Поведение учителя в конфликтной ситуации




Скачать 68.25 Kb.
НазваниеПоведение учителя в конфликтной ситуации
Дата публикации10.03.2014
Размер68.25 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы
Поведение учителя в конфликтной ситуации

Для эффективного преодоления конфликтной ситуации учителю необходимо выбрать поведение, учитывая собственный стиль, стиль других людей, вовлеченных в конфликт часто поведение учителя при преодолении конф фликтнои ситуации реализуется как комбинация элементов таких стилей:

1 конкуренция, или соперничество, стремление быть в центре ситуации, - За этой позиции взгляды, потребности других участников спора не воспринимаются как значимые Каждый отстаивает свое мнение, поведение как единственно правильную, игнорируя соображения других Это активный, почти агрессивное наступление, попытки преодолеть конфликт, игнорируя интересы других лиц Оказывается в действиях, удовлетворении своих интересов в ущерб другим в чеснок конфликтікту.

2 Избежание Связан этот стиль с попыткой \"отодвинуть\" конфликтную ситуацию можно дальше, надеясь, что все решится само собой Часто при этом пользуются тезисом, что \"худой мир лучше доброй ссоры \"Такая стратегия не всегда свидетельствует о намерении уклониться от решения проблемы Она может быть конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию, когда решение ее целесообразнее отложить на позже Однако увлечение стратегией избегания может привести к потере личностных позиций в коллективтісних позицій у колективі.

3 Приспособления Такой стиль поведения предполагает взаимное адаптации партнеров: они действуют, не отстаивая своих интересов

4 Сотрудничество Сущность его заключается в попытке вместе подойти к эффективному преодолению конфликта с учетом интересов, потребностей обеих сторон, в поиске взаимовыгодных условий и путей достижения пороге нимание Эта стратегия является наиболее эффективной для налаживания хороших отношений, но требует больше времени, чем другие Кроме того, обе стороны должны уметь объяснить свои желания, выразить собственные нужды, выражение ухать друг друга, выработать альтернативные варианты ди дій.

5 Компромисс Проявляется он во взаимном желании уступать Этот стиль похож на сотрудничество, но его достижение происходит на поверхностном уровне отношений Партнеры не учитывают глубинных потребностей бы, интересов, а довольствуются внешним аспектами поведенияінки.

Одной из важнейших задач педагога является умение успешно использовать каждый из стилей разрешения конфликтной ситуации, учитывая конкретные обстоятельства: уметь уступать, идти на разумный компромисс, устанавливать партнерские отношения и одновременно отстаивать свою позиции.

Реальный механизм налаживания хороших отношений заключается в предотвращении конфликтных ситуаций благодаря правильной психологической тактике в общении с учениками, даже \"настроенными\" на противостояние; пе ереключенни внимания со проблем, спровоцировавших его, на другие вопросы, по которым разнобоя взгляд нетядів немає.

Советы учителю по решению конфликтных ситуаций и предотвращения (М Рыбакова):

1) вместе с дипломом учитель не получает гарантии всегда правы во взаимодействии с учениками бестактность - один из важнейших проявлений профессиональной несостоятельности;

2) всегда следует помнить: урок - не лучшее место для выяснения отношений;

3) учитель должен уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся разного возраста;

4) учитель должен хорошо знать учеников класса, их возрастные и индивидуальные особенности и находить различные формы взаимодействия с ними пытаться называть ученика по имени, даже тогда, когда он сердится я на него

5) педагог должен хорошо знать трудных учеников и тех, кто плохо учится с его предмета, проявлять к ним внимание, вовремя оказывать помощь в усвоении учебного материала;

6) нельзя наказывать учеников за поведение плохими оценками - это приведет к снижению интереса к предмету и личностного конфликта;

7) следует быть требовательными, но даже при незначительных успехов учеников - щедрыми на похвалу Соблюдать правила: ученика лучше похвалить, чем наказать Слава следует в присутствии коллектива, а замечать - нао наединеі;

8) в случае возникновения конфликтной ситуации следует своевременно остановиться, не употреблять резких слов, не акцентировать на отрицательных качествах ученика, не упрекать за неурядицы в семье, не высмеивать перед сверстника ам.

Успешно взаимодействовать с учащимися, предотвращать конфликты, а за их возникновение конструктивно преодолевать конфликтные ситуации помогает педагогический такт, который является показателем зрелости педагога, его мастерства

^ Педагогический такт (лат taktus-ощущение) - творческое умение выбирать в каждой ситуации такой стиль поведения, который предохраняет честь и достоинство каждого ученика, не унижая и не возвеличивая его

Это сильное средство, с помощью которого питомцев можно превратить в своих союзников или, наоборот, соперников Обязательным условием педагогического такта является знание индивидуальных особенностей каждого УЧНя.

В школе должны царить конструктивный диалог компетентного педагога с учащимися, демократический стиль общения, благоприятный психологический климат и атмосфера толерантности в ученических и педагогическом к коллективах Для этого следует учиться искусству общения Чтобы преуспеть в общении с учениками, нужно прежде всего придерживаться общих требований к педагогическому общению, важнейшими из которых являются: сдержанность, тактичность, толерантность, емпатийнисть, культура речи, уважение к ученику, опора на его положительные качества, установление обратной связи с воспитанниками, сотрудничество с нимми.

