Доклад по дисциплине: «Психология и педагогика» на тему: «Ошибки стихийного диалогического консультирования»




НазваниеДоклад по дисциплине: «Психология и педагогика» на тему: «Ошибки стихийного диалогического консультирования»
Дата публикации23.03.2014
Размер51.3 Kb.
ТипДоклад
uchebilka.ru > Психология > Доклад
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Ошибки стихийного диалогического консультирования

Министерство образования Российской Федерации Тюменский государственный нефтегазовый университет ДОКЛАД по дисциплине: «Психология и педагогика» на тему: «Ошибки стихийного диалогического консультирования» Выполнил: гр. НР 00 – 1 Проверил: Перминова Е.Б. Тюмень – 2002 Вопреки распространенному мнению о подростковом негативизме,обостренном чувстве взрослости и независимости, наши собеседники-подросткиобращаются по телефону доверия с такими вопросами: "Что мне делать?","Посоветуйте...", "Как?", "Зачем?"... Они явно хотят, чтобы их учили жить,и рады, когда взрослый человек делится с ними своим жизненным опытом.Беседы с подростками и юношами по телефону доверия – это, в сущности,педагогический диалог. Принципы диалогического консультирования перекликаются с идеями"гуманистической психологии", но заметно отличаются от них. Обсудим это напримере. ...Ф. начал разговор крайне возмущенным тоном: "Когда кончится этоткошмар?! Ждать – или сразу в петлю?.." Он обрушил на консультанта всю своюагрессию: ненависть к правительству, желание перестрелять, потопить вкрови, резать и жечь... Дать собеседнику выговориться, разрядить аффект – норма психологическойпомощи. Консультант проявляет сочувствие к человеку, впавшему в отчаяние,но как быть ему, если он вовсе не сочувствует злобным чувствам собеседника?Чтобы это отрицательное отношение к состоянию говорящего не перешло наоценку его личности, консультант должен сохранять позицию вненаходимости.Консультанту необходимо оставаться самим собой, иметь свою позицию и неподдаваться напору эмоций собеседника. Чтобы не нарушить гиппократовскую заповедь "Не навреди!", консультант,говоря словами психолога Л.С. Выготского, должен стоять на незыблемой"скале" нравственных ценностей. Следующий пример иллюстрирует другой принцип диалогическогоконсультирования: умение слышать внутренний диалог собеседника. ...Л. 17 лет. Он позвонил, жалуясь на одиночество: нет друга, девушки.Потом заговорил о трудностях жизни – "все злые". Консультант высказал свое мнение о том, что это от бездуховности, начто Л. ответил жалобами: над ним все смеются, издеваются за то, что он нетакой, как все, – не пьет, не курит, не соблазняет девушек. Консультантсказал ему "о здоровой овце в больном стаде". "А вы с мужем счастливы исчитаете, что все вокруг – больные?" – в этой реплике Л. консультантпризнала свою ошибку (осуждение людей, находящихся в бедственномсостоянии). ...Девушка в отчаянии: ее преследует психически больной сосед, требуявыйти за него замуж. Он терроризирует ее и всю семью. Обращения в милицию ив психдиспансер не помогают: его периодически кладут в больницу и сновавыписывают. Как избавиться от соседа? "За что такая судьба?" Проявив искреннее сочувствие собеседнице, консультант убеждается, чтоизменить внешнюю ситуацию нет возможности. Рассказывает девушке еще болеетрудную ситуацию, аналогичную этой. Острота переживания постепенно убывает,и тогда начинается диалог о возможности иного отношения к жизненнымиспытаниям. "За что такая судьба?" – нам не дано знать. Признаком успешного диалога является переживание глубокого внутреннегоконтакта с собеседником и чувство спокойного удовлетворения, звучащего вголосе консультируемого и переживаемого самим консультантом. Между ниминаступает согласие. На первый взгляд может показаться, что для успешного диалога достаточноиметь общительный, мягкий и доброжелательный характер – и все пойдет самособой. Но опыт говорит о том, что этого недостаточно. Сочувствие людям,желание скорее помочь нередко оборачиваются повышенной активностьюконсультанта в общении, тогда как от него требуется сдержанность ивзвешенность в словах: он дает преждевременные поверхностные советы ирекомендации вместо того, чтобы терпеливо помогать собеседнику самомуосознать смысл своих трудностей и найти путь их преодоления. Типичными ошибками в диалоге являются перенос своего личного опыта наситуацию другого человека, а также на оценку личности собеседника иотношение к нему. Например, если человек рассказывает о своей беспричиннойревности к жене, сопровождающейся мыслями об убийстве соперника,консультант-женщина, у которой есть свой личный опыт немотивированной,необоснованной ревности мужа, невольно испытывает чувство антипатии ксобеседнику, и пристрастное, необъективное отношение к ситуацииконсультируемого может привести к ложным оценкам и выводам. Диалог несостоится: вместо умиротворения собеседника консультант сама вступит вконфликт с ним и усугубит его личные трудности. Симпатии и антипатии ксобеседникам возникают помимо воли, пока нет доминанты на собеседнике ивненаходимости. Распространенной ошибкой в диалоге является стремлениескорее успокоить консультируемого, не разобравшись в существе его проблемы,не вникнув во внутренний диалог собеседника. Но часто оказывается, что егодушевная боль вызвана муками совести, и тогда благие желания консультантане приносят глубокого примирения человеку с самим собой. Принципгуманистической психологии "не оценивай", распространенный и среди нашихотечественных психологов, не позволяет высказать свою оценку нравственнойситуации, и тогда консультант утрачивает свой голос, пассивно следуя засобеседником. Вместо диалога выходит монолог консультируемого. Сочувствуя человеку, можно легко увязнуть в его отрицательныхпереживаниях и вместо того, чтобы умиротворить его, самому прийти вдушевное расстройство. Другая опасность – увязнуть в личныхвзаимоотношениях с консультируемым, стать виной новых трудностей инеразрешимых душевных проблем. Сочувствуя одиноким, инвалидам, жаждущимобщения, консультант может утратить ту душевную ясность и трезвость,которая дается вненаходимостью. ...Юноша-инвалид обращается к консультанту уже не в первый раз: емунравится говорить с добрым, приятным человеком. Беседа длится более часа изаканчивается приглашением собеседницы к себе в гости. Консультант не можетпринять это приглашение и вынуждена отделываться неопределеннымиуклончивыми фразами. Добрые намерения консультанта могут обернуться дляэтого юноши душевной болью: обнадежив его личным участием, приятельскимтоном, она вынуждена отказать в личных отношениях, которых ждет от нееодинокий человек. Характерной ошибкой неискусного в диалоге консультанта являетсястремление скорее "продвинуть" собеседника в духовном плане. Этооказывается безрезультатным. ...Девушка жалуется на одиночество, пустоту и бессмысленность своейжизни. В ответ на это консультант с воодушевлением говорит о развитииличности, о духовности... Собеседница вежливо выслушивает, поддакивает, ноконсультант чувствует, что контакта нет, беседа идет вхолостую. Последняяфраза девушки: "Да, но мне нужен друг" – выражает суть ее обращения, мимокоторой прошла консультант, поторопившись наставить ее на путь истины. Первичным для консультанта должно быть внимание к непосредственныммотивам обращения собеседника, его вопросу, каким бы маловажным он нивыглядел в его глазах. Это внимание способствует непосредственномуконтакту. Когда он установлен, собеседник сам охотно раскрывает своиглубинные личностные проблемы и в такой доверительной беседе сам же иосознает их. Необходимо понимать разные языки и уметь ими пользоваться. По опытуконсультирования можно сказать, что выбор того или другого языка,тональности, стиля общения происходит непроизвольно. Диалогом руководит нерассудок, а духовное "Я" посредством интуиции. Важно доверять этому своемутворческому началу. Диалог – творческое духовное общение, и слово в нем непланируется, а рождается. Вопросы1. Какие бывают ошибки стихийного диалогического консультирования?2. Какие ситуации могут привести консультанта к ложным оценкам и выводам?3. К чему может привести работа консультанта, когда он дает преждевременные поверхностные советы и рекомендации?4. Почему нельзя консультанту сочувствовать консультируемому? Литература1. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. – М.:"ВЛАДОС", 2001г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад по дисциплине: «Психология и педагогика» на тему: «Ошибки стихийного диалогического консультирования» iconРеферат по дисциплине «Военная психология и педагогика»

