 |5 |8 | |4 |9 |6 |8 |9 |6 |6 |5 ||III. |7 |ожидания |притязания |ожидания |притязания ||Хозяйств| | | | | ||енно-быт| | | | | ||овая | | | | | ||1 |Заикины |ШСЦм |8 |4 |5,5 |7 |4,5 |7 |6,5 || | |ШСЦж |3 |9 |8 |7,5 |8,5 |8 |8 || | |ССЦ |5 |5 |3,5 |0,5 |4 |1 |2,5 ||2 |Антоновы |ШСЦм |3 |9 |8 |7,5 |8,5 |7,5 |8 || | |ШСЦж |5 |6 |6,5 |8 |4 |6,5 |8 || | |ССЦ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психологическая характеристика причин семейных конфликтов iconПроблема семейных конфликтов при воспитании ребенка
Без него не бывает, но, при этом, не всегда конфликт разрушителен. К этому и нужно стремиться, особенно в семейной жизни, когда безвольным...

Психологическая характеристика причин семейных конфликтов iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Стили педагогического общения....

Психологическая характеристика причин семейных конфликтов iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Стили педагогического общения....

Психологическая характеристика причин семейных конфликтов iconРеферат По дисциплине «Психология и педагогика» на тему «Социально-психологическая...
Социально-психологическая характеристика менеджера в сфере экономики, банковского дела

Психологическая характеристика причин семейных конфликтов icon: 327. 56(479. 22) “20” проблема урегулирования конфликтов в грузии
Однако при анализе их современного состояния и причин эскалации не возможно оставить без серьезного внимания влияние «третьих сторон»,...

Психологическая характеристика причин семейных конфликтов iconРеферата: “Управление конфликтами, как метод менеджмента”План Введение...

Психологическая характеристика причин семейных конфликтов iconПсихологическая характеристика ребенка

Психологическая характеристика причин семейных конфликтов iconПсихологическая характеристика работы юриста

Психологическая характеристика причин семейных конфликтов iconЭмоциональная сфера дошкольника. Общая характеристика эмоциональной сферы
Общая характеристика эмоциональной сферы. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных...

Психологическая характеристика причин семейных конфликтов iconСредних веков
Целью данной статьи является ознакомление и освещение различных причин конфликтов между людьми и их особенности в обществах охотников...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<