Чтобы овладеть искусством педагогического общения, педагогу необходимо развивать в себе:

- способность к рефлексии, осознание собственного поведения в общении;

- умение чувствовать интеллектуальные, эмоциональные, морально-волевые состояния учащихся и понимать другого человека;

- способность не только воспринимать и налаживать контакты с учениками, но и активно влиять на них, овладевать способами педагогических воздействий

Достичь запланированного результата и получить удовольствие от общения с учениками поможет соблюдение следующих требований:

1 Четко формулировать конкретные задачи и концентрировать внимание на их решении

2 Обдумывать стратегию и тактику общения с учащимися класса, подбирать оптимальные приемы воздействия на умы и сердца воспитанников Помнить о заповеди \"Не навреди!\"

3 Уметь выслушать ребенка, не перебивать ее, быть терпеливыми в общении

4 Пытаться понять учеников, чаще вспоминать, какими сами были в детстве Научиться чувствовать изменения в психологическом климате класса

5 Уметь сдерживать свои Отрицательные эмоции в общении с учениками Управлять собой Осваивать методы саморегуляции

6 Уметь прощать Ученик имеет право на ошибку Следует относиться к воспитанникам так, как хотели бы, чтобы они относились к вам

7 Никогда не унижать достоинства учащихся Не давать негативных оценок их личности, не осуждать их Оценивать негативные действия, поступки учащегося, а не его личность

8 Не быть предвзятыми

9 Выработать собственную методику взаимодействия с трудными детьми, детьми, \"острыми на язык\", и др.

10 Позаботиться, чтобы в арсенале методов воздействия на учащихся преобладали похвала, поощрение, одобрение Внушать у учащихся надежду Уметь зажечь \"внутренний реактор\" ребенка, создать ситуацию успеха

11 Чаще улыбаться ученикам Эта педагогическая заповедь обоснована с научной точки зрения и в значительной мере обеспечивает успех педагогического взаимодействия

12 Изучать себя Развивать свои коммуникативные способности Повышать уровень психологической культуры

Успеха можно достичь лишь тогда, если постоянно и настойчиво заниматься формированием коммуникативных умений Сейчас разработан комплекс упражнений, которыми может воспользоваться каждый педагог Среди них упражнения на развитие наблюдательности в общении, коммуникативной компетентности, коммуникативной воображения, техники и выразительности речи, н невербальных средств, формирование мышечной свободы в процессе педагогической деятельности, управление вниманием во время общения Необходимо также обогащать опыт общения благодаря различным общественным й работе Важное значение имеет участие педагогов в тренингах коммуникативной компетентности, личностного роста, активного социально-психологического обучения тощощо.

^ Сокровищница мыслей

Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения

А де Сент-Экзюпери

Человеческая сущность проявляется лишь в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, которая опирается только на реальность несовпадения между Я и Ты

Л Фейербах

Будь первым, когда надо слушать, и последним, когда нужно говорить

Е Каиев

Умные люди говорят потому, что есть что сказать, дураки - потому что им хочется что-то сказать

Платон

Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами

Л Фейтвангер

Не беспокойся о том, что тебя не знают люди, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей

Конфуций

Беседу нужно всегда вести так, чтобы каждый из собеседников получил из нее пользу, приобретая больше знаний

Пифагор

В чрезмерной споре истина теряется

М Монтень

Слово - это важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменить

В Сухомлинский

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Поведение учителя в конфликтной ситуации iconТип «Б»- 2,7,12 Тип «В»- 3, 8, 13 Тип «Г»- 4, 9, 14
Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно...

Поведение учителя в конфликтной ситуации iconСодержание
Исследование связи влияния типа темперамента подростков на выбор способа реагирования в конфликтной ситуации

Поведение учителя в конфликтной ситуации iconПамятка водителю водитель! При возникновении конфликтной ситуации...
...

Поведение учителя в конфликтной ситуации iconОсновные тактики поведения в конфликтной ситуации
Отрицательные тактики – такие виды поведения, которые вызывают эмоциональное напряжение и могут стать причиной: а перехода конструктивно...

Поведение учителя в конфликтной ситуации iconПланирование и оптимизация численности персонала в ООО «Рекламус...
Место службы персонала в организационной структуре: характеристика основных функций 7

Поведение учителя в конфликтной ситуации iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Организационное поведение...
Предмет и задачи курса «Организационное поведение», связь с другими

Поведение учителя в конфликтной ситуации iconЧто такое ляпас?
Кто отвечает за мое поведение? Злая собака. Обсуждение механизма поведения на примере ситуации родитель с ребёнком и злая собака

Поведение учителя в конфликтной ситуации iconВлияние рекламной информации на рациональное потребительское поведение
В современной экономической ситуации эффективная деятельность на B2C рынке во многом определяется субъективным потребительским благом,...

Поведение учителя в конфликтной ситуации iconПравила поведения педагога в «трудной» ситуации
Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Характеризуя поведение ученика, используйте...

Поведение учителя в конфликтной ситуации iconЭкзаменационные билеты по дисциплине «Организационное поведение»
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<