Доклад по дисциплине: «Психология и педагогика» на тему: «Ошибки стихийного диалогического консультирования» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика московский экстерный...

Доклад по дисциплине: «Психология и педагогика» на тему: «Ошибки стихийного диалогического консультирования» iconКонтрольная работа по дисциплине«Юридическая психология» на тему:«Психология правонарушений»

Доклад по дисциплине: «Психология и педагогика» на тему: «Ошибки стихийного диалогического консультирования» iconКурсовая работа по дисциплине Военная Педагогика и Психология (ВпиП)...

Доклад по дисциплине: «Психология и педагогика» на тему: «Ошибки стихийного диалогического консультирования» iconКонтрольная работа по курсу «психология и педагогика» на тему «обманные...

Доклад по дисциплине: «Психология и педагогика» на тему: «Ошибки стихийного диалогического консультирования» iconИсследование памяти, внимания младших школьников
Специальности: практическая психология социальная педагогика; биология практическая психология; музыка практическая психология; начальное...

Доклад по дисциплине: «Психология и педагогика» на тему: «Ошибки стихийного диалогического консультирования» iconКонтрольная работа по дисциплине Психология и педагогика для студентов...
Отечественный педагог П. П. Блонский отмечал: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому...

Доклад по дисциплине: «Психология и педагогика» на тему: «Ошибки стихийного диалогического консультирования» iconУчебник составлен в соответствии с Государственным образовательным...
«Педагогика и психология». В нем рассмотрены теоретические основы клинической психологии, мозговые механизмы высших психических функций,...

Доклад по дисциплине: «Психология и педагогика» на тему: «Ошибки стихийного диалогического консультирования» iconЭкзаменационные билеты по предмету Психология и педагогика за осенний...
Экзаменационные билеты по предмету Психология и педагогика за осенний семестр 2000 года

Доклад по дисциплине: «Психология и педагогика» на тему: «Ошибки стихийного диалогического консультирования» iconДоклад, соответствующий тематике секции (в формате *. doc, *docx, *. rtf)
Специализация: Психология и социология; Педагогика и образование; Экономика и менеджмент; Философия, культура и искусство; Филология...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<